Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махрина Елена Александровна, Высоцкая В. С.

Целью данного исследования является проведение диагностического и профилактического мероприятия социально-психологических факторов аутоагрессивного поведения обучающихся. В статье приводятся результаты исследования до и после профилактических мероприятий. На начальном этапе были выявлены учащиеся с признаками аутоагрессивного поведения. Проведение профилактических мероприятий проходило не только с учащимися, так же привлекались их родители и педагоги. По окончанию исследования были получены результаты, которые подтвердили эффективность профилактических действий, так как признаки аутоагрессивного поведения у учащихся существенно снизились.The purpose of this study is to conduct diagnostic and preventive measures of socio-psychological factors of autoaggressive behavior of students. The article presents the results of research before and after preventive measures. At the initial stage, students with signs of autoaggressive behavior were identified. Preventive measures were carried out not only with students, but also with their parents and teachers. At the end of the study, results were obtained that confirmed the effectiveness of preventive actions, since the signs of auto-aggressive behavior in students significantly decreased

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 37

Психолого - педагогические науки

Махрина Елена Александровна, научный руководитель канд. психол. наук, доцент, Севастопольский государственный университет Высоцкая В. Смагистрант второго года обучения, Севастопольский государственный университет

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация: Целью данного исследования является проведение диагностического и профилактического мероприятия социально -психологических факторов аутоагрессивного поведения обучающихся. В статье приводятся результаты исследования до и после профилактических мероприятий. На начальном этапе были выявлены учащиеся с признаками аутоагрессивного поведения. Проведение профилактических мероприятий проходило не только с учащимися, так же привлекались их родители и педагоги. По окончанию исследования были получены результаты, которые подтвердили эффективность профилактических действий, так как признаки аутоагрессивного поведения у учащихся существенно снизились.

Ключевые слова. Аутоагрессия, аутоагрессивное поведение, социально-психологические факторы, учащиеся.

Annotation: The purpose of this study is to conduct diagnostic and preventive measures of socio-psychological factors of autoaggressive behavior of students. The article presents the results of research before and after preventive measures. At the initial stage, students with signs of autoaggressive behavior were identified. Preventive measures were carried out not only with students, but also with their parents and teachers. At the end of the study, results were obtained that confirmed the

effectiveness of preventive actions, since the signs of auto-aggressive behavior in students significantly decreased

Keywords: Autoagression, autoagressive behavior, socio-psychological factors, students.

Введение. Исследование аутоагрессивного поведения обучающихся, в последнее время, является очень актуальным, так как широко распространяется проявление аутоагрессии среди молодого поколения, от саморазрушения, в виде алкогольной, наркотической и других зависимостей, до суицида.

Согласно цели исследования, необходимо решить следующие задачи: провести обзор научной литературы по данной проблеме; подобрать соответствующие методики по диагностики и коррекции социально-психологических факторов, влияющих на аутоагрессивное поведение учащихся; провести эмпирическое исследование.

В данном исследовании были применены следующие диагностические методики: Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко), обработка результатов исследования с применением U-критерия Манна-Уитни. При проведении профилактических мероприятий использовались следующие методы и приемы: анкетирование, имитационные и ролевые игры, упражнения, психогимнастика, релаксации, разминки, сказкотерапия, дискуссия. В исследовании принимали участие: учащиеся, их родители и преподаватели.

Аутоагрессивное поведение изучали и изучают множество отечественных и зарубежных исследователей: В.Я. Гиндикина, В.Д. Менделевич, Ю.В. Валентик, М. Менделевич, Е.В. Мартьянова, З.Л. Зуркарнеева, С.Н. Стрельник, Г.Т. Красильников, И.Е. Пащенко, И.Н. Хмарук, М.В. Алфимова, В.И. Трубников, Р.Ж. Кадорет, Б. Крэйки, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Менингер, В.А. Тихоненко, Э. Шнейдман, Л.Н. Юрьева и др., результаты их исследовательской работы рассмотрены в данной работе.

Основная часть. Изучение аутоагрессивного поведения занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной психологии. Аутоагрессивность является устойчивой личностной особенностью, проявляющейся в актах причинения вреда самому себе [3, с. 25]. Так же аутоагрессивность понимается готовностью человека к аутоагрессивным действиям, а аутоагрессия (аутоагрессивное поведение) - это действия, которые направлены на саморазрушение, сюда входит эпизодическое употребление алкоголя и наркотиков.

Аутоагрессия является одной из форм агрессивности и характеризуется прямым действием против собственной личности [2, с. 19]. Понятие «аутоагрессии» имеет большой спектр определений и рассматривается от категории психологического феномена до экзистенционарного понимания, не связанного с болезнями.

А.Н. Грязнова и Е.А. Чеверикина в своих исследованиях показали, что подростки, которые склонны к зависимому поведению, имеют следующие личностные особенности: поверхностный характер общения, необязательность, стремление произвести хорошее впечатление, стремление обвинять других и поиск оправданий для себя, уход от реальности как способ защиты, подчинение влиянию, отсутствие самостоятельности, тревожность, боязнь трудностей и их плохая переносимость, ригидность поведения, уход от ответственности [1, с. 10].

В настоящее время психика многих несовершеннолетних является недостаточно пластичной, чтобы быстро и адекватно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни. Это и является причиной развития множества форм отклонений в поведении; в их число входит и формирование аутоагрессии.

Подробнее остановимся на факторах формировании аутоагрессивного поведения. Выявление социально-психологических факторов аутоагрессивного поведения у учащихся дает нам возможность: создать улучшенную систему диагностирования; распознать защитные барьеры для остановки развития

аутоагрессивного поведения; выявить необходимые приемы и методы для проведения эффективных индивидуальных, семейных, социальных воздействий на учащихся, в виде профилактики данного явления.

В исследовании приняли участие подростки от 14 до 17 лет, обучающиеся в СОШ № 32 г. Таганрога. Выборка составила 40 человек. Данная группа выбрана мной не случайно, так как она походит под критерии данного исследования: подростки, обучающиеся в школе.

Методы исследования: теоретический: анализ источников по изучаемой проблеме; эмпирический: тестирование, опрос, статистическая обработка данных, профилактические мероприятия.

Вначале была применена методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел [4, с. 362-370]. Данная методика дает возможность диагностировать склонность подростков к отклоняющемуся поведению. Она представляет собой тест-опросник, который служит для измерения готовности подростков к реализации разных форм, отклоняющегося поведения.

По ее итогам мы видим следующие показатели:

По шкале 3 (склонность к аддиктивному поведению) - 20 подростков показали высокие результаты. Это говорит о предрасположенности к уходу от реальности при помощи изменения своего психического состояния, они склонны к иллюзорно-компенсаторному методу при решении своих проблем.

По шкале 4 (склонность к самоповреждающему и саморазрушаемому поведению) - высокие показатели выявлены у 21 несовершеннолетних. Это показывает, что они мало ценят свою жизнь, склонны к риску, у них выражена потребность острых ощущений и садомазохистских критериях.

По шкале 7 (склонность к делинквентному поведению) - 20 человек из группы показали высокие результаты.

По шкалам 5 (склонность к агрессии и насилию) и 6 (волевой контроль эмоциональных реакций), высокие показатели у 23 и 20 подростков соответственно, что говорит о направленности на проявление агрессии во

взаимоотношениях с другими людьми. Они имеют склонность решать проблемы насильственными действиями, могут унижать партнера по общению для поднятия собственной самооценки, имеют низкий уровень волевых качеств, это все свидетельствует об их склонности к реализации делинквентного поведения.

Далее подростки были разделены на две группы. В первую вошли подростки, не склонные к аутоагрессии, во вторую вошли подростки, склонные к аутоагрессии. Количество участников составило по 20 человек.

По методике «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В. В. Бойко) мы провели сравнительную характеристику двух групп по склонности к аутоагрессии.

Проанализировав данные по шкале 7 «аутоагрессия», в первой группе высокие баллы показали 8 подростков, во второй - 17.

Применив U-критерий Манна-Уитни, мы получили высокое значение различий по шкале 7 «аутоагрессия», на уровне р<0,05, что подтверждает высокую склонность к аутоагрессии участников 2-й группы, так же как и первый опросник.

Далее была проведены профилактические мероприятия. Профилактическая работа с подростками, склонными к аутоагрессивному поведению, очень важна. Взрослея, подросткам приходится справляться с множеством задач: успешно учиться, понимать себя, быть признанным и принятым сверстниками, учиться управлять своими эмоциями, самостоятельно принимать ответственные решения, уметь конструктивно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, что для них порой бывает очень сложно. Подросток является еще не окрепшим ребенком, который при определенных обстоятельствах может сломаться, и чтобы избежать этого, необходима профилактика аутоагрессии.

Целью коррекционной программы было провести мероприятия, снижающие проявление аутоагрессивного поведения и факторов, способствующих его формированию.

Программа предназначается для работы с подростками, родителями и педагогами. Срок проведения четыре месяца.

Задачи работы с педагогами:

- информировать о признаках аутоагрессивного поведения у подростков;

- расширить знания о возрастных изменениях в подростковом возрасте;

- провести профилактику эмоционального выгорания педагогов.

Форма работы: предоставление информационно-методических материалов, индивидуальное консультирование, беседы, анкетирование, семинары-практикумы, релаксация.

Задачи работы с родителями:

- информировать о причинах и признаках аутоагрессивного поведения у подростков;

- способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье подростков.

Форма работы: проведение родительских собраний, распространение буклетов, индивидуальное консультирование, беседа и анкетирование.

Задачи работы с подростками:

- информировать об аутоагрессии, ее признаках, особенностях суицидального поведения;

- повысить эмоциональную грамотность, научить распознавать свои эмоциональные состояния;

- развить способность правильно выражать свои чувства и саморегуляции;

- тренировка навыков находить конструктивные способы решения при попадании в сложные ситуации.

Ожидаемый результат:

- снизится уровень аутоагрессивного поведения у подростков;

- повысится комфортность в образовательной среде, в виде улучшений взаимоотношений с педагогами;

- улучшатся детско-родительские отношения подростков.

С подростками была проведена индивидуальная и групповая работа. Индивидуальная работа включала в себя проведение диагностики, беседы, консультирования. Участие было добровольным, но педагог-психолог сам приглашал подростков на индивидуальную беседу, в процессе которой он относился очень внимательно к чувствам несовершеннолетних, не вел никаких записей, не ограничивал по времени и приглашал на следующие встречи.

В групповом тренинге организовывались группы по 12-13 человек, учитывая интересы подростков, в процессе деления на группы. Занятия проводились один раз в неделю, с продолжительностью 40-60 минут.

В структуру тренингового занятия включалось:

- организационный этап - направляется на активизацию и мотивацию группы для продуктивного взаимодействия;

- практический этап - направляется на получение и обсуждение новой информации, на развитие умений и навыков, на расширение опыта;

- итоговый этап - направляется на подведение итогов, на получение обратной связи, на рефлексию.

Использовались следующие методы и приемы работы: анкетирование, имитационные и ролевые игры, упражнения, психогимнастика, релаксации, разминки, сказкотерапия, дискуссия.

Проводя занятия, нужно следовать следующим условиям:

- учитывать личный опыт каждого подростка;

- не настаивать на откровенности, правило «молчания»;

- учитывать индивидуальный темп выполнения упражнений;

- создавать ситуацию успеха при организации работы в микро группах;

- внимательно наблюдать за состоянием каждого участника;

- гибко варьировать проведение разминок и релаксаций;

- оказывать эмпатическую поддержку.

При выполнении упражнений подросток может испытать замешательство. Если это происходит, то упражнение необходимо разбить на несколько шагов, позволяющих несовершеннолетнему выполнить задание в

своем индивидуальном темпе. Не задевая самолюбие подростка и не понижая его самооценку.

Этап «обратной связи» нужно проводить осторожно и внимательно, так как имеется возможность в нанесении психологического вреда несовершеннолетнему. На этом этапе нужно создать все условия для его самопознания, самоанализа, развития уверенности в себе и гордости за себя.

Для того, чтобы проверить эффективность программы профилактики аутоагрессивного поведения, мы провели повторное экспериментальное исследование.

Проведя повторное исследование по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла, мы получили следующие показатели:

По шкале 3 - склонность к аддиктивному поведению - количество подростков, показавших высокие результаты снизилось на 6 человек, и составило 14.

По шкале 4 - склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - также значительно снизилось количество на 5 человек, и составило 16.

По шкале 7 - склонность к делинквентному поведению - количество подростков с высокими баллами, снизилось на 6 человек, и составило 14.

По шкале 5 - склонность к агрессии и насилию - снизились показатели у 6-х человек, количество подростков с высокими баллами составило 17.

По шкале 6 - волевой контроль эмоциональных реакций - так же количество подростков снизилось на 6 человек, и составило 14.

По методике «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко), мы провели сравнение изменений в 2-х группах и получили следующие результаты:

Показатели по шкале 7 «аутоагрессия», снизились в 2 раза после проведения профилактических мероприятий.

Следовательно, профилактические мероприятия оказались эффективными.

Заключение. В результате проведенной исследовательской работы, по проблеме «Профилактика социально-психологических факторов, влияющих на аутоагрессивное поведение обучающихся», мы пришли к выводу, что данные профилактические мероприятия являются эффективными. По результатам исследования, уровень аутоагрессии, у учащихся, снизился почти в два раза. Комплексная профилактика для учащихся, их родителей и педагогов подтвердила свою эффективность.

Библиографический список:

1. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите. Образовательно -воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти. - [Текст] Казань, 2008. - 224 с.

2. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - [Текст] М.: Медицина, 1985. - 42 с.

3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - [Текст] СПб., 1995.- 37 с.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - [Текст] М. - Воронеж, 1996. 535с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.