Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ОТЧИСЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА'

ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ОТЧИСЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ОТЧИСЛЕНИЯ / ИСКУССТВЕННАЯ НЕЙРОННАЯ СЕТЬ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курдин Денис Алексеевич

В статье рассматривается современный метод психологического прогнозирования рисков отчисления. Дается анализ и обоснование психодиагностики как предшественника методов психологического прогнозирования. Рассмотрены шаги психологического отбора, позволяющие осуществлять психологический прогноз рисков отчисления. Приведены эмпирические данные психологических обследований курсантов, а также сравнительный анализ корреляционных плеяд. Описаны результаты психокоррекционной работы с курсантами, в отношении которых нейросеть давала прогноз о возможном отчислении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курдин Денис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF RISKSOF EXPULSION OF CADETSFROM EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FEDERAL PENITENTIARY SERVICEBASED ON PSYCHOLOGICAL PROGNOSIS

The article discusses the modern method of psychological forecasting of the risks of deduction. The analysis and justification of psychodiagnostics as a precursor of psychological forecasting methods is given. The steps of psychological selection allowing to carry out a psychological forecast of the risks of deduction are considered. Empirical data of psychological examinations of cadets, as well as a comparative analysis of correlation pleiades are presented. The results of psychocorrective work with cadets for whom the neural network gave a forecast of possible expulsion are described.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ОТЧИСЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 343.83:159.9

doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).045-053

ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ОТЧИСЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА

Денис Алексеевич Курдин1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, dnskurdin@gmail.com.

http://orcid.org/0000-0002-9292-7342

Аннотация. В статье рассматривается современный метод психологического прогнозирования рисков отчисления. Дается анализ и обоснование психодиагностики как предшественника методов психологического прогнозирования. Рассмотрены шаги психологического отбора, позволяющие осуществлять психологический прогноз рисков отчисления. Приведены эмпирические данные психологических обследований курсантов, а также сравнительный анализ корреляционных плеяд. Описаны результаты психокоррекционной работы с курсантами, в отношении которых нейросеть давала прогноз о возможном отчислении.

Ключевые слова: психологическое прогнозирование, профилактика рисков отчисления, искусственная нейронная сеть, эмпирическое исследование, психокоррекционная работа, курсанты

Для цитирования

Курдин Д. А. Профилактика рисков отчисления курсантов из образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний на основе психологического прогноза // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 45-53. 001: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).045-053.

© Курдин Д. А., 2022

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Original article

PREVENTION OF RISKS OF EXPULSION OF CADETS FROM EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE BASED ON PSYCHOLOGICAL PROGNOSIS

Denis Alekseevich Kurdin1

1 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, dnskurdin@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-9292-7342

Abstract. The article discusses the modern method of psychological forecasting of the risks of deduction. The analysis and justification of psychodiagnostics as a precursor of psychological forecasting methods is given. The steps of psychological selection allowing to carry out a psychological forecast of the risks of deduction are considered. Empirical data of psychological examinations of cadets, as well as a comparative analysis of correlation pleiades are presented. The results of psychocorrective work with cadets for whom the neural network gave a forecast of possible expulsion are described.

Keywords: psychological forecasting, prevention of expulsions risks, artificial neural network, empirical research, psychocorrection work, cadets

For citation

Kurdin, D. A. 2022, 'Prevention of risks of expulsion of cadets from educational organizations Federal Penitentiary Service based on psychological prognosis', Applied legal psychology, iss. 4(61), pp. 45-53, doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).045-053.

Современное психологическое прогнозирование - это комплекс методов, направленных на решение конкретных задач, где один из аспектов - психологические проявления и процессы, изучая которые возможно прогнозировать будущее. Основой прогнозирования является анализ психологических данных, полученный из проведенных

обследований. Сегодня многие ученые активно начинают использовать методы, основанные на машинном обучении и искусственном интеллекте. Указанные методы становятся все более популярными, в том числе в области психологической оценки и выстраивания прогноза. Они обеспечивают беспрецедентную гибкость при модели-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ровании большого числа переменных и нелинейных связей.

В данной статье мы рассмотрим применение современных методов прогнозирования применительно к явлению рисков отчисления курсантов из образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Вопрос прогнозирования рисков отчисления курсантов военных училищ не нов для психологии в целом и психодиагностики в частности. Стоит отметить, что психодиагностика получила стимул к развитию именно как инструмент прогнозирования. В 1910-1920-х годах среди ее задач было изучение определенных свойств личности, способствующих успешному труду, в том числе психологического прогноза рисков отчисления посредством профессионального отбора. В конце 20-х годов ХХ века в советский период в России наступает расцвет данного направления. Школа психотехники СССР признается одной из ведущих в мире, не уступающей аналогичным зарубежным школам, в том числе немецким.

Интенсификация изучения личностных качеств начинается с появлением видов профессиональной деятельности, связанных с эксплуатацией дорогостоящего оборудования, в частности профессиональный отбор курсантов-летчиков. Бурное развитие именно в этой среде объясняется экономической выгодой, что являлось некоторым ориентиром для профессионального отбора и позволяло снизить ресурсо-затратность профессиональной подготовки летчиков. Количество недоучившихся курсантов в то время напрямую

влияло на экономическую составляющую обучения. Данные обстоятельства способствовали возникновению полноценного психологического отбора именно курсантов-летчиков.

По итогам изучения истории вопроса психологического прогнозирования можно сделать вывод о том, что экономическая обусловленность и последние новшества психологической теории создали инструмент психологического прогнозирования - психотехнику. На основании этого мы считаем профессиональный отбор важным средством профилактики отчислений курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Рассмотрим шаги профессионального психологического отбора на примере Академии ФСИН России и территориальных управлений ФСИН России.

От обретения будущим курсантом устойчивого желания обучаться в Академии ФСИН России до окончания обучения он должен пройти ряд психологических мероприятий.

1. Первая группа мероприятий проводится до зачисления в образовательную организацию и включает в себя:

1.1. Проведение первичного психодиагностического обследования на уровне исправительного учреждения. Материалами для этого выступают: батарея методик и анкета с социально-демографической информацией. Результатом обследования, как правило, становятся заключение с краткими выводами и рекомендации о возможности приема на службу.

1.2. Обследование в территориальном органе (УФСИН, ГУФСИН, ОФСИН России) проводится, как правило, в

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

центре психодиагностики при военно-врачебной комиссии территориального органа. Результатом обследования является заключение о возможности приема на службу, об отсутствии психологических препятствий к несению службы или учебы.

2. Вторая группа мероприятий по профилактике рисков отчисления курсантов из образовательных организаций ФСИН России проводится в первый месяц учебы и состоит из следующих элементов:

2.1. Проведение первичного психологического обследования в образовательной организации. Материалами для этого выступают: батарея методик и анкетные данные, в которые входит и информация, полученная при реализации мероприятий первой группы. Результатом обследования будет заключение о прогнозе возможных деструктивных проявлений со стороны курсанта.

2.2. Осуществление психокоррек-ционных, консультативных и психопрофилактических мероприятий впе-риод адаптации курсанта к условиям службы. Результатом данных мероприятий является профилактика деструктивных проявлений, в том числе снижение риска отчисления курсанта из образовательной организации ФСИН России.

Проведенное нами исследование -первичное психологическое обследование в Академии ФСИН России - относится к мероприятиям второй группы. Оно осуществлялось в загородном учебном центре Академии ФСИН России в течение первого месяца обучения в образовательной организации. Обследования курсантов проводились

в августе месяце с 2018 по 2020 год. Всего было обследовано 475 курсантов всех факультетов.

Использовалась батарея методик, состоящая из следующих тестов: Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин) [7]; Тест эмоционального интеллекта Холла (Н. Холл) [8]; Шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер [2]; Структура индивидуального правосознания (Т. А. Симакова, Д. В. Сочивко) [6]; Самоактуализационный тест (Л. Я. Гоз-ман) [1]; Опросник психодинамической типологии просоциального поведения (Д. В. Сочивко) [5].

Анализ и интерпретация тестов проводились в декабре 2021 г. В ходе анализа курсанты были разделены на две группы - отчисленные N - 24 и обучающиеся N - 453. По его результатам были получены две корреляционные плеяды: обучающихся курсантов (рис. 2) и отчисленных курсантов (рис. 1). Точки, между которыми строилась корреляция, соответствовали шкалам вышеуказанных методик.

Анализируя представленную плеяду, можно заметить, что у отчисленных курсантов в качестве центра выступает социальная тревожность, которая имеет отрицательные связи между управлением эмоциями, самоуважением, нарциссизмом и самомотивацией. Следующий полюс - это самоуважение. Оно связано положительными связями с самотрансцен-денцией, поддержкой, ориентацией во времени, интегральным чувством за или против собственного, а также аутосимпатией.

Рассмотрим плеяду курсантов, продолжающих обучение (рис. 2).

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. 1. Корреляционная плеяда группы отчисленных курсантов

Примечание. Сплошные линии - прямая корреляционная связь г > 0,75, пунктирные линии -обратная корреляционная связь г < -0,75.

Рис. 2. Корреляционная плеяда группы обучающихся курсантов

Примечание. Сплошные линии - прямая корреляционная связь г > 0,75, пунктирные линии - обратная корреляционная связь г < -0,75.

В отличие от отчисленных курсантов, у курсантов, продолжающих обучение, корреляционные связи не представлены одной плеядой. Корреляционные связи обучающихся кур-

сантов состоят из трех больших групп и одной несколько меньшего размера. В трех группах корреляционных связей присутствует выраженный центр с положительными связями с другими психоло-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

гическими факторами, проецированными в шкалы психологических методик, такими как: самоуважение, связанное с аутосимпатией, ответственностью и ценностными ориентациями; нарциссизм, связанный с правовым авантюризмом, инфантилизмом и социальной тревожностью; гибкость поведения, связанная с самопринятием и поддержкой.

Сравнивая результаты корреляционного анализа двух групп курсантов (отчисленных и обучающихся), можно прийти к выводу о том, что внутренние связи между психологическими явлениями и процессами, спроецированными на шкалы проведенных методик, различны. Основное различие - это наличие множества плеяд у обучающихся и одной (доминирующей) у отчисленных курсантов. Исходя из проведенного обследования можно сделать вывод о том, что структура связей отчисленных курсантов отличается от структуры связей обучающихся.

С целью психологического прогнозирования нами был использован также метод интеллектуального анализа данных, основанный на технологии машинного обучения. Сама технология описана нами ранее в предыдущих статьях [3]. На данных отчисленных курсантов была сконструирована искусственная нейронная сеть, обладающая прогнозом на уровне 89 %, о чем нами писалось ранее в статье «Психологическое прогнозирование рисков отчисления курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний» [4].

Следует также указать, что современные системы обработки информации и конструирования искусственных

нейронных сетей построены так что позволяют кроме самого психологического прогноза предоставить данные, на которые опиралась искусственная нейронная сеть при конструировании прогнозов. Данный параметр имеет название «Сенсорная чувствительность нейросети». Результаты сенсорной чувствительности нейронной сети, обученной на данных отчисленных курсантов, отражены на рисунке 3.

Из анализа рисунков 1 и 3 можно заметить ощутимое сходство между шкалами, использованными нейросетью, и полюсами корреляционной плеяды отчисленных курсантов: социальная тревожность, самоуважение, управление своими эмоциями. Как видно, при сравнении центры совпадают с параметрами сенсорной чувствительности. В связи с чем нами была выдвинута гипотеза о влиянии данных психологических факторов, спроецированных на шкалы психологических методик, на успешность обучения курсантов. В свою очередь, параметры сенсорной чувствительности можно использовать как психотерапевтические мишени в профилактике отчисления курсантов.

Исходя из выдвинутых предположений, с курсантами, в отношении которых нейросеть выдвинула прогноз «возможное отчисление», была проведена психокоррекционная работа. В качестве психологических параметров, подлежащих корректировке, мы выбрали те, которые были указаны в сенсорной чувствительности, простроенной нейросетью.

Работа в указанном направлении строилась следующим образом: курсанты проходили психологическое об-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. 3. Сенсорная чувствительность и процент вклада данных в построение прогноза каждой из шкал

следование по указанным выше методикам. Всего было обследовано 240 курсантов Академии ФСИН России набора 2021 г. Далее данные обследований анализировались созданной искусственной нейронной сетью. В результате анализа 22 курсанта были идентифицированы как «возможное отчисление», то есть в отношении них был осуществлен психологический прогноз. С этой категорией курсантов были проведены индивидуальные психокоррек-ционные мероприятия согласно плану, а затем повторное психологическое обследование. Результаты представлены в таблице 1.

При анализе таблицы 1 можно пронаблюдать, что результаты по шкалам улучшились, а именно социальная тревожность уменьшилась, самоуважение повысилось, контроль эмоций улучшился.

Результаты повторного психологического обследования курсантов тоже анализировались нейросетью (табл. 2).

Из приведенных в таблице 2 данных также можно пронаблюдать, что прогноз в отношении курсантов, участвовавших в психокоррекции, изменился на более благоприятный в отношении 18-ти человек, а в отношении 4-х остался прежним.

Вывод

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Использование интеллектуального анализа данных, в частности искусственной нейронной сети, в прогнозе рисков отчисления оправданно. Результаты классической математической статистики, а именно корреляционного анализа, схожи с результатами данных сенсорной чувствительности созданной нейросети. Использование этих данных позволяет профилакти-ровать случаи отчисления курсантов. Созданная на основе результатов психологического обследования курсантов искусственная нейронная сеть является эффективным инструментом профилактики рисков отчисления.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 1

Результаты по отдельным шкалам

№ п/п Группа Социальная тревожность Самоуважение Управление своими эмоциями

в «сырых» средних баллах по выбранной группе

1 До коррекции 6,68 11,13 6,45

2 Контрольная группа 7,45 11,4 6,86

3 После коррекции 5,90 12,09 8,68

Таблица 2 Психологический прогноз нейросети

Группа с прогнозом «возможно отчисление»(п 22) Психологический прогноз нейросети «отчислен» в отношении курсантов (чел.) Психологический прогноз нейросети «обучается» в отношении курсантов (чел.)

До коррекции 22 0

После коррекции 4 18

Список источников

1. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М. : Рос. пед. агенство, 1995. 43 с.

2. Майнина И. Н., Васанов А. Ю. Стандартизация опросника «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 87-99.

3. Сорокоумова С. Н., Курдин Д. А. Использование data mining в изучении динамики личностного роста курсантов ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30, № 1. С. 86-95. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).1.86-95.

4. Сорокоумова С. Н., Курдин Д. А. Психологическое прогнозирование рисков отчисления курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Прикладная юридическая психология. 2022. № 3(60). С. 26-32. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.3(60).026-032.

5. Сочивко Д. В. Психодинамическая типология просоциального (дистантного) поведения // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2(47). С. 28-35. DOI: 10.33463/2072-8336.2019.2(47).028-035.

6. Сочивко Д. В., Симакова Т. А. Теория и методика исследования индивидуального правосознания и его инфантилизации и криминализации // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 24-40.

7. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.

8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 43 с.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

References

1. Gozman L. Ya., Kroz M. V., Latinskaya M. V. Self-actualization test. M. : Rospedagenstvo, 1995. 43 p.

2. Mainina I. N., Vasanov A. Yu. Standardization of the questionnaire "Scale of existence" A. Langle, K. Orgler // Psychological Journal. 20lO. No. 1. pp. 87-99.

3. Sorokoumova S. N., Kurdin D. A. The use of data mining in the study of the dynamics of personal growth of cadets of the departmental university of the Federal Penitentiary Service // Man: crime and punishment. 2022. Vol. 30, No. 1. pp. 86-95. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).1.86-95.

4. Sorokoumova S. N., Kurdin D. A. Psychological forecasting of risks of expulsion of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service // Applied legal psychology. 2022. No. 3(60). pp. 26-32. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.3(60) .026-032.

5. Sochivko D. V. Psychodynamic typology of prosocial (distant) behavior // Applied legal psychology. 2019. No. 2(47). pp. 28-35. DOI: 10.33463/2072-8336.2019.2(47) .028-035.

6. Sochivko D. V., Simakova T. A. Theory and methodology of research of individual legal consciousness and its infantilization and criminalization // Applied legal psychology. 2015. No. 2. pp. 24-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Stolin V. V., Pantileev S. R. Questionnaire of self-attitude // Workshop on psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials. M., 1988. pp. 123-130.

8. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Diagnostics of "emotional intelligence" (N. Hall). Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. M. : Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. 43 p.

Информация об авторе

Д. А. Курдин - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров.

Information about the author

D. A. Kurdin - adjunct of the Faculty of training of scientific and pedagogical personnel.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 25.10.2022; одобрена после рецензирования 31.10.2022; принята к публикации 0111.2022.

The article was submitted 25.10.2022; approved after reviewing 3110.2022; accepted for publication 01.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.