Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
678
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРОБА ШТАНГЕ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Огородников Владимир Иванович

В статье рассмотрен опыт использования пробы с задержкой дыхания при проведении исследований по оценке физиологического и психофизиологического статуса на примере курсантов Академии ФСИН России. Целью работы явилось изучение возможностей использования пробы с задержкой дыхания как дополнительного средства в комплексной оценке психологических особенностей личности. Приводится история возникновения и применения данных проб, критический анализ достоинств и недостатков метода, краткий обзор научной литературы по его использованию в психологических исследованиях, а также наглядно продемонстрирована его актуальность. В описываемом эксперименте задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) выполняли 103 курсанта Академии ФСИН России мужского пола. По результатам тестирования было отмечено, что психологические характеристики индивидуума оказывают определенное влияние на продолжительность времени пробы Штанге: лица с высокой возбудимостью (по тесту Леонгарда-Шмишека) имеют меньшее время задержки дыхания, нежели лица с низкой возбудимостью. Курсанты данных групп также имеют статистически значимые различия психологического профиля по результатам других тестов (Г. Айзенка, Дж. Тейлор, УНП). Однако линейная корреляция между временем пробы Штанге и применяемыми в исследовании психологическими тестами отсутствует, что, по всей видимости, обусловлено комплексным воздействием широкого спектра дополнительных факторов, таких как уровень мотивации на выполнение пробы, специфические условия эксперимента, физиологическая подготовленность тестируемого и др. Несомненно, данные факторы взаимосвязаны, но учесть их совместное влияние в настоящее время не представляется возможным. Таким образом, результаты проб с задержкой дыхания можно рассматривать как интегральный показатель психологического и физиологического статуса индивидуума. Рекомендовано использовать пробы с задержкой дыхания для оценки эффективности медитативных практик при тренингах саморегуляции, а также в лонгитюдных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USING A BREATH-HOLDING SAMPLE IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article discusses the experience of using a breath-holding sample when conducting research to assess the physiological and psychophysiological status on the example of cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. The aim of the work was to study the possibilities of using a breath-holding test as an additional tool in a comprehensive assessment of psychological characteristics of a person. The history of the origin and application of these samples is given, a critical analysis of the advantages and disadvantages of the method, a brief review of the scientific literature on its use in psychological research, and its relevance is clearly demonstrated. In the described experiment, 103 male cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia performed breath retention on inspiration (Barbell test). According to the test results, it was noted that the psychological characteristics of an individual have a certain effect on the duration of the Barbell test: persons with high excitability (according to the Leonhard-Schmishek test) have a shorter breath-holding time than persons with low excitability. Cadets of these groups also have statistically significant differences in psychological profile according to the results of other tests (G. Aizenka, J. Taylor, UNP). However, there is no linear correlation between the time of the Barbell test and the psychological tests used in the study, which, apparently, is due to the complex influence of a wide range of additional factors, such as the level of motivation to perform the test, the specific conditions of the experiment, the physiological fitness of the test subject, etc. Undoubtedly, these factors are interrelated, but it is currently not possible to take into account their joint influence. Thus, the results of breath-holding tests can be considered as an integral indicator of the psychological and physiological status of an individual. It is recommended to use breath-holding tests to evaluate the effectiveness of meditative practices during self-regulation trainings, as well as in longitudinal studies.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

ПСИХОПРАКТИКИ

ПСИХОПРАКТИКИ

Научная статья

УДК 159.9:378.6:343.83

doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).084-093

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Роман Михайлович Воронин1, 2, Владимир Иванович Огородников3

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

2 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, г. Рязань, Россия, rmvoronin@mail.ru. https://orcid.org/000-0001-9794-972Х

3 Академия ФСИН России, г Рязань, Россия, рдр^ткру v.i.@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен опыт использования пробы с задержкой дыхания при проведении исследований по оценке физиологического и психофизиологического статуса на примере курсантов Академии ФСИН России. Целью работы явилось изучение возможностей использования пробы с задержкой дыхания как дополнительного средства в комплексной оценке психологических особенностей личности.

Приводится история возникновения и применения данных проб, критический анализ достоинств и недостатков метода, краткий обзор научной литературы по его использованию в психологических исследованиях, а также наглядно продемонстрирована его актуальность.

В описываемом эксперименте задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) выполняли 103 курсанта Академии ФСИН России мужского пола. По результатам тестирования было отмечено, что психологические характеристики индивидуума оказывают определенное влияние на продолжительность времени пробы Штанге: лица с высокой возбудимостью (по тесту Леонгарда-Шмишека) имеют меньшее время задержки дыхания, нежели лица с низкой возбудимостью. Курсанты данных групп также имеют статистически значимые различия психологического профиля по

© Воронин Р. М., Огородников В. И., 2022

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОПРАКТИКИ

результатам других тестов (Г. Айзенка, Дж. Тейлор, УНП). Однако линейная корреляция между временем пробы Штанге и применяемыми в исследовании психологическими тестами отсутствует, что, по всей видимости, обусловлено комплексным воздействием широкого спектра дополнительных факторов, таких как уровень мотивации на выполнение пробы, специфические условия эксперимента, физиологическая подготовленность тестируемого и др. Несомненно, данные факторы взаимосвязаны, но учесть их совместное влияние в настоящее время не представляется возможным. Таким образом, результаты проб с задержкой дыхания можно рассматривать как интегральный показатель психологического и физиологического статуса индивидуума. Рекомендовано использовать пробы с задержкой дыхания для оценки эффективности медитативных практик при тренингах саморегуляции, а также в лонгитюдных исследованиях.

Ключевые слова: пробы с задержкой дыхания, дыхательные пробы, проба Штанге, дыхательные техники, саморегуляция, психологические характеристики, психологические тесты, волевые качества, курсанты

Для цитирования

Воронин Р. М., Огородников В. И. Опыт использования пробы с задержкой дыхания в психологических исследованиях // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 84-93. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).084-093.

PSYCHOPRACTICS

Original article

EXPERIENCE OF USING A BREATH-HOLDING SAMPLE IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Roman Mihajlovich Voronin1,2, Vladimir Ivanovich Ogorodnikov3

1 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

2 Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov, Ryazan,

Russia, rmvoronin@mail.ru, https://orcid.org/000-0001-9794-972X

3 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia,

ogorodnikov v.i.@yandex.ru

Abstract. The article discusses the experience of using a breath-holding sample when conducting research to assess the physiological and psychophysiological status on the example of cadets of the Academy

ПСИХОПРАКТИКИ

of the Federal Penitentiary Service of Russia. The aim of the work was to study the possibilities of using a breath-holding test as an additional tool in a comprehensive assessment of psychological characteristics of a person.

The history of the origin and application of these samples is given, a critical analysis of the advantages and disadvantages of the method, a brief review of the scientific literature on its use in psychological research, and its relevance is clearly demonstrated.

In the described experiment, 103 male cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia performed breath retention on inspiration (Barbell test). According to the test results, it was noted that the psychological characteristics of an individual have a certain effect on the duration of the Barbell test: persons with high excitability (according to the Leonhard-Schmishek test) have a shorter breath-holding time than persons with low excitability. Cadets of these groups also have statistically significant differences in psychological profile according to the results of other tests (G. Aizenka, J. Taylor, UNP). However, there is no linear correlation between the time of the Barbell test and the psychological tests used in the study, which, apparently, is due to the complex influence of a wide range of additional factors, such as the level of motivation to perform the test, the specific conditions of the experiment, the physiological fitness of the test subject, etc. Undoubtedly, these factors are interrelated, but it is currently not possible to take into account their joint influence. Thus, the results of breath-holding tests can be considered as an integral indicator of the psychological and physiological status of an individual. It is recommended to use breath-holding tests to evaluate the effectiveness of meditative practices during self-regulation trainings, as well as in longitudinal studies..

Keywords: breath-holding tests, breathing tests, barbell test, breathing techniques, self-regulation, psychological characteristics, psychological tests, volitional qualities, cadets

For citation

Voronin, R. M. & Ogorodnikov, V. I. 2022, 'Experience of using a breath-holding sample in psychological research', Applied legal psychology, iss. 4(61), pp. 84-93, doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61). 084-093.

Решение как прикладных, так и теоретических задач современной психологии осуществляется посредством самых разнообразных подходов. Так, наряду с традиционными психологическими тестами, представляется

перспективным использование других средств, позволяющих более разносторонне раскрывать особенности человеческой психики. Применение проб с задержкой дыхания в психологических исследованиях как нельзя

ПСИХОПРАКТИКИ

лучше подтверждает выражение: «новое - это хорошо забытое старое».

Эти пробы имеют давнюю историю. Впервые проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) была разработана и приобрела широкое распространение еще в начале XX века. Ее предложил профессор физических методов лечения в Императорском клиническом институте великой княгини Елены Павловны, председатель Санкт-Петербургского медицинского общества Владимир Адольфович Штанге (1856-1918). В то время методы функциональной диагностики были достаточно примитивны, поэтому данная проба пришлась как нельзя кстати. Пробу Штанге использовали как в покое, так и при нагрузочном тестировании для выявления недостаточности кровообращения. В дальнейшем было предложено оценивать время задержки дыхания и после выдоха (проба Генча, 1928 г.).

Сегодня повсеместное внедрение современных высокотехнологичных инструментальных и лабораторных методов исследования кардиореспи-раторной системы практически вытеснило пробы с задержкой дыхания из клинической практики. Однако для достижения узкоспециализированных целей, при массовых обследованиях, в качестве методов экспресс-оценки для определения адаптационного уровня организма, гипоксической и гиперкап-нической устойчивости и т. д. эти пробы активно используются. Одним из важных направлений их применения (ввиду методической простоты и доступности) является сфера фитнеса и физической культуры. В этом случае они выступают в качестве объективного показателя состояния организма.

В настоящее время наблюдается устойчивый рост интереса к гипокси-ческим пробам в целом. Это связано, во-первых, с появлением определенного спроса на восточные оздоровительные практики, в которых работа с дыханием является основополагающей базовой конструкцией, а во-вторых, с активным развитием такого модного сегодня вида спорта, как фридайвинг (глубоководное плавание без специального аквалангистского снаряжения), связанного с длительными задержками дыхания. Однако необходимо признать, что в медико-физиологических исследованиях пробы Штанге и Генча в последние годы практически не используются. Причиной этого является их относительная малоинформативность, сложность интерпретации, невозможность точной дозировки при нагрузочных пробах, значительный разброс показателей нормы, из-за их субъективности (зависимости от воли испытуемого). Однако перечисленные недостатки касаются строгих стандартов медико-физиологических исследований, где современные технологии позволяют проводить работы на молекулярном уровне. Что касается исследований в области психологии, то здесь их предмет часто не может быть охарактеризован количеством знаков после запятой, а интерпретация полученных данных не столь однозначна.

В психологических исследованиях недостатки проб с задержкой дыхания могут оборачиваться достоинствами. Так, субъективность данных проб, то есть способность испытуемого прекратить пробу в зависимости

ПСИХОПРАКТИКИ

от его воли, как раз и позволяет оценить волевые качества. В монографии Е. П. Ильина «Психология воли» (2009) проводится подробный обзор экспериментальных методов изучения волевых качеств, согласно которому пробы с задержкой дыхания позволяют с высокой степенью достоверности провести количественную оценку терпеливости. Уровень развития указанного качества определяется временем между появлением потребности совершить вдох до момента совершения вдоха, таким образом, волевой компонент оценивается, исходя из субъективных ощущений испытуемого [8]. Существуют также методики определения волевого компонента пробы по показаниям оксигемо-метра [5], а также по расчетному коэффициенту волевого усилия [10].

По данным ученых, общее время пробы Штанге включает в себя две составляющие, по продолжительности примерно равные друг другу [4; 9]. Первая составляющая связана с чувствительностью дыхательного центра к изменению газового состава крови и считается до непроизвольного сокращения дыхательных мышц. Вторая составляющая непосредственно характеризует степень волевого торможения дыхательной функции и заканчивается вместе с пробой Штанге возобновлением дыхания.

В отдельных исследованиях отмечена сильная корреляционная связь между уровнем качества «терпеливость», измеренного в пробах с задержкой дыхания, и «терпеливостью», определенной посредством других методик, например, в пробах с удержанием усилия [3].

Пробы с задержкой дыхания показывают хорошую воспроизводимость,

что является крайне важным фактором в экспериментальных исследованиях. Так, в эксперименте пробы повторялись на одном и том же контингенте через неделю, а затем через четыре месяца [6]. Была продемонстрирована сильная корреляционная связь между результатами, полученными на различных этапах исследования, то есть выраженность качества «терпеливость» по результатам используемых проб является величиной достаточно стабильной.

Проводились достаточно интересные исследования по методологии использования разнообразных модификаций проб с задержкой дыхания, в том числе по оценке их сравнительной надежности. Полученные результаты показали, что при различных условиях эксперимента (разные фазы дыхательного цикла, состояние гипервентиляции, физическая нагрузка) длительность волевой составляющей фазы изменялась почти пропорционально к общему времени пробы, то есть ее относительная продолжительность оставалась прежней [11]. Однако наиболее предпочтительной для исследований является проба с задержкой дыхания после естественного выдоха, поскольку в этом случае определяется наименьшая индивидуальная вариативность волевого компонента. При этом межиндивидуальная вариативность волевого компонента достаточно высока - от 18 до 89 %.

Целью нашего исследования явилось изучение возможностей использования пробы с задержкой дыхания как дополнительного средства в комплексной оценке психологических особенностей личности.

ПСИХОПРАКТИКИ

Методы исследования

В исследовании пробу Штанге выполняли 103 курсанта Академии ФСИН России мужского пола. Привлекались добровольцы - курсанты психологического факультета - заинтересованные в исполнении инструкций с максимальной точностью. Это являлось необходимым условием эксперимента, поскольку подобные пробы требуют особого внимания к соблюдению методологических процедур.

Для изучения психологического профиля курсантов нами использовался ряд популярных психологических тестов: EPI Г Айзенка, Леонгарда-Шмишека, Дж. Тейлор, Тест определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).

Обработка данных осуществлялась в программе Statistika 6.0 и в стандартных математических таблицах Microsoft Excel. Тип распределения

выборок определялся с помощью теста Shapiro-Wilk. Для описания данных ненормального распределения использовались медиана (Me) и меж-квартильный размах (LQ, HQ). Для выявления межгрупповых различий применялся непараметрический критерий Mann-Whitney U test.

Результаты исследования

В нашем эксперименте общее время пробы Штанге (сек) у курсантов равнялось Me = 65 (LQ = 60, HQ = 75), что является высоким показателем, так как литературные источники сообщают, что норма составляет 50-60 секунд [7]. Этот результат, вероятно, обусловлен высоким уровнем физической подготовки курсантов, связанным, как со строгим профессиональным отбором при поступлении на службу, так и со значительными физическими нагрузками в период обучения, которые являются неотъемли-

Рис. Результаты пробы Штанге у курсантов, сек (n = 103)

ПСИХОПРАКТИКИ

мой составляющей реализации учебной программы. Распределение полученных в результате эксперимента данных не носило нормальный характер (рис.). На представленном рисунке видно, что у наибольшего количества курсантов (43 человека) время задержки дыхания находилось в границах от 55 до 65 секунд.

В наших ранних исследованиях была показана достоверная взаимосвязь между пробой Штанге и отдельными физиологическими параметрами организма, в частности, вариабельностью сердечного ритма (далее - ВСР) [2]. Была также установлена

достоверная статистическая корреляция между некоторыми психологическими характеристиками индивидуума и ВСР. Принимая во внимание данные предпосылки, практический опыт и отдельные литературные источники, наша работа была направлена на выявление особенностей психологического статуса личности, влияющих на время произвольной задержки дыхания.

В исследовании между результатами пробы Штанге и данными психологических тестов статистически значимых линейных связей(определялся коэффициент корреляции Спирмена) выявлено не было.

Таблица

Показатели, баллы 1-я группа (n = 16) 2-я группа (n = 87) U Z P

Me LQ UQ Me LQ UQ

Тест Айзенка Экстраверсия-интроверсия 16,0 14,5 18,0 17,0 15,0 19,0 527,5 -1,5 0,121

Невротизм-стабильность 10,5 7,5 13,5 6,0 4,0 9,0 284,5 3,7 0,000

Тест Тейлор Тревожность 22,0 13,0 38,0 15,0 13,0 19,0 251,0 4,1 0,000

Тест УНП Невротизация 52,0 30,0 69,5 85,0 71,0 95,0 277,5 -3,8 0,000

Психопатизация 14,5 9,0 19,0 15,0 12,0 19,0 646,0 -0,5 0,648

Тест Леонарда-Шмишека Демонстративность 15,0 13,0 18,0 16,0 12,0 18,0 687,0 0,1 0,934

Застревание 14,0 12,0 16,0 12,0 10,0 14,0 4420 2,4 0 , 018

Педантичность 10,0 8,0 14,0 8,0 4,0 10,0 436,0 2,4 0 , 017

Возбудимость 15,0 12,0 15,0 6,0 3,0 8,0 0,0 6,5 0,000

Гипертимность 18,0 15,0 21,0 18,0 15,0 21,0 656,0 -0,4 0,697

Дистимность 6,0 4, 5 9,0 9,0 6,0 9,0 466,0 -2,2 0,029

Тревожность 6,0 3,0 10,5 3,0 0,0 6,0 446,0 2,3 0 , 019

Экзальтированность 18,0 12,0 24,0 12,0 12,0 12,0 412,5 2,8 0,004

Эмотивность 12,0 10,5 15,0 12,0 9,0 15,0 604,5 0,9 0,394

Циклотимность 15,0 10,5 18,0 12,0 9,0 13,0 400,5 2,7 0,006

Психометрические показатели в группах курсантов с высоким (1-я группа) и низким (2-я группа) уровнем возбудимости (Mann-Whitney U test)

ПСИХОПРАКТИКИ

В дальнейшем курсантов мы поделили на группы, ориентируясь на высокий (12 баллов и выше) или низкий уровень возбудимости по тесту Леонгарда-Шмишека (табл.). Выбор именно этого психологического качества как основы для распределения по группам был обусловлен классической интерпретацией выраженности указанного свойства и эмпирическими данными, полученными в ходе наших ранних исследований. Несмотря на то что распределение по группам осуществлялось по шкале возбудимости и, соответственно, по этому качеству имелись выраженные межгрупповые статистические различия, наблюдались различия и в отношении других психологических свойств: застревание, педантичность, дистимность, тревожность, экзальтированность, циклотим-ность (табл.). Иными словами, мы получили две группы лиц с резко различающимися психологическими профилями по тесту-опроснику Леонгарда-Шмишека.

Подтверждением гипотезы о влиянии психологических свойств личности на продолжительность пробы Штанге стали выявленные серьезные статистически значимые межгрупповые различия (р = 0,001) общего времени задержки дыхания в нашем эксперименте. Так, в первой группе показатель составил Ме = 60 ^ = 55, HQ = 65); во второй - Ме = 68 ^ = 60, HQ = 80).

Значимые различия между экспериментальными группами определялись и при использовании других психологических тестов. Так, в группе с высокой возбудимостью и с более низкой продолжительностью времени задержки дыхания (первая группа) наблюдался более высокий уровень тревожности

по тесту Джоан Тейлор по сравнению со второй группой. По шкале невротизм-стабильность теста Ганса Айзен-ка баллы были достоверно выше в первой группе, а по шкале невротизации теста УНП в первой группе баллы были достоверно ниже, чем во второй.

Вместе с тем нам не удалось выявить корреляционные связи между временем задержки дыхания и результатами используемых психологических тестов в группах.

Заключение

Таким образом, по результатам нашего исследования необходимо отметить, что психологические характеристики индивидуума оказывают определенное влияние на продолжительность пробы Штанге: лица с высокой возбудимостью (по тесту Леонгарда-Шмишека) имеют меньшее время задержки дыхания, нежели лица с низкой возбудимостью. Группы с разным уровнем возбудимости и, соответственно, с различным временем пробы Штанге также имеют статистически значимые различия психологического профиля по результатам других тестов (Г. Айзенка, Дж. Тейлор, УНП). Вместе с тем оценить выраженность этого влияния весьма затруднительно. Линейная корреляция между временем пробы Штанге и применяемыми в нашем исследовании психологическими тестами отсутствует, что, по всей видимости, обусловлено комплексным воздействием широкого спектра факторов, включающих в себя, помимо непосредственно психологических свойств индивидуума, также уровень мотивации на выполнение пробы, специфические условия эксперимента и, естественно, физиологическую подготовленность тестируемого.

ПСИХОПРАКТИКИ

Несомненно, что данные факторы взаимосвязаны, но учесть их совместное воздействие в настоящее время не представляется возможным. Тем не менее мы с успехом используем пробу Штанге, наряду с дневниками самоконтроля, для оценки эффективности медитативных

практик при тренингах саморегуляции, а также в лонгитюдных исследованиях. В широком смысле результаты проб с задержкой дыхания можно рассматривать как интегральный показатель психологического и физиологического статуса индивидуума.

Список источников

1. Воронин Р. М. Адаптационные возможности лиц молодого возраста по результатам пробы Штанге // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2011. № 10(105). С. 173-176.

2. Воронин Р. М. Саморегуляция: дыхательные психотехники и сердечный ритм. Рязань : Рязанская областная типография, 2019. 344 с.

3. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2009. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Малкин В. Б., Гора Е. П. Физиологические эффекты произвольной задержки дыхания у детей и подростков // Физиология человека. 1998. Т. 24, № 1. С. 46-52.

5. Высоцкий А. И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения : дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982. 558 с.

6. Гаврилов В. Д. Проявление выносливости и ее компонентов у юношей, занимающихся спортивным ориентированием // Психофизиология : сб. науч. тр. ЛГПИ имени А. И. Герцена. Л., 1979. С. 58-62.

7. Гора Е. П. Физиологические эффекты произвольного управления дыханием : автореф. дис. ... д-ра биол. наук. М., 1992. 34 с.

8. Ильина М. Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976. 14 с.

9. Модин А. Ю. Результаты функциональных проб с задержкой дыхания у здоровых мужчин в положениях лежа и стоя // Физиология человека. 1998. Т. 24, № 5. С. 132-134.

10. Воронин Р. М., Сауткин М. Ф. Способ оценки устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии по времени произвольной задержки дыхания на вдохе и жизненной емкости легких // Патент на изобретение RU№ 2359610C1, 27.06.2009. Заявка № 2007136140/14 от 28.09.2007.

11. Эйдман Е. В. Волевая регуляция деятельности в условиях предельных физических напряжений : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 275 с.

References

1. Voronin R. M. Adaptive capabilities of young people according to the results of the Shtange test // Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Medicine. Pharmacy. 2011. No. 10(105). pp. 173-176.

ПСИХОПРАКТИКИ

2. Voronin R. M. Self-regulation: respiratory psychotechnics and heart rate. Ryazan : Ryazan Regional Printing House, 2019. 344 p.

3. Ilyin E. P. Psychology of will. St. Petersburg : Peter, 2009. 368 p.

4. Malkin V. B., Gora E. P. Physiological effects of arbitrary breath retention in children and adolescents // Human physiology. 1998. vol. 24, No. 1. pp. 46-52.

5. Vysotsky A. I. Age dynamics of volitional activity of schoolchildren and methods of its study : dis. ... doctor of psychological sciences. L., 1982. 558 p.

6. Gavrilov V. D. Manifestation of endurance and its components in young men engaged in orienteering // Psychophysiology : collection of scientific tr. LGPI named after A. I. Herzen. L., 1979. pp. 58-62.

7. Hora E. P. Physiological effects of voluntary control of breathing : abstract. dis. ... Doctor of Biological Sciences. M., 1992. 34 p.

8. Ilyina M. N. Connection of the ability to display endurance and volitional effort with some psychophysiological and psycho-age characteristics of a person : abstract. dis. ... cand. psychological sciences. L., 1976. 14 p.

9. Modin A. Yu. Results of functional tests with respiratory retention in healthy men in lying and standing positions // Human Physiology. 1998. vol. 24, No. 5. pp. 132-134.

10. Voronin R. M., Sautkin M. F. A method for assessing the body's resistance to hypoxia and hypercapnia by the time of arbitrary breath retention on inspiration and vital capacity of the lungs // Patent for invention RU No. 2359610C1, 06/27/2009. Application No. 2007136140/14 dated 28.09.2007.

11. Eidman E. V. Volitional regulation of activity under conditions of extreme physical stress : abstract. diss. ... cand. psychological sciences. M., 1986. 275 p.

Информация об авторах

Р. М. Воронин - доктор медицинских наук, доценты;

В. И. Огородников - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления и организации деятельности уголовно-исполнительной системы.

Information about the authors

R. M. Voronin - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor;

V. I. Ogorodnikov - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Management and Organization of the Penal System.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 14.10.2022; одобрена после рецензирования 23.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.

The article was submitted 1410.2022; approved after reviewing 2310.2022; accepted for publication 01.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.