Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
интернет / компьютер / зависимость / игра / социальная сеть / страсть / стресс. / internet / computer / addiction / game / social network / passion / stress.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егенисова А.К., Слах А.

В этой статье рассказывается о зависимости от социальных сетей и компьютерных игр и спосо-бах ее профилактики. Также говорится о последствиях зависимости, ее вреде для здоровья ребенка, психических последствиях, приводящих к суицидальному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егенисова А.К., Слах А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE ON SOCIAL NETWORKS

This article describes the dependence on social networks and computer games and ways to prevent it. It also talks about the consequences of addiction, its harm to the child's health, mental consequences leading to suicidal behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #26ШШ)), 2©21 / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

17

psychological sciences

Егенисова А.К.,

к п. н, профессор,

Каспийский Государственный Университет Технологии и Инжиниринга имени Ш.Есенова,

Слах А. Школа №6, учитель начальных классов, Актау, Казахстан DOI: 10.24412/2520-6990-2021-26113-17-20 ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Egenisova A.K.,

Candidate of Pedagogic Sciences, professor., Caspian State University of Technologies and Engineering named after S. Esenov,

Slakh A.N.

School No. 6 teacher primary school, Aktau, Kazahstan PREVENTION OF PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE ON SOCIAL NETWORKS Аннотация.

В этой статье рассказывается о зависимости от социальных сетей и компьютерных игр и способах ее профилактики. Также говорится о последствиях зависимости, ее вреде для здоровья ребенка, психических последствиях, приводящих к суицидальному поведению. Abstract.

This article describes the dependence on social networks and computer games and ways to prevent it. It also talks about the consequences of addiction, its harm to the child's health, mental consequences leading to suicidal behavior.

Ключевые слова: интернет, компьютер, зависимость, игра, социальная сеть, страсть, стресс. Keywords: internet, computer, addiction, game, social network, passion, stress.

Индустрия компьютерных игр стала неотъемлемой частью культуры за несколько лет. Около трети населения мира увлекаются видеоиграми и загорают. У многих сложилось мнение, что в компьютерные игры играют только подростки, дети школьного возраста, однако статистика говорит и о других данных.

С помощью компьютерных игр люди стараются избегать тревожных жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого, социальный статус. В 2018 году Всемирная организация здравоохранения включила азартные игры в список психических расстройств. В него входят и компьютерные игры. Тем не менее, многие производители игр не согласны с этим утверждением, объясняя, что причиной зависимости являются не сами игры, а психологические или личностные трудности человека.

Как лечить детей, зависимых от социальных сетей или компьютера? Самое важное: необходимо ограничить время, в течение которого ребенок сидит перед компьютером. Маленьких детей легче контролировать. Строго установите время их контакта с компьютером. Для игр выбирайте только компьютерные игры с веселыми и развивающими темами. Договоритесь, сколько играет ребенок. Установите будильник. Если в конце разрешенного времени сразу переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.

Детям школьного возраста следует спокойно объяснять, какие негативные последствия может иметь чрезмерное времяпрепровождение за компьютером, постоянно напоминая об этом. По возможности (с учетом возраста) необходимо ограничить время связи с компьютером. Подумайте о том, какие хобби могут заинтересовать ваших детей. Обсудите этот вопрос с ребенком, и только тогда он не станет обязанностью ребенку действовать, а, наоборот, по-настоящему заинтересовать его.

Замените зависимость от социальной сети совместным семейным отдыхом. Планируйте прогулки, готовку и игры и развлечения вместе со своей семьей. Закажите билеты, распределите роли, вместе подумайте о маршрутах. Дайте детям домашнее задание. Сначала научите их выполнять вместе со взрослыми. Покупая что-то для дома, Вовлекайте детей в обсуждение: что купить, куда поставить и т.д. мальчики должны участвовать в сборке, сборке и установке только что приобретенных вещей. Девочки должны вместе с мамой накрыть скатерть и помочь ей приготовить еду. Оба могут помочь по хозяйству и кухне. Когда ребенок учится готовить себе еду, он гордится собой [1].

Интернет-зависимость, как и любая другая зависимость, требует терпения и настойчивости, поощряйте детей вне компьютерной жизни, избегайте насилия и агрессии, и у вас все получится! Если ребенок проводит большую часть своего времени в виртуальном мире, то он сам становится психическим мутантом. К сожалению, компьютерные игры

РБУСНОШОГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУШМУМ-ШУТМак» #26(113), 2©21

18

нового поколения не только безопасны для здоровья детей, но и становятся психотропным оружием, воздействующим на детскую психику. Об этом говорится в беседе с председателем комитета по защите прав детей Министерства образования и науки Раисой Шермен.

Сейчас в руках трехлетнего ребенка вместо кукол мобильный телефон, но сегодня никого не удивишь. Уговорить подростка посмотреть детский художественный фильм вместо многочасового встряхивания в виртуальном лабиринте кажется невозможным, как заставить человечество отказаться от всех благ цивилизации и взять в руки палочку первобытного предка. Понятно, что в век информационных технологий без компьютера, ай-фона, айпада и других электронно-цифровых технологий работать сложно, но в наших силах не полностью зависеть от этих технологий. Кроме того, не стоит приближать детей и подростков к этой зависимости, так как они иногда теряют чувство реальности.

Различные ситуации, связанные с компьютерными азартными играми, кажутся преувеличением. Можете ли вы доказать его опасность цифрами? Хорошие компьютерные игры помогают в изучении иностранных языков и реализации научных проектов, развитии логического мышления. А теперь давайте представим себе еще одну картину: темные комнаты, безликие стены, десятки маленьких детских фигур, опустевшие глаза на блестящий монитор, «волшебные» усиленно наблюдают за сумасшедшими вспышками образов. Это типичное зрелище многих компьютерных клубов, где подростки часами сидят.

В стране действует около 700 компьютерных клубов. Анализ показывает, что ежедневно около полутора тысяч детей и подростков посещают компьютерные учреждения, расположенные рядом с домом, учебными заведениями, торговыми центрами. Перед экраном монитора несовершеннолетние сидят в среднем по два - четыре часа при однократном посещении, а в соответствии с санитарными нормами начальная школа ребенок в возрасте может проводить за компьютером не более 20 минут в день. Данные проведенных нами исследований показали, что 80% учащихся в возрасте от 12 до 13 лет страдают компьютерной зависимостью. Дети могут провести несколько дней в компьютерных клубах без еды и отдыха. Разве это обстоятельство не тревожит?

Диагноз "игромания" поставлен Всемирной организацией здравоохранения наравне с наркоманией и алкоголизмом. Лечить эту не химическую, а информационную зависимость очень сложно. Чрезмерное увлечение приводит к физической активности, то есть к нехватке времени для активного отдыха на свежем воздухе. Дети, сидящие за компьютером поздно и ночью, также нарушают сон и физиологические суточные биоритмы. Ролевые компьютерные игры повышают агрессивность, формируют зависимость, способствуют отстранению от социальной жизни и вызывают депрессию, особенно в период формирования психики ребенка.

По данным Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии, к ним часто обращаются дети с расстройствами поведения, связанными с компьютерной зависимостью. Как правило, они убегают из дома ночью в компьютерные клубы, не посещая занятия в школе.

Около 6% пациентов страдают выраженными психическими расстройствами на почве азартных игр, в основном это нарушения сознания, потеря ориентации и галлюцинации. Приведу пример: 13-летний мальчик провел трое суток в одном из компьютерных клубов Алматы. Когда его родители едва нашли его, он совершенно не понимал, где он находится. Мальчик считал себя героем своей игры, в которую играл три дня,и сражался с человеком, который казался только ему. На то, чтобы вывести ребенка из этой ситуации, ушло два-три дня. Кроме того, опрос выявил ряд изменений в здоровье детей: у 20% наблюдались головные боли, у 33% - усталость глаз, у 14% - мерцание глаз и у 5% - плохой сон.

Но это еще не все. Не во всех компьютерных клубах есть буфеты, где ребенок может полноценно поесть, но во всех салонах можно купить газированные напитки и менее полезные продукты с чипсами, сухариками, шоколадом. Особую опасность для здоровья детей представляет большое скопление детей в компьютерных клубах. В плохом санитарно-гигиеническом состоянии хочется заверить, что эти рабочие места будут в порядке. Как вы заметили, такое времяпрепровождение негативно скажется на образовании детей, так как времени на просмотр школьных уроков будет мало. Поэтому нередки случаи недопонимания между учителями и родителями.

Не только в компьютерных клубах, но, к сожалению, дома ребенок часами сидит в интернете. Не только в доме, но и в офисе создавалось это фирту-альное пространство, вместо которого можно было бы построить настоящую дачу. Но если взрослый может сказать себе «стоп», может ли это быть трудно для ребенка? Часто родители вместо непосредственного общения с ребенком отправляют его в компьютерный клуб или сажают за домашний компьютер, их не смущает тот факт, что ребенок много времени сидит за компьютером на глазах. Кто вырастет в конце? Дети, предпочитающие Жестокие игры, агрессивны, очень грубы, раздражительны, не чувствительны к близким людям, их внутренний мир сжимается до размеров экрана монитора. За попытки родителей ограничить время пребывания за компьютером подростки часто причисляют себя к самоубийству.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в 2018 году в стране зарегистрировано 205 случаев суицида среди несовершеннолетних. Конечно, эти факты не могут быть связаны только с компьютерными играми, но их влияние неизбежно [2]. Что касается динамики развития суицидального поведения. Первый этап вопросы о смысле жизни и смерти до совершения суицидального действия во многих случаях наблюдается период, характеризующийся

«ШУШМУМ-ЛЩУТШУ» #26ИИ), 2021 / Р8УСНОЬОв1САЬ 8С1ЕМСЕ8

19

снижением адаптационных способностей, (это снижение уровня успеваемости, резкое ограничение общения, раздражительность, отклонения в настроении и др.).

По мнению марезы Орзак, психолога из Гарвардского университета, 40-80% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от игр. Такая зависимость имеет некоторые аспекты, связанные с полом и возрастом. Увлечение компьютерными играми более заметно среди мальчиков, чем среди девочек. Юноши в среднем на компьютерные игры Тратит в 2 раза больше времени. Чем взрослее и образованнее человек, тем меньше времени он тратит на компьютерные игры, потому что появляются совершенно разные цели и не хочется тратить время впустую.

Согласно исследованиям специалистов, игровая зависимость имеет свои этапы развития. Они:

1.Подготовительный этап. В это время развивается повышенная чувствительность к играм. Низкая самооценка, неспособность контролировать эмоции, нежелание принимать, агрессия, импульсивность и гиперактивность, тревожность, повышенный уровень депрессии и стресса, склонность к погружению в мир фантазий способствуют развитию азартной зависимости у взрослых и детей.

2.Период Победы. На этом этапе игра воспринимается в человеческом сознании как способ самопознания, а иногда и получения материальной выгоды. Ум начинает размываться, и даже небольшая прибыль вызывает интерес. Человек пытается доказать другим свое превосходство через игру.

3.Период потерь. Геймер находится в замкнутом цикле определенных событий. Они тратят имеющиеся деньги и даже склонны брать в долг. Через некоторое время после цепочки потерь желание играть пропадает. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, рекламы или материальных возможностей) человек снова идет по своему усмотрению, и история повторяется.

4. Период отчаяния. Из-за игры большую часть времени человек теряет интерес ко всему. Возникают трудности в школе или на работе, меняется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально жить в семье. Близкие люди постоянно устают от обмана, долгов и негативного отношения и постепенно начинают отдаляться. Игрок часто понимает, что причиной всего этого является зависимость, однако не все его попытки контролировать себя дают положительный результат.

На данном этапе геймер осознает свою зависимость, тем не менее продолжает играть. Основная причина наличия негативной тяги к той или иной профессии - «дофаминовый крючок». Возьмем в качестве примера игру. Игрок выполняет действие и получает приз за проделанное им действие, после чего открываются новые возможности, снова требуется действие, цикл закрывается. В ожидании подарка организм игрока вырабатывает нейротранс-миттер дофамин - это вещество способствует успеху и помогает выбрать правильную стратегию. Выход дофамина вызывает ощущение удовольствия. Во-первых, дофамин освобождается, когда

человек получает вознаграждение за определенные действия: зарплату за работу или игровые бонусы за выполненный квест. Если цикл» действие -награда повторяется несколько раз, выход дофамина приближается к началу круга: удовольствие оборачивается не бонусами или новым уровнем, а самой игрой.

В этот период суицидального характера «пока так не живется.. «такие мысли, как» усну и не проснусь» и интерес к проблемам жизни и смерти формируется. В этот период у подростка начинают появляться такие пассивные мысли, как самоубийство, самоубийство. Точно так же указанный период характеризуется мыслями, иллюзиями и фантазиями о собственной смерти, а не о самоубийстве. В качестве примера можно привести «пока так жить..», будет приведение слов: «усну, не проснусь» и т.д. По результатам исследований подростковых самоубийств, вышеизложенные слова высказали 75% подростков, которые пытались покончить жизнь самоубийством. Обычно произносимые слова не оцениваются по их значению, а воспринимаются в контексте демонстративного запугивания.

Второй этап это суицидальные намерения. На этом этапе активно наблюдается преследование самоубийств, и здесь предпринимаются действия по планированию реализации суицидальных намерений, определению способа, времени и места самоубийства. Третий этап-суицидальные намерения и сама суицидальная деятельность. Происходит слияние сформированного решения и волевых компонентов по реализации самоубийства, побуждающих к выполнению внешних форм суицидального акта. К признакам готовности к самоубийству можно отнести следующее:

1. Распределять, связывать и упаковывать ценные вещи для регулирования своего дела. Человек, который так или иначе связан с повседневной жизнью, в какой-то момент начинает все приводить в порядок, то есть может быть, что он делал последние приготовления.

2. Прощание-может отблагодарить людей, которые помогали во время каждой жизни.

3. Появление внешней эксплуатационной силы. Самоубийство если план полностью составлен, о нем уже не задумываются, появляется излишняя энергия. Состояние повышенной силы может быть более опасным, чем глубокая депрессия.

4. В письменной форме - в письме, дневнике или ином виде.

5. Выражать указания простыми словами или с угрозой.

6. Потеря близкого человека, вызвавшая исполнение вышеуказанных признаков. Потеря дома.

Если говорить о принимаемых в стране мерах, то вопросы обеспечения информационной безопасности неоднократно обсуждались на заседаниях межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК. Мы неоднократно говорили государственным органам о необходимости законодательного определения ответственности несовершеннолетних за обеспечение их безопасности в информационной

20

РБУСНОШОГСАЬ 8С!Е1ЧСЕ8 / «ШУШМУМ-ШУТМак» #26(113), 2©21

сфере, в том числе о деятельности компьютерных клубов. Сегодня, что нас очень радует, в парламенте рассматривается законопроект «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В статье» требования к распространению информационной продукции в компьютерных и иных электронных играх к владельцам компьютерных клубов предъявляются требования, в том числе к недопущению использования средств компьютерных игр, побуждающих детей к жестокому обращению, показывающих убийства, технически позволяющих создавать сюжеты. Закон уверен, что создаст эффективные механизмы по защите прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью, полноценному нравственному и психическому развитию, а также усилит правовую ответственность [2].

Субкультура - это общность людей, не совпадающая с общепринятыми понятиями жизненными убеждениями, взглядами и поступками, скрытая от посторонних глаз, в отличие от широкого представления о культуре. Аниме это название анимационных картинок. Они производятся в Японии, и подражатели настолько погружены в образ, что ведут себя так же, как и они. Самое интересное, что у них хоть и нет какой-то идеологии, но иногда даже приходят к русской манере, с прекрасными сленгами японского характера. У этой культуры также часто есть противники. Критики отмечают крайнюю оторванность их взглядов от общего мира, уход их талантов в другую культуру. С другой стороны, сторонники аниме-культуры избегают создания общественного противостояния и поглощающих движений. Они не только выходят из своих миров [3].

В настоящее время многие подростки проводят много времени в интернете, просматривая эти анимационные книги или просматривая различные анимационные фильмы. Ужасы (падонки) это современная субкультура, зародившаяся в интернет-сообществе, развивающаяся сегодня. Главной идеологической особенностью является свобода личности в удовлетворении собственных страстей. В отличие от других, они протестуют против национальных, сексуальных и других меньшинств, иногда проводят флэшмобы или одновременно оказывают помощь какому-либо потребителю в качестве уступки [3]. "Проверьте компьютер или телефон ребенка и посмотрите его видео. Посмотрите историю поисковых запросов в интернете.

Если вы знаете, что ваш ребенок вовлечен в эту опасную деятельность: - усиливайте надзор, будьте в курсе того, где находится ваш ребенок. - удалите все аксессуары, которые вы можете использовать для игры. - информировать работников школы. Даже если ребенок один дома, могут быть и другие участники. - поговорите с родителями друзей вашего ребенка. Для исследования необходимо проконсультироваться с врачом и попытаться решить любые медицинские проблемы, вызванные участием в этой игре. Если старший подросток делает это, младшие дети в этой семье также могут подвергаться риску[4].

Еще один важный момент, по словам психологов, герои страшных сюжетов в СМИ говорят, что, например, не стоит закрывать все случаи, когда

подросток убил всю семью, когда интернет отключился. Дети с психическими расстройствами, которые обычно не диагностируются, например, дети с шизофренией, могут делать то же самое. Болезнь может проявляться в любом стрессовом состоянии, а игра-всего лишь предлог. Короче говоря, перечисленные заболевания могут быть спровоцированы компьютерными играми, но не являются основой для возникновения. Сколько душ, погруженных в азарт компьютерных игр и потерявших границы между жизнью и виртуальным миром. Психологи специально работают с такими душами, проводят профилактические мероприятия. Главное-поддержка близких и пробуждение их отношения к жизни, интереса. Конечно, все дело не в дневной работе, а в том, что время лечения напрямую зависит от самого человека.

В век информационных технологий без компьютера, iPhone, iPad и других электронно-цифровых средств управления, конечно, сложно, но полное подчинение этому неизбежно приведет человечество к гибели. Однако иногда родители предпочитают держать в руках смартфоны для ребенка с самого раннего возраста и обеспечивать себе покой, на первый взгляд, никому не мешающие такие игры для смартфонов, неизвестно, как они повлияют на психику ребенка в будущем. Если одна группа игроков играет в компьютерные игры, чтобы просто забыть о своих проблемах в жизни, тратя время и деньги, другая группа рассматривает компьютерные игры как способ заработать деньги, даже как спорт. Сегодня спорт, в котором можно стать спортсменом, играя в компьютерные игры, называется киберспортом.

Даже взрослым такие действия, как поддержка со стороны близких и понимание внутреннего мира, общение, уменьшают тягу к компьютерным играм и эффективны в качестве профилактики. Если человечество целенаправленно, на мировом уровне не будет бороться с зависимостью от компьютерных игр, то это может стать мировой проблемой.

Психологическая сущность подростков состоит в том, чтобы обратиться за помощью или привлечь внимание. Нет реального желания смерти, и идея не очень ясна. Смерть преподносится как угодно, долгий сон, отдых от невзгод, способ проникнуть в потусторонний мир - одна из форм наказания обидчиков. Участие и заинтересованность родителей в жизни детей, помощь и поддержка их поступков и трудностей, понимание и выражение настроения ребенка, стремление к самоконтролю, излишняя озабоченность действиями и интересами ребенка могут предотвратить компьютерную зависимость у детей. Даже для взрослых такие действия, как поддержка близких и понимание внутреннего мира, общение, снижают тягу к компьютерным играм и эффективны в качестве профилактики.

Список литературы

1. Елшибаева К. Г., Профилактика суицида, Алматы, 2014г. 95с.

2. http://surl.li/agkev

3. Внеклассная работа в школе 2019ж., с.21.

4. Калмахан К. Источник социальны сети, //«Суверенный казахстан», 3с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.