Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЕСЕДЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»'

ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЕСЕДЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика противоправных действий / Ф.М. Достоевский / социальная психология / социальное поведение / социальная этика / практическая философия / мораль / prevention of illegal actions / F.M. Dostoevsky / social psychology / social behavior / social ethics / practical philosophy / morality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлякин Олег Сергеевич, Бурмакина Наталья Алексеевна, Думлер Наталья Петровна

Статья посвящена практическим аспектам реализации «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», которая предусматривает меры в области образования и государственной молодежной политики. Поскольку большинство научных статей информационно-аналитического портала elibrary, цитирующих данную «Стратегию», опубликовано в юридических журналах, мы сделали вывод о недостаточном количестве методических рекомендаций для реализации данной стратегии сотрудниками наиболее массовых учебных заведений Российской Федерации. Для восполнения такого пробела в методической литературе авторы предложили конспект беседы со студентами вузов на тему профилактики противоправного и экстремистского поведения. В качестве отправной точки беседы и методического материала в статье рассматривается роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как эталонное произведение, позволяющее одновременно рассматривать как вопросы психологии террористов, так и различные образцы антисоциального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the practical aspects of the implementation of the "Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025", which provides for measures in the field of education and state youth policy. Since most of the scientific articles of the information and analytical portal elibrary quoting this "Strategy" have been published in legal journals, we concluded that there are insufficient methodological recommendations for the implementation of this strategy by employees of the most popular educational institutions of the Russian Federation. To fill such a gap in the methodological literature, the authors offered a summary of a conversation with university students on the prevention of illegal and extremist behavior. As a starting point of the conversation and methodological material, the article considers the novel "Crime and Punishment" by F.M. Dostoevsky as a reference work that allows us to simultaneously consider both issues of the psychology of terrorists and various patterns of antisocial behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЕСЕДЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»»

положительной динамики, обосновывающий эффективность предлагаемой в исследовании методики, обосновал анализ разницы результатов первичного и контрольного диагностических замеров уровня развитости визуального мышления.

Полученные в ходе исследования результаты теоретического изучения и психологического анализа могут быть использованы в оценке эффективности вузовских образовательных программ, в обосновании содержания и методов реализации развития визуального мышления обучающихся и студентов, диагностике развития визуального мышления, при реализации процесса целенаправленного повышения уровня визуального мышления студентов.

Литература:

1. Bruff, D. Why Use Sketchnotes in the Classroom? / D. Bruff II Agile Learning: Derek Bruffs Blog on Teaching and Technology. -URL: http://derekbruff.org/?p=2902 (дата обращения: 12.01.2015)

2. Paivio, A. Mental Representations: A dual-coding approach / A. Paivio. - New York: Oxford University Press, 1986. - 336 p.

3. Zhukovskiy, V. The Nature of Visual Thinking / V. Zhukovskiy II Journal of Siberian Federal University, Humanities & Social Sciences. -№1. -2008. -Pp. 149-158

4. Арнхейм, P. Визуальное мышление, Зрительные образы: феноменология и эксперимент / Р. Арнхейм. - Душанбе, 1971.-С. 25-27

5. Белова, З.С. Визуализация научно-теоретического знания / З.С. Белова. - Чебоксары, Чуваш, ун-т, 2005. - 237 с.

6. Ваткова, O.A. Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление» / O.A. Ваткова // Проблемы педагогики. -2015. -№ 4.

7. Гапонова, С.А. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации / С.А. Гапонова // Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 6. - С. 86-94

8. Каплунович, П.Я. Показатели развития пространственного мышления у школьников / П.Я. Каплунович // Вопр. Психологии. - 1981. - №5. - С. 155-161

9. Лагун, A.B. Психологический анализ эффективности формирования когнитивных и эмоциональных характеристик личности старшеклассников средствами художественного образования / A.B. Лагун // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. -№ 70-2. - С. 88-91

10. Макарова, Б.А. Визуализация как средство формирования психологического комфорта при обучении / Б.А. Макарова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2008. - № 10 (17): в 2-х ч. - Ч. II. -С. 115-119

11. Мисюкевич, А.Н. К вопросу изучения и развития визуального мышления младших школьников в дизайн-деятельности / А.Н. Мисюкевич // Герценовские чтения, Начальное образование. -2010.-Т. 1.-С. 187-192

12. Молодцова, Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи: диссертация... кандидата ... психологических наук / Н.Г. Молодцова. - Нижний Новгород. -2001.-219 с.

13. Пименов, П.А. Грамматика визуального языка: психология восприятия, семиология, поэтика / П.А. Пименов. - М.: МГПУ,2006. -314 с.

14. Полякова, Г.В. Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека / Г.В. Полякова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. - 2012. - № 4 (59). - С. 180-181

15. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир, 3-е изд., стереотип. / В.М. Розин. - М.: КомКнига, 2006. - 224 с.

16. Роуди, М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу / М. Роуди. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. - 224 с.

Педагогика

УДК [343.851:32.019.57] :821.161.1

кандидат философских наук Хлякин Олег Сергеевич

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); кандидат филологических наук, доцент Бурмакина Наталья Алексеевна Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Думлер Наталья Петровна Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЕСЕДЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена практическим аспектам реализации «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», которая предусматривает меры в области образования и государственной молодежной политики. Поскольку большинство научных статей информационно-аналитического портала elibrary, цитирующих данную «Стратегию», опубликовано в юридических журналах, мы сделали вывод о недостаточном количестве методических рекомендаций для реализации данной стратегии сотрудниками наиболее массовых учебных заведений Российской Федерации. Для восполнения такого пробела в методической литературе авторы предложили конспект беседы со студентами вузов на тему профилактики противоправного и экстремистского поведения. В качестве отправной точки беседы и методического материала в статье рассматривается роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как эталонное произведение, позволяющее одновременно рассматривать как вопросы психологии террористов, так и различные образцы антисоциального поведения.

Ключевые слова: профилактика противоправных действий, Ф.М. Достоевский, социальная психология, социальное поведение, социальная этика, практическая философия, мораль.

Annotation. The article is devoted to the practical aspects of the implementation of the "Strategy for Countering Bxtremism in the Russian Federation until 2025", which provides for measures in the field of education and state youth policy. Since most of the scientific articles of the information and analytical portal elibrary quoting this "Strategy" have been published in legal journals, we concluded that there are insufficient methodological recommendations for the implementation of this strategy by employees of the most popular educational institutions of the Russian Federation. To fill such a gap in the methodological literature, the authors offered a summary of a conversation with university students on the prevention of illegal and extremist behavior. As a starting point

of the conversation and methodological material, the article considere the novel "Crime and Punishment" by F.M. Dostoevsky as a referenee work that allows us to simultaneously eonsider both issues of the psychology of terrorists and various patterns of antisocial behavior.

Key words: prevention of illegal actions, F.M. Dostoevsky, social psychology, social behavior, social ethics, practical philosophy, morality.

Введение. Настоящая статья посвящена вопросу реализации подпункта «Е» «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», который посвящен мерам в области образования и государственной молодежной политики, нацеленным на профилактику и предупреждение терроризма и противоправного поведения в учебных заведениях РФ [1].

Изложение основного материала статьи. При попытке найти научные статьи по данной тематике мы обнаружили, что по состоянию на 1 апреля 2022 года информационно-аналитический портал elibrary содержит 407 статей, цитирующих данную Стратегию в списке литературы. Другое дело, что большинство этих статей не рассматривало практические воспитательные меры и методы именно в области образования и государственной молодежной политике. Обычно рассматривались другие аспекты противодействия экстремизму и терроризму. Это могли быть, например, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предупреждения правонарушений экстремистской направленности в средствах массовой информации [2]. Статьи могут повторять очевидные и никем не оспариваемые идеи - например, мысль о том, что чрезвычайно важно ознакомление молодежи с законодательством РФ в части ответственности за экстремистскую и террористическую деятельность [3, С. 42]. В другой статье, написанной группой преподавателей военного учебного заведения, предлагается приобщать несовершеннолетнюю молодежь к участию в военно-патриотических конкурсах, что также не является новым словом в педагогике, а широко распространенной практикой [4, С. 82]. Иногда опубликованная статья посвящена обоснованию того, почему практические меры по противодействию экстремизму и терроризму должны быть переименованы в «процесс приобщения обучающихся к культуре духовной безопасности» [5, С. 176]. Авторы данной статьи никак не возражают против приобщения обучающихся к культуре духовной безопасности, но хотелось бы увидеть пример конкретной методички с разбором конкретного занятия. Встречаются статьи, посвященные описанию социологического исследования по вопросу правовой грамотности средних профессиональных учебных заведений [6, С. 176]. Обстоятельное обсуждение практических мер по реализации подпункта «Е» «Стратегии...» мы нашли только у Т.А. Малыхиной, которая пишет что... «анализ практической деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде показывает, что основной ее формой являются профилактические лекции и беседы. Однако на сегодняшний день вызывает сомнение степень их разработанности и некоторые содержательные моменты» [7, С. 93]. При этом содержание подобных лекций, по ее мнению, должно включать в себя разъяснение основных понятий и признаков экстремистской деятельности, знакомство с положениями законов РФ «О противодействии экстремистской деятельности» [8] и «О противодействии терроризму» [9], с особенностями административной и уголовной ответственности за правонарушения экстремистского характера. В связи с этим мы бы хотели указать, что в школьную программу по обществоведению с советских времен включалось знакомство с уголовным кодексом, но способно ли знание Уголовного Кодекса удержать молодых людей от совершения правонарушений при отсутствии внутреннего нравственного стержня?

Одной из причин, по которой, по нашему мнению, никто из преподавателей высших и средне-специальных учебных заведений не торопится разрабатывать педагогические методики, направленные на противодействие экстремизму, является постоянный процесс модернизации учебного процесса. Необходимость постоянно обновлять и корректировать учебные планы, УМКД и другие внутренние документы учебной организации порождает нехватку времени у преподавателей.

В этой связи мы сделали вывод о недостаточном количестве методических рекомендаций для проведения конкретных мероприятий с целью реализации данной «Стратегии» сотрудниками наиболее массовых учебных заведений Российской Федерации. Для восполнения такого пробела в методической литературе авторы предлагают конспект беседы со студентами вузов (ссузов) на тему профилактики противоправного и экстремистского поведения, в том числе и участия в несогласованных протестных акциях и массовых беспорядках. Темой подобной беседы должен стать роман, хорошо знакомый всем российским студентам - «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Более того, по мнению некоторых исследователей, процессы, происходящие в среде подростков и юношества близки происходившим во второй половине XIX в., что и было описано Федором Михайловичем Достоевским [10, С. 347].

В качестве кураторов студентов первого курса авторам приходится вести профилактические беседы в учебных группах, целью которых является профилактика противоправного поведения студентов. В этой связи мы желаем поделиться конспектом воспитательной беседы со студентами на тему причин, по которым молодые люди их возраста участвуют в несогласованных протестных акциях и массовых беспорядках. Темой такой беседы является роман, хорошо знакомый всем российским студентам - «Преступление и наказание» Ф.М Достоевского [11].

Исходя из нашего опыта, начинать беседу следует с вопроса: «Помните ли вы дату написания романа?» (1864 год). Следующий вопрос: «Как по-вашему, при написании романа Федор Михайлович думал о тех трудностях, которые возникнут у его читателей через полтора века? Или он думал о своих современниках?».

Наиболее распространенный вариант ответа таков: «Он думал о современниках». Далее мы спрашивали: «Было ли так, что вы чего-то не поняли в романе? Может быть такое, что некоторые вещи были понятны современникам писателя с полунамека, а нам (не следует отделять себя от студентов) приходится отдельно читать справочную литературу о каких-то само собой разумеющихся для 1864 года вещах?» Чаще следует предположение о необходимости обращения к справочной литературе. Далее следовал вопрос: «Помнят ли студенты исторического деятеля, которому хотел подражать Родион Раскольников?». Когда студенты вспоминали о Наполеоне, мы задавали следующий вопрос: «Кто такой Наполеон для сегодняшних россиян? Что они о нем помнят?» Для студентов Наполеон не более, чем французский полководец, предпринявший попытку завоевания России в 1812 году. С этим утверждением преподаватель, ведущий беседу, конечно же, соглашался, но добавлял, что Наполеон Бонапарт (1769-1821) прожил 52 года, в которые вместилась далеко не только одна война 1812 года с Россией. Поэтому далее мы спрашивали: «Когда Родион Раскольников видит себя Наполеоном, какой конкретно момент его жизни он, так сказать, проживает? Он кто? Полководец в битве при Аустерлице или на Бородинском поле?» Поскольку студенты не помнили текст романа, им приводилась цитата: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и всё разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!» [Достоевский, часть III, глава 6].

Затем мы задавали вопрос «Каков смысл упоминания резни в Париже?» и предлагали прямо во время беседы ввести в поисковую программу интернета на личных телефонах запрос такого рода: «расстрел наполеоном демонстрации в Париже в 1795 году». Среди предложенных вариантов следует выбрать расстрел именно безоружной демонстрации 5 октября 1795 года. Поисковый робот может предложить и кровавое подавление восстания мая того же года, но в подавлении майского

восстания Наполеон Бонапарт не участвовал. Далее следует рассказать студентам, что в ходе того десятилетия 1789-1799 гг., которое сегодня в учебниках называется Великой Французской революцией, в Париже происходило множество военных переворотов и восстаний. В ходе этих восстаниях в 1789-1795 годах противоборствующие стороны стреляли друг в друга из ружей. При этом участники вооруженных конфликтов прилагали усилия к тому, чтобы ни в коем случае не пострадали безоружные люди. Наполеон прославился тем, что, во-первых, стал применять пушки, во-вторых, перестал заботиться о том, пострадают ли случайные прохожие и безоружные люди или нет. Далее мы предлагали студентам вспомнить сообщения СМИ о разгоне противоправных демонстраций Росгвардией и сравнить жестокость Наполеона, которому во Франции стоят памятники, и «жестокость» отечественных правоохранительных органов при разгоне незаконных манифестаций.

Далее мы старались подвести студентов к выводу, что именно этот момент, который сегодня называют полицейской жестокостью и превышением служебных полномочий при разгоне манифестаций, вспоминает Родион Раскольников. И не просто вспоминает. Наш студент юридического факультета Раскольников неделями лежит на диване, смакует, прокручивает в своем сознании, зацикливается на нем: именно этот момент массового убийства людей с неоправданной жестокостью: «делает резню в Париже» [5, часть III, глава 6]. Здесь следует сделать остановку и рассказать студентам, что речь идет о событиях французской революции 1789-1799 гг., когда Наполеон Бонапарт расстрелял из пушек в мае 1795 года мирных протестующих [12].

После этого следовали такие вопросы: «Являлся ли герой Федора Михайловича Достоевского плохим человеком? Что вы помните о его жизни до того, как он зациклился на идеях, которые роднят его с экстремистами?» И напоминали, что в годы обучения в гимназии Родион показал себя человеком большой чуткости и сострадательности и был готов жениться на девушке инвалиде. Приведем цитату из романа: — А-а-а! А помните, маменька, я влюблен-то был и жениться хотел < ...> Она больная такая девочка была, <...> совсем хворая; нищим любила подавать, и о монастыре всё мечтала, <...> Дурнушка такая... собой. <...> Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил... [Достоевский, часть III, глава 3].

Далее мы делали вывод о благородстве и идеализме Родиона, его готовности к самопожертвованию в его школьные годы. Этот вывод приводил нас к следующим вопросам: «Куда исчезло его благородство? Почему оно переродилось в готовность убить старуху-процентщицу?» После выслушивания ответов студентов мы подводили их к выводу, что именно увлечение экстремистскими идеями как средством достижения благородных социальных и политических целей привело к деградации Родиона Раскольникова как личности и определило разрыв социальных связей. Он не способен к нормальному общению с собственной матерью и сестрой, к общению с друзьями (Дмитрий Прокофьевич Разумихин). В итоге в круг его общения входят крайне нетипичные для нормальной жизни персонажи. Далеко не всегда студенты были способны вспомнить этих персонажей, и нам приходилось писать их имена и краткие характеристики на доске:

Пристав следственных дел Порфирий Петрович.

Несовершеннолетняя проститутка СоняМармеладова.

Ее отец алкоголик Семен Михайлович, живущий на заработки дочери.

Педофил Аркадий Иванович Свидригайлов.

Иногда возникала потребность объяснить значения слова «пристав», так как студенты не обращают внимания на то, что «пристав» сопровождается словосочетанием «следственных дел», и не понимают, что сегодня Порфирия Петрович назвали бы следователем полиции. После этого мы спрашивали студентов, следует ли уравнивать этих персонажей и вычеркивали следователя Порфирия Ивановича, который появился в этом списке только в результате уголовного преступления Раскольникова. Следователь общается с главным персонажем не от того, что ему так уж приятно общаться с Раскольниковым или у них есть какие-то общие интересы, взаимные влечения и т.д. Служебный долг Порфирия Ивановича предусматривает, среди прочего, общение с асоциальными гражданами, склонными к различного вида противоправной деятельности. Но это не делает его самого подобным асоциальным персонажем.

Затем мы уклонялись от обсуждения отца и дочери Мармеладовых под тем предлогом, что обсуждать их личности лучше в рамках беседы о том, что такое алкогольная зависимость и каковы психологические особенности поведения членов семьи алкоголиков. Поскольку целью беседы была профилактика противоправного и экстремистского поведения, мы старались сосредоточить внимание студентов на А.И Свидригайлове. Поскольку часто студенты ничего внятного о нем не помнили, приходилось предлагать им воспользоваться уже готовыми материалами из интернета, например, таким электронным ресурсом Литературный блог LitFest.ru.: [13].

В итоге мы студенты озвучивали следующие сведения: Аркадий Свидригайлов карточный шулер (читай, жулик и уголовник), что тюремного заключения он смог избежать благодаря своей жене; что его обвиняют в изнасиловании и доведении до суицида двух человек - не названной по имени девочки-инвалида и крестьянина Филиппа, что он представляет собой «грубого злодея», «сладострастного развратника и подлеца...» (Раскольников о нем, часть 6 глава V) [13].

Далее студентам задавался вопрос о том, что они думают о причинах, по которым Аркадий Свидригайлов пытался сдружиться с Родионом Раскольниковым? После того, как они высказывали свои предположения, мы рассказывали, что вербовка во всевозможные террористические и экстремистские организации часто идет под заверения о том, что в рядах данной организации собираются люди исключительно высокой порядочности и моральной чистоты. Но достоинство Федора Михайловича Достоевского как писателя как раз состоит в том, что он показывает как к идеалисту Родиону Раскольникову, готовому к убийству и любым уголовным деяниям во имя некоей идеалистической цели, льнет уголовник, подлец и педофил Аркадий Свидригайлов. Федор Михайлович прекрасно знал о событиях многочисленных европейских революций XIX века. Любые революции, вроде мартовской и октябрьской 1917 года, сопровождаются разгулом преступности. Мы рассказывали о том, что уголовники, маньяки и садисты постоянно пополняют ряды любых террористических и революционных организаций именно ради того, чтобы, прикрываясь любыми благородными и красивыми лозунгами, безнаказанно убивать, мучить и насиловать невинных людей. После этого студентам задавали вопросы «Как уберечь себя от подобного девиантного поведения? Как нужно себя вести, чтобы ваш круг общения не был кругом алкоголиков, уголовников, маньяков и прочих малоприятных персонажей?» После того, как мы предоставляли студентам возможность высказать свои мысли и чувства по поводу обсуждаемой темы, мы предлагали молодым людям задумываться почаще о том, как какая-либо новость из интернета, компьютерная игра, видеоролик, видеоклип песни воздействует на них, какие будит желания, в какое эмоциональное состояние вводит. Мы предложили волевым усилием бороться с дурными мыслями и желаниями, стараться смотреть те фильмы и слушать такую музыку, которая пробуждает у них благородные, а не низменные желания.

Выводы. Таким образом, организация бесед на основе изученного в средней школе романа Ф.М. Достоевского позволяет решить несколько воспитательных задач.

1) обсудить вопросы причин противоправного поведения;

2) помочь студентам высших и средне-специальных учебных заведений в осуществлении психологической самопрофилактики для борьбы с любыми идеями, могущими привести их к участию в какой-либо противоправной деятельности;

3) дать педагогам, воспитателям, преподавателям практический инструмент педагогической и психологической профилактики противоправного и экстремистского поведения.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // Президент России. - 29.05.2020. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555 (дата обращения: 25.04.2022)

2. Зорькина, A.A. Актуальные вопросы предупреждения правонарушений экстремистской направленности в средствах массовой информации / A.A. Зорькина // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 120-123

3. Кадыханова, С.А. Профилактика как один из методов борьбы с экстремизмом и терроризмом / С.А.Кадыханова, Е.В. Салина, В.А. Шаповалова // Вестник Амурского Государственного Университета. Серия: гуманитарные науки. - 2020. - № 88. - С. 42-44

4. Куценко, М.В. О мерах профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде / М.В. Куценко, С.А. Бахарев, Я.Н. Южакова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 4 (13). -С. 81-83

5. Кротов, Е.В. особенности педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре духовной безопасности /Е.В. Кротов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №4,- С. 176-182

6. Биктуганова, М.Ю. Проблемы профилактики молодежного радикализма в организациях среднего профессионального образования / М.Ю. Биктуганова // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3,- С. 66-73

7. Малыхина, Т.А. Об особенностях предупреждения экстремизма в современной молодежной среде / Т.А. Малыхина // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. -№ 1. - С. 89-99

8. Российская Федерация. Законы: Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Президент России. - 25.07.2002. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18939 (дата обращения: 25.04.2022)

9. Российская Федерация. Законы: Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии терроризму» // Президент России. - 06.03.2006. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23522 (дата обращения: 25.04.2022)

10. Кузина, Н.В. О современном состоянии информационной защищенности общества: механизмы формирования и пути предотвращения индукции деструктивной идеологии в среде подростков и юношества при влиянии современной музыкальной и кино-культуры, видеоконтента интернета / Н.В. Кузина // Бюллетень науки и практики. - 2020. - № 9. -С. 330-355

11. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1989. - Том 5. - URL: https://ilibrary.ru/text/69/index.html (дата обращения: 25.04.2023)

12. Бовыкин, Д.Ю. 13 вандемьера: кто виноват? / Д.Ю. Бовыкин // Французский ежегодник. - 2006. - С. 80-129

13. Образ Свидригайлова из «Преступления и наказания» // Литературный блог: LitFest.ru. 2022. - URL: https://litfest.ru/writings/svidrigaylov.html (дата обращения: 25.04.2023)

Педагогика

УДК 371.3

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Егорова Галина Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА ПО БИОЛОГИИ

Аннотация. Современному учителю недостаточно просто иметь глубокие предметные знания, обладать практическими умениями и навыками. Ему необходимо творчески использовать приобретенные знания в нестандартной переменной ситуации, проявлять конструктивность в организации и планировании педагогического процесса. Большую помощь в этом оказывают информационно-компьютерные технологии. В настоящее время информационно-компьютерные технологии активно используются в сфере образования как при организации и проведении уроков, так и при подготовке к экзаменам. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по биологии, необходимо понять саму специфику экзамена. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Целью данной статьи является анализ существующих форм и онлайн технологий подготовки к ГИА по биологии, применяемые в образовательных учреждениях. В современной системе преподавания при подготовке к ГИА достаточно широко используются современные онлайн-тренажеры. В статье предлагается обзор ряда онлайн-тренажеров и способы их применения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Материалы исследования позволяют расширить представление о ряде методов и онлайн-тренажеров в качестве важных и эффективных инструментов в подготовке к ГИА.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, онлайн-тренажеры, подготовка к ГИА, индивидуальный подход.

Annotation. It is not enough for a modern teacher just to have deep subject knowledge, to have practical skills and abilities. He needs to creatively use the acquired knowledge in a non-standard variable situation, to be constructive in the organization and planning of the pedagogical process. Information and computer technologies are of great help in this. Currently, information and computer technologies are actively used in the field of education both in organizing and conducting lessons and in preparing for exams. To successfully pass the OGE and USE in biology, it is necessary to understand the very specifics of the exam. Computer technologies integrated with the pedagogical system of organizing educational activities can significantly increase the educational opportunities of schoolchildren, make the choice and implementation of an individual trajectory in an open educational space. The purpose of this article is to analyze the existing forms and online technologies of preparation for the GIA in biology used in educational institutions. In the modern teaching system, modern online simulators are widely used in preparation for the GIA. The article provides an overview of a number of online simulators and ways to use them in preparation for the OGE and USE. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.