Научная статья на тему 'Параллели и перекрёстки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»'

Параллели и перекрёстки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1583
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ / РОМАНЫ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО / ОБРАЗ РАСКОЛЬНИКОВА / ОБРАЗ СВИДРИГАЙЛОВА / СУИЦИД В РОМАНАХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кукушкин И.А.

В статье производится сопоставление обстоятельств и поступков героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», с выявлением сходств и различий мотивации и результатов их поведения, а также дана оценка взаимного влияния их поступков на развитие сюжета романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параллели и перекрёстки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕКРЁСТКИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

© Кукушкин И.А.*

Амурский гуманитарно-педагогический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье производится сопоставление обстоятельств и поступков героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», с выявлением сходств и различий мотивации и результатов их поведения, а также дана оценка взаимного влияния их поступков на развитие сюжета романа.

Ключевые слова преступление и наказание, романы Ф.М. Достоевского, образ Раскольникова, образ Свидригайлова, суицид в романах.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» буквально насыщен событиями и напоминает речной поток, где участок с медленным течением неизменно сменяется быстриной увлекающей всех участников событий в бурный водоворот. Автор романа как бы даёт своим героям какое-то время побыть на расстоянии друг от друга, решая свои проблемы или осуществляя желания, но параллельные неизбежно смыкаются перекрёстками, где герои встречаются, порой буквально обрушивая друг на друга индивидуальные черты характера, амбиции, мечты и желания, тревоги и разочарования.

Наиболее ярко это проявляется в общении двух главных героев - финансового собственника Свидригайлова и недоучившегося студента Рас-кольникова, поступки которых буквально генерируют дальнейшие действия друг друга. Достоевский Ф.М., возможно сознательно использует героев с явно иным жизненным опытом, но сходными чертами воспитания и деятельности в обществе.

Раскольников, воспитанный в благородном духе, твёрдо усвоил начертанный ему порядок жизни: обучение, должность, неизбежный успех в карьере (который обязательно придёт к такому умному и образованному человеку), достижения поста, обеспечивающего возможность творить «всеобщее» благо, неизбежное уважение общества, почитание и покой. Да вот беда какая - нет денег: нечем платить за обучение, квартиру, да и поесть толком не на что. Что же делать то? Друг Разумихин в таком же положении, но крепит своё тело, зарабатывает литературными переводами необходимые средства, бодр, весел общителен. Твёрдо намерен продолжить путь служения обществу на юридическом поприще и уже обзавёлся необходимыми знакомствами с практиками юридического дела.

* Доцент кафедры Безопасной жизнедеятельности и естественных наук, кандидат географических наук.

Раскольников, не решается на конкретные действия пока есть возможность использования иных источников жизни: престарелая мать вяжет -хоть слепнут глаза, сестра - гувернантка, существо бесправное по понятиям того времени, хозяйка - готова содержать его как перспективного жениха, но нет - разонравилась хозяйская дочка. А переводы - слишком высокие требования при минимальной оплате. Но ещё есть вещи - фамильные, ну да что там, как-нибудь вдруг да выкупим обратно. Но по вине какого-то Свид-ригайлова, мать и сестра остались без места, и хозяйка обиделась, и Разу-михин - отдаёт переводы, но свои, а быть обязанным так не благородно! Всё идём убивать! Ведь потом столько добрых дел понаделаем, что и сами про всё позабудем, а другие и вовсе ничего не узнают, та как очень ловко мы всё дело задумали и обязательно свершим удачно!

Ну а как свершили, то стали вещи закладные собирать, и не потому что не знали, что у хозяйки деньги есть (не знаем мы сути дела ломбардного), да и не думали мы об этом, потому что в голове засела привычная схема: есть вещь - будут деньги, а деньги - это «маленькая жизнь». Ну куда с вещами, а в другой ломбард и опять всё по новой. А там что? А поглядим, топор то всегда на месте!

Да, неладно прошло дело, ну как специально везде клинило! И убийство оказалось двойным и чуть на месте не застукали и здоровье подвело: ослабленный недоеданием, сквозняками и потрясением организм не выдержал - свалился! Ну до того вещички под камень припрятали, ну как уверены были что никто их не найдёт!

А вот и главный перекрёсток первый номер: встреча с Свидригайловым. До того были перекрёстки с лучшим другом Разумихиным, тот после нелепого расставания, обеспокоился, нашёл товарища, а далее, как награду и своё счастье в личной жизни - Авдотью Романовну! Везёт достойным! Но к главному - Свидригайлов, если верить свидетельствам и его собственным словам, тоже из благородных, но бывал в детстве бит, служил, но не дослужил до признания и уважения, занялся хорошо знакомым по службе делом - игрой в карты, но в компании шулеров не задержался, разорился до ямы, но был спасён почитательницей, согласившись в прямом смысле на готовый стол и дом.

Параллели жизни главных героев романа в не завершении карьеры и нищете вполне очевидны, но до свершения убийства, мы на стороне Рас-кольникова: «любит» сестру и мать, но не согласился «продать» себя «женившись на приданном», мечтает о прекрасном будущем и служению обществу, помогает несчастным Мармеладовым, хоть и не своими деньгами. А кстати тоже находит своё счастье - Соню, не какую-то там барышню, а несчастную, так же забитую нищетой девушку!

Но в потоке жизни бывают и водовороты: воды кружась, перемещаются и тот, кто был впереди, в какое-то время уже и сзади! Начиная со встречи с Раскольниковым, мы имеем возможность наблюдать не только за словами о Свидригайлове и разбираться в его словесной паутине, сплетённой для ока-

зания благоприятного впечатления на Раскольникова и сделать его своим союзником, возникает наше непосредственное впечатление о его делах, коренным образом изменяющее ранее намеренно созданное автором негативное впечатление о данном персонаже.

Свидригайлов способен любить, оставаясь благородным в своих общественных обязанностях и стремясь в ущерб себе, исправить сотворённое зло. Он отдаёт три тысячи рублей, положенные по завещанию, чего мог не делать в принципе (поди там найди при связи и законах того времени), или хотя бы потянуть с объявлением данного финансового момента, оказав тем самым давление в повышении мотивации Раскольникова в разрушении свадьбы с Лужиным за вознаграждение в десять тысяч рублей. Именно сумма в три тысячи рублей, своевременно представленная Авдотьи Романовне, определила счастье Разумихина, возможность для Раскольникова вновь стать благотворителем семьи Мармеладовых и т.д.

Свидригайлов, случайно узнав о проблемах Раскольникова, замышляет преступление в полном соответствии с ранее сформированном у нас представлении о нём как негодяе, сластолюбце и т.д., причём действует умело и уж по крайней мере осмотрительнее, чем мало опытный Родион Романович. Соседей нет, жертва попала в клетку из-за беспокойства о судьбе брата, всё сделано - остаётся только совершить преступление! Позволит однако же отступление в пользу г. Свидригайлова. Ну что за прелесть эта Авдотья! Кто не увидит немедленно влюбляется: Лужин - влюбился, Разумихин - влюбился, ну а почему же Свидригайлов-то не может искренне и безоглядно влюбиться, и добиваться признания возлюбленной. И она пришла в незнакомое жилище, согласившись с условиями безгласности свидания, так как верила, что её безопасность обеспечена, а Свидригайлову есть что сказать и может быть не только о брате. Во всяком случае, слова Свидригайлова о предшествующих свиданиях ею точно не опровергаются.

В любом случае, поведение Свидригайлова под воздействием любви можно считать действенным, он не изменяет объекту любви и не стремится утолить печаль в обществе иной особы, что было бы вполне естественным для образа сластолюбца.

Преодолев искушение, Свидригайлов поставил главную точку в параллели главных героев: Раскольниковым преступление совершено, Свидригайловым отвергнуто. Но писатель продолжает данную параллель, давая возможность нам ещё раз убедиться в истинной сути своих героев. И того и другого он награждает сном в состоянии сильного потрясения близкого к беспамятству. В бесконтрольном состоянии человек делает то что он действительно хотел сделать. Раскольников во время своего сна и повторного видения этапов свершения преступления, завидев старушку вновь достаёт топор, вновь наносит удары, а видя их бесцельность, наносит их снова и снова... Свидригайлов, уже после принятия окончательного решения о своей судьбе, также впадает в тяжкое забытье и сон погружает его в ситуацию совершения преступления с мало-

летней девочкой. Истинный сластолюбец, без внешнего и внутреннего контроля свершил бы преступление, аналогично сонному деянию Раскольникова. Однако, к чести Свидригайлова, после испытания превратностей судьбы и нелёгкого жизненного опыта, он отвергает преступление даже во сне, чем спасает своё личное сознание и самоощущение благородного человека.

Раскольников, как бы подходя к осознанию необходимости искупления своего преступления, на самом деле не совершает действий, хоть сколько-нибудь изменяющих его социальную суть. Мы по-прежнему не видим его созидательной деятельности или стремления к обучению. Свидригайлов, так же как Раскольников распоряжается не своими деньгами, а использует средства, доставшиеся по завещанию. Однако, имея первоначальный капитал, можно было бы подобно Лужину стремиться его приумножить, тем более как говорит сам Свидригайлов в Санкт-Петербурге его «узнают». Но выбран иной путь, и в основе решения лежит не только не разделённая любовь, но и неприятие тогдашнего мира насилия и интриг. Именно Свидригайлов обеспечивает детей Мармеладовых, отдавая им свою материальную базу возможно долгой безбедной жизни. Он уходит из жизни решительно, бесповоротно и даже с шуткой, отмечающей последний наиважнейший перекрёсток судеб главных героев романа.

Свидригайлов предлагал Раскольникову простейший вариант его социальной ситуации: отъезд в Америку. Понимай Родион Романович: иные законы, иная среда, со знанием языков вполне можно пристроиться и работать. Но именно работать Раскольникову и не хочется, потому что всё должно следовать по начертанной и внушённой схеме: хорошему - хорошее, потому что он хороший. Он медлит с отъездом, в тоже время прекрасно понимая, что его разоблачение будет огромным ударом для близких, а сам он не выдержит каторги с её холодами, голодом и тяжёлой работой. Только наивный и малоопытный человек, может всерьёз поверить, что Ф.М. Достоевский отправляет своего героя только на духовное перерождение, так как сам писатель был на каторге (хоть и в местах не столь отдалённых) и что почему прекрасно знает.

Не спешит Раскольников делать признание, даже после визита Порфи-рия Петровича, который прямо намекает ему на благородный выход из положения, рекомендуя, впрочем, оставить записку с объяснением причины ухода из жизни. Аргумент следователя понятен без объяснения. Камень, о котором Раскольников, поведал как бы воображая возможные действия преступника, был без сомнения найден и стал неопровержимой уликой исполнителя преступления. Но Раскольников, хоть и делает близким намёки на возможные перемены, ничего не обещает Порфирию Петровичу, а только выясняет срок оттяжки суровых перемен. Разумеется, в беседах с Соней Мармеладовой он проясняет своё сознание необходимостью раскаяния и искупления преступления неотвратимостью наказания. Страх разоблачения заставляет искать любую поддержку, но бежать и признаваться он не спе-

шит! Он знает: у него есть козырь в рукаве - помощь Свидригайлова и отъезд в Америку. Он спокойно решает свои материальные проблемы и вдруг последний удар - Свидригайлов застрелился! Он смог!

В совершенной растерянности Раскольников даёт признания, не заботясь о душевном состоянии родных и друзей. В суде старается отяготить свою вину, добиваясь максимально сурового наказания - смерти, что было бы вполне по обстоятельствам преступления - двойное убийство из корыстных побуждений. Но суд посылает Раскольникова на каторгу и вероятно не ближе чем отправили декабристов. Остаётся только гадать, сколько продержится ослабленный человек, наверняка заражённый туберкулёзом, добывая руду в холодной, сырой шахте, или моя золото стоя по колено в холодной воде реки.

Подводя итоги данной статьи, мы обязательно должны сделать два необходимых обоснования нашего взгляда на главную параллель романа «Преступление и наказание», тем более неизбежные, что ныне мы имеем возможность наблюдать в современном обществе отдельные элементы действительности того времени.

Мы понимаем, что не все согласятся с изложенными нами взглядами и прежде всего хотим аргументировать мнение о том, что Свидригайлов является вторым главным героем романа, а не просто оттеняет образ Раскольни-кова или способствует развитию сюжета. Не только объем описания поступков Свидригайлова, но и его роль в воздействии на судьбы иных героев романа, а также авторская позиция в представлении данного персонажа своим читателям, позволяют отнести его к категории «главный герой романа».

Протестный поступок Свидригайлова, а уход из жизни зрелого, умного и по крайней мере не подлого человека может быть только вынужденным, может быть оценён как действие последнего «лишнего человека» в России, так как в современной действительности имеются прекрасные возможности профилактики суицидов путём использования различных интересов личности в общественных интересах, возможности переквалификации населения и оказания направленной социальной помощи. Тяжёлые условия физического труда на производстве, особенно в климатических условиях России, долгое время отталкивали молодёжь от «рабочих профессий» и ориентировали исключительно на систему «образование - офис». Любой представитель «офисного планктона» как трагедию воспринимает необходимость перехода к рабочей деятельности. Поэтому неудачи с ЕГЭ порой приводят к суициду подростков, совершенно не информированных о новом техническом оснащении производства и обеспечения работы современного предприятия. Соответственно, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» необходимо разъяснять юношам и девушкам временные особенности параллелей и перекрёстков сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.