Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / РЕДУКЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бичанина Т.В., Рослякова Н.И., Галушко И.Г.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального выгорания. Приведен анализ результатов ряда исследований учёных США, Польши, России. Установлено, что причинами профессионального выгорания могут быть: возраст, неправильная организация рабочего времени, высокий темп работы, постоянно возрастающие требования и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

УДК 373.1

Бичанина Т.В.

студентка 4 курса кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Рослякова Н.И.

д.п.н. профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Галушко И.Г.

преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального выгорания. Приведен анализ результатов ряда исследований учёных США, Польши, России. Установлено, что причинами профессионального выгорания могут быть: возраст, неправильная организация рабочего времени, высокий темп работы, постоянно возрастающие требования и т.д.

Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция персональных достижений, стресс.

За последние годы в мире всё чаще стал упоминаться такой термин, как «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне постоянного стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания является самой опасной профессиональной болезнью педагогов, так как педагог часто в своей профессиональной деятельности взаимодействует с людьми (детьми, родителями и другими специалистами)[1,с. 90].

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Американский психолог Кристина Маслач рассматривает «выгорание» как ответную реакцию на длительные профессиональные и личностные стрессы, проходящие 3 стадии: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукцию персональных достижений.

Первая стадия эмоционального истощения проявляться в чувстве перенапряжения и опустошенности эмоциональных ресурсов. Вторая стадия характеризуется негативным и циничным отношением к окружающим в профессиональной деятельности, в частности и к детям. Третья стадия проявляется в сниженной компетентности в работе, недовольство собой и своей работой[2, с.106].

Профессиональное выгорание может быть определено различными причинами. Первой причиной является возраст. «Выгорание» может возникнуть в любом возрасте, но чаще возникает у педагогов в возрасте 30-40 лет. В этом возрастном периоде у человека происходит смена жизненных приоритетов, переоценка ценностей. Доктор психологических наук А. В. Толстых в своей статье «почему людям не нравится свой возраст» отмечает, что у человека на границе 30 лет происходит самоанализ своей жизни. Человек, оглядываясь на свой пройденный жизненный путь, на свои достижения и неудачи, видит в уже сложившейся и внешне благополучной жизни, как несовершенна его личность.. .»[3, с. 166]

Следующей причиной является особенность темперамента и характера. Ученые выяснили, что к выгоранию среди педагогов более всего склонны женщины. Их эмоциональная доверчивость становится их слабым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Установлено, что в категорию риска могут попасть люди таких типов личности: педанты, демонстранты и чувствительные.

Второй причиной является неправильная организация собственного рабочего времени. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. Высокий темп работы, постоянно возрастающие требования тоже является одной из причин профессионального выгорания.

Важной причиной является ролевой конфликт («или семья, или работа»). Педагог в этом случае не может разграничить дом и работу (все домашние проблемы переносит на работу, а рабочие домой). Такая обстановка побуждает многих растрачивать эмоции, а другие — начинают искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь свои нервы.

Польский профессор высшей педагогической школы Т.И. Ронгинская полагает, что около 30 % учителей (независимо от пола, возраста и страны проживания) характеризуются выраженными признаками выгорания, т.е. проявляют сниженные способности к конструктивному решению профессиональных проблем, отказываются от деятельности в ситуации неудач и т.п.[4, с.85].

Чёткого списка причин эмоционального выгорания нет, так как всё индивидуально. По данным исследований, как минимум в США и Европе, где вопрос изучают с 70-х, с профессиональным выгоранием сталкивается каждый третий. Все зависит от ситуации — может быть, ваша работа требует слишком большой для вас эмоциональной включенности и контактов с людьми. На степень выгорания может влиять и монотонность работы, и отсутствие ее видимых результатов, так что еще одним из последствий часто становится разочарование и обесценивание своих успехов.

Зная причины проблемы, необходимо приложить усилия для ее профилактики. Канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса» описал 8 профилактических правил для борьбы со стрессом:

- Не откладывайте свои очень важные дела, ибо стресс «незавершённого дела» будет истощать ваши ресурсы;

- научитесь признаваться себе, что в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и радуйтесь этому;

- с какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли огорчаться;

- радуйтесь любому собственному достижению. Даже после сокрушительного поражения бороться с мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о прошедших успехах;

- научитесь формировать у себя положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации такой какая она есть;

- формируйте у себя такое отношение к обществу: «Я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненный потенциал в тех условиях, в которых живу и которые не возможно изменить;

- научитесь формировать положительное настроение и радоваться каждому дню и каждой выполненной работе [5].

Полностью исключить в работе стресс в наших современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное воздействие на психологическое и физическое здоровье работающих людей.

Самое главное правило для работающих людей научиться не смешивать профессиональные проблемы с личными, работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстро перестраиваться. Но универсального совета, как уберечься себя от «выгорания», нет и быть не может, поскольку всё индивидуально.

Список литературы

1. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.

2. Маслач К. Представление о синдроме эмоционального выгорания: современное исследование и его применение в психиатрии// Мир психиатрии- 2016; 15: с.103-111

3. Толстых А. В. Почему людям не нравится свой возраст? // - М. : Мол. гвардия, 1988 . - С. 165-191

4. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том23, №3. - С.85-95.

5. Селье Г. Стресс без дистресса, М.: Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.