УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 1. С. 75-83. УДК 343
DOI 10.24147/1990-5173.2023.20(1)75-83
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
М. П. Клейменов1, И. М. Клейменов2
1 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия 2 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия,
г. Санкт-Петербург, Россия
Введение. Проблема преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, обладает особым драматизмом. Действительно, лица, которым делегировано множество прав по решению жизненно важных вопросов, включая обеспечение общественной безопасности и поддержание правопорядка (в том числе право на легитимное насилие), нередко используют эти права в корыстных и иных низменных интересах. Это вызывает возмущение общественности и подрывает авторитет легитимной власти. Целью настоящей статьи является определение актуальных направлений профилактики преступлений в сфере служебной деятельности служащих государственных и муниципальных органов. Методология исследования включает диалектический, сравнительно-исторический, социологический и формально-догматический методы. Результаты. Основными направлениями профилактической деятельности в сфере служебной деятельности служащих государственных и муниципальных органов являются: подготовка специалистов в области государственного и муниципального образования только в юридических вузах; прекращение практики подготовки юристов в непрофильных вузах; введение запрета на приём в магистратуры юридических вузов лиц, не имеющих базового юридического образования; обеспечение юридической силой нравственных стандартов поведения юристов; направление усилий на решение проблемы выявления и устранения дилетантизма и правового нигилизма в профессиональной служебной деятельности; осуществление полноценного криминологического мониторинга; создание реальных механизмов укрепления юридической науки и практики; оценка авторитета государственных и муниципальных служащих со стороны населения. Заключение. Профилактика преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, останется благим пожеланием, если ни одно из предложенных направлений профилактической деятельности не будет реализовано.
Ключевые слова: профилактика преступлений; использование служебного положения; криминализация; криминологический мониторинг; профессиональная этика.
1. Введение
«Служебное положение» можно определить как совокупность прав и обязанностей, которыми обладает человек в связи с выполняемыми им профессиональными занятиями. Именно дихотомия «статус - профессия» выражает сущность (смысл, главное внутреннее содержание) служебного положения. В криминологическом контексте «служебное положение» содержит в себе угрозы злоупотребления статусом: активную и пассивную. Активная угроза выражается в злоупотреблении правом (правами). Пассивная угроза вы-
ражается в неисполнении определённых обязанностей. Осознание таких угроз мотивирует их блокирование юридическими средствами. В уголовно-правовом контексте на передний план выходит материальная сторона злоупотребления правами и обязанностями субъектом при выполнении им профессиональных обязанностей: общественная опасность, вред, который причиняется (или может быть причинен) общественным отношениям его действиями (бездействием). Такой вред причиняется, во-первых, авторитету власти. Во-вторых, служебное положение сущест-
венно облегчает совершение преступления. В-третьих, служебное положение позволяет обеспечить сокрытие совершённого преступления. В-четвёртых, злоупотребление профессиональными правами и обязанностями существенно искажает институциональные публичные функции (государственные и общественные) иногда до их полной противоположности1 .
С точки зрения динамики общественной опасности служебных преступлений важно учесть тенденции криминализации различных сфер общественной жизни и в первую очередь сферы государственной, муниципальной и правоохранительной службы.
Проблема преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, обладает особым драматизмом. Действительно, лица, которым делегировано множество прав по решению жизненно важных вопросов, включая обеспечение общественной безопасности и поддержание правопорядка (в том числе право на легитимное насилие), нередко используют эти права в корыстных и иных низменных интересах. Это вызывает возмущение общественности и подрывает авторитет легитимной власти. Криминализация служебной деятельности выражается в: а) совершении преступлений представителями правоохранительных органов, а также органов, содействующих правоохранительным (налоговой службы; судебно-экспертных учреждений; нотариата; адвокатуры; частных детективных и охранных служб; негосударственных судебно-экспертных учреждений и др.); б) покровительстве представителями органов власти криминальных структур; в) незаконном участии в предпринимательской деятельности; г) воспрепятствовании осуществлению правосудия; д) теневой служебной деятельности, осуществляемой помимо, вне закона и вопреки ему; е) создании условий, противодействующих транспарентности деятельности органов власти. Криминализация служебной деятельности в современном мире - во многом самоорганизующийся и инновационный процесс. Придумываются изощрённые схемы криминального использования служебного положения, целью которых является, с одной стороны, незаконное обогащение, а с другой - карьерный рост, продвижение по службе.
2. Методология
Методология исследования включает диалектический, сравнительно-исторический, социологический и формально-догматический методы.
3. Результаты
Профилактика исследуемой преступности как выявление и устранение причин и условий совершения служебных преступлений в качестве генерального вектора имеет формирование профессионального правосознания государственных и муниципальных служащих. Особую важность при этом приобретает проблема формирования нравственного сознания как мировоззренческой основы профессионального правосознания. Значимость нравственных понятий долга и личной ответственности, истины и справедливости выделялась известными российскими учёными и общественными деятелями XIX-XX вв. (в качестве фундамента правовой психологии и правовой культуры) [1]. В то же время социально-правовое мышление не должно быть излишне политизированным, уклоняясь в сторону тотального либерализма (глобально-либеральное мышление) или ригоризма (репрессивное мышление) [2; 3]. Конечно, в теории профессионального правосознания не должно быть места дилетантизму и правовому нигилизму. Особенно нетерпим правовой нигилизм, который в последние годы приобрел наиболее циничные формы в виде откровенного нарушения и неисполнения нормативных правовых актов должностными лицами, создания конфликтных ситуаций вне правового поля и слабо прикрытого распила бюджетных средств.
Такой нигилизм чётко фиксируется в общественном сознании, порождая недоверие к властным структурам и её представителям. В 2022 г. нами проведён онлайн-опрос по оценке деятельности правоохранительных органов (326 человек). На вопрос «Чувствуете ли Вы себя жертвой экономического преступления, узнав о хищениях бюджетных средств?» респонденты ответили (в %):
а) да - 66,2;
б) нет - 21,7;
в) затрудняюсь ответить - 12,1.
Как видим, граждане в большинстве своём вполне адекватно понимают сущность преступлений, совершаемых с использовани-
ем служебного положения, - представители власти не служат закону, а используют его в своих интересах.
В этой связи следует, во-первых, отметить целесообразность подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в области государственного и муниципального управления в системе юридического образования. Суще -ствующая практика подготовки таких специалистов в иных вузах не может обеспечить формирования минимума профессиональных компетенций, отвечающих вызовам современной криминологической ситуации, в частности: способности свободно ориентироваться в правовой системе России; умения правильно применять нормы права; умения разрабатывать проекты нормативных правовых актов; умения моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления, навыки противодействия незаконным приказам со стороны руководства, навыки антикоррупционной устойчивости. Например, в списках профессорско-преподавательского состава частной образовательной организации высшего образования «Омская гуманитарная академия» нет ни одного сотрудника со степенью кандидата или доктора юридических
наук2.
Во-вторых, следует прекратить практику подготовки юристов в непрофильных вузах. Следует согласиться с ректором Хабаровской государственной академии экономики и права Ю. Г. Плесовских, что «с российским юридическим образованием сложилась следующая ситуация: производят не юристов, а лиц с дипломами о юридическом образовании. В последние годы многие говорят о проблеме "перепроизводства", точнее - "перевыпуска" юристов в нашей стране. Это, к сожалению, подтверждается ежегодным увеличением числа выпускников юридических факультетов, которые не могут устроиться на работу по специальности. Стоимость обучения на юридических специальностях немаленькая, и многие непрофильные вузы, начавшие вдруг в последние годы подготовку юристов, соревнуются между собой не столько в качестве образования, сколько в более выгодной для потребителей образовательных услуг цене. Юридическое образование тем самым
превращается в "кормушку" для непрофильных вузов. Больших затрат "воспитание" юриста не требует. Другой вопрос, что качество преподавания в данном случае необходимо на исключительно высоком уровне. Ведь это именно те специалисты, во власти которых впоследствии оказываются судьбы людей, и к будущим юристам предъявляют особые требования» [4, с. 10].
В-третьих, необходимо ввести запрет на приём в магистратуры юридических вузов лиц, не имеющих базового юридического образования. Авторский преподавательский опыт (в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского) говорит о том, что такие лица не способны адекватно воспринимать насыщенную юридическую информацию, у них практически невозможно сформировать правосознание, отвечающее современным стандартам.
В-четвёртых, важно включить нравственные критерии в кодексы профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, судей (честность, справедливость, добросовестность, совестливость, скромность, чистоплотность, вежливость, учтивость, тактичность, точность, аккуратность, внимательность, ответственность, исполнительность, чувство долга, гражданское мужество, правдивость и др.)3, а главное -оценивать итоги профессиональной деятельности в соответствии с такими критериями. В литературе справедливо указывается на неопределённость роли и юридической силы нравственных стандартов поведения юристов, что является существенным пробелом в регулировании профессиональной деятельности [5]. Любопытны в этой связи оценки общественного доверия, которые опрошенные респонденты выставили различным правоохранительным органам. Наибольшее доверие у граждан вызывает деятельность Федеральной службы безопасности РФ (65 баллов), второе место они отдали Следственному комитету РФ (45 баллов), третье - полиции (43 балла), четвёртое - Росгвардии (23 балла), пятое - Федеральной таможенной службе (10 баллов).
В-пятых, специального анализа требует проблема выявления и устранения дилетантизма и правового нигилизма в профессиональной служебной деятельности. Обращают
на себя внимание дилетантизм и профанация в нормотворчестве, исследованиях на стыке криминологии, социологии, политологии, экономике, общественном контроле, недостатки в кадровой политике, деформации в формировании юридической картины мира и правопонимания, слабая изученность субъективных механизмов криминального и антикриминального служебного поведения [613]. В этом плане представляют интерес ответы респондентов на вопрос: «Какие преступники представляют наибольшую угрозу национальной безопасности России?» Они распределились следующим образом (в % к итогу):
а) обычные жулики (воры, грабители) -
7,0;
б) воры в законе - 12,3;
в) преступники-бизнесмены (рейдеры, аферисты) - 19,8;
г) коррупционеры в органах власти - 53,3;
д) агенты влияния - 7,6.
В-шестых, чрезвычайно актуальной представляется задача анализа криминологической обстановки в субъектах Российской Федерации - осуществление криминологического мониторинга. В направлении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма криминологическим мониторингом занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)4. Нормативно установлена государственная система криминологического мониторинга наркоситуации5. Вместе с тем следует подтвердить, что всё это только первые шаги к созданию эффективной системы криминологического мониторинга. Это предполагает, в свою очередь, разработку методик криминологической диагностики, без чего невозможны как оценка профилактического потенциала [14], так и в целом реализация комплекса мер по декриминализации общественных отношений в определённом регионе.
Даже выборочный и поверхностный сравнительный криминологический анализ состояния преступности в различных субъектах Российской Федерации позволяет выявить существенные различия в характеристике криминологической обстановки [15]. При этом в поле зрения аналитика попадают
как сравнительно высокие, так и экстраординарно низкие показатели преступности. В первом случае анализ будет подчинён проверке генеральной гипотезы о низкой эффективности деятельности правоохранительных органов, во втором случае - о высокой эффективности; но в одном направлении -фальсификация статистических показателей. Поэтому при разработке криминологической диагностики следует учесть максимально возможное число качественных и количественных параметров: коррумпированность представителей государственной власти, участие их родственников в предпринимательской деятельности, клановость государственного и муниципального управления, распространённость злоупотребления должностными полномочиями, подконтрольность федеральных силовых структур региональной власти и др. Ориентирами здесь могут служить методики разработки глобальных индексов, в частности Индекса недееспособности государств (Fragile States Index). Оценка такого индекса производится по следующим параметрам: демографическое давление (определяется плотностью населения и наличием противоборствующих этнических групп); уровень эмиграции; уровень экономического неравенства; экономическая ситуация; уровень законности; противоречия в силовых структурах и элите; перемещение беженцев внутри страны; рост реваншистских настроений; количество предоставляемых государством услуг; приверженность исполнению законов и соблюдению прав человека; внешнее вмешательство (риски иностранного вмешательства в политические и военные конфликты, а также зависимость от внешнего финансирования)6. Разумеется, в методике российской криминологической диагностики должны быть представлены оригинальные параметры, однако сам путь её разработки по имеющемуся аналогу представляется приемлемым. Другое дело, что решение этой задачи представляется маловероятным в настоящих условиях разрушения криминологической инфраструктуры и искусственного занижения научного престижа и практической значимости криминологических исследований [16].
В-седьмых, чрезвычайно важным представляется укрепление юридической науки
и практики. В полной мере это станет возможным только тогда, когда результаты научных экспертиз станут частью (неотъемлемым элементом) государственной политики. Так, в качестве обязательной стадии нормотвор-ческого процесса законодательство Республики Беларусь предусматривает прохождение проектом правового акта обязательной криминологической экспертизы. Надзор за законностью в сфере проведения криминологической экспертизы осуществляет Генеральная прокуратура. Криминологическую экспертизу проводит Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры (далее -Центр). Наделение его таким правом не случайно, поскольку Центр, находясь в системе органов прокуратуры, имеет непосредственный доступ к правоприменительной практике, что существенно обогащает криминологическое исследование. Особый правовой статус Центра (отсутствие подчинённости государственным органам, обладающим правом законодательной инициативы) предопределяет независимость криминологической экспертизы. Заключение криминологической экспертизы имеет обязательный характер. Это означает, что проект должен быть доработан с учётом замечаний, указанных в заключении [16]. Именно обязательный (к исполнению) характер криминологической экспертизы в Республике Беларусь обеспечивает её высокий авторитет и гарантирует оптимизацию взаимодействия науки и практики.
В Российской Федерации создан институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых правовых актов7. Однако, во-первых, такая экспертиза представляет собой только разновидность криминологической экспертизы и гораздо уже последней по предмету; во-вторых, она носит рекомендательный характер.
В этой связи следует присоединиться к закономерному предложению ввести криминологическую экспертизу в механизм правотворчества в Российской Федерации, тем более что соответствующий законопроект давно разработан8.
В плане укрепления связи науки и практики следует также обеспечить реализацию стратегического планирования уголовной по-
литики в соответствии с федеральным законодательством. Современная практика подготовки и реализации крупных уголовно-политических решений осуществляется без учёта требований Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании», ст. 3 которого гласит: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования» . Ясно, что вопросы обеспечения национальной безопасности связаны с крупными уголовно-политическими решениями и находятся в сфере стратегического планирования.
В-восьмых, важное профилактическое значение имеет укрепление авторитета государственных и муниципальных служащих в общественном мнении. Здесь выделяются меры общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика связана, с одной стороны, с реагированием на целеустремлённое формирование негативного образа государственного и муниципального служащего в кинофильмах и телесериалах, а с другой стороны - с оказанием консультативной помощи при создании соответствующей продукции. Оба этих направления должны быть введены в организационно-правовое русло.
Наконец, в-девятых, существенное профилактическое значение имеет практика назначения за служебные преступления. Именно в наказании сконцентрирована сущность криминолого-правовой политики.
В этой связи целесообразно обратить внимание на концепцию уголовно-правового реагирования как публичной стороны уголовно-правового воздействия. Уголовно-правовое реагирование, во-первых, представляет собой центральную часть уголовно-правового воздействия, которая связана с реализацией уголовной ответственности, действием уголовного закона в жизни. Во-вторых, уго-
ловно-правовое реагирование выражает преимущественно правоприменительную сторону уголовно-правового воздействия. В-третьих, через уголовно-правовое реагирование устанавливаются наиболее существенные тенденции уголовно-правового воздействия. В-четвёртых, уголовно-правовое реагирование нередко фиксирует отношение правоприменителей к уголовно-правовым запретам, их функциональным качествам.
Обратим внимание на те преступления, за которые уголовно-правовое реагирование отсутствует:
- против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина»; ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ч. 2 ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»);
- против семьи и несовершеннолетних (ст. 153 УК РФ «Подмена ребёнка»; ст. 154 УК РФ «Незаконное усыновление (удочерение)»;
- в сфере организованной преступной деятельности (ч. 3 ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём»; ч. 3, 4 ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств, приобретённых другими лицами преступным путём»; ст. 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий»; ч. 2, 3 ст. 221 УК РФ «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ», ст. 228.4 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ»);
- против интересов службы в коммерческих и иных организациях; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных
обязанностей»; ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица»);
- против правосудия (ст. 301 УК РФ «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей», ст. 310 УК РФ «Разглашение данных предварительного расследования»; ст. 311 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации»).
Отсутствие уголовно-правового реагирования только в одном случае - в отношении хищения либо вымогательства ядерных материалов или радиоактивных веществ -гипотетически может быть объяснено надёжной охраной соответствующих материалов и веществ и, как следствие этого, - нулевой криминальной активностью. Что же касается других преступлений, то изучение криминологической обстановки показывает, что они совершаются. Отсутствие реагирования на них объясняется различными обстоятельствами, среди которых выделяются:
- снижение роли прокуратуры в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина;
- слабость оперативных позиций в учреждениях с достаточно высоким риском совершения преступлений против семьи и несовершеннолетних (в частности, в родильных домах);
- недостаток профессиональной компетенции в противодействии опасным формам организованной преступности;
- нежелание дискредитировать авторитет служебной деятельности («выносить сор из избы»);
- противодействие раскрытию и расследованию преступлений внутри правоохранительной системы.
4. Заключение
Профилактика преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, останется благим пожеланием, если ни одно из предложенных направлений профилактической деятельности не будет реализовано.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бондарев А. А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 25 с.
2 Омская гуманитарная академия : сайт. -URL: http://www.academy.omga.su (дата обращения: 27.12.2022).
3 Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 марта
2010 г. № 114 (ред. от 22 апреля 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // СЗ РФ. -2012. - № 25. - Ст. 3314.
5 Постановление Правительства РФ от 20 июня
2011 г. № 485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. -№ 26. - Ст. 3808.
6 The Fragile States Index. - URL: http://www. en.wikipedia.org; http://www.academy.omga.su (дата обращения: 27.12.2022).
7 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ (ред. от 21 октября 2013 г.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Рос. газета. - 2009. - 22 июля; 2013. -23 окт.
8 Проект Федерального закона «О криминологической экспертизе» // Долгова А. И. Криминологические оценки организованной преступности коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М. : Рос. криминолог. ассоц., 2011. - С. 646-658.
9 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Рос. газета. - 2014. -3 июля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбаков В. Ю. Российские общественные деятели XIX - начачала XX в. о местном самоуправлении // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014. - № 2. - С. 4-6.
2. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Криминологическое мышление в контексте интеллектуального обеспечения уголовной политики // Журнал российского права. - 2013. - № 8. - С. 55-65.
3. Клочкова Ю. А. Взаимодействие национальных политических и правовых систем: исторический и теоретический анализ // История государства и права. - 2015. - № 23. - С. 18-22.
4. Интервью с ректором Хабаровской государственной академии экономики и права Плесовских Юрием Гертуровичем // Юридический мир. - 2014. - № 8. - С. 9-11.
5. Давидян Г. М. Некоторые проблемы профессиональной этики юриста в Российской Федерации // Закон. - 2013. - № 11. - С. 40-45.
6. Веденеев Ю. А. Юридическая картина мира: между должным и сущим // Lex russica. - 2014. - № 6. -С. 641-654.
7. Доровских Д. В. Общественный контроль в Российской Федерации: правовые основы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 6. - С. 14-18.
8. Кирин А. В., Побежимова Н. И. Актуальные проблемы административной реформы // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 67-71.
9. Кирьянов А. Ю. Совершенствование кадровой политики муниципальной службы как гарантия социальной защищённости муниципального служащего // Социальное и пенсионное право. - 2012. -№ 3. - С. 28-33.
10. Клейменов М. П., Клейменов И. М. Профанация криминологии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2010. - № 2. - С. 13-20.
11. Маркунцов С. А. О необходимости изучения уголовно-правовой социологии // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 25-27.
12. Попов Д. В. Принципы организации нормотворческой деятельности в муниципальных образованиях // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 14-17.
13. Арестов А. И., Кобец П. Н. Профилактический потенциал административно-правовых средств и их роль в предупреждении преступности // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 6. -С. 85-90.
14. Бородуля Е. В. Отдельные аспекты предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом леса // Российский следователь. - 2009. - № 10. - С. 16-21.
15. Клейменов М. П., Клейменов И. М. Престиж криминологии в мире и в России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 1. - С. 5-13.
16. Шилин Д. В. Правовая основа криминологической экспертизы в Республике Беларусь // Законность. -2014. - № 1. - С. 70-73.
Информация об авторах Клейменов Михаил Петрович - заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, профессор кафедры уголовного права и национальной безопасности Новосибирского государственного университета экономики и управления
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: klim798@mail.ru SPIN-код: 4431-6452, Author ID: 596245
Клейменов Иван Михайлович - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права
Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия Адрес для корреспонденции: 197046, Россия, Санкт-Петербург, Александровский парк, 5 E-mail: piligrim111@mail.ru SPIN-код: 9166-9294, Author ID: 343510
Информация о статье
Дата поступления - 8 января 2023 г. Дата принятия в печать - 16 января 2023 г.
Для цитирования
Клейменов М. П., Клейменов И. М. Профилактика преступлений, совершаемых с использованием служебного положения // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 1. С. 75-83. й01: 10.24147/1990-5173.2023.20(1).75-83.
PREVENTION OF CRIMES COMMITTED USING OFFICIAL POSITION
M.P. Kleimenov1,1.M. Kleimenov2
1 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia 2 North-Western branch "Russian State University of Justice", St. Petersburg, Russia
Introduction. The problem of crimes committed using official position has a special drama. Indeed, persons who have been delegated many rights to address vital issues, including ensuring public safety and maintaining law and order (including the right to legitimate violence), often use these rights for selfish and other base interests. This causes public outrage and undermines the authority of the legitimate government. The purpose of this article is to determine the current directions of crime prevention in the field of official activity of employees of state and municipal bodies. The research methodology includes dialectical, comparative-historical sociological and formal-dogmatic methods. Results. The main directions of preventive activity in the field of official activity of employees of state and municipal bodies are: training of specialists in the field of state and municipal education only in law schools; termination of the practice of training lawyers in non-core universities; introduction of a ban on admission to the magistracy of law schools of persons who do not have a basic legal education; ensuring the legal force of moral standards of behavior of lawyers; directing efforts to solve the problem of identifying and eliminating dilettantism and legal nihilism in professional work; implementation of full-fledged criminological monitoring; creation of real mechanisms to strengthen legal science and practices; assessment of the authority of state and municipal employees on the part of the population. Conclusion. Prevention of crimes committed with the use of official position will remain a good wish if none of the proposed areas of preventive activity will be implemented.
Keywords: crime prevention; use of official position; criminalization; criminological monitoring; professional ethics.
REFERENCES
1. Baibakov V.Yu. Russian public figures of the 19th - beginning 20th century on local self-government.
Munitsipal 'naya sluzhba: pravovye voprosy = Municipal service: legal issues, 2014, no. 2, pp. 4-6. (In Russ.).
2. Babaev M.M., Pudovochkin Yu.E. Criminological thinking in the context of intellectual support of criminal policy. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2013, no. 8, pp. 55-65. (In Russ.).
3. Klochkova Yu.A. Interaction of national political and legal systems: historical and theoretical analysis. Istoriya gosudarstva i prava = History of the state and law, 2015, no. 23, pp. 18-22. (In Russ.).
4. Interview with the rector of the Khabarovsk State Academy of Economics and Law Plesovskikh Yuri Gerturovich. Juridicheskii mir = Legal world, 2014, no. 8, pp. 9-11. (In Russ.).
5. Davidyan G.M. Some problems of professional ethics of a lawyer in the Russian Federation. Zakon = Law,
2013, no. 11, pp. 40-45. (In Russ.).
6. Vedeneev Yu.A. The legal picture of the world: between the proper and the existent. Lex russica, 2014, no. 6, pp. 641-654. (In Russ.).
7. Dorovskikh D.V. Public control in the Russian Federation: legal foundations. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State power and local self-government, 2015, no. 6, pp. 14-18. (In Russ.).
8. Kirin A.V., Pobezhimova N.I. Actual problems of administrative reform. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2014, no. 3, pp. 67-71. (In Russ.).
9. Kiryanov A.Yu. Improving the personnel policy of municipal service as a guarantee of social security of a municipal employee. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and pension law, 2012, no. 3, pp. 28-33. (In Russ.).
10. Kleimenov M.P., Kleimenov I.M. Profanation of criminology. Kriminologicheskii zhurnal Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava = Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law, 2010, no. 2, pp. 13-20. (In Russ.).
11. Markuntsov S.A. On the need to study criminal law sociology. Juridicheskoe obrazovanie i nauka = Legal education and science, 2011, no. 3, pp. 25-27. (In Russ.).
12. Popov D.V. Principles of the organization of normative activity in municipalities. Rossiiskaya justitsiya = Russian justice, 2012, no. 3, pp. 14-17. (In Russ.).
13. Arrestov A.I., Kobets P.N. Preventive potential of administrative-legal means and their role in crime prevention. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo = Administrative and municipal law, 2011, no. 6, pp. 85-90. (In Russ.).
14. Borodulya E.V. Some aspects of crime prevention related to illegal timber trafficking. Rossiiskii sledovatel' = Russian investigator, 2009, no. 10, pp. 16-21. (In Russ.).
15. Kleimenov M.P., Kleimenov I.M. Prestige of criminology in the world and in Russia. Kriminologicheskii zhurnal Baikal 'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava = Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law, 2012, no. 1, pp. 5-13. (In Russ.).
16. Shilin D.V. The legal basis of criminological expertise in the Republic of Belarus. Zakonnost' = Legality,
2014, no. 1, pp. 70-73. (In Russ.).
About the authors
Kleymenov Mikhail - Honoured Scientist of the Russian Federation, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of Dostoevsky Omsk State University, Professor of the Department of Criminal Law and National Safety of Novosibirsk State University of Economics and Management
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: klim798@mail.ru
SPIN-code: 4431-6452, Author ID: 596245
Kleymenov Ivan - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor at the Department of Criminal Law
North-Western branch "Russian State University of Justice"
Postal address: 5, Aleksandrovskii park, St. Petersburg, 197046, Russia
E-mail: piligrim111@mail.ru
SPIN-code: 9166-9294, Author ID: 343510
Article info
Received - January 8, 2023 Accepted - January 16, 2023
For citation
Kleimenov M.P., Kleimenov I.M. Prevention of Crimes Committed Using Official Position. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2023, vol. 20, no. 1, pp. 75-83. DOI: 10.24147/ 1990-5173.2023.20(1).75-83. (In Russ.).