ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУК1
51
УДК 371.37.018
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
И. В. Гордеева
аспирант кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка Научный руководитель: И. А. Царик
Статья посвящена определению педагогического аспекта проблемы профилактики правонарушений среди детей и подростков. Раскрывается сущность понятия «педагогическая профилактика» с позиции личностно-ориентированного подхода. Представлена модель работы педагога по профилактике правонарушений.
Введение
Для детской и подростковой среды свойственны различные формы отклоняющегося поведения, которые проявляются в нарушении школьной дисциплины, сквернословии, грубом обращении с одноклассниками и учителями, в употреблении алкоголя, психически активных веществ и т. д. (А. П. Сманцер, Е. М. Рангелова, Л. М. Зюбин, Н. В. Кокоева, Ю. С. Залетов).
Одной из форм отклоняющегося поведения детей и подростков являются правонарушения. «Правонарушение - это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность» [1]. Статистика последних лет в целом свидетельствует о благоприятной тенденции: общее количество правонарушений среди несовершеннолетних снижается. Однако уровень ее остается достаточно высоким. Так в 2012 году в республике насчитывалось 14839 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, 3347 преступлений совершено лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста. Из общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления, 1190 человек обучаются в учреждениях общего среднего образования [2].
В этих условиях особую актуальность приобретает профилактическая работа среди школьников, направленная на выявление, ограничение и устранение факторов правонарушений.
Проблема профилактики правонарушений привлекает внимание специалистов различных областей знания: криминологии, социологии, психологии, медицины. Не остается в стороне от нее и педагогическая наука. По мнению В. Д. Гурова, одна из задач современной педагогической науки - это решение проблемы склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения [3].
Целью нашего исследования явилось выявление педагогической сущности профилактической работы педагога, рассмотрение ее содержания в аспекте личностно-ориентированного подхода, построение модели работы педагога по профилактике правонарушений.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что профилактика правонарушений среди школьников представляет собой сложный многоуровневый процесс. Количество исследований по указанной проблематике достаточно велико в каждой научной области.
Так, среди исследований, выполненных на стыке педагогики и криминологии, следует назвать работы Ю. М. Антоняна, Я. Г. Анапреенко, А. С. Белкина, К. Е. Игошева, Г. М. Миньковского, А. Н. Литвинова, Д. В. Гурова, Т. С. Барило и др.
Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути ее формирования отражены в трудах таких ученых, как С. А. Беличева, Е. В. Змановская, А. И. Захаров, Ю. А. Клейберг и др.
Отдельные направления профилактики правонарушений среди школьников раскрыты в исследованиях Т. С. Шестаковой (профилактика правонарушений в сфере свободного времени), Н. Г. Тищенко (профилактическая работа с детьми в общеобразовательной школе),
52
ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА
А. Н. Пыхарева (профилактика правонарушений средствами культурно-просветительной работы), Т. Н. Краснобаевой (профилактика правонарушений средствами физического воспитания) и др.
Проблеме профилактики противоправного поведения школьников посвящены труды отечественных педагогов и психологов. Причины и особенности правонарушений среди школьников, содержание и специфика работы в данном направлении раскрыта А. Е. Тарасом. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема актуализирована в работах М. А. Паздникова. Педагогические особенности предупреждения трудновоспитуемости подростков охарактеризованы в исследовании Н. Н. Верцинской. Е. Ф. Бедулиной определено содержание социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростка.
Многочисленные исследования подтверждают актуальность и междисциплинарный характер проблемы профилактики правонарушений среди детей и подростков. Выявление сущности ее педагогического аспекта предполагает рассмотрение таких понятий, как «профилактика» и «профилактика правонарушений».
Профилактика (от греч. «prophylaktikos») означает комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
Однако в различных сферах науки данное понятие трактуется по-разному. В медицинской литературе профилактика означает совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья отдельного человека или целого коллектива [4]. Юридическая наука определяет профилактику как предупреждение преступности; комплекс мер, направленных на выявление, ограничение или устранение факторов преступности в целом и ее отдельных видов, общественной опасности личности преступника [5]. В криминологии о профилактике часто говорят относительно прекращения конкретных преступлений, когда речь идет о фактах выявления преступлений на стадиях приготовления [6]. Психологами профилактика рассматривается как управление духовными процессами на уровне личности [7].
С точки зрения педагогической науки, профилактика - это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика правонарушений определяется педагогами как комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, предупреждение противоправных или других отклонений в поведении учащихся [8].
Сравнительный анализ понятий показывает, что в педагогике «профилактика» рассматривается значительно шире, нежели в других областях знания, означая не только комплекс мер и мероприятий, но и целенаправленную деятельность по устранению факторов риска и предупреждению противоправного поведения ребенка.
Различают следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения [7]. Первичная профилактика включает мероприятия, направленные, на предупреждение причин правонарушений еще задолго до того, как они могут появиться. С педагогической точки зрения данный этап предполагает деятельность педагога по созданию для ребенка условий и возможностей удовлетворять свои потребности социально положительными способами, изучение личности ученика, исследование его ближайшего окружения: семьи, школьного коллектива, микрогрупп и неформальных объединений, а также возникающих в них межличностных отношений и процессов. Тем самым решаются задачи как можно раннего выявления и устранения предпосылок возникновения правонарушений.
Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с учащимися, для которых характерно отклоняющееся поведение [7]. К педагогическим мероприятиям вторичной профилактики относится ранняя диагностика противоправного поведения учащегося: раскрытие
психологического неблагополучия личности. На данном этапе главным в деятельности педагога является недопущение совершения учеником более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Данная задача решается комплексно с привлечением комиссии и инспектора по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, психологов школы и родителей.
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
53
Третичная профилактика - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих цель предотвращение совершения повторного преступления [7]. Отличительной особенностью профилактики третичной является направленность работы не столько на профилактику, сколько уже на преодоление проблемы, реабилитацию и социализацию правонарушителя.
Ранее педагогами уже были предприняты попытки рассмотрения педагогического аспекта профилактики правонарушений. Как результат - выделение ими термина «педагогическая профилактика» (Э. П. Погребняк, А. Е. Тарас, А. И. Островский, М. А. Паздников и др.).
В литературе «педагогическая профилактика» определяется как «... социальнопедагогическая проблема, которая может быть решена на основе индивидуального подхода ... » [9, 81]; « ... процесс, который включает в себя нормализацию условий жизни и воспитания в семье, индивидуальный подход, переориентацию или разобщение стихийных групп, куда входят подростки» [10, 63]; « ... организуемый школой комплекс систематического и планового воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, в процессе которого получаемые учениками впечатления, сведения и знания переходят во взгляды, принципы, убеждения, а правильное сознание проявляется в соответствующем поведении» [11, 4].
Педагогический аспект профилактики В. Е. Баженов рассматривает как непосредственное воспитательное воздействие учителя, коллектива школьников на педагогически запущенных подростков, интенсификацию процесса их исправления и перевоспитания.
По мнению Э. П. Погребняка, педагогический аспект проблемы заключается в деятельности по развитию устойчивого чувства ответственности подростков за свое поведение, поднимающегося до ответственности за своих товарищей и коллектив, в выработке у них готовности и привычки постоянно соблюдать нормы общества.
Как мы видим, педагогический аспект профилактики правонарушений, рассматриваемый в исследованиях прошлых лет, чаще раскрывает внешнюю сторону организации профилактической работы, то есть воздействие на причины и факторы противоправного поведения, на личность ребенка, на его сознание и в целом перевоспитание учащегося.
В настоящее время в воспитании детей и подростков с отклоняющимся поведением произошла смена ориентиров: от административно-карательного к охранно-защитному. Естественно, это повлекло за собой и изменения в организации профилактической работы - отказ от доминирования административных мер и переход к педагогическим средствам профилактики. В связи с этим в нашем исследовании предпринята попытка рассмотреть педагогическую профилактику правонарушений среди школьников с позиций личностно-ориентированного подхода, то есть определить внутреннее содержание педагогической профилактики.
В рамках личностно-ориентированного подхода педагогическая профилактика правонарушений нами рассматривается, прежде всего, как взаимодействие педагога и ученика, в основе которого лежит деятельность по выявлению, вскрытию внутренних механизмов и закономерностей, влияющих на противоправное поведение ребенка. В связи с этим профилактическая работа строится с учетом потребностей и интересов учащегося, направлена на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно и ответственно определить свою позицию в сфере правовых отношений. Важным в этой работе является принятие учеником личностно значимых нравственных, правовых ценностей; формирование мотивов, установок социально ценного поведения, личностных качеств, согласовывающихся с нравственноправовыми нормами общественной жизни.
Особое место отводится диагностической деятельности педагога, позволяющей своевременно выявить различные отклонения в поведении учащихся, проанализировать и понять его причины, и на основании этого осуществлять планирование и определять содержание, формы, методы профилактической работы. Основой педагогической профилактики правонарушений с позиций личностно-ориентированного подхода является «безусловное» принятие педагогом ученика, понимание его внутренних потребностей, переживаний, чувств; создание предпосылок для его саморазвития, самосовершенствования, ситуаций успеха, позволяющих скорректировать негативные линии в его поведении. Такой подход к профилактической работе позволит педагогу сделать цель и задачи профилактики близкими и понятными ребенку, перенести их в жизнь школьного коллектива, и сформировать тем самым у школьников осознанный выбор правового поведения.
Выявленные в ходе исследования особенности педагогической профилактики правонарушений среди школьников создали предпосылки для проектирования модели,
54
ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА
включающей в себя цели, задачи, комплекс методов и форм профилактической работы педагога. При разработке модели мы исходили из того, что научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. Поэтому в исследовании степень подобия модели реальной действительности была соотнесена с целью исследования и определен тип проектируемой модели - содержательная модель структурно-функционального типа.
Теоретико-методологическую основу модели составили личностно-ориентированный подход, герменевтический подход, гуманистический подход. Структурно-функциональная модель представлена на рисунке.
Основными составляющими блоками структурно-функциональной модели работы педагога по профилактике правонарушений среди школьников являются: диагностический блок, целевой блок, содержательный блок, процессуальный и аналитико-результативный блок.
Содержанием диагностического блока является диагностика отклонений в поведении учащихся, диагностика причин противоправного поведения, диагностика особенностей личности учащегося с противоправным поведением.
Составляющими целевого блока являются цель и задачи работы педагога по профилактике правонарушений.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами нами была определена структура содержательного блока, которая реализуется в рамках трех направлений деятельности педагога по профилактике правонарушений.
Первое направление - непосредственное взаимодействие педагога с учеником предполагает:
- изучение личности ученика, его индивидуальных особенностей развития, интересов, жизненных навыков;
- исследование ближайшего окружения учащегося: семьи, школьного коллектива, микрогрупп и неформальных объединений;
- раннее выявление различных форм отклоняющегося поведения;
- программирование воспитательного воздействия;
- реализация комплекса профилактических методов и форм индивидуальной работы;
- включение детей в различные виды деятельности по интересам в рамках имеющихся в школе кружков, секций, клубов;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление - создание воспитывающей среды - заключается:
- в сплочении детского коллектива;
- в формировании благоприятной эмоциональной атмосферы;
- во включении детей в различные виды социально активной деятельности;
- в развитии детского самоуправления.
Содержанием третьего направления деятельности педагога - коррекция и координация различных воспитательных влияний в социуме - является:
- работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной и профилактической работе;
- коррекция воздействий средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с культурными и другими образовательными учреждениями.
Составляющими процессуального блока являются методы и формы работы по
профилактике правонарушений среди школьников. К методам относятся:
- убеждение, беседа, воспитывающие ситуации, внушение, решение проблемных задач и ситуаций, индивидуальное и групповое консультирование;
- активные методы: Сократовская беседа, «Дебаты», «Дискуссия», Метод инверсии, «Я-сообщения», «Разброс мнений», «Диалог-спор», «Представьте», «Позиционная игра», «Метаплан», «Гипотеза».
Формы организации профилактической деятельности - урочные и внеурочные. Урочные формы - урок и факультативы.
Внеурочные формы - правовые кружки, секции, клубы, молодежные объединения, праздники правовых знаний, тематические дискотеки, выступления работников правоохранительных и правозащитных органов, пресс-конференции, лекции, диспуты, дискуссии по правовым проблемам, «круглые столы».
Аналитико-результативный блок предполагает оценку и анализ педагогом эффективности профилактической работы и на основании этого дальнейшее прогнозирование своей деятельности по профилактике правонарушений среди учащихся.
Рисунок - Модель работы педагога по профилактике правонарушений среди школьников
56
ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА
Выводы
Таким образом, исследование показало, что педагогическая сущность профилактики правонарушений состоит в выявлении внутренних закономерностей, механизмов противоправного поведения школьников, во взаимодействии педагога и ученика с учетом внутренних потребностей и возможностей ребенка, его личностных особенностей, отношения к окружающей действительности.
Содержанием педагогической профилактики правонарушений является деятельность педагога по созданию условий для предупреждения отклонений в поведении школьников, формированию у них представлений о нравственных и правовых нормах поведения, положительного отношения к ним, обогащению опыта правового поведения.
Спроектированная модель рассматривается нами как подсистема открытого типа, которая может быть встроена в контекст системы учебно-воспитательного процесса школы, что позволит обеспечить целостность профилактической работы педагога. Структурные компоненты модели взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и направлены на конечный результат - повышение степени законопослушности учащихся, снижение числа правонарушений и преступлений среди учащихся.
Литература
1. Отклоняющееся поведение молодежи : крат, словарь-справочник / Владим. гос. пед. ун-т ; [авт,-сост.: Б. А. Ермолаев и др.]; под общ. ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. - Владимир : ВГПУ, 1994. - 141 с.
2. Правонарушения в Республике Беларусь : стат. сб. [Электронный ресурс] / Национальный
статистический комитет Республики Беларусь ; ред. кол. : Е. И. Кухаревич (пред. ред. кол.) [и др.]. -Минск, 2012. - Режим доступа http://belstat.gov.bv/homep/ru/publications/offence/2012/about.php. - Дата
доступа : 08.02.2013.
3. Буров, Д. В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел : на примере Ставроп. края : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Буров Данил Валерьевич ; [Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2004. - 22 с.
4. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.medical-enc.ru/. - Дата доступа : 05.02.2013.
5. Большой юридический словарь онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://law-enc.net/word/profrlaktika-prestupnosti-5030.html. - Дата доступа : 05.02.2013.
6. Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учеб, пособ. /
A. А. Бакаев. - Москва : Логос, 2004. -214 с.
7. Рябец, В. А. Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних /
B. А. Рябец ; Санкт-Петербург. - Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - 2012. -http://nsportal.ru/shkola/sotsialnava-pedagogikadibrarv/programma-proftlaktika-pravonarushenii-sredi-nesovershennoletn. - Дата доступа : 10.02.2013
8. Загвязинский, Н. И. Профилактика девиантного поведения / Н. И. Загвязинский. - М. : Дашков и К, 2002. - 95 с.
9. Погребняк, Э. П. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних : (На материале совместной работы школы и произвол, коллективов шефских предприятий): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Э. П. Погребняк ; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М., 1970. - 23 с.
10. Паздников, М. А. Совершенствование педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /М. А. Паздников. - Минск, 1996. -207 л.
11. Тарас, А. Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних / А. Е. Тарас. -Минск : Народная асвета, 1982. - 62 с.
Summary
The article is devoted to the analysis of the pedagogical aspects of the problem of crime prevention among children and adolescents. The essence of the concept “pedagogical prevention” from the perspective of a person-centered approach is being revealed, the basic stages of crime prevention among school children are being examined, the model of teacher’s activity oriented on crime preventing is introduced.
Поступила e редакцию 29.08.13