Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА'

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / профессиональные заболевания / гигиенические критерии / факторы производственной среды / тяжесть и напряжённость трудового процесса / professional activity / occupational diseases / hygienic criteria / factors of the production environment / severity and intensity of the labor process

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалев Алексей Сергеевич, Абусева Гюльнара Рякитовна, Хозяинова Стелла Самвеловна

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования. Приведены результаты оценки заболеваемости, напряжённости, структуры их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалев Алексей Сергеевич, Абусева Гюльнара Рякитовна, Хозяинова Стелла Самвеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF OVERWORK. FEATURES OF TEACHING ACTIVITIES AND THE STRUCTURE OF THE MORBIDITY OF UNIVERSITY TEACHERS

The article discusses the features of the professional activity of teachers of educational institutions of higher professional education. The results of the assessment of morbidity, tension, and the structure of their professional activities are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА»

А.С. КОВАЛЕВ, Г.Р. АБУСЕВА, С.С. ХОЗЯИНОВА

A.S. KOVALEV, G.R. ABUSEVA, S.S. KHOZIAINOVA

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

PREVENTION OF OVERWORK

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

FEATURES OF TEACHING ACTIVITIES AND THE STRUCTURE OF THE MORBIDITY OF UNIVERSITY TEACHERS

Сведения об авторах: Ковалев Алексей Сергеевич - преподаватель кафедры физической и реабилитационной медицины Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, доктор медицинских наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: aleksey_kovalv75@mail.ru);

Абусева Гюльнара Рякитовна - преподаватель кафедры физической и реабилитационной медицины Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург. E-mail: aleksey_kovalv75@mail.ru);

Хозяинова Стелла Самвеловна - преподаватель кафедры физической и реабилитационной медицины Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург. E-mail: aleksey_kovalv75@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования. Приведены результаты оценки заболеваемости, напряжённости, структуры их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональные заболевания, гигиенические критерии, факторы производственной среды, тяжесть и напряжённость трудового процесса.

Information about the authors: Alexey Kovalev - Lecturer of the Department of Physical and Rehabilitation Medicine of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Doctor of Medical Sciences (St. Petersburg. E-mail: aleksey_kovalv75@ mail.ru);

Gulnara Abuseva - Lecturer of the Department of Physical and Rehabilitation Medicine of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov (St. Petersburg. E-mail: aleksey_kovalv75@mail.ru);

Stella Khoziainova - Lecturer of the Department of Physical and Rehabilitation Medicine of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov (St. Petersburg. E-mail: aleksey_kovalv75@mail.ru).

Summary. The article discusses the features of the professional activity of teachers of educational institutions of higher professional education. The results of the assessment of morbidity, tension, and the structure of their professional activities are presented.

Keywords: professional activity, occupational diseases, hygienic criteria, factors of the production environment, severity and intensity of the labor process.

BP

л * 4 •t« hr '

В докладе Генерального секретаря ЮНЕСКО было указано, что преподавательская деятельность требует от педагогических

кадров вузов экспертных знаний и специализированных навыков, приобретённых и поддерживаемых благодаря упорной учёбе

и исследовательской деятельности на протяжении всей жизни за счёт значительных усилий и энергетических затрат.

Деятельность преподавателя включает педагогическое и научное направления. Она характеризуется высокой социальной ответственностью, большим объёмом и неравномерностью поступающей и перерабатываемой информации, необходимостью осуществлять быстрые переходы от одного вида интеллектуальной и организационно-управленческой деятельности к другой, дефицитом времени для отдыха при аудиторной работе и большим объёмом методической, научно-исследовательской, самообразовательной работы, выраженной речевой и двигательной активностью, необходимостью быстро и конструктивно реагировать на быстроменяющиеся социальные ситуации, максимальными умственными, физическими, временными и эмоционально-волевыми затратами. Для такой деятельности свойственны дефицит времени и нерегулярность нагрузки, продолжение работы дома, развитие длительного рабочего и эмоционального напряжения, которое сопряжено с интенсивной работой корковых отделов головного мозга. Она имеет существенно стрессоген-ный характер.

Работа преподавателя требует творческой мыслительной деятельности, высокой научной педагогической квалификации и эрудиции, знания предмета, владения ораторским искусством, сосредоточенности, дисциплины, устойчивого внимания, тонкого и точного взаимодействия всех анализаторных систем и высших психических функций, мотива-ционно-эмоционального напряжения в условиях воздействия множества факторов риска.

Для оценки напряжённости, структуры и особенностей профессиональной деятельности преподавателей проведено про-фессиографическое исследование с использованием общепринятых методик (анализ должностных

инструкций, наблюдение, анкетирование и интервьюирование, хронометраж). Хронометражная оценка проводилась на основании изучения 20 человеко-смен.

Результаты нашего исследования показали, что труд преподавателей связан с лёгкой физической нагрузкой, протекает в переменной рабочей позе с ограниченным объёмом движений, переходы в течение рабочего дня составляют до 2 км. Решение задач профессиональной деятельности зачастую требует эвристического подхода, необходимости решения сложных задач при отсутствии чёткого алгоритма деятельности, единоличного руководства в сложных ситуациях, восприятия информации с последующей комплексной оценкой ситуации и всей учебной деятельности в целом.

Труд педагога связан с организацией, планированием, подготовкой и проведением различных видов учебных занятий, поиском, сбором, хранением, обработкой и распространением информации, ведением документации, контролем и предварительной работой по распределению заданий другим лицам, разработкой и переработкой учебно-методических материалов, написанием учебников и учебных пособий, руководством выпускными квалификационными работами, воспитательной работой, наставнической работой в группах курсантов, слушателей, педагогов, участием в научных, научно-методических конференциях, научно-методических семинарах, учебно-методических сборах, выполнением плановых научных и научно-исследовательских работ, разработкой научных трудов(научных докладов и статей; подготовкой докладов и научных сообщений на научных конференциях, совещаниях, семинарах и симпозиумах), научным руководством различных категорий обучаемых, участием в мероприятиях оперативной и боевой

подготовки, рационализаторской работой, работой во внештатных формированиях учебного заведения, проверкой знаний обучаемых на этапах текущего и рубежного контроля. Зачастую профессиональная деятельность педагога протекает в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат.

В процессе работы преподавателя длительность сосредоточенного наблюдения составляет до 25% от времени рабочего дня (смены), плотность сигналов и сообщений - до 75 в среднем за час работы, число объектов одновременного наблюдения - до 5. Размер объекта различения составляет 1-0,3 мм, при этом до 50% рабочего времени смены приходится на наблюдение за экранами видеотерминалов 3-4 часа в смену при буквен-но-числовом типе отображения информации и до 3 часов при графическом. Оценка нагрузки на слуховой анализатор показывает, что при профессиональной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов разборчивость слов и сигналов составляет от 100% до 90%. Длительность сосредоточенного наблюдения при работе с оптическими приборами составляет не более 25% продолжительности смены. Нагрузка на голосовой аппарат составляет 20-25 часов в неделю. Ошибки преподавания могут привести к срыву учебного или боевого применения образцов вооружения и военной техники, возникновению опасных ситуаций для жизни обучаемых. Преподаватель несёт ответственность за качество подготовки обучаемых и функциональное качество конечной продукции в виде учебно-методических материалов, научных работ, оперативных заданий и т.п. Ошибки в работе преподавателя влекут за собой повреждение оборудования, остановку учебного процесса, может

Таблица 1. Результаты оценки напряжённости профессиональной деятельности преподавателей

Показатели напряжённости трудового процесса Класс

1. Интеллектуальные нагрузки

1.1. Содержание работы 3.2

1.2. Восприятие сигналов и их оценка 3.2

1.3. Распределение функций по степени сложности задания 3.2

1.4. Характер выполняемой работы 3.2

2. Сенсорные нагрузки

2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения 1

2.2. Плотность сигналов 1

2.3. Число объектов одновременного наблюдения 1

2.4. Размер объекта различения 2

2.5. Работа с оптическими приборами 1

2.6. Наблюдение за экранами ВДТ 3.1

2.7. Нагрузка на слуховой анализатор 1

2.8. Нагрузка на голосовой аппарат 3.1

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки 3.2

3.2. Степень риска для собственной жизни 1

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц 3.2

4. Монотонность нагрузок

4.1. Число элементов в повторном задании 1

4.2. Продолжительность выполнения повтора 1

4.3. Монотонность производственной обстановки 1

4.4. Время активных действий 1

5. Режим работы

5.1. Фактически продолжительность рабочего дня 3.1

5.2. Сменность работы 1

5.3. Наличие регламентированных перерывов 1

Итоговая оценка, класс 3.3

возникнуть опасность для жизни обучаемых. Таким образом, преподаватель несёт ответственность за конечный результат своей работы при большой значимости ошибки при её выполнении. Исполнение преподавателем профессиональных обязанностей сопряжено с ответственностью за безопасность других лиц. Монотонность нагрузок соответствует оптимальному классу условий труда - число элементов, необходимых для реализации простого задания, составляет более 10, а продолжительность выполне-

ния заданий - более 100 секунд. Время активных действий составляет более 20% продолжительности смены. Время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса составляет менее 75% от времени смены. Перерывы в работе регламентированы, достаточной продолжительности. Они составляют 7% и более рабочего времени и включают обеденный перерыв. Фактическая продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов при односменной работе. При этом ежемесячно преподаватели несут по два суточных дежурства.

В структуре профессиональной деятельности обследуемых выделены следующие рабочие операции: получение,сбор и обработка информации, оценка обстановки, планирование, выбор и принятие решений, оценка результатов, отдача распоряжений и контроль их исполнения, решение оперативных вопросов, организация и контроль за служебной деятельностью подразделения, организация и проведение коллективных обсуждений, участие в совещаниях.

По критериям напряжённости трудового процесса труд преподавателей относится к вредному классу условий труда (3 класс 3 степени) (см. таблицу 1). Более детальная оценка категории напряжённости труда обследованных по интегральному показателю позволила отнести труд преподавателей к III категории (высокая напряжённость труда), ШТ = 1,368.

Таким образом, профессиональная деятельность преподавателей характеризуется высокой напряжённостью, обусловленной интенсивными интеллектуальными и эмоциональными нагрузками при достаточно длительном наблюдении за экранами видеотерминалов, высокой нагрузкой на голосовой аппарат и нерациональной организацией режима труда.

Согласно Руководства Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса» такая напряжённость профессиональной деятельности может вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болез-

Таблица2. Болезни, вносящие наибольший вклад в структуру заболеваемости преподавателей, обуславливающей необходимость проведения лечебно-оздоровительных мероприятий

Характер патологии Вклад в структуру заболеваемости, %

Болезни системы кровообращения 20,8

Болезни системы пищеварения 19,7

Болезни костно-мышечной системы 15,2

Болезни эндокринной системы 11,1

нями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или лёгких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

Однако анализ заболеваемости преподавательского состава, по данным медицинской документации, свидетельствует о более раннем развитии профессионально обусловленной патологии. Так, из 100% лиц, нуждающихся в лечебно-оздоровительных мероприятиях, 45% процентов составили педагоги с болезнями, во многом обусловленными особенностями профильной профессиональной деятельности. 68% обследованных преподавателей нуждались в лечебно-оздоровительных мероприятиях. Среди наиболее часто встречающихся заболеваний отмечены гипертоническая болезнь 1-11 степени, нейроциркуляторная дистония, заболевания пищеварительной системы, ожирение, варикозная болезнь, вазомоторный ринит. Педагогический стаж испытуемых варьировал от 3 до 16 лет и в среднем составил 9 лет. Средний возраст составил 40 лет, а общий стаж службы - 22 года.

Наибольший вклад в структуру заболеваемости, обуславливающей необходимость проведения лечебно-оздоровительных мероприятий у преподавателей, вносят болезни системы кровообращения, пищеварения, костно-мы-шечной и эндокринной систем, составляющие 20,8%, 19,7%, 15,2%, 11,1% соответственно от общей заболеваемости профессорско-преподавательского состава (см. таблицу 2).

По-видимому, более раннее, по сравнению с изложенным в Руководстве Р 2.2.755-99, развитие профессионально обусловленной патологии у обследованного контингента связано не только

с особенностями и стажем педагогической деятельности, но и с комплексным влиянием на здоровье негативных факторов в течение всего периода профессиональной деятельности.

Результаты анализа характера профессионально обусловленной патологии преподавательского состава согласуются с данными многочисленных исследований в области оценки заболеваемости преподавателей гражданской системы высшего профессионального образования. В структуре заболеваемости преподавателей гражданских вузов регистрируются респираторно-вирусные заболевания, патология органов зрения, варикозное расширение вен нижних конечностей, заболевания системы кровообращения (ишемическая и гипертоническая болезни сердца), сахарный диабет, нарушения опорно-двигательного аппарата. К факторам риска указанных заболеваний исследователи относят избыточный вес, гиподинамию, гипокинезию, нервно-эмоциональное напряжение и информационные перегрузки. Ряд учёных отмечают высокую тревожность у специалистов умственного труда, особенно связанную с высокой ответственностью. Среди работников с высокой напряжённостью труда выявлен значительный процент лиц с выраженным уровнем тревожности и невротическими расстройствами. Другие исследователи выявили, что развитию

профессиональных заболеваний голосового аппарата преподавателей способствуют его перегрузка совместно с психическим напряжением.

Особенно заметное ухудшение соматического и психического здоровья приходится на самый продуктивный для преподавателей возраст - 35-45 лет. После 45-50 лет физиологическая стоимость преподавательского труда прогрессивно повышается. На это указывают негативные изменения показателей регуляторных функций системы кровообращения, анализаторных систем и динамики заболеваемости.

Результаты наших исследований согласуются с данными различных авторов и позволяют сделать вывод, что структура и распространённость психосоматической патологии имеют прямую зависимость от степени напряжённости умственного труда педагогов. Е. И. Чазов приводит данные о том, что эмоциональный стресс, под которым он понимает реакцию системы кровообращения на нервное или психическое напряжение или переутомление, вызывает инфаркт миокарда в 27%, а в сочетании с профессиональной нагрузкой - в 43% случаев. По мнению К. В. Судакова нервно-эмоциональное напряжение и особенно отрицательные переживания являются одной из причин устойчивой артериальной гипертонии. Особенности профессиональной деятельности преподавателей при-

водят к срыву процесса адаптации, развитию заболеваний и снижению качества жизни.

Напряжённость профессиональной деятельности военнослужащих - преподавателей образовательной организации ВМФ и определённый в нашем исследовании характер их заболеваемости указывают на высокий риск возникновения и развития пред-патологических и патологических состояний.

Таким образом, проблема сохранения профессионального здоровья преподавателей стоит достаточно остро. Возникла необходимость разработки системы сохранения профессионального здоровья преподавателей и психофизиологического сопровождения их в профессиональной деятельности.

По нашему мнению, система сопровождения должна включать комплексную, динамическую оценку функционального состояния, организацию поэтапных профилактических и коррекци-онных мероприятий. Её направлением должны стать профилактика развития переутомления, продление периода оптимальной работо- и трудоспособности и максимальное увеличение продолжительности жизни с учётом профессиональных стрессов и «критических периодов» индивидуального и профессионального развития, а также биологического возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисняк, М. А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов/

М. А. Лисняк, Н. А. Горбач // Сибирское медицинское обозрение, 2012. № 2. С. 39-44.

2. Антоновский, А. В. Защитно-совла-дающее поведение как фактор профессионального здоровья педагогов общеобразовательных школ: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / А. В. Антоновский; ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова». - Ярославль, 2010. 188 с.

3. Волкова, М. А. Педагогическое содействие преподавателю высшей школы в следовании здоровому образу жизни / М. А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки, 2013. № 2. С. 57-66.

4. Копкарева, О. О. Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза: дис. ... канд. биолог. наук: 03.00.13 / О. О. Копкарева; ТвГУ.-Тверь, 1999. 157 с.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

Д.Б. Хазанов

Авиация в летних сражениях 1943 г.

М.: Фонд «Русские Витязи», 2022. - 472 с.

Данная книга впервые в отечественной историографии посвящена всему комплексу воздушных сражений, развернувшихся в июле - августе 1943 г. на центральных участках советско-германского фронта. Их важнейшим эпизодом стала Курская битва, куда входят оборонительная операция Центрального и Воронежского фронтов, после начала немцами стратегической операции по плану «Цитадель», и последующие наступательные операции Красной Армии к северу и югу от так называемой Курской дуги.

Как известно, несмотря на мощный удар, предпринятый 5 июля силами групп армий «Центр» и «Юг», поддержанных эскадрами 6-го и 4-го воздушных флотов, проломить оборону и окружить советские войска немцы не смогли. При этом с первых часов развернулись жестокие и кровопролитные бои не только на земле, но и в воздухе. Затем, когда врага удалось обескровить и остановить, началось контрнаступление советских войск по планам «Кутузов», в которое перешли 12 июля 1943 г. войска Западного, Брянского и Центрального фронтов, и «Полководец Румянцев», в котором участвовали войска Степного и Воронежского фронтов с 3 августа 1943 г.

В книге рассматривается ход борьбы в каждой из отдельных операций, делаются выводы о том, почему летом 1943 г. люфтваффе не смогли оказать решающего влияния на ход и исход сражения на земле (в отличие от 1941 и 1942 гг.). Данная работа снабжена многочисленными фотографиями, таблицами и схемами. Она, несомненно, будет интересна широкому кругу читателей, особенно молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.