Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение зрения / физическое состояние / учебно-воспитательная работа / профилактика плохого зрения / учащиеся / visual impairment / physical condition / educational work / prevention of poor vision / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.К. Зорина, И.С. Багина

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. При ухудшении зрения у школьников отмечается снижение показателей, характеризующих их физическое состояние. Поэтому одним из направлений учебно-воспитательной работы в школе должно быть не только получение образования, но и создание условий для реализации современных и эффективных программ профилактики нарушений зрения и оздоровления, учащихся с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.К. Зорина, И.С. Багина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF VISUAL IMPAIRMENTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS CLASSES

Most often at school age there are such forms of visual impairment as accommodation spasm, myopia, hyperopia and astigmatism. With the deterioration of vision in schoolchildren, there is a decrease in indicators characterizing their physical condition. Therefore, one of the directions of educational work at school should be not only education, but also the creation of conditions for the implementation of modern and effective programs for the prevention of visual impairment and rehabilitation of students using means of physical culture and recreational activities.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ»

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

А.К. Зорина, студент

И.С. Багина, старший преподаватель

Вятский государственный гуманитарный университет

(Россия, г. Киров)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-126-129

Аннотация. Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. При ухудшении зрения у школьников отмечается снижение показателей, характеризующих их физическое состояние. Поэтому одним из направлений учебно-воспитательной работы в школе должно быть не только получение образования, но и создание условий для реализации современных и эффективных программ профилактики нарушений зрения и оздоровления, учащихся с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: нарушение зрения, физическое состояние, учебно-воспитательная работа, профилактика плохого зрения, учащиеся.

Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

В настоящее время особого внимания заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число детей, страдающих нарушениями зрения.

Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у школьников в среднем составляет 5-7 часов в день (30-42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста - 8-10 часов в день (48-60 часов в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зре-

ния, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

В связи с вышеуказанным была определена тема исследования.

По мнению ученых Е.И. Ковалевского, В.А. Пяткина близорукость начинает формироваться в школьном возрасте и в дальнейшем прогрессирует, что впоследствии дает 27% инвалидов по зрению. Кроме того, обнаруживаются случаи развития дальнозоркой рефлексии у младших школьников [1]. Таким образом, возникновение нарушений зрения в школьном возрасте начинает приобретать масштабы настоящей катастрофы [2].

Анализ научно-методической литературы показал, что изучением состояния зрения школьников занимается большое количество исследователей [3, 4].

По данным Э.С. Аветисова количество детей, имеющих нарушения зрения, колеблется в школьном возрасте от 2,3% до 16,2%. Е.И. Ковалевский отмечает, что к 34 классу этот показатель составляет 1517%, а к окончанию школы - 25%. По данным В.И. Белецкой, А.Н. Гнеушевой, около 20% выпускников имеют нарушения зрения.

Исследования последних лет показали, что количество школьников с нарушениями зрения значительно возросло. Так, по

некоторым данным, нарушениями зрения страдает около 28% школьников, в исследованиях Е. И. Ковалевского выявлено от 35 до 45% таких детей, а в отдельных классах их количество достигает 60%.

При занятии лечебной физической культурой (ЛФК) существуют рекомендации по подбору основных физкультурно-оздоровительных упражнений:

1. Обеспечить чередование движений по силовой нагрузке так, двигательная активность детей в основной части урока не смешалась, и дети получили достаточную нагрузку, чтобы урок оказал оздоровительное воздействие на организм ребенка. Этим требованиям отвечают основные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазания), которые включаются в содержание основной части урока.

2. В начале основной части урока, когда физическая работоспособность и зрительное восприятии детей находится на высоком уровне, рекомендуется давать сложные задания, связанные с овладением нового учебного материала.

3. В конце основной части урока даются движения на закрепление, которые можно включать в подвижную игру.

4. Сочетание основных движений на уроке таково, что они обеспечивают решение как образовательных задач физического воспитания, так и коррекционных. После движений, требующих большой затраты энергии, большого эмоционального подъема, нецелесообразно давать движения, связанные с концентрацией внимания (например, после прыжков детям трудно выполнять метания в цель).

5. Нецелесообразно включать в занятия упражнения, требующие поочередного выполнения (метание в цель, прыжки в высоту, длину). Дети устают ждать, когда придет их очередь, в результате внимание, заинтересованность снижаются.

6. После нового упражнения, потребовавшего от детей достаточно большой концентрации внимания, не следует давать упражнения и игры, которыми дети овладели еще недостаточно.

В работе с данной категорией детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенность восприятия ими

учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они применяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, умения пользоваться остаточным зрением [5].

Основными средствами профилактики нарушений зрения у школьников в режиме учебного дня являются комплексы упражнений, игры релаксационного и тренирующего характера.

Формы занятий: физкультминутки, подвижные игры на удлиненных переменах.

Объем: ежедневно в режиме учебного дня.

Экспериментальная программа по профилактике нарушений зрения у школьников включала специальные упражнения, направленные на развитие остроты зрения и физические упражнения для снятия напряжения. Упражнения были разбиты в комплексы и выполнялись в режиме учебного дня и на уроках ЛФК.

При разучивании упражнения темп выполнения был медленный с наименьшим количеством повторений. По мере усвоения учащимися правильности выполнения упражнений постепенно увеличивался темп и количество повторений.

Большая возбудимость центральной нервной системы школьников способствовала быстрому овладению навыками выполнения упражнений для глаз. Учитывая особенности школьного возраста (эмоциональность, неустойчивость внимания) применялись такие методические приемы, как варьирование нагрузки, создание положительного эмоционального фона.

Таким образом, предложенная программа состояла из комплексов физических упражнений и комплексов глазодвигательной гимнастики, в ней использовались:

- релаксационные упражнения для снятия зрительного напряжения и восстановления работоспособности;

- специальные упражнения для тренировки глазодвигательных мышц;

- специальные упражнения для тренировки аккомодационных мышц органа зрения.

Для определения уровня физического развития учащихся нами использовались: рост, масса тела, окружность грудной клетки и сила мышц правой и левой кисти.

В начале тестирования нами было выявлено, что учащиеся с пониженной остротой зрения имеют более низкие показатели физического развития по сравнению с нормально видящими сверстниками. Установлено, что нарушение зрения чаще возникает у детей с недостаточным физическим развитием. Следовательно, чтобы

Результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что предложенная нами программа для детей младшего школьного возраста с нарушением зрения показала существенные изменения показателей физического развития детей с нарушением зрения.

Физическая подготовленность детей отображает степень овладения двигательными навыками и развитие их физических

Из таблицы 2 видно, что после занятий ЛФК, у младших школьников с нарушением зрения улучшились показатели физической подготовленности.

улучшить состояние зрения школьников, необходимо создавать условия для оздоровления учащихся, активно привлекать к занятиям физической культуры, прививать навыки заботы о своем здоровье с детства.

В результате занятий по предложенной нами программе в течение 4 месяцев показатели тестирования физических данных у учащихся с депривацией зрения стали незначительно лучше. Результаты тестирования приведены в таблице 1.

качеств. Для оценки уровня физической подготовленности были использованы тесты, определяющие силовые (метание мяча вдаль) и активную гибкость (наклон вперед из положения сидя).

В таблице 2 представлены изменения показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения за период с декабря 2022 г. по октябрь 2023 г.

В таблице 3 представлен сравнительный анализ среднегрупповых показателей остроты зрения детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Таблица 1. Изменения показателей физического развития детей школьного возраста с

нарушением зрения за период с 2019 г. по 2020 г.

Показатели В начале года X+m В конце года X+m Прирост в %

1. Рост (см) 135+2,8 140+2,6 1.8

2. Вес (кг) 41,2+0,61 42,7+0,6 7.07

3. Окружность грудной клетки (см) 59,3+0,76 63+1,06 6.2

5. Сила мышц правой кисти (кг) 8,7+0,6 9,9+0,7 12.3

6. Сила мышц левой кисти (кг) 8+0,4 9,1+0,6 12.2

Таблица 2. Изменения показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения за период с декабря 2022 г. по октябрь 2023 г.

Тесты В начале года X+m В конце года X+m Прирост в %

1. Наклон вперед из положения сидя (см) 6,1+2 10,4+1,5 20,5

2. Метание мяча вдаль правой рукой (м) 6,2+0,8 9,1+0,6 7

3. Метание мяча вдаль левой рукой (м) 5,6+0,5 8,24+0,4 7,5

Таблица 3. Изменения показателей остроты зрения детей младшего школьного возраста с нарушением зрения за период декабря 2022 г. по октябрь 2023 г.__

В начале тестирования X+m В конце тестирования X+m Прирост в %

1. Острота зрения левого глаза 0,81+0,11 0,89+0,03 9

2. Острота зрения правого глаза 0,9+0,09 0,95+0,015 5,3

Показатели остроты зрения левого глаза увеличились на 9%, а показатели остроты зрения правого глаза увеличились на 5,3%.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что предложенная нами программа, основанная на использовании глазодвигательной гимнастики, показала более существенные изменения в показа-

телях остроты зрения экспериментальной группы.

Таким образом, использование глазодвигательной гимнастики для профилактики нарушения зрения в процессе физкультурно-оздоровительных занятий и в течение учебного дня детей привело к положительным изменениям состояния зре-

ния детей младшего школьного возраста. Библиографический список

1. Аветисов Э.С. Предупреждение близорукости у детей. - М.: Медицина, 1996. - 208 с.

2. Белецкая В.И., Шубина Н.В. Гигиена зрения. - М.: Медицина, 2013. - 56 с.

3. Обрубов, С.А., Сидоренко Е.И. Некоторые аспекты технологии здоровья органа зрения в школе // Школа здоровья. - 1996. - № 4.

4. Химочкин, В.А. Физкультура против близорукости // Физическая культура в школе. -1996. - № 5. - С. 64-65.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

PREVENTION OF VISUAL IMPAIRMENTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS CLASSES

A.K. Zorina, Student

I.S. Bragin, Senior Lecturer

Vyatka State University for the Humanities

(Russia, Kirov)

Abstract. Most often at school age there are such forms of visual impairment as accommodation spasm, myopia, hyperopia and astigmatism. With the deterioration of vision in schoolchildren, there is a decrease in indicators characterizing their physical condition. Therefore, one of the directions of educational work at school should be not only education, but also the creation of conditions for the implementation of modern and effective programs for the prevention of visual impairment and rehabilitation of students using means of physical culture and recreational activities.

Keywords: visual impairment, physical condition, educational work, prevention of poor vision, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.