Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ / БЛИЗОРУКОСТЬ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / СИЛА МЫШЦ / ОСАНКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

В статье обосновывается эффективность разработанных экспериментальных комплексов упражнений для профилактики близорукости у младших школьников в режиме учебного дня и подтверждается предположение о том, что включение их в различные формы организованной двигательной активности позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности, и улучшит показатели остроты зрения детей. Приводится статистический анализ показателей физического развития, физической подготовленности, и остроты зрения детей исследуемого возраста в процессе эксперимента: наблюдалась выраженная тенденция к увеличению всех исследуемых показателей физического развития, значимое увеличение показателей силы мышц туловища, характеризующих состояние осанки, а также улучшение в показателях остроты зрения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF USING EXPERIMENTAL COMPLEXES OF EXERCISES FOR PREVENTING VISUAL IMPAIRMENT IN YOUNGER SCHOOLS

The article substantiates the effectiveness of the developed experimental complexes of exercises for the prevention of myopia in younger schoolchildren during the school day and confirms the assumption that their inclusion in various forms of organized physical activity will increase the level of physical development, physical fitness, and improve the indicators of visual acuity in children. A statistical analysis of the indicators of physical development, physical fitness, and visual acuity of children of the age under study is presented during the experiment: there was a pronounced tendency to an increase in all the studied indicators of physical development, a significant increase in the strength of the trunk muscles characterizing the state of posture, as well as an improvement in the experimental group compared to the control group.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796.077.4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вера Валерьевна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Светлана Анатольевна Ар-хипова, кандидат педагогических наук, директор института педагогики, заведующая кафедрой, Тульский государственный университет

Аннотация

В статье обосновывается эффективность разработанных экспериментальных комплексов упражнений для профилактики близорукости у младших школьников в режиме учебного дня и подтверждается предположение о том, что включение их в различные формы организованной двигательной активности позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности, и улучшит показатели остроты зрения детей. Приводится статистический анализ показателей физического развития, физической подготовленности, и остроты зрения детей исследуемого возраста в процессе эксперимента: наблюдалась выраженная тенденция к увеличению всех исследуемых показателей физического развития, значимое увеличение показателей силы мышц туловища, характеризующих состояние осанки, а также улучшение в показателях остроты зрения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: школьники, профилактика нарушений зрения, близорукость, острота зрения, сила мышц, осанка, физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p49-54

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF USING EXPERIMENTAL COMPLEXES OF EXERCISES FOR PREVENTING VISUAL IMPAIRMENT IN YOUNGER

SCHOOLS

Vera Valeryevna Borisova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy; Svetlana Anatolyevna Arkhipova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, director of the Institute ofpedagogy, department chair,

Tula State University

Abstract

The article substantiates the effectiveness of the developed experimental complexes of exercises for the prevention of myopia in younger schoolchildren during the school day and confirms the assumption that their inclusion in various forms of organized physical activity will increase the level of physical development, physical fitness, and improve the indicators of visual acuity in children. A statistical analysis of the indicators of physical development, physical fitness, and visual acuity of children of the age under study is presented during the experiment: there was a pronounced tendency to an increase in all the studied indicators of physical development, a significant increase in the strength of the trunk muscles characterizing the state of posture, as well as an improvement in the experimental group compared to the control group.

Keywords: schoolchildren, prevention of visual impairment, myopia, visual acuity, muscle strength, posture, physical development.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы всё отчётливее наблюдается тенденция в нарушении зрения школьников. Одновременно с ухудшением зрения у современных школьников наблюдается и тенденция к снижению их физического развития[1, 2, 4, 6]. В соответствии с этим нам представляется важным предложить и обосновать эффективность использования экспериментальных комплексов упражнений для профилактики близорукости у младших школьников в режиме учебного дня.

Проведенные нами ранее исследования позволили разработать (модифицировать) комплексы корригирующих упражнений для глаз, направленных на профилактику близорукости у младших школьников [1]. Нами были разработаны и внедрены в режим учебного дня младших школьников следующие группы упражнений по профилактике нарушений зрения.

I группа упражнений: «Глазодвигательная гимнастика»;

II группа упражнений: «Интеграционная корригирующая гимнастика для глаз» (сочетание глазодвигательной гимнастики с упражнениями на укрепление осанки).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье нами предпринята попытка обосновать эффективность использования экспериментальных комплексов упражнений для профилактики близорукости у младших школьников в режиме учебного дня. Тем самым мы постарались подтвердить предположение о том, что разработка экспериментальных комплексов упражнений по предупреждению нарушений зрения и включение их в различные формы организованной двигательной активности в режиме учебного дня младших школьников позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности, и улучшит показатели остроты зрения детей исследуемого возраста.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Критерием оценки эффективности экспериментальных комплексов упражнений для предупреждения нарушений зрения у младших школьников служили изменения результатов в показателях физического развития (длина тела, масса тела, окружность груди, ЖЕЛ и жизненный индекс), физической подготовленности (сила мышц спины и брюшного пресса), а также изменения в показателях остроты зрения детей 7 лет.

Острота зрения младших школьников определялась по общепринятой методике по специальным таблицам Сивцева, Новикова (данные взяты из журналов медицинских осмотров младших школьников) [5, 7, 8].

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдаются нарушения осанки [3, 8], слабость соединительнотканного аппарата [8, 10], а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии [3, 6], нами была предпринята попытка исследовать показатели силы мышц спины и брюшного пресса, участвующих в формировании мышечного корсета и правильной осанки младших школьников и проанализировать изменения в динамике.

Необходимо отметить, что на этапе констатирующего эксперимента контрольная и экспериментальная группы находились примерно в аналогичных условиях, что является обязательным основанием чистоты исследования (при сравнении ЭГ и КГ по всем проведенным тестам отсутствуют статистически достоверные различия, р > 0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ антропометрических параметров учащихся младших классов (таблица 1) в течение учебного года показал, что длина тела школьников контрольной группы увеличилась в среднем на 1,83 см (Р >0,05), у школьников экспериментальной группы увеличение составило 2,07 см (Р > 0,05). Как видно, прирост данного показателя наблюдался у всех детей примерно в равной мере.

Таблица 1 - Изменение антропометрических размеров учащихся контрольной (п =10) и экспериментальной (п = 10) групп в течение года_

Показатели группа М±т Изменение достоверность различий

до эксперимента после эксперимента г Р<

Длина тела, см К 122,77±0,58 124,6±0,63 +1,83 1,13 -

Э 123,35±0,96 125,42±0,78 +2,07 1,67 -

Показатели группа М±т Изменение достоверность различий

до эксперимента после эксперимента 1 Р<

Масса тела, кг К 23,8±0,49 25,62±0,45 +1,82 2,36 0,05

Э 23,15±0,54 24,95±0,54 +1,8 2,37 0,05

ОГ, см К 58,5±0,17 58,7±0,49 +0,2 0,4 -

Э 58±0,48 58,95±0,36 +0,95 1,58 -

ЖЕЛ, л К 1,375±0,4 1,675±0,5 +0,3 0,5 -

Э 1,197±0,4 1,64±0,7 +0,44 0,5 -

жизненный индекс, мл, кг К 57,7±2,52 65,3±1,2 +7,6 2,72 0,05

Э 51,7±3,12 65,73±3,09 +14,03 3,2 0,01

Масса тела в контрольной группе увеличилась, в среднем, на 1,82 кг, в экспериментальной - на 1,8 кг. (Р < 0,05). Следует отметить, что увеличение веса в контрольной группе не было равномерным: малоподвижные дети с большой массой тела существенно прибавили в весе (от 3 до 5,5 кг), в 36% увеличения не наблюдалось. У отдельных учащихся наблюдалось снижение веса до 1 кг.

Полученные данные говорят, на наш взгляд, о наличии неблагоприятных факторов, воздействующих на организм ребенка, в том числе нерациональной организации распорядка дня (снижение двигательного режима, нерегулярное питание и т.д.), а также, возможно, о том, что традиционный комплекс упражнений по коррекции близорукости детей 7 лет не оказывает существенного положительного влияния на организм, ввиду недостаточного физического воздействия как на величину близорукости, так и на организм в целом. Это подтверждает предрасположенность первых к дисгармоничному развитию. Такая тенденция к дисгармоничному развитию в контрольной группе и гармоничному в экспериментальной статистически подтверждается 1 - критерием Стьюдента (1= 3,75).

По параметрам окружности груди и жизненной емкости легких произошли направленные изменения в большую сторону в обеих группах. Показатель окружности груди в контрольной группе в среднем увеличился на 0,2 см, в экспериментальной - на 0,95 см. Однако в обоих случаях Р > 0,05. Показатель жизненной емкости легких в экспериментальной группе увеличился относительно исходного уровня больше, чем в контрольной, что доказывается статистически (Р < 0,05).

В исследовании жизненного индекса на этапе формирующего эксперимента произошли статистически достоверные различия (Р <0,05). Так у детей ЭГ данный показатель увеличился в среднем на 14,03 мл/кг, тогда как увеличение КГ составило 7,6 мл/кг. Это обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о существенном увеличении газообмена и улучшении обменных процессов детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной за счет использования модифицированного комплекса упражнений по коррекции близорукости. Таким образом, статистически значимое увеличение массы тела и ЖЁЛ, более выраженная тенденция к увеличению других показателей функций физического развития в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной свидетельствует о высокой эффективности используемых физических упражнений и других средств направленного воздействия, обеспечивающих развитие и укрепление соматического и психического здоровья младших школьников. Результаты изменения физической подготовленности детей младшего школьного возраста в эксперименте отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности младших школьников контрольной (п=10) и экспериментальной (п=10) групп до и после эксперимента_

Показатели Группа До эксперимента После эксперимента

М±т 1 Р М±т 1 Р

Сила мышц брюшного пресса (кол-во полных циклов) К 9,3±0,63 1,6 >0,05 10±1,3 1,3 > 0,05

Э 8,0±0,5 12,5±1,48

Сила мышц спины (кол-во полных циклов) К 14,6±0,48 0,9 > 0,05 18,9±1,6 1,9 > 0,05

Э 15,2±0,54 22,8±1,2

Как следует из таблицы по показателю «подъем туловища из положения лежа на спине», характеризующему способность ребенка выполнять движения, связанные с развитием мышц брюшного пресса произошли значительные, хотя и не достоверные (Р > 0,05) изменения у детей ЭГ по сравнению с КГ.

Так данный показатель у дошкольников ЭГ до эксперимента составил 8,0±0,5 после 12,5±1,48 раз, у детей КГ был равен 9,3±0,63 до и 10,8±1,3 раза после эксперимента соответственно. На наш взгляд способности к данному роду движений проявились лучше у детей ЭГ, так как этому способствовали специально подобранные и включенные в комплекс по коррекции близорукости упражнения для развития мышц брюшного пресса (на укрепление осанки).

По показателю «подъем туловища из положения, лежа на животе», характеризующему способность ребенка выполнять движения, связанные с развитием активной гибкости и силы мышц спины, произошли положительные изменения и в контрольной и в экспериментальной группах. Однако, если в контрольной группе результаты выросли незначительно (14,6±0,48 до и 18,9±1,6 после эксперимента), то в экспериментальной произошли более значимые, хотя и не достоверные (Р > 0,05) (по сравнению с контрольной группой) изменения данного показателя (15,2±0,54 до и 22,8±1,2 после эксперимента), что свидетельствует об определенном положительном воздействии использования модифицированного комплекса коррекционных упражнений, с включением упражнений на укрепление осанки, на данный показатель.

Анализ результатов динамики показателей остроты зрения младших школьников, проведенного до начала педагогического эксперимента, показал, что дети экспериментальной и контрольной групп по показателям остроты зрения достоверных различий (Р > 0,05) (таблица 3).

Как видно из таблицы, по окончании педагогического эксперимента показатели остроты зрения правого глаза в экспериментальной группе улучшились в среднем на 1,4 единицы, левого на 0,7 единицы (Р > 0,05). В контрольной группе так же достоверно значимых изменений в состоянии зрения не произошло, однако в контрольной группе произошло незначительной ухудшение остроты зрения правого и левого глаз.

Таблица 3 - Динамика показателей остроты зрения младших школьников контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента_

Показатели Группа М±т Изменения Достоверность

до экс-та после экс-та г Р<

Правый глаз, ед. К 0,9±0,02 0,86±0,03 -0,04 1,1 -

Э 0,83±1,13 0,97±1,13 +1,4 0,9 -

Левый глаз, ед. К 0,87±0,03 0,83±0,03 -0,04 1,0 -

Э 0,83±0,04 0,9±0,03 +0,7 1,4 -

По результатам медицинского обследования улучшение зрения зафиксировано в 65% в экспериментальной группе против 10% в контрольной, что, возможно, говорит о более эффективном воздействии модифицированного комплекса коррекционных упражнений по сравнению со стандартным на функциональные возможности органа зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высказанная гипотеза, о том, что разработка экспериментальных комплексов упражнений по предупреждению нарушений зрения и включение их в различные формы организованной двигательной активности в режиме учебного дня младших школьников позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности, и улучшит показатели остроты зрения детей исследуемого возраста, подтвердилась.

Таким образом, при оценке эффективности воздействия модифицированного комплекса лечебной гимнастики, корригирующего близорукость, следует отметить, что по результатам экспериментальной части исследования его использование оказалось более

эффективным, чем использование стандартного комплекса лечебной гимнастики, корригирующего близорукость. Так наблюдалась выраженная тенденция к увеличению всех исследуемых показателей физического развития, значимое увеличение показателей силы мышц туловища, характеризующих состояние осанки, а также улучшение в показателях остроты зрения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Данное обстоятельство позволяет рекомендовать предложенные упражнения для профилактики нарушений зрения к использованию в режиме учебного дня младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова В.В. Технология физкультурно-оздоровительной деятельности, направленная на предупреждение возникновения и прогрессирования нарушений зрения младших школьников. Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А. Ю. Фролова. - Тула : ТППО, 2020. - С. 143-147.

2. Буков Ю.А. Гармонизация психического и функционального состояния детей специальной медицинской группы в условиях урока по физической культуре / Ю.А. Буков, Н.Г. Георгиева // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 59-61.

3. Давыдова С.В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС/ С.В. Давыдова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 142-144.

4. Кулькова И.В. Возрастная динамика показателей физического развития слабовидящих и слабослышащих детей дошкольного и младшего школьного возраста и эффективные средства коррекции / И.В. Кулькова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2015. - № 3 (19). - С. 68-78.

5. Лагунова Л.В. Коррекция близорукости у младших школьников на уроках физической культуры / Л.В. Лагунова, О.В. Сапожникова // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2018. - № 4. - С. 39-40.

6. Лукьянова Е. В. Методика рекреативно-оздоровительных занятий с учащимися младших классов со слабой степенью миопии : дис. ... канд. пед. наук / Лукьянова Екатерина Викторовна. -Малаховка, 2017. - 181 с.

7. Порецкова Г.Ю. Системный подход к профилактике нарушений развития и состояния здоровья школьников : дис. ... д-ра мед. наук / Порецкова Галина Юрьевна - Самара, 2019. - 304 с.

8. Солодников А. В. Методика оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у сельских школьников : дис. ... канд. пед. наук / Солодников Александр Вячеславович - Тула, 2014. - 130 с.

9. Харченко Л.В. Комплексная коррекция физического состояния у школьников с депри-вацией зрения / Л .В. Харченко, В .В. Андреев // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 3 (47). - С. 27-30.

10. Чайка А.А. Воздействие физических нагрузок на зрительный анализатор у детей и подростков, регулярно занимающихся спортом : дис. ... канд. пед. наук / Чайка Анастасия Александровна. - Москва, 2017. - 101 с.

REFERENCES

1. Borisova V.V. (2020), "Technology of physical culture and health-improving activities aimed at preventing the occurrence and progression of visual impairment in primary schoolchildren", Modern technologies in physical education and sports: proceedings of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation, Tula, TPPO, pp. 143-147.

2. Bukov, Y.A. and Georgieva, N.G. (2018), "Harmonization of the mental and functional state of children of a special medical group in a physical culture lesson ", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 59-61.

3. Davydova S. V. (2016), "Requirements for a modern lesson in physical culture in the conditions of the Federal State Educational Standard", Problems and prospects for the development of education: materials of the VIII Intern. scientific. Conf, Novation, Krasnodar, pp. 142-144.

4. Kulkova, I.V. (2015), "Age dynamics of indicators of physical development of visually impaired and hearing impaired children of preschool and primary school age and effective means of correction", Bulle-

tin of the Moscow City Pedagogical University, Series: Natural Sciences, No. 3 (19), pp. 68-78.

5. Lagunova, L.V. and Sapozhnikova, O.V. (2018), "Correction of myopia in younger schoolchildren at physical education lessons", Bulletin of the Ural State Medical University, No. 4. pp. 39-40.

6. Lukyanova, E.V. (2017), Methods of recreational and health-improving classes with students ofprimary grades with a weak degree of myopia, dissertation, Malakhovka.

7. Poretskova, G.Yu. (2019), A systematic approach to the prevention of developmental disorders and the state of health of schoolchildren, dissertation, Samara.

8. Solodnikov A.V. (2014), Recreational gymnastics methodology for the prevention and correction of visual impairment in rural schoolchildren, dissertation, Tula.

9. Kharchenko, L.V. and Andreev, V.V. (2011), "Complex correction of physical condition in schoolchildren with vision deprivation", Adaptive physical culture, No. 3 (47), pp. 27-30.

10. Chayka, A.A. (2017), The impact of physical activity on the visual analyzer in children and adolescents who regularly go in for sports, dissertation, Moscow.

Контактная информация: Arkhipov777@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2021

УДК 796.012.2

КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕСТЫ В ОЦЕНКЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Виталий Николаевич Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Алексеевна Черникова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема методического обеспечения контроля и оценки уровня развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста. Возраст, в котором наиболее ярко проявляется гетерохронность в развитии координационных способностей. Автор рассматривает возможности актуализации форм контроля и оценки координационных способностей посредством использования двух направлений в их диагностике. Первое - это контроль, проводимый посредством широкого использования блока однородных, гомогенных тестовых заданий оценивающих проявление всех базовых координационных способностей, второе направление представлено комплексным координационным тестом, где последовательно выполняя задания, учащиеся демонстрируют свою координационную подготовленность. Проведенный анализ результатов двух испытаний показал, что между этими двумя переменными существуют высокие взаимосвязи, что позволяет говорить о возможности использования в учебном процессе комплексных тестов, позволяющих получать достаточно объективную оценку уровня развития координационных способностей с меньшими временными затратами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: координационные способности, комплексный тест, полоса препятствия, коэффициент корреляции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p54-58

COMPLEX TESTS IN THE EVALUATION OF COORDINATION PREPAREDNESS OF PUPILS OF MIDDLE SCHOOL AGE

Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vitaly Niko-laevich Boyko, the candidate of pedagogical science, lecturer, Anna Alekseevna Chernikova, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University

Abstract

The article deals with the actual problem of methodological support for monitoring and assessing the level of development of coordination abilities of secondary school students. The age at which hetero-chronism is most clearly manifested in the development of coordination abilities. The author considers the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.