Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №4, 2012 том 14
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Есина Е.Ю. Зуйкова А. А. Болотских В.И.
ГБОУ ВПО «ВГМА им. Н.Н.Бурденко», кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики, г. Воронеж
Вторичная профилактика курения в студенческой среде является актуальной медицинской проблемой. Учет индивидуальных особенностей молодых людей в выборе программы отказа от курения позволит повысить эффективность борьбы с одним из наиболее распространенных факторов риска неинфекционных заболеваний.
Одной из задач, поставленных ВОЗ перед медицинскими работниками в сфере профилактики курения является достижение по возможности полного отказа от курения среди курящих, стремление к тому, чтобы среди бросивших курить, вновь возвратившихся к курению было как можно меньше.
Цель работы: выбор оптимальной программы отказа от курения с учетом индивидуальных особенностей курящего студента на специализированном приеме по преодолению курения.
Материалы и методы: Обследовано 14 студентов ВГМА им. Н.Н.Бурденко. Алгоритм диагностики включал следующие этапы: определение анамнеза курения; уровня угарного газа в выдыхаемом воздухе с помощью газоанализатора SmokeCheck; типа курительного поведения (тест Д. Хорна); степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема); степени готовности к отказу от курения; риска развития заболеваний, связанных с курением (индекс Фагенстрема); выбор метода отказа от курения.
Результаты и их обсуждение. В условиях свободной выборки в исследовании приняло участие 14 студентов ВГМА им. Н.Н.Бурденко в возрасте от 17 до 27 лет, среди которых было 7 девушек и 7 юношей. Стаж курения составил 6,09 ± 1, 42 года и колебался от 1 года до 18 лет. Число сигарет, выкуриваемых в день, достигло в среднем 11 ± 2, с нижним пределом 1 сигарета и верхним пределом 25 сигарет в сутки соответственно. Рассчитанный по формуле индекс курения составил 134,18 ± 28,57, что было несколько ниже цифры 140, соответствующей крайне высокому риску развития ХОБЛ. Уровень монооксида углерода в выдыхаемом воздухе курящих студентов составил 7,93 ± 2,10 ррм и соответствовал значению «легкий курильщик». Типы курительного поведения распределились в порядке убывания следующим образом: «поддержка», «расслабление», «жажда», «игра с сигаретой», «рефлекс» и «стимуляция». «Поддержка», как ведущий тип курительного поведения составил 11,09 ± 0,72 баллов. Пограничными типами курительного поведения оказались: «расслабление», «жажда» и «игра с сигаретой», с количеством баллов 10,00 ± 0,98, 7,55 ± 1,06 и 7,09 ± 0,95 соответственно. Типы курительного поведения «стимуляция» и «рефлекс» заняли пятую (4,90 ± 0,92) и шестую (5,18 ± 0,93) позиции соответственно и по набранной сумме баллов были не характерны для студентов. Степень никотиновой зависимости составила в среднем 3,5 ±
0.58.баллов, что свидетельствовало о слабой зависимости. Психологическая готовность к отказу от курения имела значение 11,45 ± 2,13 и свидетельствовала о том, что решение отказаться от курения у этих молодых людей еще не созрело и для них характерны колебания в выборе своего окончательного решения. Учитывая данные психологические особенности, специалисты в области отказа от курения рекомендуют, консультируя таких студентов, делать акцент на отрицательное действие табака на организм человека.
Выводы: Специализированные приемы по отказу от курения основанные на определении индивидуальных психологических особенностей курящего студента, позволяют более глубоко разобраться в причинах курения и разработать индивидуальные программы отказа от курения в каждом конкретном случае.
Литература
1. Руководство по медицинской профилактике/Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. - М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2007. - 464 с.
2. Конобеевская И.Н., Карпов Р.С./ Кардиоваскулярная терапия и профилактика - 2010, №4. - С.18.
3. Левшин В.Ф., Слепченко Н.И./ Русский медицинский журнал - 2009, Т. 17, № 14. - С.917-920.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [428]