Научная статья на тему 'Профилактика коррупции в сфере высшего образования'

Профилактика коррупции в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1284
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / коррупция / профилактика / противодействие / higher education / corruption / prophylaxis / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Мария Юрьевна

Образование является одним из видов деятельности, особо подверженных коррупции. Наиболее коррупционно-опасными сферами деятельности в вузах являются поступление и сдача экзаменов. Проблема коррупции в сфере образования тесно взаимосвязана с такими проблемами, как качество и доступность российского образования, эффективность распределения материальных, трудовых и иных ресурсов. Предложено формирование нетерпимости к проявлениям коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILACTICS OF CORRUPTION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

Higher education is one of most corruption prone activity fields. Spheres of higher education most subject to corruption are entry to higher schools and passing exams. The problem of corruption in education is closely linked to issues such as the quality and availability of Russian education, efficiency of distribution of material, labor and other resources. The formation of intolerance to manifestations of corruption was proposed.

Текст научной работы на тему «Профилактика коррупции в сфере высшего образования»

УДК 343.3

ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Михайлова Мария Юрьевна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта», доцент кафедры «Философия, история и право», zakonmm@mail.ru.

Аннотация. Образование является одним из видов деятельности, особо подверженных коррупции. Наиболее коррупционно-опасными сферами деятельности в вузах являются поступление и сдача экзаменов. Проблема коррупции в сфере образования тесно взаимосвязана с такими проблемами, как качество и доступность российского образования, эффективность распределения материальных, трудовых и иных ресурсов. Предложено формирование нетерпимости к проявлениям коррупции.

Ключевые слова: высшее образование, коррупция, профилактика, противодействие.

PROFILACTICS OF CORRUPTION IN THE FIELD OF HIGHER

EDUCATION

Mihaylova Maria.

Russia, Associate Professor of "Philosophy, history and Law" Novosibirsk State University of Water Transport, zakonmm@mail.ru

Abstract. Higher education is one of most corruption prone activity fields. Spheres of higher education most subject to corruption are entry to higher schools and passing exams. The problem of corruption in education is closely linked to issues such as the quality and availability of Russian education, efficiency of distribution of material, labor and other resources. The formation of intolerance to manifestations of corruption was proposed.

Keywords: higher education, corruption, prophylaxis, counteraction.

Коррупция, согласно Толковому словарю С.И. Ожегова - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [1, с. 281]

Вторит ему словарь Д.Н. Ушакова: коррупция (от латинского corruption -порча) - это подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей [2, с. 375].

Коррупция в нашей стране уже многие столетия является актуальной проблемой: она существовала и в царской России, и в советское время. На сегодняшний момент, коррупция поразила практически все сферы экономики,

общественной жизни. Но, по устоявшемуся мнению, многих аналитиков, она наиболее распространена в медицине, правоохранительных органах и образовании. Еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию Российской Федерации указывал на это: «Официальная бесплатность образования при его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей» [3].

Главным наказанием за коррупцию во всем мире является уголовная ответственность. В Уголовном кодексе Российской Федерации главная статья по коррупции - это ст.290 УК РФ «Получение взятки», предусматривающая наказание в виде лишения свободы до 15 лет (при наличии квалифицирующих обстоятельств), запрет занимать определенные должности также до 15 лет и многомиллионные штрафы. Но понятие коррупция не охватывается только взяточничеством.

Официальное (легальное, в тексте закона) определение коррупции дано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273 -ФЗ. В ст.1 сказано: Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой указанному лицу другими физическими лицами [4, ст. 1].

24 декабря 2019 года Пленум Верховного суда Российской Федерации внес поправки в свои Постановления 2013 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 года. Теперь предметом взяточничества признаются любые имущественные выгоды, а не только деньги и ценные бумаги. Например, предоставление кредита с заниженной или нулевой процентной ставкой или ремонт автомобиля, или квартиры будут расцениваться как «оказание услуг имущественного характера». Также Верховный суд учел современную тенденцию и дополнил новый способ получение взятки - через электронный кошелек. Размер же взятки будут считать по намерениям, даже если взяткодателю удалось передать лишь часть оговоренной суммы [5].

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны право на образование, бесплатное дошкольное, основное общее и средне-специальное образование, каждый вправе получит высшее образование бесплатно на конкурсной основе [6, ст. 43].

Коррупция в образовании грубым образом нарушает конституционное право граждан, способствует дискриминации менее обеспеченных слоев населения, попирая основы равноправия и общедоступности образовательных услуг.

Взяточничество начинается уже на этапе поступления в ВУЗ. За деньги решается вопрос победителя конкурса для принятия абитуриента на бюджетную основу обучения при недостаточных баллах ЕГЭ, на стадии заселения в общежитие. Далее в недобросовестных институтах и университетах «платно» происходит сдача зачетов и экзаменов, написание и защита выпускных квалификационных работ. Не всегда предлагаются деньги из рук студента преподавателю. Это может быть какая-либо услуга, подарок, оргтехника для ВУЗа, на кафедру или просто «телефонное право», когда по звонку руководителя или знакомого решаются разные организационные или учебные вопросы.

Существует и коррупция, не связанная с образовательным процессом. Это «откаты» при проведении конкурсов и государственных закупок, растрата денежных средств при строительстве или ремонте образовательных учреждений, необоснованные доходы (премии) руководителей, злоупотребления при прохождении ВУЗом лицензирования и аккредитации и другое.

По рейтингу Transparency International за 2018 год Россия заняла 138 место в мире (из 180 участников) по уровню коррупции, набрав только 28 баллов из 100 возможных. Российская Федерация оказалась рядом с такими странами как Иран, Мексика, Ливан, Папуа-Новая Гвинея. На первом месте индекса восприятия коррупции осталась Дания (88 баллов), второе место -Новая Зеландия (87), третье - Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария (по 85 баллов) [7].

Причинами высокого уровня коррупции в ВУЗах называются:

1. Недостаточное финансирование образовательной отрасли в целом.

2. Низкий уровень зарплаты преподавателей.

3. Отсутствие финансовой прозрачности в распределении денежных средств.

4. Общее падение нравов, «рыночная» атмосфера, размытость моральных принципов.

5. Правовая неграмотность студентов и другие.

Существенную роль для сокращения коррупции при поступлении сыграло введение единого государственного экзамена в школах (ЕГЭ). Ученики из регионов получили возможность поступать в ВУЗы больших городов на сновании полученных баллов. ЕГЭ избавил систему оценки знаний от субъективного фактора.

Взяточничество довольно скрытый (латентный) процесс, потому и трудновыявляемый и труднодоказуемый. И главное упор сделать не только на жёсткости наказания, но прежде всего на неотвратимости ответственности. Безнаказанность расхолаживает и порождает новые преступления.

В этом вопросе, современному ВУЗу помогает, например, система видеофиксации образовательного процесса. Камеры постепенно устанавливаются во всех учебных аудиториях и гарантируют прозрачность и гласность лекций, зачетов, экзаменов.

Ректоры всех ВУЗов страны ежегодно заполняют и публикуют декларации о доходах, имущества и обязательствах имущественного характера личных, а также супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (ст.8 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №27 3-ФЗ).

Лицензирование, аккредитацию, аттестацию необходимо постепенно передать общественным, независимым, некоммерческим организациям, где процесс должен будет идти прозрачно, основываясь на четких критериях и гласно, с правом обжалования.

Повсеместно в ВУЗах страны проходит анкетирование студентов с целью выявления очагов коррупции и формирования средств борьбы с нею. Проводятся встречи студентов и членов трудового коллектива с представителями правоохранительных органов (прокуратуры, МВД), которые дают рекомендации по действиям в случае вымогательства взятки, предложения противозаконного сотрудничества за деньги (услуги, подарки) и другого коррупционного действия. Составляются рейтинги преподавателей, по мнению студентов. Вводится коллективное проведение экзаменов несколькими преподавателями и другие меры противодействия злоупотреблениям.

В обществе должна установиться атмосфера нетерпимости к коррупционерам, порицания такого аморального и противоправного поведения. Образование является одной из самых важных сфер жизни общества. То, каким будет воспитан человек в семье, в школе, в университете, таким и будет он как специалист, как гражданин.

Образование - фундамент государства. И каким будет этот фундамент зависит от всех участников образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Академия,1997. - 944с.

2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180000 слов и словосочетаний. - М.: Альта-Принт: Дом XXI век, 2009. - 1239с.

3. Послание Федеральному собранию РФ от 03.04.2001г // Официальный портал Администрации Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21216 (дата обращения: 9.09.2019).

4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3, ст. 1

5. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.12.19 о внесении изменений в Постановления Пленума ВС от 09.07.13 №2 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16.10.09 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

6. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании (референдуме) 12.12.93 г.

7. Трансперенси Интернешинл [Электронный ресурс]. - URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.