Научная статья на тему 'Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде и сети Интернет'

Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде и сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3217
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
терроризм / экстремизм / профилактика / terrorism / extremism / prevention

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Южакова Т. А., Лашин Р. Л.

В статье рассказывается о методах профилактики идеологии терроризма среди молодых людей. Авторы говорят о создании сети интернет-сайтов антитеррористической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Южакова Т. А., Лашин Р. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention terrorism and extremism ideology in the educational environment and the Internet

This article describes how to prevent terrorism ideology among young people. The authors tells about the establishment of the network of antiterrorist sites.

Текст научной работы на тему «Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде и сети Интернет»

Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде и сети Интернет

ЮЖАКОВА Т.А.

заместитель директора Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России;

ЛАШИН Р.Л.

заместитель начальника отдела Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России

Общеизвестен тот факт, что последние два десятилетия отмечены, к сожалению, как время развития молодёжного экстремизма, характеризующегося пренебрежением к действующим в обществе правилам и нормам поведения, (а порой их отрицанием), риском возрастания жестокости и насилия, выражением крайних радикальных форм юношеского максимализма. Издержки смены социального строя в стране не могли не сказаться на социализации молодежи и этой ситуацией умело воспользовались те, кому выгодно неустойчивое состояние «динамита

общества», которым называют подрастающее поколение.

Анализ показывает, что молодежь ещё слабо защищена от соблазнов экстремистской идеологии и политики, предлагающей простые и популярные решения многих вопросов националистского, расистского, сепаратистского толка, как в случае с Кондопогой и т.п.

Естественно, что для России с её огромным количеством различного по этническому и религиозному составу населения проблема экстремизма, в том числе и молодежного, представляет угрозу национальной безопасности.

__________________________ОБЗОР

НЦПТИ

13

А, следовательно адекватными и полномасштабными должны быть меры противодействия экстремизму и его крайней форме проявления - терроризму.

Именно поэтому вопросы борьбы с идеологией экстремизма и антитеррористической пропаганды стали одними из ведущих в поиске новых подходов к решению задач, заложенных в Концепции национальной безопасности, в создании инновационной системы образования учащихся в данной сфере, её стратегии при формировании у молодого поколения активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства патриотизма и интернационализма, стимулирования доверительного отношения к органам правопорядка.

Говоря об основополагающих принципах государственной политики в области образования следует выделить роль гуманизации, позволяющей подготовить молодого человека к безопасному существованию в современном социуме, умению противостоять кризисной ситуации, владению конструктивными способами их разрешения.

И в связи с этим нельзя не отметить деятельность ряда наших высших учебных заведений, проводящих конкурсы студенческих и аспирантских работ по проблемам развития религиозной и межнациональной терпимости в студенческой среде, выработки позиции неприятия терроризма и его идеологии, формированию здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей.

Не менее важным направлением остается работа по устранению на самом раннем этапе формирования детского сознания самих предпосылок к убеждению, что насилие может служить средством разрешения противоречий. И в этом вопросе важнейшим институтом воспитания и социализации молодежи является школа, которую не случайно принято считать «полем боя за будущее России». Инструментарием здесь служит проведение массовых пропагандистских акций, обучающих Интернет-олимпиад, разработка специальных учебно-методических курсов и программ.

В вопросах профилактики экстремистских проявлений со стороны радикальных молодёжных организаций религиозного и нацио-

ОБЗОР________________________________

НЦПТИ

налистического характера следует уходить от стереотипа, что работа с ними это прерогатива только правоохранительных органов. Специалистам и ученым в области образования и воспитания молодежи следует озаботиться налаживанием диалога с теми, кто, попав под влияние фанатиков - экстремистов, не может найти верного пути к правде и социальной справедливости.

В связи с этим на первый план выдвигается задача подготовки специалистов по вопросам борьбы с проявлениями в молодежной среде экстремизма, антитеррористической пропаганды, формированию позитивного общественного сознания.

Тем более, что наши противники давно успешно используют такой идеологический ресурс, как подготовка в зарубежных теологических и идеологических центрах специалистов по вербовке молодежи и формированию лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций и их действий.

Для решения перечисленных вопросов бесспорно следует привлекать все имеющиеся институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и СМИ.

О средствах массовой информации (особенно электронных), которые стали наиболее эффективной формой работы с молодежью следует поговорить отдельно.

В современных условиях развитие мировой цивилизации характеризуется тем, что информация, средства информатизации и связи, а также общественные отношения оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, социальное и духовное развитие государств, их население и особенно на молодое поколение. Это свидетельствует о том, что на текущем этапе развития общества информация и управление ею становится основанием и главным инструментом достижения целей в новом мироустройстве.

Тем более, что влияние СМИ, как электронных, так и печатных, имеет не только позитивный аспект, заключающийся в доступе населения, и в том числе молодежи, к информации, знаниям и образованию, позволяющий легко

14

№3, Декабрь 2013 г.

общаться, минуя геофизические барьеры, использовать цифровые развлечения, но и негативные факторы, связанные с искусственным формированием общественного мнения, разжиганием межнациональной розни, ведением экстремистской и террористической агитации.

Самым ярким негативным примером из современной истории являются процессы панарабских революций, начавшиеся в 2010 году не без использования интерактивных возможностей средств массовой коммуникации.

Не менее наглядно роль сети Интернет была продемонстрирована в ходе сирийских событий, где был использован весь спектр возможностей и механизмов глобальных коммуникаций в манипуляциях сознанием и поведением людей, оперировании анонимными экспертными мнениями и рекомендациями, навязывании через масс-медиа определенной точки зрения, выгодной проамериканским идеологам.

В нашей памяти еще свежи впечатления от появившейся в СМИ дезинформации об отставке главы Российских железных дорог В. Якунина, которая несколько дней фигурировала в качестве основного новостного повода исключительно благодаря широким возможностям и неподконтрольности журналистского и Интернет-сообществ.

Наряду с очевидными преимуществами мировая информационно-технологическая революция создала принципиально новые потенциальные угрозы жизнедеятельности как отдельных государств, обществ и их граждан, так и мирового сообщества в целом.

В наибольшей степени это касается терроризма, мутации которого, по мнению специалистов, происходят в основном именно в информационной сфере. Быстрое развитие информационных технологий существенно расширило возможности террористических организаций по распространению своей идеологии, манипулированию сознанием населения при подготовке и осуществлении террористических акций.

Серьезной проблемой является возможность использования террористами новых нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-

го воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование глобальной сети Интернет, ставшей идеальным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности, благодаря своим характеристикам, среди которых:

• возможность широкого охвата территории;

• высокая скорость и лавинообразный характер распространения информации, особенно - посредством блогов и социальных сетей;

• анонимное размещение материалов и возможность бесплатного доступа в сеть Интернет из общественных мест (кафе, гостиниц, развлекательных комплексов);

• возможность создания собственных Интернет-ресурсов ведения пропаганды, опять-таки без особых финансовых затрат и при условии анонимности;

• отсутствие единого мирового законодательства, позволяющего вести согласованную борьбу с нарушителями «компьютерного права», (чем пользуется, например, российский сайт чеченских сепаратистов «Кавказ Центр»).

Таким образом, относительная дешевизна, простота и доступность современных средств информации позволяют террористам проводить свои преступные акции, находясь на значительно «безопасном» расстоянии от объекта воздействия, оставаясь длительное время безнаказанными. При этом наносится огромный материальный и моральный ущерб государству, обществу, личности.

К сожалению, приходится констатировать, что в эти процессы оказываются втянуты многие случайные граждане, молодые люди, не понимающие тупиковость этого пути, поддавшиеся агрессивной пропаганде экстремистских идей, провокационным приемам, используемым создателями экстремистских сайтов, блоггерами, авторами некоторых форумов.

Если говорить о наибольшей потенциальной опасности арсенала средств «мировой паутины», то следует выделить такие источники

___________________________ОБЗОР

НЦП ТИ

15

пропаганды, какими являются разнообразные Интернет-порталы (это официальные и неофициальные, электронные СМИ, сайты радикальных движений и другие). Также источниками пропаганды могут выступать Интернет-форумы, блогосфера и, конечно же, видео-хостинги, поскольку видеоматериал является наиболее эффективным средством передачи информации, в первую очередь в молодежной среде.

Отдельно следует остановиться на социальных сетях. В настоящее время они являются самым популярным средством виртуального общения в молодежной среде. По этой причине социальные сети и сервисы микроблогов стали широко использоваться и представителями радикальных движений. К примеру, движением Хизб ут-Тахрир, которое признано террористическим по решению Верховного Суда Российской Федерации еще в 2003 году.

Если обратить внимание на возраст тех, кто состоит в подобных сообществах в социальных сетях, а также просматривает видеоматериалы, подготовленные и размещенные представителями радикальных движений на популярных видео-порталах, то становится ясным, что это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет.

Одним из наиболее ярких примеров вербовки молодых людей в ряды воинов Джихада посредством сети Интернет можно назвать относительно свежий случай, связанный с Ибрагимом Торжхоевым. Ибрагим родился в Армавире, стал студентом московского вуза. Схематично процесс его вербовки выглядел следующим образом. По его словам, вначале кто-то подсказал ему почитать в сети Интернет лекции радикального проповедника Саида Бурятского, затем, как бы случайно, познакомился в мечети с молодыми людьми, а потом уже появился в горах в составе бандгруппы Доку Умарова. Там его обучали в качестве дублера террориста-смертника Магомеда Евлоева, который подорвал себя в 2011 году в аэропорту «Домодедово». При взрыве тогда погибло 37 человек и больше двухсот было ранено.

Осознав, что на самом деле «воины Джихада» под прикрытием священной войны занимаются грабежами, кражей людей и рэкетом,

ОБЗОР_______________________________

НЦПТИ

Ибрагим Торжхоев написал явку с повинной.

Вот его слова: «Я немного начал задумываться, для кого это выгодно? Там большие деньги крутятся. И в основе не знаешь, куда они деваются. Просто есть там искренние пацаны, молодые парни, которые из-за незнания религии попали туда. Они не понимают, что у самой верхушки цели другие».

К сожалению, случай с Торжхоевым единичный. Гораздо больше примеров, когда юные заблудшие души, попавшие посредством Интернета в ловушки, умело расставленные боевиками, принимают их условия игры и погибают в битве «за веру и свободу».

Противодействие распространению идеологии терроризма посредством сети Интернет является крайне важной задачей для всего общества и в том числе Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целевой аудиторией такого рода пропаганды является в большинстве своем молодежь.

16

№3, Декабрь 2013 г.

В целях осуществления профилактики пропаганды террористической и экстремистской деятельности в образовательной среде и сети Интернет Министерство образования и науки Российской Федерации проводит следующую работу:

• в соответствии с решением Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации в Минобрнауки России началось развертывание Сети взаимоувязанных и постоянно действующих Интернет-ресурсов антитеррористической направленности на базе подведомственных организаций (Сеть);

• кроме того, для удовлетворения требованиям «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации» на базе подведомственного Минобрнауки России учреждения был создан Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ).

Основными задачами, которые возложены на Сеть, являются:

• разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности;

• формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия;

• привлечение молодежи к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму.

На текущий момент Сеть находится в стадии разработки и апробации ее макета. В связи с чем входящие в нее ресурсы располагаются и функционируют только на площадках Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, а также Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.

Одним из направлений работы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма является информационно-просветительская деятельность, направленная на работу с неформальными подростково-молодежными объединениями по формированию устойчивого мировоззрения, толерантности, отрицания идеологии радикальных структур, призывающих к совершению преступлений на

национальной и расовой почве.

Не менее важным направлением является работа по воспитанию патриотизма в молодежной среде, которая, к сожалению, недооценивалась в последнее время, ввиду размытости понятий о нравственных ценностях и моде на дегероизацию и аполитичность.

Мы видим постоянные примеры того, как террористы расстреливают на улицах мирных граждан, совершают взрывы машин и автобусов с невинными детьми, пассажирами или туристами, убивают служителей культа, которые занимают позицию борьбы с религиозным экстремизмом, ликвидируют представителей правопорядка. Терроризм продолжает попирать всякие законы и обычаи, по которым издавна жили народы Кавказа, Татарстана и других государств на постсоветском пространстве, совершая акты бесчеловечного и циничного кровопролития.

События, постоянно происходящие в мире, только подтверждают мысль о необходимости скорейшей консолидации всех здравомыслящих и мирно настроенных граждан.

Профилактика экстремизма и терроризма - это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача гражданского общества. А для решения данной задачи потребуется принятие следующих мер:

• ведение постоянного анализа Интернетпространства с целью выявления и блокирования фактов пропаганды террористической идеологии;

• предоставление возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей;

• разработка и актуализация методического обеспечения процесса информационного противодействия терроризму и экстремизму;

• ведение разъяснительной работы с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия;

• привлечение молодежи к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде.

___________________________ОБЗОР________

НЦПТИ

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.