Профилактика распространения идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде
Кулягин Игорь Валерьевич - заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета РФ
В настоящее время терроризм приоб- В своем выступлении на валдайском
рел характер глобальной угрозы для форуме в 2015 году Президент России
всей системы международной и наци- Владимир Владимирович Путин отме-
ональной безопасности. тил, что мы имеем дело, «по сути, с вра-
гом цивилизации, человечества и мировой культуры, который несет идеологию ненависти и варварства, попирает мораль, ценности мировых религий, в том числе и ислама, компрометируя его».
Одной из ведущих тенденций терроризма является расширение его географии. Высокий уровень террористических вызовов выявлен в ряде стран Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Среди самых многочисленных и опасных, представляющих угрозу многим странам, выделяется запрещенная в России международная террористическая организация «Исламское государство» (ИГИЛ), основной целью которой провозглашается создание, так называемого, «исламского халифата», с территорией, охватывающей Ближний Восток, Африку, Южную Европу, Центральную Азию, Северный Кавказ и Поволжье.
Расширение зоны влияния ИГИЛ стало возможным, в том числе, по причине масштабного распространения идеологии радикального исламизма, что позволило привлечь в ее ряды представителей из более чем 80 стран мира. Особое место в распространении идеологии терроризма отводится интернету, возможности которого широко используются в качестве средств связи, для координации экстремистской и террористической деятельности, поиска новых источников финансирования, инструмента вербовки и самовербовки новых членов радикальных структур. В интернете также размещаются инструкции по изготовлению средств террора.
Кроме того, с целью вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, в интернет и социальные сети внедряются многоэтапные электронные игры. Так, в 2011 году решением суда признан экстремистским интернет-проект «Большая игра «Сломай систему».
На сайте размещались инструкции по изготовлению муляжей взрывных устройств, фотоотчеты игроков о многочисленных реально совершенных
Среди самых многочисленных и опасных, представляющих угрозу многим странам, выделяется запрещенная в России международная террористическая организация «Исламское государство»
преступлениях. В режиме игры осуществлялось поэтапное вовлечение молодых людей в преступную деятельность на основе мотивов национальной, расовой ненависти или вражды. Важно отметить, что в сети «Интернет» пропаганда идеологии ИГИЛ осуществляется на 23 языках. При этом по распространению пропагандист-
Расширение зоны влияния ИГИЛ стало возможным, в том числе, по причине масштабного распространения идеологии радикального исламизма, что позволило привлечь в ее ряды представителей из более чем 80 стран мира
Значительное число задержанных на Северном Кавказе террористов, многие из которых являются молодыми людьми в возрасте до 25-30 лет, указывают, что решение об участии в деятельности бандформирований было принято ими под влиянием призывов, размещенных в Интернете
ских материалов русский язык стоит на третьем месте после арабского и английского.
В современных условиях устремления идеологов терроризма направлены, в первую очередь, на молодежь, которая в силу психологических особенностей восприимчива к радикальным идеям и в дальнейшем способна пополнить ряды террористических структур. Значительное число задержанных на Северном Кавказе террористов, многие из которых являются молодыми людьми в возрасте до 25-30 лет, указывают, что решение об участии в деятельности бандформирований было принято ими под влиянием призывов, размещенных в интернете. На протяжении последних двух десятилетий Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. В 21 веке крупными, тщательно подготовленными террористиче-
скими актами стали захваты театрального центра на Дубровке, школы в городе Беслане, нападения крупных бандформирований на города Назрань, Грозный, Нальчик, подрывы террористов-смертников в московском метрополитене, аэропорту Домодедово и г. Волгограде, крушение самолета А 321 над Синайским полуостровом. В результате агрессии международного терроризма погибли сотни ни в чем не повинных граждан нашей страны, тысячи были ранены. По этой причине основополагающими документами Российской Федерации терроризм отнесен к числу основных угроз государственной и общественной безопасности России.
Ответом на эти глобальные вызовы, с которыми Российская Федерация столкнулась в конце XX - начале XXI века, стало создание общегосударственной системы противодействия терроризму (ОГСПТ).
Формирование и развитие данной системы осуществляется в соответствии с утвержденной Президентом в 2009 году Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации. В этой Концепции определены основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи, направления дальнейшего развития принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Согласно Концепции, ОГСПТ представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Она призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. При этом принципиально важно подчеркнуть, что субъектами противодействия терроризму являются не только уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, но и негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В соответствии с Концепцией противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по трем направлениям:
- профилактика терроризма;
- борьба с терроризмом;
- минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма. Решением Президента координатором этой деятельности определен Национальный антитеррористический комитет, в состав которого вошли представители 20 государственных структур, министерств и ведомств, что позволи-
ло ему стать действительно коллективным органом по противодействию терроризму.
В регионах данная работа возложена на антитеррористические комиссии
Под идеологией терроризма понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в ней
в субъектах Федерации, а на местном уровне - на антитеррористические
комиссии в муниципальных образованиях. Согласованные действия всех структур, входящих в состав Национального антитеррористического комитета, позволили значительно сократить количество ежегодно совершаемых преступлений террористической направленности, нанести существенный ущерб ресурсной базе бандформирований. В современных условиях приоритетное внимание сосредоточено на
Включение в состав понятия «терроризм» термина «идеология насилия» стало законодательным обоснованием необходимости не только института борьбы с терроризмом, но и его профилактики
профилактике терроризма, важной составляющей которой является противодействие его идеологии. Федеральным законом № 35-Ф3 2006 года «О противодействии терроризму» терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия
на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Включение в состав понятия «терроризм» термина «идеология насилия» стало законодательным обоснованием необходимости не только института борьбы с терроризмом, но и его профилактики.
Под идеологией терроризма понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в ней. Проводимая профилактическая работа направлена на снижение уровня радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, и препятствие их вовлечению в террористическую деятельность. С этой целью в Российской Федерации в рамках ОГ-СПТ сформирована система противодействия идеологии терроризма. Она решает три главные задачи:
- разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, а также проведение активных мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе религиозно-политического экстремизма;
- создание и реализация механизмов защиты информационного пространства Российской Федерации от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность;
- формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по протво-действию идеологии терроризма.-
Особо нужно отметить роль в решении этих задач Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием и молодежной политикой в регионах, а также образовательных организаций, учреждений науки.
Согласно постановлению Правительства от 4 мая 2008 года № 333 Министерство образования и науки РФ разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления этой деятельности. Такой комплекс мер разработан и утвержден приказом Минобрнауки РФ № 1293 от 3 ноября 2015 года. В настоящее время приняты организационные меры по совершенствованию координации и обеспечению системности проводимых мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Образован Координационный совет Минобрнауки РФ по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. В его состав вошли представители федеральных органов исполнительной власти, высших учебных заведений, представители Национального антитеррористического комитета.
Проводимая советом работа направлена на совершенствование правовых мер в области противодействия идеологии терроризма и экстремизма, организацию взаимодействия, тиражирование лучших практик противодействия вовлечению молодежи в экстремистские и террористические организации.
В целях разъяснения молодежи сущности терроризма и его общественной опасности Минобрнауки РФ организована работа по информационной и экспертной поддержке общественных молодежных организаций, реализующих совместно с Росмолодежью информационные проекты в рамках госпрограммы «Развитие образования». Для формирования у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма разработаны и направлены для внедрения во всех субъектах страны методические рекомендации по ней-
В настоящее время приняты организационные меры по совершенствованию координации и обеспечению системности проводимых мероприятий по противодействию идеологии терроризма
трализации в образовательных организациях угроз, формируемых распространением идей терроризма и религиозного, политического экстремизма, межнациональной и межкон-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИЙОБР1 ¡ЛУКИ. РФ
Особо нужно отметить роль в решении задач Министерства образования и науки Российской Федерации
фессиональной розни, а также образовательная программа для студентов «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».
Активное внедрение указанных материалов осуществляется в образовательных организациях в Республиках Адыгея, Калмыкия, Ростовской и Астраханской областях. Минобрнауки РФ при участии аппарата НАК включены в федеральные государственные образовательные стандарты разделы о равноправии национальных культур и религий, толерантности, профилактике дискриминации и ксенофобии. Также подготовлен и направлен на места ряд учебников и учебно-методических пособий, содержащих соответствующие разделы, касающиеся воспитания у об-
учающихся неприятия идей терроризма и экстремизма.
Реализуется План мероприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации(от 14 мая 2014 г. № 815-р), по обеспечению подготовки специалистов в 2014 - 2016 годах с углубленным знанием истории и культуры ислама. Подготовлены и изданы научно-популярные брошюры и пособия для учащихся общеобразовательных учреждений, научно-популярные издания с критикой ксенофобии, насилия и экстремизма, а также три выпуска художественного издания «История подвига. Открытый дневник». Особое внимание уделяется вопросам воспитания молодежи в духе патриотизма и приверженности национальным традициям народов России.
Со студентами и школьниками проводятся мероприятия, направленные на разъяснение преступной сущности терроризма. К участию в них привлекаются представители общественных, религиозных организаций, органов власти и правопорядка, деятели культуры и искусства.
В 2015 году более 11000 представителей молодежных и студенческих организаций из ЮФО приняли участие в общероссийских и межрегиональных молодежных форумах «Таврида», «СелиАс 2015», «Машук 2015» и других, где обсуждались актуальные вопросы профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде. Организовано проведение культурно-просветительских мероприятий, направленных на гармонизацию национальных отношений и поддержку национальных и поддержание национальных и религиозных традиций населения Юга России. В 2015 году проведены круглые столы «Экстремизм и терроризм - скрытая угроза», «Что такое экстремизм», флеш-моб «Стена памяти» (Республика Адыгея); концерт-фестиваль «Казачий круг» (Волгоград); международный Фестиваль «Пентатоника» (Республика Калмыкия); духовно-просветительские мероприятия «Единая вера - единая Русь», конкурс «Моя Кубань - мой дом родной», выставка «С любовью к землякам» (Краснодарский край); международный и межрегиональный фестивали «Астрахань многонациональная» и «Живая вода» (Астрахань); фестиваль «Кукла Дона» (Ростов-на-Дону). Большое внимание уделяется вопросам подготовки кадров. Так, Минобр-науки совместно с Минкультуры и аппаратом НАК, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации разработана долгосрочная программа подготовки государственных и муниципальных служащих для работы в сфере проти-
водействия идеологии терроризма и экстремизма, патриотического воспитания молодежи на 2016 - 2020 годы.
В 2015 году более 11000 представителей молодежных и студенческих организаций из ЮФО приняли участие в общероссийских и межрегиональных молодежных форумах «Таврида», «СелиАс 2015», «Машук 2015» и других, где обсуждались актуальные вопросы профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде
Обновлены и направлены в регионы программы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих для работы с молодежью. Обеспечено финансирование реализуемых рядом региональных вузов программ повышения квалификации, направленных на решение задачи противодействия экстремизму и терроризму. Проводятся обучающие семинары для специалистов, задействованных в этой сфере.
В 2015 году в Российской Федерации ОбщеРоссиискии
^ *- молодежный
повысили квалификацию более 12 ты- форум «Таврида»
Межрегиональный молодежный форум «Машук 2015» в Пятигорске
сяч работников образования, сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих, участвующих в работе по патриотическому воспитанию молодежи, противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует система противодействия идеологии терроризма, позволяющая выполнять возложенные на нее задачи.
В то же время следует остановить внимание на имеющихся проблемах в работе по противодействию идеологии терроризма в сфере образования и в молодежной среде.
Огромная работа, которая проводится по духовному и патриотическому воспитанию молодежи, привитию ей терпимости к другим взглядам, культурам и религиям, крайне необходима и заслуживает высокой оценки
Прежде всего, следует сказать о том, что противодействие идеологии терроризма еще не стало неотъемлемым компонентом основной деятельности
региональных органов управления образованием и молодежной политикой, руководителей образовательных организаций.
Безусловно, огромная работа, которая проводится по духовному и патриотическому воспитанию молодежи, привитию ей терпимости к другим взглядам, культурам и религиям, крайне необходима и заслуживает высокой оценки. Но, если вести речь о противодействии идеологии терроризма, то необходимо при реализации функций обучения и воспитания постоянно держать в поле зрения адресную работу с категориями молодежи, наиболее подверженными или уже подпавшими под влияние идеологии терроризма и экстремизма, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. При проведении всероссийских и региональных молодежных форумов важно предусмотреть организацию работы специализированных секций, на которых следует проводить обсуждение актуальных вопросов, проектов противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность. Проведенный анализ эффективности функционирования системы противодействия идеологии терроризма свидетельствует о необходимости активизации межвузовского обмена опытом проведения мероприятий антитеррористической направленности. Требуется также объективная оценка результативности применения наработанных методик, для чего необходимо проведение социологических исследований.
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос совершенствования учебно-методического обеспечения противодействия идеологии терроризма в образовательной среде. Общение на местах с представителями антитеррористических комиссий, руководителями и сотрудниками государственных органов, институтов развития образования, методистами
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос совершенствования учебно-методического обеспечения противодействия идеологии терроризма в образовательной среде
и преподавателями вузов и школ показывает, что студенты и школьники не всегда получают необходимые сведения о признаках их вовлечения в террористическую деятельность и способах противодействия этому. Вопросы противодействия идеологии терроризма рассматриваются не во всех учебниках и учебно-методических материалах, входящих в перечень рекомендованных Минобрнауки России для использования в образовательном процессе. В частности, такие разделы отсутствуют в 21 учебнике по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Не все созданные на федеральном и региональном уровнях методические материалы используются организациями высшего и общего образования. В рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не отводится достаточного времени на изучение способов противодействия путям и средствам вовлечения подростков в террористическую деятельность.
Кроме того, учебный материал не всегда соответствует возрастным особенностям учащихся. Так, например, в отведенные на предмет ОБЖ часы школьникам преподают основы организации системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Наверное, это неплохо для общего развития. Однако непонятно, какое отношение имеет рассказ о Национальном антитеррористическом
Невысоким остается уровень подготовки педагогов по вопросам профилактики терроризма
комитете, антитеррористических комиссиях и оперативных штабах, которые являются элементами системы противодействия терроризму в стране, собственно к практическим вопросам безопасности жизнедеятельности конкретного школьника. В то же время вопросы противодействия вовле-
чению в террористическую деятельность, правила безопасного поведения в интернете не изучаются или рассматриваются очень поверхностно. Понимая, что не все вопросы противодействия идеологии терроризма можно уместить в рамки ОБЖ, как по тематике, так и по количеству отведенных часов, было бы целесообразным организовать использование в этих целях потенциала других предметов, таких как «Основы религиозных культур и светской этики», «Обществознание», «История», а также внеклассной работы, учебных сборов, мероприятий, проводимых с родителями. Невысоким остается уровень подготовки педагогов по вопросам профилактики терроризма. В этой связи следует организовать системную подготовку преподавательского состава государственных (а в перспективе - частных и религиозных) образовательных организаций с тем, чтобы педагоги в процессе обще-
ния могли своевременно и эффективно выявлять признаки радикализации среди молодых людей, квалифицированно и ненавязчиво доводить до них информацию о способах вовлечения в террористическую деятельность и методах противодействия вербовщикам. Для подготовки педагогов целесообразно привлекать ведущих специалистов в области культуры, искусства, гуманитарных дисциплин, авторитетных представителей духовенства из числа членов экспертных советов и постоянных групп по информационному противодействию терроризму, сформированных в регионах в соответствии с решением Национального антитеррористического комитета от 13 октября 2009 года. Кроме того, необходимо целенаправленно проводить подготовку должностных лиц, ответственных за воспитательную работу антиэкстремистской и антитеррористической направленности в вузах.
Кроме того, учебный материал не всегда соответствует возрастным особенностям учащихся. Так, например, в отведенные на предмет ОБЖ часы школьникам преподают основы организации системы противодействия терроризму в Российской Федерации
Несмотря на принятые меры, недостаточными остаются количество и доступность для педагогического состава разработанных материалов антитеррористической направленности. При этом их осведомленность о том, где можно взять такие материалы, невысока. Специалисты не обладают информацией об официальном интернет-сайте Национального антитеррористического комитета, где на вкладке «Публикации» размещены материалы официальных изданий НАК, выступления, статьи, книги, брошюры, отдельные из которых создавались специально для использования в образовательном процессе. Не знают также и о созданном в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону) портале «Наука и образование против террора», который Министерством образования и науки РФ определен базовым специализированным информационным интернет-ресурсом по проблемам профилактики терроризма, в том числе для педагогов и психологов образовательных организаций страны. Полагаем, что региональным органам управления образованием совместно с Минобрнауки РФ требуется принять дополнительные организационные меры для того, чтобы сделать этот ресурс источником методических материалов и площадкой для обмена опытом в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Аналогичные ресурсы целесообразно создать и в субъектах округа. В настоящее время необходимо предпринять меры по финансовому обеспечению функционирования портала «Наука и образование против террора». Также необходимо совершенствовать координацию проведения различных форумов в сфере противодействия идеологии терроризма. Так, в сентябре-ноябре прошедшего года только в г. Москве были проведены четыре всероссийские научно-практические конференции по
схожей тематике. Аналогичные конференции в этот же период были организованы рядом высших учебных заведений и региональных органов управления образованием. Такую активность образовательного сообщества можно считать положительной. Однако следует заметить, что настало время перейти от множества конференций с очень широкой повесткой к систематическому проведению мероприятий для обсуждения более узких аспектов противодействия терроризму. Лучше, если эти площадки будут сформированы на региональном уровне, при поддержке ведущих образовательных организаций, с акцентом на региональную специфику рассматриваемых проблем.
В сентябре-ноябре прошедшего года только в г. Москве были проведены четыре всероссийские научно-практические конференции по схожей тематике. Аналогичные конференции в этот же период были организованы рядом вузов и региональных органов управления образованием
Это особенно актуально ввиду того, что научное обеспечение деятельности по противодействию идеологии терроризма пока отстает от потребностей практики.
Такие приоритетные научные темы как источники формирования террористического мировоззрения и обстоятельства, способствующие этому процессу, методики деятельности террористических организаций, в том числе в виртуальном пространстве, по расширению числа своих сторонников исследованы недостаточно. Результаты научно-исследовательских работ пока далеки от практического использования, поэтому следует активнее привлекать студенческую молодежь, научных сотруд-
ников к проведению перспективных научно-исследовательских работ по вопросам противодействия терроризму. Наиболее талантливым оказывать поддержку путем выделения грантов. В апреле текущего года в Москве проведено заседание Национального антитеррористического комитета, на котором рассмотрен вопрос о ходе исполнения мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы.
Решением Комитета предусматриваются дополнительные меры по методическому обеспечению деятельности педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях, предписывается включать в ежегодные планы воспитательной деятельности образовательных организаций мероприятия, связанные с антитеррористическим просвещением детей и молодежи.
В завершение хотелось бы высказать следующие рекомендации. Во-первых, для снижения уровня радикализации молодежи, противодействия ее вовлечению в террористическую деятельность и предотвращения выезда радикально настроенных молодых людей в зоны вооруженных конфликтов за рубежом, необходимо развивать систему патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Формировать у молодых людей исторически сложившуюся в России совокупность ценностей и норм поведения, представления о необходимости отрицания идеологии насилия.
Организовать силами региональных органов управления образованием изучение, обобщение и распространение опыта формирования у молодежи устойчивости к идеологии терроризма и другим антиобщественным поступкам, а также изучение имеющихся на местах программ и учебно-методиче-
ских материалов по вопросам противодействия идеологии терроризма, их корректировку для повышения эффективности проводимой работы. Целенаправленно вести информационную и профилактическую работу с привлечением общественных институтов, средств массовой информации, молодежных и студенческих организаций. При этом актуализировать целевые установки общероссийских, региональных и вузовских молодежных форумов, предусматривая при их проведении мероприятия, направленные на противодействие вовлечения молодых людей и детей в террористическую деятельность. Во-вторых, важно обеспечить систематическое наполнение профильных интернет-ресурсов материалами по противодействию идеологии терроризма. В-третьих, необходимо системно и скоординированно осуществлять проведение социологических и других научных исследований, научно-практических мероприятий по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Полагаю важным разработать согласованный план проведения научных форумов, что позволит избежать их дублирования и более эффективно внедрять полученные рекомендации в практику. В-четвертых, обеспечить подготовку и повышение квалификации необходимого количества педагогов, способных выявлять признаки радикализации молодежи, обучать их способам противодействия идеологической экспансии терроризма и экстремизма. В-пятых, организовать контроль деятельности должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций по вопросам противодействия идеологии терроризма.
Двигаясь в этом направлении и объединив усилия, мы, безусловно, сможем эффективно противостоять идеологии терроризма.