Научная статья на тему 'Профилактика и поддержка здоровья: руководство для студентов'

Профилактика и поддержка здоровья: руководство для студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / студенты / академическая адаптация / physical training / students / academic adaptation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хуссем Эддин Аллаг, Лубышев Евгений Александрович

Физическая подготовка играет центральную роль в жизни современных студентов. Ее важность простирается далеко за пределы физиологических аспектов, оказывая влияние на психоэмоциональное состояние. В данном исследовании были выявлены новые аспекты влияния физической подготовки на обучающуюся молодежь, особенно на иностранных студентов. Научная новизна данного исследования заключается в расширении понимания влияния физической подготовки на студентов. Исследование выявило, что регулярные занятия физической культурой положительно сказываются на академических показателях студентов. Студенты, занимающиеся физической подготовкой, демонстрируют лучшие результаты в учебе. Это подтверждает необходимость интеграции физической подготовки в учебный процесс. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики, которая позволяет оптимизировать физическую нагрузку для различных групп студентов. Эта методика может быть использована преподавателями и тренерами для эффективной организации занятий физической подготовкой с учетом особенностей каждой группы студентов. Методы исследования. Для достижения целей исследования были использованы методы анализа научно-методической литературы, тестирование физической подготовленности и статистический анализ данных. Результаты анализа подтвердили, что студенты, регулярно занимающиеся физической культурой, показывают более высокие академические результаты. Это объясняется тем, что физическая активность способствует улучшению когнитивных функций, памяти, концентрации, а также снижению уровня стресса и тревожности у студентов. Заключение. Данное исследование подтверждает важность интеграции физической подготовки в учебный процесс для повышения академической и социальной адаптации студентов. Регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физиологических и психоэмоциональных аспектов студентов, что благоприятно сказывается на их учебных достижениях и общем благополучии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хуссем Эддин Аллаг, Лубышев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention and Health Support: A Guide for Students

Physical training occupies a central place in the life of the modern individual, especially among students. Its significance is not limited to physiological aspects but also extends to psychoemotional well-being. Scientific Novelty. The study revealed several new aspects of the influence of physical training on students, particularly on international students. The practical significance of the research lies in the development of a methodology to optimize the physical workload for various student groups. This methodology, derived from the gathered data, can be employed to effectively tailor physical training sessions to the specific needs of different student cohorts. Research Methods. The research employed a combination of methods including the analysis of scientific and methodological literature, physical fitness testing, and statistical analysis. Results. The results of the analysis confirmed that students who regularly engage in physical training demonstrate better academic performance. This positive correlation can be attributed to the fact that physical activity enhances cognitive functions, memory, concentration, and reduces stress and anxiety levels among students. Conclusion. The study underlines the necessity of integrating physical training into the educational process to enhance students' academic and social adaptation. Regular involvement in physical training positively influences both academic indicators and overall well-being, making it an essential component of students' development.

Текст научной работы на тему «Профилактика и поддержка здоровья: руководство для студентов»

УДК 7.76.796.08

Профилактика и поддержка здоровья: руководство для студентов

Хуссем ЭА.*, Лубышев ЕА.

Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия, ORCID: 0009-0006-0072-6612,1042208166@rudn.ru* ORCID: 0000-0002-3651-4113, lubyshev-ea@rudn.ru

Аннотация: Физическая подготовка играет центральную роль в жизни современных студентов. Ее важность простирается далеко за пределы физиологических аспектов, оказывая влияние на психоэмоциональное состояние. В данном исследовании были выявлены новые аспекты влияния физической подготовки на обучающуюся молодежь, особенно на иностранных студентов. Научная новизна данного исследования заключается в расширении понимания влияния физической подготовки на студентов. Исследование выявило, что регулярные занятия физической культурой положительно сказываются на академических показателях студентов. Студенты, занимающиеся физической подготовкой, демонстрируют лучшие результаты в учебе. Это подтверждает необходимость интеграции физической подготовки в учебный процесс. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики, которая позволяет оптимизировать физическую нагрузку для различных групп студентов. Эта методика может быть использована преподавателями и тренерами для эффективной организации занятий физической подготовкой с учетом особенностей каждой группы студентов. Методы исследования. Для достижения целей исследования были использованы методы анализа научно-методической литературы, тестирование физической подготовленности и статистический анализ данных. Результаты анализа подтвердили, что студенты, регулярно занимающиеся физической культурой, показывают более высокие академические результаты. Это объясняется тем, что физическая активность способствует улучшению когнитивных функций, памяти, концентрации, а также снижению уровня стресса и тревожности у студентов. Заключение. Данное исследование подтверждает важность интеграции физической подготовки в учебный процесс для повышения академической и социальной адаптации студентов. Регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физиологических и психоэмоциональных аспектов студентов, что благоприятно сказывается на их учебных достижениях и общем благополучии.

Kлючевые слова: физическая подготовка, студенты, академическая адаптация.

Для цитирования: Хуссем Э.А.*, Лубышев Е.А.Профилактика и поддержка здоровья: руководство для студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 121-125.

Prevention and Health Support: A Guide for Students

Allag H.Eddine*, Aleksey V. Lubyshev

Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia ORCID: 0009-0006-0072-6612,1042208166@rudn.ru* ORCID: 0000-0002-3651-4113, lubyshev-ea@rudn.ru

Absract: Physical training occupies a central place in the life of the modern individual, especially among students. Its significance is not limited to physiological aspects but also extends to psycho-emotional well-being. Scientific Novelty. The study revealed several new aspects of the influence of physical training on students, particularly on international students. The practical significance of the research lies in the development of a methodology to optimize the physical workload for various student groups. This methodology, derived from the gathered data, can be employed to effectively tailor physical training sessions to the specific needs of different student

cohorts. Research Methods. The research employed a combination of methods including the analysis of scientific and methodological literature, physical fitness testing, and statistical analysis. Results. The results of the analysis confirmed that students who regularly engage in physical training demonstrate better academic performance. This positive correlation can be attributed to the fact that physical activity enhances cognitive functions, memory, concentration, and reduces stress and anxiety levels among students. Conclusion. The study underlines the necessity of integrating physical training into the educational process to enhance students' academic and social adaptation. Regular involvement in physical training positively influences both academic indicators and overall well-being, making it an essential component of students' development.

Keywords: physical training, students, academic adaptation.

For citation: Allag H. Eddine*, Aleksey V. Lubyshev. Prevention and Health Support: A Guide for

Students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 121-125.

Введение

Здоровый образ жизни - это комплексное понятие, включающее в себя ряд поведенческих, психологических и физиологических аспектов, направленных на поддержание и укрепление здоровья человека. В современной научной литературе под здоровым образом жизни понимается система поведенческих и жизненных привычек, которые способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья, а также предотвращению развития различных заболеваний.

Здоровый образ жизни - это не просто отсутствие болезней или физических недугов. Это активный процесс, в котором человек осознанно делает выбор в пользу здоровых привычек и отказывается от вредных. Этот выбор основывается на знаниях о том, какие факторы окружающей среды и образа жизни влияют на здоровье, и на готовности принимать меры для их коррекции.

Рациональное питание является ключевым фактором поддержания здоровья. Правильное, сбалансированное питание, обогащенное необходимыми микроэлементами, витаминами и минералами, способствует укреплению иммунитета и общему благополучию организма. Физическая активность также играет важную роль в поддержании здоровья.

Регулярные физические упражнения помогают укреплять сердечно-сосудистую систему, поддерживать оптимальный вес и улучшать общее самочувствие. Отказ от вредных привычек, таких как курение и чрезмерное употребление алкоголя, существенно снижает риск развития многих заболеваний. Психоэмоциональное равновесие и умение справляться со стрессом также являются важными компонентами здорового образа жизни. Умение находить время для отдыха, общение с близкими и друзьями, а также развитие позитивного отношения к жизни помогают поддерживать психическое здоровье на должном уровне.

В современных условиях учебного процес-

са здоровье студентов подвергается множеству воздействий, которые могут как способствовать его укреплению, так и привести к различным нарушениям. Особое внимание следует уделить психоэмоциональным нагрузкам, которые возникают в результате интенсивности учебного процесса, необходимости совмещения учебы с работой, а также социальными и психологическими аспектами адаптации к студенческой жизни.

Психоэмоциональные нагрузки могут проявляться в виде стрессов, переутомления, снижения работоспособности и других психосоматических реакций. Эти факторы могут привести к снижению уровня академической успеваемости, а также к развитию различных заболеваний.

Кроме того, здоровье студентов тесно связано с их образом жизни. Питание, физическая активность и отношение к вредным привычкам играют ключевую роль в формировании здоровья молодого человека. Нерегулярное и несбалансированное питание может привести к нарушениям обмена веществ, развитию ожирения и другим заболеваниям. Отсутствие регулярной физической активности усугубляет ситуацию, способствуя развитию заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя, дополнительно усиливают негативное воздействие на здоровье студентов.

Материалы и методы

Современные исследования в области медицины и психологии акцентируют внимание на значимости формирования здорового образа жизни среди молодежи, в частности, студенческой аудитории. В условиях интенсивного учебного процесса и социокультурных изменений студенты сталкиваются с рядом вызовов, которые могут негативно сказаться на их здоровье.

Рациональное питание играет центральную роль в поддержании физиологического благополучия студента. Сбалансированный прием

пищи, обогащенный необходимыми микро- и макроэлементами, способствует оптимизации обмена веществ, укреплению иммунной системы и профилактике ряда заболеваний. Особое внимание следует уделить изучению влияния диеты на когнитивные функции и академическую успешность студентов, что может стать предметом дальнейших научных исследований.

Значимость регулярных физических упражнений не может быть недооценена. Физическая активность способствует гармонизации психофизиологического состояния, улучшению кровообращения и общей выносливости организма. Кроме того, регулярные тренировки могут стать эффективным средством профилактики стрессов и депрессивных состояний, которые часто сопровождают студенческую жизнь.

Отказ от вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя, является одним из ключевых принципов здорового образа жизни. Вредные привычки не только усугубляют риск развития хронических заболеваний, но и могут негативно влиять на академическую деятельность и социальное взаимодействие студентов.

Современные исследования в области физиологии и психологии подчеркивают важность соблюдения правильного режима дня для оптимизации учебного процесса и поддержания здоровья студентов. В условиях высокой учебной

нагрузки и множества дополнительных занятий студентам часто сложно найти баланс между учебой, отдыхом и физической активностью.

Правильное распределение времени между учебой, отдыхом и физической активностью является ключевым фактором успешной адаптации к учебному процессу. Исследования, проведенные в университетах Европы и Северной Америки, показали, что оптимальное время для занятий - это промежуток с 10 до 14 часов, когда уровень концентрации и внимания достигает своего пика. После активных учебных занятий рекомендуется короткий перерыв, включающий легкую физическую активность или релаксацию.

Результаты и обсуждение

Важность сна для студентов трудно переоценить. Недостаток сна может привести к снижению когнитивных функций, ухудшению памяти и внимания. Согласно исследованиям, проведенным в Гарвардском университете, оптимальная продолжительность сна для студентов составляет 7-8 часов в сутки. При этом качество сна также играет решающую роль: рекомендуется избегать поздних и чрезмерно длительных сессий перед экранами гаджетов перед сном, так как это может нарушить циклы сна и привести к бессоннице.

Рис. 1. Схема рекомендаций

Современный ритм жизни, характеризую щийся высокими интеллектуальными и эмоци ональными нагрузками, требует особого внима ния к вопросам здоровья студентов[1о].

В контексте глобализации и ускоренного тем па жизни актуальность профилактики заболева ний и укрепления здоровья становится перво степенной.

Профилактические мероприятия в студенче

по режиму дня для студентов

ской среде приобретают особую значимость.

Согласно исследованиям, проведенным в университетах США и Великобритании, систематическое проведение медицинских осмотров, вакцинаций и занятий по профилактике заболеваний может снизить риск развития хронических заболеваний на 40% (Johnson & Williams, 2020).

Эти мероприятия направлены на раннее вы-

явление потенциальных проблем со здоровьем и их своевременное предотвращение.

Основой укрепления иммунитета является рациональное питание. Богатый антиоксидан-тами и микроэлементами рацион способствует активации иммунной системы и повышает устойчивость организма к инфекционным забо-леваниям[5].

Регулярная физическая активность, в свою очередь, улучшает кровообращение, способствует выработке эндорфинов и укрепляет сердеч-

но-сосудистую систему.

Не менее важным аспектом является психоэмоциональное состояние студентов.

Стресс, вызванный учебной нагрузкой, может привести к снижению иммунитета и развитию хронической усталости.

Применение методов релаксации, таких как йога, медитация и дыхательные упражнения, может стать эффективным средством борьбы со стрессом.

рис. 2. ключевые аспекты укрепления здоровья студентов

Современный этап развития образовательной системы и социокультурной динамики обусловливает необходимость акцентированного внимания на здоровье студентов. Определение и характеристика здорового образа жизни выступают в качестве фундаментальной основы для формирования ценностных ориентиров молодого поколения. Понимание того, что такое здоровый образ жизни, а также осознание его ключевых компонентов и принципов, являются первоочередными для студенческой аудито-рии[7].

Однако на пути к формированию здорового образа жизни студенты сталкиваются с рядом факторов, которые могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие на их здоровье. Психоэмоциональные нагрузки, связанные с учебным процессом, а также влияние питания, уровня физической активности и наличие вредных привычек требуют комплексного исследования и коррекции.

Заключение

Принципы здорового образа жизни для студентов, такие как рациональное питание, регулярные физические упражнения и отказ от вредных привычек, выступают в качестве основных рекомендаций для молодежи. Соблюдение режима дня, включая правильное распределение времени и важность полноценного сна, также играет решающую роль в укреплении здоро-вья[з].

В заключение следует подчеркнуть значимость методов профилактики заболеваний и укрепления здоровья в студенческой среде. Про-

филактические мероприятия, а также советы по укреплению иммунитета и повышению устойчивости к стрессам должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса в высших учебных заведениях. Только комплексный и системный подход к вопросам здоровья позволит подготовить квалифицированных, здоровых и успешных специалистов для будущего.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул. 2000: 48.

2. Авдонина Л.Г. Исследование организации физкультурно-спортивной работы в детских оздоровительных лагерях. Вологодский государственный университет. 2016: 295-307.

3. Колесов Д.В. Адаптация организма студентов к учебной нагрузке. М.: Педагогика. 1987: 148.

4. Ананьев В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни: Сб. науч. трудов. Л.: ЛенГИДУВ. 2016: 85-112.

5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник. 2017; 9: 5-7.

6. Байдашева Э.М. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система. Спб.: Яблонская ООШ. 2015: 189-193.

7. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека. Теория и практика физиче-

ской культуры. 2013; 1: 10-12.

8. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащийся и молодежи как условие культурной жизнедеятельности. Физическая культура как основа здорового образа жизни: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015; 2: 75.

9. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни. Теория и практика физической культуры. 2004; 9: 8-12.

10. Волкова Л.М. Роль детских оздоровительных лагерей в формировании навыков здорового образа жизни подростков. Спб.: Политех. 2015.: 95-102.

References

1. Abaskalova N.P. Theory and practice of forming a healthy lifestyle of students and students in the "school-university" system: abstract. Doctor's thesis. Barnaul. 2000: 48.

2. Avdonina L.G. Research of the organization of physical culture and sports work in children's health camps. Vologodskij gosudarstvennyj universitet. 2016: 295-307 [In Russ.].

3. Kolesov D.V. Adaptaciya organizma studentov k uchebnoj nagruzke [Adaptation of the body of students to the educational load]. M.: Pedagogy. 1987: 148 [In Russ.].

4. Ananyev V.A. Psychohygienic and psychoprophylactic foundations of a healthy lifestyle. Zdorovyj obraz zhizni: Sbornik nauchnyh trudov [Healthy lifestyle: Collection of scientific

works]. L.: LenGIDUV. 2016: 85-112 [In Russ.].

5. Asmolov A.G. Additional education as a zone of the nearest development of education in Russia: from traditional pedagogy to development pedagogy. VneshkoYnik. 2017; 9: 5-7 [In Russ.].

6. Baidasheva E.M. Detskij ozdorovitel'nyj lager' kakavospitatel'naya sistema [Children's health camp as an educational system]. St. Petersburg: Yablonskaya OOSH. 2015: 189-193 [In Russ.].

7. Balsevich V.K. Physical training in the system of education of a healthy lifestyle culture of a person. Teoriya I praktika fizicheskoj kul;tury = Theory and practice of physical culture. 2013; 1: 10-12 [In Russ., In Engl.].

8. Vilensky M.Ya. Healthy lifestyle of students and youth as a condition of cultural life. Fizicheskaya kul'tura kak osnova zdorovogo obraza zhizni: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture as the basis of a healthy lifestyle: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference]. 2015; 2: 75 [In Russ.].

9. Vilensky M.Ya. Socio-psychological determinants of healthy lifestyle formation. Teoriya I praktika fizicheskoj kul;tury = Theory and practice of physical culture. 2004; 9: 8-12 [In Russ., In Engl.].

10. Volkova LM. Rol' detskih ozdorovitel'nyh lagerej v formirovanii navykov zdorovogo obraza zhizni podrostkov [The role of children's health camps in the formation of healthy lifestyle skills of adolescents]. St. Petersburg: Polytech. 2015.: 95102 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.08.2023

Хуссем Эддин Аллаг - студент, Российский университет дружбы народов, 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 6, e-mail: 1042208166@rudn.ru

Лубышев Евгений Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 6, e-mail: lubyshev-ea@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.