Научная статья на тему 'Профилактика и коррекция здоровья школьников села, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита'

Профилактика и коррекция здоровья школьников села, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал МедиАль
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТЕРРИТОРИИ С РАЗНОЙ НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЙОДНОГО ДЕФИЦИТА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPLEX HEALTH ASSESSMENT / RURAL SCHOLLCHILDREN / TERRITORIES WITH DIFFERENT TENSITY OF IODINE DEFICIENCY / PROPHYLACTIC AND CORRECTION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеева Нина Александровна, Силкин Юрий Рафаилович, Чекалова Наталья Генриховна, Назарова Любовь Владимировна, Абанин Алексей Михайлович

На основе комплексной оценки здоровья (физическое развитие, интеллектуальное развитие, заболеваемость) сельских школьников, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита, разработаны и внедрены профилактисеские и коррекционные программы. Особое внимание уделено оптимизации гигиенического обучения школьников разработана методика направленного формирования навыков ЗОЖ. Трёхлетнее динамическое наблюдение за сельскими школьниками позволило установить стабильное улучшение основных показателей здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеева Нина Александровна, Силкин Юрий Рафаилович, Чекалова Наталья Генриховна, Назарова Любовь Владимировна, Абанин Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prophylaxis and correction of the health of rural schoolchildren, who live on the territories with different tensity of iodine deficiency

The complex health assessment (physical development, intellectual development, disease rate) of rural schoolchildren, who live on the territories with different tensity of iodine deficiency, helped to develop and introduce the prophylactic and correction programs. Special attention is paid to the optimization of the teaching of schoolchildren to hygienic proceduresthere is suggested the methodology of developing of health lifestyle skills. The three-years dynamic examination of rural schoolchildren allowed to state the stable improvement of the main health indices.

Текст научной работы на тему «Профилактика и коррекция здоровья школьников села, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита»



МЕДИ Ш

Реабилитация. Профилактическая и восстановительная медицина

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ С РАЗНОЙ НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЙОДНОГО ДЕФИЦИТА

Н.А. Матвеева, Ю.Р. Силкин, Н.Г. Чекалова, Л.В. Назарова,

A.М. Абанин,

B.А. Балчугов,

C.Н. Ковальчук, А.В. Додонов

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ

Чекалова Наталья Генриховна -e-mail: nachekalova@vandex.ru

|На основе комплексной оценки здоровья (физическое развитие, интеллектуальное развитие, заболеваемость) сельских школьников, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита, разработаны и внедрены профилактисеские и коррекционные программы. Особое внимание уделено оптимизации гигиенического обучения школьников - разработана методика направленного формирования навыков ЗОЖ. Трёхлетнее динамическое наблюдение за сельскими школьниками позволило установить стабильное улучшение основных показателей здоровья.

Ключевые слова: комплексная оценка здоровья, сельские школьники, территории с разной напряженностью йодного дефицита, профилактические, коррекционные программы.

The complex health assessment (physical development, Intellectual development, disease rate) of rural schoolchildren, who live on the territories with different tensity of Iodine deficiency, helped to develop and introduce the prophylactic and correction programs. Special attention is paid to the optimization of the teaching of schoolchildren to hygienic procedures- there is suggested the methodology of developing of health lifestyle skills. The three-years dynamic examination of rural schoolchildren allowed to state the stable improvement of the main health indices.

Key words: complex health assessment, rural schollchildren, territories with different tensity

of iodine deficiency, prophylactic and correction programs.

В условиях коренных социально-экономических преобразований в России накопился ряд проблем в области профилактики заболеваний у населения. Особую важность приобретает охрана здоровья детей. Разработка эффективных мер по охране здоровья детского населения должна базироваться на основе максимально точных данных о состоянии здоровья с учетом факторов его формирующих. Проблеме укрепления здоровья детей и подростков сельской местности уделяется недостаточное внимание, большинство исследований последних лет выполнены по городским школьникам [1, 6]. Очевидно, что условия развития городских и сельских школьников различны - это и влияние факторов окружающей среды, уровень информационных и бытовых физических нагрузок, уровень санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др. [2, 7].

Исследования середины 50-х гг. ХХ века показали, что Нижегородская область является йоддефицитным регионом. В последние десятилетия, в связи со снижением внимания к первичной профилактике, возросла напряженность йодной эндемии. В 2004-2008 гг. проведены эпидемиологические исследования йодной обеспеченности населения по критериям ВОЗ, которые показали, что население 44 районов имеет йодную недостаточность легкой степени и 4 районов - умеренную йодную недостаточность [8, 9]. Негативное влияние йодного дефицита на развитие растущего организма бесспорно и подтверждено многочислен-

ными исследованиями [3, 5]. С целью уточнения степени влияния йодного дефицита на морфофункциональное развитие школьников проводится мониторинг здоровья сельских школьников на территориях с разным уровнем йодной обеспеченности.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что среди прочих факторов, формирующих здоровье ребенка, одним из наиболее важных и управляемых является образ жизни (ЗОЖ). Сейчас часто не выполняются наиболее простые, малозатратные и в то же время самые эффективные гигиенические рекомендации. Наиболее вероятная причина - слабость методологии формирования саногенного поведения. Серьезную проблему представляет перевод информированности по вопросам ЗОЖ в гигиенически правильное поведение.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка профилактических и коррекционных программ на основе оценки здоровья сельских школьников, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведена комплексная оценка здоровья школьников (физическое развитие у 855 школьников 7-15 лет - по цен-тильным шкалам и номограммам школьников Н. Новгорода; индекс интеллектуального развития у 314 школьников 8-12 лет с применением Теста интеллекта, свободного от влияния культуры Р. Кеттелла; заболеваемость) в динамике трех лет в двух сельских районах: со средней степенью тяжести

МЕДИ Ш

эеабилитация. Профилактическая и восстановительная медицина

J-

+

йодного дефицита (1-я группа) и с легкой степенью (2-я группа). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нормальное физическое развитие отметили у 26,5% школьников 1-й группы и у 38,6% 2-й группы. В структуре отклонений в физическом развитии превалировали: у учащихся на территории со средней степенью тяжести йодного фицита, особенно среди мальчиков (р<0,05), низкая ина тела; у учащихся 2-й группы - низкая масса тела. ,евочек низкая масса тела встречалась достоверно чаще. Сравнение средних значений массы и длины тела детей одной возрастно-половой группы выявило достоверно меньшие показатели среди девочек 11-12 лет 1-й группы (длина тела на 1,2-2,5 см, масса - на 1,6-1,8 кг). Погодовые прибавки длины тела достоверно больше у детей обоего пола 11-12 лет и 13-14 лет 2-й группы, по массе тела прибавки существенно не различались. У большинства сельских школьников мышечная сила обеих рук превышала таковую у городских, а толщина жировых складок на плече и на животе была ниже. Выявлены тенденции к повышенным значениям артериального давления и урежения частоты сердечных сокращений. Половое развитие более позднее, чем у городских школьников, появление вторичных половых признаков отмечено у 18,5-26,5% сельских подростков. В 1-й группе отставание отмечалось в равной степени как у юношей, так и у девушек; во второй - в 2 раза больше среди девушек. Физиологически позднее становление менархе было у единичных девушек.

Проведенные исследования показали, что на территориях области наиболее напряженных по йодному дефициту, определены сниженные массо-ростовые показатели у детей.

Уровень медианы индекса интеллектуального развития составил 79,8+1,79 (1-я группа) и 80,0+3,98 (2-я группа), что свидетельствует о снижении индекса IQ на 10-15 пунктов. Известно, что существенное снижение IQ по мере нарастания степени тяжести йодного дефицита представляет угрозу интеллектуальному и экономическому потенциалу региона. Значимых различий в уровне заболеваемости в исследуемых группа не выявлено.

Профилактические программы включали разработку и внедрение информационно-методических материалов ЗОЖ, способствующих повышению уровня знаний, умений и навыков учителей, родителей и учащихся по профилактике нарушений КМС и повышению уровня здоровья.

Оптимальный двигательный режим детей реализован в учебной и внеучебной деятельности. В учебной деятельности - это, прежде всего, уроки физической культуры, в содержание которых внесены дополнительные разделы, ориентированные на коррекцию основного двигательного стереотипа, овладение оздоровительными методиками.

Каждый раздел состоит из теоретической части (5-7%), самодиагностики (3-5%) и практического цикла (80-90%).

Коррекционные программы основывались на принципе построения базовых мероприятий оздоровления (оптимальный набор лечебно-оздоровительных методик), но по индивидуальным схемам. Каждый школьник получает курс процедур (ЛФК, массаж и самомассаж, фито- и аромотера-пия, консультации психолога и др) в соответствии с заключением о состоянии здоровья 2 раза по 2 недели в течение учебного года (урок здоровья), согласно школьному расписанию.

Особое внимание уделено лечебно-профилактическим мероприятиям по профилактике и коррекции йоддефици-та. В школах районов с худшим йодным обеспечением осуществлен мониторинг здоровья детей. Школьники районного центра области со средней степенью тяжести йодного дефицита ежедневно получали йодомарин в дозе 150 мкг в день или витаминно-минеральный комплекс «Витрум-кидс» с включением 150 мкг йода. Всем детям с увеличением щитовидной железы 1-й степени был назначен витаминно-минеральный комплекс с включением 150 мкг йода, со 2-й степенью увеличения - предварительная консультация эндокринолога, препараты йода.

На территории с легкой степенью йодного дефицита (сельская общеобразовательная школа) создана экспериментальная площадка «Ресурсный центр по здоровьесбере-гающим технологиям» на основании трехстороннего договора между администрацией района, районного отдела образования и центральной районной больницей. Для совершенствования медицинского обслуживания школьников разработана Программа укрепления здоровья школьников, которая реализуется силами медицинских работников при участии педагогов и родителей. Структурными элементами программы являются организационно-диагностические, информационно-профилактические, лечебно-коррекционные мероприятия и мероприятия по оценке их эффективности. Уделяется значительное внимание совершенствованию социального партнерства в системе «педагог-учащийся-родители». Активная деятельность по внедрению здоровьесберегаю-щих технологий в сельской школе способствовала получению в 2007 г. Гранта Министерства образования РФ. В результате улучшились показатели здоровья - увеличилась I группа здоровья на 22% и уменьшилась III группа на 38%. Позитивным изменениям способствовала тесная связь образовательного процесса с жизнью села, традиционное доверительное отношение односельчан к учителю и медперсоналу, а также творческое содружество медико-педагогического персонала школы и специалистов НижГМА.

Результаты обследования в динамике трех лет выявили значимое снижение частоты зоба среди детей, получающих

МЕйялт

эеабилитаиия. Профилактическая и восстановительная медицина

препараты йода

таминно-минеральные комплексы.

Уменьшилось количество учащихся с выраженной задержкой физического развития - с 66,7% и 54,6% в группах наблюдения до 27,2% и 0% соответственно. Положительная динамика наблюдалась и по результатам комплексной оценки физического развития - отмечен выраженный правосторонний сдвиг прибавок массы тела (от 2 до 6 кг), осо-енно у девочек, вдвое снизилось количество детей с низ-,линой тела. Результаты исследования убеждают в бходимости систематических мероприятий по коррекции здоровья детей на эндемичных территориях. В районах, наиболее напряженных по йодной недостаточности, необходимо проведение групповой йодной профилактики на базе образовательных учреждений для устранения неблагоприятных последствий йодного дефицита с организацией мониторинга контроля эффективности йодной профилактики. Выбор метода профилактики (препараты йода и витаминно-минеральные комплексы) должен определяться в индивидуальном порядке, с учетом наличия фоновых заболеваний и состояния здоровья учащегося. Однако, применение комплексных методов коррекции, с использованием одновременно и препаратов йода, и витаминно-минеральных комплексов, имеет более выраженный оздо-равливающий эффект.

В целях оптимизации гигиенического обучения школьников разработана методика направленного формирования навыков ЗОЖ школьников, при подготовке которой использовались концепции крупнейших отечественных ученых -физиологов, психологов и педагогов, в частности, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Ю.М. Орлова. Ее основу составил один из важнейших физиологических законов, который гласит, что «поведение, если оно сочетается с положительными эмоциями, усиливается». Суть подхода заключается в научении субъекта совмещать вырабатываемое поведение с положительными эмоциями. В результате по принципу формирования условно-рефлекторных связей возникает тенденция к учащению данного поведения, оно становится приятным, легко выполнимым и постепенно превращается в привычку. В отличии от традиционной системы наград за исполненные действия, когда получение награды может быть в значительной степени отсрочено от совершившегося поведения, при данном подходе положительные эмоции совмещаются с текущей деятельностью, тем самым подкрепляя ее. Цель методики заключается в укреплении здоровья детей путем обучения их эффективным способам активной выработки гигиенических навыков. В организационном плане выработка гигиенических навыков у школьников с помощью данной методики возможна за счет сил самого учебного учреждения в виде тренинговых занятий, путем использования предварительно обученных школьных психологов, учителей, меди-

цинских работников. Большое значение имеют знакомство с данным подходом и обучение ему родителей школьников, проводимое параллельно с работой с детьми. Обучение ЗОЖ проводится поэтапно, от ступени к ступени, с учетом возрастно-половых особенностей учащихся.

В ходе данных занятий подготовительная стадия направлена:

1) на актуализацию потребности в совершенствовании навыков ЗОЖ и включении их в иерархию жизненных ценностей;

2) на коррекцию знаний о правилах ЗОЖ;

3) на определение гигиенических навыков, которые нуждаются в совершенствовании.

На основной стадии производится:

1) обучение поиску индивидуальных положительных подкреплений;

2) обучение совмещению вырабатываемого саногенного поведения с положительным подкреплением;

3) обучение созданию «аккумуляторов» положительных эмоций (специальных условно-рефлекторных механизмов, которые позволяют подкреплять вырабатываемое поведение в тех случаях, когда нет возможности совместить его с естественным путем возникающими положительными эмоциями) и их использование в качестве подкрепления вырабатываемого саногенного поведения;

4) обучение созданию образов вырабатываемого сано-генного поведения и их совмещение с положительным подкреплением или с активизацией «аккумулятора» (образ вырабатываемого поведения может заменить реальное исполнение действия, что позволяет максимально использовать все возникающие положительные эмоции, не дожидаясь ситуаций, которые сделали бы возможным воспроизведение данного поведения).

На завершающей стадии происходит:

1) определение трудностей в самостоятельном формировании гигиенических привычек;

2) поиск путей преодоления найденных трудностей;

3) определение дальнейших перспектив выработки навыков ЗОЖ. Рекомендуется дать учащимся возможность накопления самостоятельного опыта и провести повторный цикл коррекционных занятий. Также с коррекционной целью перспективно применение интерактивных анонимных консультаций с помощью специализированных интернет-сайтов. В настоящее время на первое место в области создания ЗОЖ у подрастающего поколения выходит именно методология направленного формирования гигиенических навыков.

Таким образом, разработка и внедрение профилактических и коррекционных программ для сельских школьников, проживающих на территориях с разной напряженностью йодного дефицита, позволят существенно повысить уровень здоровья настоящего и будущих поколений.

МЕДИ Ш

эеабилитация. Профилактическая и восстановительная медицина

сстан

ЛИТЕРАТУРА

1. Абанин А.М. Научное обоснование укрепления здоровья школьников на основе формирования здорового образа жизни : автореф. дис. ... канд. мед. наук. Н.Новгород, 2004.

2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Сухарева Л.М. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков. Российский педиатрический журнал. М. 2000. Вып. 5. С. 5-12.

Бережков Л.Ф. Факторы риска, их значение для состояния здоровья детей и подростков и обоснование профилактических мероприятий. Сборник международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и моло-1ежи в XXI веке» 12-14 мая 2004 г. Ч. 1. М. 2004. С. 140-142.

асечкина Л.И., Абрамова И.Ю., Тюрина Т.К. Особенности роста и разви-.ростков на фоне изменения тиреоидного статуса в условиях йодного дефицита. Эндокринология. М. 2003. Вып. 3. С. 43-47.

5. Дедов И.И. Профилактика и лечение йоддефицитных заболеваний в группах повышенного риска. М. 2004. С. 56-62.

6. Краснов В.М. Состояние здоровья детей и подростков в йоддефицитном регионе. Российский педиатрический журнал. М. 2002. Вып. 1. С. 17-21.

7. Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С., Леонов А.В. и др. Этническо-территориальные особенности физического развития школьников в регионах Приволжского федерального округа. Нижегородский медицинский журнал. Н. Новгород. 2003. Вып. 1. С. 133-139.

8. Платонова А.Г., Еременко Г.Н. Сборник материалов I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. М. 2008. С. 135-136.

9. Стронгин Л.Г. Состояние обеспеченности йодом и распространенность зоба в Нижегородской области. Клиническая и экспериментальная тиреоидо-логия. М. 2005. Вып. 1. С. 24-28.

10. Тарасова Н.И. Йодная обеспеченность школьников и обоснование лечебно-профилактических мероприятий в образовательных учреждениях: дисс....канд.мед.наук. Н. Новгород, 2007. С. 42-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.