УДК 179.7 : 316.624 Дружинина Элла Леонидовна
аспирант кафедры социальной работы психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета, медицинский психолог Центра планирования семьи женской консультации Динского района ЦРБ [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ)
Druzhininа Ella Leonidovna
PhD student of the Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education Department, Kuban State University, Medical Psychologist at the Center for Family Planning, the Maternity Welfare Center in the Dinskoy District CRH [email protected]
PREVENTION AND CORRECTION OF THE JUVENILE SUICIDAL BEHAVIOUR (ANALYSIS OF THE ORIGINAL PROGRAM IMPLEMENTATION)
Аннотация:
В статье представлены результаты коррекционной работы по профилактике суицидальных тенденций и других форм девиантного поведения у подростков. Высокая эффективность путей и средств профилактики суицидального поведения была достигнута с помощью системного межведомственного взаимодействия специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальных служб с семьями подростков группы суицидального риска.
Ключевые слова:
подростки, суицидальные тенденции, профилактика, коррекция, самоанализ, саморегуляция, динамика личностных изменений.
Summary:
The article presents results of the correctional work aimed to prevent the suicidal tendencies and other forms of deviant behaviour of the teenagers. The high efficiency of the means and methods of the suicidal behaviour prevention has been achieved by the system interdepartmental cooperation between the personnel of educational institutions, health care institutions, social services and the families with an adolescent of the suicidal risk group.
Keywords:
teenagers, suicidal tendencies, prevention, correction, self-awareness, self-regulation, dynamics of personal amendments.
Для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных тенденций среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательных учреждениях нами была разработана и апробирована программа «Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков». При ее разработке упор делался на Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков», ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).
Основной целью данной программы является предотвращение суицидальных тенденций с помощью направления возможностей подростков к овладению более широкими смысловыми полями жизнеощущения, формирования способности волевого преодоления возникающих трудностей, способности самореализации и самодостраивания.
В ходе реализации программных задач превентивного и психокоррекционного воздействия нами изучалась половозрастная специфика и динамика внутриличностных изменений у респондентов группы суицидального риска.
Психокоррекционная работа с подростками группы суицидального риска и их семьями проводилась 9 месяцев с сентября по май 2012г. В исследовании приняли участие 24 учащихся седьмых, восьмых, девятых, десятых, одиннадцатых классов. Среди них 4 девочки 13-15 лет, 8 девочек 16-17 лет, 7 мальчиков 13-15 лет, 5 мальчиков 16-17 лет.
Наблюдения в ходе эксперимента позволили заключить, что представленные компоненты психологических особенностей саморегуляции (волевой компонент, ценностно-смысловая сфера, активность, рефлексия) у респондентов не были достаточно сформированы. Поэтому приоритетными направлениями нашей работы были: организация свободного времени, занятость, дисциплина, создание условий для поддержания здорового образа жизни, обеспечение активной жизненной позиции, осознание своей нужности, востребованности. Формировались волевые качества, рефлексивная позиция, ответственность, развитие способности эффективно адаптироваться в меняющихся условиях жизни, обучение навыкам преодоления ТЖС, уверенность в себе, адекватная самооценка, социальная компетентность, приемы самопознания и саморегуляции, коммуникативные умения, осознавались собственные ценности и смыслы жизни.
Обобщение имеющихся диагностических материалов позволило сравнить между собой результаты тестирования респондентов до и после курса обучения по программе. Нами была проведена диагностика черт личности с помощью опросников ПДО Личко А.Е., Кэттелла 16PF, ММР1 Мини-Мульт, УСК Роттера Дж. в адап-
тации Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М. [1], ПоР в обработке Вассермана Л.И., Горькавой И.А. и Ро-мициной Е.Е. [2], RSK Шуберта Г.
Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA for WINDOWS 6.0» [3]. По каждому признаку в сравниваемых группах определяли среднюю арифметическую величину (^), стандартное отклонение (Std.Dv.) и количество степеней свободы (df). Значимость различий вычислялась с использованием t-критерия учащегося для зависимых между собой выборок. Приемлемой границей статистической значимости принимались значения при р < 0,05. Статистические гипотезы считались подтвержденными при уровне высокой значимости р < 0,01 (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнение средних значений ответов подростков двух возрастных групп по степени снижения уровня показателей деструктивного поведения
Возраст, пол; х x t-критерий
Категории подростков сравниваемых групп до после
Подростки в целом, п = 76 21,92 20,09 3,45**
Мальчики 13-15 лет, п = 77 21,33 19,88 2,80**
Девочки 13-15 лет, п = 75 23,61 21,36 -2,95**
Мальчики 16-17 лет, п = 77 20,05 16,90 3,53**
Девочки 16-17 лет, п = 81 21,94 21,04 1,97
Подростки 13-15 лет, п = 75 20,62 22,38 -3,23**
Подростки 16-17 лет, п = 81 21,07 19,29 3,42**
* -р < 0,05** -р < 0.01
В целом, картина формирующего эксперимента отображает динамику снижения уровня показателей выявляющих деструктивное и девиантное поведение, в том числе и суицидальную предрасположенность с небольшими отличиями у мальчиков и девочек. Приведем в качестве примера некоторые цифры до и после психокоррекционной работы по программе (таблица 2).
Таблица 2 - Изменения в экспериментальной группе после работы по программе
Показатели x до эксперимента x после эксперимента
Шкалы Всего Мальчики Девочки Всего Мальчики Девочки
Суицид 11,09 12,93 9,25 7,21 7,42 7
Возбужденность 12,85 12,82 12,87 12,09 13,05 11,12
Дезадаптация 6,23 6,20 6,25 3,19 2,62 3,75
Алкоголь 8,95 9,65 8,25 5,59 6,31 4,87
ПАВ 7,95 9,65 6,25 2,65 1,80 3,50
Эгоцентризм 14,68 13,74 15,62 12,37 10,37 14,37
Депрессия 8,30 9,85 6,75 7,23 7,71 6,75
Подавленность 14,89 16,77 13 12,74 13,48 12
Тревожность 14,83 15,54 14,12 12,36 10,85 13,87
Радикализм 13,97 15,68 12,25 9,79 9,57 10
Соц. пассивность 16,9 15,68 18,12 14,73 11,34 18,12
Доминантность 10,63 8,51 12,75 14,59 15,17 14
Общительность 10,63 10,25 11 12,66 12,71 12,62
Сила «Я» 7,83 7,54 8,12 10,49 10,85 8,12
Супер-Эго 11,66 9,57 13,75 14,59 15,17 14
Соц. смелость 11,12 10,62 11,62 14,86 15,22 14,50
Самоконтроль 15,77 14,57 17,00 13,96 13,17 14,75
Дипломатичность 11,47 11,94 11,00 13,05 13,97 12,12
Стабильность 11,16 10,94 11,37 11,28 10,05 12,50
Независимость 11,04 10,62 11,37 11,04 10,71 11,37
Чувствительность 11,54 12,20 10,87 13,09 12,82 13,37
В результате формирующего эксперимента у респондентов выявлена тенденция к снижению уровня показателей по следующим шкалам: социальной пассивности на 14,7 %, депрессии на 14,8 %, подавленности 16,9 %, тревожности на 19,9 %, возбужденности на 6,3 %, радикализма на 42,7 %, эгоцентризма на 18,7 %, алкоголизации на 60,1 %, дезадаптации на 95,3 %, суицида на 53,8 %. Наблюдается повышение показателей по шкалам дипломатичности на 13,7 %, чувствительности на 13,4 %, супер-Эго на 52,1 %, социальной смелости на 33,6 %, силы «Я» на 33,9 %, общительности на 19 %, доминантности на 37,2 %.
Здесь обнаружены возрастные различия: показатели по шкалам дезадаптации, эмансипации, риска, эгоцентризма, делинквентности у респондентов 13-15 лет несколько ниже, чем у респондентов 16-17 лет. У респондентов 13-15 лет показатели силы «Я», супер-Эго, экспрессивности, самоконтроля, дипломатичности, экстраверсии повышались в меньшей степени по сравнению с респондентами 16-17 лет. В то же время уровень социальной смелости, доминантности и общительности у респондентов 13-15 лет повышался в
большей степени, чем у респондентов 16-17 лет. У респондентов 13-15 лет показатели тревожности и конформности понижались в меньшей степени, чем у респондентов 16-17 лет. Показатели по шкалам возбужденности и суицида понижались в равной степени. Полученные низкие значения по шкале самоконтроля свидетельствуют о недостаточной способности держаться принятой линии поведения, в зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Это, в общем, указывает на недостаточный уровень принятия подростком себя как личности, отсутствие склонности осознавать себя как носителя позитивных, социальножелательных характеристик и удовлетворенности собой.
В результате эксперимента обнаружены заметные различия в изменениях показателей характерологических особенностей у мальчиков и у девочек. Так, у девочек степень снижения уровня показателей возбужденности (на 13,9 %) и алкоголизации (на 16,5 %) выше, чем у мальчиков. Однако у мальчиков выше степень снижения уровня показателей дезадаптации (на 70 %), эгоцентризма (на 23,8 %), депрессии (на 27,8 %), подавленности (на 16,1 %), тревожности (на 41,4 %), радикализма (на 41,3 %), социальной пассивности (на 38,3 %). У мальчиков уровень повышения показателей по шкалам доминантности (на 68,5 %), общительности (на 9,3 %), силы «Я» (на 43,8 %), супер-Эго (на 56,7 %), социальной смелости (на 18,6 %), дипломатичности (на 15,5 %), независимости (на 0,8 %) преобладает над уровнем повышения этих показателей у девочек. У девочек повысился уровень шкал стабильности (на 9,9 %) и самоконтроля (на 1,2 %), в то же время у мальчиков уровень этих показателей понизился: стабильности - на 8,8 %, самоконтроля - на 10,6 %. У мальчиков степень повышения уровня шкалы чувствительности на 17,8 % ниже, чем у девочек.
Полученные данные об индивидуальных особенностях поведения и о динамике состояний респондентов в процессе реализации программных задач, обнаруживают некоторое колебание уровня показателей между девочками 13-15 лет и 16-17 лет, и мальчиками 13-15 лет и 16-17лет. У девочек 13-15, по сравнению с девочками 16-17 лет, большая степень уровня снижения показателей ригидности (на 18,57 %), подавленности (на 14,81 %), алкоголизации (на 78,19 %), возбужденности (на 24,14 %), суицидальности (на 36 %), и меньшая степень уровня снижения показателей самокритики (на 11,44 %), доминантности (на 17,65 %), депрессии (на 17,53 %), тревожности (на 14,23 %), радикализма (на 29,03 %), дезадаптации (на 65,22 %). По сравнению с девочками 16-17 лет, у девочек 13-15 лет уровень общительности повысился на 40 %, уровень супер-Эго выше на 7,14 %, чувствительности на 5,65 %, дипломатичности на 19,13 %, уровень социальной смелости ниже на 3,59 %. У девочек 16-17 лет наблюдается снижение уровня самоконтроля на 24 %, общительности на 6,33 % и повышение уровня доминантности на 4,41 %, эгоцентризма на 7,28 %.
У мальчиков 13-15, по сравнению с мальчиками 16-17 лет, меньшая степень снижения показателей самокритики (на 29,42 %), высокого самомнения (на 4,35 %), депрессии (на 27,42 %), тревожности (на 4,52 %), дезадаптации (на 26,13 %) и большая степень снижения показателей суицидальности (на 34,12 %), подавленности (на 38,39 %), алкоголизации (на 68,69 %), социальной пассивности (на 0,84 %), ригидности (на 1,82 %). У мальчиков 13-15 лет наблюдается повышение показателей по шкалам общительности - на 58,97 %, силы «Я» - на 89,61 %, возбужденности - на 5,8 %, радикализма - на 3,39 % и понижение показателей по шкалам эгоцентризма на - 39,06 %, чувствительности - на 9,67 %. У мальчиков 16-17 лет наблюдается понижение показателей по шкалам общительности - на 7,41 %, силы «Я» - на 11,76 %, возбужденности - на 3,7 %, радикализма - на 41,86 % и повышение показателей по шкалам эгоцентризма на - 4,35 %, чувствительности - на 19,35 %, самоконтроля - на 16,75 %. По сравнению с мальчиками 13-15 лет, у мальчиков 16-17 лет преобладает степень повышения уровня показателей доминантности (на 138,86 %), независимости (на 13,33 %). По сравнению с мальчиками 16-17 лет, у мальчиков 13-15 лет преобладает степень повышения уровня показателей супер-Эго (на 10,47 %), дипломатичности (на 12,95 %), социальной смелости (на 42,06 %).
Динамика внутриличностных изменений у респондентов группы суицидального риска в ходе реализации программных задач психокоррекционного воздействия позволяет сделать вывод о том, что разработанная нами программа повышает эффективность профилактической и коррекционной работы с подростками группы суицидального риска.
В результате проделанной нами работы, позволим себе дать некоторые рекомендации школьным психологам, работающим с детьми суицидального риска: при разработке, проведении программных мероприятий по превенции суицидального поведения целесообразно проводить занятия для родителей мальчиков и девочек отдельно, с учетом возрастных особенностей. Расширяя информацию о конструктивном разрешении конфликтов и тЖс, в частности, необходимо обратить внимание на повышение возбудимости, доминантности, эгоцентризма современных девочек и мальчиков, проявляющихся в противоречивых отношениях между собой. В работе с подростками и их родителями необходимо учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов в семье. Учить прорабатывать как собственные переживания и методы саморегуляции, так и формировать эмпатийное понимание партнера, технологии учета чужих переживаний.
Ссылки:
1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007. 411 с.
2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб. пособие. СПб., 2004. 256 с.
3. Халафьян А.А. STATISTICA 6. Статистический анализ данных: учебник. 3-е изд. М., 2007. 512 с.