СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015.3: 37.035.6 (512.31)
С.Д. Будаева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ-БУРЯТ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Рассмотрены особенности взаимосвязей личностных и интеллектуальных показателей подростков-бурят с целью проектирования образовательной деятельности.
Ключевые слова: личность, этнические особенности, интеллект, подростковый возраст.
S.D. Budaeva
PROJECTING OF EDUCATIONAL ACTIVITY TAKING INTO ACCOUNT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENTS-BURYATS IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT
The peculiarities of interrelations of personal and intellectual indicators of adolescents-Buryats with intent to project educational activity.
Keywords: person, ethnic peculiarities, intellect, adolescence.
Процесс гуманизации образования создает реальную возможность человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения собственной этнической культуры.
В настоящее время исследования этнических аспектов развития личности, в том числе личности ребенка, вызывают огромный интерес и все чаще становятся объектом исследования многих ученых-исследователей нашего региона. Так, например, этнопсихологические аспекты формирования и развития этнического самосознания, феномены национального характера и этнических стереотипов, этнические особенности взаимодействия народов отражены в работах А.Д. Карны-шева, Р.Д. Санжаевой, Т.Ц. Тудуповой, Т.Ц. Дугаровой, Е.Л. Трофимовой, О.К. Степановой, А.Р.
Монсоновой, Л.И. Эрхитуевой и других.
Поскольку основные характеристики личности закладываются именно в детстве, тема этнолично-сти ребенка в современных условиях поликультурности кажется особенно актуальной, с одной стороны, и недостаточно изученной, с другой.
Обзор современных исследований этнических аспектов подростков-бурят показал, что, несмотря на многообразие попыток дать общую характеристику этноличности ребенка, на сегодняшний день комплексного исследования с учетом генетических, общефизиологических, психологических характеристик в их взаимосвязи и взаимообусловленности нет. Продуктивное исследование современного подростка в ситуации перехода общества на исторически новый уровень его функционирования естественно предполагает специальные концептуальные разработки, выстраивание соответствующих программ, обеспечивающих целостное видение проблем с учетом значимых для его реального определения параметров. Одной из таких программ является международный научно-исследовательский проект «Психофизиологические особенности детей монгольских народов», в реализации которого участвует Бурятский государственный университет. Впервые в практике научных исследований столь масштабного географического ареала проживания монгольских народов проводится сложное, многостороннее по содержанию исследование социально-педагогических и психофизиологических особенностей развития детей подросткового возраста.
Объектом исследования выбраны подростки, поскольку многообразие происходящих в них психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития [4, с.15].
В рамках реализации проекта исследована взаимосвязь интеллекта по тесту Равена и личностных особенностей подростков-бурят по опроснику Кеттелла и Айзенка, проведено кросскультурное изучение особенностей этнической идентичности подростков-бурят по тесту «Кто Я», проживающих в Бурятии и в Монголии.
В исследовании взаимосвязи между уровнем интеллекта и личностными характеристиками гипотезой послужила мысль, что интеллект выполняет регулирующие функции по отношению к разноуровневым личностным свойствам человека.
Необходимость обращения к личностным параметрам в их взаимосвязи с интеллектом обусловлена следующими моментами. Проблема личности по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных проблем современной психологии. В психологии традиционно было принято понимать личность как ядро психики, некое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Основные факторы структуры личности, получаемые при помощи методики Р. Кеттелла, достаточно согласованно анализируются, если опираться на структурногенетическую теорию интеллекта, выдвинутую Б.Г. Ананьевым, центральным положением которой является мысль о том, что интеллект выполняет регулирующие функции по отношению к разноуровневым личностным свойствам человека. По мнению Б.Г. Ананьева в теориях личности часто недооценивалось значение интеллекта [1, 214].
Отказавшись от долго существовавшего в психологии понимания личности как более-менее случайной совокупности психологических свойств, рассматривая личность как систему, современные различные психологические направления осуществляют эту систематизацию свойств личности исходя из различных критериев. В «многофакторных теориях» (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.) основой считается совокупность психологических характеристик, установленная опытным тестологическим путем [4, 9].
С этой целью было проведено исследование школьников бурятской национальности в количестве 250 человек. Применение факторной методики Р. Кеттелла обусловило распределение детей на следующие возрастные группы 11-12 лет - 110 человек, 3-15 лет - 62, 16-17 лет - 78. Для исследования применялись многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (CPQ, HSPQ, 16 РБ), тест Айзенка и тест возрастающей трудности «Прогрессивные матрицы Равена». Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с использованием статпакета SPSS 12.0. Применялся расчет достоверности различий между эмпирическими распределениями по методу ранговой корреляции Спирмена.
Результаты и обсуждение по исследуемым группам.
Наибольшее стандартное отклонение наблюдается по фактору Щ Равена (7,73), далее можно отметить стандартное отклонение по фактору эмоциональная устойчивость-неустойчивость (3,85) и экст-раверсия-интроверсия (3,24), тогда как по остальным факторам тестов Кеттелла, Айзенка и Равена значения стандартного отклонения примерно одинаковы (1,44 - 2,98). Из этого следует, что выборка имеет наибольшую степень дифференциации относительно ^, нейротизма, экстраверсии-интроверсии. Сравнительно небольшое значение стандартного отклонения по фактору С (1,44) связано с тем, что данный фактор нацелен, прежде всего, на определение эго-силы и эго-слабости, которая у испытуемых значительно менее дифференцирована.
Для определения взаимосвязи между личностью и интеллектом был проведен корреляционный анализ (п=110, Ккрит= 0,196), который показал наличие высокой взаимосвязи между показателями Щ и фактором В - оперативность мышления (0,32). Низкие значения интеллектуального развития связаны с такими свойствами фактора В, как медлительность, необучаемость, узкий спекр интеллектуальных интересов, невнимательность. Высокие значения интеллекта - с упорством, настойчивостью, сообразительностью.
Далее рассмотрим корреляцию факторов методики Кеттела между собой. Фактор А имеет тесную связь с фактором Н-смелостью (0,57), О-самоуверенностью (-0,47), Q4-нефрустрированностью (-0,43), Q3-высоким самоконтролем (0,31). То есть общительность, открытость детей связаны со смелостью, уверенностью в себе, невозмутимостью и умением контролировать свое поведение, эмоции, а робость, неуверенность, импульсивность может привести к отчужденности в отношениях. Существует высокая корреляция факторов С-эмоциональной устойчивости и Е-доминантности с Н-смелостью (0,46), О-самоуверенностью (-0,43), Q4-невозмутимостью (-0,26). Фактор Б-возбудимость коррелирует с факторами Q3 (-0,44), О (0,38), О (-0,35). То есть беспокойство, возбудимость может привести к повышению импульсивности, тревожности, безответственности. Обнаруживается связь фактора Б-
беспечность с Q3-низким самоконтролем (-0,32), О-незрелостью (-0,21). Фактор Н-смелость имеет высокую связь с фактором О-самоуверенностью (-0б5).
Корреляционный анализ факторов личностной методики Кеттелла и Айзенка определил, что существует высокая корреляция между показателями фактора экстраверсии с Н-смелостью (0,41), А-открытостью (0,37), С-эмоциональной устойчивостью (0,34), О-уверенностью (-0,25). Чем выше показатели по шкале экстраверсии, тем более выражены у ребенка социальная смелость, открытость, адекватная оценка своих возможностей, эмоциональная устойчивость. Далее, чем выше уровень ней-ротизма, тем выше робость, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, так как шкала нейротиз-ма взаимосвязана с А-открытостью (0,37), С-эмоциональной неустойчивостью (-0,33), Б-возбудимостью (0,43), Н-робостью(-0,41), О-неуверенностью (0,58), Q4-фрустрированностью (0,43).
В результате факторного анализа было выделено 7 значимых факторов (п=110). По результатам анализа факторного отображения показателей психологических свойств подростков первый фактор получил название «Позитивной уверенности» в силу высоких факторных весов следующих личностных свойств (Н-смелость (0,79), С-сила «Я» (0,74), А-эмоциональность (0,73), экстраверсии (0,64), О-самоуверенность (-0,64)). Высокие показатели по данным факторам характеризуют детей как эмоционально теплых, веселых, жизнерадостных, смелых, уверенных в себе, открытых и стремящихся к общению.
Во второй фактор «Поведенческой и эмоциональной неустойчивости» вошли факторы Б-возбудимость, Б-беспечность, Е-доминантность, нейротизм, Q3-импульсивность, Q4-напряженность.
Третий фактор определен как «Высокий интеллект», так как в данном факторе выражены все факторы по тесту Равена и интеллектуальный фактор В опросника Кеттелла.
Следующий фактор «Реалистичного самоконтроля» представлен факторами экстраверсии, А-открытости, Q3-высокого самоконтроля поведения, 1-реалистичности.
Пятый фактор «Социальной желательности» составили фактор социальной желательности (0,74), интеллектуальный фактор (0,29), Q4-расслабленности (-0,24), О-самоуверенности (-0,21). Возможно, социальная желательность ребенка как элемент мотивационно-потребностной сферы связана с отсутствием сильных побуждений и желаний, отсутствием стремлений к достижению целей и уверенностью в себе, нечувствительностью к замечаниям и пожеланиям окружающих.
Фактор В-высокий интеллект (0,89), фактор В интеллектуального теста Равена (0,41) и фактор экстраверсии (0,23) коррелируются в шестом факторе «Интеллектуальной открытости».
В фактор «Эмоциональная чувствительность» вошли факторы, отражающие 1-мягкосердечие (0,63), Е-покорность (-0,46), нейротизм (0,41) и 2 интеллектуальных фактора методики Равена А (0,21) и Е (-0,23).
В результате статистических исследований мы выяснили, что подростки-буряты в возрасте 1112 лет открыты, общительны, реалистичны, практичны, в силу возраста эмоциональные и поведенческие реакции неустойчивы, обладают высокими интеллектуальными способностями, которые могут ими недооцениваться или не осознаются в полной мере. Обращает на себя внимание, что показатели интеллекта вошли в состав фактора «Социальной желательности», «Интеллектуальной открытости», «Эмоциональной чувствительности», а фактор «Высокий интеллект» полностью выражен интеллектуальными факторами теста Равена и Кеттелла. Выраженность в выделенных факторах показателей интеллекта указывает на его роль в личности подростков-бурят.
По аналогичной схеме проведено исследование личностных и интеллектуальных особенностей подростков-бурят в возрасте 13-14 лет в количестве 62 человек.
Результаты и обсуждение. Наибольшее стандартное отклонение наблюдается по фактору Щ Ра-вена (12,04), тогда как по факторам теста Кеттелла значения стандартного отклонения примерно одинаковы (1,68-2,21). Из этого следует, что выборка имеет наибольшую степень дифференциации относительно Щ. Сравнительно небольшое значение стандартного отклонения по фактору «В» связано с тем, что данный фактор нацелен прежде всего на определение оперативности мышления, которая у испытуемых значительно менее дифференцирована.
Для определения взаимосвязи между личностными качествами и интеллектом был проведен корреляционный анализ (п=62, Якрит= 0,25), который показал наличие высокой взаимосвязи между показателями Щ и фактором <^4» (напряженностью базальных потребностей). Низкие значения интеллектуального развития связаны с такими свойствами фактора <^4», как спокойствие, расслабленность, сдержанность, удовлетворенность и вялость. Высокие значения интеллекта - с беспокойством,
напряженностью, раздражительностью, возбужденностью и суетливостью. С ростом интеллекта повышается вероятность наступления состояния социальной дезадаптации из-за испытываемого чувства неудовлетворения базальных потребностей и переживаемых при этом нарушений эмоционального равновесия. Интеллектуально развитые ученики склонны к резкому неприятию жестко ограниченных условий и правил жизнедеятельности. Ученики с низким интеллектом хотя и более склонны к проявлению лени и невысокому уровню личностной активности, но оказываются более приспособленными [2, 25].
Далее рассмотрим особенности взаимосвязи личностных факторов в структуре личности. Существует высокая корреляция между показателями фактора «А» и фактора «С» (0,29). Равнодушные, бесстрастные, недоверчивые подростки-буряты склонны к эмоциональной неустойчивости, потере психологического равновесия, переменчивости в отношениях и неустойчивости в интересах. Беспечные, добродушные, общительные, веселые подростки отличаются выдержанностью, эмоциональной устойчивостью, спокойствием и постоянством интересов.
Обнаружена высокая корреляция между показателями фактора «В» и фактора «Е» (0,3). Респонденты с высоким значением оперативности мышления характеризуются такими чертами доминирования, как властность, настойчивость, независимость мышления. Низкая оперативность мышления имеет связь с высокими значениями покорности, т.е. с послушностью, мягкостью, конформностью.
Высокая корреляция между показателями фактора «С» и фактора «Б» (-0,4) свидетельствует о том, что в данной выборке повышение значения эго-силы приводит к эмоциональной устойчивости, выдержанности, постоянству, активности, высокому самомнению и демонстративности.
По результатам анализа факторного отображения показателей психологических свойств подростков первый фактор получил название «Личностный» (17,42%) в силу высоких факторных весов личностных свойств. Для подростков-бурят характерны высокие значения эмоциональной устойчивости, совестливости, смелости, активности, спокойствия и низкого уровня напряженности базальных потребностей. Во второй фактор «Оперативного доминирования» (12,27%) вошли признаки, отражающие оперативность мышления и уровень доминирования. Фактор «Бесстрастного самоконтроля» (11,31%) включил следующие: шизотимию, озабоченность и самоконтроль. Этот фактор отражает критическую направленность личности, ее рефлексию. Фактор «Контролируемого индивидуализма» (10,9%) коррелирует с психологическими переменными «1», <^3». Этот фактор связан с ростом показателей коллективизма и низким уровнем самомнения. Фактор «Корыстного интеллекта» (10,33%) содержит интеллект и корыстность. Подростки с высокими значениями данного фактора являются «практичными радикалами», стремящимися к выгоде и упорно отстаивающими свои взгляды. Художественное мышление, сообразительность и чувствительность составили фактор «Утонченного интеллекта». Личность с высоким показателем по данному фактору отличается мягкостью, утонченностью, образным восприятием мира, богатым воображением.
Обработка данных тестов Кеттела и Равенна в выборке подростков-бурят позволила выделить шесть общих факторов: «Личностный фактор», фактор «Оперативного доминирования», фактор «Бесстрастного самоконтроля», фактор «Контролируемого индивидуализма», фактор «Корыстного интеллекта» и фактор «Утонченного интеллекта». Для подростков-бурят в возрасте 14 лет характерны эмоциональная устойчивость, совестливость, критичность, самоконтроль, практичность, стремление к доминированию, смелость, активность, сообразительность, быстрота усвоения нового, оперативность мышления, чувствительность, образное восприятие мира, богатое воображение. О наличии связей между личностными качествами и уровнем интеллекта свидетельствуют значимые корреляционные связи по интеллекту с факторами «Корыстного интеллекта» и «Утонченного интеллекта». Кроме того, существует высокая взаимосвязь между показателями Щ и фактором <^4» (напряженностью базальных потребностей), т.е. высокие значения интеллекта связаны с возрастанием напряженности, беспокойства в связи с ростом потребностей, желаний. Низкие значения интеллектуального развития связаны с такими свойствами фактора Q4, как спокойствие, расслабленность, сдержанность, удовлетворенность и вялость.
Третью исследовательскую группу составляют подростки-буряты в возрасте 16-17 лет и в количестве 78 человек.
Наибольшее стандартное отклонение наблюдается по фактору ^ Равена (7,1), далее можно отметить стандартное отклонение по фактору экстраверсия-интроверсия (5,46) и нейротизм (4,64). То есть выборка имеет наибольшую степень дифференциации относительно Щ, нейротизма, экстраверсии-интроверсии и менее дифференцируется по фактору С (1,63).
В результате корреляционного анализа для определения взаимосвязи между личностью и интеллектом (п=78, Якрит= 0,234) выявлено наличие высокой взаимосвязи между показателями ^ и фактором интроверсии (-0,29), психотизма (0,24) и Е-доминантности (0,24). Высокий уровень интеллекта в данной выборке связан интроверсией, тревожностью и со стремлением к самоутверждению. Низкие показатели по фактору Щ связаны с экстраверсией, с эмоциональной устойчивостью и конформностью.
Анализ факторов личностных методики Кеттелла и Айзенка позволил выделить следующие особенности: фактор А-добросердечность имеет высокую связь с факторами Е-доминантность (0,461), Б-беспечность (0,38), Q1-радикализм (0,37), Q2-зависимость(-0,37). Фактор В-интеллект коррелирует с О-уверенностью (-0,32), Н-смелостью (0,32), Q4-расслабленностью (-0,36). Фактор Е-уверенность с факторами Б-жизнерадостность (0,54), К-прямолинейность (-0,46), Q2-зависимость (-0,26). Фактор Е-самоуверенность с Б-жизнерадостностью (0,53), Н-смелостью (0,63), К-прямолинейностью (-0,46), Q2-зависимостью (-0,26). К-дипломатичность (-0,28), О-веренность (-0,35), Q1-радикализм (0,38), Q2-зависимость (-0,25) связаны с фактором Б-жизнерадостность. Н-смелость связана с фактором Q2-зависимостью (-0,53), К-дипломатичность (-0,31). Фактор Ь с Q2-зависимость (-0,35). Фактор N дипломатичность с фактором Q1-консерватизм (-0,32), фактор О-неуверенность с Q4-напряженностью (0,42) , Q3-импульсивностью (-0,26).
Согласно результатам проявление доброты, сердечности у подростков-бурят связано с оптимизмом, со стремлением самоутвердиться или же с искренним желанием помочь человеку. С повышением эрудиции и вербальной культуры у детей повышается самооценка, общительность, жизнерадостность, безмятежность. В свою очередь подростки с высокой самооценкой, уверенные в себе, смелые хорошо ориентируются в социальных ситуациях, проницательны, умеют хитро и расчетливо выстраивать свое поведение. Во многих выделенных корреляционных связях присутствуют факторы социабельности, зависимости, которые свидетельствуют о том, что данная выборка нуждается в поддержке и одобрении со стороны окружающих и в поведении она во многом ориентируется на мнение референтной группы.
Связь психотизма с факторами В-низкий интеллект, Ь-подозрительность, Q2-независимость, Q4-напряженность говорит о том, что к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, неконтактности, эгоистичности склонны дети с высоким внутренним напряжением, тревожностью, и по предположению Р.Кеттелла взаимосвязь данных факторов связана с защитным механизмом личности. Возможно подозрительное, недоверчивое отношение к окружающим компенсирует чувство подростковой неуверенности. Нейротизм коррелирует с фактором А-добросердечность, чаще тревожность, чувство вины и беспокойства, озабоченность и депрессивные реакции связаны с эмоциональными переживаниями. Шкала искренности взаимосвязана с фактором Е-мягкость. Можно предположить, что личность с высоким показателем по шкале искренности послушна, конформна, зависима, тактична, руководствуется мнением окружающих.
В результате факторизации психологических переменных по результатам трех методик выделились 8 общих факторов.
Первый фактор «Интеллектуально-психотической замкнутости» составили факторы интроверсии, нейротизма и все факторы интеллектуального теста Равена.
Второй фактор «Группового лидерства» представлен факторами Н- смелость, Е-самоуверенность, Б-жизнерадостность, А-добросердечие, Ь-подозрительность, К-прямолинейность, Q2-зависимость от группы, Q1-радикализм, О-уверенность.
В третий фактор «Интеллектуальной напряженности» вошли факторы Q4-напряженность, В-интеллект, психотизм, О-неуверенность, Ь-подозрительность, О-совестливость.
Факторы социальной желательности, экстраверсии, эмоциональной устойчивости и О-совестливость составили фактор «Социальной совестливости».
Согласно характеристике факторов пятый фактор определен как фактор «Зрелого интеллекта» (С-эмоциональная устойчивость, Б-жизнерадостность, 1-реалистичность, 4 интеллектуальных фактора).
Шестой фактор «Практичного мышления» обусловлен факторами М- мечтательность, О-практичность, К-прямолинейность, В-интеллект.
Факторы 1-реалистичность, Ь-доверчивость, К-прямолинейность, Q1-радикализм коррелируются в седьмом факторе «Доверчивой реальности».
Восьмой фактор «Практичного радикализма» представлен факторами О-практичность, Q1-
радикальность, Q3-самоконтроль, Q4-расслабленность, интроверсии, психотизма, фактор А методики Равена.
Обработка данных тестов Кеттела, Айзенка и Равена в выборке подростков-бурят 16-17 лет позволила выделить 8 вторичных факторов «Интеллектуально-психотической замкнутости», «Доверчивой реальности», «Интеллектуальной напряженности», «Зрелого интеллекта», «Группового лидерства», «Практичного мышления», «Практичного радикализма», «Социальной совестливости», на основе которых составлен следующий психологический профиль детей: интеллектуалы, рационалы, групповые лидеры, хорошо осознающие социальные нормы и требования, анализирующие процессы, происходящие в обществе, доверяющие окружающей среде, но в то же время стремящиеся к переменам и понимающие свою ответственность перед обществом. Как и в двух предыдущих выборках, в данной выборке интеллектуальные факторы имеют высокую степень корреляции с личностными факторами.
Нами исследованы три группы подростков-бурят (11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет) при помощи личностных методик Р. Кеттелла, Г. Айзенка и интеллектуального теста Равена.
Согласно Р. Кеттелу на основе факторного анализа, составляющего основу поверхностного поведения, выделились вторичные факторы, которые позволили составить групповой профиль или психологическую характеристику подростков-бурят по представленным группам. В частности психологический профиль старшеклассников (16-17 лет) определен следующими характеристиками: интеллектуалы, рационалы, групповые лидеры, хорошо осознающие социальные нормы и требования, анализирующие процессы, происходящие в обществе, доверяющие окружающей среде, но в то же время стремящиеся к переменам и понимающие свою ответственность перед обществом. Для подростков-бурят в возрасте 14 лет характерны эмоциональная устойчивость, совестливость, критичность, самоконтроль, практичность, стремление к доминированию, смелость, активность, сообразительность, быстрота усвоения нового, оперативность мышления, чувствительность, образное восприятие мира, богатое воображение. Подростки-буряты в возрасте 11-12 лет открыты, общительны, реалистичны, практичны, в силу возраста эмоциональные и поведенческие реакции неустойчивы, обладают высокими интеллектуальными способностями, которые могут ими недооцениваться или не осознаются в полной мере.
Далее обнаружена высокая взаимосвязь между интеллектуальными и личностными факторами в структуре личности подростков-бурят, то есть наше предположение, что интеллект выполняет регулирующие функции по отношению к разноуровневым личностным свойствам человека, подтвердилось.
Под интеллектуальным уровнем понимается степень развития общих интеллектуальных способностей, позволяющих обучаться и достигать значительных успехов в различных видах деятельности. Практически все психологи и педагоги сходятся в том, что в подростковом возрасте складывается особая ситуация развития: происходят радикальные сдвиги в развитии интеллекта (прежде всего, за счет формирования формального или понятийного мышления), то есть на данном этапе онтогенеза у ребенка появляется возможность наиболее полно проявить и раскрыть свой интеллектуальный потенциал при условии наличия адекватных этому потенциалу образовательных условий. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний в классах средней школы требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Е.Г. Будрина делает вывод о том, что если образовательная среда не учитывает потенциальных возможностей учащихся, то наблюдается стагнационная либо регрессивная динамика интеллектуального развития.
Так, в лонгитюдном исследовании Ж.А. Балакшиной были выявлены разные типы изменчивости интеллекта и личности в соответствии с разными условиями обучения. Исследования Е.Г. Будриной подтвердили, что обучение в условиях разных образовательных моделях (коррекционной, традиционной и обогащающей) по-разному влияет на динамику интеллектуального развития подростков. У подростков коррекционной и традиционной моделей обучения преимущественно наблюдается стагнационный характер изменений свойств интеллекта.
Таким образом, исследование этнокультурных особенностей психического развития подростков-бурят позволяет объективно проектировать их учебно-познавательную деятельность в поликультур-ной образовательной среде.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т.- М., 1980. - Т.2. - С. 214.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общенсихологического анализа.- М., 2001.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 352.
4. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла: руководство. - Челябинск, 2004. - С. 7-106.
5. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. - 2002. - №1. - С. 16-39.
Будаева Сэсэг Дагбадоржиевна, ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверси-тета. Е-mail: [email protected];
Budaeva Seseg Dagbadorzhievna, assistant of age and pedagogical psychology department of Buryat State University. Е-mail: [email protected]
УДК 37.013.73
ЕА Елизова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДЕКОДИРОВАНИЯ СЕМАНТИКИ КУЛЬТУРНОГО ТЕКСТА В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПИТАНИЯ
Используя герменевтику как метод современного воспитания, автор раскрывает семантическое содержание аутентичного культурного текста, выступающего в качестве адаптационного механизма для социализации подрастающего поколения.
Ключевые слова: герменевтика, воспитание, смыслы, культурный текст, семантика культурного текста.
EA. E/i'zova
HERMENEUTICS AS A METHOD OF SEMANTICS DECODING OF A CULTURAL TEXT IN THE EDUCATION FIELD
Applying hermeneutics by way of method of modern education, the author reveals the semantic content of an authentic cultural text as an adaptation mechanism for socialization of younger generation.
Keywords: hermeneutics, education, meanings, cultural text, semantics of a cultural text.
Подходя к исследованию герменевтики как метода декодирования семантики культурного текста в пространстве современного воспитания, начнем с раскрытия сущности понятия герменевтики. Герменевтика как искусство, теория и практика понимания и толкования непонятного, объяснения смысла родилась из синтеза библейского богословия, классической филологии и юриспруденции. Термин «герменевтика» принадлежит античной мифологии и существует во множестве вариантов. В частности, в греческой мифологии термин «герменевтика» восходит к имени греческого бога Гермеса, который согласно мифам был одним из «прислужников богов» и вестников их воли в отношении людей. Именно Гермес считался мифологическим «переводчиком» недоступных людям идей богов и воспринимался как родоначальник «герметически» закрытого знания, хранитель тайн. Это один из самых «многозначных» (полифункциональных) античных богов, «воплощение обмена, передачи, перехода из одного состояния или положения в другое» [5, с. 152-155]. Вместе с тем можно сказать, что Гермес является «филологическим и педагогическим» греко-римским богом. Для того чтобы передавать мысли и идеи, Гермес, как бог обмена и передачи, изобрел алфавит (а также цифры, меры и весы) и считался покровителем всех пишущих, в том числе учителей и общественных писцов, «переводчиком со всех языков», богом мышления и красноречия, покровителем школ и палестр.
Более глубокому проникновению в суть термина способствует метод компонентного анализа, который позволяет разложить термин «герм-ен-ев-тика» на следующие греческие семантические компоненты: herm-закрытый, скрытый, укупоренный, вход, выход; en-находящийся внутри, в пределах чего-либо; eu-благо, хорошо, добро, правильно. Таким образом, термин «герменевтика» покомпонентно обозначает «раскрытие (прояснение) ранее сокрытого внутри - есть благо» [7, с.11].
Приведем примеры трактовки понятий герменевтики из других источников. Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова определяет понятие «герменевтика» как «искусство и теорию истолкования, имеющую целью выявить смысл текста исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований» [6, с.70]. В Современном словаре иностранных слов под герменевтикой понимается [hermeneutike (techne) истолко-вательное (искусство)] - искусство толкования текстов (большей частью древних); учение о принципах их интерпретации.