Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, ВЗРОСЛЫХ (ТЕХНОЛОГИИ ФБУ - ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ)'

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, ВЗРОСЛЫХ (ТЕХНОЛОГИИ ФБУ - ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТОК / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сурменок И.У.

В современном обществе социально-экономические преобразования привели к резкому возрастанию стрессорных нагрузок в разных сферах жизни людей. Способствуют этому и участившиеся военные конфликты, естественные и техногенные катастрофы, и резкое возрастание информационной нагрузки. В большей степени это касается в том числе школьников и студентов, которые относятся к наиболее восприимчивым категориям населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сурменок И.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, ВЗРОСЛЫХ (ТЕХНОЛОГИИ ФБУ - ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ)»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

И.У. Сурменок

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, ВЗРОСЛЫХ (ТЕХНОЛОГИИ ФБУ -ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ)

В современном обществе социально-экономические преобразования привели к резкому возрастанию стрессорных нагрузок в разных сферах жизни людей. Способствуют этому и участившиеся военные конфликты, естественные и техногенные катастрофы, и резкое возрастание информационной нагрузки. В большей степени это касается в том числе школьников и студентов, которые относятся к наиболее восприимчивым категориям населения.

Ключевые слова: психология, подросток, стресс.

Психоэмоциональный стресс, испытываемый самыми восприимчивыми категориями населения, является защитной приспособительной реакцией, которая мобилизует организм на преодоление разнообразных препятствий, мешающих нормальной жизнедеятельности, а также конфликтных ситуаций, в которых субъект бывает ограничен в возможностях удовлетворения своих жизненно важных физиологических и социальных потребностей. Но другой стороны, в условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций у отдельных субъектов эмоциональный стресс трансформируется в патогенный фактор, который нарушает нормальные физиологические функции, что чревато формированием разнообразных психосоматических заболеваний.

© И.У. Сурменок, 2023.

В связи с развитием новых технологий стало возможным применение современных технических средств для профилактики негативных психических состояний. Метод биоуправления является одним из эффективных методов тренировки стрессоустойчивости, саморегуляции и снижения уровня тревожности.

Биоуправление - это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической обратной связи. Это не только технология, но и принципиально новый концептуальный подход к регуляции функций и состояний организма человека, широко используемый в диагностических, лечебно-реабилитационных и профилактических целях [3].

Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях человеком не воспринимаемую [3].

В процессе реализации технологии биоуправления с помощью специальной аппаратуры физиологические параметры организма преобразуются в сигналы обратной связи, которые воспринимаются человеком в виде звукового или зрительного ряда на экране компьютера.

Человек приобретает способность произвольно изменять физиологические функции организма (частоту сердечных сокращений, электрическое сопротивление и температуру кожи, степень напряжения мышц, параметры дыхания и др.) с помощью полученной от аппаратуры информации и использования специальных приемов, развивающих навыки саморегуляции.

Метод биоуправления может успешно применяться при хроническом психоэмоциональном напряжении, т.е. - стрессе.

Концепция метода биоуправления

Методы функционального биоуправления, базирующиеся на принципах биологической обратной связи (БОС), в настоящее время активно используются как в медицине, так и в различных психокоррекци-онных и личностно - развивающих практиках. Термин «биологическая обратная связь)

был введён для описания «нового вида» обратной связи более 30 лет назад. Биоуправление — это комплекс идей, методов и технологий, направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций при различных состояниях и в целях личностного роста [3].

Современная лечебно-оздоровительная технология компьютерного биоуправления, интегрированная как в образовательный процесс, так и в деятельность Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, является принципиально новым решением проблемы профилактики и укрепления здоровья школьников и может качественно изменить характер профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в следующих областях:

• коррекция нарушений внимания с гиперактивностью;

• профилактика хронического стресса и психосоматических расстройств;

• профилактика аддикций и девиантных форм поведения;

• коррекция эмоциональных нарушений;

• профилактика и реабилитация двигательных нарушений (нарушения осанки, сколиозы);

• коррекция функциональных нарушений речи;

• профилактика и коррекция функциональных нарушений зрения [6].

Основой метода являются кибернетические представления о механизмах регуляции и управления систем с помощью обратной связи. Основными вопросами кибернетики являются обработка информации и обратная связь, а одним из ее принципов является представление о том, что управлять процессом возможно только имея информацию о состоянии переменных (обратной связи). Еще одни принцип кибернетики заключается в наличии обратной связи, что делает обучение возможным.

В виде позитивной или негативной информации о поведении субъекта выступает обратная связь.

Уникальным методом управления физиологическими системами организма человека (БОС) делает возможность количественно и качественно учесть изменения физиологических функций, а также качественно оценить собственную деятельность, направленную на изменение этих функций. При этом создание новых временных связей в коре головного мозга приводит к оптимизации функционального состояния организма.

Организация на основе биологической обратной связи от того или иного физиологического параметра дополнительного сенсорно-когнитивного контроля над физиологическим процессом с последующей выработкой ассоциативного произвольного регулирования конкретной функции организма составляет психофизиологическую сущность метода адаптивного биоуправления по принципу оперантного обучения.

Данный метод в отличие от аутогенной тренировки, прогрессивной мышечной релаксации, медитации, являющимися релаксационными психотерапевтическими процедурами, сочетает мышечное расслабление и высокую степень контроля сознания, концентрации внимания, активной работы воображения, значительных волевых усилий.

При адаптивном биоуправлении, в отличие от классической аутогенной тренировки, при которой результаты самовоздействия улавливаются только субъективно с помощью самонаблюдения и ощущений, результаты объективизированы и представляются пациенту с помощью специальных устройств в визуальной или акустической форме.

На основе данной информации и происходит регуляция функции или её параметров. Авторы метода биоуправления показали, что использование таких устройств существенно усиливает корректирующее действие приёмов аутогенной тренировки и повышает возможности саморегуляции психических и вегетативных функций организма. Таким образом, физиологической основой биоуправления является подача количественно измеряемой информации, сопоставляемой с текущим состоянием человека в последовательные промежутки времени.

Выделяют следующие определяющие характеристики технологии биоуправления: 1) прогрессивная технология научного исследования; 2) основа внутреннего совершенствования духовных и физических качеств; 3) органичный комплекс лечебных, реабилитационных и прогнозирующих процедур. В действительности данные характеристики очень сильно интегрированы в практике применения БОС-технологий в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Метод управления физиологическими системами организма человека помогает решать вопросы совершенствования нормальных и немедикаментозной коррекций нарушенных функций организма путём целенаправленной активации резервных возможностей организма. Биоуправление является частью поведенческой терапии, позволяющей обучиться управлению физиологическими функциями с целью дальнейшего произвольного влияния на параметры дыхания, сердечную деятельность, вазомоторную активность, секрецию желёз, температуру, сон и бодрствование и психоэмоциональное состояние в целом.

Рост информационных, психоэмоциональных перегрузок в процессе деятельности человека, а также нарастающая гиподинамия приводят к вегетативному дисбалансу. Обучение управлению функциональным состоянием своего организма посредством БОС с детского возраста будет более помогать эффективно справляться со стрессовыми воздействиями, используя энергосохраняющие стратегии способствовать личности в последующем. Устойчивость организма к внешним воздействиям, постоянство и стабильность функций его органов и систем определяют именно обратные связи.

Гипотезы и физиологические механизмы формирования обратных связей

Наиболее активно принцип адаптивного биоуправления как эффект, лежащий в основе саморегуляции, стал изучаться в 60—70-е годы XX века. Данный метод основывается на теоретических представлениях и концепциях отечественных учёных: Анохина П. К. (о роли полезного результата в формировании функциональных систем), Бехтеревой Н. П. (о роли гибких и жёстких звеньев мозговых систем обеспечения психической деятельности). Но общебиологические закономерности биоуправления были выявлены на основании законов классического обусловливания (по Павлову И. П.) и оперантному обусловливанию (по Скиннеру Б.). Главным способом, посредством которого события окружающей среды оказывают запланированное влияние на наше развитие и поведение, является классическое обусловливание по Павлову И. П.

При оперантном обусловливании живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с разного рода последствиями, что является ключевым отличием классического обусловливания от оперантного.

Таким образом, он формирует будущее (последствия) своими действиями (оперантами), тогда как классическое обусловливание является закреплённой реакцией на прошлый опыт. Таким образом, у человека реализация обратной связи от физиологических показателей в большей степени проходит по законам оперантного обусловливания (активный поиск оптимального собственного состояния и закрепление положительного результата-последствия).

Различают две основные разновидности биологических обратных связей: прямую и непрямую. «Прямая» биологическая обратная связь осуществляется при данном функциональном состоянии и является основным его проявлением (например, по уровню артериального давления при гипертонической болезни), «непрямая» — по показателям, изменение которых не является специфичным для данного психофизиологического статуса.

Таким образом, биоуправление можно рассматривать как ветвь поведенческой терапии, целью которой является регуляция психофизиологического состояния, в том числе здорового человека, в условиях

эмоционально напряжённой деятельности. Данный метод управления непроизвольными процессами организма, контролируемыми вегетативной нервной системой, при котором снижение уровня эмоционального стресса выступает в качестве полезного приспособительного результата, определяющего деятельность функциональных систем, сформированных для его достижения.

Технологии и методы биоуправления

Принцип биологических обратных связей впервые был применён к непроизвольным реакциям (частоте сердечных сокращений, электрической активности мозга, параметрам электропроводности и температуры кожи) с целью регуляции психофизиологического состояния организма. Было показано, что в результате подобных тренировок человек, получая информацию об этих «непроизвольных» физиологических реакциях, может научиться их регулировать. Показано, что с помощью биологических обратных связей можно, например, достигнуть произвольного повышения или понижения частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также увеличить или уменьшить артериальное давление (АД).

Любое звено может стать целевым параметром в причинно-следственной цепи физиологических регуляций с использованием принципа биологических обратных связей. Например, служить механизмом, обеспечивающим произвольное снижение артериального давления, может замедление сердечного ритма, но это же замедление может стать и предметом саморегуляции, и тогда, наоборот, повышение давления (благодаря деятельности синокаротидных рецепторов) отражается на механизмах замедления ритма.

Разновидности методов биоуправления

1. Электроэнцефалографическое (ЭЭГ) биоуправление (основано на предъявлении пациенту собственных биоэлектрических потенциалов мозга для обучения их произвольной регуляции и контроля соответствующего доминирующему ритму психического состояния).

2. Метод кожно-температурного биоуправления (заключается в измерении небольших флюктуа-ций температуры на поверхности кожи и предъявлении этой информации обследуемому, в основе лежит факт сужения кровеносных сосудов в состоянии возбуждения (особенно сосудов конечностей) и их расширения при релаксации, что применяется для обучения релаксации при лечении мигрени).

3. Метод электрокожной обратной связи (в основе лежит регистрация электрической активности различных участков кожи). Можно использовать несколько видов параметров: уровень кожной проводимости или уровень кожного сопротивления, реакция кожной проводимости, кожно-гальваническая реакция, реакция кожного сопротивления. Данный метод применяется для изменения уровня активации центральной нервной системы (ЦНС) и при релаксации в стрессовых ситуациях.

4. Электромиографическая БОС (когда усиленный потенциал мышцы или группы мышц предъявляется в виде светового или звукового сигнала). Имеются сведения об эффективности применения данного вида биоуправления для коррекции плоскостопия и лечения сколиоза.

5. БОС-тренинги (получили широкое распространение по кардиореспираторным показателям, в основе которых лежат особенности дыхательной системы как системы, наиболее податливой волевому контролю). При помощи электрических, механических или плетизмографических датчиков регистрируется частота сердечных сокращений, которую, используя принцип биологических обратных связей, обследуемый может произвольно уменьшать или увеличивать. Изучается возможность применения данного вида БОС для лечения сердечных аритмий.

6. Полифункциональная БОС (методика, позволяющая научиться изменению порогов сенсорного восприятия, эмоциональных, болевых ощущений и другим субъективным перцептуальным сдвигам). На практике часто используется работа с электрофизиологическими эквивалентами нескольких параметров, например одновременное управление электрическим сопротивлением и температурой кожи или электро-миограммой мышц головы и ритмами ЭЭГ.

В различных сочетаниях ритмы ЭЭГ, ритмы дыхания и сердечных сокращений, электрическое сопротивление кожи, параметры электромиограммы используются в качестве управляемых параметров релаксации с биологических обратных связей. Возможность достижения физиологических состояний, сходных с таковыми при прогрессивной мышечной релаксации, медитации, занятиях аутотренингом, йогой и подобными методиками является одним из аспектов многопараметрического биоуправления с прямым выходом в клинику.

Необходимо отметить, что биоуправление — это достаточно мощная технология, которая в настоящее время активно используется при лечении различных заболеваний. К примеру, очень высокая эффективность данной технологии, а также отсутствие осложнений и побочных эффектов установлена при лечении и реабилитации больных, перенесших травмы головы и инсульты. Положительные результаты установлены при лечении различного рода болей, вегетативных дисфункций и аддикций.

При использовании биоуправления в спортивной медицине для тренировки состояния «пика формы» — сосредоточения и концентрации максимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств в точке исполнения, обеспечивающих достижение успеха в различных видах деятельности получены хорошие результаты. Но не всегда этого удаётся достичь обычными методами тренировки. Например, у спортсменов эта технология помогает повышать успешность соревновательной деятельности, тренировок, улучшать состояние эмоционально-мотивационной сферы, увеличивать рост спортивного мастерства, также она может применяться для повышения качества труда операторов.

При возрастающих школьных нагрузках даже обладающий достаточно развитым интеллектом подросток может испытывать сложности при обучении, совершать большое количество ошибок и в итоге иметь значительно более скромные результаты учебной деятельности, чем мог бы при более успешной адаптации к учебной деятельности. Помочь ученику эффективно социализироваться, адаптироваться в ситуации школьного обучения можно с помощью оздоровительных уроков с применением игрового биоуправления.

В результате у подростков значительно повышается качество социальных взаимодействий, улучшается внимание, они становятся более адаптированными к школе. Приводятся данные о том, что участие в тренинге игрового биоуправления, организованном по кардиоинтервалограмме, значительно повышает способность к концентрации внимания, усидчивость, самооценку, мотивацию к обучению, снижает уровень тревожности.

БОС-тренинги могут быть использованы как нефармакологический метод коррекции работы мозга при обнаружении различного рода проблем, например связанных с синдромом дефицита внимания. Показано, что этот метод позволяет значительно улучшить состояние и поведение таких детей, облегчает их социализацию, повышает школьную успеваемость.

Заключение

Таким образом, в настоящее время установлено, что методы адаптивного биоуправления, основанные на внешней обратной связи, дают возможность получать устойчивые изменения в деятельности различных систем организма, что открывает широкие возможности использования технологий биологических обратных связей для профилактики функциональных нарушений, а также психосоматических заболеваний путем раскрытия и использования резервов организма человека.

Библиографический список:

1. Джафарова О. А., Гребнева О. Л., Григораш Е. Н., Лазарева О. Ю. Биоуправление в школе. Профилактика хронического стресса: методические указания / под ред. М. Б. Штарка. _ Новосибирск: ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, 2004.

2. Донская О. Г., Джафарова О. А., Грицеко О. В., Очеретная К. Г. Исследование личностных особенностей в группах, различающихся по успешности освоения метода игрового биоуправления.// Биоуправление в медицине и спорте. Омск, 2003.

3. Лисова Н. А. Игровое биоуправление как эффективный метод стресс протекции. Красноярск, 2014 г.

4.https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-osnovy-metodov-funktsionalnogo-bioupravleniya/viewer (Демин, Поскотникова)

5.https://mederia.ru/blog/fiziologicheskie-osnovy-metodov-funktsionalnogo-bioupravleniya/ (Д. Б. Демин)

6. https://studfile.net/preview/9605292/page:3/(биоvправление в образовании)

СУРМЕНОК ИРИНА УРХОВНА - магистрант, Тольяттинский государственный университет, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.