Научная статья на тему 'Перспективы применения методов функционального биоуправления для повышения эффективности адаптации сотрудников УИС к условиям службы'

Перспективы применения методов функционального биоуправления для повышения эффективности адаптации сотрудников УИС к условиям службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHICAL SELF-REGULATION / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / BIOFEEDBACK / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ / FUNCTIONAL BIOFEEDBACK / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / HEART RATE VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронин Р.М., Красикова Ю.Ю.

В статье раскрывается роль психологического сопровождения сотрудников уголовноисполнительной системы (УИС) на разных этапах прохождения службы, рассказывается о таком важнейшем его компоненте, как обучение сотрудников УИС методам психической саморегуляции. Рассматриваются актуальные вопросы использования методов функционального биоуправления при психологической подготовке сотрудников УИС и способы повышения эффективности обучения данным методам, в том числе путем использования наиболее перспективных технологий функционального биоуправления, базирующихся на принципах биологической обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронин Р.М., Красикова Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of functional bio-control method application for efficiency improvement and adaptation of the FPS staff to the service conditions

The authors consider the role of the psychological support of the staff in FPS on different stages of the service. They talk about such important component as teaching the staff to use psychological instruments of self-control. Some functional biocontrol methods at the training stage of the staff as well as the ways of the teaching efficiency increase including the usage of the most advanced technologies based on the biological communication.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения методов функционального биоуправления для повышения эффективности адаптации сотрудников УИС к условиям службы»

Р. М. ВОРОНИН R. M. VORONIN

профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии ФСИН России, доктор медицинских наук, доцент, полковник внутренней службы

Ю. Ю. КРАСИКОВА YU. YU. KRASIKOVA

начальник кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, полковник внутренней службы

Перспективы применения методов функционального биоуправления для повышения эффективности адаптации сотрудников УИС к условиям службы

Prospects of functional bio-control method application for efficiency improvement and adaptation of the FPS staff to the service conditions

Аннотация. В статье раскрывается роль психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) на разных этапах прохождения службы, рассказывается о таком важнейшем его компоненте, как обучение сотрудников УИС методам психической саморегуляции. Рассматриваются актуальные вопросы использования методов функционального биоуправления при психологической подготовке сотрудников УИС и способы повышения эффективности обучения данным методам, в том числе путем использования наиболее перспективных технологий функционального биоуправления, базирующихся на принципах биологической обратной связи.

Ключевые слова: психическая саморегуляция, биологическая обратная связь, функциональное биоуправление, вариабельность сердечного ритма.

Abstract. The authors consider the role of the psychological support of the staff in FPS on different stages of the service. They talk about such important component as teaching the staff to use psychological instruments of self-control. Some functional biocontrol methods at the training stage of the staff as well as the ways of the teaching efficiency increase including the usage of the most advanced technologies based on the biological communication.

Key words: psychical self-regulation, biofeedback, functional biofeedback, heart rate variability.

Совершенствование и развитие уголовно-исполнительной системы (УИС) России является насущным требованием времени. Сегодня как никогда становится ясно, что эти задачи невозможно выполнить

без значительного улучшения качества кадрового состава УИС. На различных уровнях государственной власти, в коммерческих и неправительственных организациях растет осознание важности человеческого фактора, что,

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

2

в свою очередь, ведет к необходимости поиска эффективного психологического обеспечения различных видов деятельности. В условиях огромного психоэмоционального напряжения, которому ежедневно подвергаются сотрудники УИС, существенно возрастает роль психологического сопровождения на разных этапах прохождения службы.

Эффективная работа в данном направлении немыслима без максимально полного использования современных достижений психологической науки и практики. В этой связи особое значение приобретает проблема эффективности деятельности ведомственных психологов. Для существенного снижения негативных последствий психоэмоциональных стрессовых воздействий необходимы систематические тренировки и регулярные консультации психолога. В реальных условиях, в условиях оптимизации кадрового состава УИС это не всегда осуществимо. Однако вполне выполнимой представляется задача обучения сотрудников конкретным методам самокоррекции с целью оптимизации их психического состояния. Научившись осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, сотрудники через познание и улучшение психической составляющей их здоровья имеют возможность совершенствоваться. Ведь очевидно, что повышение возможностей человеческого организма определяется интеграцией его психических и физиологических резервов. Поэтому методы психической саморегуляции, медитации, дыхательные психотехнологии являются актуальными и важнейшими элементами психологического сопровождения сотрудников УИС и, безусловно, должны стать неотъемлемой частью общей культуры сотрудника [1]. Применение техник психической саморегуляции не только способствует повышению стрессоустойчивости, созданию условий эмоционального равновесия, личностного саморазвития, но также весьма эффективно при кризисных состояниях, разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе служебной деятельности, что особенно значимо для пенитенциарной системы. Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма. При регулярном применении данных методов улучшается сон,

повышается устойчивость к различным стрессовым ситуациям, активно развивается память, воля, интеллект, концентрация внимания.

Сегодня методы психической саморегуляции представлены в арсенале специалистов-психологов УИС. В Академии ФСИН России на психологическом факультете преподается дисциплина «Тренинг психической саморегуляции и личностного саморазвития» для курсантов 4 курса. Цель данного учебного предмета -формирование у обучаемых системы знаний о теоретических основах психической саморегуляции, методах и техниках ее проведения, теоретических основах составления программ психологических тренингов с сотрудниками и с различными категориями осужденных, а также отработка полученных знаний на практике [2]. То есть пенитенциарные психологи еще на этапе обучения в вузе приобретают солидный багаж теоретических знаний и практических навыков использования методов саморегуляции, что позволяет им внедрять данные методы в практическую деятельность.

Вместе с тем проблема широкого и более эффективного распространения методов психической саморегуляции остается крайне актуальной. Так, учитывая высокую значимость данного направления, в феврале 2016 года в Межрегиональном учебном центре УФСИН России по Московской области обучалась первая группа специалистов-психологов из 20 территориальных органов России по программе повышения квалификации «Обучение основам медитации, саморегуляции и дыхательных психотехнологий». Программа нацелена на изучение методов, позволяющих сотрудникам психологических служб проводить работу среди личного состава пенитенциарных подразделений, направленную на поддержание устойчивости психики, стабилизацию эмоционального состояния сотрудников УИС.

Однако существуют определенные сложности внедрения методов психической саморегуляции в практическую деятельность УИС. Сложности эти не являются узковедомственными, а связаны с общими проблемами психологии как науки, например с объективизацией результатов психотерапевтического воздействия [3]. То есть в случае использования методов психической саморегуляции обучаемый ориентируется только на свои субъективные ощущения, что не позволяет оценить уровень освоения метода

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

и его эффективность. Поэтому для широкого внедрения методов саморегуляции в практику психологического обеспечения УИС необходим поиск путей оптимизации обучения, внедрение наиболее эффективных учебных методик. В этой связи наиболее перспективным сегодня представляется направление психофизиологии, использующее технологии биологической обратной связи (БОС).

Сам термин «биологическая обратная связь» появился более 30 лет назад [4] и с тех пор как за рубежом, так и в России в этом направлении проводятся широкие исследования. Так, технологии биологической обратной связи (biofeedback) входят в арсенал методик подготовки астронавтов в США: NASA использует биоуправление по параметрам биоэлектической активности мозга для улучшения когнитивных способностей, например для увеличения концентрации внимания пилотов [5]. В России на протяжении ряда лет метод БОС изучается на базе ведущих научных учреждений, а именно НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. С 1996 года действует Российская ассоциация биологической обратной связи. Методы функционального биоуправления, базирующиеся на принципах БОС, активно используются как в медицине, так и в различных психокоррекционных и личностно-развивающих практиках. Так, при применении БОС-тренингов у сотрудников МЧС России при проведении психологической реабилитации отмечалось выраженное восстановление психоэмоционального статуса, интеллектуальных функций, нейрофизиологических характеристик ЦНС, физической работоспособности и функциональных резервов организма [6].

Основная концепция использования БОС при обучении методам саморегуляции заключается в том, что информация о собственном функциональном состоянии поступает непосредственно индивидууму, что позволяет ему отслеживать изменения регулируемой психической или физиологической функции и модифицировать их. Данные технологии основаны на теоретических представлениях и концепциях отечественных и зарубежных ученых, основными из которых являются следующие:

- фундаментальные исследования И. П. Павлова и его учеников в области изучения особенностей высшей нервной деятельности человека (концепция условных рефлексов);

- теория функциональных систем П. К. Анохина (роль полезного результата, принцип обратной афферентации);

- концепция оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;

- принцип индивидуально формирующихся мозговых систем Н. П. Бехтеревой (роль «гибких» и «жестких» звеньев мозговых систем в обеспечении психической деятельности).

Представления кибернетики о механизмах регуляции и управления системами посредством обратной связи являются основой современных подходов к использованию методов функционального биоуправления. В этой связи термин «биоуправление» понимают как комплекс идей, методов и технологий, направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций при различных состояниях и в целях личностного роста [7]. Одним из основных принципов кибернетики является представление о невозможности управления процессом без наличия информации о состоянии переменных (обратной связи). Так, при классической аутогенной тренировке результаты фиксируются только субъективно, с помощью самостоятельных наблюдений и ощущений, что не позволяет корректировать самовоздействие. При адаптивном биоуправлении с помощью аппаратно-программных комплексов регистрируются электрофизиологические параметры контрольного органа или системы, усиливаются и затем представляются пациенту в визуальной или акустической форме с помощью специальных устройств. В дальнейшем в центральной нервной системе формируется программа создания нового навыка, вырабатывается стереотип поведения, позволяющий оптимизировать или желательным образом изменять процесс деятельности внутренних органов и систем. То есть процесс обучения происходит действительно эффективно, более того, в отдельных случаях такой метод является единственно приемлемым и возможным.

Серьезной проблемой при разработке различных коррекционно-развивающих программ остается выбор адекватных и объективных критериев анализа их эффективности, что возможно решить при применении

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

4

дополнительных оценок изменения психофизиологических показателей индивидуума. То есть для оценки результативности программ помимо стандартизированных методик диагностики свойств внимания, характеристик психической саморегуляции, стрессоустойчи-вости и эмоциональной устойчивости можно использовать статистический анализ психофизиологических показателей. Мгновенная обработка и предоставление в наглядном виде результатов проведенного тренингового или диагностического сеанса по объективным психофизиологическим показателям позволяет вести мониторинг изменений контролируемых показателей при любых воздействиях, в том числе и при применении методик психической саморегуляции.

При проведении сеанса БОС в настоящее время используются различные физиологические показатели: данные электроэнцефалографии, кожно-гальванической реакции, кар-дио-интервалометрии, электромиографии и др. Во время сеанса обучаемый сопоставляет свои ощущения с физиологическими и психофизиологическими изменениями в организме, фиксируемыми приборами, что недоступно в обычных условиях. Такие сеансы позволяют обрести и развить навыки управления своим организмом, овладеть практическими навыками оптимизации функциональных состояний, что сегодня является необходимым условием для успешной деятельности специалистов, чья профессия связана с риском и значительными психоэмоциональными нагрузками.

Существует достаточное количество работ, в которых показано, что использование адаптивного биоуправления посредством БОС значительно усиливает корректирующее действие приемов аутогенной тренировки и повышает возможности саморегуляции психических и вегетативных функций организма [8]. Сочетание мышечного расслабления и высокой степени контроля сознания, концентрации внимания, активной работы воображения, значительных волевых усилий принципиально отличают этот метод от других релаксационных психотерапевтических процедур, таких как аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, медитация [9].

Очевидны широкие перспективы использования технологий функционального биоуправления на основе БОС при психофизио-

логической подготовке сотрудников УИС, так как они отвечают современным требованиям к их психологическому обеспечению. Вместе с тем необходима апробация данных технологий с целью достижения наиболее полного их соответствия специфике деятельности пенитенциарной системы, а также определения наиболее эффективных методик.

В настоящее время такие исследования проводятся на психологическом факультете Академии ФСИН России в рамках научно-исследовательской лаборатории «Организация психологического сопровождения служебной деятельности в УИС». Для обеспечения технологий биологической обратной связи в исследованиях успешно используется аппаратно-программный комплекс «Варикард» («Варикард 2.6», «1БС1М 7.3»). Данный комплекс предназначен для оценки состояния вегетативной нервной системы методом математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) [10]. Сердечный ритм характеризуется сложной конфигурацией вариабельности, представленной различными частотными составляющими [11]. По изменению вариабельности ритма сердца можно судить не только о кардиоваскулярной активности, но и, например, об уровне нервно-психического напряжения, а также о физиологической адаптации индивидуума в целом [12, 13]. Так, например, в эксперименте при психоэмоциональной нагрузке в группах курсантов происходило снижение активности регуляторных систем организма -показатель суммарной мощности спектра ВСР (ТР, мс2) до нагрузки составлял 4,52 ± 0,54, а после - 2,49 ± 0,36, что является статистически значимым изменением, а следовательно позволяет проводить объективную оценку стрессового воздействия [14]. Сегодня имеется достаточно значительная теоретическая база использования математического анализа сердечного ритма в технологиях биоуправления [15, 16]. Отмечено, что вариабельность сердечного ритма может служить вегетативным индикатором саморегуляции когнитивных и психоэмоциональных процессов [17]. Увеличение общей вариабельности сердечного ритма с помощью БОС благотворно действует на людей с депрессиями [18], психоэмоциональными расстройствами [19].

Одним из механизмов вариации сердечного ритма является дыхательная аритмия -изменение частоты сердечных сокращений с ее увеличением на вдохе и уменьшением на выдохе.

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Сам паттерн дыхания тесно связан с функциональным состоянием ЦНС. Управляя дыханием, удается воспроизводить состояние релаксации либо готовности организма к активной деятельности. Поскольку дыхательная деятельность является произвольно регулируемой функцией человеческого организма, открываются серьезные перспективы использования дыхательных практик при саморегуляции методом биологической обратной связи. Таким образом, использование математического анализа сердечного ритма для контроля эффективности саморегуляции может быть ключом к управлению функциональным состоянием организма.

Наши исследования технологий биологической обратной связи с использованием метода кардиоинтервалометрии позволяют прогнозировать широкие перспективы применения данного метода в практической деятельности психологической службы УИС. Так, навыки управления состоянием вегетативной нервной системы формировались у курсантов Академии ФСИН России после 3-4 занятий, что несоизмеримо быстрее и эффективнее, чем при использовании традиционных методик. В связи с наглядностью изменения параметров кар-диоинтервалограммы в процессе сеанса обучаемые проявляли большую заинтересованность в освоении методов психической саморегуляции, чем при концентрации на «неясных субъективных ощущениях».

На наш взгляд, условно можно выделить два основных направления использования данной технологии при обучении психической саморегуляции. Первое направление - использование функционального биоуправления в качестве самостоятельного метода саморегуляции для произвольного изменения параметров функционирования вегетативной нервной системы, например для усиления парасимпатических влияний, с учетом динамики показателей кардиоинтер-валометрии. Второе направление - применение данного метода как средства объективизации изменений в организме при освоении традиционных методик саморегуляции, таких как аутогенная тренировка, медитация и др.

Независимо от выбранного направления использования основой БОС-методов является возможность осуществлять объективную диагностику и мониторинг успешности разнообразных видов воздействия на личность и организм в режиме реального времени, что

позволяет индивидууму осознавать свой организм и регулировать его функции. Вместе с тем, по-видимому, будущее развития технологий саморегуляции видится в интеграции различных техник в единую стройную систему, адаптированную для использования в конкретной практической сфере деятельности.

Несомненно, что развитие уголовно-исполнительной системы должно идти не только по пути улучшения материально-технического оснащения, но и в направлении совершенствования человеческого фактора. Без эффективной организации психологического сопровождения сотрудников УИС справляться с решением новых задач, возникающих в процессе служебной деятельности, становится практически невозможно. Необходимо совершенствование подготовки сотрудника не только за счет приобретения им новых профессиональных навыков и знаний, но также с помощью умения эффективно управлять своим организмом, что в значительной степени повысит его ценность как специалиста. Особенностью сформированного навыка является его генерализация, что можно трактовать как возможность перенесения умения управлять своими реакциями в реальную ситуацию служебной деятельности.

Использование техник психической саморегуляции является наиболее действенным и доступным способом повышения уровня подготовки сотрудников. Вместе с тем особенностью данных техник является их достаточная трудоемкость, длительность освоения, невозможность объективного контроля приобретенного навыка, что приводит к ограничению их широкого внедрения в практическую деятельность. Использование технологий биологической обратной связи позволит избежать данных проблем при обучении, будет способствовать более быстрому и эффективному приобретению практических навыков саморегуляции. Внедрение данных технологий в программу психофизиологической подготовки сотрудников УИС, во-первых, позволит улучшить количественную и качественную характеристику психических процессов, а во-вторых, приведет к эффективному освоению навыков психической саморегуляции функциональных состояний и, как следствие, значимому повышению показателей психоэмоциональной устойчивости.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

6

Таким образом, особенностью технологий функционального биоуправления на основе биологической обратной связи является возможность реализации нескольких важнейших задач - диагностической, обучающей, формирующей, профилактической. Это открывает широкие перспективы использования данных технологий как для повышения профессионального уровня, так и для профилактики функциональных нарушений и психосоматических заболеваний сотрудников УИС путем раскрытия и использования резервов организма. По этой причине крайне актуальными видятся дальнейшие исследования по применению метода биологической обратной связи с целью повышения эффективности психофизиологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к условиям службы. ^

1. Воронин Р. М., Ушков Ф. И. Применение техник психической саморегуляции как перспективное направление психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с междунар. участ. СПб., 2015. С. 34-38.

2. Тренинг психической саморегуляции и личностного саморазвития : рабочая программа учебной дисциплины / авт.-сост. Ю. Ю. Красикова. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. 17 с.

3. Астахова А. И., Восковская Л. В. О возможности мониторинга эффективности немедицинской психотерапии инструментальными средствами // Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития и риски : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2014. С. 218-221.

4. Сороко С. И., Трубачев В. В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. СПб. : ИЭФБ РАН, 2010. 607 с.

5. Астахова А. И., Восковская Л. В. Перспективы применения функционального биоуправления при подготовке курсантов летных школ / Личность курсанта: психологические особенности бытия : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар, 2015. С. 79-87.

6. Кулаков Д. В. Коррекция дезадаптивного нервно-психического состояния у сотрудников ГПС МЧС России на основе аудиовизуального воздействия и биологической обратной связи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. 22 с.

7. Василевский И. П., Мигаловская И. Л. Метод альтернативного биоуправления с обратными связями и критерии эффективности тренинга // Био-

управление-2: теория и практика. Новосибирск, 1993. С. 65-77.

8. Дёмин Д. Б., Поскотинова Л. В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. 2014. № 9. С. 48-59.

9. Глазкова В. А., Свидерская Н. Е., Королько-ва Т. А. Пространственная организация корковой электрической активности при произвольной регуляции частоты сердечных сокращений // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 5. С. 104-108.

10. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М. : Медицина, 2000. 295 с.

11. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use / Task Force of European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology // Circulation. 1996. Vol. 93. № 5. P. 1043-1065.

12. Воронин Р. М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста : дис. ... д-ра мед. наук. Рязань, 2012. С. 317.

13. Лапкин М. М., Воронин Р. М. Индивидуальное здоровье: теоретические и прикладные аспекты его оценки // Врач-аспирант. 2011. Т. 46, № 3.1. С. 180-185.

14. Булатецкий С. В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России : дис. ... д-ра мед. наук. Рязань, 2008. С. 432.

15. Пат. 2317771 Российская Федерация, МПК А 61 В 5/0452, А 61 М 21/00. Способ коррекции вегетативных дисбалансов с помощью комплекса для обработки кардиоинтервалограмм и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51», работающего под управлением компьютерной программы ISCIM 6/1 (BUILD 2/8), с использованием биологической обратной связи / Л. В. Поскотинова, Ю. Н. Семенов ; Институт физиологии природных адаптаций Уральского отделения Российской академии наук. № 2006110652/14 ; заявл. 03.04.2006 ; опубл. 27.02.2008, Бюл. № 6.

16. Wheat A. L., Larkin K. T. Biofeedback of heart rate variability and related physiology : a critical review // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2010. Vol. 35. № 3. P. 229-242.

17. Reynard A., Gevirtz R., Berlow R. et al. Heart rate variability as a marker of self-regulation // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 3. P. 209.

18. Siepmann M., Aykac V., Unterdorfer J. et al. A pilot study on the effects of heart rate variability biofeedback in patients with depression and in healthy subjects // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2008. Vol. 33. № 4. P. 195-201.

19. Henriques G., Keffer S., Abrahamson C., Horst S. Exploring the effectiveness of a computer - based heart rate variability biofeedback program in reducing anxiety in college students // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 2. P. 101-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.