ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Зюрин Эдуард Адольфович, Кабачков Виталий Алексеевич, Куренцов Вадим Алексеевич Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта, г. Москва, Россия
PREVENTION AND CORRECTION OF NEGATIVE
BEHAVIORAL RISK STUDENTS WHILE PREPARING FOR UPCOMING PROFESSIONAL ACTIVITY BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION
Zyurin Eduard Adolfovich, Kabachkov Vitaliy Alekseevich, Kurencov Vadim Alekseevich All-Russian research institute physical culture and sports,
Moscow, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обострения социальных деформаций в молодежной среде, возникающих в ситуации как школьного, так и вузовского обучения. Проводится анализ социальных девиаций, характеризующих личностные особенности молодежи, профессиональных предпочтений молодежи, поступивших в вуз по различным направлениям подготовки и мотивам выбора профессии. Приводятся методические рекомендации по профилактике и коррекции негативных поведенческих рисков студенческой молодежи при подготовке к предстоящей профессиональной деятельности средствами физического воспитания.
Summary. The article examines the aggravation of social strain in the youth environment, emerging in a situation like school and university education. Conducted an analysis of social deviance, personality traits characterize youth, professional preferences of young people go to college to different types of employment and career choices based. Provides guidelines for the prevention and correction of negative behavioral risks of students in preparation for future professional activity by means of physical education.
Социально-экономические преобразования российского общества обозначили острые проблемы в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Отрицательные последствия быстрого и внезапного вхождения России в рынок, разрушение существующих норм и правил, нравственных ценностей
способствовали обострению социальных деформаций в молодежной среде, возникающих в ситуации как школьного, так и вузовского обучения. Проблема усугубляется еще и кризисом социальной мотивации, слабостью профессиональных ориентаций будущих абитуриентов, что предопределяет случайный и ошибочный характер выбора будущей профессии и неготовность большинства выпускников трудиться в соответствии с этой специальностью. По оценке Минтруда России, половина выпускников учреждений ВПО и 70% окончивших учреждения среднего профессионального образования трудоустраиваются не по специальности, а 80% не знают, кем и где они будут работать после окончания учебы, но скорее всего не по специальности.
Следствием этого могут стать различные девиации, возникающие в процессе профессионального обучения, в числе которых утрата интереса к учебе и ответственности за собственное образование, здоровье, моральная ущербность, неверие в социальный прогресс, утрата положительных ориентиров в области социальных норм, правонарушения, алкоголизм, наркомания, распространение психических депрессий и т.д.
Проведенные во ВНИИФК исследования в 2013 году показали, что, наиболее распространенными признаками социальных девиаций, характеризующими личностные особенности молодежи являются: нарушения общепринятых норм и правил, отсутствие позитивных социальных установок; повышенная тревожность, склонность к насилию, отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций. Негативные поведенческие деформации характерны в среднем для 43,4% юношей и 40,8% девушек. Склонность к реализации аддиктивного поведения выявлена у 41,2% первокурсников, в том числе, возможность приобщения к употреблению психоактивных веществ у 50,4% юношей. В тестировании приняли участие студенты, обучающиеся на первом курсе Московском Горном университете, Университете нефти и газа имени И. М. Губкина и Московском психолого-педагогическом университете.
Увеличение числа молодежных девиаций за последнее десятилетие вызывает опасения особенно среди молодежи, относящихся к группе риска по состоянию здоровья. Две трети юношей и девушек страдают хроническими или затяжными заболеваниями (В. А. Куренцов, Е. . Перова, 2013 и др.); безопасный уровень здоровья имеют лишь 7% студентов; 30% -средний; 27% - ниже среднего; 36% - низкий (Э. В. Егорычева, 2013).
Исследование профессиональных предпочтений молодежи, поступивших на первый курс (А. Р. Якубовская, Т. В. Васильева, 2013), к различным видам трудовой деятельности и мотивам выбора профессии показали, что значительная часть опрошенных (80% юношей и 75% девушек) отдают предпочтение группе профессий «человек-человек» и «человек-техника». Анализ мотива выбора первокурсниками своей будущей профессии показал что, значительная часть молодых людей ориентируется не на социально значимые мотивы (приносить пользу обществу), а на чисто индивидуальные - выбор профессии как средство материального обеспечения.
Независимо от типа образовательного учреждения, у первокурсников отмечается исходно низкий уровень физической подготовленности. У 52,3% студентов первого курса индекс физической готовности (ИФГ) находится ниже 50% границы требуемого уровня, а физическая подготовленность студентов-первокурсников оценивается как «ниже средней» и «низкая».
Наиболее трудными видами испытаний для студентов первого курса являются: норматив в беге на 100 м и 3000 м (юноши), челночном беге 4х10 м и тест - подъем туловища в сед за 30 с (девушки). Указанные тесты в состоянии выполнить 41,1% юношей и 56,4% девушек. Полученные данные свидетельствуют о низкой готовности первокурсников к освоению вузовских программ, что негативно сказывается на дальнейшей учебе и профессиональной подготовленности на последующих этапах обучения.
В сложившейся ситуации выявление личностных особенностей, определяющих предрасположенность молодежи к отклоняющимся формам поведения, и последующая их коррекция, несомненно, является актуальнейшей задачей, предполагающей разработку специальных привентивно-коррекционных мер воздействий. Важная роль в этом процессе принадлежит физической культуре и спорту, в том числе ее специальной направленности - профессионально-прикладной физической подготовке.
В высших учебных заведениях преподавание предмета «Физическая культура» проводится в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений разработанной в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. Реализация программы осуществляется кафедрой физического воспитания с учетом состояния учебно-спортивной базы, специализации и квалификации преподавательского состава, физической подготовленности и состояния здоровья абитуриентов и студентов.
При разработке содержания учебного материала учитывались особенности будущей трудовой деятельности, а также требования, предъявляемые к психофизическим качествам, предъявляемым к специалисту по типу профессий «человек-человек» и «человек-техника».
Учитывая наличия у значительной части студентов-первокурсников различных девиаций, низкого уровня физической подготовленности и состояние здоровья обусловил необходимость включения в рабочую программу по физической культуре дополнительного модуля, направленного на профилактику и коррекцию социальных деформаций в поведении молодежи средствами и методами физической культуры и спорта.
По данным авторов (Р. Т. Раевский,1985; Дж. Равен; В. А. Куренцов, 1988; Э. А. Зюрин, 2008) успешность в любой профессиональной деятельности зависит от развития общих (ключевых) качеств и базовых (специальных), отражающих специфику конкретной сферы профессиональной деятельности.
К общим (ключевым) профессионально значимым качествам специалистов, по типу профессий «человек-человек» и «человек-техника» следует отнести основные физические качества (быстрота, общая выносливость, сила, ловкость), а также специальные качества - умственные,
организаторские, волевые (решительность, смелость, инициативность, стойкость, самообладание), эмоциональную устойчивость.
Так как, общая физическая подготовка составляет основное содержание занятий физическими упражнениями в высших учебных заведениях и реализуется через средства из разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола), то спецификой разработанного нами модуля к рабочей программе является не только специально подобранные физические упражнения, направленные на развитие и совершенствование общефизических качеств, но и учебный материал, направленный на формирование навыков по саморегуляции, умений быть психологически готовыми к действиям в условиях стрессогенных факторов, что обеспечивало бы психологическую готовность к учебной и предстоящей профессиональной деятельности.
Так с помощью гимнастических упражнений развиваются: координация движений, сила, быстрота, эмоциональная устойчивость, волевые качества, а также профессионально важные качества и способности.
Использование средств из раздела легкой атлетики способствует развитию основных общефизических качеств, а также социально-значимых личностных качеств и способностей, составляющих структуру профессиональных компетенций.
Спортивные игры развивают выносливость, быстроту, ловкость, эмоциональную устойчивость, способствуют формированию интереса к занятиям физической культуры и спортом; воспитывают чувство коллективизма, организованность, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и целый ряд других качеств.
Таким образом, коррекция социально-значимых личностных качеств, имеющих существенное значение в профессиональной деятельности, осуществляется путем использования специально подобранных средств физической культуры при изучении всех разделов программы.
Средствами воспитания волевых качеств (смелости, решительности) является использование физических упражнений, содержащих элементы риска и требующие преодоление чувства страха и риска (бег с преодолением препятствий, бег под гору, эстафеты; прыжки в глубину и высоту, через различные препятствия; элементы гимнастики, акробатические упражнения и др.).
Инициативность - создание у студентов практического опыта инициативного поведения (выполнение физических упражнений одним из многих существующих способов по личной инициативе; самостоятельный выбор тактики выступления на соревнованиях и т.д.).
Стойкость - это формирование у молодежи готовности к преодолению внешних и внутренних трудностей, связанных с неблагоприятными метеоусловиями, с большим объемом нагрузок, требующих значительного нервного напряжения. Формирование данного качества достигается за счет использование следующих педагогических приемов: тренировка в группе с более сильными соперниками, внесение в тренировочный процесс эмоционального фактора, применение технических средств, соблюдение
принципа постепенного увеличения нагрузок, учет индивидуальных особенностей занимающихся (длительный бег в сложных метеоусловиях, кроссовый бег по сложной дистанции с различными препятствиями, тренировка в кроссовом беге при неблагоприятных метеоусловиях, участие в соревнованиях в беге на 3000 метров, в марш-броске на различные дистанции, преодоление специальных полос препятствий и т.д.).
Эмоциональная устойчивость - способность противостоять эмоциональным проявлениям как психического, так психофизического свойства. Для коррекции эмоциональной устойчивости применяются специальные упражнения для воспитания привычки самоконтроля за своим состоянием, формирования навыков преодоления скованности, а также произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения. Такими заданиями могут быть различные упражнения, выполняемые на высоте, узкой опоре, а также разнообразные прыжки с усложнениями в фазе полета (повороты) и т.д.
Программа профилактики и коррекции негативных поведенческих рисков состоит из трех взаимосвязанных этапов: побуждающего, формирующего и совершенствующего. Этапность использования средств физической культуры и спорта как, коррекции социальных деформаций в поведении молодежи прошла апробацию в общеобразовательных учреждениях, показала свою эффективность и с соответствующими дополнениями представлена ниже.
Первый этап - побуждающий. Продолжительность этапа - 1-й и 2-й семестр.
Задачи этапа: выявление факторов социальной дезадаптации среди студентов; подбор средств и методов физической культуры, адекватно и позитивно воздействующих на физическое и психоэмоциональное состояние студенческой молодежи; формирование ценностных ориентаций и мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом; подготовка и проведение тестирования физической подготовленности.
Второй этап - формирующий. Продолжительность этапа - 3-й - 6-й семестры.
Задачи этапа: развитие и совершенствование комплекса общефизических (быстроты, общей выносливости, силы, ловкости) и ключевых социально-личностных качеств (решительности, стойкости, смелости, эмоциональной устойчивости и т.д.), составляющих структуру профессио-нально важных свойств и качеств для групп профессий «человек-человек» и «человек-техника»; коррекция физического и психоэмоционального состояния молодежи с признаками социальных деформаций; формирование интереса к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, избранной профессии.
Третий этап - совершенствующий. Продолжительность этапа - 7-й и 8-й семестры.
Задачи этапа: совершенствование социально-личностных и организационно-управленческих качеств (решительность, толерантность, умение работать в коллективе, работоспособность, инициативность и т.д.),
отражающих специфику избранной профессиональной деятельности; коррекция физического и психоэмоционального состояния молодежи с признаками социальных деформаций; формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, положительного отношения к избранной профессиональной деятельности.
Результаты проведенных исследований (А. Р. Якубовская, Т. В. Васильева, 2013) свидетельствуют о том, что у значительной части молодых людей, одновременно с показателями ярко выраженных поведенческих рисков отмечены повышенный уровень тревожности, низкая мотивация к социально-значимым видам деятельности, в том числе к занятиям физической культурой и спортом.
В связи с этим вопрос формирования мотивационных установок к занятиям физическими упражнениями, коррекции психофизического состояния занимающихся занимает ведущее место в учебном процессе. С этой целью мы включили в учебный процесс специальные методические приёмы, которые основаны на строгом соблюдении общепедагогических принципов - систематичности и последовательности, постепенности, индивидуализации, сознательности и активности.
На начальных этапах занятий необходимо вызвать у занимающихся положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной деятельности. Это достигается путём подбора таких средств и методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны и понятны обучающимся, а сам процесс обучения опирался на сознательность и активность обучаемых. При этом усваивать предлагаемый материал они должны с определённым напряжением, в противном случае процесс обучения перестаёт их увлекать. Начиная с первого занятия, требования для всех занимающихся одинаковые; своевременно и правильно применять методы принуждения, наказания и поощрения. Занятия необходимо проводить эмоционально, с введением в каждое занятие элементы нового, с постановкой задачи для каждого студента. Основной метод проведения занятий - круговой и повторный. На последующих этапах проведения занятий по мере формирования двигательных способностей, интереса к избранному виду спортивной деятельности осуществляется постоянное, постепенное увеличение нагрузки. ЧСС при выполнении физических упражнений находиться в пределах 140-160 уд/мин. Основные методы проведения занятий, в зависимости от этапов - круговой, повторный, интервальный, соревновательный.
Таким образом, коррекция психофизического состояния осуществляется путём использования специально разработанного комплекса педагогических приёмов.
1. Прием переключения внимания с одного вида деятельности на другой способствует снижению психического напряжения. Переключение внимания с нелюбимой работы на любимую не воспринимается занимающимися как травмирующий;
2. Создание педагогических ситуаций, в которых студенты с повышенным уровнем тревожности действовали бы уверенно, без страха,
напряжения (выполнение упражнений в облегчённых условиях; подбор партнеров, равных по физическим данным; предоставление форы тревожными и т.д.);
3. Использование метода поощрения даже при неудачном выполнении задания, способствует преодолению неуверенности, страха. Поощрение даже за минимальный успех воспитывает трудолюбие, решительность;
4. Для снижения уровня тревожности эффективным методом является доступность учебного материала. Только при этих условиях занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и удовлетворение, но учебный материал занимающиеся должны осваивать с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
5. Приём постоянного, постепенного увеличения нагрузки через усложнение упражнений, способствует формированию решительности, уверенности, интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Представленная модель превентивно-коррекционной программы коррекции негативных проявлений в поведении молодежи реализуется в процессе учебных занятий в основном и спортивном отделениях, а также при проведении спортивно-массовых мероприятий и в процессе самостоятельных тренировочных занятий.
СП
X Список литературы .1
1. Кабачков В. А. Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения [Текст]: / В. А. Кабачков, Е. И. Перова, В. А. Куренцов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 2. - С. 44-49.
2. Жуков М. Н. Профилактика правонарушений детей и подростков средствами физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие / М. Н. Жуков, В. А. Кабачков, В. А. Куренцов. - Ярославль, 2004. - 67 с.
3. Зюрин Э.А. Специальная физическая подготовка слушателей академии : учеб. пособ. / Э. А. Зюрин, А. С. Жуков, И. С. Токарев. - Монино, 2008. - С. 122-125.
4. Кабачков В. А. Профилактика наркомании среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта [Текст] : монография / В. А. Кабачков, В. А. Куренцов. - Москва : ФиС - 2012. - 215 с.
5. Куренцов В. А. Особенности проявления различных форм девиантного поведения среди студенческой молодежи на этапе профессионального обучения [Текст] / В. А. Куренцов, И. Г. Зюзько, Э. В. Егорычева, А. Н. Евстратов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. -2013. - № 3. - С. 72-80.
6. Якубовская А. Р. Исследование особенностей отклоняющегося
поведения студенток педагогического колледжа и пути коррекции средствами и методами физического воспитания [Текст] /
A. Р Якубовская, Н. Е. Новикова //Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 4. - С. 77-85.
7. Якубовская А. Р. Физический статус как один из факторов профилактики социально-поведенческих деформаций студенток 1 курса [Текст] / А. Р. Якубовская, Т. В. Васильева // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 3. - С.65-71.
8. Кабачков В. А. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта [Текст] : метод. пособие / В. А. Кабачков, М. Н. Жуков, В. А. Куренцов, С. Ю. Тюленьков. -Ярославль. - 2004. - 147 с.
9. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов [Текст] : учеб. пособие / Р. Т. Раевский. -Москва : Высшая школа, 1985. - 136 с.
10. Куренцов В. А. Использование средств и методов ППФП студентов Автомобильно-дорожных Вузов [Текст] : / методические рекомендации /
B. А. Куренцов, В. М. Поляков, М. М. Назаров, В. Л. Чернышев. - Москва, 1988. - 40 с.
11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация [Текст] /Дж. Равен. - пер. с англ. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://fanread.ru/book/1039740.
О
References
1. Kabachkov V. A. Is social-pedagogical conditions of formation of deviant behavior of young students at the stage of professional self-determination [Text] / V. A. Zucchini, E. I. Perova, V. A. Kurentsov. - // Journal of Sport Science. - 2012. -№ 2. - P. 44-49.
2. Zhukov M. N. Prevention of child and adolescent delinquency by means of physical culture and sports [Text]: a tutorial / M. N. Zhukov, V. A. Zucchini, V. A. Kurentsov. - Yaroslavl. - 2004. - 67 p.
3. Zyurin E. A. Special physical preparation of students of the Academy / E. A. Zyurin, Alexander Zhukov, I. S. Tokarev // Proc. Collec. Monino, 2008 - P 122-125.
4. Kabachkov V. A. Prevention of drug abuse among children and adolescents by means of physical culture and sports [Text]: monograph / V. A. Kabachkov, V. A. Kurentsov. - Moscow : FIS - 2012. - 215 p.
5. Kurentsov V. A. Features of various forms of deviant behavior among students at the stage of training [Text] / V. A. Kurentsov, I. G. Zyuz'kov, E. V. Egorycheva, A. N. Evstratov // Physical education and youth sport. - 2013. -№ 3. - P. 72-80.
6. Yakubovskaya A. R. Investigation of the features of deviant behavior
Teachers College students and ways of correction means and methods of physical education [Text] / A. R. Yakubovskaya, N. E. Novikova // Physical education and youth sport. - 2013. - №4. - P. 77-85.
7. Yakubovskaya A. R. Physical status as one of the factors preventing the social and behavioral deformations of the course students 1 [Text] / A. R. Yakubovskaya, T. V. Vasilyeva // Physical education and youth sport. - 2013. - № 3. - P. 65-71.
8. Kabachkov V. A. Prevention of drug abuse among children, adolescents and young people by means of physical culture and sports [Text]: a method. Benefit / V. A. Zucchini, M. N. Zhukov, V. A Kurentsov, S. Y. Tyulenkov. - Yaroslavl. - 2004. -147 p.
9. Rajewski R. T. Professional applied physical preparation of students of technical colleges [Text]: studies. Benefit / R. T. Rajewski. - Moscow : Higher School, 1985. - 136 p.
10. Kurentsov V. A. Using the tools and techniques PPFP students Automobile and Road Technical universities [Text] / guidelines / V. A. Kurentsov, V. M. Polyakov, M. M Nazarov, V. L Chernyshev. - Moscow, 1988. - 40 p.
11. Raven J. Competence in modern society:. Identification, development, implementation of the [Text] / J. Raven - Electron. Dan. - Access: http://fanread.ru/book/1039740. .