ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 343.3/.7
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-22-25 EDN: https://elibrary.ru/xlwiya NIION: 2003-0059-3/24-042 MOSURED: 77/27-003-2024-03-241
Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи
в интернет-пространстве
Эльман Саид-Мохмадович Ахъядов
Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]
Аннотация. Утверждается, что развитие современных цифровых технологий, прежде всего сети Интернет, имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Активное развитие интернет-технологий дает больше возможностей и преступникам, которые все больше используют достижения прогресса в своих целях. Среди направлений такой деятельности можно выделить пропаганду, подготовку, подстрекательство, а также финансирование терроризма. Профилактика терроризма и экстремизма среди молодежи в России ведется по трем основным направлениям: разработка и принятие новых нормативных актов, совершенствование уже принятых в целях противодействия использования Интернета в террористических и экстремистских целях; информационное противодействие, направленное на формирование и укрепление антитеррористической идеологии; подготовка профессиональных кадров для такой работы. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейшей работы и совершенствования профилактики экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве.
Ключевые слова: интернет, терроризм, профилактика, противодействие, молодежь, интернет-портал, блокировка, удаление, фейк
Благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (FEGS-2024-0017).
Для цитирования: Ахъядов Э. С.-М. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 3. С. 22-25. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2024-3-22-25. EDN: XLWIYA.
Original article
Prevention of extremism and terrorist behavior of youth in the Internet space
Elman S.-M. Akhyadov
Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, [email protected]
Abstract. It is argued that the development of modern digital technologies, primarily the Internet, has not only positive but also negative consequences. The active development of Internet technologies gives more opportunities to criminals, who increasingly use the achievements of progress for their own purposes. Among the areas of such activities are propaganda, training, incitement, as well as the financing of terrorism. Prevention of terrorism and extremism among young people in Russia is conducted in three main areas: the development and adoption of new regulations, improvement of those already adopted in order to counter the use of the Internet for terrorist and extremist purposes; information counteraction aimed at the formation and strengthening of anti-terrorist ideology; training of professional personnel for such work. The author comes to the conclusion about the need for further work and improvement of the prevention of extremism and terrorist behavior of young people in the Internet space.
Keywords: Internet, terrorism, prevention, counteraction, youth, Internet portal, blocking, removal, fake
Acknowledgements: the work was performed within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (FEGS-2024-0017).
For citation: Akhyadov E. S.-M. Prevention of extremism and terrorist behavior of youth in the Internet space. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(3):22-25. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2024-3-22-25. EDN: XLWIYA.
© Ахъядов Э. С.-М., 2024
JURISPRUDENCE
Ни для кого не секрет, что развитие современных цифровых технологий, прежде всего, сети Интернет, имеет не только положительные, но отрицательные последствия. В частности, речь идет об использовании таких технологий для целей террористической деятельности. Активное развитие интернет-технологий дает больше возможностей и преступникам, которые все больше используют достижения прогресса в своих целях. Среди направлений такой деятельности можно выделить, пропаганду, подготовку, подстрекательство, а также финансирование терроризма [8; 4; 2; 5, с. 9].
Одна из основных категорий лиц, на которых направлена деятельность террористов, — молодежь. Преступники целенаправленно воздействуют на сознание молодых людей, формируя у них террористическое мышление и вовлекая их в совершение террористических актов.
Эта проблема признается в нашей стране на государственном уровне, в связи с чем разрабатывается и реализуется государственная политика по профилактике и противодействию идеологии терроризма в сети Интернет.
Работа в этой сфере осуществляется в следующих основных направлениях.
1. Разработка и принятие новых нормативных актов, совершенствование уже принятых в целях противодействия использованию Интернета в террористических и экстремистских целях.
2. Информационное противодействие, направленное на формирование и укрепление антитеррористической идеологии. В частности, в рамках этого направления созданы новые и развиваются уже имеющиеся интернет-ресурсы контрпропагандистской направленности.
3. Подготовка профессиональных кадров для такой работы.
Между тем, такая деятельность сопряжена с рядом трудностей.
Основная проблема заключается в недостаточной интенсивности работы органов власти, прежде всего правоохранительных органов, по формированию антитеррористического сознания пользователей сети Интернет. Основная работа правоохранительных органов заключается в раскрытии и расследовании деятельности уже существующих террористических организаций, а также сборе доказательств в отношении виновных лиц. Иные органы власти часто формально относятся к такой деятельности, публикуя некий «стандартный» материал на своих официальных сайтах, что называется «для галочки».
Для ликвидации этого пробела несколько лет назад был создан федеральный портал «Наука и образование против террора». Сайт содержит большое количество материалов антитеррористической направленности в различной форме.
Между тем, как и любой информационный ре-
сурс, сайт не предполагает индивидуальную работу с пользователями. Важно, чтобы на этапе проявления интереса человека к экстремистской и террористической тематике начинать целенаправленную, индивидуальную профилактическую работу с ним. Однако на настоящий момент такое направление реализуется крайне слабо по причине латентности проявлений подобного интереса среди молодежи.
Еще одно направление деятельности по профилактике — закрепленная на нормативном уровне возможность блокировки сайтов с террористическим и экстремистским содержанием. И если с зонами «ru» и «рф» обычно проблем не возникает, имеется реальная возможность их полной блокировки и удаления, то с сайтами иностранных доменов ситуация иная. В связи с непростой политической ситуацией, а также различиями в законодательстве полное прекращение деятельности таких сайтов практически невозможна. Частичная же блокировка для российских пользователей малоэффективна, поскольку при желании ее может обойти любой грамотный интернет-пользователь посредством использования VPN.
Еще одна проблема, связанная с размещением террористических материалов на иностранных сайтах заключается в невозможности выявления и привлечения к ответственности ни провайдера, ни владельца сайта, ни администратора, ни тем более лиц, публикующих на таких сайтах информацию. Кроме того, обычно такие сайты специально создаются таким образом, чтобы обеспечить анонимность пользователей.
Другая, не менее актуальная проблема, связана с возможностями экспертизы материалов на предмет их принадлежности к террористическим. Экспертов в этой сфере крайне мало, нет разработанных и утвержденных методик подобных экспертиз. Более того, порядок взаимодействия всех участников этого противодействия нормативно не закреплен. Существующий список экстремистских материалов ведется не системно, часто в него включаются копии уже ранее внесенных материалов.
Существуют проблемы и с внедрением уже научно разработанных методик по контрпропаганде терроризма. В научном сообществе накоплен уже большой опыт, разработаны соответствующие материалы и методики. Однако, на практике они практически не используются. Такие материалы защищаются на конференциях [8], рассылаются в другие учебные заведения. Практические же работники, а также обучающиеся по соответствующим направлениям в своей деятельности (обучении) их практически не используют [9; 10].
Безусловно, для успешной профилактической работы с молодежью в сети Интернет по формирования антитеррористического мышления необходимо надлежащее финансовое обеспечение. Необходима грамотная разработка молодежной политики, включение в нее антитеррористических программ [6].
Актуален вопрос и в кадровом обеспечения. Со-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
трудник, ответственный за такую работу, должен быть одновременно психологом, педагогом, журналистом, на высоком уровне владеть современными информационными технологиями, знать, как минимум (кроме русского) иностранные языки, хорошо разбираться в религиозных и культурных традициях. К сожалению, подобных специалистов российские учебные заведения не готовят. Потенциально, такая подготовка, возможна (при условии разработки соответствующих стандартов), однако в настоящее время такая работа не ведется. Частично эта проблема может быть решена посредством разработки соответствующих магистерских программ, а также программ повышения квалификации. Возможна также организация подобной работы группой специалистов различных профилей. При этом принципиально важным является знание такими специалистами технологий и методов воздействия, которыми пользуются террористы, а также владение технологиями противодействия этим воздействиям, владение современными методами убеждающего воздействия при условии взаимодействия не лично, а посредством виртуального общения.
Наибольшую эффективность может оказать сочетание методов препятствования распространению террористических материалов (включая блокировку и удаление сайтов) и профилактических мероприятий.
Одним из направлений работы с молодежью является работа по обучению распознавания недостоверной информации (так называемых фейков). Как известно, большинство людей не умеет или не хочет проверять подлинность опубликованных в сети Интернет материалов. Критическому восприятию информации, работе с ней не учатся в учебных заведениях никакого уровня (за редким исключением). Между тем, считаем, что навыками такой критики должен владеть каждый пользователь сети Интернет. Такой безграмотностью пользователей широко пользуют и преступники, используя фейки в своих целях, в том числе для формирования террористической идеологии и оправдания терроризма и экстремизма. С развитием нейросетей, фейки вышли на новый уровень. Не представляет особой сложности не только написать нужный текст, как это было еще в недавнем прошлом, но и подкрепить его сгенерированными изображениями и даже видеозаписями [1].
При этом нужно иметь ввиду, что ложной может быть не только сама информация, но и ее источник. Так, например, для придания веса какой-либо информации может использоваться ссылка на якобы известного ученого, журналиста, политолога и т. д. В действительности же такой человек может или вовсе не существовать или не заниматься подобной деятельностью или же его слова вырываются из контекста для искажения изначального смысла до противоположного.
Считаем, что просветительства работа по про-
тиводействию фейкам должна начинаться уже в рамках школьных программ и продолжаться в учебных заведениях среднего специального и высшего образования.
Если же говорить о целевой аудитории, которой являются подростки и молодые люди до 30 лет, профилактическую работу с ними целесообразно вести на тех интернет-ресурсах, которые пользуются среди них большей популярностью. Это, прежде всего, различные социальные сети, мессенджеры [3]. Подача материала также должна быть соответствующей [7].
Итак, настоящее исследование позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию профилактики экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве.
Список источников
1. Бедулева М. А., Другова М. С. Профилактика молодежного экстремизма в сети интернет // Образование и право. 2020. №10. С. 24-27.
2. Вдовин Е. А. Проблема противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет // Молодой ученый. 2019. № 16 (254). С. 79-81.
3. Противодействие идеологии терроризма в социальных сетях // URL://https://str. bashkortostan.ru/presscenter/news/117581/ (дата обращения: 01.05.2024).
4. Иванов Д. В. Правила поведения в сети интернет в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма // URL://https:// magadan.49gov.ru/common/upload/61/editor/file/ Pravila_povedeniya_v_seti_internet_v_sfere_ protivodeystviya_ideologii_ekstremizma_i_ terrorizma.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
5. Куватов В. И Противодействие террористическим организациям в сети Интернет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 20225. №5. С. 8-16.
6. Экстремизм и терроризм в интернете : рекомендации по организации профилактической работы в сети Интернет // URL://https://bsmp2-omsk.ru/about/informatsiya-dlya-posititelej/ pamyatka-rekomendatsii-po-organizatsii-profilakticheskoj-raboty-v-seti-internet/ (дата обращения: 01.05.2024).
7. Попова В. В. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации. М. : национальный антитеррористический комитет, 2023. 49 с.
8. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в Интернет-пространстве : традиционные и инновационные
JURISPRUDENCE
формы. Методическое пособие / Авторы-составители : П.Н. Ермаков, И. В. Абакумова, А.Г. Штейнбух. М. : Кредо, 2018. 76 с.
9. Рекомендации по предупреждению экстремизма и терроризма // https://64.мвд.рф/news/ item/20596231/ (дата обращения: 01.05.2024).
10. Тилакаева Х. О. Профилактика идей экстремизма и терроризма в сети интернет среди учащихся школ // URL://https://infourok.ru/ profilaktika-idej-ekstremizma-i-terrorizma-v-seti-internet-sredi-uchashihsya-shkol-6710137. html (дата обращения: 01.05.2024).
References
1. Beduleva M. A., Drugova M. S. Prevention of youth extremism on the Internet // Education and law. 2020. № 10. P. 24-27.
2. Vdovin E. A. The problem of countering the spread of ideas of extremism and terrorism on the Internet // Young Scientist. 2019. № 16 (254). P. 79-81.
3. Countering the ideology of terrorism in social networks // https://str.bashkortostan.ru/ presscenter/news/117581/ (accessed: 01.05.2024).
4. Ivanov D. V. Rules of conduct on the Internet in the field of countering the ideology of extremism and terrorism // URL://https:// magadan.49gov.ru/common/upload/61/editor/file/ Pravila_povedeniya_v_seti_internet_v_sfere_ protivodeystviya_ideologii_ekstremizma_i_ terrorizma.pdf (accessed: 01.05.2024).
5. Kuvatov V. And Countering terrorist organizations on the Internet // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 20225. № 5. P. 8-16.
6. Extremism and terrorism on the Internet: recommendations for the organization of preventive work on the Internet // URL:// https://bsmp2-omsk.ru/about/informatsiya-dlya-posititelej/pamyatka-rekomendatsii-po-organizatsii-profilakticheskoj-raboty-v-seti-internet/ (accessed: 01.05.2024).
7. Popova V. V. Methodological recommendations for improving propaganda work in the field of countering the spread of the ideology of terrorism in the subjects of the Russian Federation. Moscow : National Anti-Terrorist Committee, 2023. 49 p.
8. Prevention of extremism and terrorist behavior of young people in the Internet space: traditional and innovative forms. Methodical manual / Authors-compilers: P. N. Ermakov, I. V. Abakumova, A. G. Steinbuch.. M.: Credo, 2018. 76 p.
9. Recommendations for the prevention of extremism and terrorism // URL://https://64.MBg.p$/news/ item/20596231/ (accessed: 01.05.2024).
10. Tilakaeva H. O. Prevention of ideas of extremism and terrorism on the Internet among school students // URL://https://infourok.ru/profilaktika-idej-ekstremizma-i-terrorizma-v-seti-internet-sredi-uchashihsya-shkol-6710137.html (accessed: 01.05.2024).
Информация об авторе
Э. С.-М. Ахъядов — доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author E. S.-M. Akhyadov — Associate Professor of the Department of Criminal Law, Procedure and National Security of the Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 03.05.2024; одобрена после рецензирования 24.05.2024; принята к публикации 07.06.2024.
The article was submitted 03.05.2024; approved after reviewing 24.05.2024; accepted for publication 07.06.2024.