Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2404
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / молодежная среда / методы профилактики / deviant behavior / youth environment / prevention methods

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белянина Екатерина Игоревна, Бибикова Надежда Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой девиантного поведения в молодежной среде. Рассмотрены причины и виды девиантного поведения, виды и методы профилактики девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белянина Екатерина Игоревна, Бибикова Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG YOUNG PEOPLE

The article discusses issues related to the prevention of deviant behavior among young people. The causes and types of deviant behavior, types and methods of prevention of deviant behavior are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.62+37

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Белянина Екатерина Игоревна

студентка, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н. Ульянова» E-mail: 354403@list.ru

Бибикова Надежда Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н. Ульянова»

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG YOUNG PEOPLE

Belyanina Ekaterina Igorevna

Student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova

E-mail: 354403@list.ru

Bibikova Nadezhda Vyacheslavovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Social Work Ulyanovsk State Pedagogical University

named after I.N. Ulyanova

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой девиантного поведения в молодежной среде. Рассмотрены причины и виды девиантного поведения, виды и методы профилактики девиантного поведения.

Abstract. The article discusses issues related to the prevention of deviant behavior among young people. The causes and types of deviant behavior, types and methods of prevention of deviant behavior are considered.

Ключевые слова, девиантное поведение, молодежная среда, методы профилактики.

Keywords: deviant behavior, youth environment, prevention methods.

В условиях трансформации современного российского общества, подвергшегося разрушению традиций, изменению социальной структуры, взглядов, представлений, ценностных ориентаций, подростки и молодежь являются достаточно уязвимым звеном в цепи происходящих перемен. В данном возрасте активно формируется самосознание, образ -Я, что ведет к реструктуризации ценностей. В настоящий момент проблема девиантного поведения среди молодежи довольно актуальна, это обусловлено тем, что современное общество нуждается в физически и психически здоровых людях способных активно влиять на развитие общества.

Исследования показывают, что почти в 90% случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики. Согласно статистическим данным открытого доступа, 40% воспитанников учреждений внесемейного воспитания склонны к совершению преступлений, 40% - уже совершили их, 10% склонны к суициду и только 10% имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь [5].

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития [1, с. 29].

В настоящее время можно выделить следующие причины, способствующие росту девиантного поведения:

- снижение уровня и качества жизни;

- усугубление социального неравенства;

- ослабление социальных связей;

- миграционные процессы;

- распространение потребительской культуры;

- деградация моральных ценностей;

- недостаточное внимание к организации молодежного досуга.

Молодые люди еще не накопили достаточного жизненного опыта, и их

морально-этические ценности довольно неустойчивы. У молодых людей часто возникает серьезный диссонанс между наличием растущих материальных потребностей и желаний и отсутствием возможностей для их удовлетворения. Распространение девиантного поведения среди молодежи является показателем неблагополучной ситуации в обществе.

В последнее время в этой возрастной группе наблюдается все больший рост насильственного поведения. Эксперты выделяют следующие тенденции, которые приводят к асоциальному поведению у подростков и молодежи: жадность, жажда легкой наживы, воздействие алкоголя и наркотиков, высокий уровень агрессии [2, с. 30].

В научной литературе выделяют 3 основных типа девиантного поведения молодежи.

Первый тип - наркомания. Это состояние, характеризующееся влечением наркотических и токсических средств, и сопровождающееся психологическими расстройствами. Физическое влечение их к употреблению, перерастает в манию, когда человек уже не может остановиться и становится зависимым от них. Результатом этого процесса становится моральная, нравственная и интеллектуальная деградация человека, которая приводит к нарушению общесоциальных норм и изменению сознания человека, что может привести к появлению криминальной активности. Один из важных факторов,

побуждающих людей, склонных к девиантному поведению, начать принимать наркотики - стремление к «незаконным удовольствиям». Другие причины, чаще всего, - любопытство и желание пережить опыт, который дают наркотики.

Второй тип - алкоголизм. Это физическая и психологическая зависимость употребления спиртных напитков. Сопровождается неспособностью человека регулировать количество выпитого алкоголя, также способствует снижению контроля над своим поведением, мотивацией поступка, психической деградацией человека и токсическим поражением внутренних органов. Причинами формирования алкогольной зависимости становятся такие факторы как, генетическая предрасположенность, особенности характера, специфические свойства личности и окружающая среда. К факторам способствующим алкоголизации относятся также низкий уровень материального благополучия и образования. Среди молодежи алкоголь часто выступает средством раскрепощения и преодоления застенчивости.

Третий тип - суицид. Акт самоубийства, когда человек в состоянии душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания умышленно повреждает самого себя. В суицидальном поведении человек теряет смысл и ценность собственной жизни [4, с. 79].

Согласно статистике можно составить список причин и факторов суицидального риска:

- конфликты в семье - 27%;

- плохие отношения со сверстниками - 12%;

- проблемы, связанные с учёбой - 12%;

- крушение романтических отношений - 10%;

- частые депрессии - 9%;

- тяжёлое материальное положение - 4%;

- безвыходные ситуации, жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу - 11%;

- другие причины - 15% (страх, компьютерные игры, хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, физические комплексы, одиночество) [5].

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в проявлении аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказывается человек. Таким образом, девиантное поведение молодежи является распространенной ситуацией и проблемой в современном мире.

Проблемы с родителями и окружением могут полностью повлиять на судьбу человека. В результате таких проблем подросток может начать общаться с компаниями, где его поймут, где ему уделят внимание и внушат, что преступление - единственный шанс в этой жизни чего-то добиться или что оно приносит удовольствие.

Такие случаи могут возникать из-за проблем семьи, если ребенку уделяется слишком мало внимания, но они могут возникать и при чрезмерной опеке, когда подросток устает от чрезмерного контроля и начинает незаметно для родителя нарушать установленные родителями рамки, после чего ему это начинает нравиться, а после того, как это войдет в привычку, трудно отказаться, так как, скорее всего так подросток получает адреналин, возможно, это не приносит ему удовольствия, но он совершает эти действия «во зло» родителям.

В связи с вышеизложенным следует уделять повышенное внимание вопросам безопасности и профилактики девиантного поведения.

Профилактика отклоняющегося поведения - это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико -санитарном, педагогическом, социально-психологическом.

Проблемы профилактики заключаются в том, что родители должны заниматься этим в первую очередь с детства, потому что если родители

потеряют доверие ребенка, он будет считать, что он один в этом мире и никто ему не поможет или не подскажет, он столкнется с трудностями этого мира, в результате чего никто не сможет объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо, он сам установит эти рамки, и какие это будут рамки, будет зависеть от того, с кем он будет общаться.

Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, а именно за формирование у них навыков безопасного поведения [3, с. 55].

Актуальность формирования культуры безопасности подрастающего поколения связана с резким увеличением различного рода опасностей, в том числе новых социальных опасностей, поскольку культура безопасности жизнедеятельности еще не стала необходимым жизненным стимулом для многих членов общества [6, ^ 150].

Таким образом, в настоящее время проблема девиантного поведения подростков и молодежи становится одной из наиболее тревожных характеристик российского общества. Количество правонарушений среди этой категории населения продолжает расти. В этих условиях вопрос организации социально-психологической профилактики девиантного поведения среди молодежи, в том числе несовершеннолетних, и формирования культуры безопасности у подрастающего поколения становится особенно актуальным.

Методы профилактики девиантного поведения включают: психологические тренинги; воспитательные беседы и лекции; образовательные программы; заботу о материальной обеспеченности как самих несовершеннолетних, так и членов их семей; организацию досуга подростков и молодежи.

В то же время необходимо организовать досуг этой категории населения на должном уровне, соответствующем требованиям современности, чтобы он был по-настоящему интересен подрастающему поколению; проведение образовательных курсов и программ, направленных на просвещение

подростков и молодежи по вопросам аддиктивного поведения (алкоголизма, курения и употребления наркотиков); пропаганда здорового образа жизни и физической культуры и спорта; запрет рекламы алкогольных и табачных изделий; формирование сексуальной культуры и ориентация на семейные ценности.

Основными видами профилактики девиантного поведения являются: первичная, представляющая собой комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, непосредственная цель которых - предупреждение зарождения поведенческих отклонений у подрастающего поколения; вторичная, состоящая из социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, по предупреждению формирования отклоняющегося поведения молодежи и перехода к делинквентному; третичная, выступает как комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, основная цель которых - предотвращение появления повторных отклонений в поведении и восстановление личного и социального статуса молодежи, имевшей проблемы с отклонениями в поведении и возвращение в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности [4, с. 23].

Различают личностный, семейный и социальный уровни воздействия профилактических мер: на личностном уровне воздействие направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основы социально приемлемого поведения; семейный уровень предполагает активизацию воздействия на семью подростка и его ближайшее окружение с целью предотвращения возникновения и развития девиантного поведения; социальный уровень профилактики способствует изменению взглядов общества на проблему девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.

Одной из главных целей современного образования является воспитание и формирование культуры безопасности и, как следствие, развитие безопасного типа личности как носителя этой культуры. Безопасный тип личности - это

индивид, который транслирует стабильные, безопасные формы поведения, основанные на влиянии социокультурных факторов внешней среды [4, с. 54].

Основная задача профилактики направлена на предупреждение девиантных проявлений. Осуществить эту задачу можно при условии успешной социализации молодых людей в социуме. Исходя из этого, возникает необходимость в разработке и реализации профилактических программ по обеспечению их широкомасштабного внедрения [7, c. 83].

Формирование безопасного поведения является важной составляющей педагогического процесса, на основе которого в личности молодого человека воплощается культура безопасного поведения и осуществляется профилактика девиантного поведения. Стоит помнить, что создание условий и возможностей для успешной социализации, развития и реализации потенциала молодежи в интересах общества, формирование условий для духовно-нравственного воспитания, систематическое вовлечение молодежи в социальную практику должно стать приоритетной задачей в области профилактики девиантного поведения среди молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессчетнова О.В. Формирование безопасного поведения у студентов к действиям в опасных ситуациях // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: матер. VI Межрегиональной науч.-практич. конф. с междунар. участием, 28 ноября 2015 г., г. Южно -Сахалинск: сб. науч. ст. / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Сахалинский гос. ун-т» ; ред. кол.: И.Г. Минервин, В.В. Моисеев; сост.: С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров. - Южно -Сахалинск: СахГУ, 2016. - С. 29-30.

2. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С. 28-32.

3. Кашицына Л.В., Вавилов М.А., Абрамов А.С. Противодействие проявлениям экстремизма и национализма среди молодежи // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности: сб. науч. трудов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / под. ред. Л.В. Кашициной. - Саратов: Саратовский источник, 2016. - С. 55-59.

4. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы профилактики у подростков. - М.: Генезис, 2015. - 212 с.

5. Федеральная служба государственной статистики: семья, материнство и детство [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (25.02.2022).

6. Цыглакова Е.А., Заика М.Н. Исследование уровня сформированности культуры безопасности учащихся старших классов // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности: сб. науч. ст. фак-та физической культуры и безопасности жизнедеятельности / под. ред. Л.В. Кашициной. - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 150-155.

7. Шубович М.М., Гринева Е.А., Бибикова Н.В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 4. - С. 80-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.