Научная статья на тему 'Анализ возможностей обряда инициации в профилактике девиантных форм поведения молодежи'

Анализ возможностей обряда инициации в профилактике девиантных форм поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / коррекция / инициациация / deviant behavior / correction / initiation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Елена Владимировна, Чухрова Марина Геннадьевна

В статье раскрывается тема возможностей инициационной профилактики девиантных форм поведения молодежи и интеграции их во взрослое общество. Инициационная профилактика девиантного поведения представляет собой метод, направленный на формирование определенных установок у молодежи путем приобщения к сообществу, где исключены девиантные формы поведения. Показаны модели психологической работы, эффективной на практике, и нацеленной на инициирование, как основной механизм трансформации личности. Анализ инициационной процедуры «посвящение в первокурсники» даёт возможность выделить признаки, характерные для любой инициации, и в коррекционных целях реконструировать её модель под реальные условия в форме обряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коваль Елена Владимировна, Чухрова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INITIATION RITUATION POSSIBILITIES IN PREVENTION OF DEVIANT FORMS OF YOUTH BEHAVIOR

The article reveals the initiation prevention of deviant forms of youth behavior and their integration into adult society. Initiation prophylaxis of deviant behavior is a method aimed at the formation of certain attitudes among young people by means of initiation to a community where deviant behaviors are excluded. Models of psychological work, effective in practice, and aimed at initiation, as the main mechanism of personality transformation, are shown. The analysis of the initiation procedure “initiation into first-year students” makes it possible to single out the signs characteristic of any initiation and to reconstruct her model for real conditions in the form of a rite.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей обряда инициации в профилактике девиантных форм поведения молодежи»

УДК 159.923+371+616.8(075)

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРЯДА ИНИЦИАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Коваль Елена Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», магистрант кафедры социальной психологии и виктимологии, kovalel86@mail.ru.

Чухрова Марина Геннадьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», руководитель магистерской программы «Девиантология», профессор кафедры социальной психологии и виктимологии, mba3@ngs.ru.

Аннотация. В статье раскрывается тема возможностей инициационной профилактики девиантных форм поведения молодежи и интеграции их во взрослое общество. Инициационная профилактика девиантного поведения представляет собой метод, направленный на формирование определенных установок у молодежи путем приобщения к сообществу, где исключены девиантные формы поведения. Показаны модели психологической работы, эффективной на практике, и нацеленной на инициирование, как основной механизм трансформации личности. Анализ инициационной процедуры «посвящение в первокурсники» даёт возможность выделить признаки, характерные для любой инициации, и в коррекционных целях реконструировать её модель под реальные условия в форме обряда.

Ключевые слова: девиантное поведение, коррекция, инициациация.

ANALYSIS OF THE INITIATION RITUATION POSSIBILITIES IN PREVENTION OF DEVIANT FORMS OF YOUTH BEHAVIOR

Koval Elena Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Undergraduate student of Social Psychology and Victimology Department, kovalel86@mail.ru.

Chukhrova Marina Gennadievna.

Novosibirsk, Russia, Novosibirsk State Pedagogical University, Head of the master's program "Deviantology", Professor of Social Psychology and Victimology Department, mba3@ngs.ru.

Abstract. The article reveals the initiation prevention of deviant forms of youth behavior and their integration into adult society. Initiation prophylaxis of deviant behavior is a method aimed at the formation of certain attitudes among young people by means of initiation to a community where deviant behaviors are excluded. Models of psychological work, effective in practice, and aimed at initiation, as the main

mechanism of personality transformation, are shown. The analysis of the initiation procédure "initiation into first-year students" makes it possible to single out the signs characteristic of any initiation and to reconstruct her model for real conditions in the form of a rite.

Key words: deviant behavior, correction, initiation.

В современном мире программы коррекции девиантного поведения несовершеннолетних предлагают множество концепций, но с сожалением можно констатировать, что эти программы не всегда оказываются эффективными. Слишком сложным является феномен девиантного поведения, чтобы можно было учесть все факторы, которые способствуют его реализации. В сети интернет изобилуют видеоролики, размещенное подростками, где присутствуют тревожные, шокирующие общественность симптомы: употребление ПАВ, избиения, насильственные действия сексуального характера, подростковый суицид, жестокое обращение с животными, даже применение различного вида оружия в образовательной среде. Все ради получения очередного «лайка». При этом анализ показывает еще одну, параллельную тенденцию современного общества - инфантилизацию несовершеннолетних, их безответственность, неумение осознавать свои поступки в долгосрочной перспективе.

Неэффективность молодежной политики в сфере профилактики девиантного поведения заставляет исследователей обращаться к опыту народной педагогики. Наиболее впечатляющей, на наш взгляд, вляется практика проведения инициации, посвящения во взрослую жизнь, применяемая у архаичных племен, когда в процессе специального обряда подросток «переходил» во взрослую жизнь, с определенным кругом обязанностей и типов поведения. Нечто подобное имело место в советский период, когда человек, начиная с первых классов школы, периодически подвергался обрядам инициации, ступая все выше по социальной лестнице: октябренок, пионер, комсомолец, студент или рабочий. При этом в кодексе каждой из перечисленных страт присутствовали элементы запрета наразного рода девиации и указания на нормативное поведение. На сегодняшний день механизмы интеграции во взрослое общество являются размытыми, неопределенными, стихийными. Очевидно, назрела необходимость моделировать и программировать этот процесс, включая в него необходимые обществу установки.

Инициация (от лат. initiatio - вводить, посвящать в таинство) - общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. В узком значении слова «инициация» есть характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности [7, с. 10]. В научной литературе инициация охарактеризована в трудах Арнольда ванн Геннепа (1873—1957) и М. Элиаде. Инициация - комплекс обрядовых действий, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, всегда связанное со структурой и историей конкретного общества. Не имевшие первоначально

религиозной окраски обряды инициации со временем приобрели религиозный характер и стали связываться с переживанием религиозного опыта [7, с. 25].

Нами проанализирован аналог инициации, адаптированный под современные условия - «посвящение в первокурсники». В данном обряде прослеживается параллель с обрядом инициации в традиционных обществах [8, с. 200]. В обряде «посвящения в первокурсники» можно выделить некоторые аспекты инициатической процедуры, которые могут трактоваться как основные факторы трансформации сознания:

1. Подготовительный этап, инструктаж и создание правил для посвящения. На первой стадии первокурсник чаще всего сталкивался с сильными переживаниями из-за потери связи с прошлым. Он сталкивался с ситуацией неопределённости (тревоги, страха), отрыв из привычной среды и атмосферы [1, с. 180]. Обряд проводится прирегулируемой со стороны организаторов самостоятельности.

2. Далее, посвящаемые переходят от теоретического изучения к непосредственному переживанию испытаний. В испытания включается момент физической активности и умственной состязательности. Движения в инициатическом обряде служат своеобразным телесным опытом, сюда относятся временные и пространственные характеристики. Вариативность поведения обрядовых персонажей статика - динамика, подвижность - неподвижность [2, с. 43]. Сюда можно отнести танец (прыжки, бег, перекатывания, преодоление различных препятствий естественных и искусственных и др.), развёрнутые манипуляции с объектами (часто магическими), а также телесные движения, включённые в структуру физические испытания (а это большая часть инициальных испытаний) [4, с. 64]. Познание своих физических и интеллектуальных возможностей, получение нового «ценного» опыта. Приобретение новых навыков. Принесение клятвы студента, одним из пунктов которой звучит отказ от потребления психоактивных веществ: табака, алкоголя, наркотиков, как не совместимых с высоким званием студента.

3. Последняя стадия знаменует собой собственно посвящение в первокурсники. Празднование в честь приобретения нового статуса (звания). Праздник проводится в коллективе, сообществе - так социум признает перерождение человека, а инициируемый воссоединяется с окружающим миром. Присутствует идея, что изменения коснулись не только участников посвящения, но и мира в целом. Обряд становится событием вселенского масштаба. Здесь находит своё воплощение идея о системной организации бытия. Кроме того, на протяжение всего обряда его участники находятся как бы на сцене, сами же являясь и зрителями, при этом актуализируется способность к рефлексии. Психологическое новообразование - приобретение социального статуса первокурсника [2, с. 44-46].

Цель исследования - изучение психоэмоционального статуса и адаптивного потенциала основной массы студентов, которые подверглись процедуре инициации, и тех, кто ее избежал.

Методы исследования. Были протестированы студенты-первокурсники одного из университетов г. Новосибирска, всего 95 человек, из них прошли процедуру инициации «посвящение в первокурсники» 50 человек - 1 группа, а

45 человек от нее отказались по разным причинам, 2 группа. Среди причин отказа от «посвящения» указывались следующие: «неинтересно», «некогда», «не захотел», «не посчитал нужным», «не люблю подобные мероприятия», «глупости все это». В середине 2 семестра, примерно через полгода после обряда посвящения в первокурсники-студенты, всем испытуемых был предложен тест К. Роджерса и Р. Даймонда на социально-психологическую адаптацию (СПА), и специально разработанный опросник для выявления употребления ими табака, алкоголя, наркотиков. Тестирование было анонимным.

Результаты.Исследование показало, что по большинству шкал теста СПА испытуемые показали те или иные различия. Адаптивность в 1 группе была достоверно выше, а дезадаптивность - достоверно ниже. Принятие себя и других также выше в группе прошедших «посвящение». Внешний контроль превалировал в 1 группе, а доминирование - во второй.Ведомость была выше в 1 группе, а эскапизм - во второй (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение результатов по методике СПА К. Роджерса и Р. Даймонда

в двух группах студентов

Показатели по методике СПА Средние значения Стандартное отклонение Достоверность по критерию Стьюдента

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

Адаптивность 139,7143 128,4286 28,34146 28,95316 0,004852*

Дезадаптивность 80,4286 95,4286 20,46833 24,96569 0,040971*

Лживость 20,4286 19,0000 2,82000 2,94392 0,219944

Приятие себя 45,5714 39,8571 17,69584 16,47075 0,033319*

Неприятие себя 17,1429 21,1429 12,10273 10,66815 0,006366*

Приятие других 28,8571 24,2857 6,49175 5,64843 0,013622*

Неприятие других 13,1429 17,7143 7,73366 6,87300 0,077358

Эмоциональный комфорт 24,8571 18,8571 4,74091 7,55929 0,103214

Эмоциональный дискомфорт 15,2857 17,7143 10,35558 6,10230 0,504481

Внутренний контроль 47,7143 56,2857 13,80476 24,10888 0,147970

Внешний контроль 23,8571 18,5714 11,78175 10,90653 0,002788*

Доминирование 7,5714 10,8571 4,11733 4,81070 0,002907*

Ведомость 21,5714 14,4286 5,06153 5,85540 0,000636*

Эскапизм 15,2857 18,8571 5,04739 4,30946 0,067254

* статистически значимые различия между показателями контрольной и экспериментальной групп при р< 0,05

В отношении потребления алкоголя, никотина и наркотиков, было выявлено, что студенты из 1 группы были в меньшей степени подвержены этим привычкам, чем студенты из 2 группы. На момент опроса курили 25 человек из

1 группы (26,3 %) и 31 человек из 2 группы (62 %), алкогольное опьянение за последнюю неделю испытали 3 человека из 1 группы (3,2 %), и 16 человек из

2 (32 %). Имеют опыт употребления легких наркотиков 18 человек из 1 группы

(18,9 %) и 16 человек из 2 (32 %). Мы понимаем, что эти данные могут быть не связаны с обрядом посвящения, однако, они хорошо согласуются с большей социально-психологической адаптированностью «посвященных».

В процессе бесед с первокурсниками было выявлено, что обряд посвящения способствовал повышению сплоченности, уменьшению уровня агрессии к сокурсникам, особенно среди проживающих в общежитии, помогал быстрее познакомиться и найти друзей. Исследование показало, что инициация «посвящение в первокурсники» закреплялась успешнее, если подросток начинал с зачисления проживать в общежитии при образовательном учреждении. Проживание в общежитии мы можем сопоставить с феноменом хижины в архаических обществах. «Инициационные» испытания представлены здесь в более широком спектре. Подобного рода обряд инициации был бы эффективным, если бы он был всеобщим для обучающихся (общежитие предоставляется, как правило, иногородним студентам) и имел социальную поддержку, социально одобрялся. Но этого часто не наблюдается, вследствие заселения первокурсников в отдельное съёмное жилье. 63% опрошенных респондентов, имеющих право проживать в общежитии учебного заведения, хотели бы и дальше проживать с родителями или в съёмном жилье. 7 % на момент зачисления уже проживают в съёмном жилье, 25 % в дальнейшем планируют переезд на съёмное жилье. Подобными действиями обрывается инициация взросления. С инициатической точки зрения, испытуемый сам обрывает свою инициацию. Он не становится, в определенном смысле слова, самостоятельным мужчиной или женщиной, прошедшим через «испытания».

Инициация у подростков не происходит, и потому, что сами родители не желают, чтобы она произошла. Нежелание родителей выпускать подростка из-под опеки препятствует взрослению. Влияние родителей на несовершеннолетних, на его взрослое становление рассматривается с двух сторон. С одной стороны мы имеем мать, которая может возникнуть препятствием на этапе отдаления от домашнего очага. С другой стороны, это отец, роль которого заключается в передаче необходимой информации. Отец является наставником [5, с. 832]. При несоблюдении роли наставника нарушается один из этапов инициации. От роли наставника или объекта социализации зависит то, кем в итоге станет подросток [5, с. 834].

Прохождение испытаний «посвящения в первокурсники» помогает участникам обрести новый смысл, укрепить свою жизненную позицию, раскрыть новые таланты, научиться бороться со стрессом и не бояться неизведанного. Как показывает практика, пережив трудности инициации, человек успешно утверждает свою скрытую индивидуальную силу, и становится более уверенным в себе. Такие люди без проблем взаимодействуют с сообществом, в котором чувствуют себя равными, комфортно себя чувствуют в любых условиях и приносят социальную пользу.

В рамках посвящения в первокурсники создаются условия для спонтанной групповой организации обряда, где каждый участник имеет возможность получить посвящение. В ходе посвящения участники часто проходят через преодоление своих страхов, физических и психологических ограничений,

зафиксированных в теле, через болезненные и травмирующие переживания в их символической трактовке, причём делают это осознанно, составляя собственный инициационный сценарий. Это ещё раз позволяет переосмыслить актуальные проблемы, как ступени инициирования. Итогом подобной работы служит выход на более высокий уровень восприятия реальности, качественно иной уровень осмысления и концептуализации бытия. Участники получают необходимый им стимул на изменения [1, с. 63].

Таким образом, обряд «посвящение в первокурсники», содержащий элементы архаичной инициации, позволяет новообращенному студенту легче войти в коллектив, делает его более уверенным, улучшает его социально-психологическую адаптацию, и, возможно, в некоторой степени, профилактирует потребление психоактивных веществ.

Заключение. Тема инициационной коррекции девиантных форм поведения молодежи и интеграции их во взрослое общество является достаточно обширной. Инициация осталась по большей части в социальном бессознательном. Молодежь нуждается в поддержке и помощи на пути становления. Самостоятельно человек через этот процесс пройти может не всегда. Инициационная профилактика и коррекция девиантного поведения представляет собой метод определенной психологической работы, эффективной на практике, и нацеленной на инициирование трансформации личности в нужном направлении [6, 7, 10]. Обобщение этнографического и фольклорного материала (материала смежных с психологией дисциплин) даёт возможность выделить признаки, характерные для любой инициации, и в профилактических или коррекционных целях реконструировать её модель.Нам представляется, что в современном обществе не достает четко выстроенной институционализированной системы инициации, предусматривающей вхождение молодого человека в те или иные структуры «взрослого» общества, которая могла бы быть интегрирована посредством молодежной политики.

Библиографический список:

1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М.: изд. института Психотерапии, 2001. 256 с.

2. Валентик Ю.В. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами // Наркология. 2002. №1. С. 43-47.

3. Выготский JI.C. История развития высших психических функций. М.: Лабиринт, 1984. Т.

3. 234. с.

4. Лобок А.М. Антропология мифа: Библиотека философа. Философский андеграунд Урала. Екатеринбург: Банк культурной информации, Отдел образования Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга, 1997. 688 с.

5. Попов В. А., Вербецкая А. С. Употребление психоактивных веществ учащейся молодежью. Терминологический аппарат // Молодой ученый. 2014. №2. С. 832-834.

6. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.:ЭКСМО-пресс. 2000. 145 с.

7. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2000. 222 с.

8. Эстес К.П Бегущая с волками. Киев: София, ИД Гелиос, 2001. 203 с.

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма Класс, 1999. 576 с.

10. Appley D.G., Winder А.Е. T-groups and therapy groups in a changing society. SanFrancisco. 1973. 64. p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.