Научная статья на тему 'Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков "группы риска"'

Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2324
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНЫЙ АГЕНТ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА" / ADDICTIVE BEHAVIOUR / ADDICTIVE AGENT / RISK GROUP CHILDREN AND TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарова Н. Б.

В статье внимание акцентируется на том, что в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса дети и подростки "группы риска" часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения; становясь жертвой жизненных обстоятельств, они нуждаются в высококвалифицированной психолого-педагогической помощи. Рассматриваются возможные формы и содержание профилактической работы с такими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Addictive Behaviour among Risk Group Children and Teenagers

The article is focused on the fact that searching for the means of defense from strain, discomfort and stress risk group children and teenagers often have recourse to the strategies of addictive behaviour, are victims of life circumstances and need a highly qualified psychological and pedagogical help. Possible forms and the content of prevention work with such children are considered.

Текст научной работы на тему «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков "группы риска"»

№ 1, 2009

тельных школ. Около половины из них на момент экспертной оценки в качестве базовой, ключевой цели декларировали «всестороннее развитие личности ребенка». Такое определение цели воспитания мы считаем очень общим, аморфным и не диагностируемым.

Главный результат воспитания в контексте воспитательной среды малого города современной России, по нашему убеждению, — гражданственность и патриотизм молодых людей, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Участниками обсуждения основных положений «Концепции воспитания учащихся общеобразовательных учреждений г. Каменки» была сформулирована следующая цель воспитания школьников: психологически здоровая личность с развитым нравственным сознанием, высоким уровнем гражданственности и патриотизма. Были также определены средства, с помощью которых должно произойти достижение цели: ресурсы (человеческие, информационные, материальные и др.), поддержка управленческих, финансовых структур, квалификация педагогов и т. д.

Ключевым, базовым компонентом модели организации воспитательной среды как фактора социализации учащихся общеобразовательных школ в условиях малого города, на наш взгляд, является идея интеграции, сотрудничества между субъектами воспитательного процесса, создания социокультурной инфраструктуры детства малого города. Эффективность же функционирования этой инфраструктуры в первую очередь будет обусловлена согласованностью целей воспитания, преследуемых каждым из субъектов воспитательного процесса. Мы считаем это условие важнейшим в ряду других условий эффективного влияния педагогически организованной среды на социализацию учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубок, Ю. А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи / Ю. А. Зубок. — М. : Мысль, 2007. — 288 с.

2. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие / А. В. Мудрик. — Пенза : ИПК и ПРО, 1994. — Ч. 1.

3. Поташник, М. Оптимизационное управленческое мышление руководителя / М. Поташник // Нар. образование. — 2006. — № 1. — С. 106—110.

Поступила 23.01.09.

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Н. Б. Назарова, доцент кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева,

nazarova-nina@mail.ru

В статье внимание акцентируется на том, что в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса дети и подростки «группы риска» часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения; становясь жертвой жизненных обстоятельств, они нуждаются в высококвалифицированной психологопедагогической помощи. Рассматриваются возможные формы и содержание профилактической работы с такими детьми.

Ключевыге слова: аддиктивное поведение; аддиктивный агент; дети и подростки «группы риска».

В отечественной науке и практике стками, с одаренными и талантливыми

накоплен разноплановый материал, отра- детьми и т. д. Однако на сегодняшний

жающий специфику педагогического вза- день существует дефицит знания в об-

имодействия с детьми той или иной груп- ласти педагогического взаимодействия

пы — младшими школьниками и подро- с детьми девиантного поведения и «груп-

© Назарова Н. Б., 2009

пы риска», проходящими совершенно иной путь развития, чем их сверстники. Между тем современная социально-экономическая ситуация в России, в которой находят себе место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних, создает все условия для попадания детей и подростков в «группу риска» [1, с. 19]. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты ее вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание работать и учиться, бродяжничество [2, с. 5]. Проблема отклонений в поведении детей и подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры [3, с. 3], что требует создания эффективной системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений среди подрастающего поколения.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» на сегодняшний день выделяется подгруппа так называемого зависимого, или аддиктивного, поведения, психофизиологическая суть которого заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Аддик-тивные агенты: алкоголь, марихуана или сигареты — повышают тонус без особых усилий, только за счет поглощения внешнего психоактивного средства. Однако помогают они лишь вначале, а впоследствии становятся незаменимыми спутниками. Человек часто не догадывается о том, что его переживание «свободы» лишь временно и процесс развития рабства им самим не контролируется. Начинается путь вниз, путь к формированию особого образа жизни, который именуется специалистами аддиктивным.

Учитывая причинную специфику развития тех или иных зависимостей, можно определить средство спасения от различных форм несвободы детей и подростков, тем самым обезопасив их от пагубного воздействия. Таким средством могут быть умение произвольно, осо-

знанно и творчески управлять своими настроениями и переживаниями, искусство релаксации и самопрограммирования. Проблема аддиктивного поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите, что мешает подросткам осознанно обучиться новым, менее травматичным, стереотипам эффективной адаптации.

Выработанные привычки дефектной адаптации, являющиеся зависимостями, охраняются нервной системой как ее главное достояние, осознанно или нет относится к ним сам человек. Поддерживая оптимальный уровень самоуважения, необходимый для сохранения приемлемой личностной интегрированности и ощущения собственной целостности, зависимые субъекты, сами того не подозревая, развертывают глубоко эшелонированную психозащитную оборону против любых попыток освободить их от развившейся зависимости. Причина инертности сформировавшихся психофизиологических стереотипов, обеспечивающих функционирование поведенческих зависимостных привычек, кроется в вездесущности гомеостаза — стремления к поддержанию биохимического и нейро-динамического статус-кво, присущего любой живой системе, в том числе человеческому организму. Для обретения действительной свободы от аддиктивно-го агента нужно не просто принять окончательное и бесповоротное решение о радикальной трансформации всей жизни — необходимо приняться за пересмотр, ревизию привычек, ожиданий и отношений, за перемену всего того, что делает подростка социальной личностью, — ансамбля взаимодействий с другими людьми и способов реагирования на жизненные ситуации [4, с. 7]. Однако достичь такого мастерства самостоятельно невозможно не только подростку, но и взрослому человеку.

Главное решение лежит в духовной области, оно связано с осознанием принципиальной позиции индивидуума относительно того, жить или не жить. Истин-

№ 1, 2009

ная духовность состоит в принятии решения жить и стремлении быть как можно свободнее, счастливее и радостнее и для себя, и для других. Без такого жизнеутверждающего решения эффективно освободиться от зависимости вряд ли возможно, так как каждый человек в глубине души остается хозяином самого себя. Разрубить путы, удерживающие в рабстве зависимости, одним ударом в принципе невозможно. Для этого необходимо проделать непростую внутреннюю работу, в процессе которой освободиться от иллюзий, заблуждений и самооб-манов, которые поддерживают существование неэффективных псевдоадапта-ционных стереотипов. Важно системно и последовательно проанализировать все за и против, определяющие личное отношение к зависимостному образу жизни [4, с. 9]. Подросток подвержен иллюзии самоизлечения и самостоятельного освобождения от плена аддикции, однако слишком поздно понимает, что сам по себе путь наименьшего сопротивления рано или поздно приводит человека на край бездны.

К. В. Сельченок предлагает рассматривать аддиктов как душевно больных людей, избравших свой путь добровольно, но постепенно утративших способность самостоятельно оценивать происходящее и возможность освободиться собственными силами. Угнетающее зависимого субъекта ограничение свободы является осознанным и добровольным лишь в самом начале его пути к саморазрушению. Психологическая свобода заключается в способности индивидуума самостоятельно сделать то, чего он хочет на самом деле. Существуют свобода реализации (поступков) и свобода желаний (хотений, расположений, тяготений, предпочтений, приоритетов). Причина развития аддиктивного поведения — в неумении человека целиком опереться на самого себя. «Умению же этому, — считает ученый, — необходимо последовательно и методически грамотно обучаться, ибо генетически оно не наследуется, а должно быть приобрете-

но подобно изучению грамоты или освоению арифметического счета» [4, с. 9].

Ответы на вопросы о том, почему из поколения в поколение переходит культ никчемности человека, почему он не верит в себя и свои силы, кроются в типичных представлениях детей и подростков «группы риска» о себе: «я тупой», «урод», «бестолочь», «у меня руки не из того места растут», «дебил», «олух», «отморозок», «выродок», «меня убить мало», «кровопийца», «сволочь». Известно, что сложившийся в детстве образ «Я» является квинтэссенцией программ поведения человека в жизни; повзрослевшие дети, не имея других образцов воспитания, реализуют программы, проверенные временем. С разрывания пут ограничивающей личностное развитие аддикции начинается совершенно новая жизнь, которая вовсе не обязательно окажется беспроблемной и комфортно-уютной. Возможно, новая стрессовая ситуация подтолкнет подростка к «привычному образу жизни» и возвратит в компанию «единомышленников». Но все же есть надежда, что Божественное начало постепенно возьмет верх над началом животным и механическим.

Интересны результаты исследования И. Ю. Селиной относительно динамики изменения уровня ценностных ориентаций подростков-девиантов. Рост ценностных ориентаций, по ее мнению, способствует формированию у подростков способностей быть субъектом ответственного поведения, жить в гармонии с собой и миром, иными словами, является мощным средством профилактики и нейтрализации девиантного поведения в молодежной среде [5, с. 65]. У ребят появляется масса новых поводов для размышления над своей жизнью, открывается немалое число причин к самоуважению, обнаруживается, что мир полон людей, нуждающихся в помощи, оказывать которую и интересно, и приятно.

При работе с подростками, да и со взрослыми людьми нельзя забывать, что само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимости еще не

означает полного исцеления. В большинстве случаев недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости; избавившись от одной зависимости, подросток может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто.

Детское аддиктивное поведение — явление распространенное, однако подчеркнем, что уделять внимание важно не только крайне тяжелым его формам. Большого и своевременного внимания требуют к себе такие подростки, чей уход от реальности пока еще не нашел яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации [4, с. 498].

Почему же профилактика аддиктив-ного поведения приобретает особую значимость в подростковом возрасте? Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. Во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции: стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. К важным особенностям этого периода относятся появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки самоопределения.

В рамках проводимого нами эксперимента при знакомстве с детьми и подростками «группы риска» им предлагается заполнить приведенную ниже схему.

«Урожай всегда такое, какое посев и уход» (пословица)

Схема идентификации личности подростка

Внимательно рассматривая рисунок, ребенок самостоятельно пытается объяснить увиденное в соответствии с уровнем своего развития. Если он отказывается заполнять схему, ссылаясь на непонимание задания, педагог, учитывая

возрастные особенности, предлагает сделать это совместно и с помощью наводящих вопросов подводит ребенка к предполагаемым ответам. Например: «Человек подобен дроби: числитель — что реально из себя представляет, зна-

111!111Й1И1!Ш № 1,

менатель — что думает о себе. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь (Л. Н. Толстой). Как ты думаешь, в какой части рисунка это нагляднее всего представлено?»

По мере своего развития подросток дополняет схему, расширяя тем самым представления о себе. В итоге он должен получить достоверные сведения о чертах своего характера, преобладающем темпераменте, силе воли, увлечениях; т. е. своего рода комплекс необходимых знаний для достижения поставленных целей, причем сформулированных самостоятельно. Процесс заполнения схемы растянут во времени и не всегда имеет предполагаемый педагогом результат. Коррекция сопровождает каждый этап личностного роста ребенка и является неотъемлемой частью работы подростка над собой. Большую роль в процессе идентификации личности детей и подростков «группы риска» имеют, на наш взгляд, следующие формы работы: групповая, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, встречи, лекции, ролевые игры, психогимнастика, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты, экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники.

Регулярно проводимые тематические беседы помогают детям почувствовать уверенность в себе, задуматься о насущном, например о времени. «Что дороже всего на свете? Время. Что теряем без сожаления и бесполезно? Время! Чем не дорожим и пренебрегаем больше всего? Временем! Потеряем время — потеряем себя! Потеряем все! Когда потеряем мы самую ничтожную вещь, то ищем ее, а потерю времени даже не осознаем». В ходе беседы подросток должен осознать, что сила жизни — в мгновении. Используя песочные часы, мы подводим его к мысли о скоротечности времени: что минуту назад было будущим, на его глазах из настоящего превращается в прошлое. Как же извлекать из мгновения максимум возможного? Лишь осознавая

его. Тогда не останется времени ни на сожаления, ни на беспокойства, и будет только то, с чем мы непосредственно имеем дело.

Рассмотрим примерное содержание этапов профилактической деятельности.

1. Диагностический: диагностика личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчи-вость, неустойчивая Я-концепция, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.).

2. Информационно-просветительный: расширение компетенции подростка в таких важных областях, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных ад-диктивных механизмов, видов аддиктив-ной реализации, динамики развития ад-диктивного процесса и последствий; тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие в себя формирование и развитие навыков работы над собой (например, формирование таких важных для межличностных отношений качеств, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к своей личности и личностям окружающих).

Вышеперечисленные этапы сопровождаются специфическими психологопедагогическими методами, среди которых — переубеждение, переключение, вовлечение в деятельность, стимулирование, сотрудничество, доверие, открытый диалог, свобода выбора, увлечение, коллективный анализ и оценка, контроль и самоконтроль, самооценка деятельности и поведения, личный пример.

Оказывая психолого-педагогическую помощь детям и подросткам «группы риска», нельзя забывать о регулярности и систематичности проводимой работы. Важно вовлекать детей в различные виды деятельности, которые можно разбить на четыре основных направления: традиции, городские (районные) праздники, конкурсы, фестивали; круглогодичные досуговые мероприятия; организация каникулярного отдыха; конкурсы, тематические смотры [6].

В заключение отметим, что процесс формирования подрастающего поколения, целью которого является воспитание компетентного гражданина России, на современном этапе идет крайне медленно. Экономический кризис, охвативший мир, неизбежно приведет к усугублению кризиса духовного, и без того достаточно плотные ряды детей и подростков «группы риска» пополнят новые ребята, подверженные психологической

зависимости, — одной из самых запутанных и трудноразрешимых из всех стоящих перед человечеством проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интересы и потребности современных детей и подростков / под общ. ред. Н. Ю. Синяги-ной. — СПб. : КАРО, 2007. — 144 с.

2. Подростки XXI века. Психолого-педагоги-ческая работа в кризисных ситуациях / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. — М. : ВАКО, 2007. — 256 с.

3. Психологическая карта учащегося группы риска / авт.-сост. И. В. Чумаков. — Волгоград : Учитель, 2008. — 462 с.

4. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2007. — 592 с.

5. Селина, И. Ю. Динамика изменения уровня ценностных ориентаций подростков-девиантов / И. Ю. Селина // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 11. — С. 63—65.

6. Шведова, И. Жизнь на свежую голову / И. Шведова // Психология. — 2007. — № 12. — С. 148—152.

Поступила 27.12.08.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ

И. В. Безрукаеоеа, преподаватель кафедрыг социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета, bezrukavova_irin@mail.ru

Автором приводится характеристика особенностей детей с задержкой психического развития. Анализируются возможности формирования у таких детей гражданской позиции в условиях обучения в интегрированной школе.

Ключевыге слова: гражданская позиция; задержка психического развития; интегрированное воспитание; коррекционное воздействие; нравственное воспитание.

Все чаще в нашем обществе мы мо- различными организациями по оказанию

жем наблюдать детей с ограниченными медицинской и психологической помощи.

возможностями здоровья, в том числе с Между тем речь идет о гражданах, об-

задержкой психического развития. Но не ладающих абсолютно всеми правами, за-

у каждого из них в полной мере сформи- фиксированными в Конституции Россий-

рована гражданская позиция, не все они ской Федерации (ст. 19, п. 2), и в этом

владеют информацией о предоставля- смысле ничем не отличающихся от

ющихся им льготах, о взаимодействии с остальных детей и подростков, которые

© Безрукавова И. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.