ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Н. Б. Назарова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В статье рассматриваются характерные черты зависимой личности с целью своевременной и эффективной профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков «группы риска».
Ключевыге слова: подростки с девиантным поведением; аддиктивная личность; наркомания.
шая часть взрослого населения, безотносительно к этнической принадлежности, профессиональному статусу и уровню благосостояния, имеет травмирующий опыт тяготящей зависимости. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными дозами алкоголя, он все равно находит для себя лазейку в круговерти повседневности, через которую «убегает» на время в «альтернативное состояние». Таким состоянием может быть азартная игра или будоражащий нервы экстрим. Все это играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения у подрастающего поколения.
Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случае обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обычной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации [6, с. 79]. Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим [1, с. 172].
Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна, и добровольна. Подросток страдает от невозможности избавиться от нее, и в то же время только он сам может принять окончательное решение об освобождении. Бо© Назарова Н. Б., 2009
Десакрализация человеческих ценностей, обесценивание чувств любви и добра, духовная незрелость являются злободневными вопросами современного общества. Из всех стоящих перед человечеством затруднений едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой оказывается проблема психологической зависимости. «Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. Современному обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия» [10, с. 3].
По данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые, поскольку в выраженной форме аддиктивное (зависимое) поведение имеет такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации среди современных подростков. Сегодня боль-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лее того, зависимые люди, сами того не зная, тратят немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, выковывая себе цепи своими же усилиями. Церковь называет это бесов-ством, материалистическая наука — наркоманией и алкоголизмом.
Психологическая зависимость может быть представлена в виде образа, который и является символом проблемы. Как правило, в случае сильной мотивации подростка на отказ от употребления он имеет агрессивный, угрожающий характер и изображается, например, в виде монстра с красными глазами, копытами, густой шерстью. В случае отрицания проблемы зависимость передается образом, который отражает достаточно лояльное отношение человека к ней. Часто это пушистый зверек: зайчик, белка, кошка. В случае категорического отказа подростков от лечения символом зависимости выбирается орел, ворона или пантера. Наконец, в случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости изображается, с одной стороны, демоническим, а с другой — жалким, потрепанным, например, в виде черта со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками.
Как двойник человека образ зависимости несет информацию о его чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. В ходе психологического консультирования зависимость принимается как часть собственного «Я», меняется, что свидетельствует о ее ослаблении; постепенно создается почва для восстановления контроля над поведением на основе нового образа «Я». В народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком, неумеренно употребляющим алкоголь, бытует уже давно. В древних литературных текстах он выступает в разных обличиях: Горя-Злосчастия, Хмеля и др., однако у всех них просматриваются бесовские черты. Так, Хмель заявляет, что владеет всеми, кто упивается: «Мудрую ими
яко же хочу». Процесс овладения человеком раскрывается им так: «Одна малая чашка — во здравие, другая — на веселие, третья — во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и начну место себе строить в нем. Если же пятую и шестую — тогда обрету власть и стану строить свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнут желать много пития» [9, с. 245].
Ю. М. Орлов различает поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение: «Образ — это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что содержит определенный смысл (для данного человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры)» [8, с. 28]. Управление поведением в таком случае сводится к управлению образами нашего сознания; источниками образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости (образ своего зависимого «Я»), что повышает чувствительность к проблеме [12, с. 369—370].
Рассмотрим более подробно одну из наиболее опасных форм аддиктивного поведения — наркотическую зависимость. Как показывает исследование Е. В. Змановской, употребление наркотиков в России за последние 10 лет достигло уровня социальной катастрофы [4, с. 133]. Формирование философии наркомании во многом происходило под влиянием взглядов Т. Лири на природу человека и понимания жизненных задач. Объявленный современниками психоделическим пророком, Т. Лири главной задачей человеческой жизни считал достижение чувственного необусловленно-
№ 4, 2009
го наслаждения, соматического восторга, генетической трансцендентации и ней-роэлектрического экстаза. Достичь этих состояний, по его мнению, можно путем употребления LSD, мескалина, марихуаны, психотерапии Перлза, психогенетических хирургических операций и электрического раздражения мозга [2, с. 220]. Т. Лири был лишен права заниматься психотерапевтической практикой из-за профнепригодности, полученной в результате экспериментирования со своим сознанием с применением LSD. Однако философия психоделического подхода к человеку продолжает влиять на умы, особенно юные, провозглашая наслаждение жизненной задачей человека.
Российские и зарубежные ученые выделяют следующие клинические признаки наркотической зависимости: непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества; сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема; употребление с целью смягчить синдром отмены; повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах); снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах); игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков; психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления [7, с. 71].
Среди мотивов первичного употребления выделяются: атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации), субмиссивные (стремление к принадлежности и одобрению группы), гедонистические (получение специфического физического удовольствия), гиперактивации (повышение тонуса и самооценки), псевдокулътур-ные (демонстрация какого-то качества, например взрослого поведения), позна-вателъно-исследователъские (любопытство, стремление к новым впечатлениям) [4, с. 134].
Дж. Ханзян в качестве ведущих проблем химически зависимых называет базовые трудности саморегуляции в че-
тырех основных сферах: чувств, самооценки, взаимоотношений, заботы о себе [11, с. 28]. Характерные черты аддиктив-ной личности подростков наиболее ярко прослеживаются во взаимоотношениях. Аддиктивные подростки не чувствуют себя «хорошими», и это мешает им иметь удовлетворяющие их отношения с другими людьми.
Химические вещества выступают мощным средством против внутреннего чувства пустоты и дисгармонии. Скрывая свою уязвимость, дети, склонные к зависимости, используют такие защитные механизмы, как избегание, отрицание, отказ от реальности, утверждение собственной самодостаточности, агрессия и бравада [4, с. 136]. По Х. Когуту, «наркотик служит замещением дефекта в психологической структуре» [11, с. 36].
Очевидное личностное нарушение, связанное с наркотиками, — это нарушение способности заботиться о себе. Оно проявляется в «наплевательском» отношении к себе, в игнорировании смертельно опасных последствий употребления наркотика и в конечном счете в мощной саморазрушительной тенденции. Как утверждает Е. В. Змановская, большинство героиновых наркоманов знакомы со статистическими фактами, согласно которым средняя продолжительность жизни употребляющего героин — 7 лет, его неизменные спутники — СПИД, гепатит или передозировка, героин — это смерть, а его употребление — вариант самоубийства. Однако знание трагических последствий плохо помогает, и даже смерть от наркотиков близких друзей не всегда может остановить наркомана [4, с. 136].
Современные подростки с девиантным поведением все чаще оказываются аддиктивными личностями и представляют серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
По мнению И. С. Кона, социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в некоторой степени совпа-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дают для разных его форм. К ним он причисляет школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами признаются локус контроля и уровень самоуважения [5, с. 251].
Современные ученые все чаще акцентируют внимание на имеющемся дефиците знаний о деструктивной сущности аддиктивного поведения подростков [3]. Например, не каждый учитель сегодня может внятно прокомментировать, кто из учеников попадает в «группу риска», и перечислить причины, порождающие различные формы отклонений. Отмечается также тенденция не вмешиваться во внутренний мир трудных подростков; взрослые опасаются влиять на мировоззрение детей «группы риска», мотивируя это демонстрируемой жестокостью несовершеннолетних. Учителя, испытывая повышенные нервные нагрузки при низкооплачиваемом труде, видят в активности детей угрозу своему профессиональному самолюбию, поэтому пытаются подавить детскую энергию. Появляющаяся дистанция между воспитателем и воспитанником не способствует доверительным отношениям. Большинство учителей с удовольствием работают с послушными, «удобными» учениками, но, как показывает время, из таких детей часто вырастают зависимые от кого-то (начальника-самодура) или чего-то (алкоголя или наркотиков) люди. Таким образом, недополученные в детстве любовь и одобрение компенсирует патологическая зависимость.
Как бы ни пугал родителей и педагогов подростковый возраст, его наступление неизбежно. Греческому слову «кризис» в китайском языке соответствуют иероглифы, обозначающие «риск, опасность» и «возможность». Кризис — это, прежде всего, поворотный момент в жизни человека, возможность заново построить отношения с миром. Американский психолог Э. Эриксон признавал, что наибольшее количество психологических
кризисов приходится на первые 15 лет жизни человека. Развитие подростка происходит скачками и характеризуется яркими быстрыми изменениями в его поведении и психике. Переживая этот возрастной период, ребенок одновременно хочет и стать взрослее, и оставаться маленьким. Брать ответственность за свое поведение подростку становится крайне невыгодно, поэтому временами он инфантилен, неуверен в себе, зависим от друзей и близких, несамостоятелен. Все чаще ребенка начинают интересовать сверстники противоположного пола и вопросы, связанные с сексуальным поведением людей. Подросток испытывает одновременно интерес к окружающему миру и тревогу по поводу своего места и роли в нем.
В заключение отметим, что профилактика зависимого поведения более эффективна, нежели грамотные и высокопрофессиональные попытки разрешения вышеобозначенной проблемы, и в первую очередь входит в обязанности семьи. Современные подростки кроме материальных благ нередко лишены любви и элементарной заботы, им не хватает человеческого участия родителей в деле воспитания. Ни телевизор, ни компьютер не заменит им искренности отношений, не научит их ценить жизнь, не объяснит им смысла бытия, не приведет их к гармонии между мыслями и чувствами, словами и поступками. Лишь книги — вечные спутники человека разумного бескорыстно компенсируют недостающие знания, помогая подростку выжить в сложном мире, осознать причины непонимания между родителями и детьми, смириться с мыслью о неизбежности конфликтов со сверстниками, найти свое место в мире и достойно занять его, веря в себя и свои силы. Главное, чтобы подросток знал об их существовании и был способен к самопознанию, не воспринимал жизнь как нечто сытное, сладкое, лишенное проблем, а был бы готов к встрече с трудностями, мог противостоять ударам судьбы, сопротивляться искушениям.
№ 4, 2009
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. — М. : Политиздат, 1987. — 319 с.
2. Данилин, А. Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости / А. Г. Данилин. — М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — 521 с.
3. Егоров. Ю. А. Расстройства поведения подростков / Ю. А. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб. : Речь, 2005. — 448 с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Змановская. — М. : Изд. центр «Академия», 2007. — 288 с.
5. Кон, И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. — 252 с.
6. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. — М. : Медпресс, 2001. — 432 с.
7. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. — Женева ; СПб., 1998.
8. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. — М. : Просвещение, 1991.— 287 с.
9. Послание о Хмеле // Памятники литературы древней Руси. ХУ11 век. Кн. 2. — М. : Худож. лит., 1989. — 736 с.
10. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2007. — 592 с.
11. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с.
12. Психология подростка : полн. рук. / под общ. ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 512 с.
Поступила 27.12.08.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ВМХ-СПОРТЕ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Е. В. Акайкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
Автором рассматриваются пути совершенствования методов развития скоростно-силовых качеств гонщиков в ВМХ-спорте. Приводятся результаты педагогического эксперимента по применению биомеханического стимулятора в тренировочном процессе.
Ключевыге слова: скоростно-силовые качества; ВМХ-спорт; биомеханическая стимуляция; трениро-
вочный процесс.
Научно-технический прогресс, современные научно обоснованные методы тренировки, постоянно улучшающиеся условия жизни, а также стремление человека к постоянному совершенствованию, и в первую очередь к физическому, являются основой неудержимого развития спорта, совершенствования методики тренировки.
Очевидно, что дальнейший рост спортивных результатов требует постоянного совершенствования методики тренировки. Если долгое время применять одни и те же упражнения, организм спортсмена постепенно адаптируется к ним. Для преодоления такой адаптации необходимы новые пути улучшения физических качеств. Одним из них может быть использование комплексной про-
граммы с применением силовых и скоростно-силовых упражнений различного по масштабам воздействия, выполняемых на тренажерных устройствах. Они позволяют избирательно воздействовать на различные группы мышц, в том числе отстающие.
Анализ деятельности гонщиков на соревнованиях по ВМХ-спорту, а также опрос ведущих тренеров России показывают, что спортивные результаты у юных гонщиков зависят от уровня скоростносиловых качеств и технической подготовки. Ввиду технической сложности этого вида спорта большая часть подготовительного периода спортсменов ВМХ тратится на обучение и совершенствование техники экстрим-спорта, а повышение специальных физических качеств
© Акайкина Е. В., 2009