Научная статья на тему 'Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением'

Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1611
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / АДДИКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАРКОМАНИЯ / TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOUR / ADDICTIVE PERSONALITY / DRUG HABIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарова Нина Борисовна

В статье рассматриваются характерные черты зависимой личности с целью своевременной и эффективной профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic Traits of an Addictive Personality of Teenagers with Deviant Behaviour

The article centers on characteristic traits intrinsic to addictive personality in order to effectively and timely prevent deviant behaviour among children and teenagers belonging to risk groups.

Текст научной работы на тему «Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Н. Б. Назарова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

В статье рассматриваются характерные черты зависимой личности с целью своевременной и эффективной профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков «группы риска».

Ключевыге слова: подростки с девиантным поведением; аддиктивная личность; наркомания.

шая часть взрослого населения, безотносительно к этнической принадлежности, профессиональному статусу и уровню благосостояния, имеет травмирующий опыт тяготящей зависимости. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными дозами алкоголя, он все равно находит для себя лазейку в круговерти повседневности, через которую «убегает» на время в «альтернативное состояние». Таким состоянием может быть азартная игра или будоражащий нервы экстрим. Все это играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения у подрастающего поколения.

Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случае обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обычной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации [6, с. 79]. Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим [1, с. 172].

Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна, и добровольна. Подросток страдает от невозможности избавиться от нее, и в то же время только он сам может принять окончательное решение об освобождении. Бо© Назарова Н. Б., 2009

Десакрализация человеческих ценностей, обесценивание чувств любви и добра, духовная незрелость являются злободневными вопросами современного общества. Из всех стоящих перед человечеством затруднений едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой оказывается проблема психологической зависимости. «Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. Современному обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия» [10, с. 3].

По данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые, поскольку в выраженной форме аддиктивное (зависимое) поведение имеет такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации среди современных подростков. Сегодня боль-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

лее того, зависимые люди, сами того не зная, тратят немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, выковывая себе цепи своими же усилиями. Церковь называет это бесов-ством, материалистическая наука — наркоманией и алкоголизмом.

Психологическая зависимость может быть представлена в виде образа, который и является символом проблемы. Как правило, в случае сильной мотивации подростка на отказ от употребления он имеет агрессивный, угрожающий характер и изображается, например, в виде монстра с красными глазами, копытами, густой шерстью. В случае отрицания проблемы зависимость передается образом, который отражает достаточно лояльное отношение человека к ней. Часто это пушистый зверек: зайчик, белка, кошка. В случае категорического отказа подростков от лечения символом зависимости выбирается орел, ворона или пантера. Наконец, в случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости изображается, с одной стороны, демоническим, а с другой — жалким, потрепанным, например, в виде черта со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками.

Как двойник человека образ зависимости несет информацию о его чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. В ходе психологического консультирования зависимость принимается как часть собственного «Я», меняется, что свидетельствует о ее ослаблении; постепенно создается почва для восстановления контроля над поведением на основе нового образа «Я». В народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком, неумеренно употребляющим алкоголь, бытует уже давно. В древних литературных текстах он выступает в разных обличиях: Горя-Злосчастия, Хмеля и др., однако у всех них просматриваются бесовские черты. Так, Хмель заявляет, что владеет всеми, кто упивается: «Мудрую ими

яко же хочу». Процесс овладения человеком раскрывается им так: «Одна малая чашка — во здравие, другая — на веселие, третья — во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и начну место себе строить в нем. Если же пятую и шестую — тогда обрету власть и стану строить свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнут желать много пития» [9, с. 245].

Ю. М. Орлов различает поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение: «Образ — это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что содержит определенный смысл (для данного человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры)» [8, с. 28]. Управление поведением в таком случае сводится к управлению образами нашего сознания; источниками образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости (образ своего зависимого «Я»), что повышает чувствительность к проблеме [12, с. 369—370].

Рассмотрим более подробно одну из наиболее опасных форм аддиктивного поведения — наркотическую зависимость. Как показывает исследование Е. В. Змановской, употребление наркотиков в России за последние 10 лет достигло уровня социальной катастрофы [4, с. 133]. Формирование философии наркомании во многом происходило под влиянием взглядов Т. Лири на природу человека и понимания жизненных задач. Объявленный современниками психоделическим пророком, Т. Лири главной задачей человеческой жизни считал достижение чувственного необусловленно-

№ 4, 2009

го наслаждения, соматического восторга, генетической трансцендентации и ней-роэлектрического экстаза. Достичь этих состояний, по его мнению, можно путем употребления LSD, мескалина, марихуаны, психотерапии Перлза, психогенетических хирургических операций и электрического раздражения мозга [2, с. 220]. Т. Лири был лишен права заниматься психотерапевтической практикой из-за профнепригодности, полученной в результате экспериментирования со своим сознанием с применением LSD. Однако философия психоделического подхода к человеку продолжает влиять на умы, особенно юные, провозглашая наслаждение жизненной задачей человека.

Российские и зарубежные ученые выделяют следующие клинические признаки наркотической зависимости: непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества; сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема; употребление с целью смягчить синдром отмены; повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах); снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах); игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков; психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления [7, с. 71].

Среди мотивов первичного употребления выделяются: атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации), субмиссивные (стремление к принадлежности и одобрению группы), гедонистические (получение специфического физического удовольствия), гиперактивации (повышение тонуса и самооценки), псевдокулътур-ные (демонстрация какого-то качества, например взрослого поведения), позна-вателъно-исследователъские (любопытство, стремление к новым впечатлениям) [4, с. 134].

Дж. Ханзян в качестве ведущих проблем химически зависимых называет базовые трудности саморегуляции в че-

тырех основных сферах: чувств, самооценки, взаимоотношений, заботы о себе [11, с. 28]. Характерные черты аддиктив-ной личности подростков наиболее ярко прослеживаются во взаимоотношениях. Аддиктивные подростки не чувствуют себя «хорошими», и это мешает им иметь удовлетворяющие их отношения с другими людьми.

Химические вещества выступают мощным средством против внутреннего чувства пустоты и дисгармонии. Скрывая свою уязвимость, дети, склонные к зависимости, используют такие защитные механизмы, как избегание, отрицание, отказ от реальности, утверждение собственной самодостаточности, агрессия и бравада [4, с. 136]. По Х. Когуту, «наркотик служит замещением дефекта в психологической структуре» [11, с. 36].

Очевидное личностное нарушение, связанное с наркотиками, — это нарушение способности заботиться о себе. Оно проявляется в «наплевательском» отношении к себе, в игнорировании смертельно опасных последствий употребления наркотика и в конечном счете в мощной саморазрушительной тенденции. Как утверждает Е. В. Змановская, большинство героиновых наркоманов знакомы со статистическими фактами, согласно которым средняя продолжительность жизни употребляющего героин — 7 лет, его неизменные спутники — СПИД, гепатит или передозировка, героин — это смерть, а его употребление — вариант самоубийства. Однако знание трагических последствий плохо помогает, и даже смерть от наркотиков близких друзей не всегда может остановить наркомана [4, с. 136].

Современные подростки с девиантным поведением все чаще оказываются аддиктивными личностями и представляют серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По мнению И. С. Кона, социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в некоторой степени совпа-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дают для разных его форм. К ним он причисляет школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами признаются локус контроля и уровень самоуважения [5, с. 251].

Современные ученые все чаще акцентируют внимание на имеющемся дефиците знаний о деструктивной сущности аддиктивного поведения подростков [3]. Например, не каждый учитель сегодня может внятно прокомментировать, кто из учеников попадает в «группу риска», и перечислить причины, порождающие различные формы отклонений. Отмечается также тенденция не вмешиваться во внутренний мир трудных подростков; взрослые опасаются влиять на мировоззрение детей «группы риска», мотивируя это демонстрируемой жестокостью несовершеннолетних. Учителя, испытывая повышенные нервные нагрузки при низкооплачиваемом труде, видят в активности детей угрозу своему профессиональному самолюбию, поэтому пытаются подавить детскую энергию. Появляющаяся дистанция между воспитателем и воспитанником не способствует доверительным отношениям. Большинство учителей с удовольствием работают с послушными, «удобными» учениками, но, как показывает время, из таких детей часто вырастают зависимые от кого-то (начальника-самодура) или чего-то (алкоголя или наркотиков) люди. Таким образом, недополученные в детстве любовь и одобрение компенсирует патологическая зависимость.

Как бы ни пугал родителей и педагогов подростковый возраст, его наступление неизбежно. Греческому слову «кризис» в китайском языке соответствуют иероглифы, обозначающие «риск, опасность» и «возможность». Кризис — это, прежде всего, поворотный момент в жизни человека, возможность заново построить отношения с миром. Американский психолог Э. Эриксон признавал, что наибольшее количество психологических

кризисов приходится на первые 15 лет жизни человека. Развитие подростка происходит скачками и характеризуется яркими быстрыми изменениями в его поведении и психике. Переживая этот возрастной период, ребенок одновременно хочет и стать взрослее, и оставаться маленьким. Брать ответственность за свое поведение подростку становится крайне невыгодно, поэтому временами он инфантилен, неуверен в себе, зависим от друзей и близких, несамостоятелен. Все чаще ребенка начинают интересовать сверстники противоположного пола и вопросы, связанные с сексуальным поведением людей. Подросток испытывает одновременно интерес к окружающему миру и тревогу по поводу своего места и роли в нем.

В заключение отметим, что профилактика зависимого поведения более эффективна, нежели грамотные и высокопрофессиональные попытки разрешения вышеобозначенной проблемы, и в первую очередь входит в обязанности семьи. Современные подростки кроме материальных благ нередко лишены любви и элементарной заботы, им не хватает человеческого участия родителей в деле воспитания. Ни телевизор, ни компьютер не заменит им искренности отношений, не научит их ценить жизнь, не объяснит им смысла бытия, не приведет их к гармонии между мыслями и чувствами, словами и поступками. Лишь книги — вечные спутники человека разумного бескорыстно компенсируют недостающие знания, помогая подростку выжить в сложном мире, осознать причины непонимания между родителями и детьми, смириться с мыслью о неизбежности конфликтов со сверстниками, найти свое место в мире и достойно занять его, веря в себя и свои силы. Главное, чтобы подросток знал об их существовании и был способен к самопознанию, не воспринимал жизнь как нечто сытное, сладкое, лишенное проблем, а был бы готов к встрече с трудностями, мог противостоять ударам судьбы, сопротивляться искушениям.

№ 4, 2009

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. — М. : Политиздат, 1987. — 319 с.

2. Данилин, А. Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости / А. Г. Данилин. — М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — 521 с.

3. Егоров. Ю. А. Расстройства поведения подростков / Ю. А. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб. : Речь, 2005. — 448 с.

4. Змановская, Е. В. Девиантология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Змановская. — М. : Изд. центр «Академия», 2007. — 288 с.

5. Кон, И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. — 252 с.

6. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. — М. : Медпресс, 2001. — 432 с.

7. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. — Женева ; СПб., 1998.

8. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. — М. : Просвещение, 1991.— 287 с.

9. Послание о Хмеле // Памятники литературы древней Руси. ХУ11 век. Кн. 2. — М. : Худож. лит., 1989. — 736 с.

10. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2007. — 592 с.

11. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с.

12. Психология подростка : полн. рук. / под общ. ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 512 с.

Поступила 27.12.08.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ВМХ-СПОРТЕ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Е. В. Акайкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Автором рассматриваются пути совершенствования методов развития скоростно-силовых качеств гонщиков в ВМХ-спорте. Приводятся результаты педагогического эксперимента по применению биомеханического стимулятора в тренировочном процессе.

Ключевыге слова: скоростно-силовые качества; ВМХ-спорт; биомеханическая стимуляция; трениро-

вочный процесс.

Научно-технический прогресс, современные научно обоснованные методы тренировки, постоянно улучшающиеся условия жизни, а также стремление человека к постоянному совершенствованию, и в первую очередь к физическому, являются основой неудержимого развития спорта, совершенствования методики тренировки.

Очевидно, что дальнейший рост спортивных результатов требует постоянного совершенствования методики тренировки. Если долгое время применять одни и те же упражнения, организм спортсмена постепенно адаптируется к ним. Для преодоления такой адаптации необходимы новые пути улучшения физических качеств. Одним из них может быть использование комплексной про-

граммы с применением силовых и скоростно-силовых упражнений различного по масштабам воздействия, выполняемых на тренажерных устройствах. Они позволяют избирательно воздействовать на различные группы мышц, в том числе отстающие.

Анализ деятельности гонщиков на соревнованиях по ВМХ-спорту, а также опрос ведущих тренеров России показывают, что спортивные результаты у юных гонщиков зависят от уровня скоростносиловых качеств и технической подготовки. Ввиду технической сложности этого вида спорта большая часть подготовительного периода спортсменов ВМХ тратится на обучение и совершенствование техники экстрим-спорта, а повышение специальных физических качеств

© Акайкина Е. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.