Научная статья на тему 'Профилактическое воздействие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных к лишению свободы'

Профилактическое воздействие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW ENFORCEMENT / ФУНКЦИИ ОТРАСЛИ ПРАВА / ЦЕЛИ / GOALS / ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF PENAL LAW / СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / INDUSTRY / FUNCTION RIGHTS / CRIME PREVENTION TOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарев Владимир Викторович

Автор рассматривает профилактическое воздействие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных к лишению свободы и определяет перспективные направления его развития. Произошедшие позитивные изменения социально-политического характера в России формируют иную парадигму исполнения наказания, где предупредительный процесс выходит на новый уровень своего существования. Предлагаются новые профилактические задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства, а также рассматривается классификация уголовно-исполнительных средств профилактики преступлений в местах лишения свободы. В заключение предлагается система мер общего, индивидуального и особого порядка, к каждой группе мер предусматриваются правовые основания их применения в отношении осужденных. Проведенный анализ позволяет утверждать, что предупредительный процесс и его обеспечение является одним из наиболее перспективных путей совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства. Указанный подход позволяет пересмотреть взгляд не только на цели, задачи, принципы уголовно-исполнительного законодательства, но и на систему мер профилактики в учреждениях ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive effects of criminal executive law against sentenced to imprisonment

The author considers the preventive effect of penal legislation in respect of persons sentenced to imprisonment and identifies promising directions of its development. The occurred positive changes in social and political nature in the Russian state, form a different paradigm of punishment execution, where a warning process to a new level of existence. In this paper the author offers new preventive objectives and principles of penal law, and also considers the classification of penitentiary means of crime prevention in prisons. In conclusion, the author proposes a system of general measures of individual and special order, as well as provide to each group the legal basis of their application of measures against convicted. The analysis allows the author to assert that the warning process and support is one of the most promising ways of perfection of criminal-executive legislation. This approach allows you to review the opinion not only on the goals, objectives, principles of penal legislation, but also on the system of preventive measures in institutions the FPS of Russia.

Текст научной работы на тему «Профилактическое воздействие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных к лишению свободы»

Сведения об авторе

Бондарь Максим Александрович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), адъюнкт, инженер отделения информационно-технического обеспечения, связи и вооружения. E-mail: m.bondar@kifsin.ru

Information about author

Bondar Maksim Aleksandrovich: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk), post-graduate student, an senior engineer of information technologies department. Email: m.bondar@kifsin.ru

УДК 343.81

В. В. Бочкарев

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Автор рассматривает профилактическое воздействие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных к лишению свободы и определяет перспективные направления его развития. Произошедшие позитивные изменения социально-политического характера в России формируют иную парадигму исполнения наказания, где предупредительный процесс выходит на новый уровень своего существования.

Предлагаются новые профилактические задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства, а также рассматривается классификация уголовно-исполнительных средств профилактики преступлений в местах лишения свободы. В заключение предлагается система мер общего, индивидуального и особого порядка, к каждой группе мер предусматриваются правовые основания их применения в отношении осужденных.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что предупредительный процесс и его обеспечение является одним из наиболее перспективных путей совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства.

Указанный подход позволяет пересмотреть взгляд не только на цели, задачи, принципы уголовно-исполнительного законодательства, но и на систему мер профилактики в учреждениях ФСИН России.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; функции отрасли права; цели, задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства; средства предупреждения преступлений.

V. V. Bochkarev PREVENTIVE EFFECTS OF CRIMINAL EXECUTIVE LAW AGAINST SENTENCED TO IMPRISONMENT

The author considers the preventive effect of penal legislation in respect of persons sentenced to imprisonment and identifies promising directions of its development. The occurred positive changes in social and political nature in the Russian state, form a different paradigm of punishment execution, where a warning process to a new level of existence.

In this paper the author offers new preventive objectives and principles of penal law, and also considers the classification of penitentiary means of crime prevention in prisons. In conclusion, the author proposes a system of general measures of individual and

© Бочкарев В. В., 2016.

special order, as well as provide to each group the legal basis of their application of measures against convicted.

The analysis allows the author to assert that the warning process and support is one of the most promising ways of perfection of criminal-executive legislation.

This approach allows you to review the opinion not only on the goals, objectives, principles of penal legislation, but also on the system of preventive measures in institutions the FPS of Russia.

Keywords: criminal law enforcement; industry; function rights, goals, objectives and principles of penal law; crime prevention tool.

Деятельность Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе характеризуется новыми идеями и подходами к исполнению уголовных наказаний. Улучшение технологии реализации уголовно-правовых мер защиты общества предусмотрено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предполагающей: совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития; гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Обеспечение целей законодательства и перспективных направлений развития ФСИН России возможно путем внедрения новых форм и методов работы с осужденными, которые должны найти соответствующее правовое закрепление. Однако, прежде чем исследовать конкретные меры воздействия на осужденных, необходимо четко определиться с фундаментальными основами уголовно-исполнительного законодательства. Речь идет о принципах уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивающих стабильное развитие общества и норм отрасли права.

В области отечественного пенитенциарного права под принципом уголовно-исполнительного законодательства понимаются руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты

политики государства в сфере исполнения наказаний [4, с. 183]. По мнению А. С. Михлина, принципы уголовно-исполнительного права — это «руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний» [3, с. 70]. Таким образом, принципы отрасли права «пронизывают» все уголовно-исполнительное законодательство, в ином случае тот или иной правовой аспект не вписывается в уголовно-исполнительные правоотношений.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет утверждать, что далеко не все фундаментальные основы, заложенные в борьбе государства с преступлениями и соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства, нашли свое отражение в ст. 8 УИК РФ. Так, в ст. 2 Федерального закона «О безопасности» предусматривается принцип «приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности». Для реализации указанного принципа п. 45 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации предусматривает, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, разработки и использования специальных мер, направлен-

ных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

Таким образом, законодательство, определяющее безопасность общества и государства, значительное место отводит профилактике, которая должно реализовываться в том числе при исполнении различных видов уголовных наказаний.

Для реализации профилактического направления при исполнении наказаний законодатель в 1997 г. в УИК РФ предусмотрел цель уголовно-исполнительного законодательства — «предупреждение совершения осужденными новых преступлений» (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). Под данным направлением деятельности мы понимаем целенаправленное профилактическое правовое воздействие уголовно-исполнительных норм, закрепляющих применение в отношении осужденных к лишению свободы определенной системы средств и мер, основным предназначением которых при их реализации является обеспечение целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, связанных с предупреждением со стороны осужденных новых преступлений.

Наличие цели предполагает соответствующую систему средств, однако законодатель до сих пор не представил юридическую конструкцию мер профилактики. Очевидно, что в дальнейшем будет правильным и логичным шагом законодателя предусмотреть на уровне уголовно-исполнительного закона такую профилактическую систему всех типов уголовных наказаний.

Если говорить более детально, то исходя из криминологических основ меры профилактики разделяются на общие меры, т. е. применяемые ко всем осужденным без исключения, и индивидуальные — направленные на отдельные категории осужденных, требующих такого внимания [1, с. 354]. Применение индивидуальных мер зависит от многих обстоятельств: объекта профилактики (самого осужденного), субъекта профилактики (должностного лица), наличия

соответствующей законодательной базы, организации и др. Если применение общих мер очень плотно связано с приговором суда, четко устанавливается и мало подвержено изменениям, то индивидуальные меры основаны больше на поведении осужденных, что свидетельствует о необходимости творческого подхода при реализации этих мер. В такой ситуации многое зависит от субъектов организации индивидуальной профилактики, прежде всего — соблюдения требований оптимального сочетания «достаточности и необходимости». Именно такой подход предполагает принцип «рационального применения средств предупреждения осужденными новых преступлений», где «необходимость» — это минимально допустимый объем и интенсивность мер, а «достаточность» — это максимально допустимый порог их применения. Примерно так же понимается «рациональность» в ряде иных источников, где указанное понятие подразумевает «разумность или рассудочность» [5, с. 569].

Если мы выходим за пределы указанного диапазона, то, с одной стороны, позволяем определенным категориям осужденных вести противоправную деятельность, с другой — индивидуальные предупредительные меры превращаются в карательные, что требует более серьезных ресурсов и средств, а в условиях оптимизации персонала ФСИН России это не представляется возможным.

В поддержку указанной мысли следует упомянуть о принципе «рационального применения средств исправления», что закреплено также в ч. 1 ст. 1 УИК РФ. Складывается такая ситуация, что по отношению к цели исправления указанный принцип предусмотрен в законе, а по отношению к цели предупреждения он отсутствует.

Наиболее «яркой» предупредительной мерой, используемой в местах лишения свободы, является применение сотрудниками к осужденным физической силы специальных средств и огне-

стрельного оружия (ст. 86 УИК РФ, ст. 29-31 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Для обеспечения рационального применения указанных мер профилактики законодатель определил, что интенсивность применения мер безопасности определяется с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Таким образом, указанные меры применяются в минимальном объеме и только для пресечения противоправного действия. Такую же позицию можно привести по отношению к иным мерам индивидуальной профилактики, к которым относятся реализация мер дисциплинарной ответственности, изменение вида исправительного учреждения и условий, постановка осужденных на профилактический учет.

Рассмотренные выше меры носят исключительно профилактический характер и не имеют целью покарать осужденного. В то же время рассматриваемые меры в связи с их реализацией могут нести ряд правовых ограничений, воспринимаемых осужденными как кару за совершенное преступление.

Как известно, содержание наказания в виде лишения свободы включает изоляцию и правовые ограничения. Это и есть сущность наказания, которое соединяется с исправительным и профилактическим процессом. В советский период работы учреждений он назывался «карательно-воспитательный процесс», где кара — это само наказание, воспитание — это исправление, содержащее профилактику. Именно в таком ключе трактовались фундаментальные основы исправительно-трудового законодательства. Однако в связи с гуманизацией наказаний профилактический процесс выходит на уровень целей уголовно-исполнительного законодательства. Такой подход уравнивает процесс исправления и профилактики при сохранении карательной сущности наказания.

Таким образом, цель исправления имеет законодательную структуру, где предусмотрены задачи («определение средств исправления осужденных» — ст. 2 УИК РФ), принципы («рациональное применения средств исправления осужденных и соединения наказания с исправительным воздействием» — ст. 8 УИК РФ) и средства обеспечения (ст. 9 УИК РФ). Логика подсказывает, что подобная система должна быть предусмотрена и для профилактического направления деятельности. Исходя из проведенного анализа, считаем необходимым дополнить ст. 1 УИК РФ, сформулировав ее в следующей редакции:

«Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации».

В области принципов также следует предложить следующую редакцию ст. 8 УИК РФ:

«Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления, мер предупреждения новых преступлений и стимулирования право-

послушного поведения, соединения наказания с исправительным и предупредительным воздействием».

Средства профилактического направления, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, можно классифицировать по следующим основаниям:

- по виду предупреждаемого правонарушения средства предупреждения подразделяются на меры предупреждения преступлений и средства предупреждения нарушений режима отбывания наказания;

- по правовому основанию их применения средства профилактики подразделяются на меры, определяемые приговором суда (общие меры), средства, основанные на отклоняющемся поведении осужденного (криминологические меры), и меры, основанные на особой криминологической характеристике совершенного преступления и личности осужденного (меры безопасности);

- по видам нормативных правовых актов, в которых они содержатся, средства профилактики подразделяются на меры, закрепленные на уровне закона, средства, закрепленные в ведомственных нормативных документах, а также меры, нашедшие свое отражение и в законе, и ведомственных нормативных правовых актах (смешанные).

Помимо указанных выше основных классификационных групп, меры профилактического направления можно подразделить:

- по структуре средства предупреждения совершения осужденными новых преступлений классифицируются на простые средства предупреждения преступлений и сложные. Простые средства содержат в себе один элемент: например, цензура корреспонденции, проверка наличия осужденных, применение физической силы, специальных средств и оружия. Сложные же в себе несут несколько элементов: так, например, надзор за осужденными к лишению свободы содержит систему средств

профилактики, такие как использование инженерно-технических средств, контроль посылок, бандеролей, передач, контроль передвижения осужденных, изъятие запрещенных предметов и др.;

- по содержанию, средства предупреждения правонарушений подразделяются на средства материального характера и средства процессуального характера. Меры материального характера представляют собой конкретные право-ограничения осужденных к лишению свободы, а сама процедура реализации указанных ограничений носит процессуальный характер. Также к процессуальным мерам относится порядок реализации прав и законных интересов осужденных, к примеру, предупредительный характер носит процедура проведения свидания осужденных;

- по времени реализации средства профилактического направления делятся на средства срочного и бессрочного характера;

- по субъектам применения средств профилактики меры предупреждения можно подразделить на средства, применяемые судом, и средства, применяемые администрацией исправительных учреждений;

- по воздействию на правовой статус осужденных средства профилактики можно разделить на меры, изменяющие правовой статус осужденных к лишению свободы, и не имеющие такого воздействия.

Общими средствами предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях являются: изоляция, охрана, надзор, конвоирование, цензура корреспонденции, контроль телефонных переговоров, инженерно-технические средства, раздельное содержание разных категорий осужденных, меры процедурного характера, меры организационного характера, запреты и обязанности осужденных, обязательное получение осужденными профессионального образования, профессионального обучения, а также общего образования. Основанием применения данных мер явля-

ется вступивший в законную силу приговор суда.

Индивидуальными (криминологическими) средствами предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях являются: изменение вида исправительного учреждения, изменение условий отбывания наказания, постановка осужденного на профилактический учет, применение мер пресечения нарушений режима отбывания наказания, меры дисциплинарного воздействия, а также нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных. Основанием применения указанных мер является отклоняющееся от установленных в нормативных правовых актах поведение осужденного в период отбывания наказания.

Меры безопасности позволяют создать дополнительный профилактический рубеж для особых категорий осужденных, которые включают в себя: запрет предоставления права передвижения без конвоя, запрет выезда за пределы исправительного учреждения, запрет перевода в колонию-поселение, особый порядок вывода за пределы исправительного учреждения, особый порядок конвоирования, особый порядок передвижения осужденных в пределах территории исправительного учреждения, изолированное содержание, особенности получения образования и привлече-

ния к труду, а также определенные особенности осуществления надзора за данными категориями осужденных и др. Основанием применения указанных мер является особая криминологическая характеристика совершенного преступления и личности преступника.

На уровне уголовно-

исполнительного закона, а не ведомственных нормативных актов, следует предусмотреть:

а) систему мер предупреждения правонарушений среди осужденных (отдельная глава);

б) определение охраны и конвоирования осужденных, надзора за ними;

в) правила цензуры корреспонденции;

г) правила пользования инженерно-техническими средствами предупреждения правонарушений;

д) запреты и обязанности осужденных к лишению свободы;

е) основания и процедуру постановки осужденных на профилактический учет.

Указанные изменения в уголовно-исполнительном законодательстве позволят сформулировать завершенную систему предупреждения правонарушений в местах лишения свободы, а также дополнительно обеспечить права осужденных в этой значимой предупредительной сфере.

Литература

1. Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Г. А. Аванесова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 575 с.

2. Маликов Б. З., Фазлыева Л. Н. О значении и единстве принципов института исполнения лишения свободы и принципов уголовно-исполнительного законодательства // Уголовно-исполнительное право. — 2015. — № 1. — С 5-11.

3. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / отв. ред. А. С. Михлин. — М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.

4. Уголовно-исполнительное право : учебник: в 2 т. / под общ. ред. Ю. И. Калинина. — 2-е изд. испр. и доп. — М.; Рязань: Логос; Академия права и управления ФСИН России, 2006. — Т. 1: Общая часть. — 444 с.

5. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — 840 с.

Сведения об авторе

Бочкарев Владимир Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), преподаватель кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе. E-mail: bochkar22@rambler.ru

Information about the author

Bochkarev Vladimir Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), lecturer of the department of organization and supervision regime in penal system. E-mail: bochkar22@rambler.ru

УДК 343.81

П. В. Голодов

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассмотрены актуальные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, представлена краткая характеристика данной категории осужденных. На основе результатов социологического исследования, проведенного автором среди руководителей женских исправительных учреждений, сформулированы предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики, определены перспективные направления научно-исследовательской работы по проблемам ресоциализации осужденных женщин.

Предлагается выделение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации самостоятельной главы, регламентирующей вопросы исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении женщин; расширение оснований и количества выездов за пределы исправительного учреждения, предоставляемым осужденным женщинам; создание открытых условий отбывания наказания; создание региональных центров комплексной реабилитации и социальной адаптации осужденных женщин, освободившихся из мест лишения свободы; разработка модельной программы по социальному сопровождению женщин, освободившихся из мест лишения свободы; создание на территории женских исправительных учреждений специализированных отделений для совместного проживания осужденных женщин со своими детьми; повышение психолого-педагогической компетентности сотрудников, работающих в непосредственном контакте с осужденными женщинами, и ряд других мер.

Ключевые слова: женская преступность; уголовное наказание; лишение свободы; осужденные женщины; ресоциализация осужденных женщин; средства исправления.

© Голодов П. В., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.