Научная статья на тему 'Профилактические рекомендации по повышению адаптационных возможностей личности и снижению риска возникновения синдрома выгорания у медицинских работников'

Профилактические рекомендации по повышению адаптационных возможностей личности и снижению риска возникновения синдрома выгорания у медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптационные возможности личности / медицинские работники / копинг-стратегии / adaptive capabilities of the individual / medical workers / emotional burnout / preventive recommendations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тонкошкурова Екатерина Юрьевна, Малышев Иван Викторович

В статье рассматривается проблематика адаптации личности и преодолевающего поведения медицинских работников в современных условиях. В эмпирическом исследовании анализируются результаты изучения адаптационного потенциала личности и копинг-стратегий на примере медицинских специалистов. В рамках исследования установлено, что большинство работников медучреждения имеют нормальный уровень адаптации. При этом доминирующими копинг-стратегиями специалистов являются: конфронтационный копинг, дистанцирование и планирование решения проблемы. Комбинация данных стратегий обеспечивает медицинскому работнику с разным успехом, с некоторым уровнем гибкости решать сложившиеся проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive recommendations for improving the adaptive capabilities of the individual and reducing the risk of burnout syndrome in medical workers

The article deals with the problems of personal adaptation and emotional burnout of medical workers in modern conditions of reality. The previously obtained results are summarized, which indicate a high risk of emotional burnout and a decrease in adaptive capabilities. A number of possible recommendations have been prepared aimed at improving the adaptive capacity of the personality of medical workers and early prevention emotional burnout.

Текст научной работы на тему «Профилактические рекомендации по повышению адаптационных возможностей личности и снижению риска возникновения синдрома выгорания у медицинских работников»

DOI: 10.17689/psy-2022.2.6 УДК 159.9

Профилактические рекомендации по повышению адаптационных возможностей личности и снижению риска возникновения синдрома выгорания у медицинских работников © 2022 Тонкошкурова Екатерина Юрьевна*, Малышев Иван

Викторович**

* магистрант факультета психолого-педагогического и специального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования и социальных взаимодействий» Саратовского государственного университета (г.Саратов) e-mail:

e. tonko shkurovaa@mail. ru ** кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного университета (г. Саратов), e-mail:

iv.999@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблематика адаптации личности и преодолевающего поведения медицинских работников в современных условиях. В эмпирическом исследовании анализируются результаты изучения адаптационного потенциала личности и копинг-стратегий на примере медицинских специалистов. В рамках исследования установлено, что большинство работников медучреждения имеют нормальный уровень адаптации. При этом доминирующими копинг-стратегиями специалистов являются: конфронтационный копинг, дистанцирование и планирование решения проблемы. Комбинация данных стратегий обеспечивает медицинскому работнику с разным успехом, с некоторым уровнем гибкости решать сложившиеся проблемы.

Ключевые слова, адаптационные возможности личности, медицинские работники, копинг-стратегии.

Preventive recommendations for improving the adaptive capabilities of the individual and reducing the risk of burnout syndrome in medical workers

©2022 Tonkoshkurova Ekaterina Yurievna*, Malyshev Ivan Viktorovich**

* master student of the Faculty of Psychological-Pedagogical and Special Education in the direction "Psychological-Pedagogical Education", training profile "Psychology of Education and Social Interactions" of the Saratov State University

(Saratov, Russia) e. tonko shkurovaa@mail .ru ** Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

Annotation: The article deals with the problems of personal adaptation and emotional burnout of medical workers in modern conditions of reality. The previously obtained results are summarized, which indicate a high risk of emotional burnout and a decrease in adaptive capabilities. A number of possible recommendations have been prepared aimed at improving the adaptive capacity of the personality of medical workers and early prevention emotional burnout.

Key words: adaptive capabilities of the individual, medical workers, emotional burnout, preventive recommendations.

Проблематика изучения трудных психических состояний работников и связанный с этим адаптационный потенциал личности является одними из ведущих в психологической науки. Сегодня каждого работника рассматривают как отдельную личность, со своими особенностями и потенциалом, который в полной мере мог бы раскрыться и реализоваться в процессе работы. В свою

очередь учреждение должно сделать все возможное для организации трудового процесса таким образом, чтобы каждый трудящийся в ней человек ощущал себя комфортно. Адаптация личности сотрудников является базовым этапом на пути становления профессионалом. Хорошо адаптированный к рабочему процессу сотрудник напрямую влияет на развитие организации.

Важно отметить, что понятие адаптация является многозначным, и имеет достаточной большой разброс значений, а также рассматривается в различных научных направлениях и имеет достаточно широкий диапазон определений. Так, в психологии личности - это развитие черт и особенностей личности и изменений познавательных свойств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с аспектами функционирования эмоционально-волевой сферы человека. В социальной психологии - это реорганизация модели управления поведением с целью быть интегрированным в общественную среду путем усвоения определенных правил, норм, поведения, достижения определенного социального положения в обществе и при этом сохранить без воздействия на собственную эмоциональную сферу [1].

Протекающий в условиях оптимального развития процесс социально-психологической адаптации в конечном результате обеспечивает человеку переход в состояние адаптивности. Под состоянием социально-психологической адаптивности следует понимать наиболее эффективную и качественную реализацию личностью имеющихся в ней задатков, возможностей, умений и личностного потенциала в определенной значимой для личности сфере деятельности [2].

Адаптационный потенциал, с позиции А.М. Богомолова, представлен как

феномен личностный, который позволяет провести параллель с

дезапдаптивными состояниями, оценить механизмы регуляции личности в

контексте актуальных социально-психологических отношений, включения

личность в разнообразные виды деятельности [3]. Согласно структурно-

функциональному подходу, адаптационный потенциал - это адаптационные

способности, внутриличностные инстанции, позволяющие личности

72

эффективно приспосабливаться к изменяющимся и стрессогенным условиям [4]. А.Г. Маклаков, А.А. Сидорова рассматривают личностный адаптационный потенциал. Авторы описывают его через совокупность устойчивых личностных показателей, которые обеспечивают успешную социально-психологическую адаптацию [5].

Н.В. Гафарова при изучении социально-психологических показателей адаптации и эмоционального выгорания медицинских работников утверждает, что способность устанавливать и удерживать социально конструктивные стратегии взаимодействия обеспечивают социальную поддержку и гибкость репертуара ролей медицинского работника [6].

В этой связи сегодня особенно актуальна проблема адаптационного потенциала личности в контексте синдрома эмоционального выгорания сотрудников медицинских учреждений. Особенностью этого является определенная специфика и система труда в области здравоохранения. Медицинские работники имеют высокий риск возникновения эмоционального выгорания и часто нуждаются в повышении своего адаптационного потенциала личности. Такой темп работы медицинских специалистов приводит к постоянной социально-психологической нагрузке и создает психоэмоциональное напряжение.

Исходя из этого, целью нашей работы является на основании полученных ранее результатов подготовить рекомендации, направленные на улучшение адаптационных возможностей личности медицинских работников и ранней профилактики эмоционального выгорания.

Методика исследования Эмпирические методы психодиагностического тестирования: опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана, опросник выгорания (перегорания) К. Маслач. Исследование проводилось на базе НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии СГМУ в количестве 104 испытуемых от 26 до 45 лет.

Результаты исследования и рекомендации

73

Исходя из полученных результатов следует, что сотрудники медучреждения имеют нормальный уровень адаптации и в основном адаптивные копинг-стратегии. В то же время обнаружен высокий риск возникновения и прогрессирования эмоционального выгорания. В целом, это говорит о необходимости выработке рекомендаций, направленных на улучшение адаптационных возможностей личности медицинских работников и ранней профилактики эмоционального выгорания.

Каждый сотрудник независимо от того есть ли у него опыт работы или это вновь принятый член команды, сталкивается с необходимостью адаптироваться к произошедшим изменениям.

Новым сотрудникам, недавно принятым на работу, приходится адаптироваться к коллективу, руководству, стандартам и нормам, корпоративным правилам и т.д. Сотрудникам, которые давно в компании, приходится также адаптироваться к новичкам, в случае смены руководства с новым начальником или каким-либо изменениям в стандартах работы, одним словом независимо от стажа работы и должности каждому сотруднику нужно быстро и качественно приспособиться к изменениям.

Существует множество видов, методов и стратегий, которые используются в процессе адаптации, и главной их целью является максимально быстро ввести нового сотрудника в должность и получить от него полную отдачу и высокую производительность.

Каждому руководителю нужно уделять время для прохождения адаптационного периода, это поможет снизить текучесть кадров, снизить расходы на мотивацию и повысить лояльность. Шанс того что новопринятый сотрудник уволится в первую же неделю работы увеличивается в случае если никто не занимался вопросом его адаптации, не ознакомил с новым местом работы и коллективом.

Основной целью адаптации новых сотрудников заключается в том, чтобы:

• сотрудник самостоятельно и за минимальный срок научился выполнять свои обязанности;

• не испытывал тревогу и неуверенность на новом месте;

• сотрудник смог почувствовать себя полноценным членом команды и неотъемлемой частью компании.

Проводить работу по адаптации сотрудников могут:

• Руководитель;

• Коллеги;

• Координатор;

• Наставник.

Методы и затраты на адаптацию различных категорий сотрудников будут значительно отличаться друг от друга. Для адаптации квалифицированного работника возможно использовать различные тренинги, проводить инструктаж и совещания, онлайн обучение, неформальное времяпровождение с другими сотрудниками.

Для адаптации молодого и неопытного специалиста занимает больше времени и требует более детального введения в должность, в этом может помочь: любые принятые в компании нормы сопровождения, закрепление за опытным сотрудником, тренинги, аттестации и инструктажи. Сотрудники массового набора, обычно проходят минимальную адаптацию, которая содержит: вводный инструктаж по технике безопасности, ознакомление с должностными обязанностями, временное закрепление более опытного специалиста в качестве наставника или инструктора.

Процесс адаптации сотрудников руководящих должностей уникален для каждого нового руководителя и носит индивидуальный характер. Адаптацию нового сотрудника можно считать успешной в том случае если спустя 6 месяцев после трудоустройства сотрудник:

• не чувствует тревогу и дискомфорт, не пребывает в состоянии постоянного напряжения и стресса;

• знает установленные стандарты работы и способен самостоятельно выполнять их;

• имеет мотивацию для эффективной работы и стремление к совершенствованию и карьерному росту;

• ощущает себя полноценной частью организации и коллектива, поддерживает хорошие, бесконфликтные взаимоотношения с другими сотрудниками.

Самое важное это не недооценивать важность социально-психологической адаптации сотрудников и помнить, что адаптированный сотрудник — это хорошо, как для самого работника, так и для компании в целом. Действия по профилактике эмоционального выгорания у медицинских работников следующие:

• Избегание предъявления слишком высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим людям;

• Обеспечение равномерного распределения удовлетворяющих заданий между сотрудниками;

• Обучение сотрудников распределению времени и техникам релаксации;

• Модификация работ, вызывающих слишком сильный стресс;

• Поощрение формирования групп поддержки;

• Поощрение сотрудников к участию в принятии решений, влияющих на условия работы.

В настоящее время первоочередной базовой частью профилактики эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов еще в период обучения в высшем учебном заведении. Это не только теоретические основы психологии, а и практическое обучение, которое направлено на развитие стрессоустойчивости в жизни и на рабочем месте. На данный момент времени существует немало различных методик, тренингов, советов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания медицинских работников (например, социально-психологические тренинги, деловые игры, &тистрессовые программы и группы поддержки и т.д.).

Таким образом, в рамках психологического сопровождения социально-психологической адаптации медицинского работника необходимо обеспечить всестороннюю поддержку работника. На ранних стадиях необходимо диагностировать снижение показателей мотивации, развития эмоционально негативного состояния, развития неблагоприятных факторов эмоционального выгорания. Необходимо проводить разнообразные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию показателей социально-психологической адаптации, улучшению социально-психологического климата в коллективе.

Литература:

1. Дикая Л.Г. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский // Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия. Тверь, 2016. С. 15—32.

2. Мамина В.П. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого года обучения медицинского ВУЗа / В.П. Мамина // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №7 — С. 87.

3. Богомолов А.М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности / А.М. Богомолов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3 (43). С. 27-31.

4. Богомолов А.М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А.М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 53-58.

5. Маклаков, А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе / А.Г.Маклаков, А.А. Сидорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 4. С. 41-51.

6. Гафарова Н.В. Взаимосвязь профессионального выгорания и стратегий социально-психологической адаптации медицинских работников / Н.В. Гафарова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 40. С. 120-123.

References:

77

1. Dikaja L.G. Sovremennoe sostojanie i perspektivy issledovanijj adaptacii i realizacii professionala / L.G. Dikaja, A.L. Zhuravlev, A.N. Zankovskijj // Psikhologija, upravlenie, biznes: problemy vzaimodejjstvija. Tver', 2016. S.

2.Mamina V.P. Osobennosti social'no-psikhologicheskojj adaptacii studentov pervogo goda obuchenija medicinskogo VUZa / V.P. Mamina // Obshhestvo: sociologija, psikhologija, pedagogika. 2021. №7 — S. 87

3.Bogomolov A.M. Vozrastnaja izmenchivost' adaptacionnogo potenciala lichnosti / A.M. Bogomolov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 3 (43). S. 27-31.

4.Bogomolov A.M. Strukturno-funkcional'nyjj podkhod k ocenke adaptacionnogo potenciala lichnosti / A.M. Bogomolov // Sibirskijj psikhologicheskijj zhurnal. 2008. № 28. S. 53-58. 15—32

5. Maklakov A.G. Formirovanie adaptacionnogo potenciala lichnosti i ego razvitie v processe obuchenija v vuze / A.G.Maklakov, A.A. Sidorova // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2011. T. 5. № 4.

5. 41-51.

6. Gafarova N.V. Vzaimosvjaz' professional'nogo vygoranija i strategijj social'no-psikhologicheskojj adaptacii medicinskikh rabotnikov / N.V. Gafarova // Sborniki konferencijj NIC Sociosfera. 2013. № 40. S. 120-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.