Научная статья на тему 'Профилактические меры снижения риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции'

Профилактические меры снижения риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охранно-конвойные подразделения полиции / профессиональное выгорание / профессиональный стресс / профессиональная деформация / профилактика / security and convoy police units / professional burnout / professional stress / professional deformation / prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анна Евгеньевна Федулова

Рассматривается проблема развития профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции. Анализируются предикаты и сопряженные с профессиональным выгоранием явления: профессиональная адаптация, профессиональный стресс, феномен недоверия, профессиональная деформация. Характеризуется специфика несения службы в охранно-конвойных подразделениях полиции, создающая условия риска профессионального выгорания. Акцентируется внимание на том, что профессиональное выгорание выражается в личностно-психологическом выхолащивании сотрудника, снижением морально-этических норм, ухудшением выполнения служебной деятельности, нарушением дисциплины, правопорядка и законности. На основе проведенного исследования аргументированы основные подходы, направления и содержательная характеристика профилактической работы, содействующей снижению риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анна Евгеньевна Федулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive measures to reduce the risk of professional burnout among employees of security and escort units of the police

The article deals with the problem of the development of professional burnout among the employees of the security and escort units of the police. The predicates and phenomena associated with professional burnout are analyzed: professional adaptation, professional stress, the phenomenon of distrust, professional deformation. The specifics of service in the security and convoy units of the police, which creates conditions for the risk of professional burnout, are characterized. Attention is focused on the fact that professional burnout is expressed in the personal and psychological emasculation of an employee, a decrease in moral and ethical standards, a deterioration in the performance of official activities, a violation of discipline, law and order and legality. On the basis of the conducted research, the main approaches, directions and substantive characteristics of preventive work that helps to reduce the risk of professional burnout among employees of security and convoy police units are reasoned.

Текст научной работы на тему «Профилактические меры снижения риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции»

Научная статья УДК 159.99; ББК 88.3

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-43-49 EDN: https://elibrary.ru/RTDHZR NIION: 2018-0077-1/24-421 MOSURED: 77/27-024-2024-01-620

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Профилактические меры снижения риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции

Анна Евгеньевна Федулова

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматривается проблема развития профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции. Анализируются предикаты и сопряженные с профессиональным выгоранием явления: профессиональная адаптация, профессиональный стресс, феномен недоверия, профессиональная деформация. Характеризуется специфика несения службы в охранно-конвойных подразделениях полиции, создающая условия риска профессионального выгорания. Акцентируется внимание на том, что профессиональное выгорание выражается в личностно-психологическом выхолащивании сотрудника, снижением морально-этических норм, ухудшением выполнения служебной деятельности, нарушением дисциплины, правопорядка и законности. На основе проведенного исследования аргументированы основные подходы, направления и содержательная характеристика профилактической работы, содействующей снижению риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции.

Ключевые слова: охранно-конвойные подразделения полиции, профессиональное выгорание, профессиональный стресс, профессиональная деформация, профилактика

Для цитирования: Федулова А. Е. Профилактические меры снижения риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 43-49. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-43-49. EDN: RTDHZR.

Original article

Preventive measures to reduce the risk of professional burnout among employees ofsecurity and escort units ofthe police

Anna E. Fedulova

Tyumen Institute for Advanced Training ofEmployees of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Tyumen, Russia,

[email protected]

Abstract. The article deals with the problem of the development of professional burnout among the employees of the security and escort units of the police. The predicates and phenomena associated with professional burnout are analyzed: professional adaptation, professional stress, the phenomenon of distrust, professional deformation. The specifics of service in the security and convoy units of the police, which creates conditions for the risk of professional burnout, are characterized. Attention is focused on the fact that professional burnout is expressed in the personal and psychological emasculation of an employee, a decrease in moral and ethical standards, a deterioration in the performance of official activities, a violation of discipline, law and order and legality. On the basis of the conducted research, the main approaches, directions and substantive characteristics of preventive work that helps to reduce the risk of professional burnout among employees of security and convoy police units are reasoned.

Keywords: security and convoy police units, professional burnout, professional stress, professional deformation, prevention

For citation: Fedulova A. E. Preventive measures to reduce the risk of professional burnout among employees of security and escort units of the police II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):43-49. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2024-l-43-49. EDN: RTDHZR.

© Федулова A. E., 2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

43

Введение. В целях сохранения преемственности традиций, приумножения накопленного опыта и улучшения деятельности охранно-конвойных подразделений полиции, в 2002 году была утверждена официальная дата их образования - 13 мая 1938 года [1]. Несмотря на то, что прошло уже более двадцати лет с момента начала современного периода деятельности охранно-конвойных подразделений полиции, научных исследований, посвященных правовым [4, с. 47], социальным, психологическим аспектам, связанным с особенностями несения службы в данных подразделениях явно недостаточно. Несение службы в охранно-конвойных подразделениях связано с рядом специфических условий, на основе которых развивается синдром профессионального выгорания. Проблема профессионального выгорания и сопряженные с ним аспекты, отрицательно влияющие на несение службы и качество выполняемых функций сотрудниками, а также вопросы профилактики данного явления требуют не только научно-теоретической разработанности, но и практико-ориентированных исследований, что является целью данной статьи.

Впервые термин «выгорание» (burn out), для объяснения комплекса психологических проявлений в виде постоянной неудовлетворенности, профессионального разочарования, крайней психологической усталости, низкой физической выносливости и деморализации сотрудников, был описан американским психиатром X. Фроуденбергером. В отечественной психологии первые разработки и изучение данного явления принадлежат известному российскому психологу Б. Г. Ананьеву, который в 80-е годы прошлого века стал использовать термин «эмоциональное выгорание», для объяснения данного феномена у профессионалов, работающих в трудовой сфере «человек - человек» (учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов и др.). В 90-е годы XX века данное явление стало предметом самостоятельного психологического исследования в работах Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Гришеной, Г. А. Зариповой, В. Е. Орел, А. А. Руковишникова, В. В. Бойко и др., также был разработан диагностический инструментарий для определения выраженности уровня эмоционального выгорания. Так как синдром эмоционального выгорания напрямую связан со спецификой профессиональной деятельности, то на основе проведенных исследований стал употребляться термин «профессиональное выгорание» (Т. Н. Ронгинская).

В научных исследованиях, посвященных вопросам профессионального выгорания у сотрудников правоохранительной сферы, рассматривается достаточно широкий круг сопряженных с данным термином психологических явлений: профессиональная адаптация, профессиональная стагнация, профессиональный стресс, феномен недоверия, профессиональная деформация. Перечисленные психологические явления тесно взаимосвязаны с профессиональным выгоранием, предшествуют ему или являются его следствием, но их нельзя рассматривать как синонимы, каждый из них имеет свою специфику и степень выраженности у кон-

кретного человека. Учитывая высокий уровень стрес-согенности, связанной с несением службы в охранно-конвойных подразделениях, необходима разработка профилактических мер, направленных на снижение риска появления профессионального выгорания, так как это отрицательно влияет на личность сотрудников и эффективность выполняемой деятельности.

В рамках раскрытия темы определим объект, предмет и задачи исследования. Объект исследования - профессиональное выгорание у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции. Предмет исследования - профилактические меры, направленные на снижение риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции. Задачи исследования: 1) описать специфику профессионального стресса, связанного с несением службы в охранно-конвойных подразделениях полиции; 2) дать содержательную характеристику и сравнительный анализ явлений, сопряженных с профессиональным выгоранием у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции: профессиональная адаптация, профессиональная стагнация, феномен недоверия, профессиональная деформация; 3) обосновать профилактические меры, направленные на снижение риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции.

Результаты исследования могут быть применены в работе руководителей охранно-конвойных подразделений полиции при организации и управлении служебной деятельностью, повышению профессионализма сотрудников, развитию профессиональной мотивации, личностного роста сотрудников, проведении работы по улучшению социально-психологического климата коллектива, общей и индивидуальной воспитательной работы с личным составом.

Описание исследования. Проблема развития профессионализма сотрудников органов внутренних дел является одной из наиболее актуальных в современной науке, связана с личностным совершенствованием и высокой эффективностью выполнения профессиональных задач, что в полной мере относится к сотрудникам охранно-конвойных подразделений полиции [5, с. 61] (далее - охранно-конвойные подразделения). Развитие профессионализма обычно представляется как движение к новым вершинам освоения профессионального мастерства, что является необходимым в быстроизме-няющихся условиях современного общества, развития техники и технологий, цифровизации многих аспектов профессиональной деятельности.

Специфика условий несения службы в охранно-конвойных подразделениях определяется тем, что сотрудники вынуждены длительное время находиться в ограниченном пространстве, испытывать постоянное психологическое напряжение, находиться в полной готовности к возникновению нештатных и чрезвычайных ситуаций, так как со стороны спецконтингента могут поступать угрозы, провокации, конфликты, членовредительство, замышляться планы и осуществляться действия побега, а при транспорти-

ровке спецконтингента нападения с целью освобождения подозреваемых или осужденных со стороны третьих лиц [6, с. 323].

Также к стрессогенным факторам следует отнести ряд условий несения службы: обязательное исполнение четкого распорядка несения службы; условия работы, ограничивающие или исключающие спонтанность в общении и взаимодействии с людьми; выполнение рутинных, однообразных действий; в то время как со стороны спецконтингента постоянно наблюдается нарушения распорядка, возникновение конфликтных ситуаций, непредсказуемость развития ряда возникающих ситуаций, необходимость применения оружия в чрезвычайных ситуациях, наличие риска для собственного Здоровья и жизни и др.

Психологический аспект высокой стрессогенности условий реализации профессиональной деятельности для сотрудников охранно-конвойных подразделений определяется совокупностью факторов: фактор опасности, дефицита времени, внезапности и новизны, неопределенности, ряда других факторов объективного и субъективного характера. Стрессогенность условий профессиональной деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений формируется из таких явлений как высокий уровень эмоциональной напряженности, присутствие сложно прогнозируемых и непредвиденных обстоятельств.

Конфликтный (или потенциально конфликтный) характер ситуаций, на фоне которых развертывается и осуществляется несение службы в охранно-конвойных подразделениях, имеет постоянно высокий уровень эмоциональной напряженности, что в результате приводит к профессиональному выгоранию. Конфлик-тогенность деятельности проявляется в самых разных формах. Спецконтингент, большую часть которого составляют антиобщественные элементы, не имеющие морально-нравственные ограничений, игнорируют социальные и правовые нормы. В то время как сотрудник обязан строго соблюдать законность, при этом сохранять самоконтроль поведения, повышенную психологическую устойчивостью, не поддаваться провокациям, негативному психологическому заражению конфликтных ситуаций [2]. Все это предъявляет высокие требования не только к личностным качествам сотрудника охранно-конвойных подразделений, но и их психологической и физической готовности.

Профессиональный стресс, связанный с несением службы в охранно-конвойных подразделениях. Характеризуя влияние профессионального стресса на организм и психику сотрудника охранно-конвойных подразделений, следует отметить, позитивные и негативные его последствия. Развитие стрессового реагирования проходит три стадии. Первая стадия характеризуется комплексом положительных явлений: мобилизация сил организма для осуществления быстрых и сильных действий, соответственно учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, усиливается тонус мышц, регуляция обмена веществ улучшает иммунитет, увеличивается выброс в кровь кислорода (увеличивает-

ся объем легких, учащается дыхание), надпочечники вырабатывают адреналин.

Таким образом, на первой стадии осуществляется молниеносная мобилизация организма и «боевая» готовность к решительным действиям. На второй стадии, такая готовность организма поддерживается в течение длительного времени в течение до трех суток (и в том случае, если не происходит каких-либо чрезвычайных ситуаций). Третья стадия характеризуется полным истощением сил организма и нервной системы, сотрудник начинает испытывать усталость, раздражительность, апатию и ряд других негативных проявлений. Неумение грамотно «сбрасывать» отрицательное воздействие на психику и организм, приводит к состоянию хронического стресса, то есть сотрудник постоянно чувствует физическую усталость, внутреннюю опустошенность, теряется интерес к службе, происходит потеря самоконтроля, появляются замедленные действия и реакции, возникают нарушения служебной дисциплины и законности [7, с. 49].

Стрессоустойчивость сотрудника охранно-конвойных подразделений зависит, в первую очередь, от базовых психофизиологических характеристик (сильный и уравновешенный тип нервной системы, хорошие физические данные), атакже от психологической и профессиональной подготовки, которой должно уделяться постоянное внимание в органах внутренних дел (огневая подготовка, спортивно-физическая подготовка, морально-психологическая подготовка). Морально-психологическую подготовку обычно характеризуют как процесс, направленный на создание оптимального психологического состояния, формирование внутренней готовности сотрудника, способствующей реализации поставленных служебных задач, выполнение профессионального долга, в напряженной и сложной обстановке (стрессовых ситуациях) несения службы.

Профессиональная адаптация. В общем виде адаптацию рассматривают как процесс приспособления к новым или изменяющимся условиям внешней среды. Соответственно можно говорить, во-первых, об адаптации молодых сотрудников, приступающих к службе в охранно-конвойных подразделениях, во-вторых, об адаптации действующих профессионалов к возникающим новым или изменяющимся внешним условиям несения службы, в контексте рассматриваемой темы -это стрессовые, конфликтные, внештатные, чрезвычайные ситуации, а также, например, изучение и использование новых профессиональных технологий.

Адаптация молодых сотрудников охранно-конвойных подразделений включает как профессиональную, так и социальную адаптацию, что можно охарактеризовать как жизненный период (первичная адаптация длится около трех месяцев), в который происходит активное и осознанное познание и включение в новую профессиональную деятельность, имеющую ряд специфических особенностей. В данный период важным является профессиональная помощь со стороны руководителя подразделения, социально-психологическая поддержка со стороны служебного коллектива [8, с. 238]. Вновь

ЕСКИЕ НАУКИ 45

прибывший сотрудник изучает и соблюдает нормы и правила, у него начинают формироваться устойчивые навыки и привычки, связанные с несением службы именно в охранно-конвойных подразделениях. Следует отметить, что высокий уровень адаптации (быстро достигать высоких результатов в новых условиях) зависит от ряда качеств, в том числе, психофизиологических, поэтому наблюдаются индивидуальные различия.

Профессиональная стагнация, является противоположным качеством профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации сотрудников охранно-конвойных подразделений обусловлено особенностями условий и факторов, в которых происходит несение службы, что может отрицательно воздействовать на функциональные возможности человека. Профессиональная стагнация характеризуется набором отрицательных проявлений и затрагивает все стороны личности: регидная установка на непринятие нового, снижение профессиональной активности, нарастание общей инертности, отсутствие мотивационной установки на профессиональное совершенствование, консерватизм мышления, обеднение эмоциональной и коммуникативной сфер, сужение интересов, истощение функционального резерва [9, с. 28].

Перечисленные особенности несения службы в охранно-конвойных подразделениях, в целом создают такое детерминационное пространство внешней среды, которое блокирует внутреннее развитие личности и совершенствование профессионализма сотрудника. В целом профессиональная стагнация характеризуется регрессией мотивационной сферы (личной заинтересованности) и переориентацией на стимулирующие факторы работы (заработная плата, социальные гарантии, удобный график работы и др.). Таким образом, со стороны руководителя подразделения должна осуществляться планомерная работа по поддержке активного профессионализма (физическая подготовка; огнестрельная подготовка; специальные профессиональные знания, связанные с несением службы, курсы повышения квалификации).

От непосредственного руководителя охранно-кон-войного подразделения требуется поддержание психологически здоровой профессиональной атмосферы, благоприятного социально-психологического климата коллектива, а также проведение воспитательной работы с личным составом (в том числе индивидуальной воспитательной работы с сотрудником). Успешная профессиональная самореализация способствует не только проявлению психофизиологических особенностей индивидуальности (физическая выносливость, эмоционально-волевая устойчивость), но и развитию моти-вационно-потребностной сферы, поддержанию психического здоровья личности, на этой почве возникает ощущение осмысленности собственной жизни, полноты исполнения служебных обязанностей, удовлетворение от несения службы, понимание ее общественной значимости.

Феномен недоверия. Под воздействием специфических условий несения службы в охранно-конвойных

подразделениях у сотрудников формируется профессиональная деструкция - феномен недоверия. Феномен недоверия обладает системностью и распространяется на широкий круг лиц, событий, ситуаций, в конечном итоге приобретая генерализованный контекст, то есть недоверие ко всем людям в любых ситуациях. Данный феномен формируется под воздействием повторения однотипных ситуаций, общения и взаимодействия со спецконтингентом, когда сотрудник охранно-конвой-ного подразделения становится объектом коммуникативных манипуляций, обмана, лжи, недостоверной информации, клеветы. Перечисленные обстоятельства повышают бдительность, осторожность, недоверие, в то же время держат в напряжении длительное время, для снижения эмоциональных нагрузок, формируется психологическая защита - недоверие как личностное качество.

Значительная часть спецконтингента - это лица с пониженной социальной и моральной ответственностью, правовым нигилизмом, совершающие административные правонарушения, аморальные поступки, преступления. Сотрудник охранно-конвойного подразделения, постоянно сталкиваясь с подобными ситуациями, начинает воспринимать окружающий мир как наполненный недобропорядочными, корыстными людьми, способными на любые нарушения закона. А в силу специфики профессиональной деятельности, сотрудник постоянно получает этому подтверждение. Неудивительно, что часть сотрудников, перенимает жаргон спецконтингента, некоторый образ мыслей, снижает собственную морально-нравственную планку, появляется цинизм, недоверие.

Другая часть сотрудников, наоборот повышает свой морально-нравственный стандарт, усиливает самоконтроль поведения, предъявляет более высокие требования к другим. Желая вне профессиональной сферы оградить свое социальное пространство только надежными и морально-нравственными людьми, сотрудник может вести достаточно изолированный образ жизни, стремясь сохранить репутацию высоко нравственного человека, общаясь только в кругу семьи, родственников, близких друзей, с коллегами по службе. С одной стороны - это снижает психологическое напряжение, с другой - с течением времени происходит оскудение коммуникативной сферы, снижаются способности принятия человека во всем многообразии личностных проявлений (узко типологическое восприятие, социальная стереотипизация), а также сужается круг интересов и форм проведения отдыха.

Риск профессионального выгорания, учитывая вышеизложенное, очень высок для сотрудников охранно-конвойных подразделений. Профессиональное выгорание характеризуется динамичностью, поэтапно развиваясь в соответствии с третьей стадией в механизме стресса, описанной ранее. Профессиональное выгорание - это длительный процесс, который протекает в скрытой форме, в результате сотрудник начинает ощущать истощение сил организма, постоянную усталость, душевную опустошенность, психологическую апатию,

без возможности их адекватного восстановления. Причем циклы потери ресурсов при выгорании являются медленными, незаметно и постепенно исчерпывают личностные ресурсы и приводят к профессиональному выгоранию.

В широком смысле под профессиональным выгоранием понимается специфический синдром, который развивается у сотрудника охранно-конвойного подразделения в процессе его профессиональной деятельности, выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждения от людей, с которыми взаимодействует, а также в отсутствии жизненных или профессиональных планов, состоянием постоянной фрустрации (крушение надежд). Профессиональное выгорание приводит к снижению самооценки сотрудника как профессионала, он ощущает потерю компетентности, с трудом справляется со служебными обязанностями, Профессиональное выгорание, всегда связано с чувством неудачи и представляет собой негативный опыт, так развивается кризис личности, в том числе в профессиональной сфере [10, с. 64].

На поведенческом уровне сотрудник охранно-конвойного подразделения остается безучастным (эмоциональное энергосбережение) к большинству ситуаций, возникающим в служебной деятельности, пропуская в том числе и значимые явления (медленно реагирует, недооценивает опасность, снижается способность сочувствовать и переживать, в том числе за результаты своего труда и др.), то есть действует (вернее бездействует) дисфункционально, что может привести к негативным последствиям при несении службы. Профессиональное выгорание имеет только негативные последствия и представляет собой личностный регресс, в этом случае речь идет о смене профессиональной деятельности.

Следствием проявления синдрома «выгорания» является снижение работоспособности человека и продуктивности деятельности. Синдром «выгорания» провоцирует нарушение трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. Часто наблюдаются попытки компенсировать стрессогенное влияния профессиональной среды, что приводят к злоупотреблению алкоголем, лекарственными и психотропными средствами, а в отдельных случаях к суицидному поведению. Профессиональное выгорание является предикатом профессиональной деформации.

Профессиональная деформация - это негативное изменение социально-психологических и морально-нравственных качеств личности. Профессиональная деформация у сотрудников охранно-конвойных подразделений, приводит не только к невозможности несения службы в соответствии с требованиями, но проявляется в морально-нравственной деградации, рукоприкладстве, унижении личного достоинства, цинизме, а также в виде грубых нарушений дисциплины, которые носят систематический характер, в форме неподчинения, в совершении преступных деяний.

Профессиональную деформацию рассматривают как результат устойчивого искажения личностных

и профессиональных качеств сотрудников охранно-конвойных подразделений, под влиянием негативных факторов условий, в которых осуществляется несение службы и генерализация отрицательных (негативных) проявлений на все сферы жизнедеятельности, не только профессиональные, но и семейные [11, с. 52-53]. При профессиональной деформации отрицательные проявления становятся устойчивыми необратимыми качествами личности, несовместимыми с дальнейшим продолжением службы, во многих случаях разрушаются и семейно-брачные отношения.

Как уже отмечалось ранее, именно профессиональное выгорание является основной причиной профессиональной деформации, невозможностью адекватного эмоционального реагирования на различные служебные и жизненные ситуации. Поэтому к проблеме возникновения профессионально-эмоционального выгорания (как ключевого элемента, запускающего целый комплекс отрицательных проявлений) сотрудников охранно-конвойных подразделений требуется особое внимание со стороны руководства, организация и проведение профилактической работы с личным составом.

Профилактические меры снижения риска профессионального выгорания у сотрудников охранно-конвой-ных подразделений полиции. Для разработки основных направлений профилактических мер в указанной сфере, в первую очередь обратимся к рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, разработанным в 1998 году, когда было научно доказано разрушающее влияние профессионального стресса на психическое и физическое состояние (болезни от «стресса») сотрудников, работающих в системе «человек - человек», в том числе сотрудников полиции [12, с. 205].

В разработке профилактических мер, направленных на снижение риска профессионального выгорания сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции, следует учитывать два подхода:

Первый подход ориентирован непосредственно на профилактику профессионального выгорания:

1) массовые профилактические мероприятия (например, спортивные, культурные, просветительские и др.);

2) групповые (например, социально-психологические тренинги и др.); 3) особо важным является обучение сотрудников навыкам саморегуляции, на основе которых они создают индивидуальный стиль совладения со стрессовыми состояниями (развитие эмоционального и волевого самоконтроля, социально-психологической устойчивости, овладение навыками физиологических техник, например, аутогенная тренировка, дыхательная практика, мышечная релаксация или мобилизация и др.). Сформированные навыки позволяют сотруднику охранно-конвойного подразделения поддерживать оптимальное психологическое состояние для выполнения служебных обязанностей и противодействовать разрушительному влиянию стресса, что значительно снижает риск профессионального выгорания.

Второй подход направлен на изменение (оптимизацию, минимизацию) тех условий, которые содержат высокий риск появления профессионального выгорания;

ЕСКИЕ НАУКИ 47

улучшение материально-технических условий службы, современные виды связи и контроля. Таким образом, оба подхода являются важными и взаимосвязанными, но различаются по содержанию. В целом профилактические мероприятия, направленные на работу с личным составом охранно-конвойных подразделений, должны охватывать организационно-управленческие аспекты, профессиональные, социальные и личностные.

По сути, профилактическую составляющую профессионального выгорания так или иначе содержат все виды работы с личным составом в органах внутренних дел, в том числе подразделений охраны и конвоирования:

1. Кадровая работа, начиная с качественного профессионального отбора, то есть соответствия физических, психических, образовательных, морально-нравственных качеств претендентов к требованиям службы в органах внутренних дел; и их сопровождение до завершения службы.

2. Профессиональная подготовка (правовая, служебная, огневая, физическая), направлена на совершенствование профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков), необходимых для совершенствования и наиболее полного исполнения профессиональных функций, в том числе связанных с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия. Качественная профессиональная подготовка повышает стрессоустойчивость сотрудника, эмоциональную и волевую устойчивость [13].

3. Воспитательная работа с личным составом, к которой в данное время предъявляются высокие требования [3], включает пять направлений, в рамках которых, также должна осуществлять работа по профилактике профессионального выгорания:

- морально-психологическая подготовка, является ведущей в воспитательной работе с личным составом, так как сотрудник является образцом правопорядка для граждан, поддерживая достойный образ, как в профессиональной, так и в личной жизни; личный пример и авторитет руководителя являются значимым ресурсом в профилактике профессионального выгорания;

- индивидуальная воспитательная работа входит в компетенцию руководителя подразделения, который должен иметь представление о социально-психологических особенностях каждого сотрудника, образе жизни, жизненных планов, а также трудностях, которые могут иметь место в профессиональной и личной жизни, так как это отражается на психологическом состоянии и готовности к выполнению служебной деятельности;

- информационно-пропагандистская работа, должна включать приобретение знаний сотрудниками о развитии механизма стресса, отрицательного воздействия хронического стресса на физическое состояние организма и угнетающего воздействия на психику, а также способы нейтрализации этих негативных последствий для сотрудника;

- работа по укреплению служебной дисциплины и законности должна проводится постоянно, со стороны руководителя должен присутствовать личный пример, случаи нарушения дисциплины, в том числе

незначительные не должны оставаться без внимания, руководитель должен осуществлять работу по поддержке благоприятного социально-психологического климата коллектива, который служит опорой социального влияния на сотрудника.

- культурно-просветительская работа, должна включать мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, сознательного отношения к своему Здоровью (рациональный режим службы и отдыха, здоровый сон, искоренение вредных привычек, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, личная гигиена и т. п); а также содействовать приобретению новых форм отдыха, эстетическому развитию, что психологически обогащает личность сотрудника.

Заключение. Вышеперечисленные подходы и направления работы, осуществляемые на систематическом уровне, в комплексе повышают профессиональную, психологическую и физическую стрессоустойчивость, создавая профилактическое воздействие на риск формирования синдрома профессионального выгорания в течение всего профессионального пути сотрудника охранно-конвойного подразделения.

Библиографический список

1. Приказ МВД Российской Федерации от 23 октября 2002 г. № 1026 «Об объявлении даты образования охранно-конвойных подразделений полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ МВД Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ МВД Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Майоров, В. И. Охранно-конвойная служба полиции в России: предпосылки формирования и история развития / В. И. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 47-54.

5. Майоров, В. И. Роль и место подразделений ох-ранно-конвойной службы в правоохранительных системах России и зарубежных стран: научный обзор / В. И. Майоров // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. № 4 (58). С. 61-70.

6. Петров, Н. Н. Особенности процесса труда сотрудников охранно-конвойной службы МВД России / Н. Н. Петров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 322-325.

7. Михайлова, Т. В. Психологические последствия профессионального стресса среди сотрудников органов внутренних дел / Т. В. Михайлова // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 3. С. 49-51.

8. Стебнева, Е. В. Социальная адаптация к стрессо-генному влиянию служебной деятельности и профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / Е. В. Стебнева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2 (46). С. 235-238.

9. Гнеушева, А. В. Влияние профессиональной стагнации на процесс профессионального становления личности / А. В. Гнеушева // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1 (27). С. 26-33.

10. Варданян, Ю. В. Преодоление эмоционального выгорания сотрудников органов внутренних дел как ресурс развития психологической безопасности / Ю. В. Варданян, О. М. Воробьева // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 63-75.

11. Лукашева, Н. Ю. Проблемы профилактики профессиональных деформаций у сотрудников полиции / Н. Ю. Лукашева // Современное педагогическое образование. 2019. № 9. С. 51-58.

12. Кобзев, И. Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД / И. Ю. Кобзев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (69). С. 205-209.

13. Хорольский, В. В. Пути совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях / В. В. Хорольский, Е. А. Хенцинский, О. С. Панова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. С. 288-291.

Bibliographic list

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 1026 dated October 23, 2002 «On the announcement of the date of formation of security and convoy police units» // LRS «ConsultantPlus».

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 50 dated February 1, 2018 «On approval of the procedure for organizing service in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 900 dated December 25, 2020 «Issues of organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

4. Mayorov, V I. The security and convoy police service in Russia: prerequisites for the formation and history

of development / V. I. Mayorov // Law and order: history, theory, practice. 2021. No. 4 (31). P. 47 54.

5. Mayorov, V I. The role and place of security and convoy service units in law enforcement systems of Russia and foreign countries: a scientific review /V.l. Mayorov // Legal science and law enforcement practice. 2021. No. 4 (58). P. 61-70.

6. Petrov, N. N. Features of the labor process of employees of the security and convoy service of the Ministry of Internal Affairs of Russia / N. N. Petrov // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2017. Vol. 6. No. 3 (20). P. 322-325.

7. Mikhailova, T. V. Psychological consequences of professional stress among employees of internal affairs bodies / T. V Mikhailova // Psychology and pedagogy of official activity. 2018. No. 3. P. 49-51.

8. Stebneva, E. V Social adaptation to the stressful influence of official activity and professional deformation of employees of internal affairs bodies / E. V Stebneva // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2010. No. 2 (46). P. 235-238.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gneusheva, A. V The influence of professional stagnation on the process of professional formation of personality / A. V. Gneusheva // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2013. No. 1- (27). P. 26-33.

10. Vardanyan, Yu. V. Overcoming emotional burnout of employees of internal affairs bodies as a resource for the development of psychological security / Yu. V. Vardanyan, O. M. Vorobyova // The world of science. Pedagogy and psychology. 2020. Vol. 8. No. 5. P. 63-75.

11. Lukasheva, N. Yu. Problems of prevention of professional deformities in police officers / N. Yu. Lukasheva//Modern pedagogical education. 2019. No. 9. P. 51-58.

12. Kobzev, I. Yu. Psychoprophylaxis and correction of occupational stress of police officers /1. Yu. Kobzev // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2016. No. 1 (69). P. 205-209.

13. Khorolsky, V. V. Ways to improve the professional training of employees of internal affairs bodies in modern conditions / V. V. Khorolsky, E. A. Khentsinsky, O. S. Pa-nova // Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 70-2. P. 288-291.

«Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Материал не находится на рассмотрении в редакции другого журнала и публикуется впервые».

Статья поступила в редакцию 28.12.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации 23.01.2024.

The article was submitted 28.12.2023; approved after reviewing 10.01.2024; accepted for publication 23.01.2024.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.