Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — M.Г. Шандала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»

Литература

1. Куценко Г. И., Петручук О. Е., Подольский В. М. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения. — М., 2001.

2. Общественное здоровье и здравоохранение / Куценко Г. И., Вялков А. И., Агарков Н. М. и др. — М., 2003.

3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-

века. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322. - М., 2004.

Поступила 28.04.06

Summary. Sanitary legislation plays an important role in supervisory activities ensuring the protection of consumers' rights and human well-being. The paper considers the basic laws and standard acts allowing for legal regulation in this sphere of activities.

© М. Г. ШАНДАЛА, 2007 УДК 614.4:615.099

М. Г. Шандала

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

ФГУН НИИ дезинфеюгологии, Москва

В наше время еще дальше, чем во времена М. В. Ломоносова, говоря его словами, "простерла руки свои химия з дела -человеческие". И что еще более важно, нынче химия "простерла руки свои" не только в "дела", но и в "тела" человеческие.

Химическая нагрузка человеческой популяции в современных условиях не только складывается из производственно-химических факторов, химических загрязнений окружающей среды, пищевых продуктов, но и во все возрастающей степени зависит от "проникновения" во внутрижилищную среду, в быт широкого арсенала различных искусственных материалов и изделий из них, а также продуктов так называемой бытовой химии [7]. Среди последних наряду с синтетическими моющими средствами, чистящими, отбеливающими или красящими препаратами, аппретами — средствами для пропитки тканей одежды (антистатики, дезодоранты, водоотталкивающие, огнезащитные и др.), а также различными лаками, красками и тому подобными продуктами бытового назначения особое место занимают дезинфекционные средства антимикробного (микробоцидного), инсектицидного, родентицидного и репеллентного действия.

Для обеспечения биоцидности в состав таких препаратов включены те или иные активные действующие вещества, обладающие токсическими свойствами, как правило, не только избирательными — специфическими в отношении целевых объектов дезинфекции, но также, к сожалению, потенциально токсикологически значимыми и для человека [10].

В связи с этим профилактическая токсикология дезинфекционных средств является важнейшей составляющей дезинфектологии как отрасли профилактической медицины. Однако, по большому счету, нельзя назвать практически ни одной отрасли профилактической медицины, которая не была бы связана с токсикологией вообще и профилактической токсикологией в особенности.

Достаточно вспомнить, что именно в токсикологии была разработана, опробована и впервые применена для научных исследований принятая ныне и в гигиенической науке методология оценки воздействия на организм химических веществ и других факторов окружающей и производственной среды. Эта методология базируется на обнаружении с помощью тех или иных биохимических, цитохимических, цитологических, физиологических,

морфологических и других тестов и оценке значимости для организма соответствующих сдвигов в его функциональном состоянии в норме и при патологии.

Однако гигиеническая наука и практика со своей стороны совершенствовали эту методологию, поскольку гигиенисты имеют дело с комбинированными и комплексными воздействиями многих факторов окружающей среды [9]. Как известно, каждый из обнаруживаемых биоэффектов в отдельности не является строго специфичным для того или иного воздействия (воздействующего фактора) и может наблюдаться в результате влияния различных агентов. В связи с этим для идентификации воздействующего фактора (вещества) при гигиенических исследованиях применяются широкие комплексы различных биологических методов, а для оценки значимости обнаруживаемых сдвигов в функциональном состоянии организма проводится статистическое сравнение с нормой [1].

К сожалению, профилактическая токсикология (можно надеяться — пока) не заимствует в должной мере полезный опыт своей "сестры" по "гнезду" профилактической медицины — радиационной гигиены и радиотоксикологии [2].

А между тем в настоящее время весьма актуальными становятся (и, очевидно, в обозримой перспективе актуальность их будет возрастать) массовые по количеству вовлекаемых людей и крупномасштабные по охватываемым территориям события и явления типа "химической бомбы на Балтийском дне" массой в 300 тыс. тонн. Напомню, что в данном случае речь идет о затопленных более 60 лет назад химических арсеналах гитлеровской армии — боеприпасах, начиненных химическими средствами массового поражения. Сообщают, что оболочки снарядов, бомб и мин, по-видимому, проржавели и высокотоксичное их содержимое уже поступает в воду, а в ожидаемой перспективе возможен залпообразный массовый выход его в Балтийское море и далее — в Мировой океан. По публикуемым прогнозам, в зоне экологического (понимай — токсикологического) бедствия могут оказаться от 80 до 250 млн человек. Вот когда разработанные в радиотоксикологии популяционные подходы к оценке опасности, давно и успешно применяемые в радиационной гигиене, окажутся, по нашему мнению, абсолютно необходимыми.

Речь идет о необходимости учета и оценки в таких ситуациях не только индивидуальных, но также и коллективных (популяционных) доз соответствующих токсических воздействий. Если индивидуальные дозы имеют решающее значение в развитии острой и тому подобной химической болезни, то даже индивидуально малые, подпороговые для развития отравления дозы, "нагружающие" огромную популяцию и формирующие большую коллективную дозу, по-видимому, могут реализоваться в стохастическую патологию — статистически достоверное повышение уровней наследственных, онкологических, иммунных и других заболеваний [8j.

Дело в том, что как в отношении малых доз ионизирующей радиации мутагенные и канцерогенные эффекты имеют стохастический характер и выявляются только на очень большом (популяци-онном) материале, так и малые, подпороговые индивидуальные дозы химических мутагенов и канцерогенов, интегрированные в огромные популя-ционные дозы, по-видимому, могут реализоваться в соответствующую стохастически распределяемую в популяции патологию.

Популяционные подходы к оценке опасности тех или иных уровней и экспозиций (доз) потенциально токсичных химических веществ представляются важными также для таких "загрязнителей" окружающей среды, для которых оптимальным является не отсутствие, а некоторое наличие химического агента на уровне, обеспечивающем необходимый целевой эффект. К их числу относятся сельскохозяйственные пестициды, дезинфекционные средства, средства бытовой химии и т. п.

В настоящее время безопасность такой продукции оценивается традиционными методами на основе установления и соблюдения подпороговых уровней. По мере вовлечения в оборот такой продукции все больших масс населения возникает необходимость учета и оценок популяционных эффектов, "подпороговых" воздействий. A priori есть основания предполагать, что такие эффекты по "закону больших чисел" могут иметь место.

Таким образом, по нашему мнению, имеется необходимость в формировании популяционной токсикологии как раздела токсикологической науки, в разработке ее методологических основ и развертывании соответствующих научных исследований.

Другим важным принципом, который профилактической токсикологии целесообразно позаимствовать у радиационной гигиены, является концепция "риск — польза", незаслуженно ошельмованная когда-то концепция "оправданного риска".

Действительно, при развитии атомной энергетики, применении пестицидов, дезинфекционных средств, средств бытовой химии и т. п., как и при производстве их и других химических продуктов, вероятному ущербу здоровью людей противостоит очевидная общественная польза — не только материальная, бытовая, но и социальная и медицинская, в том числе и появляющаяся за этот счет дополнительная возможность улучшения питания, бытовых условий, профилактики инфекционных заболеваний, улучшения медицинского обслуживания и медикаментозного обеспечения и т. п. В итоге вероятному ущербу здоровью при этом противостоит очевидная польза — польза здоровью же. И задача состоит в объективном взвешивании ущерба здоровью от применения той или иной тех-

нологии, того или иного средства и т. п. и в сравнении его с ущербом здоровью же от их неприменения. И в этом ракурсе сугубо токсикологические оценки должны рассматриваться как важнейшая, но не единственная составляющая интегральных гигиенических оценок.

Необходимо остановиться еще на одном аспекте взаимоотношений профилактической токсикологии с другими отраслями профилактической медицины — на использовании принципов эпидемиологической науки [6]. Это связано как с имевшими место в прошлом, так и с наблюдающимися в наше время вспышками заболеваний людей, напоминающими очаги инфекционных заболеваний, но таковыми не являющимися и на поверку оказывающимися групповыми заболеваниями химической этиологии.

Сходство бо внешних проявлениях, структуре и схеме развития подобных инфекционных и токсикологических "вспышек" позволяет подумать о целесообразности использования блестяще разработанных теоретически и широко опробованных на практике законов и методологии классической эпидемиологии также и при распознавании, купировании и ликвидации "токсических эпидемий" и их неинфекционных эпидемиологических последствий, проявляющихся в ухудшении показателей общей заболеваемости, как инфекционной, так и психосоматической, в ухудшении состояния здоровья в популяциях, подверженных химическим воздействиям.

Анализ наблюдающихся как локальных, так и крупномасштабных токсикологических эпидемий может и должен осуществляться на основе классических представлений об эпидемиологической триаде — основных движущих силах эпидемического процесса: источнике болезнетворного начала, механизме (путях) его распространения и чувствительных (восприимчивых) к нему континген-тов населения.

В общей эпидемиологии как важнейшей отрасли профилактической медицины научную основу эпидемиологического анализа составляет системный подход, предполагающий исследования структурной организованности и взаимодействия подсистем и элементов объекта [4]. Необходимость системного подхода диктуется сложностью токси-ко-эпидемического процесса, его зависимостью от большого числа непрерывно изменяющихся во времени и пространстве факторов, характеризующих циркуляцию химических агентов в окружающей среде, динамику поведения и хозяйственной деятельности населения, а также природно-соци-альную среду его обитания. Системный анализ организует наши знания об объекте таким образом, чтобы помочь выбрать нужную стратегию и принять единственно правильное (или наиболее правильное) решение [3].

Анализ на этом уровне должен опираться не только на простейший статистический аппарат, но и на более сложные методы (например, энтропию Шеннона для территориального изучения соответствующей заболеваемости, распределение Пуассона для исследования очаговости и др.).

Моделирование делает возможной оценку взаимосвязи между различными факторами (параметрами) токсико-эпидемического процесса как сложной биосоциальной иерархической системы. Чем

лучше модель "копирует" реальную ситуацию, тем больше она подходит к объективному отражению процесса. Имея модель и анализируя ее, специалист может предвидеть развитие токсико-эпидеми-ческого процесса в конкретных условиях, а следовательно, принять возможные и необходимые меры для его купирования.

Возможность управления эпидемическим процессом определяется построением и реализацией двух эффективных эпидемиологических подсистем — надзора и контроля [4]. Являясь первой ступенью системы управления токсико-эпидемическим процессом, надзор призван обеспечить токсикологическую диагностику и на этой основе разработать управляющее решение, т. е. научно обоснованные тактические и стратегические рекомендации.

Второй ступенью системы управления эпидемическим процессом вообще и токсико-эпидемическим в частности является контроль с целью поддержания на заданном уровне основных показателей процесса с помощью реализации комплекса тактических и стратегических мероприятий, разработанных в ходе эпиднадзора.

Углубление теоретических знаний об эпидемическом процессе на современном уровне предполагает использование всех видов эпидемиологического анализа: конструктивного, социально-экономического, а также моделирования и планируемого эпидемиологического эксперимента.

Являясь важнейшей составной частью социально-гигиенического мониторинга, эпидемиологический анализ должен реализоваться в двух временных категориях — ретроспективно и оперативно.

Ретроспективный анализ позволяет оценивать состояние и тенденции развития токсико-эпиде-мического процесса, выявлять территории риска, группы риска, время риска и факторы риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится до возникновения массовых заболеваний для выявления предвестников эпидемии.

Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку токсико-эпидемического диагноза и принятие обоснованного решения.

Основной задачей эпидемиологического анализа локальных токсикологических "вспышек" и масштабных "эпидемий" такого рода является оптими-

зация комплекса реализуемых мер путем оценки их медицинской, социальной и экономической эффективности.

Токсиколого-эпидемиологический анализ призван быть тем методологическим фундаментом, на котором должна строиться вся система управления в области профилактики, купирования или ликвидации рассматриваемых событий.

Таким образом, представляется важным освоение и использование профилактической токсикологией теоретических и методических достижений самых разных отраслей профилактической медицины, с одной стороны, и обогащение последней собственными достижениями профилактической токсикологии — с другой. Такая интеграция в нашем общем "доме" — в профилактической медицине — полностью отвечает духу времени, когда медицинская токсикология приобретает все возрастающее значение и становится в ряд с ведущими отраслями медицины, определяющими как здоровье людей, так и пути и средства управления общественным здоровьем нации [5].

Л итература

1. Власов В. В. Реакция организма на внешние воздействия. — Иркутск, 1994.

2. Воронцов И. В., Жиляев Е. Г., Карпов В. Н., Ушаков И. Б. Малые радиационные воздействия и здоровье человека (очерки системного анализа). — М., Воронеж, 2002.

3. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины: Пер. с англ. — М., 2004.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / Покровский В. И., Пак С. Г, Брико Н. И., Данил-кин Б. К. - М., 2003.

5. Общая токсикология / Под ред. Б. А. Курляндского, В. А. Филова,- М., 2002.

6. Покровский В. И., Онищенко Г. Г., Черкасский Б. Л. Эволюция инфекционных болезней в России в XX веке. - М., 2003.

7. Рахманин Ю. А., Боев В. М., Аверьянов В. Н., Дунаев В. Н. Химические и физические факторы урбанизированной среды обитания. — Оренбург, 2004.

8. Сравнительная канцерогенная эффективность ионизирующего излучения и химических соединений: Публикация 96 НКРЗ: Пер с англ. / Под ред. И. В. Филюшкина — М., 1992.

9. Ушаков И. Б. Комбинированное воздействие в экологии человека и экстремальной медицине. — М., 2003.

10. Шандала М. Г., Заева Г. Н., Мальцева М. М. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 3. - С. 58-61.

Поступила 28.04.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.