Научная статья на тему 'Профессорская корпорация 60-70-х гг. Xix столетия и ее вклад в формирование правовой культуры общества'

Профессорская корпорация 60-70-х гг. Xix столетия и ее вклад в формирование правовой культуры общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / XIX В. / PROFESSORIAL CORPORATION / LEGAL CULTURE / XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торопов Михаил Владимирович

В статье проанализировано влияние профессорской корпорации 60-70-х гг. XIX в. на различные стороны жизни: образовательно-просветительскую, научную, общекультурную, народнохозяйственную, социально-политическую и т. д., рассмотрена повседневная деятельность профессуры, направленная на просвещение и популяризацию знаний. Акцент сделан на участии профессорской корпорации в формирование правовой культуры и правового сознания пореформенного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professorial corporation during 60-70-ies of XIX century and its contribution to formation of legal culture of society

The paper analyzes influence of a professorial corporation during 60-70-ies of XIX century on various sides of life: educational, scientific, general cultural, economic, sociopolitical, etc. It also considers daily activity of the professorate directed on education and knowledge popularization. The accent is put on participation of a professorial corporation in formation of legal culture and legal consciousness of an after-reform society.

Текст научной работы на тему «Профессорская корпорация 60-70-х гг. Xix столетия и ее вклад в формирование правовой культуры общества»

ПРАВО

ПРОФЕССОРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ 60-70-х гг. XIX СТОЛЕТИЯ И ЕЕ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

М.В. Торопов

В статье проанализировано влияние профессорской корпорации 60-70-х гг. XIX в. на различные стороны жизни: образовательно-просветительскую, научную, общекультурную, народнохозяйственную, социально-политическую и т. д., рассмотрена повседневная деятельность профессуры, направленная на просвещение и популяризацию знаний. Акцент сделан на участии профессорской корпорации в формирование правовой культуры и правового сознания пореформенного общества.

Ключевые слова: профессорская корпорация, правовая культура, XIX в.

В период 60-70-х гг. XIX столетия как никогда возрос авторитет отечественной науки и «ученого сословия» - профессоров, составлявших наиболее активную часть интеллектуальной элиты страны. Крупные научные школы получили не только общероссийское, но и мировое признание: в России проводились международные научные съезды, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ.

Стремительный взлет, совершенный отечественной научной мыслью во второй половине XIX в., является особенно значимым в связи с тем, что русская наука не имела длительной исторической традиции, как, например, в Европе, а отечественная профессура, зародившаяся только в конце XVIII - начале XIX в., оформилась в особую социальную общность лишь к середине позапрошлого столетия [1]. Однако, несмотря на сравнительно позднее социально-правовое оформление профессуры, ее роль в развитии отечественной культуры была чрезвычайно велика и включала в себя широкий спектр не только научно-педагогических, но и общественнокультурных и просветительских начинаний.

Профессорская корпорация XIX столетия представляла особую группу среди российской интеллигенции, отличавшуюся от прочих образованием, родом деятельности, положением в обществе. В 60-70-е гг. XIX в., в условиях модернизации страны произошли существенные изменения в ее социальном

облике, численности, материальном и общественном положении. При этом правовой статус профессуры оставался прежним и регламентировался в соответствии с общероссийским законодательством и университетским уставом.

Российская профессорская корпорация претерпела длительный путь формирования. Так, в начале XIX в. в университеты приходилось набирать профессоров иностранцев, но к средине XIX столетия «ученое сословие» становится как никогда престижным, университеты России пополняются отечественными профессорами, такими как Н.И. Пирогов, К.Д. Кавелин, М.С. Куторга, Т.Н. Грановский и др. [2]

По мнению многих историков-правове-дов, на развитие отечественной профессорской корпорации и науки в целом решающее воздействие оказали два фактора [3, 4]:

- расширение исследований и успехи научной мысли в зарубежных странах;

- небывалый экономический, общественный и культурный подъем, который переживала страна в период подготовки и проведения реформ 60-70-х гг. XIX в.

Представитель профессорской корпорации конца XIX столетия успешно сочетал в себе качества ученого и педагога. Профессор университета руководствовался устоявшимися к тому времени правилами: «Университеты - не фабрики дипломов, а храмы науки»; «Настоящий профессор не тот, кто преподносит истину, а тот, кто учит ее нахо-

дить». Преподаватель осознавал, что мало знать свой предмет, надо еще умело донести его до слушателя [5].

Деятельность профессуры приобретает особую значимость. Профессор Н.И. Пирогов выразил ее термином «общественное служение», которое он понимал как способность стать выше личных, частных интересов, осуществлять деятельность, необходимую всему государству [6].

Немаловажным аспектом статуса профессуры являлись ее моральные принципы. Российская профессура в процессе своего формирования выработала свои этические эталоны личной «порядочности», «независимости». Общественное служение профессорами понималось как способность стать выше личных, частных интересов. Общественный деятель, размышлял профессор П.П. Се-менов-Тян-Шанский, - это всякий «интеллигентный человек, когда он, стряхнув с себя прозу обыденной жизни, с самоотвержением действует на пользу человечества, науки или ближнего» [7]. Эти слова как ничто иное качественно характеризует облик русской профессуры того времени.

Однако мягкость и забота о своих воспитанниках сочеталась с выполнением многих политических функций, которые требовались от профессорской корпорации. В их число входило [8]:

1) подготовка специалиста широкого профиля для государственной службы;

2) воспитание широко эрудированной личности с устойчивыми нравственными качествами;

3) удержание студенчества от беспорядков;

4) внушение молодежи компромиссной линии поведения, отвлечением ее от революционных требований.

Профессорская корпорация имела не только комплекс прав, на нее возлагался ряд обязанностей, невыполнение которых могло послужить привлечением к ответственности. Профессор был обязан читать лекции и проводить практические занятия, разрабатывать научно-методические пособия, выступать с публичными лекциями для студентов и слушателей, проводить научные исследования, а также участвовать в научных конференциях и съездах.

Выполняя свои прямые обязанности, профессура вносила значительный вклад в просвещение и популяризацию знаний не только среди студенчества, но и среди населения в целом. В период 60-70-х гг. XIX столетия самообразование стало традицией русского пореформенного общества. Стремление к знаниям в различных социальных слоях неумолимо возрастало, его удовлетворяли и легальная печать, и публичные лекции. Роль профессоров в этом звене просвещения общества трудно переоценить. Многие профессора вели свои постоянные рубрики в периодической печати, а так же проводили специальные «информационные» лекции различной направленности для обывателей [9].

Кроме того, профессорская корпорация являлась основой в деятельности всех научных обществ, которые занимали особое место в институциональной системе отечественной юридической науки второй половины XIX - начала XX в. и играли заметную роль в общественно-политической жизни российского общества. Профессура нередко участвовала в заседаниях научных обществ, выносила дискуссионные вопросы на страницы газет и журналов. Деятельность российских научных обществ характеризовалась широким охватом различных научных дисциплин, этому способствовало то, что с начала 1960-х гг., благодаря проводимым реформам, увеличивается число кафедр на всех факультетах, возрастает численность преподавательского состава и студентов, научно-исследовательский потенциал российской профессуры укрепляется, переходит в новое качество.

В это время возрастает число научных открытий, сведения о которых регулярно публикуются в ученых трудах, записках и известиях университетов. Знаменательным оказывается выход в свет фундаментальных работ ряда крупнейших университетских уче-ных-гуманитариев, в т. ч. Н.И. Костомарова, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Н.И. Пирогова, П.П. Семенова-Тян-Шанского и др.

Университеты и иные учебные заведения привлекают талантливых людей, становясь центрами науки, образования и культуры; центрами пропаганды научных знаний. Именно профессура оказывала неоценимое значение для образования народных масс, распространения правовых знаний. Так, профессора читали открытые публичные лекции,

проводили просветительские экскурсии, организовывали научные экспедиции, благодаря которым в массы быстро распространялись научно-обоснованные знания из авторитетных источников. Впервые массовому сознанию были представлены основы критического мышления, направленного на общественную жизнь, пробуждался интерес к естественнонаучным и правовым знаниям [10].

В распространении правовой культуры немаловажным фактом явился выход в свет Энциклопедического словаря, составленного учеными и литераторами. Современники высоко ценили этот труд, определяли его для «грамотных людей всякого состояния» [11]. Его авторами стали крупнейшие ученые того времени: математики В.Я. Буняковский,

М.В. Остроградский, П.Л. Чебышев, О.И. Сомов; астроном А.Н. Савич; востоковеды И.Н. Березин, Д.А. Хвольсон; историк литературы А.Н. Пыпин и др.

В период 60-70-х гг. XIX в. наблюдается подъем российской печати, что оказывало неоценимое влияние на развитие правовой культуры и правосознания различных социальных групп. Профессорская корпорация активно сотрудничала с периодическими изданиями, тем самым еще более расширяя границы своей аудитории, которая пополнялась не только за счет преподавателей и учащихся, но и всего грамотного населения. И хотя в это время газеты и журналы носили преимущественно литературно-ученый характер, часто издаваясь университетами, продавались они значительными тиражами и по вполне доступным ценам.

Периодические издания конца XIX столетия содержали множество юридических статей, которые были рассчитаны на различную аудиторию. При этом в статьях сохранялся высокий научный уровень, их понимание требовало интеллектуальных усилий, развивало способность суждения.

В качестве примера можно привести крупнейшее печатное издание - профессорский журнал «Атеней», в котором печатались Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, И.К. Баст, Ф.И. Буслаев и др. Журнал помещал статьи о политическом и экономическом строе западноевропейских стран, о положении крестьян в России, о народном образовании, о реформировании государственной власти. Несмотря на то, что журнал был закрыт после вы-

пуска 52-го номера, он имел свою многочисленную аудиторию, пользовался широким спросом [12].

Рассуждая о соотношении профессорской корпорации и правовой культуры, следует отдельно выделить юридическую профессуру середины XIX столетия. В течение 60-70-х гг. XIX в. в России появляются десятки солидных самостоятельных юридических сочинений мирового уровня по самым различным отраслям юридического знания. Пореформенное время стало важнейшим периодом в развитии науки гражданского, уголовного, государственного права. Рассматриваемый период был ознаменован такими выдающимися представителями юриспруденции, как К.Д. Кавелин, Г.А. Джаншиев, С.И. Баршев, В. Д. Спасович, Л.И. Петражиц-кий, Г.Ф. Шершеневич, И.Я. Фойницкий и т. д.

Именно с развитием профессуры в России начали формироваться первые юридические общества, к заслугам которых следует отнести то, что они проводили активные мероприятия по сближению юридической науки с практикой. Многочисленные доклады, лекции, публикации на темы крестьянского вопроса, земского и городского самоуправления, проблем административного и финансового права и т. п. способствовали проводимым в стране преобразованиям, развитию правовой культуры, правосознания населения. Нередко, предложения юридических обществ использовались при разработке проектов правовых актов.

В деятельности юридической профессуры важное место занимало народно-просветительское направление, т. к. для организаций, стремившихся к превращению России в правовое государство, задача подъема уровня народного правосознания и образования являлась первоочередной. Понимание важности просветительского направления в своей деятельности было присуще всему научному сообществу. Вместе с тем работа российской юридической профессуры показала, что социальные проблемы в обществе не представляют собой объект для монопольного воздействия со стороны государства, единственно способного разрешить их, напротив, негосударственные образования могут внести существенный вклад в процесс реализации гражданами своих социальных прав [13].

При всем многообразии проблем, изучавшихся юридической профессурой, центральной проблемой, привлекшей их внимание, являлась судебная реформа 1864 г. Помимо профессионального интереса внимание профессорской корпорации к судьбе судебных преобразований имело политическую подоплеку. Реформа 1864 г. была первой попыткой проведения в жизнь принципов правового государства. Именно на судебную реформу правовая общественность возлагала надежды на утверждение в стране верховенства права, режима законности.

Рассмотрев роль профессорской корпорации в пореформенной России, считаем целесообразным сделать следующий вывод: отечественная профессура рассматриваемого периода, наряду с крупнейшими деятелями литературы и искусства, стояла у истоков формирования нового типа личности и новых культурных связей, способствовала актуализации в русском обществе идей свободы индивида и творчества, правового сознания, культуры и нравственной ответственности.

Университетская профессура периода 60-70-х гг. XIX столетия оказывала неоценимое влияние на различные стороны жизни: образовательно-просветительскую, научную, общекультурную, народнохозяйственную,

социально-политическую и т. д. Профессорская корпорация повлияла на становление качественно нового общественного правосознания, правовая культура профессорского корпуса отличалась положительной характеристикой.

1. Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца XIX - начала ХХ вв.: общественно-политический облик // История СССР. М., 1990. № 5. С. 60.

2. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971. С. 175.

3. Итенберг Б. С. Российская интеллигенция и Запад: век XIX, очерки. М., 1999.

4. Никс Н.Н. Велик и благороден труд профессора: жизнь и деятельность московской профессуры второй половины XIX - начала ХХ вв. М., 2004.

5. Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. М., 1999. № 3. С. 131.

6. Сыхарулидзе Ш.К. Общественно-педагогическая деятельность великого русского ученого Н.И. Пирогова. Тбилиси, 1955. С. 48.

7. Козлов И.В. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. М., 1983. С. 9.

8. Щетинина Г.Н. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIX - начало XX в. М., 1995. С. 141.

9. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформ: шестидесятые годы XIX века. М., 1993. С. 39.

10. Ляхович Е.С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. С. 290.

11. Абрамович Н.Я. Подполье русского интеллигентства. М., 1917. С. 14.

12. Евгеньев-Максимов В.Е. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930. С. 62.

13. Миридонова В.С. Юридические общества в России (1865-1917 гг.): дис. ... канд. юр. наук. Н. Новгород, 2002. С. 124.

Поступила в редакцию 3.09.2008 г.

Toropov M.V. Professorial corporation during 60-70-ies of XIX century and its contribution to formation of legal culture of society. The paper analyzes influence of a professorial corporation during 60-70-ies of XIX century on various sides of life: educational, scientific, general cultural, economic, sociopolitical, etc. It also considers daily activity of the professorate directed on education and knowledge popularization. The accent is put on participation of a professorial corporation in formation of legal culture and legal consciousness of an after-reform society.

Key words: professorial corporation, legal culture, XIX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.