Научная статья на тему 'ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ «НОВЫХ» УНИВЕРСИТЕТОВ ПОВОЛЖЬЯ: ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО СТОСТАВА В 1917-1922 ГГ.'

ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ «НОВЫХ» УНИВЕРСИТЕТОВ ПОВОЛЖЬЯ: ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО СТОСТАВА В 1917-1922 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социология науки / социальная история науки / история высшего образования / научное сообщество / революция / Гражданская война. / sociology of science / social history of science / history of higher education / prosopography / scientific community / revolution / Civil war.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синельникова Елена Федоровна

Статья посвящена результатам исследования становления и эволюции кадрового состава университетов Поволжья, созданных после революции 1917 г. Показаны трудности в процессе организации работы «новых» университетов, в частности, комплектование их профессорско-преподавательскими кадрами. Отмечается, что в силу ряда причин объективного и субъективного характера профессорско-преподавательский состав «новых» университетов Поволжья не был стабильным. В первые послереволюционные годы он претерпевал изменения, которые были обусловлены постоянными реорганизациями факультетов, что вызывало изменения учебных программ, кроме того, продолжающимся процессом внутренней и внешней миграции ученых, а также естественной убылью. К сожалению, закрытие «новых» университетов в Поволжье вскоре после окончания Гражданской войны в качественно новых условиях нэпа не позволило в полной мере реализоваться ряду важных положительных тенденций и принципов, которые уже начали проявляться в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSORS AND LECTURERS OF THE VOLGA REGION “NEW” UNIVERSITIES: STAFF CHANGE IN 1917-1922

The article is devoted to the results of the study of the formation and evolution of the staff of the Volga region universities, created after the 1917 revolution. Difficulties in the process of organizing the work of “new” universities, in particular, their difficulties with professors and lecturers hiring, are shown. It is noted that for a number of objective and subjective reasons, the faculty staff of the Volga region “new” universities was not stable. In the first post-revolutionary years, it underwent changes that were caused by constant reorganization of faculties and changes in curricula, in addition, the ongoing process of internal and external migration of scientists and scholars, as well as natural decline. Unfortunately, the closure of the Volga region “new” universities soon after the end of the Civil War in the qualitatively new conditions of the NEP did not allow a number of important positive trends and principles that had already begun to mark themselves in their activities to be fully realized.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ «НОВЫХ» УНИВЕРСИТЕТОВ ПОВОЛЖЬЯ: ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО СТОСТАВА В 1917-1922 ГГ.»

УДК: 001(47)"1917-1922" DOI: 10.24412/2414-9241-2021-7-71-83

»

ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ «НОВЫХ» УНИВЕРСИТЕТОВ ПОВОЛЖЬЯ: ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА В 1917-1922 ГГ.

Статья посвящена результатам исследования становления и эволюции кадрового состава университетов Поволжья, созданных после революции 1917 г. Показаны трудности в процессе организации работы «новых» университетов, в частности, комплектование их профессорско-преподавательскими кадрами. Отмечается, что в силу ряда причин объективного и субъективного характера профессорско-преподавательский состав «новых» университетов Поволжья не был стабильным. В первые послереволюционные годы он претерпевал изменения, которые были обусловлены постоянными реорганизациями факультетов, что вызывало изменения учебных программ, кроме того, продолжающимся процессом внутренней и внешней миграции ученых, а также естественной убылью. К сожалению, закрытие «новых» университетов в Поволжье вскоре после окончания Гражданской войны в качественно новых условиях нэпа не позволило в полной мере реализоваться ряду важных положительных тенденций и принципов, которые уже начали проявляться в их деятельности.

Ключевые слова: социология науки, социальная история науки, история высшего образования, научное сообщество, революция, Гражданская война.

Елена Федоровна Синельникова

кандидат исторических наук, ученый секретарь Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН; Санкт-Петербург, Россия e-mail: sinelnikova-elena@yandex.ru

Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00204.

Одним из результатов социально-политического и экономического кризиса, вызванного революцией 1917 г., стало перемещение значительного числа профессорско-преподавательских и научных кадров из центра на периферию. Этот процесс начался с конца 1917 г., но особенно массовый характер приобрел в 1918-1919 гг. В частности, Поволжье стало одним из приоритетных регионов для внутренней миграции ученых из Петрограда и Москвы. В результате этого значительно пополнился профессорско-преподавательский состав уже существовавших здесь университетов, а также при активном участии столичных ученых в эти годы были созданы «новые» университеты в Ярославле, Костроме, Самаре и Астрахани. Датой их основания, согласно декрету СНК от 21 января 1919 г., стал считаться «день первой годовщины Октябрьской революции — 7 ноября 1918 г.» (Декрет ..., 1968: 311-312).

На основе обобщения и анализа сведений об отдельных ученых, работавших в провинции в годы Гражданской войны, представляется возможным создать коллективную биографию изучаемой социальной группы, определить особенности ее развития, выявить роль и значение ее деятельности в провинции, влияние ее результатов на дальнейшую научную карьеру самих ученых. Дело в том, что свой приезд на периферию молодые, талантливые и профессионально подготовленные ученые, небезосновательно связывали с возможностью успешной карьеры. Это во многом было обусловлено появлением новых вузов, факультетов, кафедр, музеев, библиотек и архивов в провинциальных городах. Следует отметить, что созданию новой научно-образовательной инфраструктуры в регионах в большой степени способствовала деятельность столичных ученых, которые научную

и педагогическую работу зачастую успешно совмещали с выполнением организационных и административных функций.

В этой связи, интерес представляют некоторые количественные и качественные характеристики профессорско-преподавательского состава «новых» университетов Поволжья в 1917-1922 гг. Эмпирической базой исследования стали результаты изучения и анализа данных, касающихся профессорско-преподавательских кадров, извлеченные из научных повременных и периодических изданий университетов.

В Самаре университет был основан 10 августа 1918 г. по решению Комитета членов Всероссийского учредительного собрания на базе Педагогического института, открытого осенью 1917 г. (Документы, относящиеся к открытию Самарского университета, 1918: X).

Педагогический институт в октябре 1917 г. возглавил известный петроградский ученый-педагог и психолог Александр Петрович Нечаев. Значительный вклад в организацию работы историко-филологического факультета института внес видный филолог, академик Владимир Николаевич Перетц. Именно он разработал первые административно-организационные документы историко-филологического факультета: «Планы преподавания дисциплин», «расписания лекций» и др.

Первый состав профессоров и преподавателей Педагогического института в Самаре включал 14 человек, преимущественно петроградских ученых. Из них имели опыт педагогической работы — 12 человек, причем в университетах работали — 6, а 4 — были преподавательницами Высших историко-филологических курсов Петроградского педагогического института, 2 человека преподавали на Петроградских педагогических курсах Общества экспериментальной педагогики. Степень магистра имели 7 преподавателей, степенью доктора обладали трое, а еще 4 человека на момент приезда в Самару были магистрантами. Распределение их по должностям было следующее: ординарные профессора — 4, экстраординарные профессора — 2, штатные

преподаватели — 2, нештатные преподаватели — 3, штатные ассистенты — 2 (Перетц, 1918: 3-6).

По мнению академика В.Н. Перетца, «Самарский Институт при своем зарождении оказался в исключительно счастливых условиях: не говоря уже об отельных привлеченных им преподавателях — среди которых есть лица, давно известные и в России и в Европе, так же с формальной стороны Институт оказался богаче вновь основываемых университетов, имея в своем составе половину имеющих высшую ученую степень и половину — магистрантов» (Перетц, 1918: 5).

В 1918-1919 учебном году состав профессоров и преподавателей в университете, созданном на безе института, пополнился новыми сотрудниками. Согласно декрету СНК от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений Российской Республики», были отменены «ученые степени доктора, магистра, а также звание адьюнкта и все связанные с этими степенями и званиями права и преимущества». (Собрание узаконений ..., 1918: 999). Были отменены также «разделение преподавательского состава высших учебных заведений на профессоров — заслуженных, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров и доцентов», а также звание приват-доцентов. Все преподаватели, уже работающие в вузах, теперь могли получить звание профессора.

Этот декрет вводил всероссийский конкурс на занятие профессорской кафедры. В нем могли принимать участие лица, известные своими «учеными трудами или иными работами по своей специальности, либо своей научно-педагогической деятельностью» (Собрание узаконений ..., 1918: 1000).

Несмотря на эти новые условия, практика личного приглашения преподавателей сохранялась. Все вновь прибывшие на работу в Самарский университет были представителями либо Москвы, либо Петрограда. К сожалению, не обошлось и без потерь: два преподавателя скончались (Д.В. Викторов,

П.В. Безобразов), а профессор по кафедре филологии Иосиф Андреевич Лециус — вышел в отставку и уехал за границу (Пе-ретц, Адрианова, 1919: 1). Таким образом, к июлю 1919 г. по должностям кадровый состав распределялся следующим образом: профессора -15, доценты — 4, приват-доценты — 2, преподаватели — 7, ассистенты — 3 (Перетц, Адрианова, 1919: 2-3).

К началу 1921 г. в университете было пять факультетов: социально-исторический, физико-математический, медицинский, агрономический, рабочий. Отметим, что такая структура соответствовала принципу приоритета преподавания научно-прикладных дисциплин, что, в первую очередь, удовлетворяло потребности региона в собственных профессиональных кадрах высшей квалификации. Кроме того, значительно расширился профессорско-преподавательский состав. В этот период в университете работали 48 профессоров, 63 преподавателя, 49 ассистентов, 29 ординаторов, 29 научных сотрудников, 6 лаборантов, 25 помощников лаборантов (Фридолин, Софотеров, 1922: 8). Небезынтересно отметить, что численность профессорско-преподавательского состава физико-математического факультета была самой высокой в университете. В этом учебном году также не обошлось без потерь: скончались профессора В.В. Федоров и В.А. Жебровский (Семенов, 1922: 19).

В 1922/1923 учебном году в Самарском университете работали педагогический, медицинский и рабочий факультеты. К сожалению, сведения по кадровому составу этого периода далеко не полные. Профессорско-преподавательский состав медицинского факультета насчитывал: профессоров — 14, преподавателей — 14, ассистентов — 24, ординаторы кафедр — 12, сверхштатные ассистенты — 3, сверхштатные ординаторы — 15 (Гусынин, 1923: 13-15). На педагогическом факультете преподавание осуществляли 12 профессоров, 13 преподавателей и 8 ассистентов (Смирнов, 1923: 1). Всего же работало 125 профессора и преподавателя.

Самарский университет был закрыт в 1923 г. За короткий период его существовании в нем работало более 200 профессоров

и преподавателей, но кадровый состав не отличался стабильностью. В 1921 г. в силу разразившегося голода в Поволжье, последствия которого особенно тяжелыми были в Самарской области, начинается отток столичных ученых. В частности, уехали ученые из первого состава профессоров и преподавателей университета — В.Н. Перетц, В.П. Адрианова, В.Н. Ивановский, В.В. Гори-невский и В.В. Гориневская, М.И. Ливеровская, А.П. Баранников и др. Кроме того, закончилась Гражданская война, введение нэпа ознаменовало возрождение частного предпринимательства и рыночных отношений. Жить в столицах стало комфортнее.

Нельзя не отметить и такое негативное явление, которое имело место в работе университета в эти годы. Иногда уже избранные для замещения преподавательских должностей работники, в силу разных причин, не приезжали в Самару, и в связи с этим приходилось проводить процедуру выборов заново. Таких случаев за время работы университета насчитывалось 13.

Еще одним «новым» вузом в Поволжье стал Ярославский университет, который был создан в 1918 г. путем преобразования Демидовского юридического лицея. Личный состав профессоров и преподавателей Демидовского лицея к 1918 г. состоял всего из 13 человек. После преобразования его в университет кадровый состав стал увеличиваться: к январю 1919 г. — 23 человека, к июлю 1919 г. — 25, к ноябрю 1919 г. — 34 (Отчет Ярославского государственного университета ., 1920: 339). Симптоматично, что среди них не было ни одной женщины.

Пополнение кадрового состава университета было связано с расширение учебных программ, а также с созданием нового медицинского факультета. В 1918/1919 учебном году полностью было обеспечено преподавание на первых двух курсах факультета общественных наук, 3-м и 4-м курсах юридико-политиче-ского отделения факультета общественных наук и на 1-м курсе медицинского факультета.

Новые преподаватели приглашались, как правило, в порядке имеющихся у них рекомендаций, т.к., по мнению руководства

университета, «система всероссийских конкурсов при современных условиях была едва ли осуществима и, во всяком случае, не могла обеспечить в течение короткого срока пополнение недостающих преподавательских сил» (Отчет Ярославского государственного университета ..., 1920: 339-340).

Существенной проблемой для нормальной деятельности университета было то обстоятельство, что многие преподаватели, начав работу в Ярославском университете, продолжали преподавать в вузах Москвы и приезжали в Ярославль всего на 2-3 дня в неделю. Причиной этому было крайне плохие жилищные условия в Ярославле. Усилия, предпринимаемые руководством университета к обеспечению своих преподавателей хотя бы каким-нибудь жильем, к сожалению, успеха не имели. Это обстоятельство, конечно, неблагоприятным образом отражалось на всей работе «нового» университета. К сожалению, несмотря на многочисленные просьбы помощи в решении этой проблемы местные власти никакой поддержки университету не оказали.

Осенью 1919 г. на полях Гражданской войны проходили самые ожесточенные бои. В конце сентября — начале октября Красная армия противостояла Вооруженным силам Юга России во главе с А.И. Деникиным. Успехи Красной армии доставались большими людскими потерями.

Эти события отразились и на работе университета в Ярославле. Губисполком постановил освободить здание вуза под военный госпиталь. Университет был переведен в другое здание, малопригодное для осуществления обучения. Транспортное сообщение было нарушено: иногда более суток уходило на то, чтобы добраться из Москвы до Ярославля. Профессорам приходилось ехать в переполненных и неотапливаемых вагонах. Эти поездки стали нерегулярными, и некоторые преподаватели совсем отказались от работы в университете (Отчет Ярославского государственного университета за 1919-1920 учебный год, 1923: 140).

Несмотря на все эти сложности, в 1919/1920 ученом году на факультете общественных наук насчитывалось 26 профессоров,

9 преподавателей и два человека были оставлены для подготовки к профессорскому званию — по юридическим специальностям. На медицинском факультете работало 8 профессоров, 2 преподавателя, 10 преподавателей-ассистентов. Всего 55 человек (Отчет Ярославского государственного университета за 1919-1920 учебный год, 1923: 154-158).

В июле 1920 г. прежнее здание было возвращено университету. Кроме того, Губисполком предоставил в распоряжение университета особый железнодорожный вагон и здание для обеспечения командировок профессоров и преподавателей. Вагон два раза в неделю отправлялся из Москвы. Университету был передан дом для приезжающих преподавателей.

В 1920 г. в Москве начала работу Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В Ярославле Губисполком также постановил обеспечивать профессоров и преподавателей университета ученым пайком, их женам был назначен паек Комиссии по снабжению рабочих при Народном комиссариате продовольствия РСФСР, а их детям выдавался обычный городской детский паек (Отчет Ярославского государственного университета за 1919-1920 учебный год, 1923: 141).

В 1920/1921 гг. на факультете общественных наук насчитывалось 24 профессора, 20 преподавателей, 9 преподавателей-ассистентов. На агрономическом факультете были: 1 профессор, 18 преподавателей и 9 преподавателей-ассистентов. На медицинском факультете трудилось 14 профессоров, 20 преподавателей и 9 преподавателей-ассистентов. Всего 114 (Отчет Ярославского государственного университета за 1920-1921 учебный год, 1923: 162).

По квалификации преподавателей можно было отнести к следующим группам: 16 были докторами, 4 человека имели степень магистра, 18 были докторантами и магистрантами, 49 человек — успели зарекомендовать себя своими трудами в профессиональной области, 27 — получили достаточную подготовку для дальнейшей научной работы (Отчет Ярославского государственного университета за 1920-1921 учебный год, 1923: 162).

Отметим, что 16 преподавателей так и не прибыли для работы в Ярославль, несмотря на то, что были выбраны конкурсу. Руководство университета объясняло это трудностями жизни в Советской России, «вследствие которых люди склонны мириться с существующим положением, предпочитая его чему-либо новому малоизвестному; условия же жизни и работы в Ярославле до сих пор еще мало привлекательны, а слухи о неустойчивости университета или отдельных факультетов отпугивают даже тех, кто желал бы сосредоточить свою работу исключительно в Ярославле» (Отчет Ярославского государственного университета за 1920-1921 учебный год, 1923: 162).

В целом, в Ярославском университете в первые годы после революции работало более 100 профессоров и преподавателей, а сам университет был закрыт в 1924 г.

В 1918 г. был открыт еще один «новый» университет в Костроме. Занятия там начались 17 ноября 1918 г. К сожалению, в нашем распоряжении имеются сведения о преподавательском составе этого университета только за 1919/1920 учебный год. Университет состоял в этот период из двух факультетов: гуманитарного и естественного. На первом факультете работало 5 профессоров и 5 преподавателей, а на втором 5 профессоров, 7 преподавателей, 5 ассистента, 21 препараторов. В целом, по нашим подсчетам, около 80 профессоров и преподавателей работали в те годы в Костроме (Обозрение преподавания наук., 1919).

Первым ректором университета был филолог Николай Гаврилович Городенский, но через год его сменил на посту статистик, профессор Федор Алексеевич Меньков. В кадровый состав университета входили многие известные ученые. В частности, философ Ф.А. Петровский, историки Б.А. Романов и А.Ф. Изюмов, историк искусства А.И. Некрасов, литературоведы В.Ф. Шишмарев и С.К. Шамбинаго, юристы А.Л. Сакетти и Ю.П. Новицкий, пушкинист С.М. Бонди, историк, будущий академик Н.М. Дружинин.

В 1921 г. в связи с тяжелыми материальными и финансовыми условиями, Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение о реорганизации университета в Педагогический и Сельскохозяйственный институты.

Это стало возможно благодаря новой системе управления высшей школы, которая была сформирована Положением «О высших учебных заведениях РСФСР», принятым Декретом Совнаркома РСФСР (Положение о высших учебных заведениях РСФСР г., 1921). Контроль за деятельностью вузов был сосредоточен в Народном комиссариате просвещения РСФСР, а нарком получил исключительные права по формированию кадрового состава и проведению структурных изменений в высших учебных заведениях.

Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что период существования «новых» университетов в Поволжье, несмотря на то, что был непродолжительным, являлся достаточно значимой и интересной страницей в истории высшей школы России. «Модель» прежнего университетского образования была реализована в них, насколько это позволяли политические и экономические условия позволяли.

Создание и деятельность «новых» университетов имела достаточно существенные позитивные последствия для процесса развития науки и образования в регионе: удалось сохранить непрерывность и преемственность самого процесса; сохранить некий «костяк» преподавательских кадров; сохранить в регионе некоторое количество квалифицированных кадров и специалистов высшей в категории.

В силу ряда причин объективного и субъективного характера профессорско-преподавательский состав «новых» университетов Поволжья не был стабильным. В первые послереволюционные годы он претерпевал изменения, которые были обусловлены постоянными реорганизациями факультетов, что вызывало изменения учебных программ, кроме того, продолжающимся процессом внутренней и внешней миграции ученых, а также естественной убылью.

Анализ фактического материала показывает, что профессорско-преподавательский состав был представлен, в основном, «старой» профессурой, которая являлась носительницей дореволюционных академических традиций. Вместе с тем, несмотря на то, что молодые преподаватели получили образование до революции, их профессиональное становление происходило уже в новых исторических условиях. Многие из них, имея магистерскую степень в провинциальных в «новых» университетах смогли получить профессорские должности. Их профессиональная подготовка, полученная в ведущих российских университетах, давала им возможность существенно повысить свой профессиональный и научный уровень.

Совместная деятельность в провинции опытных и молодых ученых, представителей разных научных школ, создавала особую атмосферу плодотворной творческой работы, позволяла сохранять и укреплять корпоративное единство университетского научного сообщества. К сожалению, закрытие «новых» университетов в Поволжье вскоре после окончания Гражданской войны в качественно новых условиях нэпа не позволило в полной мере реализоваться ряду важных положительных тенденций и принципов, которые уже начали проявляться в их деятельности.

Список литературы

Гусынин В.А. Отчет о состоянии Медицинского факультета Самарского государственного университета за 1922/23 учебный год // Известия Самарского государственного университета. Вып. 5. Самара: Изд-во Самарского государственного университета, 1923. С. 10-20.

Декрет Совета народных комиссаров об утверждении государственных университетов в гг. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в государственные университеты быв. Демидовского юридического лицея в г. Ярославле и Педагогического института в г. Самаре // Декреты советской власти. В 13-ти т. Т. IV. М.: Политиздат, 1968. С. 311-312.

Документы, относящиеся к открытию Самарского университета // Ученые известия Самарского университета. Вып. 1. Самара: Типография губернского земства, 1918. С. 1-ХХ.

Обозрение преподавания наук в Костромским государственным рабоче-крестьянским университете на 1919-1920 учебный год. Кострома: Типография Губвоенкома, 1919. 12 с.

Отчет Ярославского государственного университета за 1919-1920 учебный год // Сборник Ярославского государственного университета. Вып. 2. Ярославль: Изд-во Ярославского губернского сельско-хозяйственного и кустарно-промыслового союза кооператоров, 1923. С. 139-159.

Отчет Ярославского государственного университета за 1920-1921 учебный год // Сборник Ярославского государственного университета. Вып. 2. Ярославль: Изд-во Ярославского губернского сельско-хозяйственного и кустарно-промыслового союза кооператоров, 1923. С. 159-180.

Отчет Ярославского государственного университета за период времени с осени 1918 г. по 7 ноября 1919 г. // Сборник Ярославского государственного университета. Вып. 1. Ярославль: Типография Ярославского сельско-хозяй-ственного и кредитного союза кооператоров, 1920. С. 333-359.

Перетц В.Н. Отчет о деятельности Самарского педагогического института в осеннем полугодии 1917 года // Ученые известия Самарского университета. Вып. 1. Самара: Типография губернского земства, 1918. С. 3-17.

Перетц В.Н., Адрианова В.П. Отчет о деятельности Историко-филологического факультета Самарского государственного университета // Ученые записки Самарского университета. Вып. 2. Самара: Типография Средволсо-юза № 1, 1919. С. 1-16.

Положение о высших учебных заведениях РСФСР (2 сентября 1921) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://letopis.msu.ru/documents/2762 (дата обращения: 08.12.2021)

Семенов Е.В. Краткий отчет о деятельности Физико-математического факультета Самарского государственного университета за период 30 декабря 1919 г. — 1 октября 1921 г. // Известия Самарского государственного университета. Вып. 3. Самара: Типография № 1 СНХ, 1922. С. 15-24.

Смирнов П.П. Отчет о состоянии Педагогического факультета Самарского государственного университета за 1922/23 учебный год // Известия Самарского государственного университета. Вып. 5. Самара: Изд-во Самарского государственного университета, 1923. С. 1-10.

Собрание узаконений и распоряжений правительства рабоче-крестьянского правительства. 1918. № 72. Ст. 789. С. 999-1000.

Фридолин П.П., Софотеров А.К. Краткий обзор состояния Самарского государственного университета в 1921 г. // Известия Самарского государственного университета. Вып. 3. Самара: Типография № 1 СНХ, 1922. С. 4-8.

PROFESSORS AND LECTURERS OF THE VOLGA REGION "NEW" UNIVERSITIES: STAFF CHANGE IN 1917-1922

Elena F. Sinelnikova,

PhD in history, Academic secretary

S.I. Vavilov Institute for the History of Science

and Technology, RAS, St. Petersburg Branch

St. Petersburg, Russia

e-mail: sinelnikova-elena@yandex.ru

The article is devoted to the results of the study of the formation and evolution of the staff of the Volga region universities, created after the 1917 revolution. Difficulties in the process of organizing the work of "new" universities, in particular, their difficulties with professors and lecturers hiring, are shown.

It is noted that for a number of objective and subjective reasons, the faculty staff of the Volga region "new" universities was not stable. In the first post-revolutionary years, it underwent changes that were caused by constant reorganization of faculties and changes in curricula, in addition, the ongoing process of internal and external migration of scientists and scholars, as well as natural decline. Unfortunately, the closure of the Volga region "new" universities soon after the end of the Civil War in the qualitatively new conditions of the NEP did not allow a number of important positive trends and principles that had already begun to mark themselves in their activities to be fully realized.

Keywords: sociology of science, social history of science, history of higher education, prosopography, scientific community, revolution, Civil war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.