Научная статья на тему 'Трудный старт. К истории Тамбовского государственного университета 1918–1921 гг'

Трудный старт. К истории Тамбовского государственного университета 1918–1921 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1918–1921 ГГ / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ В ОТНОШЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / TAMBOV STATE UNIVERSITY 1918–1921S / MATERIAL BASE / STUDENTS / TEACHERS / BOLSHEVIK POLICY REGARDING HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канищев Валерий Владимирович, Будюкина Надежда Николаевна

Рассматривается процесс становления первого Тамбовского университета, его материальной базы, студенческого контингента, профессорско-преподавательского состава. Авторы приходят к выводу, что недолгое существование университета было предопределено политико-идеологическими причинами, нежеланием партийных и советских властей готовить специалистов из «буржуазной» среды силами идеологических неугодных властям преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULT START. ON HISTORY OF TAMBOV STATE UNIVERSITY OF 1918–1921S

The process of development of first Tambov University, its material base, student’s contingent, teachers’ staff is considered. The authors conclude that the short existence of the University was determined by political and ideological reasons, the reluctance of the party and of the Soviet authorities to prepare specialists of the “bourgeois” by the ideological disloyal teachers.

Текст научной работы на тему «Трудный старт. К истории Тамбовского государственного университета 1918–1921 гг»

К 95-летию ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 930.24

ТРУДНЫЙ СТАРТ. К ИСТОРИИ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 1918-1921 гг.

© Валерий Владимирович КАНИЩЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории, e-mail: valcan@mail.ru © Надежда Николаевна БУДЮКИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории, e-mail: valcan@mail.ru

Рассматривается процесс становления первого Тамбовского университета, его материальной базы, студенческого контингента, профессорско-преподавательского состава. Авторы приходят к выводу, что недолгое существование университета было предопределено политико-идеологическими причинами, нежеланием партийных и советских властей готовить специалистов из «буржуазной» среды силами идеологических неугодных властям преподавателей.

Ключевые слова: Тамбовский государственный университет 1918-1921 гг.; материальная база; студенты; преподаватели; политика большевиков в отношении высшего образования.

Историки не раз обращались к вопросу об образовании и коротком периоде деятельности первого Тамбовского университета [1-4]. Но их публикации в силу обстоятельств получались, так сказать, малого жанра (тезисы докладов на конференциях, энциклопедические статьи и т. д.). Лучшие из них появились в несколько суматошные для российской исторической науки «перестроечные» времена, когда еще не были преодолены советские идеологизированные взгляды на прошлое России. Жестко заданные объемы прежних публикаций не позволяли их авторам привлечь широкий круг источников, отразивших перипетии истории Тамбовского государственного университета 1918-1921 гг.

Поэтому первой задачей данной статьи является попытка пошире взглянуть на начальную историю предшественника нашего нынешнего университета. Но мы не хотели бы предложить читателю только документальное повествование. Полагаем важным проанализировать вопрос о том, почему стартовый этап истории Тамбовского госу-

дарственного университета оказался трудным и, самое печальное, коротким.

Надеемся, что нашей основной надежной опорой станет принцип историзма, который предусматривает рассмотрение любого исторического явления в динамике. В качестве рабочей гипотезы выскажем мысль о том, что первоначально идея советского правительства соответствовала общемировому мо-дернизационному процессу основания университетов в региональных столицах (по российским меркам - в губернских городах). Но в условиях Гражданской войны, «военного коммунизма», архаизации российского социума, обострения у самих большевиков «детской болезни левизны в коммунизме» эта идея не смогла развиться.

В годы Первой мировой войны в связи с эвакуацией из западных губерний Российской империи многих учреждений в правительственных кругах обсуждался вопрос о переводе в Тамбов Юрьевского (Тартуского) университета. Но в итоге выбор был сделан в

пользу Воронежа и в 1918 г. наш сосед стал университетским городом [5; 6].

Параллельно в самом Тамбове городская педагогическая общественность инициировала процесс организации университета. В отправленном в октябре 1918 г. коллегией по делам Тамбовского университета прошении в народный комиссариат просвещения РСФСР четко сказано: «3-го апреля сего года в г. Тамбове возникло Общество Тамбовского Университета, поставившее своею задачею с осени сего года открыть в Тамбове высшее учебное заведение» (коллекция документов музея Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина).

В соответствии с решением губисполко-ма от 12 апреля 1918 г., общество начало подготовительную работу к открытию университета. По иронии судьбы Народный университет расположился в бывшем доме некоего пензенского мещанина Никонова на углу улиц Носовской и Державинской, где несколько десятилетий спустя находилось общежитие Тамбовского пединститута и какое-то время велись учебные занятия института, ставшего основой нынешнего Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Понятно, что для любого учреждения первостепенным является вопрос о материальной базе, на которой оно осуществляет свою деятельность. По словам членов коллегии по делам университета, в первое же время существования Общества в его распоряжении оказались значительные денежные средства, молочная ферма (племенной рассадник скота) с участком земли, имущество бывшего завода Военно-Технической помощи. С этими средствами Общество «смело приступило к осуществлению своей высокой задачи и предполагало провести всю организационную работу, опираясь на местные средства». За летний период при участии профессоров-специалистов были разработаны планы и сметы организации агрономического и педагогического факультетов, приглашен преподавательский персонал, предприняты меры по оборудованию кафедр, физической лаборатории, электромеханической мастерской, произведены ремонтные и другие работы в большом здании на Соборной площади (ныне старый корпус лицея № 29),

приспособляемом для надобностей агрономического факультета [1].

Казалось бы, первоначально будущий университет получил неплохие стартовые материальные условия. Но проблема оказалась в том, что в последующие месяцы и годы эти условия не менялись в лучшую сторону.

Уже осенью 1918 г. возникли критические, как заявляли сами организаторы университета, финансовые проблемы. После телеграммы А.В. Луначарского о переходе Тамбовского университета с 1 -го сентября в ведение Комиссариата по Просвещению, по словам организаторов, «как Тамбовское Общество, так и представители Советской власти с этого момента имели все основания считать, что Тамбовский Университет становится государственным учреждением и может рассчитывать на финансирование из общегосударственных источников». Однако это финансирование еще нужно было получить. А в сентябре еще не закончилось оборудование кафедр, работы по приспособлению здания для агрономического факультета, только началась покупка мебели для помещения педагогического факультета (бывший дом Шоршорова, «старый «Детский мир»), предстояли значительные затраты на оплату труда преподавателей и служебного персонала, хозяйственные и канцелярские расходы. Кроме того, Общество университета потеряло теперь дорогую ферму, которая находилась в ведении Комиссариата земледелия. В общем, на содержание Тамбовского университета в «текущем гражданском году», т. е. в сентябре-декабре 1918 г. «испрашивался» 1 млн, а в распоряжении имелось 300 тыс. (коллекция документов музея Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина).

Занятия в университете начались с конца октября, т. е. университет начал работать до официального его основания декретом советского правительства, согласно которому он должен быть открыт только 7 ноября 1918 г. [7]. Значит руководство университета как-то «крутилось» с имеющимися деньгами и создало условия для проведения занятий, оплаты работы преподавателей и персонала. Более того, достаточно быстро для условий того времени (за 2-3 месяца) решился вопрос с книжным фондом. Уже к январю 1919 г. часть книг была приобретена в Москве, часть

формировалась из книжных запасов местных частных библиотек, особенно из богатых дворянских имений [8].

В целом можно сказать, что в первые месяцы университет имел сколько-нибудь приемлемые материальные условия для учебного процесса.

Мы не ставили перед собой задачу детально проанализировать материальную базу университета в 1919-1920 гг. Нам было важно установить, какой она стала к началу 1921 г., в котором университет был закрыт. В феврале 1921 г. инструктор Наркомпроса Г.Д. Цветков, приехавший в Тамбовский университет проверять главным образом рабфак, писал, что отсутствие единого здания является «насущным вопросом» для всех трех факультетов университета. Московский проверяющий обратил внимание на то, что в «материальном отношении положение Рабфака отчаянное, ни одного полена дров, ни для аудиторий и кабинетов, ни для общежития слушателей». Он также отмечал, что рабочий факультет имеет достаточно комнат, но они не отремонтированы и непригодны для занятий» [9, л. 19об.].

Судя по всему, на других факультетах положение было не лучше, ведь и местные, и московские власти, как мы увидим дальше, наибольшее внимание уделяли именно рабфаку.

Наибольшей проблемой к началу 1921 г. стало продовольственное снабжение студентов. Г.Д. Цветков указывал на то, что за ноябрь 1920 - январь 1921 г. ни преподавателям, ни слушателям пайки не выдавались, и слушатели «победнее» стали расходиться по домам [9, л. 20].

Понятно, что студенты других факультетов, происходившие из более обеспеченных семей, вероятно, переживали эти трудности легче. Как правило, такие семьи в период Гражданской войны и «военного коммунизма» жили за счет обмена на продукты хороших вещей (серебряной, золотой и другой посуды, качественных предметов одежды и обуви, тканей и т. д.), а также покупки продуктов на «черном рынке», где продавцы принимали старые деньги («николаевки», «катеньки» и др.). Но за три с лишним пост-революционных года эти запасы вещей и денег сокращались, а советские деньги обесце-

нивались и имели крайне низкую покупательную способность.

Однако судя по тому, что число студентов университета в 1918-1920 гг. резко не сокращалось (в источниках фигурируют цифры в пределах 2-2,7 тыс. человек), проблема обеспечения пайками в университете не была для этих людей огромным препятствием для продолжения образования.

Другое дело, что проблема с выдачей продовольственных пайков становилась очень тяжелой для приезжей профессуры, которая, как и многие другие интеллигенты и служащие, в 1918-1919 гг. стремилась найти работу в «сытом» Тамбове [10].

Но во второй половине 1920 - начале 1921 г. продовольственная ситуация в Тамбове обострялась и в связи с недородом хлебов в 1920 г., и в связи сокращением подвоза продуктов из районов губернии, охваченных крупным крестьянским восстанием («Анто-новщина»). Понятно, что приезжим людям, существенно зависимым от продовольственных карточек и пайков, было сложнее, чем местным студентам и преподавателям, переживать такую ситуацию. А профессорской зарплаты, даже во многие миллионы, для покупок на «черном рынке», где цена буханки хлеба в условиях «бешеной» инфляции достигала 2 млн руб., было явно недостаточно.

В целом совершенно ясно, что материальные условия для учебы и жизни студентов и преподавателей к 1921 г. существенно ухудшились.

Как уже отмечалось, проблем с желающими учиться в Тамбовском университете не было. Но изначально возникла другая проблема, связанная с идеологическим походом советских властей к «классовому» и политическому составу студенчества. Уже в январе

1919 г. автор статьи в местном официозе «Известия Тамбовского Совета» особое внимание обратил на то, что на агрономическом факультете студенческая «аудитория» была более демократической, а на педагогическом наряду с «трудовой интеллигенцией» имелось много представителей «буржуазной молодежи». В статье подчеркивалось, что среди студентов находилось немало таких, которые попросту «примазались», спасаясь от военной повинности и общественных работ. Волновало корреспондента советской газеты и то, что студенческий клуб, «который при от-

крытии определяли как лабораторию нового сознания и пролетарской культуры», превратился в простое место для развлечений [8].

В целях партийно-идеологического контроля над такой студенческой массой, над всеми сторонами жизни университета вскоре после открытия университета здесь образовалась коммунистическая ячейка. В 1919 г. политический контроль над работой университета вообще был установлен на высочайшем для губернии политическом уровне: его осуществлял особоуполномоченный ВЦИК РСФСР на Тамбовском участке Южного фронта, народный комиссар почт и телеграфов В.Н. Подбельский. Так что политического контроля было более чем достаточно.

В начале 1921 г. уже упоминавшийся инструктор наркомпроса Г.Д. Цветков особенно пекся об отсутствии самостоятельной Коммунистической ячейки на рабфаке. Возмутило его и другое обстоятельство: «В помещении Рабфака несколько аудиторий занимает, так называемая, школа повышенного типа... я указывал на неудобство такого соседства, хотя бы уже потому, что у слушате-ля-пролетария, ежедневно читающего такое название, может родиться мысль, что он опять обойден. [а в этой школе] обучаются почище его одетые и лучше подготовленные представители интеллигенции и буржуазии». В такой ситуации делался один вывод об укреплении рабфака. Косвенно в докладе Г.Д. Цветкова отразилось то, что «повышенные школы» и университетские факультеты с «буржуазно-интеллигентским» контингентом учащихся и студентов в Тамбове не нужны [9, л. 24-26].

Весьма неоднозначно решался вопрос о формировании профессорско-преподавательского состава университета. Это, в частности, отразил составленный не позднее середины 1919 г. список лекторов Тамбовского университета, в котором числилось 34 человека. 12 из них числились в университете еще в первой половине 1918 г., т. е. в год официального открытия учебного заведения. Это были тамбовские педагогические деятели, которые создали Общество Тамбовского университета и потом перешли на работу в «настоящий» университет. 13 человек из всего списка указаны как профессора, остальные - просто преподаватели. Вряд ли учителя тамбовской мужской гимназии

А.И. Абиндер и Ф.В. Лунсгергаузен по уровню своей квалификации и опыту педагогической деятельности в средней школе являлись настоящими профессорами. И все же в рассматриваемом списке были и настоящие московские профессора [11, л. 15].

Но этот список оказался неполным. В него, в частности, не попали психолог П.П. Блонский, целая группа преподавателей агрономического факультета, работавших в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве (Н.А. Иванцов, А.Р. Кизель, Л.И. Кур-санов, М.И. Придорогин) и др. Судя по всему, профессора сельскохозяйственной академии не случайно оказались на работе в Тамбове. У академии были связи с Тамбовской губернией еще с дореволюционного периода. Так, по рекомендации профессора М.И. Придорогина здесь в 1911 г. началось выведение «улучшенного скота».

В документах бывшего Центрального государственного архива РСФСР (ныне хранятся в Государственном архиве Российской Федерации) отложились жизнеописания большой группы преподавателей первого Тамбовского университета. Эти исторические документы свидетельствуют о том, что большинство преподавателей того времени, занимавших должности профессоров, таковыми, как уже отмечавшиеся бывшие учителя Тамбовской гимназии, скажем так, в полной мере не являлись. Даже состоявший в должности ректора Тамбовского государственного университета в 1918-1920 гг. Михаил Корнилович Никифоров до революции являлся учителем русского языка в Тамбовском реальном училище и частной женской гимназии Д.И. Пташник [12, л. 5об.; 13].

И.М. Китаев до поступления на должность профессора Тамбовского университета имел солидный, но все-таки не профессорский опыт педагогической работы: с 1901 г. являлся преподавателем и лектором различных учебных заведений и курсов в Москве, заведовал историческим отделом Педагогического музея, в 1917 г. был избран директором Суздальской мужской гимназии Владимирской губернии [12, л. 9].

Профессор ТГУ М.Н. Щелочилин до поступления на работу в университет занимался врачебной психиатрической практикой в Тамбове. Профессор С.И. Топалов имел звание доктора медицины (по современным

меркам защитил магистерскую диссертацию), после университета также работал врачом-психиатром. Профессор Е.Н. Скоренкова до прихода на работу в Тамбовский университет имела 20-летний педагогический стаж по дошкольному воспитанию [12, л. 7-11].

Единственным из авторов жизнеописаний, чей прежний опыт «тянул» на профессорский, был Н.Ф. Познанский, который после окончания историко-филологического факультета Петербургского университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Однако, по его собственным словам, «этим благоприятным условием для научных занятий мне воспользоваться не удалось, т. к. в скором времени, ввиду расстроенного здоровья я должен был на довольно продолжительное время прервать их». И все-таки впоследствии он приобрел, можно сказать, вузовский опыт преподавателя этнографии на Петербургских высших географических курсах, серьезную исследовательскую практику в архивах Академии наук и Русского этнографического общества, в ходе этнографических экспедиций, а также в качестве редактора журнала этнографического отделения Географического общества «Живая старина» [12, л. 6; 14, с. 451].

В принципе состав преподавателей Тамбовского университета для начального периода его существования можно признать приемлемым. Ведь даже местные школьные учителя и врачи имели, как правило, университетское образование и потенциал педагогического и научного роста. Другое дело, что среди них были лица с сомнительной для большевиков политической репутацией. Так, в числе профессоров университета оказалась соратница Г.В. Плеханова, крупная деятельница партии меньшевиков Л.И. Аксельрод (Ортодокс), лидеры тамбовских меньшевиков А.К. Чарноцкий и П.И. Ванаг. Последнему из них, по непонятным причинам, даже было доверено чтение в университете курса «История социализма» [11, л. 15; 15-16].

Такая идеологическая ситуация в советском университете не могла сохраняться долго. Весной 1919 г. особоуполномоченный ЦК РКП(б) и ВЦИК на Тамбовском участке Южного фронта В.Н. Подбельский, будучи членом конкурсной комиссии Тамбовского университета, заблокировал по политическим мотивам избрание на должность про-

фессора социологии видного эсера П.А. Сорокина. В ноябре 1919 г. на V съезде Советов Тамбовской губернии представитель местных большевиков Л.М. Кораблев заявил: «И когда мы его [университет] открывали, мы, представители советской власти и партии, предупреждали профессоров, чтобы они знали, куда идут и на какую работу. Мы ясно и просто сказали, что они должны исполнять советские директивы. Лично я ходил на заседание университета и сказал им, что если они не будут учить как нужно, мы их сгоним как скот в помещение, будем кормить, одевать и заставлять работать как нужно. Страшно сказать, что в этот университет набилось три тысячи крестьянской и рабочей молодежи, которая хотела получить образование. Но товарищи профессора умудрились сделать так, что они выбились оттуда, и их осталось восемьсот. Это позор. Я говорил об этом университете с Покровским [имеется в виду заместитель народного комиссара просвещения М.Н. Покровский. - В. К., Н. Б.], который ведает этими университетами, и мы решили принять меры. Он мне дал директивы и право делать с университетом все, что угодно» [1].

Понятно, что такие действия и заявления «отпугивали» от университета профессуру, да и других преподавателей, которые не желали трудиться в неком подобии «шарашки», куда их некоторые рьяные представители коммунистов собирались согнать, которые не могли перековаться, как тогда говорили, на советских лад, которые не хотели делать поблажки малограмотным слушателям рабфака только потому, что они были из рабочекрестьянской среды. Советские же власти, как уже отмечалось, держали курс на сохранение рабфака и не очень-то стремились укреплять факультеты с «буржуазным» составом студентов.

Мы уже указывали, что к началу 1921 г. для студентов и преподавателей университета обострились продовольственные трудности. Среди других объективных проблем следует отметить и проблему транспорта. Трудно сказать, стало ли технически сложнее ездить поездом из Москвы в Тамбов в 1921 г. в сравнении с 1918-1920 гг. Но в конце 1920 -первой половине 1921 г. у пассажиров наверняка были опасения совершать поездки

по территории, охваченной «бандитским» движением.

При этом у тех столичных профессоров, которые преподавали в Тамбове наездами, был и другой, более солидный выбор для научно-педагогических занятий. Л.И. Курсанов в 1918 г. стал заведующим кафедрой низших растений Петровской сельскохозяйственной академии. П.П. Блонский с 1919 г. руководил Московской академией народного образования. М.И. Придорогин занял должность председателя Центральной зоотехнической комиссии Наркомата земледелия. Историк

В.И. Пичета в 1921 г. был назначен ректором Минского университета.

Таким образом, трудный старт первого Тамбовского университета, позволивший

ему, образно говоря, пройти очень короткую дистанцию, по нашему мнению, был предопределен политико-идеологическими причинами. Советские власти не собирались готовить специалистов из «буржуазной» среды силами идеологически не подкованных преподавателей. В том же 1921 г., с началом нэпа, отпали продовольственные проблемы. Нехватка государственного финансирования не могла быть главной причиной. Ведь средства на сохранение Тамбовского рабфака нашли. Не было политической воли или, точнее сказать, она была направлена в другую сторону от желания развивать реальное высшее образование в российской провинции.

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ преподавателей Тамбовского практического института народного образования

А.И. АБИНДЕР

Я, Алексей Иванович Абиндер, родился 4-го октября 1882 г. в г. Лебедяни Тамбовской губернии. Среднее образование получил сначала в Лебедяни, для продолжения образования поступил в Московский университет на математическое отделение физико-математического факультета, который окончил в 1906 г. с дипломом 1-й степени. По окончании университета начал свою преподавательскую деятельность в Тамбовской мужской гимназии (математика и физика) и в женской (методика арифметики). В 1907 г. помимо преподавания в 2-х названных гимназиях вел курс методики математики в бывшей гимназии Пташник1. С 1909 г. по 1914 г. помимо преподавательской работы в средних учебных заведениях г. Тамбова работал в качестве воспитателя, а затем и заведующего в Земском сиротском доме. За время с 1912 г. по 1914 г. мною в сиротском доме были проделаны работы по оборудованию кабинета экспериментальной педагогики и поставлен ряд опытов. С 1907 г. состою по настоящее время членом Тамбовского научного физико-математического общества и с 1913 г. товарищем председателя правления названного общества.

1 Частная женская гимназия в Тамбове, основанная дочерью генерала Д.И. Пташник, располагалась на нынешней Державинской ул.

С мая 1918 г. состоял товарищем председателя Губернского совета по народному образованию при местном Губернском отделе народного образования и был председателем комиссии по реорганизации школьного дела в Тамбовской губернии, работал и работаю в многочисленных комиссиях по постановке политико-просветительской работы. За период с 1918 г. по 1921 г. мною был разработан целый ряд положений, инструкций мероприятий по практическому применению принципов новой просветительской работы. Летом 1918 г. руководил работами комиссии специалистов (математиков и физиков) по выработке программы и методов преподавания математики в единой трудовой школе. В 1917 г. и 1918 г. читал лекции по методике математики на педагогических курсах. На педагогических курсах мною были поставлены опыты по экспериментальной педагогике, в результате которых являются две работы: 1) К вопросу о непосредственном запоминании в условиях неутомленного внимания и «памяти»; 2) К вопросу о непосредственном запоминании в условиях утомления.

В июне 1918 г. получил предложение занять кафедру методики математики в организуемом Тамбовском университете и в августе был избран на эту кафедру. За время с 1907 г. по 1918 г. мною было сделано много докладов и сообщений в местном физико-медицинском обществе, часть этих докладов имеются в виде отдельных статей,

напечатанных в Трудах общества, как то: «Теория эфира», «Принципы относительности», «Корпускулярная теория», «Теория лучевого давления», «О парамагнитных и диамагнитных телах» и др.

За доклад обществу удостоен премии имени доктора Икавитца.

В «Вестнике Просвещения», издаваемым Тамбовским губернским отделом народного образования мною были напечатаны и печатаются труды по вопросам народного образования, как то: «Ручной Труд в Американской школе и трудовые процессы в Российской Советской Школе», «К вопросу о подготовке учителей» и ряд других.

Два моих доклада «Российская Советская школа» и «Школа и церковь» по постановлению Губернского отдела народного образования разосланы по всем политико-просветительным учреждениям губернии.

Состою постоянным сотрудником по вопросам народного образования в газете Тамбовского Губисполкома и Губкомпарта («Тамбовские Известия»). С 6-го марта 1919 г. состоял заведующим подотделом единой школы и членом коллегии Тамбовского Губнаробраза. С мая 1919 г. -заместителем заведующего отделом. И с ноября 1920 г. по настоящее время - заведующим Губна-робразом.

С мая 1920 г. по настоящее время вхожу в состав членов Губисполкома. В конце 1919 г. был членом комиссии по реорганизации педагогического факультета в Институт народного образования.

С 1920 г. бессменно несу обязанности председателя правления Института народного образования.

Е.А. ВИХРОВ

Родился в г. Саратове 10-го декабря 1869 г., отец мой был рабочий, дед - крестьянин. Окончил гимназию в г. Саратове с золотой медалью, с VI класса уроками поддерживал семью. Закончил медицинский факультет Московского университета в 1895 г. со званием лекаря с отличием и по окончании в течение 19 лет работал земским врачом: 1,5 года в Балашовском уезде, 4 месяца в Саратовском уезде и 17 лет в Сердобском уезде Саратовской губернии; в Сердобском уезде заведовал Сердобской больницей на 40 кроватей и организовал в ней всестороннюю хирургическую помощь населению. С начала Европейской войны с сентября 1914 г. был приглашен на должность старшего врача Тамбовской больницы Красного Креста на 150 кроватей, где и оставался на службе до июня 1921 г. до демобилизации по возрасту, и с декабря того же года состою ординатором хирургического отделения Губернской советской больницы. За время пребывания в Сердобске в

течение 6 лет читал курс анатомии, физиологии и гигиены. В 1917 г. был приглашен для чтения гигиены на Педагогических курсах в Тамбове; в том же году был приглашен преподавателем гигиены Обществом Тамбовского университета, и остался преподавателем на педагогическом факультете, а затем в Институте народного образования после вторичного переизбрания и продолжаю преподавать анатомию, физиологию и гигиену.

Имею следующие труды:

1) «Организация Школьно-санитарной медицины». Доклад Школьной Санитарной комиссии при Тамбовском Губисполкоме в 1918 г.; доклад в целом принят комиссией;

2) «Об аутотрансплатации костей». Доклад Тамбовскому физико-медицинскому обществу в

1916 г. с предъявлением стенограммы и оттисков;

3) «Случай поперечного ранения тел с целью самоубийства». Доклад Научному совещанию военных врачей при эвакопункте в 1920 г.;

4) «Инородные тела уретры, мочевого пузыря, влагалища и матки о предъявлений икор. [неясное слово. - В. К., Н. Б.] тел». Доклад научному совету врачей при эвакопунктах. 1921 г.;

5) «Лечение хирургического туберкулеза. Современное состояние вопроса». Доклад Ученому Совету.

Готовится к докладу 1922 г. «Удаление селезенки по поводу множественного ее разрыва (с предъявлением препарата)».

М.К. НИКИФОРОВ Анкета

Фамилия, имя, отчество - Михаил Корнило-вич Никифоров.

Образование - Петроградский историко-филологический институт.

Специальность - Русский язык и словесность

Год рождения - 1878.

Педагогический стаж - В 1907 г. поступил преподавателем русского языка и словесности в Тамбовскую женскую гимназию Пташник и Тамбовское реальное училище. С 1911 г. 7 января назначен председателем Педагогического совета гимназии Пташник и оставлен в упомянутых должности. В 1918 г. был преподавателем 9-й советской школы 1 -й ступени и ее председателем. В 1918 г. читал лекции на Тамбовских педагогических курсах и в 1919 г. на курсах по дошкольному образованию. С 1-го августа 1918 г. избран преподавателем Западной литературы в Тамбовском государственном университете.

С 30-го декабря того же года избран ректором Тамбовского государственного университета, в каковой должности состоял до 16-го марта

1920 г. С января месяца читал в Тамбовском го-

сударственном университете лекции по истории русской литературы. В 1920 г. был председателем железнодорожной школы 11-й ступени. В 1920-

1921 гг. - профессором Тамбовской государственной консерватории, а также профессором Тамбовского Института народного образования. Читал лекции по истории русского языка, западной и русской литературы. В 1921 г. в Педагогическом институте читал лекции по истории русской литературы, методике родного языка, поэтике и истории родного языка.

Печатных трудов не имеется.

Н.Ф. ПОЗНАНСКИЙ

Родился я в 1888 г. Первоначальное образование получил в сельской начальной школе, затем учился в духовном училище и Тамбовской духовной семинарии, откуда (из четвертого класса) был уволен в 1907 г. В 1908 г. я выдержал экзамен на аттестат зрелости при Санкт-Петербургском учебном округе и поступил студентом в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

По окончании университета был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по представлению двух профессоров - профессора русской литературы И.А. Шляпкина и профессора русского языка А.А. Шахматова.

Однако этим благоприятным условиям для научных занятий мне воспользоваться не удалось т. к. в скором времени ввиду расстроенного здоровья должен был на довольно продолжительное время прервать их. К тому же и мои научные интересы на этот период времени окончательно переменились из области словесности в область этнографии.

С 1913 г. я начал свою учительскую деятельность и работал до 1917 г. в петербургских средних учебных заведениях разного типа. С 1915 г. кроме того я работал в комитете по призрению сирот, что дало мне возможность близко познакомиться с жизнью целого ряда приютов как в самом Петербурге, так и Петербургской губернии. С 1916 г. по моей инициативе в Петербурге были организованы курсы для заведующих приютскими заведениями.

В 1917 г. мне было предложено читать курс русской этнографии на Петербургских Высших географических курсах. Приняв первоначально предложение, я, однако, скоро отклонил его, т. к. открывшаяся благодаря Революции возможность свободно работать на поприще народного образования привлекала меня своими широкими перспективами. Оставив Петербург, я по приглашению Тамбовского уездного земства переехал в г. Тамбов и в качестве школьного инструктора работал в Тамбовском уезде в течение 1917-

1918 гг. В марте 1918 г. нами, школьными инструкторами А.Н. Бунаковым и Б.Н. Скоренковой и мною, были организованы Педагогические курсы, принятые с июня месяца в ведение комиссариата просвещения. На курсах мною читались лекции по педагогике. Когда в Тамбове возникла идея открытия педагогического факультета, я, совместно с А.Н. Бунаковым и Е.Н. Скоренковой, принял участие в разработке плана организации факультета, а в августе месяце получил предложение занять кафедру педагогики.

Последовательно проходил выборные должности: заместитель декана педагогического факультета, декана того же факультета, помощника ректора Тамбовского государственного университета и заместителя председателя Тамбовского педагогического института народного образования.

Сведения о научной деятельности.

Научные интересы мои первоначально относились к области фольклора. Этой области касается первая моя научная работа «Сисиниева легенда»1, напечатанная еще в бытность мою студентом. В то же время было напечатано мое исследование «Заговоры», удостоенное в 1913 г. Академией наук премией имени Ахматова2. Впоследствии эта работа была напечатана в Записках историко-филологического факультета Петроградского университета. В 1918 г. я работал над рукописями в архивах Академии наук и Императорского Русского Этнографического общества и был удостоен награды Географического общества (серебряная медаль).

В то же время нес обязанности по редактированию журнала «Живая старина» (Орган этнографического отделения Географического общества). В 1913 г. был командирован Академией Наук и Географическим обществом в Тамбовскую губернию за собиранием этнографических материалов. В этом же году был избран в члены Географического общества. В 1914 г. мною был подготовлен к печати в Записках Географического общества обширный сборник народных сказок, записанный в Тамбовской губернии, но работа до настоящего времени остается не напечатанной, т. к. в связи с войной издательская деятельность Общества прекращена. В 1915 г. мною была напечатана большая критическая статья «Обзор этнографической литературы за 1914 год». 1916 г. был посвящен печатанию упомянутой выше работой «Заговоры». В 1917 г. интерес к научным занятиям у меня был вытеснен интересами к

1 Сисиниева легенда - русский народный заговор-молитва против лихорадки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Вероятно, в тексте опечатка. Скорее всего, имелась в виду премия имени знаменитого филолога, академика А.А. Шахматова, присуждавшаяся за выдающиеся работы в области источниковедения, текстологии, языкознания.

практической деятельности в области народного образования, параллельно с которой, однако, мною велось и теоретическое изучение вопросов воспитания.

В настоящее время мною закончена и приготовлена к печати монография «Философско-Педагогическое воззрение Платона и социальные основы их». Кроме того, статья «Личность и педагогическая идея Ушинского» (доклад читал в союзе работников просвещения), «Идеалы школьников гор. Тамбова (анкета)», «Сказки и сказочники Тамбовской губернии» (доклад читал в Обществе изучения истории Тамбовского края).

Труды, приготовленные к печати:

1) «Трудовая школа»;

2) «Старый учебник на службе у новых методов»;

3) «Основы эстетического воспитания»;

4) «Искусство выразительного чтения и его педагогическое значение»;

5) «Некрасов в истории русской общественной мысли»;

6) «Дети в поэзии Некрасова»;

7) «Сказки и сказочники Тамбовской губернии».

А.Л. МАРКОВ

Родился в Москве в 1892 г. В 1918 г. кончил курс естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. За время пребывания в университете в 1914 г. работал в Астраханской Ихтиологической лаборатории по биологии промысловых рыб дельты Волги.

Результаты наблюдений вошли в общую сводку по биологии рыб и напечатаны в Трудах Астраханской Ихтиологической лаборатории. В 1915-1916 гг. производил гидробиологические исследования Ярославского Естественноисторического общества губернии Костромской и Ярославской (труды Ярославских Естественного и Исторического Общества. Том IV. Выпуск 1-й). С 1-го августа 1918 г. состою преподавателем зоологии агрономического факультета Тамбовского государственного университета; с осеннего триместра 1920-1921 гг. академического года мне поручено чтение лекций и ведение практических занятий по курсу энтомологии.

В 1921 г. поручен теоретический курс зоологии. За время пребывания на агрономическом факультете мной кроме обычных работ по зоологии, каковые я вел с момента избрания в состав факультета, были предприняты систематические сборы и наблюдения, касающиеся энтомофации Тамбовской губернии, долженствующие послужить для работ по изучению природы Тамбовского края.

П.Н. ЧЕРМЕНСКИЙ

Я окончил Петроградский Историко-филологический институт в 1909 г. По окончании института, я в течении 2-х лет состоял вольнослушателем Петроградского Университета и студентом Археологического института, который окончил в 1911 г. Одновременно я работал в качестве преподавателя в б[ывших] петроградских гимназиях: Окружной и гимназии при Историкофилологическом институте. В 1914 г. я был оставлен при упомянутом институте для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. В 1916 г. я выдержал магистерские экзамены по своей специальности, после чего с

1917 г. мое оставленное при кафедре было перенесено в Университет. В 1919 г. по экономическим соображениям я переселился в г. Лебедянь, где заведовал Народным музеем, а с мая 1920 г. я назначен Главным управлением архивным делом научным сотрудником Губархива.

Моя первая научная работа под заглавием: «Очерки по истории Тамбовского края» - напечатана в Известиях Тамб[овской] Уч[еной] Арх[ивной] Ком[иссии] в 1911 г. в 54[выпуске]. За ней в том же органе, а равно и в столичных Петроградских изданиях, следовала статьи: «Донские вотчины бояр Романовых», «Старинные храмы г. Лебедяни», «Синодик Лебедянского Троицкого монастыря». Отдельным изданием вышла моя книжка «Г. Лебедянь и его уезд в XVII в. 1913 г.». В настоящее время пишу книгу по истории Тамбовского края.

О.В. ЛУНГЕРСГАУЗЕН

Рожден в 1884 г. Окончил класс гимназии и Московского Императорского Университета по естественному отделению физико-математического факультета с дипломом 1 -й степени.

Стаж педагогический.

В 1912 [последняя цифра пропечатана нечетко. - В. К., Н. Б.] - 1918 г. преподаватель гимназии и реального училища, затем учительской семинарии в Тамбове. Лектор Педагогических курсов.

В 1918 г. избран профессором педагогического факультета Тамбовского университета, преобразованного в ИНО1 и Педагогический институт. Лектор курсов для школьных и внешкольных работников. В 1921 г. избран, кроме того, профессором Сельскохозяйственного института и Землеустроительного техникума.

Стаж научный.

В университете специализировался под руководством профессора А.П. Павлова, в 19081914 гг. участвовал в геологических и гидрографических исследованиях Саратовской, Тульской,

1 ИНО - институт народного образования.

Екатеринославской и Тамбовской губерний в исследовании двух руководил отделами геологических экспедиций. Работаю по исследованию Тамбовского края и ныне. Член нескольких ученых обществ: Председатель «Общества для исследования природы Тамбовского края».

Научные труды.

Кроме участия в коллективных трудах имею:

а) «Некоторые данные о меловых отложениях в Саратовской губернии» в «Ежегоднике по геологии и мин[ералогии] России, т. XI»;

б) «Из летних геологических экскурсий по Саратовской губернии» в «Трудах Студенческого кружка для изучения русской природы при Московском Университете»;

в) «О следах тектонических образований на юге Тульской губернии» в «Ежегоднике по геологии и мин[ералогии] России, т. XII»;

г) «О провалах на юге Тульской губернии» в журнале «Естеств[ознание] и география»;

д) «О значении ископаемых памятников природы и о необходимости их охраны» «Ес-теств[ознание] и география» за 1911 г.;

е) Отчет в работах гидрограф. партии (по обследовано Алекс[андровского] уезда Екат[еринославской] г[уб.]);

ж) «Отчет геолога» в докладе А[лексан-дровско]му земству. 1912 г.;

з) «Отчет о геологических и гидрогеологических исследованиях 1913 г[ода] в Темниковском и Спасском уездах Тамбовской губернии» Губернское Земство 1913 г.;

и) «Об устройстве под г. Тамбовом артилл. полигона и, в связи с этим, о судьбе водоснабжения города» в Трудах физико-медицинского общества, 1913 г.;

к) «О вырубке леса под г. Тамбовом и с. Бокино»;

л) «Из жизни и истории р. Цны» (там же 1914 г.);

Кроме того, изготовлен к печати и оставлены не напечатанными по условию хранения:

а) «Речные долины, балки и овраги Алекс[андровского] уезда Екат[еринославской] г.»;

б) «В защиту леса» - Книжка удостоена премии Г[убернского] С[ельско]Х[озяйственного] Об-ва;

в) «Геологич. очерк гор. Тамбова» премия Губернского] физико-медицинского общества;

г) «Руководство к изучению местного края» -(лекции для внешкольных работников).

Далее ряд докладов, доложенных местным ученым обществам.

М.Н. ВЗОРОВ

Родился 15-го мая 1883 г. Образование получил в Харьковском университете, который окончил в 1912 г. по биологической секции естествен-

ного отделения физико-математического факультета. По выдержанию государственных экзаменов в 1913 г. поступил на одногодичные курсы по подготовке преподавателей 6 средних учебных заведений при Харьковском учебном обществе. Одновременно состоял (прикомандированным был учебным Округом) практикантом первого Харьковского реального училища, при преподавателе методике н[ачальных] к[лассов] Е. Кничер. По окончании Педагогических курсов в 1914 г. был назначен как казенный стипендиат Университета и курсов преподавателем природоведения и географии в Новохоперскую мужскую гимназию, где одновременно преподавал арифметику, а затем физику с космографией. В августе 1916 г. был избран преподавателем Тамбовской мужской гимназии Общества распространения среднего образования1, в каковую я был переведен предложением попечителя Харьковского учебного округа для преподавания природоведения, географии и арифметики одновременно с заведывани-ем естественноисторического кабинета. С 1917 г. в названной гимназии, при расширении Е.И. 2 программы, преподавал ботанику и зоологию. В 1918 г. после реформирования всех учебных заведений был назначен одновременно в 10, 11 и 12 советские школы 1-й ступени и в 5-ю школу 2[-ой] ступени гор. Тамбова, в коих преподавал ботанику, зоологию и анатомию с физиологией человека. По фактическом прекращении учебных занятий в советских школах 1 -й и 2-й ступеней, последние три предмета преподавал в школе повышенного типа для взрослых в Тамбовском университете, впоследствии переименованного в Высшую народную школу, наконец, Рабочий факультет. Одновременно был прикомандирован к Тамбовскому губернскому народному музею в качестве лектора-сотрудника по естественному отделению музея. В октябре 1919 г. был назначен инструктором по охране памятников природы при Музейном п[од]/отделе Тамбовского Губна-робраза, не оставляя Школы повышенного типа и Рабфака. Одновременно читал лекции по естествознанию на дошкольных и внешкольных курсах при Губнаробразе. В январе 1920 г., оставаясь в тех учреждениях преподавателем, был назначен заведующим Музейным П[од]/отделом Губна-робраза. С октября 1920 г. был приглашен в качестве преподавателя ботаники и зоологии на дошкольное отделение Тамбовского Педагогического института. С осени 1921 г. преподавал ботанику на Г^м курсе естественно-школьного от-

1 Официально Тамбовская мужская гимназия была государственным учебным заведением, но учителя гимназии, вероятно, активно сотрудничали с Обществом распространения среднего образования.

2 Вероятно, имеется в виду программа по естественноисторическим дисциплинам.

деления Тамбовского Педагогического института и «Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой и человеком» на дошкольном отделении того же института. По болезни, уволившись в мае 1921 г. со службы в Губнароб-разе, в настоящее время состою преподавателем в Педагогическом институте и Рабфаке (по ботанике), а с осени 1921 г. и в Тамбовской фельдшерской школе по ботанике и зоологии.

В 1915 г. состоял участником Всероссийского Съезда преподавателей географии. С 1918 г. по

1920 г. состоял председателем Тамбовской общегородской естественноисторической комиссии, где работал по составлению Е.И. программы. Параллельно продолжал и выполнял целый ряд выборных и общественных должностей.

Печатных трудов не имеет.

Е.Н. СКОРЕНКОВА

Родилась в 1870 г., окончила гимназию в г. Уфе и Педагогические курсы имени Тихомирова в Москве.

Специальность Дошкольное воспитание. Педагогической деятельностью занималась более 20 лет.

Мои статьи, как результат практической работы, печатались в Московском педагогическом журнале «Педагогическое обозрение» (значение ручного труда).

И.М. КАТАЕВ

Окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1901 г. по 1917 г. был преподавателем и лектором различных учебных заведений и курсов в Москве, занимался в то же время литературной разработкой (в печати) вопросов истории, методики истории, архивоведения и реформы школы. В то же время с 1903 г. состоял на службе в Московском архиве Министерства юстиции по Редакционно-описательному отделению, занимаясь научной разработкой и изданием документов, относящихся в русской истории и истории права, причем последние три года занимался специально составлением обозрения документов истории «Разрядного Приказа». В 1913-1915 гг. заведовал историческим отделом Педагогического музея при учебном отделе общества Распр[остранения] технических знаний в Москве и много лет работал в Исторической комиссии того же учебного отдела. С 1905 г. состою членом Московского Археологического общества и нескольких провинциальных ученых архивных комиссий. Весной и осенью 1916 г. принимал участие в комиссии Московских профессоров и преподавателей по реформе средней школы, исполняя обязанности секретаря этой комиссии. В декабре 1917 г. занял по избиранию должность

директора Суздальской мужской гимназии (Владимирской губернии) и председателя Педагогического совета женской гимназии. В 1919 г. в июне месяце избран на кафедру истории и методики истории на педагогический факультет (Тамбовского государственного университета, а в сентябре того года избран на ту же должность в Тульский институт народного образования). В Туле фактически не работал за трудностью проезда из Тамбова. С июня 1920 г. состою председателем Общества по изучению истории, археологии и этнографии Тамбовского края. С июня 1920 г. состою заведующим Тамбовским Губархивом. С июня 1921 г. - заведующим Тамбовским филиалом центрального гуманитарного педагогического института.

Печатные труды:

а) описание документов Московского Архива Мин. Юстиции. Т.т. ХУ-ХХ/ (труд коллективный). АОзая [неясное слово. - В. К., Н. Б.]. «Описание актов историч. сбор. гр. А.С. Уварова» под редакцией пр. Довар-Запольского;

б) статья в трудах ХП-го археологического съезда. Статья в журнал «Вестник воспитания». «К вопросу о типе учебника Русской истории для средней школы». 1900 г. сентябрь;

в) новейшие течения в преподавании истории в младших классах средней школы 1915 г. март. Статья в «Русские Вед[омости]», «Новые (1916 г.) программы по истории для средней школы». 1916 г. «К реформе средней школы». 1918 г. № 129, 140;

г) вопросы преподавания истории в средней школе. Т.т. ЫН, 1915-16 гг. под редакцией И.М. Катаева, рядом с его статьей;

д) учебник русской истории, для средней школы в 3-х выпусках изд. Оттиск, изданный в 1907 г., 4-е издание 1913 г.;

е) статья в книге «Русская история в очерках и статьях». Под редакцией Довнар-Заполь-ского;

ж) статья в сборнике «Наше прошлое», изд. «За друга» для младших классов средней школы и начальной школы и в книге для чтения по новой истории;

з) статья в юбилейных изданиях Сытина ред. «Исторической комиссией», «Великая реформа», «Историческая война», «Смутное время», «Дореформенная бюрократия». Спб., 1914 г. изд. Культурно-исторической библиотеки «Энергия»;

и) очерки по русской истории для школы и народного чтения: «Царь Алексей Михайлович и его время», «Богдан Хмельницкий», «Степан Разин», «Смута в Московском государстве», «Данила Романович Галицкий», «Россия и Авст[рия]»;

к) статья в Путеводителе по Москве изд. Кашнарева под ред. Исторической комиссии.

Подготовлено к изданию сборник статей по Тамбовскому краеведению, издаваемый Центральным гуманитарным педагогическим институтом.

А.Н. БУЗНИ

Окончил Киевский университет по естественноисторическому отделению физико-математического факультета, специализировавшись по отделу химии и химической технологии. С 1889 г. по 1897 г. состоял в должности заводского химика и затем технического директора свеклосахарного завода в Курской губернии. В 1897 г. был приглашен министром финансов в г. Тамбов для контроля свеклосахарных и рафинадных заводов губернии и для организации Губернской химической лаборатории. В 1918 г. по поручению Высшего совета народного хозяйства обследовал крахмальные, паточные и винокуренные заводы Тамбовской губернии, причем подробный доклад об этом был представлен в Высшей совет народного хозяйства. С конца 1918 г. по 1919 г. заведовал химическим отделом Губернского отдела народного хозяйства. С конца 1919 г. состоит преподавателем агрономического факультета и ИНО. В области педагогической деятельности преподавал химию в заводской технической школе, неоднократно принимал участие в чтении публичных лекций по различным вопросам химии и технологии; состоял лектором Тамбовских художественных мастерских. Им сделан ряд научных докладов в заседаниях Тамбовского физико-медицинского общества, из которых напечатаны в трудах этого следующие:

1) «Новейшие способы получения высоких температур»;

2) «Состав питьевых вод города Тамбова и его окрестностей»;

3) «Новейшие успехи цветной фотографии»;

4) «О водоснабжении города Тамбова»;

5) «К вопросу о суррогатах водки в связи с борьбой против пьянства»;

6) «Об обследование вод бассейна реки Студенец и Тамбовского городского водопровода».

Н.Н. ЩЕЛОЧИЛИН

Родился в 1864 г. Из крестьян Липецкого уезда Тамбовской губернии, среднее образование получил в Тамбовской гимназии, где и окончил курс в 1884 г. В 1880 г. [последняя цифра пропечатана нечетко. - В. К., Н. Б.] окончил медицинский факультет Московского университета. По окончании год работал в Московской Психиатрической клинике у проф. Карсанова. С 1891 г. по 1918 г. состоял ординатором Психиатрической больницы в Тамбове. Два с половиной года был

старшим врачом в 21 Воен. Сиб. Спр.[неясное сокращение. - В. К., Н. Б.] Помощи во время Японской войны. 4 года был старшим врачом в 45 св. эвак. госпитале в Рязани во время пред. 1 войны. В период времени [вероятно, пропущено слово. - В. К., Н. Б.] - служба в Психиатрической больнице, 4 раза был в научных командировках за границей, занимаясь психиатрией, неврологией и детской психологией. В последний раз специально занимался в 1918 г. за границей учением о дефективных детях. Состоял заведующим отделом охраны здоровья детей при Губздравотделе.

С.П. ТОПАЛОВ

Доктор медицины Сергей Иванович Топалов родился 29-го мая 1874 г. Окончил класс гимназии в Симферополе в 1894 г., Военно-медицинскую академию в Петербурге в 1899 г., имеет степень доктора медицины. С 1909 г. по окончанию курса в Военно-медицинской академии избрал специальностью душевные и нервные болезни и работает по этой специальности в Новогеоргиевском и Варшавском военном госпиталях с 1900 г. по 1907 г. С 1907 г. по 1910 г. находился прикомандированным к клинике душевных и нервных болезней проф. Бехтерева в Петербурге, где работал главным образом в психологической лаборатории под руководством проф. Бехтерева и Ла-зурского, в названой лаборатории написал научную работу «О влиянии процесса сосредоточения на мышечную работу», которая была предоставлена в качестве диссертации в конференцию Военно-медицинской академии и удостоился степени доктора медицины в 1909 г. С 1910 г. по 1914 г. состоял врачом отделения душевнобольных в Ташкентском военном госпитале, с 191 4 г. по

1918 г. - главным врачом Тамбовской окружного эвакуационного пункта, одновременно состоял врачом в Тамбовской губернской психиатрической лечебнице. С 1918 г. состоял врачом-кон-сультантом по нервным болезням и душевным при Тамбовской больнице Красного Креста. Имеет 20 научных работ.

А.П. СВЕТЛОВ

Окончил Петроградский университет по физико-математическому факультету отделению физики в 1912 г. С того же года состоял преподавателем математики и физики в средних учебных заведениях города Тамбова. С 1918 г. преподавал во П-й ступени единой трудовой школы, работал в народном музее имени Ленина в качестве лектора по физике и заведующего физическим отде-

1 Сокращение пред., вероятно, означает предыдущей, т. е. Первой мировой войны как предшествовавшей Гражданской войне.

лением. С 1919 г. преподавал в Тамбовском Рабочем факультете; в настоящее время состоит преподавателем Педагогического института, Землеустроительного техникума и Рабочего факультета города Тамбова. Печатных трудов не имеет.

Л.Д. КАТАЕВА

Окончила курс в Московском Александрийском институте в 1904 г. С 1905 г. по 1917 г. была преподавательницей французского языка в старших классах мужской и женской гимназии, с

1917 г. по октябрь 1917 г. в школе II-й ступени города Суздаля Владимирской губернии. С 1-го ноября состоит преподавательницей французского языка на Рабочем факультете города Тамбова.

Н.Н. ЦВЕЛЕВ

Родился в Москве в 1881 г. С раннего детства обнаруживал способности к рисованию, определив свое будущее. Окончив городскую школу, поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. На последнем году пребывания в этом училище любимым делом были практика - методические занятия на воскресных и вечерних классах училища. Поэтому по окончанию курса, приехав в Тамбов, занял учительскую должность. Прослужив два года в двух городских училищах, перевелся в женскую гимназию Пташник, в которой служил до революции. Продолжая после поступления на учительскую должность работать над исторической стороной своих предметов, открыл свою маленькую школу, в которой практически работал над отделом: Служебное значение изобразительных искусств. Школа через год была закрыта. Те же вопросы побудили его выполнить работы для личной художественной выставки, которая и была открыта под названием «Трудовая школа». Печатных трудов не имеет.

Имеет рукописи на тему:

1) «Методы графической грамоты»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) «Курс рисовки и лепки для взрослых»;

3) «Занятия рисованиям и лепкой с детьми дошкольного возраста». «Служебное значение изобразительных искусств».

Вся программная часть рисования и лепки, составлявшая Тамбове в последние года, проходила через мои руки. Считал себя специалистом по следующим вопросам: методика рисования и лепки, эстетическое воспитание в школе, служебное значение изобразительных искусств, иллюстрационный метод, история искусства. Педагогическая практика протекала во многих местах кроме основной службы, как то: дошкольные курсы I-е, II-е, III-е и IV-е; курсы трудовых процессов - I-е и II-е. Курсы «Практика трудовой школы», 3-годичные Педкурсы, Рабфак, Школа Повышенного типа.

М.А. ЛИППЕ

Я родился в городе Арейнебург Лифл[яндской] губернии. Окончив курс местной гимназии я, по желанию отца, поступил в 1876 г. в Дерптский университет на медицинский факультет, но в 1879 г. переехал в Москву. Поступил в Лазаревский институт восточных языков и окончил курс наук в 1883 г. В это же время умер мой отец, семья осталась без всяких средств, нужна была немедленная помощь, и мне пришлось отказаться от намеченной дипломатической карьеры, требующей на первых парах расходов, и искать заработок. Выдержав при Московском университете испытания на звания учителя немецкого языка гимназии, я в 1884 г. поступил на службу в Иваново-Вознесенское реальное училище, оттуда переведен в 1883 г. в Ливенское реальное училище, а в 1897 г. в Тамбовскую мужскую гимназию. По закрытию гимназии я продолжал службу в 6-й Советской школе 11-й ступени, а после два года состоял преподавателем агрохимического факультета педагогического института в городе Тамбове.

1. Есиков С.А. Из истории государственного университета в Тамбове (1918-1921 гг.) // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области: краткие тезисы доклада к 6 научной конференции, ноябрь 1988. Тамбов, 1988. С. 36 -38.

2. Минченко Л.С. Из истории Тамбовского государственного университета // Наш край Тамбовский: тезисы докладов и сообщений

2 областной краеведческой конференции. Тамбов, 1991. С. 97-99.

3. О реорганизации Тамбовского университета 18 ноября 1919 г.: из постановления коллегии губернского отделения народного образования // Культурное строительство в Тамбовской губернии: сборник документов и материалов. Воронеж, 1983. С. 145-146.

4. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.

5. Карпачев М. Воронежский университет. Вехи истории, 1918-2003. Воронеж, 2003.

6. Карпачев М. Воронежский университет. Начало пути. Воронеж, 1998.

7. Декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении государственных университетов в гг. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в государственные университеты бывших Демидовского юридического лицея в Ярославле и педагогического института в Самаре // Декреты Советской власти. М., 1968. Т. 4. С. 311-312.

8. Известия Тамбовского Совета. 1919. 15 янв.

9. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. А-2306. Оп. 12. Д. 212.

10. Канищев В.В. Городские средние слои в период формирования основ советского общества. Октябрь 1917-1920 гг. (по материалам Центра России): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1998.

11. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-1424. Оп. 1. Д. 9.

12. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 6. Д. 222.

13. Справочная книжка и адрес-календарь Тамбовской губернии на 1916 год. Тамбов, 1916.

14. Есиков С.А., Капитонов Е.Н.Познанский Николай Федорович // Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.

15. Алексеев П.В. Философы России ХІХ-ХХ столетий. М., 1999. С. 36-37.

16. Востоков Д.Н. Л.И. Аксельрод (Ортодокс) в общественной жизни Тамбова // Общественно-политическая жизнь российской провинции, XX век. Тамбов, 1993. С. 38-39.

Поступила в редакцию 12.01.2013 г.

UDC 930.24

DIFFICULT START. ON HISTORY OF TAMBOV STATE UNIVERSITY OF 1918-1921S

Valeriy Vladimirovich KANISHCHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of History, Professor of Russian History Department, e-mail: valcan@mail.ru

Nadezhda Nikolayevna BUDYUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Russian History Department, e-mail: valcan@mail.ru

The process of development of first Tambov University, its material base, student’s contingent, teachers’ staff is considered. The authors conclude that the short existence of the University was determined by political and ideological reasons, the reluctance of the party and of the Soviet authorities to prepare specialists of the “bourgeois” by the ideological disloyal teachers.

Key words: Tambov State University 1918—1921s; material base; students; teachers; Bolshevik policy regarding higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.