Научная статья на тему 'Профессор Й. Я. Пленк — основоположник мировой научной дерматологии'

Профессор Й. Я. Пленк — основоположник мировой научной дерматологии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
345
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / ДЕРМАТОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ПРОФЕССОР Й.Я. ПЛЕНК / BIOGRAPHY / CLINICAL MEDICINE / DERMATOLOGY / PROFESSOR J.J. PLENCK

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бетехтин М.С., Завьялов А.И.

Представлены биографические сведения о профессоре Й.Я. Пленке, отражающие научно-практический вклад ученого не только в развитие европейской клинической медицины второй половине XXVIII в., но и в становление мировой научной дерматологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor J.J. Plenk — founder of world scientific dermatology

The article presents the biography of Professor J. J. Plenck and his scientific and practical contribution to the development of European clinical medicine in the second half of the 18th century and in the establishment of world scientific dermatology.

Текст научной работы на тему «Профессор Й. Я. Пленк — основоположник мировой научной дерматологии»

УДК 616.5 (091):929 Пленк Авторское мнение

ПРОФЕССОР Й. Я. ПЛЕНК — ОСНОВОПОЛОЖНИК МИРОВОЙ НАУЧНОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ

М. С. Бетехтин — ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пи-рогова» Минздрава России, преподаватель кафедры гуманитарных наук, кандидат медицинских наук; А. И. Завьялов — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсами правоведения и истории медицины, доктор медицинских наук.

PROFESSOR J.J. PLENCK — FOUNDER OF THE WORLD SCIENTIFIC DERMATOLOGY

M. S. Betechtin — Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of Russia, Department of Humanities, Assistant, Candidate of Medical Science; A. I. Zavyalov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia, Department of Health Service Organization, Public Health and Healthcare with the courses of Law and History of Medicine, Professor, Doctor of Medical Science.

Дата поступления — 27.08.2016 г. Дата принятия в печать — 15.09.2016 г.

Бетехтин М.С., Завьялов А.И. Профессор Й. Я. Пленк — основоположник мировой научной дерматологии. Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12 (3): 493-495.

Представлены биографические сведения о профессоре Й. Я. Пленке, отражающие научно-практический вклад ученого не только в развитие европейской клинической медицины второй половине XXVIII в., но и в становление мировой научной дерматологии.

Ключевые слова: профессор Й. Я. Пленк, клиническая медицина, дерматология, биография.

Betechtin MS, Zavyalov AI. Professor J. J. Plenk — founder of world scientific dermatology. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (3): 493-495.

The article presents the biography of Professor J. J. Plenck and his scientific and practical contribution to the development of European clinical medicine in the second half of the 18th century and in the establishment of world scientific dermatology.

Key words: Professor J. J. Plenck, clinical medicine, dermatology, biography.

Основоположник мировой научной дерматологии Йозеф Якоб фон Пленк (Joseph Jacob von Plenck) родился в семье военного переплетчика в Австрии 28 ноября 1735 г

Прежде чем вписать свое имя в анналы дерматологии, он обучался в элитной гимназии иезуитов в Вене (Akademisches Gymnasium Wien). После ее окончания был зачислен в число студентов медицинского факультета Венского университета, который не закончил в связи с тем, что 16 июля 1758 г. был призван на службу в австрийскую армию военным врачом. Несмотря на незавершенное образование и отсутствие полноценной врачебной подготовки, Й. Пленк участвовал в Семилетней войне, по окончании которой вернулся к гражданской практике в свой родной город — Вену. В дальнейшем стал учеником видного хирурга Иоганна Кристиана Реттера (Johann Christian Retter) и получил магистерские степени хирурга и акушера. Императрица Мария-Терезия, достаточно наслышанная об успехах Й. Пленка в военные годы, написала ему письмо, датированное 2 августа 1769 г, в котором поручала Пленку инспекцию военных медицинских отделений. Это короткое письмо показывало его репутацию и демонстрировало уважение императрицы. В декабре того же года императорским декретом был учрежден университет в г Трнава, и Й. Пленк, владевший хирургией и акушерством, был номинирован одним из четырех профессоров на медицинский факультет. С 1777 по 1783 г Й. Пленк был профессором кафедр акушерства и хирургии медицинского факультета университета г. Буды и г. Пешта (их объединение в один город датируется 17 ноября 1873 г.); с 1785 г. — профессором ботаники и химии Императорской военно-медицинской академии Вены (Josephinum). Затем стал секретарем этой академии, королевским советником, фельдаптекарем и фельдхирургом [1, 2].

Ответственный автор — Завьялов Аркадий Иванович Тел.: +88452223814 E-mail: inf@sarderma.ru

Йозеф Якоб фон Пленк (Joseph Jacob von Plenck, 1735-1807)

Труды Й. Пленка охватывают многие области медицины. Он занимал различные профессиональные посты в Швейцарии, Венгрии и Австрии, и где бы ни работал, записывал, а затем публиковал свои замечания и наблюдения. Й. Пленк совершенствовал свои знания в каждой дисциплине, которую изучал: офтальмологии, акушерстве, зубоврачевании, фармацевтической химии, судебной медицине, болезнях детей. Его научные работы в основном написаны на латинском языке и в значительной части представ-

494

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ

ляют собой компиляции. Высокую оценку они получили благодаря точности изложения. Наибольший интерес и в настоящее время представляют труды Й. Пленка: «Selectus materiae chirurgicae» (1775), «Primae lineae anatomes» (1775), «Doctrina de mor-bis cutaneis» (1776), «Doctrina de morbis oculorum» (1777), «Elementa medicinae et chirurgicae forensis» (1781), «Pharmacologia chirurgica» (1781), «Toxicolo-gia» (1785) и др. [S].

Исследователи истории медицины John Thorne Crissey и Lawrence Charles Parish сравнивали Й. Пленка с Вольфгангом Амадеем Моцартом: «Йо-сиф фон Пленк был необычным человеком, который столь же много написал медицинской литературы, сколько его современник Моцарт написал музыкальных трудов — непрерывно на протяжении всей жизни, с каждым разом улучшая качество работ» [4]. Вершиной такой его деятельности является объемный труд по ботанике — семитомное издание «Изображение медицинских растений» (Icones plantar medicinalium, 1788-1803) с 758 цветными гравюрами на меди; сочинение содержит описание фактически всех известных к тому времени травянистых растений, применявшихся в медицине. Руководство вышло на латинском и немецком языках. После смерти ученого в 1812 г. Йозефом Керндлом был издан восьмой том этой работы.

Некоторые труды Й. Пленка, переведенные на русский язык, посвящены вопросам венерологии: «Врачебные наставления о любострастных болезнях» и «О новом способе употребления ртути». Благодаря второй работе он стал известен как автор ртутного лечения, особенностью которого было то, что пациент не страдал одним из самых частых побочных эффектов — гиперсаливацией.

Главной заслугой Й. Пленка в мировой дерматологии считается его работа, в которой он сделал то же, что Карл Линней (Carl von Linné, 1707-1778) с растениями: совершенно по-новому классифицировал высыпания на коже. Его труд «Учение о кожных болезнях, сведенных в классы, роды и виды» (Doctrina morbis cutaneis qua hi Morbi in Suas Classes, Genera et Species Rediguntur) был опубликован в Вене в 1776 г на 128 страницах на латинском языке, а год спустя — в Варшаве и Дрездене на немецком, затем, несколько позже, на многих других европейских языках (Рис. 2). На французском языке «Учение» появилось лишь в 2006 г., что само по себе является ярким доказательством соперничества различных научных дерматологических школ XVIII-XIX вв. и в конечном итоге признанием исторической ценности этой работы [2, 5]. Й. Пленк полностью разрывал с прошлыми устоями в описании кожных высыпаний. Он отвергал классификации кожных болезней, применявшиеся со времен Джироламо Фракасторо (Girolamo Fracastoro, 1478-1553), в основе которых лежала локализация кожных элементов на тех или иных частях тела. Пленк же пытался сделать описание высыпаний проще. Согласно его классификации все кожные высыпания были разделены на 14 групп: 1) пятна; 2) пустулы; 3) пузырьки; 4) пузыри; 5) папулы; 6) корки; 7) чешуйки; 8) омозолелости; 9) наросты; 10) язвы; 11) раны; 12) сыпь из-за насекомых; 13) болезни ногтей; 14) болезни волос. Кроме того, он классифицировал 150 типов заболеваний кожи, однако в описании клиники самих болезней не добавил ничего нового.

Классификация Й. Пленка имела колоссальное значение. Так, англичанин Роберт Уиллан (Robert Willan, 1757-1812), которого считают основоположником английской школы дерматологов, был вдохнов-

JOSEPHI JA.COBI PLENCK,

Chirurgice DoSoris, nec non Chirurgice, Anatomes at que Artis Obfietricia ProfcJJbris Regii, publici ac or dinar ii in Regia Univerfitate Budtnfi.

DOCTRINA

D £

MORBIS CUTANEIS

Qua hi morbi in suas classes, genera ET 'SPECIE® REDfGU NT V R.

Eàitio fecunda , au ff а.

V I E N N JE, Apub Rudolrhum : Grjeffer.

........... ■ ■ Ш

I 7 8 3-

Титульный лист труда Й. Пленка «Учение о кожных болезнях, сведенных в классы, роды и виды» (Doctrina morbis cutaneis qua hi Morbi in Suas Classes, Genera et Species Rediguntur, 1783)

лен классификацией Пленка и модернизировал ее, представив свою версию в работе «О кожных болезнях» (On Cutaneus Disease, 1798-1808), главные основы и термины которой используются до сих пор [5]. Сложно переоценить эффект работы Й. Пленка для специальности. Лидеры других дерматологических центров Европы — Пьер Райе (Pierre François Olive Rayer, 1793-1867) и Лоран-Теодор Биетт (Laurent-Théodore Biett, 1781-1840) во Франции, Фердинанд Гебра (Ferdinand von Hebra, 1816-1880) в Австрии — находились под влиянием этого труда. Через этих великих людей, а также учеников Р. Уиллана многое из концепции Пленка было сохранено в веках. Работа Пленка оказала влияние и на врачей Германии. Фридрих Якоб Беренд (Friedrich Jakob Behrend, 1803-1889), практикующий в Берлине врач, в 1839 г. опубликовал работу «Изобразительное изложение несифилитических болезней с соответствующими текстами» (Ikonographische Darstellung der nicht syphilitischen Hautkrankheiten mit darauf bezüglichem systematischem Texte). Этот труд — часть всесторонней энциклопедии, предназначенной для «всех возможных медицинских, хирургических и акушерских иллюстрированных работ». После полноценного рассмотрения истории классификаций Беренд описал 14 классов кожных болезней, где, учитывая терминологию Й. Пленка, продолжил системы Р. Уиллана и Т. Бейтмана (Thomas Bateman, 1778-1821) [6].

Таким образом, с помощью своей любознательности, энергии и трудолюбия Йозеф Якоб фон Пленк при жизни добился известности в европейской медицине, получил дворянский титул, а благодаря труду о кожных болезнях вписал свое имя в историю современной дерматологии как одного из ее основателей.

Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. Т. 12, № 3.

Профессор Й. Пленк умер на 72-м году жизни в Баварии (Мюнхен) 24 августа 1807 г

Авторский вклад: концепция и дизайн исследования, написание статьи, утверждение рукописи для публикации — А. И. Завьялов, М. С. Бетехтин.

References (Литература)

1. Holubar K. A medical Mozart of medicine? Joseph Plenck (28.11.1735-24.8.1807). J Dtsch Dermatol Ges 2007; (5):723-724.

2. Holubar K, Schmidt C, Wolff K. Challenge dermatology — Vienna 1841-1992. Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1993.

3. Brokgauz's and Efron's encyclopaedic dictionary. Sankt-Peterburg: Tipo-litografija A. I. Efrona, 1899. Vol. 23. (Энцикло-

педический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург: Типо-литография А. И. Ефрона, 1899. Т. 23).

4. Crissey JT, Parish LC. The Dermatology and Syphilology of the Nineteenth Century. New York: Praeger Publishers, 1981.

5. Holubar K, Frankl J. Joseph Jakob von Plenck (17381807) A forerunner of modern European dermatology. J Am Acad Dermatol 1983; 9: 326-332.

6. Crissey JT, Parish LC, Holubar K. Historical atlas of dermatology and dermatologists. London: The Pantheon Publishing group, 2002.

7. Scholz A, Holubar K, Burg G. Geschichte der deutschsprachigen Dermatologie. Weinheim: Wiley-VCH, 2009.

8. Grigoriev PS. Textbook of skin diseases. Moskow; Leningrad, 1933. Russian (Григорьев П. С. Учебник кожных болезней. M; Л., 1933).

УДК 616.516.5-08«312» Авторское мнение

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЮ АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ

С. Р. Утц — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней, профессор, доктор медицинских наук; М. Г. Еремина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры кожных и венерических болезней, кандидат медицинских наук; О. Н. Долинина — ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.», заведующая кафедрой прикладных информационных технологий, доцент, кандидат технических наук.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING SELF-GOVERNMENT ATOPIC DERMATITIS

S. R. Utz — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia, Head of Department of Skin and Venereal Diseases, Professor, Doctor of Medical Sciences; M. G. Eremina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia, Department of Skin and Venereal Diseases, Candidate of Medical Science; O. N. Do-linina — Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Head of the Department of Applied Information Technology, Candidate of Technical Sciences.

Дата поступления — 26.08.2016 г. Дата принятия в печать — 15.09.2016 г.

Утц С. Р., Еремина М.Г., Долинина О.Н. Инновационные технологии обучения самоуправлению атопическим дерматитом. Саратовский наУчно-медицинский журнал 2016; 12 (3): 495-497.

Новое понимание болезни требует разработки современных методов в стратегии управления атопическим дерматитом. Индивидуальный подход в обучении пациентов с использованием современных гаджетов в дополнение к стандартным методам лечения является относительно новой концепцией в дерматологии. Образовательные программы при атопическом дерматите оказывают положительное влияние на тяжесть течения дерматоза, а также на психологические переменные.

Ключевые слова: атопический дерматит, квест, дети.

Utz SR, Eremina MG, Dolinina ON. Innovative technologies of teaching self-government atopic dermatitis. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (3): 495-497.

The new understanding of the disease requires the development of modern methods in the management strategy of atopic dermatitis. Individual approach to educate patients with use of modern gadgets in addition to the standard methods of treatment is a relatively new concept in dermatology. Educational programs for atopic dermatitis have a positive impact on the severity of dermatoses, as well as on psychological status.

Key words: atopic dermatitis, quest, children.

Результаты многочисленных исследований, посвященных эпидемиологии, диагностике и тактике лечения пациентов с атопическим дерматитом (АтД), привели к новому пониманию этого заболевания. АтД является заболеванием кожи, которое вызывает выраженный психологический дистресс у пациентов и членов их семей. Программы обучения оказывают положительное влияние на тяжесть течения заболевания, а также на психологические переменные [1].

АтД — хроническое воспалительное заболевание кожи, основным субъективным признаком которого является зуд. Показатели частоты АтД в наиболее развитых странах варьируются от 15 до 20% [2-5].

Ответственный автор — Еремина Мария Геннадьевна Тел.: 8-927-223-10-53 E-mail: 913693@mail.ru

Поскольку АтД характеризуется хроническим течением, понимание сущности болезни и возможность самоуправления очень важны для лечения пациентов [6]. Тем не менее скудость информации, ненадлежащее соблюдение режима питания, ухода и гигиены являются основными причинами неудовлетворительной оценки пациентами своего состояния. Приверженность пациентов к участию в управлении своим здоровьем становится важной проблемой при внедрении новых технологий. Обучение пациентов с АтД является необходимым компонентом рациональной терапии и профилактики [7-9]. Без должного внимания к образованию пациент обречен на ухудшение качества жизни. Существует целый ряд факторов, которые должны быть обсуждены с пациентом и его родственниками: природа заболевания, возможно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.