Профессор Й. Пленк умер на 72-м году жизни в Баварии (Мюнхен) 24 августа 1807 г
Авторский вклад: концепция и дизайн исследования, написание статьи, утверждение рукописи для публикации — А. И. Завьялов, М. С. Бетехтин.
References (Литература)
1. Holubar K. A medical Mozart of medicine? Joseph Plenck (28.11.1735-24.8.1807). J Dtsch Dermatol Ges 2007; (5):723-724.
2. Holubar K, Schmidt C, Wolff K. Challenge dermatology — Vienna 1841-1992. Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1993.
3. Brokgauz's and Efron's encyclopaedic dictionary. Sankt-Peterburg: Tipo-litografija A. I. Efrona, 1899. Vol. 23. (Энцикло-
педический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург: Типо-литография А. И. Ефрона, 1899. Т. 23).
4. Crissey JT, Parish LC. The Dermatology and Syphilology of the Nineteenth Century. New York: Praeger Publishers, 1981.
5. Holubar K, Frankl J. Joseph Jakob von Plenck (17381807) A forerunner of modern European dermatology. J Am Acad Dermatol 1983; 9: 326-332.
6. Crissey JT, Parish LC, Holubar K. Historical atlas of dermatology and dermatologists. London: The Pantheon Publishing group, 2002.
7. Scholz A, Holubar K, Burg G. Geschichte der deutschsprachigen Dermatologie. Weinheim: Wiley-VCH, 2009.
8. Grigoriev PS. Textbook of skin diseases. Moskow; Leningrad, 1933. Russian (Григорьев П. С. Учебник кожных болезней. M; Л., 1933).
УДК 616.516.5-08«312» Авторское мнение
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЮ АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ
С. Р. Утц — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней, профессор, доктор медицинских наук; М. Г. Еремина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры кожных и венерических болезней, кандидат медицинских наук; О. Н. Долинина — ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.», заведующая кафедрой прикладных информационных технологий, доцент, кандидат технических наук.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING SELF-GOVERNMENT ATOPIC DERMATITIS
S. R. Utz — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia, Head of Department of Skin and Venereal Diseases, Professor, Doctor of Medical Sciences; M. G. Eremina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia, Department of Skin and Venereal Diseases, Candidate of Medical Science; O. N. Do-linina — Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Head of the Department of Applied Information Technology, Candidate of Technical Sciences.
Дата поступления — 26.08.2016 г. Дата принятия в печать — 15.09.2016 г.
Утц С. Р., Еремина М.Г., Долинина О.Н. Инновационные технологии обучения самоуправлению атопическим дерматитом. Саратовский наУчно-медицинский журнал 2016; 12 (3): 495-497.
Новое понимание болезни требует разработки современных методов в стратегии управления атопическим дерматитом. Индивидуальный подход в обучении пациентов с использованием современных гаджетов в дополнение к стандартным методам лечения является относительно новой концепцией в дерматологии. Образовательные программы при атопическом дерматите оказывают положительное влияние на тяжесть течения дерматоза, а также на психологические переменные.
Ключевые слова: атопический дерматит, квест, дети.
Utz SR, Eremina MG, Dolinina ON. Innovative technologies of teaching self-government atopic dermatitis. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (3): 495-497.
The new understanding of the disease requires the development of modern methods in the management strategy of atopic dermatitis. Individual approach to educate patients with use of modern gadgets in addition to the standard methods of treatment is a relatively new concept in dermatology. Educational programs for atopic dermatitis have a positive impact on the severity of dermatoses, as well as on psychological status.
Key words: atopic dermatitis, quest, children.
Результаты многочисленных исследований, посвященных эпидемиологии, диагностике и тактике лечения пациентов с атопическим дерматитом (АтД), привели к новому пониманию этого заболевания. АтД является заболеванием кожи, которое вызывает выраженный психологический дистресс у пациентов и членов их семей. Программы обучения оказывают положительное влияние на тяжесть течения заболевания, а также на психологические переменные [1].
АтД — хроническое воспалительное заболевание кожи, основным субъективным признаком которого является зуд. Показатели частоты АтД в наиболее развитых странах варьируются от 15 до 20% [2-5].
Ответственный автор — Еремина Мария Геннадьевна Тел.: 8-927-223-10-53 E-mail: 913693@mail.ru
Поскольку АтД характеризуется хроническим течением, понимание сущности болезни и возможность самоуправления очень важны для лечения пациентов [6]. Тем не менее скудость информации, ненадлежащее соблюдение режима питания, ухода и гигиены являются основными причинами неудовлетворительной оценки пациентами своего состояния. Приверженность пациентов к участию в управлении своим здоровьем становится важной проблемой при внедрении новых технологий. Обучение пациентов с АтД является необходимым компонентом рациональной терапии и профилактики [7-9]. Без должного внимания к образованию пациент обречен на ухудшение качества жизни. Существует целый ряд факторов, которые должны быть обсуждены с пациентом и его родственниками: природа заболевания, возможно-
Обучающая игра «Красные щечки»
сти предотвращения неблагоприятного воздействия провоцирующих факторов, особенности гигиены и ухода за кожей, выбор одежды и т.п. [10].
Программы управления АтД быстро становятся популярными. Пациенты и родители должны иметь максимум возможностей получить исчерпывающую информацию о заболевании и задать интересующие вопросы. Общение с врачом в большинстве случаев ограничено рамками консультации во время визитов в лечебное учреждение, ознакомлением с информацией, размещенной на стендах и листовках на территории лечебного учреждения, а также посещением веб-сайтов. В повседневной жизни необходимо активнее использовать современные инновационные технологии.
Специалисты католического университета Кореи изучали степень влияния на течение АтД образовательной программы в дополнение к стандартному лечению. В результате исследования установлено, что 20-минутная образовательная программа по уходу за атопичной кожей, включающая предоставление рекомендаций и психологической поддержки пациентам и их родителям, может быть эффективным ин-
струментом для улучшения качества жизни пациентов и комплаенса [11].
В университетской клинике Гента (Бельгия) в течение 12 недель изучали влияние образовательного процесса на качество жизни пациентов с псориазом и АтД, в результате чего пришли к заключению, что образование и мотивация пациента играют важную роль в долгосрочном управлении хроническими кожными заболеваниями [12].
Институт медицинской психологии и департамент психосоматической медицины и психотерапии университета Гиссена (Германия) обнародовали исследование, целью которого было изучить степень влияния образовательных программ на психоэмоциональное состояние детей младшего возраста с АтД и их родителей. Отрицательные последствия болезни: расстройства сна, тревога, депрессия, состояние беспомощности и разочарования — доставляют страдания не только пациентам, но и их родителям, сталкивающимся с дистрессом, обусловленным болезнью ребенка. Родители испытывают даже больший стресс, чем дети с АтД. Предложенная родителям программа обучения пациентов оказывает положительное влияние на тяжесть течения болез-
Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. Т. 12, № 3.
ни, удовлетворенность лечением и, косвенно, снижает затраты на лечение, что обусловлено умением управлять заболеванием и поведением детей [13].
Особой формой обучения пациентов является школа АтД, где обучение пациентов осуществляется квалифицированным врачом-специалистом. Однако данная форма обучения не всегда удобна, так как требует значительных затрат времени. Индивидуальное же обучение более эффективно и направленно на конкретного пациента.
Новое понимание заболевания создает новые идеи, целью которых является создание новых стратегий в управлении АтД. Одна из альтернативных форм обучения пациентов с самого раннего детского возраста — игровая платформа с применением современных гаджетов.
На кафедре кожных и венерических болезней Саратовского государственного медицинского университета впервые была разработана игра «Красные щечки», обучающая детей правилам жизни с АтД (рисунок).
Цель игры: научить пациентов управлять своим заболеванием. Целевая аудитория: пациенты с АтД возрастных групп начиная с трехлетнего возраста, имеющие компьютер, планшет или смартфон и владеющие азами компьютерной грамотности. Обучающая программа адаптирована для разных возрастных групп, что позволяет ей всегда находиться «рядом с пациентом», помогая справляться с различными ситуациями, связанными с проявлениями дерматоза. Одним из главных преимуществ программы является ее мобильность.
По принципу «от простого к сложному», переходя из одной локации в другую, дети учатся основным правилам гипоаллергенного питания; сферам спортивной деятельности, подходящим для атопичной кожи; средствам по уходу за кожей, использованию декоративной косметики; методам преодоления межличностных конфликтных ситуаций, возникающих с окружающими из-за их боязни «заразиться» кожным дерматозом. В качестве примеров используются легкоузнаваемые рисунки предметов обихода, продуктов питания и т.п., а также сценки, описывающие конкретные жизненные ситуации.
Форма игры — квест, в котором необходимо кликать на разные предметы, находящиеся в комнате, и отвечать на поставленные вопросы. Если все вопросы пройдены, откроется дверь в следующую локацию. Каждая локация содержит рекомендации, которые скрыты в книге. Рекомендации разработаны врачами-дерматовенерологами в максимально доступной для детей форме.
Обучающий квест реализован на платформе Андроид и имеет версии на русском, английском и французском языках.
Квест «Красные щечки» можно бесплатно скачать в мобильное устройство в интернет-магазине Google Play по адресу: https://play.google.com/store/apps/ details?id= ru.sstu.redcheeks&hl=ru.
Таким образом, лечение хронических заболеваний кожи представляет собой непрерывный процесс,
ориентированной на пациента медицинской помощи. Квест «Красные щечки» — это уникальный бесплатный обучающий портал, направленный на поддержание качества жизни пациентов с АтД, главными преимуществами которого являются простота, легкость и доступность использования: возможность скачать приложение бесплатно; возможность обучения в любое удобное для пациента время и абсолютно в любом месте; возможность в игровой и доступной форме предоставить информацию по основным правилам жизни с АтД.
Конфликт интересов. Квест «Красные щечки» поддержан грантом в рамках проекта «Дерматологи от сердца» 2015 г маркой La Roche-Posay.
Авторский вклад: концепция и дизайн исследования — О. Н. Долинина; написание статьи — М. Г. Еремина; утверждение рукописи — С. Р. Утц.
References (Литература)
1. Stefano Triberti, Serena Barello.The quest for engaging Ami: Patient engagement and experience design tools to promote effective assisted living. Journal of Biomedical Informatics 2016; 63: 150-156.
2. Annesi-Maesano I, Mourad C, Daures JP, Kalaboka S, Godard P. Time trends in prevalence and severity of childhood asthma and allergies from 1995 to 2002 in France. Allergy 2009; 64: 798-800.
3. Eichenfield LF, Hanifin JM, Beck LA, et al. Atopic dermatitis and asthma: parallels in the evolution of treatment. Pediatrics 2003; 111: 608-616.
4. Foley P, Zuo Y, Plunkett A, Marks R. The frequency of common skin conditions in preschool-age children in Australia: atopic dermatitis. Arch Dermatol 2001; 137: 293-300.
5. Larsen FS, Hanifin JM. Epidemiology of atopic dermatitis. Immunol Allergy Clin North Am 2002; 22: 1-24.
6. Schiffner R, Schiffner-Rohe J, Landthaler M, et al. Treatment of atopic dermatitis and impact on quality of life: a review with emphasis on topical non-corticosteroids. Pharmacoeconomics 2003; 21: 159-79.
7. Kupfer J, Gieler U, Diepgen TL, et al. Structured education program improves the coping with atopic dermatitis in children and their parents — a multicenter, randomized controlled trial. J Psychosom Res 2010; 68 (4): 353-358.
8. Busse R, Blumel M, Scheller-Kreinsen D, Zentner A. Tackling Chronic Disease in Europe: Strategies, Interventions and Challenges. Observatory Studies Series No. 20, World Health Organization, Copenhagen, 2010; 127 p.
9. Lambert J, Bostoen J, Geusens B, et al. A novel multidisciplinary educational programme for patients with chronic skin diseases: Ghent pilot project and first results. Arch Dermatol Res 2011; 303: 57-63.
10. Ogawa S, Uchi H, Fukagawa S. Development of atopic dermatitis-specific communication tools: Interview form and question and answer brochure. J Dermatol 2007; 34 (3): 164171.
11. Shin JY, Kim DW, Park CW, et al. An Educational Program That Contributes to Improved Patient and Parental Understanding of Atopic Dermatitis. Ann Dermatol 2014; 26 (1): 66-72.
12. Bostoen J, Bracke S, De Keyser and J. Lambert. An educational programme for patients with psoriasis and atopic dermatitis: a prospective randomized controlled trial. British Journal of Dermatology 2012; 167 (5): 1025-1031.
13. Ersser SJ, Cowdell F, Latter S, et al. Psychological and educational interventions for atopic eczema in children (review). The Cochrane Collaboration 2012; 26 (6), 738-745.