Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР В.К. ШАМРЕЙ: "СЕГОДНЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ БОЕГОТОВНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ПРОФЕССОР В.К. ШАМРЕЙ: "СЕГОДНЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ БОЕГОТОВНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Доктор.Ру
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР В.К. ШАМРЕЙ: "СЕГОДНЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ БОЕГОТОВНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

| INTERVIEW

«Сегодня психическое здоровье военнослужащих рассматривается как один из факторов

боеготовности вооруженных сил и национальной безопасности России»

Шамрей Владислав Казимирович — доктор медицинских наук, профессор, главный психиатр Министерства обороны Российской Федерации, заведующий кафедрой психиатрии ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации.

Заслуженный врач РФ. Член Правления Российского общества психиатров. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Почета.

— Уважаемый Владислав Казимирович, расскажите немного о себе. Как Вы стали военным психиатром, кто повлиял на это решение?

— Интерес к психиатрии у меня проявился на старших курсах обучения в Военно-медицинской академии, во многом благодаря изумительному преподавателю — Олегу Николаевичу Кузнецову. Его неординарный подход к чтению предмета выражался в том, что ряд тем он обсуждал вне учебного времени, посещая со слушателями Эрмитаж, театры, выставки. Через призму патопсихологии и психопатологии давал оценки театральным постановкам, отдельным художественным произведениям, тем самым увлекая нас психиатрией.

Затем, отслужив четыре года на Северном флоте в должности начальника медицинской службы атомной подводной лодки, я получил неоценимый опыт, который наряду с обучением в Академии, клинической ординатуре и адъюнктуре существенно отразился не только на моем становлении как офицера, но и на окончательном выборе профессии, в том числе на моих научных интересах, связанных со специфическим, экстремальным характером службы.

— Владислав Казимирович, как формировалась отечественная воен-

ная психиатрия? Расскажите, пожалуйста, о возглавляемой Вами одной из старейших кафедр психиатрии в России.

— Началом формирования военной психиатрии как отдельной дисциплины в нашей стране стало создание самостоятельной кафедры психиатрии. До этого в Императорской медико-хирургической академии психиатрию преподавали в рамках судебной медицины, затем — терапии. В 1860 году император Александр II утвердил положение об открытии в Академии пяти новых кафедр, в том числе нашей. Ее возглавил Иван Михайлович Балинский — основоположник отечественной психиатрии. Он создал кафедру, а также лучшую в Европе кафедральную клинику. Подобные лечебные учреждения в Старом Свете начали появляться только в конце XIX века.

Таким образом, при подготовке врачей учебный, научный и лечебный процессы стали неразрывными. Кстати, ущербность современного вузовского преподавания отдельных клинических дисциплин во многом обусловлена искусственной попыткой разграничения этого триединства.

Клинико-организационные основы военной психиатрии были заложены во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Исходя из ее опыта,

в 1910 году на III Съезде психиатров В. М. Бехтерев предложил выделить военную психиатрию в отдельную дисциплину и сформулировал принципы психиатрического обеспечения боевых действий, не потерявшие актуальность до настоящего времени. К сожалению, впоследствии о них нередко забывали. Например, в послереволюционные годы ряд военно-политических деятелей считали, что в эпоху великих преобразований психических заболеваний в армейском коллективе быть не может. При этом военнослужащих с реактивными состояниями относили к паникерам, нередко «купируя» проблему военными трибуналами. Исправлять такой подход стали лишь в период Великой Отечественной войны. В дальнейшем каждая война, какой бы характер она ни носила, порой весьма жестко напоминала о востребованности военной психиатрии.

Сегодня психическое здоровье военнослужащих рассматривается как один из факторов боеготовности вооруженных сил и национальной безопасности России. Следует сказать, что сотрудники кафедры наряду с проведением большой учебной, научной и лечебной работы оказывают значительную методическую помощь медицинской службе округов и флотов, постоянно выезжают в командировки, принимают непосредственное участие в разработке

4 | Doctor. | Neurology Psychiatry No. 1 (145) / 2018

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР |

и реализации перспективных федеральных и ведомственных целевых программ.

— С какими проблемами приходится сталкиваться военным психиатрам? Изменилось ли состояние психического здоровья призывников и военнослужащих в последнее время?

— Психическое здоровье военнослужащих является отражением здоровья нации. Так, несмотря на проводимые «барьерные» мероприятия, военные психиатры отмечают довольно высокую частоту пограничной психической патологии, поведенческих нарушений, стресс-обусловленных расстройств, различных видов зависимости. Безусловно, их распространение в армии намного ниже, чем в целом по стране, но структура и динамика, особенно в области пограничной психической патологии, зеркально повторяют общие для страны, да и для других армий мира, тенденции.

Кроме сугубо боевых психических нарушений, включающих весь спектр стресс-обусловленных расстройств, сочетанной и коморбидной боевой травмы, специфической военно-профессиональной патологии, отдельной проблемой для военной психиатрии мирного времени являются специфические дезадаптационные расстройства, наиболее часто возникающие у военнослужащих по призыву. Для их решения, учитывая переход на один год службы и резкое повышение физических и психоэмоциональных нагрузок, необходимо пересматривать требования к военно-профессиональным качествам военнослужащих и менять существующие принципы мониторинга психического здоровья личного состава.

В свою очередь, организация психопрофилактических мероприятий среди военнослужащих по контракту, особенно выполняющих специфические виды военно-профессиональной деятельности, требует нестандартных организационных мер с использованием современных информационных технологий. Лимит кадров и времени, в частности при проведении массовых обследо-

ваний, может приводить к ошибкам в оценке и, как следствие, к несвоевременной коррекции психических нарушений у военнослужащих.

Успешное преодоление многих проблем военной психиатрии возможно лишь при тесном межведомственном взаимодействии специалистов, прежде всего в области нормативно-правового регулирования вопросов сохранения психического здоровья, причем не только лиц, желающих связать свою жизнь с военной службой, но и ветеранов боевых действий.

— Какова специфика подготовки военных психиатров?

— На кафедре реализована сквозная система подготовки: от преддипломного образования, включающего факультеты подготовки врачей для различных видов вооруженных сил, до подготовки и повышения квалификации узких специалистов, как военных, так и гражданских. Помимо граждан России,

у нас обучаются слушатели из других стран — Туркмении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Монголии, Китая.

— В каком направлении сейчас ведется научная работа, какие современные технологии используются?

— В последние годы научные исследования кафедры в основном ориентированы на разработку современной системы оказания психиатрической помощи военнослужащим в мирное и военное время, на сохранение психического здоровья военнослужащих в условиях различных видов военно-профессиональной деятельности, на решение проблем ранней диагностики, лечения и профилактики наиболее актуальных психических расстройств, в том числе алкоголизма, токсико- и наркоманий, ауто- и гетероагрессивно-го поведения.

С появлением принципиально новых возможностей (благодаря широкомасштабной реконструкции Академии. — прим. ред.) особое внимание уделяется проведению фундаментальных и междисциплинарных исследований. Объединение потенциала различных

кафедр, специализирующихся в области нейронаук: психиатрии, неврологии, нейрохирургии, нейрореаниматологии, психотоксикологии, нейрогенетики, лучевой диагностики, информатизации, — позволяет с принципиально иных позиций подойти к решению проблем как боевой, так и небоевой психической патологии, к созданию современных технологий профессионально-психологического отбора, мониторинга психического здоровья военнослужащих, медико-психологической реабилитации ветеранов боевых действий, а также методов экспресс-диагностики и экспресс-коррекции не только психического, но и пихофизиологического состояния военнослужащих.

Использование современных методов нейровизуализации, нейрогенети-ки и нейроанатомии дает возможность иначе взглянуть на патогенез целого ряда психических заболеваний. К примеру, новые данные нейровизуализа-ции и современные возможности функциональной стереотаксической техники позволяют достигать впечатляющих успехов при лечении ряда некурабель-ных психических расстройств. А внедрение современных информационных технологий открывает новые перспективы в создании искусственного интеллекта, в том числе нейронных сетей с так называемой «нечеткой логикой».

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективные направления развития военной психиатрии?

С очевидностью можно сказать только одно: развитие военной психиатрии, как и военной медицины в целом, наряду с решением «традиционных» задач, будет связано с разработкой так называемых превентивных технологий, ориентированных не только на сохранение, но и на укрепление психического здоровья военнослужащих в различных условиях военно-профессиональной деятельности. Отдельные фундаментальные и междисциплинарные исследования уже сейчас сосредоточены на поиске предикторов целого ряда психических заболеваний. Наконец, изменение характера ведения боевых действий, появление новых видов вооружения, в том числе современных информационных угроз, предполагают поиск новых способов диагностики, коррекции и профилактики возникающих расстройств.

Специально для

Шемчук И. В.

«...учитывая переход на один год службы и резкое повышение физических и психоэмоциональных нагрузок, необходимо пересматривать требования к военно-профессиональным качествам военнослужащих и менять существующие принципы мониторинга психического здоровья личного состава»

Неврология Психиатрия № 1 (145) / 2018 | йокпъор.Й/ | 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.