14. Зубарев Б.И., Лаверов Н.П., Бородаевский Н.И. и др. 90-летие Александра Петровича Смолина // Советская геология. - 1978. - № 1. - С. 106-107.
15. Грамберг И.С., Додин Д.А. Выпускник Томского технологического института 1918 г. - великий полярный исследователь Николай Николаевич Урванцев // Известия Томского политехнического университета. - 2002. - Т 305. - № 6. - С. 6-21.
16. Подобина В.М., Васильев Д.А., Родыгин С.А. Профессор В.А. Халфин - выдающийся ученый и организатор геологического образования в Сибири // Проблемы геологии Сибири. Т 1. -Томск: ТГУ, 1994. - С. 4-6.
17. Ивания В. Наука превыше всего (о судьбе профессора В.А. Халфина) // Сибирская старина. - 1993. - № 5. - С. 43-45.
18. Феликс Николаевич Шахов (в очерках, статьях, воспоминаниях). - Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1998. - 180 с.
19. Славин Д.П. Научное наследие Л.М. Шорохова (1898-1944) // Труды Томского государственного университета. - Томск: ТГУ, 1974. - Т 234. - С. 261-264.
Поступила 15.01.2008 г.
УДК 553(09)
ПРОФЕССОР С.С. ИЛЬЕНОК (к 95-летию со дня рождения)
И.В. Кучеренко, О.К. Скрипко
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Описан жизненный путь и научная деятельность заведующего кафедрой петрографии Томского политехнического института профессора С.С. Ильенка (1912-1983).
Случай этот рассказала Лидия Николаевна Кра-евская, участница тех событий, старший палеонтолог Западно-Сибирского геологического управления (ЗСГУ, г. Новокузнецк) - «дама с министерским умом» по выражению одного из руководителей зСгУ С.А. Скробова.
Профессор С.С. Ильенок (1912-1983 гг.)
В начале 30-х гг. прошлого века в геологическую партию, работавшую под руководством Бориса Федоровича Сперанского, которого коллеги называли
«королем Салаира» за большой вклад в изучение геологии этого района, прибыл на практику студент Сибирского геологоразведочного института. Б.Ф. Сперанский, как начальник партии, послал его в ближайшее село за продуктами, дал подводу, деньги. Вскоре студент вернулся без продуктов и в слезах: он увидел в деревне умирающих от голода людей. Это было время начавшейся коллективизации.
Студент этот - Сергей Сергеевич Ильенок, впоследствии геолог, ученый, солдат-доброволец Сибирской (Сталинской) добровольческой дивизии, заведующий кафедрой петрографии Томского политехнического института, профессор, заместитель директора ТПИ по научной работе, первооткрыватель Березовского железорудного месторождения в Красноярском крае.
25 сентября 2007 г. С.С. Ильенку исполнилось бы 95 лет.
Он вынес добротные нравственные устои из патриархального крестьянского быта своего деда -переселенца из Украины, отправившегося в начале ХХ в. по столыпинскому призыву за лучшей долей в Сибирь. Сергей Сергеевич рассказывал, что дед Демьян с украинской фамилией Ильенко, которого со всей семьей при проверке могли снять с поезда за «хохлятское» происхождение, быстро сообразил изменить её на Ильенок. Так добрался он до Иркутской губернии, где в пос. Усть-Уда на Ангаре у одного из сыновей Демьяна родился сын Сергей
- Сергей Сергеевич Ильенок. Его отец - Сергей Демьянович Ильенок много и трудно работал, чтобы прокормить многочисленную (7 детей) семью,
- был кладовщиком, завхозом, кондуктором поезда. Менялись должности, места жительства: г. Бо-
дайбо, ст. Зима, г. Щегловск (ныне г. Кемерово). В последнем месте в 1929 г. после окончания средней школы устроился на работу промывальщиком в Тельбесскую группу буровой разведки треста «Зап-сибзолото» его сын Сергей.
Годы профессиональной подготовки Сергея Сергеевича совпали с периодом реорганизации вузов начала тридцатых годов. Он начал учиться в Сибирском угольном институте в 1930-1931 гг., продолжил учебу в Сибирском геологоразведочном институте в 1932-1934 гг., а закончил в 1935 г. геологоразведочный факультет Томского индустриального института. Ничего положительного эта реорганизация для нормального функционирования учебного процесса не принесла, но всякий, кто мог и хотел учиться, получал приличное образование, так как сохранялись научно-педагогические кадры, работали профессора М.А. Усов, М.К. Коровин, Н.Н. Горностаев и другие. К числу тех, кто мог и хотел учиться, стал образованным специалистом, относился и С.С. Ильенок.
Работая рудничным геологом на Знаменитин-ском руднике в Кузнецком Алатау, затем районным геологом треста «Хакасзолото», С.С. Ильенок стремительно приобретал навыки практической и руководящей работы. Производственная деятельность в геологии не исключает научную работу, напротив, одна другую может естественным образом дополнять, что Сергей Сергеевич в последующие годы и продемонстрировал. Тем не менее, он сменил акценты, приняв в 1939 г. предложение работать ассистентом на кафедре минералогии в Томском индустриальном институте, с которым и связал свою последующую жизнь.
С началом Великой Отечественной войны его намерению уйти на фронт, до 1943 г. не суждено было осуществится, - он по брони был оставлен работать на очень важном для пополнения золотовалютных резервов страны трудовом фронте, - начальником Изекиюльской геологоразведочной партии треста «Запсибцветметразведка». Очевидно, Сергей Сергеевич к началу войны приобрел авторитет высокопрофессионального специалиста, -обычных людей, да еще рвущихся на фронт, «не бронировали».
Только в 1943 г., завершив производственные задания, он получил право подать заявление в военкомат и был направлен рядовым в составе укомплектованной в Красноярске Сибирской (Сталинской) добровольческой дивизии в Действующую армию - на Западный фронт. Уже страна перешагнула через смертельную опасность, это и тогда становилось всем ясно; человек, имея бронь, мог бы «сидеть на печи», спокойно работая в тайге и горах, а он рвался более действенно, как он считал, защищать Родину на передовых рубежах. Говорят, судьба щадит таких людей, его она пощадила наполовину, оставив жить. Сергей Сергеевич в течение года участвовал в почти непрерывных боях на нескольких фронтах, был в июле 1943 г. контужен, а в
апреле 1944 г. - тяжело ранен. Судьба распорядилась отпустить его с фронта только тогда, когда освобождение страны от варваров стало очевидным. Он сделал все, чтобы приблизить это время, а в награду получил высший знак солдатской доблести - боевую медаль «За отвагу».
После длительного лечения в госпиталях он вернулся на свою малую родину - в Томск, и сразу поступил в аспирантуру, обучение в которой закончил в сжатые сроки.
Под руководством профессора Ю.А. Кузнецова он подготовил диссертацию и, защитив её, в 1947 г. стал кандидатом геолого-минералогических наук, а в 1948 г. был утвержден в ученом звании доцента по кафедре петрографии.
Пятидесятые годы - это годы становления С.С. Ильенка как педагога и ученого.
Профессор С.С. Ильенок в учебной петрографической лаборатории. Конец 60-х гг.
Сергей Сергеевич не был оратором и трибуном в общепринятом понимании этих терминов, - он обладал тихим голосом, спокойной, без взрывных эпизодов, речью. Взамен он обладал глубокими разносторонними знаниями и способностью довести их последовательно и логично до слушателей. И внешностью, и манерой общения он располагал к себе людей, которые приезжали из разных городов и районов, чтобы в живом общении получить у него консультацию, совет. Молва приписывала ему глубокий аналитический ум и это было справедливо. Один из авторов, И.В. Кучеренко, общаясь в шестидесятых годах с Сергеем Сергеевичем в период выполнения совместной научной работы как с научным руководителем хоздоговорных тем с Западно-Сибирским и Красноярским геологически-
ми управлениями, многократно убеждался в его способности увидеть в проблеме такие аспекты, которые открывали прямой путь к её решению.
В 60-70-е гг., сменив в 1959 г. профессора Ю.А. Кузнецова на посту заведующего кафедрой петрографии, С.С. Ильенок как ведущий лектор обеспечивает преподавание петрографии и петрологии для студентов геологической специальности и студентов, обучавшихся по специальности технология силикатов. Но это будет потом, а пока под руководством профессора Ю.А. Кузнецова он набирался опыта.
О том, что значили в жизни Сергея Сергеевича научные исследования, можно судить по любопытному факту его биографии, - редкому случаю, почти не имевшему и не имеющему прецедентов. Директор института профессор А.А. Воробьев, лично хорошо его знавший, назначил в 1952 г. Сергея Сергеевича своим помощником - заместителем по научной работе. Через неполные два года С.С. Иль-енок попросил освободить его от этой высоко престижной и высоко доходной административной должности, чтобы сосредоточиться на научных изысканиях, которые, вероятно, приносили ему чувство глубокого удовлетворения, но уж точно не сулили никаких финансовых или материальных дивидендов и были сопряжены с необходимостью много и напряженно работать. Духовное начало довлело в нем над материальным, а это, как мы знаем, одно из свойств настоящего ученого.
В деятельности Сергея Сергеевича не были заметны властные амбиции, но он обладал «мягко выраженным» твердым характером и чувством собственного достоинства, каковые качества не замедлили проявиться в трудный период его жизни. В 1966 г. в связи с окончанием срока его полномочий были назначены перевыборы заведующего кафедрой петрографии. С.С. Ильенка один из преподавателей кафедры, претендовавший на эту должность, обвинил в развале кафедры. Наверное, этот многоопытный преподаватель был достоин искомой должности, но он не был прав в своих нападках на Сергея Сергеевича, что констатировал и Ученый совет в своем решении.
На кафедре работали молодые преподаватели и сотрудники, было много аспирантов, научная жизнь кипела, в научные исследования вовлекались студенты. Не случайно через несколько лет под руководством сотрудника кафедры А.М. Сазонова и заведующего кафедрой С.С. Ильенка была подготовлена первая в истории факультета студенческая работа (В.В. Хитров), удостоенная Золотой медали АН СССР. И в последующие годы на кафедре выполнялись студенческие работы, получавшие награды на Всесоюзных конкурсах. Кафедра отнюдь не потеряла в весе со времен руководства ею профессором Ю.А. Кузнецовым. Именно в те шестидесятые - семидесятые годы защищали диссертации, становились доцентами и ныне работающие преподаватели Н.Ф. Столбова, Г.М. Иванова, А.М. Сазонов (ныне заведующий кафедрой Сибир-
ского федерального университета, профессор, доктор наук), В.К. Бернатонис и уже ушедшие из жизни В.А. Сараев, В.И. Ярыгин, А.А. Митякин и другие. Спокойно и аргументированно Сергей Сергеевич опроверг все обвинения, наверное, не столько в свой адрес, сколько в адрес кафедры.
В июне 1968 г. С.С. Ильенок, оставаясь заведующим кафедрой петрографии, был избран на должность профессора. В своих рекомендациях к избранию академик АН СССР Ю.А. Кузнецов (ИГиГ СО РАН, г. Новосибирск), Лауреат Ленинской премии профессор-доктор В.П. Казаринов (СНИИГ-ГиМС, г. Новосибирск), член-корреспондент АН СССР Ф.Н. Шахов (ИГиГ СО РАН, г. Новосибирск), доктор наук профессор ТГУ В.А. Хахлов, ректор ТПИ профессор-доктор А.А. Воробьев отмечали большие заслуги Сергея Сергеевича в организации учебного процесса, научных исследований на кафедре, большие его достижения в разработке проблем петрологии и рудообразования.
Зав. кафедрой петрографии С.С. Ильенок в шахте Берикульского рудника, лето 1966 г.
Конечно, научный профиль и научный авторитет профессора Ю.А. Кузнецова оказали влияние на научные приоритеты Сергея Сергеевича. Он был петрологом и большинство его опубликованных работ, включая монографию, посвящено решению петрологических проблем. В числе их - петрология габбро-сиенитового комплекса Горной Шории, «древнего» габбро-диоритового комплекса Кузнецкого Алатау, Патынско-Культайгинского комплекса ультраосновных-щелочных пород этого региона, происхождение интрузий диоритов, нефелиновых пород, механизмы магматического замещения и их
роль в магмообразовании и другие. В каждом из этих направлений исследований он сказал свое слово, и это слово было услышано - он стал известным авторитетным ученым в области магматической геологии, его избрали в состав Сибирского Петрографического комитета. Но он был увлечен решением и смежных проблем связей с магматизмом рудообразования. Его результаты занимают достойное место в копилке достигнутых на то время знаний в этой области.
Значимость этих результатов для науки такова, что в упомянутых выше представлениях крупных ученых Сергею Сергеевичу рекомендовалось обобщить материалы в докторской диссертации. Осталось неизвестным, почему он этого не сделал. Можем лишь предположить, зная менталитет этого весьма неординарного человека, что он не придавал значения оформлению своих достижений в виде диссертации. Во всяком случае, от него можно было услышать высказывания примерно такого содержания: важно то, что ты сделал полезного в науке, а не то, как ты это оформил. Но защиту кандидатской диссертации он считал обязательной, так как она обеспечивала минимальные материальные условия для выполнения дальнейших исследований.
В своем общении с аспирантами Сергей Сергеевич, как ученый, озабоченный поиском истины, был руководителем демократичным - он предоставлял им полную свободу творчества, что конечно же ценили его ученики, но что не часто можно было встретить в иных научных коллективах, руководители которых были озабочены другим - тем, чтобы результаты учеников не перечеркнули результаты их собственных изысканий. Но при всей мягкости его характера он был тверд в том, что касалось публикации «сырых» материалов, не «созревших» результатов, околонаучной беллетристики, в которой, как он говаривал, можно было легко скрыть «авторскую дурь». Возникшая проблема приобрела
актуальность с тех пор, как число и объем публикаций стали одним из важных критериев оценки научной состоятельности работников науки.
Высказываясь на эту тему, он нередко сокрушался в связи с тем, что потратил много времени на изучение новой монографии или статьи, в финале убедившись, что в прочитанном не содержится нового знания или новых идей. Вероятно, он брал пример с А. Эйнштейна, предпочитая, как и этот великий ученый, статьи другим формам публичного выражения своих мыслей и своих результатов. Наверное, небольшая монография, вышедшая незадолго до избрания его на должность профессора (1967 г.), была написана им, дабы выполнить формальное требование чиновников от науки того времени, согласно которому профессор должен иметь как минимум одну монографию.
Для работы современных и будущих исследователей было бы полезно издать сборник избранных трудов профессора, включив в него все наиболее значительные его работы, рассредоточенные большей частью в трудно доступных ныне изданиях.
Завершая краткий очерк жизни и деятельности Преподавателя, Воспитателя, Ученого Томского политехнического института профессора С.С. Иль-енка, позволим себе утверждение: хотя профессор не был обременен тяжеловесными степенями и званиями, он занимает свое достойное место в ряду крупных Томских деятелей высшего образования и науки. С высоты пройденного со дня его кончины времени становится очевидным, что Сергей Сергеевич не будет забыт, он останется в памяти последующих поколений как человек, гражданин и патриот своей страны, который сделал все, что мог для процветания Родины и своей Aima Mater -Томского политехнического.
Поступила 16.01.2008 г.