Научная статья на тему 'Профессор Иван Федорович Никольский'

Профессор Иван Федорович Никольский Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор Иван Федорович Никольский»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.С. Смирнов

Профессор

Иван Федорович Никольский

Опубликовано:

Христианское чтение. 1910. № 10. С. 1264-1282.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Профессоръ

Нильскія.

ЯРОФЕССОРЪ Иванъ Ѳедоровичъ Нильскій принадлежалъ къ числу ученыхъ спеціалистовъ въ особенномъ смыслѣ слова. Онъ былъ профессоромъ ровно 37-мь лѣтъ, и все $ это время, вплоть до гробовой доски, посвятилъ только I своему спеціальному дѣлу, не желая перемѣнять его на какое-либо другое, хотя бы болѣе выгодное въ матеріальномъ отношеніи. Свои занятія, какъ профессоръ ученія о русскомъ расколѣ, Иванъ Ѳедоровичъ глубоко и горячо любилъ, цѣлью ихъ ставилъ выработать способъ вразумленія заблуждающихся послѣдователей старообрядчества, и путемъ многолѣтняго изученія предмета пришелъ къ такому взгляду на мѣры борьбы съ расколомъ, который можно назвать вполнѣ правильнымъ. Умеръ онъ на 64-мъ году отъ роду, состоя на дѣйствительной службѣ и только собираясь выдти въ отставку.

I.

Иванъ Ѳедоровичъ Нильскій родился въ 1831 году, въ посадѣ Сольцы, Порховского уѣзда, Псковской губерніи. Отецъ его въ то время служилъ сельскимъ пономаремъ. Получивъ элементарное образованіе въ родной семьѣ, Иванъ Ѳедоровичъ прошелъ обычный путь духовнаго образованія, сначала въ духовномъ училищѣ, а потомъ въ Псковской;<духовной семинаріи, гдѣ окончилъ курсъ лучшимъ студентомъ. Передаютъ одинъ случай изъ этого времени. Особенное благоволеніе Иванъ Ѳедоровичъ нашелъ тогда у преосвященнаго Платона, епископа Рижскаго, впослѣдствіи митрополита Кіевскаго. Своимъ заступничествомъ Платонъ спасъ Ивана Ѳедоровича отъ исключенія

изъ семинаріи, уже порѣшеннаго было ригористическимъ начальствомъ семинаріи за какое-то пустое нарушеніе семинарской дисциплины. Указываютъ и на то, что большое вліяніе на складъ и направленіе будущей ученой дѣятельности Ивана Ѳедоровича оказали въ это именно время условія жизни его родной семьи. Посадъ Сольцы тогда изобиловалъ раскольническимъ населеніемъ, преимущественно еедосѣевскаго толка. Поэтому съ первыхъ годовъ дѣтства Иванъ Ѳедоровичъ имѣлъ богатое наблюденіе надъ религіозными воззрѣніями раскольниковъ; въ “бытность ученикомъ семинаріи Иванъ Ѳедоровичъ начинаетъ ближе знакомиться съ семейною жизнью раскольниковъ, съ ихъ обычаями, и со всѣмъ вообще бытомъ. Взглядъ на раскольниковъ, какъ на заблуждшихъ овецъ, достойныхъ полнаго сожалѣнія и вниманія, стремленіе изучить прошлое раскола въ подлинномъ его видѣ, безъ преувеличеній и тенденціозности, получили въ этотъ періодъ жизни Ивана Ѳедоровича крѣпкую основу. Поэтому, поступивъ въ 1853 году, по окончаніи курса семинарскихъ наукъ, въ С.-Петербургскую духовную академію, Иванъ Ѳедоровичъ прямо уже задаетъ себѣ вопросъ: не начать ли изученіе раскола старообрядчества съ спеціальною цѣлью? Чувствуя къ этому искреннее призваніе н духовное расположеніе, онъ рѣшаетъ данный вопросъ въ положительномъ смыслѣ, и въ теченіе академическаго курса настолько зарекомендовываетъ себя въ этомъ отношеніи, что прямо по окончаніи курса въ 1857 году—по первому разряду—Внутреннее Правленіе академіи 31 августа поручаетъ ему преподаваніе въ академіи ученія о русскомъ расколѣ, на значая его и. д. баккалавра академіи.

Въ то время ученіе о русскомъ расколѣ только еще вводилось въ преподаваніе въ С.-Петербургской духовной академіи. Первыя лекціи по этому предмету здѣсь связаны съ именемъ баккалавра Александра Бровковича, въ иночествѣ Никанора, впослѣдствіи архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Никаноръ былъ назначенъ баккалавромъ С.-Петербургской духовной академіи въ 1851 году. Предметъ его кафедры—Сравнительное Богословіе. Но въ 1851 —1852 учебномъ году Никаноръ читалъ студентамъ уже лекціи и по русскому расколу. Отъ первой половины этого учебнаго года сохранился конспектъ преподаннаго имъ студентамъ ученія о русскомъ расколѣ. Разработка науки о расколѣ тогда еще совсѣмъ пе была затронута, и іп, этомъ канспектѣ мы видимъ первый опытъ начи-

82

нающаго ученаго, на, лекціяхъ по расколу затронувшаго многіе вопросы, къ расколу совсѣмъ не относящіеся, и вообще съ предметомъ своимъ еще мало освоившагося. Но какъ именно первой опытъ, изначальный конспектъ имѣетъ для насъ весь свой интересъ. Онъ раздѣляется на 16 №Л«-въ и имѣетъ введеніе. Введеніе обнимаетъ «исторію всѣхъ ересей»; а въ указанныхъ 16 ЛУѴ»-хъ сначала, излагается «исторія нынѣ существующаго раскола». Здѣсь говорится объ особенностяхъ старообрядческаго ученія—двуперстіи, хожденіи посолонь, сугубой алдилуіи; говорится затѣмъ объ исправленіи книжномъ и первомъ противъ него протестѣ; далѣе идетъ «исторія образованія главныхъ средоточій раскола»—поповщины и безпоповщины; наконецъ, говорится о «началѣ для сужденія» о разностяхъ между церковью и расколомъ. Какъ видимъ, здѣсь есть и невѣрно поставленное, и совсѣмъ ненужное. Но интересно отмѣтить, что сознаніе важности ученія о расколѣ, какъ предмета богословскаго образованія, тогда уже существовало. Такимъ, образомъ Иванъ Ѳедоровичъ Нильскій поступилъ въ академію въ то время, когда вопросъ объ изученіи раскола уже назрѣвалъ. Даже больше того, въ годъ его поступленія въ академію были открыты особыя миссіонерскія отдѣленія, какъ въ самой С.-Петербургской академіи, такъ и въ семинаріяхъ ея округа. Еще въ 1851 году состоялось Высочайшее повелѣніе о томъ, чтобы Св. Синодъ обсудилъ вопросъ «о приготовленіи особыхъ миссіонеровъ для вразумленія раскольниковъ1)». Состоявшееся вслѣдствіе этого опредѣленіе Св. Синода было на разсмотрѣніи Секретнаго комитета и, затѣмъ, 23 мая 1853 года получило Высочайшее утвержденіе. Св. Синодъ опредѣлилъ образовать при академіяхъ и семинарія'хъ «небольшія» миссіонерскія «отдѣленія2 3)». Синодальный членъ—Григорій, архіепископъ Казанскій, составилъ проектъ «миссіонерскаго образованія» а); Правленія духовныхъ академій, примѣняясь къ этому проекту, выработали частнѣйшія основанія устройства «отдѣленій». Миссіонерскія отдѣленія рѣшено было открыть для учениковъ высшихъ классовъ академій и семинарій, съ двухгодичнымъ курсомъ, при одномъ или двухъ урокахъ въ недѣлю; принимать на отдѣленія рѣшено было только такихъ лицъ, которыя

1) Собр. пост, по ч. раск. 1860, т. II, стр. 497.

3) Тамъ же, II, стр. 525—30.

3) Тамъ же, II, стр. 533—534.

вполнѣ благонадежны по умственнымъ и нравственнымъ качествамъ, и притомъ сами изъявятъ на то желаніе, по призванію къ столь святому дѣлу ‘). Программа ученія обнимала, кромѣ исторіи и обличенія раскола, статистику его, обозрѣніе сочиненій, написанныхъ какъ раскольниками, такъ и противъ нихъ, и пастырскую педагогику — какъ вести дѣло миссіи 1 2). Такимъ образомъ, въ общемъ программа была обширная. Очевидно, власть сознавала, что безъ всестороннихъ познаній миссіонерская подготовка будетъ недостаточна. Особеннымъ желаніемъ “Св. Синода было то, чтобы постановку дѣла на миссіонерскихъ отдѣленіяхъ привести къ единообразному направленію по всѣмъ округамъ, а вмѣстѣ—и практическому, съ приспособленіемъ къ мѣстному по епархіямъ расколу 3). Въ Петербургской академіи и при семинаріяхъ ея округа миссіонерскія отдѣленія были открыты въ 1853 году 4), т. е. въ годъ, когда Иванъ Ѳедоровичъ Нильскій поступилъ въ академію студентомъ.. Въ этомъ же году въ Петербургской академіи началось и чтеніе лекцій для приготовленія миссіонеровъ по старообрядчеству. Такъ какъ чувствовалась «крайняя' надобность ускорить распоряженіями по этому дѣлу», то Св. Синодъ опредѣлилъ вызвать изъ нѣсколькихъ епархій въ Петербургъ лидъ духовнаго сана, которыя уже знакомы съ расколомъ, особенно мѣстнымъ, и имѣютъ усердіе трудиться по обращенію заблуждающихся, съ тѣмъ, чтобы поручить ихъ назиданію синодальнаго члена преосвященнаго Григорія 5). Опредѣленіе это состоялось въ октябрѣ 1853 года, а въ іюнѣ слѣдующаго года Григорій уже донесъ Синоду, что возложенное на него порученіе имъ выполнено. Такимъ образомъ годъ поступленія Ивана Ѳедоровича Нильскаго въ академію .былъ годомъ особеннаго подъема духа на борьбу съ расколомъ: въ академическое преподаваніе былъ введенъ новый предметъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ былъ на лицо и живой примѣръ противорас-колыіическаго дѣятеля—въ лицѣ преосвященнаго Григорія, на лекціяхъ котораго можно было поучиться, какъ вести дѣло вразумленія раскольниковъ. Постояннымъ преподавателемъ ученія о расколѣ здѣсь продолжалъ оставаться вышеназванный

1) Ср. тамъ же, II. стр. 530.

2) Тамъ же, И, стр. 534—537.

3) Тамъ же, II, стр. 584—585. 688. 713. 761.

4) Отч. оберъ-прокурора Синода, 1853, стр. 58.

Собр. пост, по ч. раск. 1860, ч. II, стр. 547—550.

82*

іеромонахъ Никаноръ Бровковичъ. Отъ 1853—1854 учебнаго года сохранилось «обозрѣніе» преподаннаго имъ студентамъ академіи по предмету ученія о русскомъ расколѣ. Изъ этого «обозрѣнія» мы видимъ, что профессоръ уже вошелъ въ свой предметъ значительно,—дѣло поставлено здѣсь уже болѣе осмысленно, чѣмъ въ разсмотрѣнномъ нами конспектѣ 1851 — 1852 учебнаго года. Такъ, все «обозрѣніе» раздѣляется здѣсь на два отдѣла: а) исторію раскола и б) исторію раскольническихъ вѣрованій, и состоитъ изъ 15 §§—въ. Такимъ образомъ, уже одно подраздѣленіе «обозрѣнія» достаточно показываетъ, что постановка дѣлу дана была вполнѣ цѣлесообразно. Сохранился отъ этого времени и самый текстъ лекцій Бровковича въ печатномъ трудѣ его, изданномъ книгопродавцемъ Кожанчи-ковымъ въ 1861 году подъ заглавіемъ «Описаніе нѣкоторыхъ сочиненій, писанныхъ русскими раскольниками». Содержаніе этой книги представляетъ именно одинъ изъ отдѣловъ новой академической программы ученія о расколѣ. Въ предисловіи къ труду «сочинитель» его говоритъ, что данныя записки, по требованію обстоятельствъ, писались наскоро, неокрѣпшею рукою наставника въ одномъ изъ учебныхъ заведеній, для чтенія въ аудиторіи, при чемъ признаетъ, что сочиненіе страдаетъ недостатками,—«неровностью изложенія» и «промахами въ соображеніяхъ». Печатаетъ же этотъ свой трудъ «сочинитель» потому, что «матеріалъ, о которомъ тутъ рѣчь идетъ, можетъ быть нуженъ для изслѣдователей раскола». Книга раздѣляется на двѣ части и содержитъ: а) описаніе сочиненій историческихъ и б) описаніе сочиненій вѣроучительныхъ. Если мы скажемъ, что въ 1854 году была издана книга преосвященнаго Григорія «Истинно-древняя и истинно-православная церковь Христова», а въ 1855 году—«Исторія русскаго раскола» Макарія, епископа Винницкаго, то отмѣтимъ почти все, чѣмъ располагала наука о расколѣ въ то время,, когда Иванъ Ѳедоровичъ Нильскій занялъ каѳедру pjoro аредмета въ С.-Пе-тербургской духовной академіи. Сознаніе необходимости разработки данной науки чувствовалось тогда сильно, но самой науки почти еще не было. Всякіе вопросы о расколѣ Иванъ Ѳедоровичъ долженъ былъ ставить самъ, самъ долженъ былъ давать и рѣшенія по нимъ.

Собственно въ преемника Никанору, Внутреннимъ Правленіемъ академіи, по предложенію и. д. Ректора академіи архимандрита Кирилла, 19 августа 1857 года былъ назначенъ сна-

чала инспекторъ Смоленской духовной семинаріи архимандритъ Викторинъ, но по прибытіи къ мѣсту служенія Викторинъ получилъ здѣсь каѳедру Нравственнаго и Пастырскаго Богословія, а преподавателемъ ученія о расколѣ былъ сдѣланъ Иванъ Ѳедоровичъ Нильскій. Указомъ Св. Синода отъ 4 декабря того же 1857 года Иванъ Ѳедоровичъ былъ утвержденъ въ должности баккалавра академіи, съ выдачею ему 50 рублей на первоначальное обзаведеніе. Но этими 50-ю рублями все дѣло на первыхъ порахъ и ограничилось: преподаваніе ученія о расколѣ Иванъ Ѳедоровичъ велъ тогда безплатно. Впрочемъ, по опредѣленію Внутренняго Правленія академіи отъ 12 декабря 1857 года, Ивану Ѳедоровичу было выдано 106 рублей 25 копѣекъ «въ вознагражденіе за безмездные труды по преподаванію ученія о русскомъ расколѣ».

Съ самаго начала слѣдующаго 1858 года Ивану Ѳедоровичу начинаютъ давать разныя порученія къ исполненію. Такъ въ мартѣ 1858 года Правленіе академіи поручило ему разсмотрѣть конспектъ уроковъ по преподаванію ученія о расколѣ на Миссіонерскомъ отдѣленіи Кіевской духовной академіи. Затѣмъ, въ октябрѣ этого года Ивана Ѳедоровича дѣлаютъ Помощникомъ инспектора академіи. Въ ноябрѣ мѣсяцѣ ему былъ порученъ переводъ на русскій языкъ одной части греко-латинскаго лексикона Гедерика, вмѣсто бывшаго баккалавра академіи іеромонаха Валеріана. Въ 1859 году Ивану Ѳедоровичу былъ порученъ новый переводъ на русскій языкъ IT—YI главъ книги Дѣяній Апостольскихъ. Въ 1860 году дается разсмотрѣніе новаго отчета Кіевской академіи. Такъ шло и дальше. Всѣ эти порученія давались на срокъ, и выполнялись Иваномъ Ѳедоровичемъ всегда аккуратно. Напримѣръ, вышеуказанный переводъ лексикона Гедерика, данный въ ноябрѣ 1858 года, велѣно было представить къ 1 сентября 1859 года. По особенная тщательность замѣчается въ отзывахъ Ивана Ѳедоровича объ отчетахъ по Миссіонерскому отдѣленію Кіевской академіи. По всему видно, что Иванъ Ѳедоровичъ тогда уже былъ начинающимъ спеціалистомъ, хорошо оцѣнивающимъ положеніе даннаго дѣла. Въ первомъ отчетѣ онъ нашелъ «многіе и значительные недостатки»; о второмъ отчетѣ свидѣтельствовалъ, что лекціи по исторіи раскола тамъ читались отрывочно; свѣдѣнія по библіографіи давались крайне краткіе; планъ чтеній по отчету не видѣнъ. Занятый своимъ дѣломъ, Иванъ Ѳедоровичъ, вообще говоря, но охотно велъ другія дѣла. Напримѣръ, пробывъ 13

мѣсяцевъ Помощникомъ инспектора, Иванъ Ѳедоровичъ 23 декабря 1859 года просилъ объ увольненіи отъ этой должности, и былъ уволенъ, съ выдачею вознагражденія въ 208 рублей 30 копѣекъ.

Въ 1858 году Иванъ Ѳедоровичъ получалъ жалованія, какъ баккалавръ, 429 рублей. Въ формулярномъ спискѣ за этотъ годъ онъ означенъ «поведенія хорошаго, исправенъ и надеженъ, имѣетъ казенную квартиру». 3 марта 1858 года Иванъ Ѳедоровичъ былъ утвержденъ въ степени магистра и съ тѣхъ норъ сталъ получать добавочнаго вознагражденія 100 рублей. Въ 1859 году Иванъ Ѳедоровичъ напечаталъ свою магистерскую диссертацію подъ заглавіемъ «Объ антихристѣ, противъ раскольниковъ». Сочиненіе это вызвало тогда въ печати одобрительные отзывы, и для своего времени, дѣйствительно, было цѣнно. Вътомъже 1859 году, въ знаменованіе празднованія 50-лѣтія академіи, Иванъ Ѳедоровичъ, вмѣстѣ съ другими, былъ удостоенъ благословенія Св. Синода.

Отъ 1857 но 1864-й годъ сохранились «обозрѣнія» по ученію о русскомъ расколѣ, преподанномъ Иванъ Ѳедоровичемъ студентамъ академіи. По этимъ «обозрѣніямъ» мы можемъ судить, какъ было поставлепо преподаваніе у молодого магистра. Оно было не чуждо тѣхъ недостатковъ, которые были тогда свойственны данной наукѣ. Напримѣръ, исторію раскольническихъ мнѣній И. Ѳ. начиналъ съ XII вѣка, причемъ въ доказательство такихъ своихъ сужденій ссылался на извѣстное «Дѣяніе на еретика Мартина, мниха, армянина». Но нельзя не отмѣтить и достоинствъ чтеній, состоявшихъ главнымъ образомъ въ широтѣ постановки ихъ. Предметъ чтеній былъ неодинаковъ: въ разные годы Иванъ Ѳедоровичъ читалъ различные отдѣлы своей науки. Напримѣръ, въ 1861 — 1862 учебномъ году онъ занимался исторіей единовѣрія и разборомъ раскольническаго ученія о перстосложеніи; въ 1862—1863 учебномъ году излагалъ исторію мѣропріятій прбтивъ раскола духовной и гражданской власти; въ 1863—1864 учебномъ году исторію главнѣйшихъ отраслей раскола—поповщины и безпоповщины.

Въ 1863 году Иванъ Ѳедоровичъ былъ возведенъ въ званіе экстра-ординарнаго профессора. Въ то время онъ получалъ жалованія 429 рублей, добавочныхъ отъ Александро-Невской лавры 471 рубль и еще вознагражденія по степени магистра 100 рублей; имѣлъ казенную квартиру въ зданіи академіи. Въ формулярномъ спискѣ отмѣченъ: «поведенія честнаго,

исправенъ и надеженъ, подъ судомъ и штрафомъ не былъ». 21 декабря 1865 года Ивану Ѳедоровичу было выдано изъ процентныхъ суммъ 128 рублей награды «за усердную и полезную службу». Видно, что преданность дѣлу Ивана Ѳедоровича и его особенныя старанія тогда отмѣчали въ академіи и цѣнили. Цѣнили и административныя его способности. Такъ, напримѣръ, въ 1866 году его избрали и. д. инспектора академіи. Во второй разъ такое же избраніе состоялось въ 1869 г. Въ эти разы въ данной должности Иванъ Ѳедоровичъ оставался недолго: въ первый разъ съ 18 ноября по 5 декабря, во второй съ 13 по 20 сентября. Но въ 1878 году, 27 сентября, Иванъ Ѳедоровичъ былъ избранъ и утвержденъ инспекторомъ академіи, срокомъ на 4-ре года, по истеченія которыхъ онъ снова былъ избранъ и утвержденъ инспекторомъ на новое четырехлѣтіе. 12 августа 1885 года, по разстроенному здоровью, Иванъ Ѳедоровичъ былъ уволенъ отъ должности инспектора и больше къ ней уже не возвращался. Въ качествѣ инспектора онъ строго слѣдилъ за порядочностью поведенія студентовъ и соблюденіемъ ими всѣхъ академическихъ правилъ. Былъ заведенъ тогда такой порядокъ: йаждую недѣлю студенты, въ лицѣ дежурныхъ, ходили къ инспектору съ заявленіемъ нуждъ академическаго общежитія и съ докладомъ объ общемъ въ немъ состояніи, Иванъ Ѳедоровичъ всегда внимательно выслушивалъ заявленія и дѣлалъ соотвѣтствующія распоряженія, впрочемъ съ строгою разборчивостью. Самъ Иванъ Ѳедоровичъ часто ходилъ по занятнымъ комнатамъ студентовъ и дѣлалъ строгія замѣчанія по поводу какихъ-либо неисправностей, если таковыя замѣчалъ гдѣ-нибудь. Нерѣдко бывалъ онъ и въ столовой, особенно за ужиномъ студентовъ. Вообще, сколько помнимъ инспекторство Ивана Ѳедоровича, излишнихъ требованій онъ не предъявлялъ къ студентамъ, но исполненія правилъ студенческаго общежитія требовалъ строго, всегда замѣчая, что «студентъ долженъ быть во всемъ исправенъ».

Въ то время, когда Иванъ Ѳеодоровичъ былъ назначенъ инспекторомъ академіи, онъ имѣлъ уже высшую ученую степень доктора богословія и состоялъ ординарнымъ профессоромъ академіи. Въ степени доктора онъ былъ утвержденъ указомъ Св. Синода отъ 1870 года, по представленію Совѣта академіи отъ 4 ноябяря. Сочиненіе, доставившее Ивану Ѳедоровичу степень доктора богословія, носитъ названіе «Семейная жизнь въ русскомъ расколѣ. Историческій очеркъ

раскольническаго ученія о бракѣ». Съ прошеніемъ—дать ходъ дѣлу о соисканіи степени доктора богословія Иванъ Ѳедоровичъ вошелъ въ Совѣтъ академіи еще 15 октября 1869 года. 13 ноября состоялось опредѣленіе Совѣта о порядкѣ разсмотрѣнія сочиненія,—именно: сочиненіе было поручено читать экстраординарному профессору академіи М. О. Кояловичу. Въ засѣданіи 29 января 1870 года Совѣтъ заслушалъ отзывъ профессора Кояловича и постановилъ принять сочиненіе на степень доктора богословія, соглашаясь съ мнѣніемъ рецензента. По мнѣнію профессора Кояловича, въ сочиненіи Нильскаго «есть не мало вопросовъ, которые могутъ быть иначе поставлены и, безъ сомнѣнія, вызовутъ сильныя возраженія. Можно, далѣе, иначе смотрѣть, чѣмъ авторъ, на значеніе приводимыхъ имъ свидѣтельствъ изъ раскольнической литературы. Нельзя также не указать, что тонъ изложенія въ этомъ сочиненіи не всегда отвѣчаетъ общепринятымъ качествамъ ученой рѣчи. Но вмѣстѣ съ тѣмъ,—добавлялъ рецензентъ,—сочиненіе Нильскаго имѣетъ многія важныя достоинства». Именно: по словамъ рецензента, авторъ изучилъ современную, довольно богатую, литературу своего предмета, и сочиненіе представляетъ новое собраніе печатныхъ свѣдѣній о бракѣ у раскольниковъ: онъ же изучилъ и рукописный матеріалъ—Академической библіотеки, Публичной, митрополита Григорія и своей. «Нѣкоторыя части его труда должны быть признаны весьма тщательною и самостоятельною работою». По мнѣнію Кояловича, слѣдовало бы выбросить только заглавіе сочиненія «Семейная жизнь въ русскомъ расколѣ», какъ мало оправдываемое содержаніемъ сочиненія, и оставить только второе заглавіе «Историческій очеркъ раскольническаго ученія о бракѣ». Какъ извѣстно, Иванъ Ѳедоровичъ не послѣдовалъ этому совѣту, и книга осталась съ прежнимъ своимъ заглавіемъ, какое далъ ей самъ авторъ. 25 октября состоялся самый докторскій диспутъ Ивана Ѳедоровича, т. е. публичная защита сочиненія, по дѣйствовавшимъ тогда правиламъ. Оффиціальными опонен-тами были заслуженный ординарный профессоръ Иванъ Васильевичъ Чельцсвъ и экстраординарный Михаилъ Осиповичъ Кояловичъ. Изъ постороннихъ лицъ возражалъ Тертій Ивановичъ Филипповъ, впослѣдствіи оппонентъ Ивана Ѳедоровича въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія по вопросу о единовѣріи, а еще позднѣе—государственный контролеръ. На всѣ возраженія оппонентовъ докторантъ отвѣчалъ въ высшей

степени находчиво и обнаружилъ громадное знаніе своего предмета. Профессорская корпорація признала, что диспутъ прошелъ «блестяще» и потому постановила ходатайствовать предъ Св. Синодомъ объ утвержденіи Ивана Ѳедоровича въ степени доктора богословія.

12 ноября 1870 года экстраординарный профессоръ Андрей Ивановичъ Предтеченскій вошелъ въ Совѣтъ академіи съ предложеніемъ баллотировать Ивана Ѳедоровича въ званіе ординарнаго префесора. Мотивировка предложенія была выражена такъ: «Блистательная защита Нильскимъ 25 октября своего докторскаго сочиненія, публично выказавшая богатство знаній его по преподаваемому имъ предмету и доставившая ему юридическое право на званіе ординарнаго профессора даетъ, мнѣ кажется, и моему представленію право быть выслушаннымъ въ. Совѣтѣ академіи». Баллотировка по данному вопросу производилась 26 ноября, причемъ 11-ю голосами противъ 2-хъ Нильскій былъ избранъ ординарнымъ профессоромъ. Въ 1882 г. онъ былъ возведенъ въ званіе заслуженнаго ординарнаго профессора.

Все время свой службы Иванъ Ѳедоровичъ посвящалъ исключительно одной академіи. Отлучки отсюда случались рѣдко, и то—иногда по порученію Совѣта академіи, или съ научною цѣлью. Пока члены Совѣта академіи служили по выбору, Иванъ Ѳедоровичъ былъ избираемъ три раза: въ первый разъ 5 іюня 1869 года, во второй—1 сентября 1873 года, третій— 31 августа 1877 года. Въ періодъ инспекторской своей службы Иванъ Ѳедоровичъ постоянно участвовалъ въ засѣданіяхъ Правленія академіи, какъ его непремѣнный членъ. Въ 1886 году онъ участвовалъ въ Комиссіи по составленію инструкціи профессорскимъ стипендіатамъ, по окончаніи академическаго курса оставляемымъ при академіи для приготовленія къ занятію преподавательскихъ вакансій. Еще въ 1868 году Иванъ Ѳедоровичъ ѣздилъ въ губерніи: Псковскую, Новгородскую, Московскую и Нижегородскую,—съ научною цѣлью. Правленіе академіи тогда постановило: «Такъ какъ путь Нильскаго лежитъ но мѣстностямъ, ознаменованнымъ въ исторіи раскола очень важными событіями, гдѣ и до сихъ поръ сохраняется много памятниковъ минувшей жизни раскола, то поручить Нильскому обозрѣніе этихъ мѣстностей съ научною цѣлью, и о результатахъ донести Правленію, а на расходы выдать 200 рублей». Какіе были результаты этой поѣздки,

какой былъ представленъ отчетъ о путешествіи, мы не знаемъ, потому что указаній на это въ академическомъ архивѣ нами не найдено. Въ 1892 году Иванъ Ѳедоровичъ былъ командированъ въ Казань для принятія участія, въ качествѣ депутата отъ академіи, въ юбилейномъ торжествѣ Казанской духовной академіи. По полученіи званія заслуженнаго ординарнаго профессора Иванъ Ѳедоровичъ три раза былъ избираемъ на новыя 5-лѣтія, въ первый разъ такое избраніе состоялось 3 ноября 1882 года.

Утвержденіе въ чинахъ и полученіе орденскихъ награжденій шло въ послѣдовательномъ порядкѣ, но быстро. 24 ноября 1878 года Иванъ Ѳедоровичъ былъ утвержденъ титулярнымъ совѣтникомъ. Въ чинъ дѣйствительнаго статскаго совѣтника произведенъ 15 мая 1883 года. 16 апрѣля 1868 года награжденъ орденомъ св. Анны 3 степени, а 16 іюля 1892 года— орденомъ Анны 1-й степени. Во вниманіе къ заслугамъ Ивана Ѳедоровича, и отецъ его былъ почтенъ саномъ діакона. Это состоялось въ 1870 году.

Въ 1872 году Иванъ Ѳедоровичъ отмѣченъ уже женатымъ на дочери священника Александрѣ Алексѣевнѣ Розановой. Дѣтей у Ивана Ѳедоровича не было. II.

II.

Коснемся теперь ученой дѣятельности Ивана Ѳедоровича и скажемъ кратко прежде всего о лекціяхъ его, читанныхъ студентамъ С.-Петербургской духовной академіи. Слово «читанныхъ» мы употребляемъ не въ точномъ смыслѣ, потому что читать лекціи Иванъ Ѳедоровичъ не имѣлъ обыкновенія. ІІо крайней мѣрѣ такъ можемъ сказать о періодѣ времени

1880-хъ годовъ, когда лекціи Ивана Ѳедоровича и сами мы имѣли удовольствіе слушать. Одинъ изъ слушателей Ивана Ѳедоровича, при погребеніи послѣдняго, такъ вспоминалъ о лекціяхъ его: «Видится переполненная студентами аудиторія, видится величественный, благообразный старецъ, поучающій юношество; слышится его властная рѣчь, рѣчь вдохновенная, въ чудныхъ картинахъ воскрешающая предъ изумленными слушателями давно протекшее время». Да, дѣйствительно, Иванъ Ѳедоровичъ могъ заинтересовать слушателей своими лекціями и слушались послѣднія всегда съ большимъ удовольствіемъ. Это былъ ученый неподкупной честности. Тотъ, кто начнетъ

изучать науку о расколѣ самостоятельно, тотъ пойметъ, что въ лекціяхъ Ивана Ѳедоровича заключается цѣлый, такъ сказать, сводъ руководственныхъ указаній. Отъ 1880-хъ годовъ мы имѣемъ лекціи Ивана Ѳедоровича за нѣсколько лѣтъ. Изъ нихъ видно, что, приступая къ дѣлу всегда прямо, профессоръ велъ его въ такомъ направленіи до самаго конца, ни на шагъ не отступая въ сторону. Объемъ курсовъ всегда былъ большой, но по содержанію лекціи не отличались сложностью, т. е. курсъ лекцій не обнималъ ни всѣхъ сторонъ исторіи раскола, ни всѣхъ пунктовъ его вѣроученія. Напримѣръ, профессоръ бралъ вопросъ о происхожденіи раскола, и на одномъ только этомъ вопросѣ останавливался цѣлый годъ. Само собою понятно, что при такомъ веденіи дѣла разсмотрѣніе вопроса получалось подробное и всестороннее со включеніемъ сюда всѣхъ мельчайшихъ частностей. Вообще нужно сказать, что Иванъ Ѳедоровичъ любилъ останавливаться на отдѣльныхъ періодахъ исторіи раскола преимущественно, или на отдѣльныхъ сторонахъ жизни раскола и борьбы съ нимъ, и, остановившись на извѣстномъ предметѣ, онъ разсматривалъ его до конца, не переходя къ другому. Исторія раскола на этихъ лекціяхъ чередовалась съ разборомъ его вѣроученія, такъ что одинъ годъ посвящался одному предмету, другой—другому. Лекціи по обличенію раскола, сколько помнимъ, обычно касались лишь тѣхъ вопросовъ, которые расколъ выдвинулъ при самомъ возникновеніи своемъ. Таковы вопросы обрядовые: о двуперстіи, сугубой аллилуіа, о чтеніи Символа вѣры, и прочіе. Раскрывались они всегда всесторонне, и съ полною научною точностью. Чудное дѣйствіе лекцій Ивана Ѳедоровича сказывалось особенно въ томъ, что здѣсь, на этихъ лекціяхъ, слушатель получалъ ту нравственную настроенность, которая давала потомъ ему силу и охоту заниматься этимъ предметомъ и изучать его съ тѣмъ, чтобы послужить на пользу душевную братіи меньшей. Можно указать нѣсколькихъ слушателей Ивана Ѳедоровича, труды которыхъ очень извѣстны въ литературѣ по расколу; можно назвать нынѣ здравствующихъ двухъ профессоровъ духовныхъ академій по каѳедрѣ исторіи и обличенія русскаго раскола, также бывшихъ слушателей Ивана Ѳедоровича.

Для кандидатскихъ сочиненій Иванъ Ѳедоровичъ нерѣдко давалъ такія темы, которыя въ главныхъ чертахъ намѣчалъ въ своихъ лекціяхъ. Составъ этихъ темъ былъ очень разнообразный, и для разработки предмета здѣсь часто приходилось обращаться

къ рукописному матеріалу. Съ 1877 года есть возможность представить хронологическій перечень темъ для кандидатскихъ сочиненій, данныхъ (темъ) Иваномъ Ѳедоровичемъ. 1877 годъ: «Преосвященный Ѳеофилактъ Лопатинскій, какъ дѣятель противъ раскола»—студента Меліоранскаго Павла. 1878: «Состояніе раскола въ царствованіе Екатерины ІІ-й—Сахарова Николая. 1880: «Исторія раскола въ Стародубьѣ»—Туберо-зова Якова. «Расколъ въ Петербургѣ»-—Иванова Александра. «Соловецкій раскольничій бунтъ»—Тихомірова Алексѣя. 1881: «О вліяніи реформы Петра I на судьбу русскаго раскола»— Вознесенскаю Аркадія. «Никита Пустосвятъ и его 'Значеніе въ расколѣ»—Любимова Димитрія. «Выговская пустынь и ея значепіе въ расколѣ»—Налимова Владиміра. 1882: «Состояніе раскола со времени Московскаго собора 1667 года до Петра I»—Воробьева Александра. «Критическій разборъ книги о вѣрѣ сравнительно съ ученіемъ глаголемыхъ старообрядцевъ»— Дементьева Григорія. «Отъ чего зависятъ особые успѣхи единовѣрія»— Лебедева Евгенія. 1883: «Состояніе раскола въ царствованіе Александра I»—Александрова Ивана. «Критическій разборъ книги «Историческія изслѣдованія, служащія къ оправданію старообрядцевъ», — Знаменскаго Ивана. «Историческій очеркъ раскола на Керженцѣ—Леонидова Петра. «Діаконъ Ѳедоръ и его значеніе въ расколѣ»—Попова Владиміра. «Секта . странниковъ и ея значеніе въ расколѣ»— Пятницкаго Ивана. «Историческій очеркъ раскольническаго ученія объ антихристѣ»—Страхова Виктора. «Московскій соборъ 1666 года»—Ширяева Ивана. 1884: «Состояніе раскола въ царствованіе Николая I»—Волковскаго Василія. «Миссіи противъ раскола при Петрѣ I»—Лаврова Пегпра. «Никодимъ Стародѵбскій и его значеніе въ исторіи раскола»— Случевскаго Пегпра. «Дѣятельность церковной власти въ отношеніи къ расколу въ царствованіе Петра I» — Чистосердова Александра. 1885: «Объ основаніяхъ, на которыхъ утверждается въ Стоглавникѣ ученіе а) о двуперстіи для крестнаго знаменія и благословенія, б) о сугубой аллилуіи, и в) о небритіи и нѳ-стриженіи бороды и усовъ (на основаніи рукописей Софійской и Кириллобѣлозерской библіотеки ) —Лаврова Димитрія. «Мѣры противъ раскола церковной и гражданской власти со времени собора 1667 года до Петра I»—Оранскаго. «Значеніе памятниковъ церковной археологіи въ дѣлѣ обличенія раскола»— Преображенскаго Виктора. 1886: «Исправленіе церковно-бо-

пхлужебныхъ книгъ при патріархѣ Никонѣ»—Плотникова Константина. 1887: «Такъ называемая Бѣлокриницкая или австрійская іерархія предъ судомъ церковныхъ каноновъ»— Елеонскаго. Критическій обзоръ раскольническихъ сказаній о патріархѣ Никонѣ и его церковно-преобразовательной дѣятельности, завершенной Московскимъ соборомъ 1666—1667 годовъ»—Молитвословова Аркадія. «Полемическая противъ раскола литература съ 1666 по 1766 годъ, ея достоинства и недостатки»—Смирнова Петра. 1888: «Протопопъ Аввакумъ и его значеніе въ расколѣ»—Забѣлина Петра. 1889: «Московскій митрополитъ Филаретъ, какъ дѣятель противъ раскола»— Арсеньева Якова. 1891: «Инокъ Авраамій и его значеніе въ расколѣ»—Добромыслова Петра. 1892: «О бракѣ, противъ безпоповцевъ»—Осѣцкаго Александра. «Питиримъ, архіепископъ Нижегородскій, какъ дѣятель противъ раскола»—Барсукова Веніамина (іеромонахъ).

Въ изложенномъ перечнѣ авторовъ, писавшихъ на темы, данныя Иваномъ Ѳедоровичемъ, пропущены тѣ, темы которыхъ были повтореніемъ ранѣе данныхъ темъ. Не названы также сочиненія, писанныя на темы, данныя Иваномъ Ѳедоровичемъ, но читанныя, за смертью послѣдняго, его преемникомъ. Тѣмъ не менѣе и изъ даннаго иеречня легко видѣть, что темы были очень разнообразны и касались не только исторіи раскола, но отчасти и обличенія его. Въ оцѣнкѣ кандидатскихъ сочиненій Иванъ Ѳедоровичъ былъ строгимъ профессоромъ. Поэтому взявшіе у него тему студенты всегда относились къ дѣлу внимательно. И профессоръ всегда цѣнилъ трудолюбіе по соотвѣтствующему достоинству. Не получали степени кандидата у него довольно рѣдкіе. Нѣкоторыя кандидатскія работы, по отзывамъ Ивана Ѳедоровича, были удостоены почетнаго отзыва (сочиненія: Меліорапскаго, Туберозова, Молитвословова, Арсеньева), нѣкоторыя удостоены денежныхъ наградъ (сочиненія: Смирнова, Налимова, Александрова, Пятницкаго, Румянцева), нѣкоторыя, наконецъ, появились потомъ въ печати, частію полностью (сочиненіе Дементьева), частію въ отрывкахъ (сочиненіе Пятницкаго).

Но писавшихъ на степень магистра у Ивана Ѳедоровича было мало. Если не считать сочиненіе Ѳ. Г. Елеонскаго «О состояніи русскаго раскола при Петрѣ I», то можно назвать только одинъ печатный трудъ, одобренный Иваномъ Ѳеодоровичемъ. Ото — сочиненіе Н. С. Соколова «Расколъ въ Сара-

товскомъ краѣ». И нужно замѣтить, что это сочиненіе встрѣтило возраженія въ Св. Синодѣ со стороны его направленія, такъ что степени магистра авторъ не получилъ.

Въ 1888—1889 учебномъ году Иванъ Ѳедоровичъ руководилъ профессорскимъ стипендіатомъ И. Т. Никифоровскимъ. Предметомъ занятій Никифоровскаго была исторія тѣхъ мѣръ, какія предпринимались противъ раскола, во все время его существованія, со стороны какъ духовной, такъ и гражданской власти. Иванъ Ѳедоровичъ держался того взгляда, что исторія мѣропріятій противъ раскола служитъ центральнымъ пунктомъ во всей исторіи раскола, потому что въ значительной мѣрѣ выясняетъ прошедшее раскола и его настоящее. Поэтому то онъ и предложилъ такую задачу своему стипендіату. Изъ отзыва Ивана Ѳедоровича видно, что стипендіатъ «выполнилъ свою задачу удовлетворительно и ознакомился съ главнѣйшими источниками и пособіями науки о расколѣ обстоятельно и основательно, во всѣхъ ея частяхъ». Къ прискорбію, И. Т. Никифоровскій скоро пошелъ въ слѣдъ своего учителя,—нынѣ онъ уже покойный.

III.

Учено-литературная дѣятельность Ивана Ѳедоровича была очень обширна и продолжалась въ теченіе всей его академической службы. Служа только въ академіи, преданный своему дѣлу и ничѣмъ другимъ не занятый, Иванъ Ѳедоровичъ трудился на этомъ поприщѣ беззавѣтно и съ большой энергіей, печатая произведенія своего пера преимущественно въ старѣйшемъ духовномъ журналѣ—«Христіанскомъ Чтеніи», потомъ— въ «Церковномъ Вѣстникѣ» и, наконецъ, отчасти въ другихъ духовныхъ журналахъ. Наибольшее количество статей падаетъ на первое время академической службы Ивана Ѳедоровича, до полученія имъ ученой степени доктора богословія. Вышеупомянутый магистерскій трудъ Ивана Ѳедоровича былъ первымъ его печатнымъ опытомъ. Вскорѣ послѣ этого онъ помѣстилъ въ «Христіанскомъ Чтеніи» слѣдующія статьи: въ 1859 и 1860 годахъ—«О послѣдней попыткѣ раскольниковъ найти себѣ епископа», поясненіе къ этой статьѣ—«Нѣсколько словъ о лжемитрополитѣ Амвросіѣ» и рецензію о книгѣ «Жезлъ Правленія»; въ 1861 году: рецензіи на книги Бровковича «Описаніе раскольническихъ сочиненій», на лондонское изданіе книги

«Стоглавъ», на книгу игумена Варлаама (Чернявскаго) «Объ измѣненіяхъ въ чинѣ литургій», и статью «Нѣсколько словъ о происхожденіи раскола»; въ 1862 году: рецензіи на изданія Колсанчикова «Житіе протопопа Аввакума». «Исторія Выгов-ской пустыни», «Разсказы изъ исторіи старообрядчества», «Повѣсть о Бѣломъ клобукѣ», — рецензію на книгу профессора А. И. Предтеченскаго «О необходимости священства, противъ безпоповцевъ»,—и въ «Странникѣ»—«Разсказъ объ обращеніи въ православіе Ведерникова»; въ 1863 году: статью въ «Христ. Чтеніи»—«Взглядъ раскольниковъ на нѣкоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней»,—рецензію на книгу Есипова «Раскольничьи дѣла XVIII столѣтія», и статью: «О Преображенскомъ Московскомъ кладбищѣ», въ 1864 году: статьи «Нѣсколько словъ о само-сожигательствѣ раскольниковъ», «Разборъ безпоновщинскаго ученія о лицахъ, имѣющихъ право совершать крещеніе», «Нѣсколько словъ о русскомъ расколѣ» по поводу брошюры Щапова «Земство и расколъ»,—и рецензіи: на книгу Варадинова «Исторія распоряженій по расколу», на книги іеромонаха ІІар-еѳнія «Письмо къ брату» и «Разборъ Окружнаго посланія»; въ 1865 году: статьи «Разборъ основаній, на которыхъ раскольники безпоповцы утверждаютъ свой обычай перекрещивать православныхъ при переходѣ въ расколъ», «Особенность въ ученіи поморцевъ касательно крещенія», — и рецензіи на книги Попова «Сборникъ изъ исторіи старообрядчества», и «Сборникъ для исторіи старообрядчества»; въ 1867 году: рецензію на книгу Надеждина «Споры безпоповцевъ Преображенскаго кладбища и Покровской часовни о бракѣ». Такимъ образомъ мы видимъ, что статьями Ивана Ѳедоровича затро-гивались вопросы живые, наиболѣе интересные. Не проходило ни одного изданія, касающагося раскола, которое не было бы отмѣчено рецензіей Ивана Ѳедоровича. Все это въ то время составляло новость въ литературѣ, потому что ранѣе того такихъ статей совсѣмъ не появлялось въ печати, и имя Ивана Ѳедоровича скоро стало извѣстнымъ не только православнымъ, но и раскольникамъ.

Приблизительно съ половины 60-хъ годовъ статьи Ивана Ѳедоровича появляются въ печати уже сравнительно рѣже, но за то съ содержаніемъ болѣе компетентнымъ. Напримѣръ, въ 1871. году появилась его статья «Чѣмъ объяснить долговѣчіе раскола», въ которой авторъ вполнѣ основательно и совершенно

справедливо отмѣтилъ, что въ мѣрахъ борьбы противъ раскола было много недостатковъ и часто одни изъ борцовъ совсѣмъ разрушали то, что созидали другіе. Затѣмъ, къ 1873 и 1874 годамъ относятся статьи Ивана Ѳедоровича «О нуждахъ единовѣрія», прочитанныя въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія и представляющія собою полемику съ мнѣніями другого члена общества—Т. И. Филиппова. Въ 1877—1878 годахъ Иванъ Ѳедоровичъ велъ полемику,—впрочемъ, не значительную,—съ своимъ сослуживцемъ, профессоромъ Н. И. Барсовымъ, написавъ статьи «О спорныхъ вопросахъ изъ первоначальной исторіи безпоповщины», «Еще нѣсколько словъ о первоначальной исторіи безпоповщины» и «Вынужденное объясненіе». Въ 1884 году появилась статья Ивана Ѳедоровича, проливающая новый свѣтъ на одинъ изъ спорныхъ пунктовъ между православіемъ и расколомъ «Къ исторіи споровъ объ аллилуія». Въ 1887 году появилась статья Ивана Ѳедоровича, представляющая полемическій отвѣтъ извѣстному борцу противъ раскола архимандриту Павлу (Прусскому) «Необходимо ли перевѣнчивать обратившихся изъ раскола супруговъ?» Въ 1888 году появилось дополненіе къ этой статьѣ—«Историческая справка—по вопросу: можно ли перевѣнчивать раскольниковъ въ православной церкви безъ предварительнаго присоединенія ихъ къ православію?» Къ 1889 году относится статья Ивана Ѳедоровича, произведшая переворотъ во взглядѣ на вопросъ: «Какъ учили объ антихристѣ первые расколоучители»?—Не называемъ многихъ статей Ивана Ѳедоровича, писанныхъ имъ въ данный періодъ времени, которыя, на нашъ взглядъ, имѣютъ въ литературѣ о расколѣ второстепенное значеніе.

Такимъ образомъ мы видимъ, что вся учено-литературная дѣятельность Ивана Ѳедоровича была посвящена одному вопросу—о расколѣ старообрядчества. По исторіи сектантства намъ извѣстна только одна его статья «Къ исторіи духоборчества и молоканства», помѣщенная въ «Христіанскомъ Чтеніи» въ 1886 году.

IV.

Отъ занятій своимъ предметомъ Иванъ Ѳедоровичъ отрывался рѣдко. Мы можемъ указать только на участіе его' въ засѣданіяхъ Комитета 1881 —1882 годовъ по выработкѣ новаго

академическаго устава, иолучившаго Высочайшее утвержденіе въ 1884 году. Въ засѣданіяхъ съ 22 октября 1881 года по 22 апрѣля 1882 года, числомъ 32-хъ, Иванъ Ѳедоровичъ присутствовалъ неопустительно, высказывая «особыя мнѣнія» по разнымъ вопросамъ. Напримѣръ, Иванъ Ѳедоровичъ стоялъ за сохраненіе въ академіяхъ всѣхъ предметовъ преподаванія, принятыхъ уставомъ 1869 года; поэтому, когда былъ поставленъ вопросъ о свѣтскихъ наукахъ, бывшихъ по уставу 1869 года общеобязательными, то Иванъ Ѳедоровичъ высказался за положительное рѣшеніе вопроса, и это рѣшеніе восторжествовало. Затѣмъ, Иванъ Ѳедоровичъ присоединился къ тѣмъ членамъ Комитета, которые проектировали закрытіе ІУ-го курса въ томъ видѣ, какъ онъ существовалъ по уставу 1869 года, и полное сліяніе его съ первыми тремя курсами; мнѣніе это опять было принято. Далѣе Иванъ Ѳедоровичъ стоялъ за возстановленіе разрядныхъ списковъ по успѣхамъ, какъ за полезную педагогическую мѣру, могущую возбудить благородное соревнованіе между студентами, и высказался, что таковой списокъ не возможенъ за баллы по поведенію; и это мнѣніе было принято. Въ Комитетѣ высказывалось мнѣніе, чтобы на должность помощника инспектора назначать профессоровъ въ видахъ поднятія авторитета помощника въ глазахъ студентовъ. Иванъ Ѳедоровичъ былъ противъ этого, указывая, что должность помощника инспектора академіи хлопотливая и потому неизбѣжно будетъ сопровождаться ущербомъ для профессуры. Это мнѣніе Ивана Ѳедоровича было принято Комитетомъ и вошло въ уставъ 1884 года. Но нѣкоторые вопросы Ивану Ѳедоровичу отстоять не удалось. Напримѣръ, онъ высказывался за сохраненіе при академіяхъ прежнихъ диспутовъ, затѣмъ—за перебаллотировку профессоровъ по истеченіи 25-ти лѣтъ. Но эти мнѣнія поддержаны не были и въ уставъ не вошли. Во всякомъ случаѣ видно, что Иванъ Ѳедоровичъ понималъ академическую жизнь хорошо и относился къ ея урегулированію небезразлично.

У.

Иванъ Ѳедоровичъ скончался въ 1894 году 11 августа въ 7 часовъ утра. Въ немъ академія лишилась одного изъ лучшихъ представителей церковно-исторической науки, — одного изъ тѣхъ своихъ тружениковъ, которые своими учеными трудами дѣлали честь не только ей самой, но всей русской наукѣ,

83

и по необходимости оставили послѣ себя пробѣлъ, восполнить который такясе но легко, какъ не легко съ честью свершить тридцатисемилѣтній подвигъ профессорства. Еще въ 1893 году порокъ сердца надломилъ его силы настолько, что онъ пролежалъ въ теченіе зимы нѣсколько мѣсяцевъ, даже и не надѣясь уже подняться съ одра болѣзни. Но сильная натура еще разъ вырвалась изъ объятій смерти, и Иванъ Ѳедоровичъ вновь явился въ аудиторію и провелъ своихъ слушателей чрезъ экзамены. Послѣ этого онъ далъ себѣ слово выйдти въ отставку съ начала будущаго учебнаго года и, поселившись гдѣ-нибудь въ деревнѣ, дожить вѣкъ въ тиши сельскаго уединенія, вдали отъ треволненій столичной жизни. Увы! — суровая судьба не дала осуществиться этой скромной мечтѣ профессора. Послѣ экзаменовъ Иванъ Ѳедоровичъ опять слегъ въ постель, съ которой уже не всталъ. Первая панихида была совершена преосвященнымъ ректоромъ академіи, епископомъ Нарвскимъ Никандромъ, въ сослуженіи съ академическимъ и столичнымъ духовенствомъ, а на второй день не преминулъ воздать дань чести своему почившему сослуживцу по академіи п высокопреосвященный Антоній, тогда архіепископъ Финляндскій, а нынѣ митрополитъ С.-Петербургскій, также отслужившій панихиду. Въ академическую церковь гробъ былъ перенесенъ 12 августа, а 13-го состоялось отпѣваніе и погребеніе. Профессоръ-протоіерей П. Ѳ. Николаевскій произнесъ задушевное слово, посвященное памяти своего покойнаго учителя и сослуживца, а предъ самымъ отпѣваніемъ произнесъ слово и епископъ Никандръ. Во время отпѣванія произнесли рѣчи недавній ученикъ Ивана Ѳедоровича С. Г. Рункевичъ и старый другъ и товарищъ покойнаго законоучитель Царскосельскаго училища дѣвицъ духовнаго званія протоіерей Ѳ. А. Павловичъ, излившій свои пламенныя чувства любви къ незабвенному другу. Похороненъ Иванъ Ѳедоровичъ въ Исидо-ровской церкви Александро-Невской лавры. Горячо прочувствованный некрологъ написалъ профессоръ А. II. Лопухинъ, нынѣ также покойный.

П. Смирновъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.