Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР Г. С. КУЦЫЙ К 90-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

ПРОФЕССОР Г. С. КУЦЫЙ К 90-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР Г. С. КУЦЫЙ К 90-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

А на очередном совещании директоров и завучей школ района было рекомендовано обсудить постановление райкома партии и через обмен опытом работы отдельных директоров «наметить практические мероприятия по улучшению учебно-воспитательной работы в Михайловской средней школе и других школах района».

Вот так через партийные давления 30-летнему директору дали понять, что критиковать «верхи» чревато для него неприятными последствиями. Словом, «призвали к порядку».

Однако Андрей Иванович Крушанов оказался «крепким орешком», и после устрашающего окрика бюро райкома ВКП(б) вел себя принципиально и не мирился с недочетами в работе партийных руководителей района. И эта черта была для Андрея Ивановича характерна в течение всей жизни.

SUMMARY: «Portrait of Academician A.I. Krushanov: Some Characteristic Features» is the title of the brief essay of Candidate of Historical Sciences Yuri Osipov. The author tells about the period of his life when he was young and worked as director of a school. Being a man of principles, even when he was young, A.I. Krushanov did not forgive shortcomings, freely criticized Party leadership of Primorye and that made his life difficult in a way.

ПРОФЕССОР Г. С. КУЦЫЙ

К 90-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Е. А. ПОПРАВКО,

старший преподаватель ДВГУ

В 2001 г. Институт истории и философии ДВГУ отметил 90-летие со дня рождения Григория Семеновича Куцего — доктора исторических наук, профессора, первого ректора ДВГУ после восстановления университета в 1956 г. Коллеги, ученики с благодарностью вспоминали этого человека, для многих из них он был и остается УЧИТЕЛЕМ.

Григорий Семенович Куцый — человек своего времени. В его биографии как в зеркале отразились все перипетии родной истории. Родился он 20 апреля 1911 г. в с. Гавришовке Винницкой губернии. Рано потерял отца. Пережил голод на Украине 20-х годов. Рано— в 1919 г. стал батраком: нужно было помогать семье.

В 1924 г. Гриша Куцый поступает в двухклассное училище, а затем в педагогический техникум, который заканчивает в 1928 г. Но было желание учиться дальше. И он продолжил образование в Винницком пединституте. После его окончания в 1932 г. по путевке ЦК ВЛКСМ Г.С. Куцый приезжает на Дальний Восток.

Сначала работает заведующим учебной частью и преподавателем литературы, а позднее — новой истории в педагогическом техникуме г. Спасска-Дальнего. После службы в армии возвращается к преподавательской деятель-

Г. С. Куцый

ности. Руководитель курсовых мероприятий по подготовке учителей начальных школ, директор вечернего учительского института, директор Спасской цемзаводской школы № 3 — таковы первые шаги Григория Семеновича в его карьере преподавателя. В этот же период формируется и предмет научного интереса — история гражданской войны и революции на Дальнем Востоке. Начинается сбор архивных материалов.

С началом войны Г.С. Куцего переводят во Владивосток на должность заведующего отделом народного образования Приморского края. Этот период был, как и для всей страны, чрезвычайно трудным: закрывались школы, уходили на фронт учителя, не хватало опытных кадров, учебников, письменных принадлежностей. Григорий Семенович делал все возможное, а порой и невозможное для исправления этой ситуации. Открываются школы рабочей молодежи, школа для детей с ослабленным здоровьем. Для подготовки кадров в декабре 1943 г. во Владивостоке начинает работать педагогический институт. Куцый много раз встречался с выпускниками школ, убеждал их, что важнее профессии учителя на свете нет.

После войны в сфере образования в крае стояли все те же проблемы: нехватка школ, бедность их материальной базы, нехватка кадров. Решение этих проблем ложилось на плечи заведующего крайоно. Можно только удивляться, что в таких условиях в 1952 г. Г.С. Куцый заканчивает свою кандидатскую диссертацию «Борьба за советскую власть в Южном Приморье (ноябрь 1917 — март 1920 гг.)» и успешно защищает ее.

В январе 1953 г. Григория Семеновича назначают директором Владивостокского государственного педагогического и учительского института. Одновременно он выполняет обязанности заведующего кафедрой истории СССР этого института. И снова проблемы: недостаток учебных помещений, отсутствие у многих преподавателей жилья, нехватка квалифицированных кадров, незначительная научная остепененность преподавательского состава. Григорий Семенович прилагает все усилия для того, чтобы преподаватели могли заниматься научной работой, выезжать в центр для работы в архивах и библиотеках, считая, что это напрямую определяет качество обучения. Сам он стремился быть для коллег примером: вел научную работу, общался со студентами, увлекая их своим энтузиазмом.

1 сентября 1956 г. во Владивостоке начинает работать восстановленный Дальневосточный государственный университет. Возрождение университета во многом определялось личными усилиями Г.С. Куцего. Он наладил связь с МГУ, его преподавателями, чья помощь была необходима молодому университету. В пополнении университетской библиотеки помогли Ленинградский и Казанский госуниверситеты, библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, библиотеки ТОФ. В ДВГУ привлекались кадры из вузов и научно-исследовательских институтов всей страны. Григорий Семенович стал инициатором ежегодных университетских конференций, первая из которых прошла в апреле 1957 г. В 1958 — 1959 гг. в университете открывается аспирантура, и к 1960 г. в ней

обучались 34 аспиранта. Улучшилась материальная база вуза: университет получил здание по ул. Суханова, 8, построил учебный корпус на ул. 25-го Октября, 25; появилось первоклассное оборудование для научных лабораторий.

В 1960 г. Григорий Семенович для завершения докторской диссертации переходит на работу в отдел истории Дальневосточного филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. В 1964 г. он защищает в МГУ докторскую диссертацию «Рабочий класс Дальнего Востока в период Октябрьской революции, гражданской войны и военной интервенции (март 1917 — март 1920 гг.»).

После защиты диссертации Григорий Семенович вернулся в университет заведующим кафедрой истории СССР. Ему удалось снова возродить аспирантуру на историческом отделении историко-правового факультета в 1968 г. Его учениками были те, кто сегодня составляет цвет научных кадров ДВГУ и исторической науки Дальнего Востока: Э.В. Ермакова, Е.А. Лыкова, Э.В. Воронова, В.А. Ященко, В.И. Ларина и др.

Активной была в этот период и научная работа: Григорий Семенович стал автором трех монографий и около 60 статей по истории Дальнего Востока.

Работа Григория Семеновича Куцего была высоко оценена еще при жизни: он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и семью медалями. В 2001 г. Институт истории и философии Дальневосточного государственного университета почтил память Григория Семеновича Куцего, посвятив ему традиционную студенческо-преподавательскую научную конференцию.

ЛИЧНЫЙ ФОНД Г. С. КУЦЕГО

Юлия Павловна ЩУКОВСКАЯ,

архивист Государственного архива Приморского края

Этот обзор документов фонда подготовлен в связи с 90-летием со дня рождения Г.С. Куцего. Цель обзора — ознакомить исследователей с составом и содержанием материалов, которые дают возможность проследить путь формирования личности ученого, оставившего значительный след в истории народного образования, высшей школы, в становлении исторической науки в Приморье.

Документы Г.С. Куцего — народного учителя, педагога высшей школы, крупного ученого-историка поступили в госархив Приморского края в 1997 г. от внука Г.С. Куцего — Дмитрия Геннадьевича Куцего.

В состав фонда входят документы, отложившиеся в результате служебной и творческой деятельности, биографические документы и материалы к научным работам, собранные Г.С. Куцым.

Все документы обработаны и систематизированы, на них составлена опись по следующей схеме:

материалы творческой деятельности; материалы к биографии; материалы, собранные фондообразователем; материалы о фондообразователе; материалы членов семьи фондообразователя; изобразительные материалы (фотографии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.