Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР Г.Г. ШЕНБЕРГ (1875-1954): ГЕОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, ЧЕЛОВЕК'

ПРОФЕССОР Г.Г. ШЕНБЕРГ (1875-1954): ГЕОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, ЧЕЛОВЕК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полупустыня / школьное географическое краеведение / «опорные величины» / географическая краеведческая экскурсия / методика проблемного преподавания географии. / semi-desert / school geographic local history / "reference values" / geographic local history excursion / methodology of problem teaching of geography.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарухо Игорь Николаевич, Яротов Алексей Евгеньевич

Статья посвящена жизненному пути и творческому наследию профессора Гергарда Густавовича Шенберга, выдающегося белорусского и российского щчёного-географа и организатор географической науки и образования. В работе показаны биография, становление Г.Г. Шенберга как ученого и педагога, его вклад в географическую науку и методику преподавания географии, серьезная переводческая деятельность по обеспечению научными материалами. Раскрыто формирование и введение в научный оборот термина «полупустыня» на примере территории Новоузенского края. Рассмотрен вклад Г.Г. Шенберга в формирование географического краеведения, в создание теории и методологии школьных географических экскурсий, развитие теории «опорных величин» в школьном географическом краеведении, создание многочисленных учебников и учебных пособий по географии, первых советских карт и атласов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR G.G. SCHОENBERG (1875-1954): GEOGRAPH, TRAVELER, CENTRAL ASIAN RESEARCHER, MAN

The article is devoted to the life path and creative heritage of Professor Gerhard Schоenberg, an outstanding Belarusian and Russian geographer and organizer of geographical science and education. The work shows the biography, the formation of G.G. Schоenberg as a scientist and teacher, his contribution to the science of geography and the methodology of teaching geography, serious translation work to provide scientific materials. The formation and introduction of the term "semi-desert" into scientific circulation is revealed on the example of the territory of the Novouzensk territory. The contribution of G.G. Schоenberg in the formation of geographical local history, in the creation of the theory and methodology of school geographical excursions, the development of the theory of ";reference values" in school geographical local history, the creation of numerous textbooks and manuals on geography, the first Soviet maps and atlases.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР Г.Г. ШЕНБЕРГ (1875-1954): ГЕОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, ЧЕЛОВЕК»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИИ THEORY AND HISTORY OF GEOGRAPHY

УДК 911:2

Шарухо И.Н.1, Яротов А.Е.2

Европейский гуманитарный университет, Вильнюс, Литва ^Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь

ПРОФЕССОР Г.Г. ШЕНБЕРГ (1875-1954): ГЕОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, ЧЕЛОВЕК

Аннотация. Статья посвящена жизненному пути и творческому наследию профессора Гергарда Густавовича Шенберга, выдающегося белорусского и российского щчёного-географа и организатор географической науки и образования. В работе показаны биография, становление Г.Г. Шенберга как ученого и педагога, его вклад в географическую науку и методику преподавания географии, серьезная переводческая деятельность по обеспечению научными материалами. Раскрыто формирование и введение в научный оборот термина «полупустыня» на примере территории Новоузенского края. Рассмотрен вклад Г.Г. Шенберга в формирование географического краеведения, в создание теории и методологии школьных географических экскурсий, развитие теории «опорных величин» в школьном географическом краеведении, создание многочисленных учебников и учебных пособий по географии, первых советских карт и атласов.

Ключевые слова: полупустыня, школьное географическое краеведение, «опорные величины», географическая краеведческая экскурсия, методика проблемного преподавания географии.

Sharukho I.N.1, Yarotov A.Y.2

European Humanities University, Vilnius, Lithuania 2Belarusian State University, Minsk, Belarus

PROFESSOR G.G. SCHОENBERG (1875-1954): GEOGRAPH, TRAVELER, CENTRAL ASIAN RESEARCHER, MAN

Abstract. The article is devoted to the life path and creative heritage of Professor Gerhard Sc^enberg, an outstanding Belarusian and Russian geographer and organizer of geographical science and education. The work shows the biography, the formation of G.G. Schоenberg as a scientist and teacher, his contribution to the science of geography and the methodology of teaching geography, serious translation work to provide scientific materials. The formation and introduction of the term "semi-desert" into scientific circulation is revealed on the example of the territory of the Novouzensk territory. The contribution of G.G. Schоenberg in the formation of geographical local history, in the creation of the theory and methodology of school geographical excursions, the development of the theory of "reference values" in school geographical local history, the creation of numerous textbooks and manuals on geography, the first Soviet maps and atlases.

Key words: semi-desert, school geographic local history, "reference values", geographic local history excursion, methodology ofproblem teaching of geography.

Введение и постановка проблемы. Имя широко известного в Европе в первой половине ХХ века профессора Гергарда (Герхарда Курда Карла) Густавовича Шенберга (Шёнберг, Schoenberg), репрессированного органами НКВД, в последующем

незаслуженно забытого, тесно связано с развитием русской, советской, белорусской географии, методикой преподавания географических дисциплин, с историей географических факультетов ряда вузов России и Беларуси (рис. 1). Один из зачинателей изучения суховеев («сухие туманы») в условиях русских, казахских полупустынь, автор термина «полупустыня», крупнейший методист, автор и редактор первых советских карт и атласов, многочисленных учебников по географии, разработчик методики географических экскурсий, создатель наглядности по географии.

«Долгая жизнь Г.Г. Шенберга была весьма разнообразной и глубоко содержательной. Свыше полувека он отдал плодотворной педагогической, научной, методической и организационной работе. Его роль в географической науке и, особенно в распространении географических знаний, была весьма велика», - писали его ученики А.И. Дзенс-Литовский, П.А. Лярский [3, с. 77].

Изученность проблемы. Первые работы, посвященные Г.Г. Шенбергу и его вкладу в науку, а не просто упоминания в частных автобиографиях, как например, у академика Л.С. Берга и других, о Г.Г. Шенберге и его вкладе в науку - это запоздавшие (таковы объективные обстоятельства) некрологи за авторством его учеников А.И. Дзенс-Литовского, П.А. Лярского [3], Л.П. Шубаева [9, 18]. Периодически фамилия Шенберга всплывала при перечислении профессорско-преподавательского состава в статьях к юбилейным датам [6]. Всплеск интереса к персоне профессора приходится на начало 1990-х гг., когда в Могилевском государственном университете им. А. Кулешова было возобновлено обучение по географической специальности, воссоздана кафедра географии. По крупицам, на протяжении более 20 лет, была восстановлена биография Г.Г. Шенберга, его семьи, проведен анализ вклада в науку, опубликованы работы И. Шарухо [4, 10-16], В. Демидова [2], В. Силина [8], И. Шарухо и Н. Мунич [5, 17]. Некоторые материалы семьи Шенбергов были предоставлены правнуком Клаусом Адольфи [1], вошли в сборник очерков о Таганрогской гимназии [19].

Цель и задачи работы. Цель работы - мемориализовать имя ученого, выявить предпосылки и факторы, повлиявшие на становление Г.Г. Шенберга как ученого, охарактеризовать научную, учебно-методическую, организаторскую деятельность, дать анализ результатов исследований ученого, выявить работы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время, могут быть переизданы с определенными комментариями и дополнениями современных критиков.

Материалы и методы. Статья написана на основании архивных материалов (личного дела из архива МГУ им. А. Кулешова, записанных автором свидетельств от ученика Шенберга П.А. Лярского, собственных статей, статей в соавторстве И.Н. Шарухо [1, 4, 5, 10-17], с использованием статей предшественников А.И. Дзенс-Литовского, П.А. Лярского [3], Л.П. Шубаева [9, 18], Н.С. Ратобыльского [6], В. Демидова [2], В. Силина [8] и других [1, 19].

Результаты и их обсуждение. Семья. Выбор профессии. Родился Гергард (Герхард Курда Карла) Густавович Шенберг 16 (29) июня 1875 г. в Варшаве в семье доктора философии, преподавателя гимназии и Варшавского университета Густава Иоханнеса Херманна Шенберга (1842-1919). Шенберги - старая польско-немецкая династия педагогов и ученых - природоведов, философов, экономистов, политэкономов. Известно, что предок - кардинал Николай Шенберг был одним из немногих меценатов и покровителей ученого монаха Николая Коперника [4; 5; 11], совершившего естественнонаучную революцию, обосновав теории гелиоцентризма, но и заступником перед церковью и лично римским папой Павлом Третьим.

Густав Шенберг преподавал в гимназиях Дерпта (нынешний Тарту, Эстония; 1868), Митау (нынешняя Елгава, Латвия), Варшавы (1868-1869, 2-я гимназия), Таганрога (1869-1870).

В гимназии самого крупного международного российского морского портового (специализация на торговле зерном) города Таганрога преподавал греческий язык (в т.ч. и А. П. Чехову, который учился в гимназии в 1868-1879 гг.), работал вместе с преподавателем математики Э. Дзержинским (отцом «железного Феликса»). В книге "Таганрогская Александровская гимназия: книга очерков 1806-1919" (рис. 2) [19] Густаву (упомянут как Шемберг) посвящены разделы «Преподаватели «Мертвых языков» и «Частное мнение Густава Шемберга», в которых приводятся воспоминания А.П. Чехова, в частности, что он «настоящий дипломированный учитель греческого языка, ... большой добряк» [19, с.108], «Это был заправский филолог, хорошо знавший свой предмет и совершенно свободно читавший Эсхила, Софокла и Демосфена в подлинниках. А Илиаду и Одиссею он знал наизусть. Милейшему Шембергу, которого все очень любили. Но лишь только мы освоились с нашим. учителем..., как его от нас убрали. Густав Иванович Шемберг был честен. Съездив на казенный счет за границу, он написал в своем отчете, что в Германии древние языки преподаются с толком, . в России - без толку... , что юноше гораздо полезнее было бы преподавать языки новые и предметы, ближе стоящие к практической жизни: на этих предметах. юноша действительно разовьется. Этот взгляд Шемберга. был признан ересью - и его быстро убрали» [19, с. 37-38].

Рис. 1. Г.Г. Шенберг.

Портретная галерея Могилевского отдела ОО «Белорусское географическое

общество». Худ. Д. Пуховский, 2013 г. [16].

Рис. 2 Автографы из книги о гимназии одному из авторов статьи И.Н. Шарухо

После переезда в Варшаву (где родились шестеро из его семерых детей), Густав в 1872-1905 гг. преподавал древние языки в Варшавском университете (1889-1904; вместе с профессором А.Л. Блоком - отцом поэта А.А. Блока), во II гимназии в Варшаве, по совместительству работал преподавателем и профессором в ряде университетов и гимназий городов Германии. Летом 1905 г. вышел на пенсию и уехал в Дерпт. За преподавательскую работу был награжден орденами Св. Станислава 3 ст., Св. Анны 4 и 3 ст., Св. Владимира 4 и 3 ст.

Господствовавшая в доме Густава и Кристины Шенберг возвышенная культурная (родители и дети музицировали, были заняты в домашних театральных постановках, обсуждениях прочитанных

литературных произведений) и ученая атмосфера, не могла не повлиять благотворно на детей, на их жизненный выбор. Гертруда (1873-1939) стала преподавателем, Герхардт (1875-1954) - ученым-географом, Вальтер (1877-1915) - ученым-лесоводом (работал в Петергофе), Эрих (1882-1965) - астрономом с мировым именем (рис. 3), Кунц (Конрад, 1879-1914) - русским офицером, Вольфганг (1880-1944), Эрна (188? -19?), медиками (рис. 4) [1].

Участие в экскурсиях в природу, в охоте, рыбалке, изучение астрономии, географии, языков сформировали устойчивое желание у Гергарда стать географом и путешественником.

Творческая биография. После окончания Варшавской гимназии, в 1894-1900 гг. Г.Г. Шенберг изучал естественно-географические курсы на физико-математическом факультете Петербургского (1894-1898, окончил с дипломом первой степени по специальности география), в Берлинском и Цюрихском университетах. По возвращении из Цюриха в 1900 г. Г.Г. Шенберг стал ассистентом профессора П.И. Броунова. Специализируясь на изучении географии, его наиболее волновали проблемы климатологии и метеорологии.

Гергард Шенберг активно принимал участие в научной и экспедиционной работе: 1904 - Арарат, 1905 - Закаспийский край, 1906 - Новоузенский край, Аральское море, Крым, Кольский полуостров, Средняя Азия, а также исследования на территории Финляндии. В 1916 г. в Петербургском университете им защищена магистерская диссертация по теме «Сухие туманы и помоха, как один из видов их. Ч.1. Обзор и классификация сухих туманов» (впервые ввел понятие полупустыня), написанная по результатам многолетних экспедиций в полупустынные и пустынные регионы. По теме диссертации им издана одноименная монография (Петроград, 1915) [3;4; 5; 7; 9].

Педагогический стаж Гергарда Густавовича насчитывает 54 года. Шенберг работал преподавателем географии и естествознание в 1 -й Петербуржской мужской и Екатерининской женской гимназиях (1900-1918 гг.) и одновременно (до 1916 г.) ассистентом доцента столичного университета, хранителем кабинета геологии кафедры географии и этнографии (1907-1915), приват-доцентом (1916-1925), доцентом (19251929) кафедры страноведения. Жил в Петербурге (позднее Петрограде и Ленинграде на ул. Нижегородская, д. 2А; дом был разбомблен во время блокады Ленинграда в 1942 г., погибла наиболее ценная часть библиотеки). Много времени отдавал и общественной работе: секретарь Общества Землеведения при Петербургском университете (с 1908), член Русского (затем - Всесоюзного) географического общества, председатель естественно-географической секции Ленинградского общества изучения местного края (1925-1935) [3-5; 7; 11].

Рис. 4. Семейная фотография Шенбергов. Из архива правнучатого племянника Г.Г. Шенберга Klaus Adolphi. Молодой Гергард под № 15 (с собакой на руках) [1].

На фотографии: 1, 3 - родные дядья по линии отца; 2, 6 - тети - родные сестры отца; 4 - отец Герхарда Густав (1842-1919), 5 - мать Герхарда Кристин (1845-1933, урожденная Раабе), 7 - кузина, племянница Густава; 8 - д-р медицины Йоханнес Мюллер, муж Анны (1866-1945) - сводной сестры Герхарда; 10 - Гертруда Танцшер (урожденная Шёнберг, 1873-1939), старшая сестра Герхарда, учитель естествознания в школах Лодзи (Польша) и Елгавы (Латвия); 11 - Вальтер (1877-1915), младший брат Герхарда; изучал лесное и сельское хозяйство в Рижском техническом институте, работал в Петергофе, погиб в 1915 г. на фронте, русский офицер (еще один младший брат Герхарда - Кунц Конрад также погиб во время войны, в 1914 г.); 12 - Вольфганг (1880-1944), брат Герхарда; отоларинголог, всю жизнь работал врачом в Риге, Елгаве и Лодзи; 13 - Эрих (1882-1965), астроном с мировым именем, работавший до революции в астрономической обсерватории Юрьевского (Дерптского) университета, автор трактата на русском языке «Об освещении планет», 1917; 14 - Эрна (1882?-19??), самая младшая сестра Герхарда, всю свою жизнь работала медиком в больнице; 16 -Маргарет, племянница Герхарда, дочь Анны Мюллер и бабушка Адольфи Клауса. 17, 18, 19 - другие родственники Герхарда.

Рис. 5. Г.Г. Шенберг на Рис. 6. Первый выпуск географов в ЛГПИ, 1936. занятиях у географов Г.Г. Шенберг в первом ряду второй слева.

ЛГПИ, 1935 г.

При нахождении в г. Могилеве-на-Днепре ставки главного командования, Г. Шенберг приезжал, по свидетельству академика Л.С. Берга, с 1917 г., читать лекции в местный учительский институт (открыт в 1913 г.), затем - пединститут (с 1918), в котором он занимал, как свидетельствуют архивные документы (телеграмма 1918 г., подписанная «профессор Г. Шенберг») должность профессора. С 1918 г. и до самой смерти он занимал доцентские и профессорские должности в 10 высших учебных учреждениях СССР (рис. 5-6).

В 1920-е гг. Шенберг работал в Ленинградских педагогических институтах имени Некрасова, имени Покровского (1918-1923), имени Герцена (1925-1929, профессор), в Географическом институте (1918-1922), Географо-Экономическом НИИ, в Промакадемии, в Военно-политической школе им. Энгельса (1919-1924), на курсах при Варшавской железной дороге (1918-1925), в Государственном институте опытной педагогики (1923-1932, заведующий Отделом географии), в 1929-1935 гг. - профессором Ленинградского государственного университета, совместителем в ряде педагогических институтов европейской части СССР, в 1930-е - профессором Карело-Финского и Коми пединститутов. В 1920-1930-е гг. Г. Шенберг продолжал заниматься проблемами возникновения и эволюции полупустынь и пустынь, вопросами возникновения суховеев, внутреннего строения Земли [17].

Профессор Шенберг, кроме русского, немецкого, польского, свободно владел еще тремя языками, что давало ему возможность следить за развитием европейской географической и педагогической наук, участвовать в педагогических путешествиях по Польше, России, в научных командировках по Германии, Австрии и Финляндии (1925 и 1927 гг.) с целью изучения передового педагогического опыта.

Где бы не работал профессор Шенберг, везде коллеги и его воспитанники единодушно отмечали, что он резко отличался от большинства местных преподавателей своими манерами, характером, внешним видом, уровнем интеллекта и педагогического мастерства. Много лестных слов содержится в его адрес и в характеристиках руководства вузов до 1935 г. и после 1944 г. А коллегами и близкими друзьями Шенберга были многие известные русские и советские географы, природоведы - А. Крубер, С. Григорьев, А. Барков, С. Чефранов, А. Борзов, Л. Берг, В. Шокальский, Д. Кайгородова, Б. Райков и др.

Репрессии 1930-х гг. со стороны НКВД не обошли стороной и Г. Шенберга, уже находящегося в пенсионном возрасте. Пострадал профессор за допущенные «методические ошибки». Приказ №983-а от 11.04.1937 г. по Коми пединституту им. А. Бубнова гласит: «За изложение программного материала по курсу физической географии в классово-враждебном, антимарксистском освещении профессора Г.Г. Шенберга на 3-ем курсе географического факультета с 9-го апреля отстранить» [2; 5; 8]. Вслед за увольнением, в 1938 г. последовал арест и осуждение Особой комиссией НКВД на 3 года по обвинению «в шпионаже и терроризме» с отбыванием наказания в Казахстане. С 1938 по 1941 гг. отбывал ссылку в п. Краснокутск Павлодарской области: был сторожем на бахче, статистиком, табельщиком при промкомбинате, затем там же еще 2 года (до 1943 г.) преподавал в Павлодарской школе для взрослых географию и другие предметы (19381943).

В 1943 г., по совету коллег-географов, Гергард Густавович посылает просьбу наркому просвещения РСФСР о предоставлении педагогической работы и получает приглашение в Орловский пединститут. Но пока он добирался (несколько недель, через Тулу и Алексин) до места назначения, вакансия профессора уже была заполнена. Непродолжительное время он проработал преподавателем в Елецком педучилище Липецкой области (1943/1944), профессором и заведующим кафедрой географии Коми пединститута (Сыктывкар, 1944-1946) [8], местного института усовершенствования, совместителем в других вузах Сыктывкара. Интересны выдержки из его характеристики, данные дирекцией Коми пединститута: «Читает курсы физической географии, географии зарубежных стран и методики географии. Принимает участие в методической работе института усовершенствования учителей. Лекции профессора Шенберга отличаются глубокой научностью и слушаются студентами с большим интересом. Несмотря на преклонный возраст, профессор Шенберг не ослабляет внимания к научной работе. Им подготовлены к печати работы: «История географии как наука», «Классификация рек земного шара». Сдана в печать статья: «Два новых наглядных пособия для преподавания географии». Профессор Шенберг выступает с научно-популярными лекциями» [5; 17].

По приглашению администрации Могилевского пединститута и лично декана географического факультета ленинградца Б.А. Крубич-Лебедева (один из авторов и реализаторов идеи выращивания для блокадников овощей, в т.ч. и на Исакиевской площади), Г. Шенберг с 15 марта 1946 г. по 25 августа 1954 г. работал профессором, заведующим кафедрами физической географии, кафедры общей географии [4; 6; 10; 11;

17].

Могилевские коллеги Г. Шенберга доценты Н. Ратобыльский (1914-1985, декан факультета в 1952-1954 гг.), П. Лярский (1918-2013) характеризовали Гергарда Густавовича как весьма талантливого, яркого педагога, организатора учебно-воспитательного процесса в разрушенном войной вузе. Это ему принадлежала идея создания учебной географической базы («Виличицы» открыта в нач. 1950-х, вторая, «Любуж», уже после смерти профессора - в 1958 г., работает до сих пор [12]) при географическом факультете, написания учебных пособий по географии области, проведения краеведческих наблюдений (П.А. Лярский в 1966 г. издал всесоюзно известное «Пособие по краеведению», в 1957 вышли книги П.А. Лярского «Наш край», Лярского и Н.С. Ратобыльского «Пять туристических маршрутов по Могилевской области», в 1959 - П.А. Лярского «Природа Могилевской области», коллективная работа «Очерки по географии Могилева и окрестностей»), фиксации топонимов и микротопонимов, их объяснения (как знаток многих языков, он в ходе чтения своих лекций изложил предположение о наличии на территории области кельтских, германских, финно-угорских, индо-иранских гидронимов); выявления уникальных природных объектов, парково-усадебных ансамблей и взятия их под охрану (усилиями первого председателя Могилевского отдела ГО СССР доцента Н.И. Нешатаева в нач.1960-х гг. Грудиновский парк в Быховском районе и Жиличский в Кировском были

объявлены памятниками природы республиканского значения), исследований ландшафтов региона, процессов суффозии, изменений климата, влияния мелиорации на климат, обеспечения учебного процесса самодельными наглядными пособиями (этой теме была посвящена кандидатская диссертация С.С. Моисеева - коллеги Г.Г. Шенберга), проведения географических лекториев (в т.ч. на свежем воздухе) для студентов и горожан [5; 10; 13-15; 17].

Гергарда Густавовича любили и уважали студенты, преподаватели, все те, кому довелось работать с ним. Сухой, подтянутый, небольшого роста, с профессорской бородкой, всегда в строгом костюме - таким его запомнили могилевчане той поры. Горожане быстро привыкли и к ежевечернему променаду колоритной пожилой пары -профессора-немца и его жены-шведки. Представьте себе картину. По центральным улицам Могилева, на берег Днепра вышел на променад седовласый пожилой, но стройный профессор Шенберг под старомодной шляпой, в потертом, но опрятном строгом черном костюме, в белой сорочке под галстуком, с тростью в одной руке, под руку со своей пожилой статной супругой. Они медленно идут, разговаривая то на русском, то на немецком, то на шведском, а встречные пешеходы громко здороваются с ним, нередко снимая головной убор: «Здравствуйте Гергард Густавович!». Рядом с местами прогулки немецкие военнопленные разбирают руины, жадно ловя родные слова из уст пешеходов. И никто, ни разу из горожан разрушенного города не попрекнул старого профессора его этнической принадлежностью.

«Весьма популярный среди студентов», - такую лаконичную характеристику Шенбергу в 1950 г. дал директор Могилевского пединститута М. Назаренко [5; 11; 17].

Студенты были частыми гостями в профессорской квартире рядом с главным корпусом института (дворец, где в 1780 г. проходили переговоры Екатерины II с австро-венгерским императором Иосифом II; ныне здание художественного музея имени В. К. Бялыницкого-Бирули): брали читать книги из богатой частной библиотеки (самая большая по численности и разнообразию библиотека географической литературы в послевоенном Могилеве), слушали за чаем, организованном домработницей, рассказы об экспедициях, участвовали в организованных ученым вечерних и воскресных дискуссиях. Своих коллег по географическому факультету Гергард Густавович вместе с супругой угощал у себя на квартире традиционным «кофе» (нередко с коньяком). На приглашения коллег побывать у них в гостях охотно соглашался, приходил обязательно с традиционным подарком (кофе, сахар). Не отказывал, при возможности, исполнить какое-либо классическое произведение на фортепиано. По рекомендации профессора, многие преподаватели пединститута стали определять своих детей в музыкальные школы. Дети П.А. Лярского - Сергей (р.1947, стал известным геологом), Лидия (Шатиришвили, р. 1946, биолог, руководитель белорусской диаспоры в Грузии) успешно закончили школу по классу фортепиано.

Шенберг практически еженедельно в теплый период года с балкона второго этажа профессорского домика читал общественные лекции по естествознанию и географии, о путешествиях, проводил лектории по истории музыкального искусства (традицию заложил декан Б.А. Крубич-Лебедев), используя собственную фонотеку (коллекцию патефонных пластинок).

До последнего дня, Шенберг нес громадную учебную нагрузку. При этом он часто выступал с публичными лекциями в Обществе по распространению политических и научных знаний (ныне - общество «Знание»), активным членом которого он был с момента его учреждения в 1947 г., с методическими лекциями перед школьными учителями. «Лекции его отличались глубиной, большой культурой речи и в то же время простотой и доходчивостью, занимательностью и красочностью. Шенберг умел мастерски передавать в лекциях богатство своих знаний и своего огромного опыта» [3, с. 79].

В июле 1954 г. Г. Шенберг убыл в отпуск погостить у сына Вадима (1913, Петербург-1959, Алексин), проведать двух внучек и внука в живописных местах на правом берегу Оки, в самой древней части г. Алексин (известен с 1348 г., в настоящее время 68 тыс. жит.) Тульской области, недалеко от Успенского храма. Вадим Гергардович - блокадник (1941-1942), офицер, участник Великой Отечественной войны, профессиональный географ, Действительный член ГО СССР, учитель географии, немецкого языка в местной школе, руководитель кружков по пешему, лыжному и водному туризму, драматического кружка (рис. 7). В школе организовал и кружок по вокалу, учил вне уроков игре на фортепиано, которой сам владел виртуозно.

В июне-июле 1950 г. школьники под его руководством совершили шлюпочный поход (идея обсуждена была в деталях с отцом - профессором Г.Г. Шенбергом) по рекам от Алексина до Ленинграда через Москву, преодолев 1800 км за 35 суток (согласно данных диплома 1 ст., см. рис. 8; другие данные 1750 и 45 сут.). По результатам похода была подготовлена обширная рукопись для последующей публикации в ВГО, но опубликована по неизвестным причинам не была.

25 августа 1954 г. Гергард Густавович, по устоявшейся привычке, искупался в Оке. Стал подниматься вверх по крутому берегу и почувствовал себя неважно. Отлежался, пришел в себя. Полив деревья в саду, решил подкрепиться. Потянулся за предложенным невесткой Татьяной блюдом, обсел ... и - скоропостижно умер. Похоронен Гергард Густавович на старом (с ХYШ в.) Троицком городском кладбище г. Алексин (в некрологе [3] в «Известия ВГО» указано, что Шенберг умер в Могилеве; это объясняется тем, что в г. Алексине находился особо секретный стратегический объект «Комбинат №100», «стены рейхстага опалёны алексинским порохом»).

Старшая внучка Гергарда Густавовича Лидия (1939-201?) закончила геофак Могилевского пединститута в 1961 г., вторая Наталья (р. 1942) закончила геофак МГУ им. М.Ломоносова по специальности

«Гидрология» и с 1965 г. работает в родном университете. Внук Юрий всю жизнь проработал на Алексинском химзаводе. Правнучки легендарного профессора Екатерина (дочь Натальи, р. 1968), Степанова Ольга Юрьевна (р. 1963) - также профессиональные географы, Наталья Валерьевна (дочь Натальи Вадимовны) -историк культуры.

Родственники профессора проживают также в США и в Германии (в Штутгарте живет правнучатый племянник дизайнер Клаус Адольфи).

К ученикам Г.Г. Шенберга себя относили (к ним причисляют) А.И. Дзенс-Литовский, Л.П. Шубаев, П.А. Лярский, Н.С. Ратобыльский, С.С. Моисеев [3; 18]

Рис. 7. Фронтовая фотография Вадима

Гергардовича Шенберга (1913-1959)

Рис. 8 Диплом за водный поход

Рис. 9. Учитель В.Г. Шенберг со школярами и педагогами. 1951 г.

Фотография из книги Л.Н. Малыженковой, Б.В.Никитина «Петровская школа. Документы. Воспоминания. Судьбы!», из школьного музея Алексинской СШN9. Предоставлена М. Ефимовой (г. Алексин).

Вклад Шенберга в географическую науку и методику преподавания. ГГ.

Шенберг является автором и соавтором более 150 научных (форма и, внутреннее строение Земли, пустыни, полупустыни, вопросы климата, история географических открытий) и научно-методических работ (школьные экскурсии, экспедиции, обеспечение школ климатическими картами, методика преподавания), включая переводы монографий зарубежных ученых с мировыми именами, например, «Общее землеведение» Ю. Ганна и Э. Брюкнера (1902). В соавторстве осуществил перевод первой полной географической монографии о Японии (1907), немецкий перевод работы И. Вальтера «Законы образования пустынь в настоящее и прошлое время» (1911) дополнил данными о пустынях России, оперативно познакомил российских географов с теорией Грина о форме Земли и современных к ней дополнениях, перевел и отредактировал работу А. Геттнера «Страноведение. Европа» (1925).

Изучая Новоузенский край, описывая его природу, Г.Г. Шенберг впервые ввел в научный оборот понятие "полупустыня", а сам Новоузенский край - как образец полупустынь.

Его перу принадлежат работы: «Сухие туманы и помохи как один из видов их" (1916), «История географических открытий» (редактор, 1928), «Методы физической географии» (1930), «История землеведения» (1930). В 1920-1950 гг. его многочисленные статьи были размещены в первых изданиях Большой и Малой Советских Энциклопедий,

Энциклопедическом словаре братьев Гранат, «Ученых записках.» ряда пединститутов и университетов.

Как известно, первый советский атлас был издан в 1923 г. под редакцией В. Шокальского, но с правками Г. Шенберга (о чем свидетельствуют выходные данные). С открытием в 1934 г. в Новобелице (теперь г. Гомель) картографической фабрики (в 1936 г. переведена в Минск) Г. Шенберг являлся консультантом по ряду карт.

С 1914 г. вместе с Б. Райковым участвовал в написании, редактировании, рецензировании методических статей для журнала «География в школе» (современный журнал с таким же названием издается с 1934 г.). Был активным автором периодических изданий «Вопросы педагогики»,

«Естествознание в школе», «Педагогическая мысль». Г. Шенберг известен и тем, что вместе с уроженцем Беларуси, основоположником фенологии, автором понятия

«природоведение», изобретателем дневников наблюдений профессором Д. Кайгородовым (1846, Полоцк-1924), является зачинателем учебных лекций на ленинградском радио. Он разрабатывал и читал лекции по вопросам климата, проблемам физической географии, преподавания географии.

Гергард Густавович является признанным специалистом в области организации географических экскурсий школьников (работы: «Цель и характер географических экскурсий», 1912; «Самостоятельные экскурсии по географии», 1924; «Географические экскурсии, их сущность, содержание и методы ведения», 1926; «Географические экспедиции. Их цель, методика и характеристики», 1929; «Физико-географические экскурсии в средней школе: методическое пособие для учителей», 1935), географического краеведения («Краеведение и география», 1926),

Заметное место в его научном творчестве занимают школьные учебники по географии СССР и капиталистических стран, написанные самостоятельно и составленные вместе с другими авторами («География СССР», 1930; «География капиталистических стран», 1929-1930; «Рабочая книга по географии капиталистического мира», 1930), полностью переработанный им курс физической географии Э.Ф. Лесгафта, учебник по методике преподавания физической географии для студентов географических специальностей педагогических институтов («Методика преподавания физической географии», 1939; совместно с проф. Будановым). Г.Г. Шенберг - автор многих статей по вопросам борьбы с трудностями преподавания географии в школе. Он - разработчик методики дальних комплексных географических практик студентов, учебных экспедиций, методики поиска площадок для организации студенческих стационаров-учебных географических баз. Им разработан комплекс маршрутов познавательных экскурсий в окрестностях Ленинграда, Могилева.

Среди методических работ Г.Г. Шенберга, А.И. Дзенс-Литовский и П.А. Лярский [3] особо выделяют статью «Основные трудности в преподавании и меры борьбы с ними» (1935). К числу трудностей и усвоения географии Шенберг относил обилие фактов, цифр и названий. Данная работа и через 85 лет остается актуальной, т.к. до настоящего времени не удалось преодолеть перегрузки в номенклатуре. «Для устранения

Рис. 10. На могиле Г.Г. Шенберга горожанами постоянно обновляются цветы.

Фотография предоставлена М.Ефимовой (Алексин, Тульская область)

трудностей, Г.Г. Шенберг предлагал усвоение учащимися так называемых «опорных величин», добытых ими путем личных наблюдений и исследований в окружающей их среде. Такими величинами могут быть ширина улицы, на которой живет учащийся, расстояние от дома до школы, ширина и глубина ближайшей реки и озера, средние температуры самого теплого и самого холодного месяца района местожительства, измеренные учащимися, и пр.» [3, с. 78]

Многие «опорные величины» могут быть получены путем краеведческой работы, которую Шенберг «считал обязательной для географов и которой он посвятил несколько трудов. При этом он подчеркивал, что географ в вопросах школьного краеведения должен играть ведущую роль, так ему больше, чем кому-либо другому, близки эти вопросы» [там же].

Много внимания уделял географическим экскурсиям. Он сам провел немало экскурсий, в т.ч. методических, со студентами педагогических институтов и, особенно с учителями-географами организованного им в Ленинграде (совместно с В.П. Будановым и А.В. Королевым) методического объединения, и посвятил этому вопросу ряд работ, среди которых видное место принадлежит специальному методическому пособию «Географические экскурсии» (1935). В этом пособии рассмотрена методика проведения ближних и дальних экскурсий, экскурсий пешеходных, на поезде, на пароходе и пр. Книга эта еще в 1940-е гг. стала библиографической редкостью. Между тем она сохраняет известное значение и теперь, и не только как памятник географическим пособиям. Сам Шенберг последние годы своей жизни (1950-1954) посвятил ее переработке, планируя ее переиздать. К сожалению, недописанная рукопись пособия, в рабочем кабинете в Могилеве, среди личных вещей после смерти ученого не была обнаружена. Вероятно, профессор ее отдал кому-то из знакомых для рецензирования, и она пропала из поля зрения и до сих пор, по истечению почти 70 лет, нигде не «всплыла».

Шенберг много работал над обеспечением учебного процесса по географии наглядными пособиями. Он в течение ряда лет заведовал отделом наглядных пособий Географо-экономического научно-исследовательского института при Ленинградском университете (ГЭНИИ). Он составил, подобрал и редактировал атлас облаков, школьные географические картины и схемы, ряд учебных кинофильмов: «Вода на Земле», «Карелия» и др. В 1920-1930-х гг. разработал несколько настенных карт (в т.ч. трех климатических), был редактором ряда настенных карт, в т.ч. карт полушарий, физической карты Азии, климатов земного шара по Кеппену и Вознесенскому и др., консультантом при создании некоторых из карт для школьных атласов Г. Захарова (6 кл., 1933), начальных атласов Солодкова и Г. Башлавиной (1934). Работая в Могилеве, Г. Г. Шенберг перерабатывал и дополнял свою работу о зонах освещения на земном шаре (1937), разрабатывал новую, ландшафтную классификацию рек, модернизировал свои карты [5; 17].

Шенберг изобрел несколько приборов и моделей для наглядного преподавания географии. Две модели, характеризующие движение Солнца по небосклону в разных широтах в разные часы дня и времени года и отклонение движения всех тел на земном шаре в результате его вращения, он усовершенствовал уже в последний год своей жизни. Собранные его руками модели широко использовались не только на географическом факультете Могилевского педагогического института, но и в ряде школ Беларуси.

ГЕОПРАФИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Рис. 11. Книга Г.Г. Шенберга «Географические экскурсии», 1926

Своими изобретениями профессор Шенберг, что называется, «заразил» преподавателя кафедры физической географии Стефана Сергеевича Моисеева (19091988). С.С. Моисеев в 1949-1955 гг. преподавал топографию, картографию на географическом факультете, физику и астрономию - на физико-математическом и географическом, после 1955 - топографию, картографию, физическую географию. В 1954 г. С.С. Моисеев вместе с Г.Г. Шенбергом к началу летних практик открыл во дворе корпуса института географическую площадку, на которой значительная доля оборудования и приборов были сделаны их руками, либо студентами по их чертежам. С.С. Моисеев доработал модель Г.Г. Шенберга, характеризующую движение Солнца по небосклону в разных широтах, разработал разборный теллурий «Фрагмент планетария». Профессор Шенберг вместе с деканом географического факультета Н.С. Ратобыльским посоветовали С.С. Моисееву работать над кандидатской диссертацией по теме "Изучение раздела "Форма и движение Земли" в 5 классе". И когда к 1960 г. работа была практически завершена, Моисеев почему-то посчитал ее недиссертабельной и отказался представлять ее к защите. Защитился Моисеев лишь в 1967 г., представив в качестве диссертации монографию «Новые наглядные пособия по математической географии и астрономии» (1963), ряд авторских свидетельств (пособие по астрономии "Модель небесной сферы для одновременной демонстрации видимых суточного и годового движения Солнца", авт. свидет. № 1011751, приоритет от 07.05.1953 г.; пособие по математической географии "День-ночь, лето-зима", авт. свидет. №108199, приоритет от 05.02.1957; разборный теллурий, авт. свидет. №109619, приоритет от 09.03.1957; наглядное пособие по астрономии "Звездно-солнечные часы" к теллурию, авт. свидет. № 113875, приоритет от 10.11.1957; пособие по астрономии "Фрагмент планетария", авт. свидет. №144054, приоритет от 04.05.1960г.; школьный угловой высотомер) [17].

Основные работы Г.Г. Шенберга [5; 7; 9; 17; 18]:

Атлас СССР /под ред. В.Ю. Шокальского; правки Г.Г. Шенберга. - Л., 1923. Большой Арарат: Условия восхождения, вулканические и ледниковые явления на нем // Тр. Общ. Землеведения. 1908. Т.П. Вальтер И. Законы образования пустынь в настоящее и прошлое время / Пер. с нем. А. Носкова; доп. испр. Г.Г. Шенбергом, Л.С. Бергом, .А. Дубянским. - Спб: Брокгауз-Ефрон, 1911. Вольф М., Гаврилов В., Мебус Г., Шенберг Г. Рабочая книга по географии капиталистического мира. - М., Л., 1929, 1930. Ганн Ю., Брюкнер Э. Общее землеведение. Ч. 1. Ганн Ю. Земля, ее атмосфера и гидросфера / Пер. А.П. Сутулина, Г.Г. Шенберга, Е.А. Шпиндлер. СПб, 1902. Географические экскурсии. Их сущность, содержание и методы ведения. М., Л., 1926. Географические экспедиции. Их цель, методика и характеристики. - Л., 1929. География капиталистических стран. - Л., 1929-1930 (в соавт.). География СССР. - Л., 1930 (в соавт.). Геттнер А. Страноведение. Европа / Под ред. Г.Г. Шенберга. - Л., 1925 (введение, пер., ред. Г.Г. Шенберга). Законы образования пустынь в настоящее и прошлое время / Пер. с нем. А. Носкова; доп. испр. Г.Г. Шенбергом, Л.С. Бергом, .А. Дубянским. - Спб., 1911. История географических открытий / Под ред. Г.Г. Шенберга. - Л., 1928. История землеведения. - Л., 1930. История развития географических знаний и географической науки // БСЭ. Т. 15. -М., 1929. - С. 266-274. Краеведение и география // Краеведение в новой школе. - М., 1926. Краткий курс физической географии. Переработка и дополнение курса Э.Ф. Лесгафта. Изд. 16-е. - Л., 1929. Методика физической географии. - Л., 1939 (в соавт). Методы физической географии. - Л., 1930. Новоузенский край как образец «полупустыни» // Тр. Общ. Землеведения. 1906. Т.1. Новые течения в методике географии // Вопросы педагогики. - 1928. -№ 3-4. Основные трудности в преподавании географии и меры борьбы с ними. М., 1935. Положение по географии в школах Германии // Естествознание в школе. - 1926. - №4. Рабочая книга по географии СССР. М., Л., 1929 (в соавт. с М.Б. Вольфом и др.). Самостоятельные экскурсии по географии // Педмысль. - 1924 - № 4-5. Современное воззрение на состояние земного шара // Тр. Общ. Землеведения. 1906. Т.1. Сухие туманы и помоха, как один из видов их. Пг., 1916. Ч.1. Обзор и классификация сухих туманов. Теория Грина и новейшие воззрения на фигуру земли // Тр. Общ. Землеведения. 1908. Т.П. Теория Грина

о форме Земли и современные дополнения к ней //Тр. Общ. Землеведения. 1903. Т. 1. Физико-географические экскурсии в средней школе: методическое пособие для учителей. - М.-Л.: Учпедгиз, 1935. Цель и характер географических экскурсий (Примерные экскурсии- в Саблино, Дудергоф и Петербург, как торговый порт). СПб., 1914. Цель и характер географических экскурсий. - Спб, 1912. Центральный институт воспитания и педагогики в Берлине // Вопросы педагогики. - 1926 - № 2-3. Япония. - СПб., 1907.

Выводы. Память о людях живет не только в посвященных им памятниках, названиях улиц, площадей, но и в памяти коллег, учеников, родных и близких. В честь профессора Г.Г. Шенберга не названы внутригородские объекты, ему не поставлены бюсты, но студенты встречают его портрет в портретной галерее в МГУ им. Кулешова, о нем и его вкладе в науку упоминают на своих лекциях преподаватели курсов истории географии, картографии, метеорологии и климатологии, физической географии, методики преподавания географии, туризма и экскурсоведения, общего землеведения. Произведения Г.Г. Шенберга о географических экскурсиях, пустынях и полупустынях, истории географических открытий и развития географических знаний, о краеведении являются важными первоисточниками для будущих географов, а его работа «Географические экскурсии» может быть в перспективе и переиздана, как важное свидетельство об эволюции теории и практики экскурсионного дела.

Использованная литература:

1. Адольфи К., Шарухо И.Н. Семейная фотография Шёнбергов: к 145-летию со дня рождения Г.Г. Шенберга // Магшёусю мерыдыян. 2020. т. 20, вып. 1-2 (49-50). - С. 15-16.

2. Демидов В. Восхождение к Красивой Горе (Шенберг Г.Г.; Шенберг - "Красивая гора") // Газета "Красное Знамя (Сыктывкар)". 03.11.2006 г.

3. Дзенс-Литовский А.И., Лярский П.А. Жизненный путь и научно-педагогическая деятельность Г.Г. Шенберга // Изв. Всес. Геогр. о-ва. 1958. т. 90. Вып. 1. С. 77-79.

4. Естественно-географическое образование в Могилёвском государственном университете имени А.А. Кулешова: вековая история, современное состояние / В.Г. Хомяков, И.Н. Шарухо; под ред. И.Н. Шарухо. Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2020. 360 с.

5. Мунич Н.В., Шарухо И.Н. Вклад Г.Г. Шенберга в географическую науку и методику преподавания // Магшёусю мерыдыян. 2020. Т. 20. Вып. 1-2 (49-50). С. 67-70.

6. Ратобыльский Н.С. География в Могилёвском педагогическаом институте // География в школах и вузах Белоруссии. Минск, 1975. С. 78.

7. Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012.

8. Силин В.И. Профессор Г.Г. Шенберг (1875-1954) и его вклад в развитие географии // Вестник КГПИ (Коми). 2007. Вып. 4. С. 59-64.

9. Список научных и методических работ Г.Г. Шенберга // Уч. Зап. Ленингр. Пед. Ин -та им. А.И. Герцена. 1960. Т. 205. С. 289-291.

10. Шаруха I. 65 гадоу геафаку МаДУ // Геа1^фя: праблемы выкладання. 1999. № 3. С.1 11-115.

11. Шаруха I. Г.Г. Шэнберг // Прафесары i выкладчыю геа1^фчнага факультэта МД1II (19341975): Бiябiблiяграф. даведнк: аут.-склад. I. Шаруха. Маплёу: МДУ шя А. Куляшова, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шаруха I. Геаграфiчная база "Любуж" // Геаграфiя: праблемы выкладання. 1997. Вып. 6. С. 98101.

13. Шаруха I. Зорка правшцыальнай навую // Геаграфiя: праблемы выкладання. 1996. Вып 5. С. 8994.

14. Шаруха I. Прафесар Шэнберг Г.Г. // Весшк Маплева. 1995. 22 чэрв. С.5.

15. Шаруха ГМ. Прафесар Герхард Шэнберг - легенда магшёускага геафака // Ушверспэцю весшк. 2018. 20.06.2018. С. 4.

16. Шарухо И.Н. Портретная галерея географов как отражение вековой истории географического образования в Могилевском университете имени А.А. Кулешова // Геаграфiя. 2021. №2. С. 21-29.

17. Шарухо И.Н., Мунич Н.В. Профессор Г.Г. Шенберг - человек-легенда Могилевского геофака // География в школе. 2012. №8. С. 56-58.

18. Шубаев Л.П. Памяти профессора Шенберга Г.Г. // Уч. Зап. Ленингр. Пед. Ин-та им. А.И. Герцена. 1960. Т. 205. С. 285-289.

19. Шапочка Е.А. Таганрогская Александровская гимназия: книга очерков 1806-1919. Таганрог: ООО "Издательство "Лукоморье", 2020. 244 с.

References:

1. Adolfi Klaus, Sharukho I.N. (2020), A family photo of the Schoenbergs: on the occasion of the 145th birthday of G.G. Schoenberg, Mogilev medium, Vol. 20, issue 1-2 (49-50), pp. 15-16. (In Russ).

2. Demidov V. (2006), Climbing to the Beautiful Mountain, Red Banner (Syktyvkar), 3.11. (In

Russ).

3. Dzens-Litovskiy A.I., Lyarskiy P.A. (1958), Life path and scientific and pedagogical activity of G.G. Schoenberg, Izvestija Vses. Geograph. Society, Vol. 90, Issue 1, pp. 77-79. (In Russ.).

4. Natural-geographical education at Mogilev State University named after A.A. Kuleshov: century history, current state (2020), Mogilev, 360 p. (In Russ.).

5. Munich N.V., Sharukho I.N. (2020), Contribution of G.G. Schoenberg in geographical science and teaching methods, Mogilev medium, Vol. 20, issue 1-2 (49-50), pp. 67-70. (In Russ.).

6. Ratobylskiy N.S. (1975), Geography in the Mogilev Pedagogical Institute, Geography in schools and universities of Belarus, Minsk, p. 78. (In Russ.).

7. Online biographical dictionary of professors and teachers of St. Petersburg University (2012), S-Petersburg (In Russ.).

8. Silin V.I. (2007), Professor G.G. Schoenberg (1875-1954) and his contribution to the development of geography, Bulletin of KSPI (Komi), Issue 4, pp. 59-64. (In Russ.).

9. List of scientific and methodical works by G.G. Schoenberg (1960), Uchonyje Zapiski LeningradPed. Institute, Vol. 205, pp. 289-291. (In Russ.).

10. Sharukho I. (1999), 65 years of the geographic faculty of MSU, Geography: Problems of teaching, No. 3, pp. 111-115 (In Belarus).

11. Sharukho I. (2000) G.G. Schoenberg, Workers and compilers of the geographic department of the MDPI faculty (1934-1975), Mogilev. (In Belarus).

12. Sharukho I. (1997), Geographic base "Lubuzh", Geography: Problems of teaching, Iss. 6, pp. 98-101 (In Belarus).

13. Sharukho I. (1996), Star of provincial science, Geography: Problems of teaching, Issue 5, pp. 89-94 (In Belarus).

14. Sharukho I. (2018), Professor Gerhard Schoenberg is a legend, Bulletin of Mogilev, 22.06., p. 5 (In Belarus).

15. Sharukho I.M. (2018), Professor Schoenberg G.G. the legend of the Mogilev Geographic faculty, Universitetsky Vesnik, 20.06., p. 4 (In Belarus).

16. Sharukho I.N. (2021), Portrait gallery of geographers as a reflection of the age-old history of geographical education at A.A. Kuleshov, Geography, No 2. pp. 21-29. (In Russ.).

17. Sharukho I.N., Munich N.V. (2012), Professor G.G. Schoenberg - a man-legend of the Mogilev Geological Faculty, Geography at school, No 8, pp. 56-58. (In Russ.).

18. Shubaev L.P. (1960), In memory of Professor G. G. Schoenberg, Uchyonye Zapiski Leningrad Ped. Institute, Vol. 205, pp. 285-289 (In Russ.).

19. Shapochka E.A. (2020), Taganrog Alexander Gymnasium: a book of essays 1806-1919, Taganrog, 244 p. (In Russ.).

Сведения об авторах:

Шарухо Игорь Николаевич - Европейский гуманитарный университет (Вильнюс, Литва), научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Яротов Алексей Евгеньевич - Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь), кандидат географических наук, доцент, председатель ОО «Белорусское географическое общество». E-mail: [email protected]

Information about authors:

Sharukho Igor - European Humanities University (Vilnius, Lithuania), researcher, PhD of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]

Yarotov Aleksey - Belarusian State University (Minsk, Belarus), PhD of Geographical Sciences, Associate Professor, Chairman of the Public Association "Belarusian Geographical Society". E-mail: [email protected]

Для цитирования:

Шарухо И.Н., Яротов А.Е. Профессор Г.Г. Шенберг (1875-1954): географ, путешественник, исследователь Центральной Азии, человек // Центральноазиатский журнал географических исследований. 2021. № 3-4. С. 4-19.

For citation:

Sharukho I.N., Yarotov A.Y. (2021), Professor G.G. S^enberg (1875-1954): geograph, traveler, Central Asian researcher, man, Central Asian journal of the geographical researches, No 3-4, pp. 4-19. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.