ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. № 4
Инга Сергеевна Бурикова,
кандидат психологических наук, заведующая лабораторией Института политической психологии и прикладных политических исследований Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (Петербургское ш., д. 10, 196605, Пушкин, Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
Мария Александровна Коновалова,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института политической психологии и прикладных политических исследований Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (Петербургское ш., д. 10, 196605, Пушкин, Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
Константин Сергеевич Устинов,
младший научный сотрудник Института политической психологии и прикладных политических исследований Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (Петербургское ш., д. 10, 196605, Пушкин, Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
ПРОФЕССОР А.И. ЮРЬЕВ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье кратко описывается биография, научный путь и наследие доктора психологических наук, профессора, создателя первой в России кафедры политической психологии Александра Ивановича Юрьева (1942-2020). Обычный жизненный путь советского подростка: школа —ремесленное училище — завод — служба в армии—завод, сопровождался не совсем обычными для сверстников А.И. Юрьева размышлениями о полученном опыте и судьбоносными встречами с уникальными людьми, ставшими его наставниками. Всю свою жизнь профессор А.И. Юрьев сохранял добрую память и благодарность к своим учителям: академику Б.Г. Ананьеву, профессору А.А. Крылову, профессору В.А. Ганзену. Их научные работы стали базисом, на котором профессор А.И. Юрьев создал свою научную школу политической психологии. Серьезная теоретико-методическая основа отечественной политической психологии была дополнена напряженной и успешной научно-практической работой в самый сложный политический период 1990-х гг. Этот опыт позволил коллективу кафедры сразу стать полноценными участниками конференций ISPP (International Society of Political Psychology) и членами этой организации. От
открытия кафедры политической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете в 1989 г. до последней конференции, проведенной профессором А.И. Юрьевым в 2019 г., прошло 30лет. За это по историческим меркам недолгое время была создана уникальная отечественная научная школа политической психологии с солидным опытом научной и практической работы, успешно работающими в политических дисциплинах выпускниками и программой будущих научных исследований.
Ключевые слова: политическая психология, системные методы, этический кодекс, глобализация, постглобализация, человеческий капитал, новая политическая реальность, подготовка будущих политиков, политология, политический менталитет.
Inga Sergeevna Burikova,
Kandidat of Psychology, Head of the Laboratory of Political Psychology and Applied Political Research, Institute of Political Psychology and Applied Political Research, Pushkin Leningrad State University (Petersburgskoye sh. 10, 196605 Pushkin, St. Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]
Maria Aleksandrovna Konovalova,
Kandidat of Psychology, Senior Research Fellow at the Institute of Political Psychology and Applied Political Research, Pushkin Leningrad State University (Petersburgskoye sh. 10, 196605 Pushkin, St. Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]
Konstantin Sergeevich Ustinov,
Research Fellow at the Institute of Political Psychology and Applied Political Research, Pushkin Leningrad State University (Petersburgskoye sh. 10,196605 Pushkin, St. Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]
PROFESSOR A.I. YURIEV
AND THE ST. PETERSBURG SCHOOL
OF POLITICAL PSYCHOLOGY
The article overviews the biography, scientific path and the legacy of the doctor of psychological sciences, professor, founder of the first Department of Political Psychology in Russia, Aleksandr Ivanovich Yuriev (1942-2020). The usual life path of a Soviet teenager: school — vocational school — factory — military service — factory, were accompanied by A.I. Yuriev's reflections on his personal experience and inspiring encounters with unique people who became his mentors. All his life, professor A.I. Yuriev kept a good memory and gratitude to his teachers: academician B.G. Ananiev, professor A.A. Krylov, professor V.A. Hansen. Their scientific work became the basis on which professor A.I. Yuriev created his own scientific school of political psychology. The theoretical and methodological foundation of the Russian
political psychology was supplemented by an intense and successful scientific and practical work in the most difficult political period of the 1990s. This experience allowed him and other members of the department to becomefull-fledged members of the ISPP (International Society of Political Psychology) and take part in a series of ISPP conferences. From the establishment of the Department of Political Psychology at St. Petersburg State University in 1989 to the last conference held by Professor A.I. Yuriev in 2019 have past 30 years. In this short period of time according to the standards of history, a unique scientific school ofpolitical psychology was created and it's now characterized by a solid experience in scientific and practical work, with former graduate students successfully working in political disciplines and with a consolidated programme for future scientific research.
Key words: political psychology, systemic methods, ethical code, globalization, post-globalization, human capital, new political reality, training of future politicians, political science, political mentality.
26 ноября 2020 г. ушел из жизни Александр Иванович Юрьев — профессор, доктор психологических наук, создатель первой в России кафедры политической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете и ее заведующий с 1989 по 2009 г. Кафедра политической психологии была официально открыта 6 октября 1989 г., а петербургская школа политической психологии получила официальное государственное признание Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию (Рособразования) № 949 от 29 мая 2007 г. В октябре 2019 г. А.И. Юрьев вместе с учениками и коллегами отметил 30-летие научной специальности конференцией «Политическая психология в новой политической реальности — тридцать лет спустя». Эта конференция собрала почти 200 участников в Ленинградском государственном университете (ЛГУ) имени А.С. Пушкина, в котором А.И. Юрьев трудился директором Института политической психологии и прикладных политических исследований с 2017 г. до своей кончины.
Начало жизненного пути профессора Юрьева (он родился 6 октября 1942 г.) пришлось на суровые военные и послевоенные годы. Обстоятельства — как семейные, так и общенациональные — никак не предвещали научного будущего мальчику из рабочего предместья Ленинграда. Как вспоминал Александр Иванович, к его 30 годам из примерно двух десятков знакомых мальчишек с окрестных улиц в живых осталось меньше пяти человек. Послевоенная безотцовщина, безнадзорность, хулиганство, пьянство, воровство, поножовщина были их повседневностью и определили столь недолгий срок жизни.
Сохранившиеся школьные характеристики Александра Юрьева дают представление о тех качествах, которые стали базой уникального
жизненного пути, столь нехарактерного для социального окружения его детства. Учителя отмечали хорошие способности, любовь к чтению, любознательность, общительность и готовность помогать товарищам, уважение к матери и учителям. Во всех характеристиках упоминается слабое здоровье, что стало для Александра стимулом к спортивным занятиям: лыжи и гребля, волейбол и баскетбол, дельтапланеризм и легкая атлетика. Юность закалила и укрепила его способность идти против течения, стремление помогать не только друзьям, но и всем нуждающимся в его помощи людям, невероятную широту интересов, верность друзьям и своей избраннице.
Несмотря на отличную учебу в школе, Александр уходит в ремесленное училище, стремясь поскорее встать на ноги и помочь матери и брату-инвалиду. Так, его трудовая книжка началась с профессии «слесарь по ремонту промышленного оборудования 3-го разряда». Рабочего парня принял к себе коллектив ленинградского завода «Вибратор», научил жестким мужским отношениям и тяжелому труду. После такой школы армией не напугаешь, и в 1962 г. Александр уходит служить на три года. Александр Юрьев служил под Ленинградом в одной из частей Осназа, занимавшейся радиоперехватом американских стратегических бомбардировщиков и подводных лодок. Ему пришлось заниматься в армии самообразованием, изучать радиодело по учебникам, которые привозила к нему в часть будущая супруга. Об этом периоде своей жизни А.И. Юрьев вспоминал так: «Для меня лично политическая психология началась в армии в 1962 г. (этой воинской части уже нет). Это были времена Кубинского кризиса, когда мир был на грани ядерной войны. После призыва на срочную службу я закончил радиошколу и два года день за днем, месяц за месяцем, днем и ночью прослушивал, записывал, распечатывал эфир, работая на радиоперехвате. Очень сильное впечатление производили реальные переговоры командиров самолетов Б-52, которые несли к нашим границам ядерные бомбы на борту, круглосуточная телетайпная связь на линии "Белый Дом — Кремль" (переговоры госсекретаря США Дина Раска и министра иностранных дел СССР Андрея Громыко), почти ежедневные схватки с американскими самолетами-разведчиками РБ-47 в территориальных водах СССР на Балтике и в Баренцевом море. Многие радиослушатели принимали жуткий рев 64-х канальных телетайпных линий информационных агентств «Юнайтед Пресс Интернейшенл», «Франс Пресс», «Рейтер» и других за станции глушения. В действительности в этом реве круглосуточно передавались самые последние новости со всех концов света, которые поражали меня своим масштабом и неожиданностью. Служба в армии окунула меня в политику, чего
никогда не случилось бы со мной "на гражданке". Демобилизуясь в 1965 г., я был озадачен и болен политикой»1.
К моменту демобилизации старшего сержанта Юрьева не хотели отпускать как отличного специалиста и уговаривали остаться в армии в качестве офицера, но он мечтал о большем. Вернувшись из армии женатым человеком, А.И. Юрьев устроился работать на Ленинградский северный завод слесарем-электромонтажником 4-го разряда. Казалось, жизнь вошла в обычную для советской молодежи того времени колею — растет разрядность, за добросовестный труд выплачиваются премии, да и зарплата на оборонном заводе достойная. Был шанс, что молодой коммунист (вступил в КПСС в армии) дорастет до начальника цеха. Возможно, так бы все и было, если бы не три обстоятельства, радикально изменившие судьбу Александра.
Первым обстоятельством был навык критического анализа окружающей действительности — на фоне сложнейшей сборки лучших в мире ракет «земля — воздух» в цехах Северного завода, на глазах Александра Юрьева, гибли молодые рабочие: «Почему? Например, на заводе платили за сверхурочные и работу в выходные дни... гидролизным спиртом. Спирт, конечно, выпивали чаще всего прямо на заводе, на рабочем месте, сочетая это со сборкой суперсложных узлов ракет. Так, делая оружие, фактически уничтожали людей. Почти все, с кем я работал в те годы, уже умерли из-за полного разрушения здоровья совершенно ненормальным режимом труда и отдыха. Для меня проблема политики переместилась с техники на людей. Мне было ясно, что страна буквально летит к политической катастрофе, и эта катастрофа имеет психологические истоки». Именно тогда Александр Юрьев интуитивно понял и сказал директору завода, что «страна выковала меч, который не сможет поднять»2.
Вторым важнейшим событием стала спонтанно возникшая уличная дискуссия с пожилым человеком, который не прошел мимо, а попытался объяснить молодому отцу, почему с научной точки зрения рано ставить на роликовые коньки двухлетнего ребенка: «Я хотел ответить ему грубостью, но. с первого взгляда ощутил нечто, что можно было бы именовать "излучением интеллектуальной мощи", исходившей от этого невысокого, худощавого человека. Только инопланетянин мог бы произвести на меня, уже бывалого и искушенного человека, столь мощное впечатление своим умом,
1 Юрьев А.И. Научно-практическая история кафедры политической психологии СПбГУ // Петербургская школа психологии: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 132.
2 Там же. С. 133.
проницательностью, речью»3. Несколько позже, когда Александр Юрьев в 28 лет, подражая Ломоносову, пришел подавать документы в приемную комиссию факультета психологии ЛГУ имени А.А. Жданова, он узнал в декане факультета, академике Борисе Герасимовиче Ананьеве, того пожилого неравнодушного прохожего. Документы Александра Б.Г. Ананьев распорядился принять, не обращая внимание на возраст абитуриента, сказав: «Я знал, что ты придешь».
Третьим обстоятельством была обнаруженная в районной библиотеке книга профессора Е.С. Кузьмина «Социальная психология», из которой Александр и узнал об открытии факультета психологии в ЛГУ имени А.А. Жданова. С тех пор его судьба была решена.
Идею А.И. Юрьева уйти с завода и поступить учиться в университет не поддержал никто, кроме его жены Валентины Федоровны Юрьевой и дедушки Ивана Ефимовича Медведева. Решение заниматься странной и не имеющей в глазах окружающих перспектив наукой — психологией вкупе с переходом на студенческую стипендию вместо зарплаты высококвалифицированного рабочего было, по мнению большинства, неоправданным легкомыслием. Действительно, студенческая жизнь вместе с увлекательной учебой принесла заботы о постоянном поиске дополнительных заработков. Выручала студенческая классика — ночной сторож, дворник, стройотряды.
Студенческие строительные отряды стали для Александра Юрьева третьей, после заводов и армии, школой жизни. Будучи старше и опытнее своих однокашников, он принял на себя ответственность командира отряда и относился к ней со всей серьезностью. Работа студентов-психологов в Коми и Казахстане была наполнена очень непростыми производственными и житейскими ситуациями, найти выход из которых было очень непросто. Как Юрьеву удавалось выполнять поставленные задачи и сохранять жизнь и здоровье бойцов, знают только родные, друзья и ближайшие ученики командира. Весь полученный Александром Юрьевым опыт становился предметом научного анализа и лег в основу будущей психолого-политической теории. А.И. Юрьев вспоминал: «В составе студенческих строительных отрядов мы объехали всю страну и не понаслышке знали, что происходит в глубине казахстанских степей, в таежных дебрях Коми АССР, на полях Ленинградской области и т.д. Мы видели полную профанацию экономики, повальное пьянство, отсутствие продуктов питания, деградацию руководящих кадров. Проблемы страны начались задолго до 1991-2000 гг., в конце 50-х — начале 60-х гг.»4.
3 Там же. С. 134.
4 Там же. С. 135.
О своих студенческих годах А.И. Юрьев вспоминал так: «Обучение на факультете давалось мне с огромным трудом: я работал по ночам, многое было забыто за десять лет после окончания школы, я не понимал психологию как науку. Все встало на место, когда на третьем курсе моим образованием занялись профессор А.А. Крылов (научный руководитель моей дипломной работы — человек очень широких взглядов и блестящий мастер терминологии), профессор В.А. Ганзен (руководитель моей кандидатской диссертации — создатель макропсихологических системных описаний), доцент В.К. Гайда (руководитель моих курсовых работ — постановщик экспериментальных исследований), доцент Т.П. Зинченко (руководитель моей практической подготовки — непревзойденный знаток микр опсихологических явлений)»5.
Всю свою жизнь А.И. Юрьев с огромным уважением и благодарностью отзывался о своих преподавателях, но особое место среди них, безусловно, занимал В.А. Ганзен. В одной из заметок, посвященных его памяти, А.И. Юрьев так писал о своем научном руководителе: «Для меня еще не пришло время рассказывать о моем дорогом учителе, профессоре Владимире Александровиче Ганзене. Когда я был в достаточно зрелом возрасте, именно он определил мою судьбу, вплоть до сегодняшнего дня. Поэтому я имею все основания утверждать, что это был необыкновенный ученый и человек. Его научные труды загадочны. Он сам был загадочным человеком даже для тех, кто годами работал и жил вплотную рядом с ним. Его тексты до сих пор не расшифрованы даже его учениками и последователями — они на много десятилетий опередили время»6.
После окончания учебы А.И. Юрьев остается работать на факультете психологии, на кафедре эргономики и инженерной психологии, где он впервые начал заниматься созданием методик психологического отбора кадровых резервов. С началом перестройки появилась возможность опробовать методику на партийном кадровом резерве, однако результаты исследования и практические рекомендации были тогда отвергнуты кадровыми службами Областного комитета КПСС, к огромному сожалению А.И. Юрьева. «Фундаментально изучив практику кадровой работы партийных органов, близко познакомившись с сотнями людей на местах и со стилем управления КПСС, я пришел в такое же отчаяние, как на Северном заводе, —
5 Там же. С. 134.
6 Юрьев А.И. В.А. Ганзен в моей памяти — загадочный ученый и гордый человек // Ананьевские чтения: Б.Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии: (Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2003») / Под общ. ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 8-9.
катастрофа приближалась. Но никто из партийных лидеров ее не предвидел и категорически отказывался говорить со мной на эту тему»7. К счастью, вскоре судьба предоставила А.И. Юрьеву шанс достучаться до партийных властей, и он встретился один на один с первым секретарем Областного комитета КПСС Ю.Ф. Соловьевым. Разговор получился весьма откровенный: «.. .я брякнул, что, по моим психологическим прогнозам, дни существования КПСС и СССР ограничены 1990 г. И что есть только пять лет для демобилизации обкома КПСС. Я никогда не был диссидентом, более того, почти десять лет был секретарем партбюро факультета психологии, но ничего хуже сказать было нельзя. Отступать было некуда, и я приготовился ко всему, вплоть до ареста. И мне в очередной раз повезло на человека: Ю.Ф. Соловьев — ветеран Великой Отечественной войны, строитель Ленинградского метро, совершенно хладнокровно меня выслушал и потребовал научных доказательств моих прогнозов. Именно эта встреча положила начало административному формированию политической психологии в нашей стране»8.
Научные доказательства были предоставлены, и в течение полутора лет подкреплены успешной практической работой. Тогда при содействии Ю.Ф. Соловьева и по предложению декана факультета психологии ЛГУ профессора А.А. Крылова была создана первая в стране кафедра политической психологии. Много лет спустя, когда неутешительные прогнозы А.И. Юрьева относительно судьбы КПСС и СССР сбылись и он позвонил в новогоднюю ночь 2002 г. Ю.Ф. Соловьеву, чтобы его поздравить, то услышал признание: «И все-таки тогда я вам не поверил. Если бы поверил.».
Тогда, в конце 1980-х гг., А.И. Юрьев ярко проявил свои способности организатора научно-практической деятельности. Для того чтобы использовать представившуюся возможность открытия нового для страны направления науки, необходимо было, кроме научного обоснования, собрать коллектив специалистов, способных совершить такой прорыв. Он умел зажечь своими идеями и увлечь за собой людей в совершенно новое дело, организовать крайне напряженную работу на протяжении нескольких месяцев, по 12 часов в сутки. Теоретические модели политической психологии были реализованы в точных расписаниях лекций и практических занятий, включающих часы разгрузки в виде аутотренинга и футбола в любую погоду. К психологам присоединялись юристы, экономисты, философы города. Уникальная технология работы в школе политической психологии позволяла проводить учебные циклы для
7 Юрьев А.И. Научно-практическая история кафедры политической психологии СПбГУ. С. 136.
8 Там же. С. 137.
18-20 человек, включавшие в себя обязательную психодиагностику, психологическое консультирование, самоподготовку, разбор ошибок на практических занятиях по видеозаписям, которые стирались в присутствии слушателей после окончания курсов. Содержанием учебного процесса в то время, да и позже, была политическая психология, объясняющая, что изменяется в мире, как изменяется, почему изменяется и как эти изменения использовать в интересах своей страны. На задачу работали теоретические модели В.А. Ганзена, методология психологического тестирования для отбора космонавтов и социально-психологический тренинг.
Через школу, вплоть до 1989 г., прошли группы партийных руководителей (секретари горкомов, райкомов, парткомов, инструкторы городского и областного комитетов КПСС), деморализованных и буквально брошенных на произвол судьбы своим партийным руководством. Как эти люди нуждались в новых знаниях, можно себе представить из слов Галины Ивановны Бариновой, которая была в то время заведующей идеологическим отделом Ленинградского обкома КПСС: «.я с 83-го по 89-й была заведующей отделом, это были самые сложные годы для идеологии. Нас за весь этот период всего один раз в Москве собрали на совещание. Мы приехали в Москву. У нас, что называется, земля под ногами горит, а там делает доклад заведующий отделом ЦК, и в докладе он говорит примерно следующее: что такое агитаторы, что такое пропагандисты, как надо с ними работать, чем они отличаются. У меня был подготовлен текст выступления, я его в карман положила. И очень хорошо помню, стала говорить: "Товарищи, у меня такое ощущение, что я бежала-бежала, уткнулась в стену и дальше бежать некуда". Зал замер. "Потому что у нас происходит то-то и то-то, митинги каждый день, народ собирается. Мы должны отвечать на вопросы, а вы нам сегодня говорите о разнице между агитаторами и пропагандистами"»9. Но когда сама Г.И. Баринова побывала в аудитории школы А.И. Юрьева, она, к сожалению, тоже не смогла понять суть происходящего, настолько инновационными были для того времени процесс обучения и содержание лекций.
Главным критерием успешности научно-практической работы, организованной А.И. Юрьевым, было то, что в кровавые дни 1991 и 1993 гг. в Ленинграде не пролилась ни одна капля крови: те, кто принимал решения, задолго до путча знали, что произойдет с ними и со страной, как это будет происходить. Наука подтвердила свое право на стратегический прогноз без знания какой-либо оперативной или
9 Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. 1985-1991: Сборник материалов / Сост. О.Н. Ансберг, А.Д. Марголис. СПб.: Негосударственное учреждение культуры «Серебряный век», 2009. С. 412.
украденной фактической информации. Все прошедшие через школу слушатели были психологически подготовлены к надвигающимся политическим потрясениям. Они смогли пережить события, на которые уже не могли повлиять ввиду их масштаба, и адаптироваться к новым условиям жизни в новой стране. Никто тогда не понимал, что мы имеем дело с новым политическим явлением — глобализацией, а в школе А.И. Юрьева людей уже готовили именно к нему. Как вспоминал сам Александр Иванович: «Так и было. Происходило странное. Мы действительно переформатировали слушателям картину мира, мировоззрение, жизненную позицию и образ жизни к виду, адекватному глобальным изменениям в мире. Все они стали очень успешными людьми и после 1991, и после 1993 г. И их были сотни, побывавших в школе политической психологии»10.
После создания кафедры политической психологии в 1990 г. А.И. Юрьев с коллегами был командирован в Вашингтон (США), где состоялось знакомство с ведущими мировыми специалистами на конференции ISPP (International Society of Political Psychology). Вернулась наша делегация с чемоданами, набитыми книгами и распечатками полной библиографии по политической психологии. Можно было ожидать, что вновь образованная кафедра, по примеру многих других, будет опираться в своей научно-преподавательской деятельности на переводы западных учебников по политической психологии. Но подробное знакомство с исследованиями зарубежных коллег не помешало выбрать свой уникальный путь в науке, опирающийся на труды отечественных ученых, который и стал фундаментом будущей научной школы.
А.И. Юрьев неизменно поражал знакомых с ним людей своей творческой одаренностью, умением буквально «открывать глаза» на суть вещей, которые кажутся привычными, или, наоборот, загадочными в своей новизне. В результате обобщения собственного опыта и опыта своих коллег в стране и за рубежом кафедра под руководством А.И. Юрьева избрала своей теоретико-методической основой разработки В.М. Бехтерева, изложенные в «Коллективной рефлексологии» и других его работах, междисциплинарный подход к изучению психики человека Б.Г. Ананьева, системные описания в психологии, предложенные В.А. Ганзеном, анализ психологии деятельности Г.В. Суходольского.
Кафедра сразу ставила своей задачей такой анализ политической психологии, который находил бы естественное место политики в общей системе жизнеобеспечения общества, ведь политическая деятельность соседствует в науке и практике с областями знания
10 Юрьев А.И. Научно-практическая история кафедры политической психологии СПбГУ. С. 147.
и труда, которые не вызывают ни малейшего сомнения в их естественной необходимости для человека и общества: экономика, производство, право, естественные науки (математика, физика, химия, астрономия и др.).
Летом 1991 г. А.И. Юрьев приступил к написанию первого отечественного учебника по политической психологии «Введение в политическую психологию», который вышел в свет в 1992 г.11 Работа над книгой шла на фоне трагических событий августовского путча. Вспоминая об этих событиях, А.И. Юрьев писал: «Исход событий был предрешен, и никто из нас не в состоянии был что-либо изменить. Глобализация вломилась на территорию СССР, не встречая сопротивления со стороны спецслужб и военных, у которых не было никакого оружия против нее. У них были погоны, танки, ракеты, но не было очень тонких орудий психологической войны. Никто не понял тогда, что враг — это глобализация, и в нее не стреляют из пушек. На душе было скверно, и спасало то, что я пережил 91-й год много раньше в своем воображении, а потом вторично, предупреждая в лекциях об этом слушателей в "Дюнах" и в "Осиновой Роще". Я думал о судьбе людей, которых мы учили, и надеялся, что
они, предупрежденные, найдут правильные решения в сложнейших
12
политических ситуациях»12.
Отдельно хочется обратить внимание на особое отношение А.И. Юрьева к людям, с которыми он работал. Это отношение можно охарактеризовать как неизменное уважение, внимательность и бережность. Не имело значения, в каком статусе находится человек: коллега, заказчик, клиент, депутат или чиновник. Не случайно поэтому А.И. Юрьев разработал совместно с профессором А.А. Крыловым вариант Этического кодекса психолога13, который был утвержден на последнем в истории СССР съезде советских психологов, а в 1991 г. подготовил Этический кодекс политического психолога14, говоря о котором со своими коллегами, А.И. Юрьев пояснял, что этический кодекс не предназначен для морализирования по поводу честности в политике — он технологически определяет схему взаимодействия всех участников политического процесса:
11 Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992.
12 Юрьев А.И. Научно-практическая история кафедры политической психологии СПбГУ. С. 154.
13 Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.
14 Юрьев А.И. Системное описание политической психологии: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. горного института имени Г.В. Плеханова, 1996. С. 152-159.
политического психолога, политика, населения и материалов психолого-политических исследований таким образом, что минимизирует ошибки политики. Система принципов и правил этого кодекса защищает политического психолога от участия в криминальной политике. Первый же принцип этого кодекса — принцип ненанесения ущерба объекту политики — делает упор на защите тех участников политического процесса, которыми столь часто стремится манипулировать криминальная политика, нанося серьезный ущерб их жизни и здоровью в своих корыстных интересах. Этот кодекс был принят как обязательная часть учебного процесса на кафедре политической психологии в СПбГУ, когда ее возглавлял А.И. Юрьев.
Защита докторской диссертации А.И. Юрьева состоялась 19 апреля 1997 г. на факультете психологии под председательством профессора А.А. Реана15. В диссертации А.И. Юрьев пришел к выводу, что политика является профессиональной трудовой деятельностью, которая создает специфический продукт, имеющий потребительскую и простую стоимость, не учитываемые, однако, экономикой. Практической значимостью докторской диссертации была методология профессиональной подготовки политических деятелей, которую А.И. Юрьев продолжал совершенствовать до последних дней жизни.
В заключительном слове на защите докторской диссертации А.И. Юрьев сказал: «Кратко изложенная мною теоретическая и методологическая концепция политической психологии, именуемая "системным описанием политической психологии", предназначена не только для создания простора новых научных исследований, а и для совершенно практических действий. Она служила фундаментом переподготовки большого контингента глав региональных администраций России, представителей Президента Российской Федерации, многих кандидатов в депутаты различных уровней, пяти выпусков специалистов по политической психологии (19.00.12) и т.п.
Практика показала, что политики, прошедшие по ней курс психолого-политической переподготовки, работают значительно лучше тех, кто не получил подобной подготовки. Психолого-политическая переподготовка гуманизирует и возвышает политическую деятельность, дает научное понимание психологических механизмов политического поведения граждан и общества, совершенствует личность политиков. Объединение реальной политики и универси-
15 Юрьев А.И. Системное описание политической психологии: Дисс. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1996; Доклад А.И. Юрьева на защите своей докторской диссертации // Сайт профессора Юрьева. URL: http://www.yuriev.spb.ru/about/ doklad-dissert
тетской психологии позволяет научно анализировать политическую ситуацию, проектировать ее изменение, разрабатывать практическую технологию реализации политических проектов. Политика без политической психологии — это "ловля черной кошки в темной комнате"».
Научная методология Санкт-Петербургской школы политической психологии позволила системно описать процесс глобализации и дать практические рекомендации для овладения им. Глобализация, будучи рукотворным явлением планетарного масштаба, по своей сути — «новая конструкция политической власти. Как известно, власть не является хорошей или плохой — грубо говоря, это механизм. Счастье и несчастье человека определяется тем, в чьи руки механизм власти попадает». Профессор А.И. Юрьев настаивал на том, что «единственный способ овладения процессом глобализации — это использование превосходства человека над ней в том, чего глобализация не узнает никогда: смысл, цели и ценности жизни»16.
Одной из самых серьезных угроз, которые глобализация несет России, по мнению А.И. Юрьева, — это демографические изменения. Совместно со своими учениками и коллегами он организовал масштабное исследование психологического состояния человеческого капитала в двух регионах России в 2006-2007 гг. В основе исследования лежала теоретическая модель оценки человеческого капитала, разработанная на кафедре политической психологии под руководством А.И. Юрьева и подробно изложенная в монографии «Опыт психологического измерения человеческого капитала» в 2009 г. В этой монографии утверждалось, что именно состоянием человеческого капитала объясняется исчезновение реальной экономики и производства, что человеческий капитал определяется в первую очередь уровнем развития и состоянием его психических процессов, свойств и состояний, что его тестирование в масштабах целых регионов возможно и необходимо, что финансовый капитал бесполезен для страны в отсутствие капитала человеческого17.
Демографическая глобализация вкупе с информационной, экономической и региональной глобализацией, по мнению профессора А.И. Юрьева, приводят к таким глобальным изменениям в картине мира, мировоззрении людей, в их жизненной позиции и их образе жизни, что эти изменения необходимо изучать и корректировать
16 Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок // Россия. Планетарные процессы / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. С. 252.
17 Бурикова И.С., Коновалова М.А., Пушкина М.А., Юрьев А.И. Опыт психологического измерения человеческого капитала / Под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб.: Изд-во АНО ИЦК «Русский запад», 2009.
методами отдельного направления — стратегической психологии глобализации. В отличие от хорошо развитых в нашей стране оперативной и тактической психологии, «стратегическая психология изучает будущее человека, точнее — дальний внешний круг его проблем. Таких психологических проблем, которых часто еще нет, но которые приближаются быстрее и быстрее. Изменения в техносфере, демографии, структуре общества, картине мира происходят так стремительно, что недавняя фантастика становится реальностью без осознания этих изменений человеком». Профессор А.И. Юрьев писал: «У России есть объективные трудности, обусловленные проживанием на "экономически нецелесообразной" территории, ошибочным курсом предыдущего промышленного и социального развития и пр. Чтобы найти себя в новой мировой реальности, гражданам России потребуется изощренная изобретательность. Для этого надо заново "открыть" себя, даже заново "изобрести" свое предназначение при помощи современной, опережающей время системы образования»18.
Новый этап плодотворной научной работы профессора А.И. Юрьева начался с его переходом на факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета, а затем в ЛГУ имени А.С. Пушкина — по приглашению декана и ректора, профессора Станислава Германовича Еремеева. Вновь открывшуюся возможность работы в междисциплинарной области А.И. Юрьев использовал для научного исследования сопряжения психологии, политологии и реальной политики, сформулировав психологические основы политологии как науки.
Став директором Института политической психологии и прикладных политических исследований при ЛГУ имени А.С. Пушкина, А.И. Юрьев продолжил системный анализ грандиозных изменений в жизни человека, которые осуществляет теперь уже постглобализация, оказывающая на человека и общество давление, намного превосходящее влияние политической идеологии и традиционной морали, которые и сами подверглись ее влиянию19.
Столь масштабные изменения вызвали необходимость обозначить это явление как новую политическую реальность, которая понимается как сочетание четырех факторов: 1) необычность — это когда для инноваций нет готовых «хороших» ответов; 2) недопустимость — это когда инновации в политике представляются
18 Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Учебное пособие / Под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. С. 48.
19 Юрьев А.И. Новые проблемы психологии и психотерапии, создаваемые постглобализацией, и их решение // Юрьев А.И. Избранные статьи по политической психологии. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2021. С. 89.
противоестественными; 3) внезапность — это когда инновации происходят именно тогда, когда их не ждали; 4) неожиданность — это когда инновации оказываются совсем не такими, какими их ожидали увидеть. Новая политическая реальность не имеет своего содержания: она — форма радикальных изменений, происходящих в XXI в. во всех сферах жизни общества, начиная от искусства и
кончая политикой, и привносящих хаос в политические системы
20
многих стран мира20.
По мнению профессора А.И. Юрьева, системные классические политические партии пока не видят разрушительной активности новой политической реальности, а фактически почти утратили управление реальной жизнью в своих странах. Политическую мобилизацию населения начинают осуществлять разовые сетевые объединения без своей философии и идеологии. Причиной такой близорукости классических политических партий стало их ригидное следование формулам и стандартам политики, которые были выработаны еще в XIX в., но которые уже неадекватны постглобальному «миру без границ». А.И. Юрьев предполагал, что партийно-политической системе России тоже потребуется трансформация ради сохранения возможности продолжения эффективной политической деятельности.
Неизменным остался интерес А.И. Юрьева к педагогической работе с молодыми политиками. Настаивая на том, что политическая деятельность — это профессиональная трудовая деятельность, сопряженная с исключительным риском, огромными затратами нервно-психической энергии и требующая специального образования и воспитания, он разработал систему поиска будущих политиков 5-го поколения. А.И. Юрьев считал, что она должна производиться на основе теории и методологии, стержнем которой является системное целостное описание политического человека, который находится в гармоничных отношениях с политикой. Он придавал первостепенную значимость необходимости подготовки молодых политиков по той причине, что «грандиозные постглобальные изменения предельно ожесточат политическую борьбу между людьми двух противоположных менталитетов — согласных и несогласных с прямым вмешательством человека в функции Бога, в решение о времени его жизни и смерти, модификации его качеств, врожденного
20 Юрьев А.И. Стратегия политической психологии в новой политической реальности // Материалы научной конференции, посвященной 30-летию Ленинградской-Петербургской школы политической психологии «Политическая психология в новой политической реальности — тридцать лет спустя» (16-17 октября 2019 г.) / Под науч. ред. А.И. Юрьева СПб.: Лема, 2021. С. 23.
внешнего вида, его образа жизни, моральных заповедей и др. История человечества до постглобализации не знала такого масштаба изменений человека, его картины мира, мировоззрения, образа жизни
" 21 и жизненной позиции, как в наши дни»21.
Опираясь на современные исследования, посвященные политическим менталитетам22, А.И. Юрьев убеждал, что «особая подготовка политиков 5-го поколения требуется потому, что политическая постглобальная борьба вышла за рамки рационального и противоборствующие стороны плохо понимают друг друга»23. Причины сложившегося положения он сформулировал в своем последнем докладе «Философия политической психологии в новой политической реальности» на конференции «Политическая психология в новой политической реальности — тридцать лет спустя» в октябре 2019 г. Этот доклад, по словам А.И. Юрьева, был навеян работой профессора Н.М. Ракитянского и Ю.В. Колесниченко: «Потенциал русской фило-софско-психологической школы и методология портретирования личности политика»24. По мнению авторов, психологическая наука является частью политики, все кризисы в психологической науке были обусловлены кардинальными политическими изменениями, поэтому от понимания человека полностью зависит, какой будет будущая цивилизация.
А.И. Юрьев в своем докладе заявил, что философская проблема заключается в том, что позитивизм вывел психологию за рамки научного знания. Эта ошибка является сегодня причиной огромных жертв и утрат, а в будущем она определит судьбу человечества. На этапе постглобализации политическая борьба на сакральном уровне ведется фактически вокруг определения, что такое человек, и того, каким ему быть. Психологическая сущность человека является главным полем политической битвы, а проблемы цен на нефть, курсов валют, и т.п. — не более чем сопутствующие ей инструменты этой битвы, поэтому одни психологические признаки человека по политическим причинам исключаются из научного оборота, вместо них включаются новые. Эти вынужденные замены приводят
21 Юрьев А.И., Бурикова И.С., Коновалова М.А. Основные принципы поиска и подготовки политиков пятого поколения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 1. С. 255
22 Ракитянский Н.М. Ментальные исследования глобальных политических миров. М.: Изд-во Московского университета, 2020.
23 Юрьев А.И., Бурикова И.С., Коновалова М.А. Основные принципы поиска и подготовки политиков пятого поколения. С. 256.
24 Ракитянский Н.М., Колесниченко Ю.В. Потенциал русской философско-пси-хологической школы и методология портретирования личности политика // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 6. С. 7-30.
к тому, что некоторые исключительно важные качества человека не наблюдаются, не регистрируются, не оцениваются, потому что определяющие их понятия изъяты из научного оборота. Сегодня психология из науки превратилась в услугу, ищущую аргументы для оправдания действий людей, не получивших гуманитарного образования. Гуманитарного — означает психологического знания, разработанного в рамках идеалистических и метафизических представлений о человеке. Гуманитарного — значит сформированные представления о человеке как «о подобии Бога на Земле», а не как «животного, овладевшего условными рефлексами»25. Эти слова профессора А.И. Юрьева можно считать предостережением и научным завещанием новым поколениям ученых политических психологов и политологов, для которых человечество все еще представляет из себя ценность.
ЛИТЕРАТУРА
Бурикова И.С., Коновалова М.А., Пушкина М.А., Юрьев А.И. Опыт психологического измерения человеческого капитала / Под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб.: Изд-во АНО ИЦК «Русский запад», 2009.
Доклад А.И. Юрьева на защите своей докторской диссертации // Сайт профессора Юрьева. URL: http://www.yuriev.spb.ru/about/doklad-dissert
Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.
Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. 1985-1991: Сборник материалов / Сост. О.Н. Ансберг, А.Д. Марголис. СПб.: Негосударственное учреждение культуры «Серебряный век», 2009.
Ракитянский Н.М. Ментальные исследования глобальных политических миров. М.: Изд-во Московского университета, 2020.
РакитянскийН.М., Колесниченко Ю.В. Потенциал русской философско-психо-логической школы и методология портретирования личности политика // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 6. С. 7-30.
Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Учебное пособие / Под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006.
Юрьев А.И. В.А. Ганзен в моей памяти — загадочный ученый и гордый человек // Ананьевские чтения: Б.Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии: (Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2003») / Под общ. ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 8-9.
Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992.
25 Юрьев А.И. Философия политической психологии в новой политической реальности // Материалы научной конференции, посвященной 30-летию Ленинградской-Петербургской школы политической психологии «Политическая психология в новой политической реальности — тридцать лет спустя» (16-17 октября 2019 г.) / Под науч. ред. А.И. Юрьева СПб.: Лема, 2021. С. 34.
Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок // Россия. Планетарные процессы / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. С. 235-264.
Юрьев А.И. Научно-нрактическая история кафедры политической психологии СПбГУ // Петербургская школа психологии: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 131-176.
Юрьев А.И. Новые проблемы психологии и психотерапии, создаваемые постглобализацией, и их решение // Юрьев А.И. Избранные статьи но политической психологии. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2021. С. 82-96.
Юрьев А.И. Системное описание политической психологии: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. горного института имени Г.В. Плеханова, 1996.
Юрьев А.И. Системное описание политической психологии: Дисс. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1996.
Юрьев А.И. Стратегия политической психологии в новой политической реальности // Материалы научной конференции, посвященной 30-летию Ленинградской-Петербургской школы политической психологии «Политическая психология в новой политической реальности — тридцать лет спустя» (16-17 октября 2019 г.) / Под науч. ред. А.И. Юрьева СПб.: Лема, 2021. С. 7-29.
Юрьев А.И. Философия политической психологии в новой политической реальности // Материалы научной конференции, посвященной 30-летию Ленинградской-Петербургской школы политической психологии «Политическая психология в новой политической реальности — тридцать лет спустя» (16-17 октября 2019 г.) / Под науч. ред. А.И. Юрьева СПб.: Лема, 2021. С. 29-45.
Юрьев А.И., Бурикова И.С., Коновалова М.А. Основные принципы поиска и подготовки политиков пятого поколения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 1. С. 229-258.
REFERENCES
Ansberg, O. N., and, Margolis, A. D. (eds.) Obshchestvennaia zhizn' Leningrada v gody perestroiki. 1985-1991: Sbornik materialov. St. Petersburg: Negosudarstvennoe uchrezhdenie kul'tury «Serebrianyi vek», 2009.
Burikova, I. S., Konovalova, M. A., Pushkina, M. A., and Iur'ev, A. I. Opyt psikho-logicheskogo izmereniia chelovecheskogo kapitala. St. Petersburg: ANO ITsK «Russkii zapad», 2009.
Iur'ev, A. I. "Doklad na zashchite svoei doktorskoi dissertatsii," Sait professora Iur'eva, URL: http://www.yuriev.spb.ru/about/doklad-dissert
Iur'ev, A. I. "Filosofiia politicheskoi psikhologii v novoi politicheskoi real'nosti," Materialy nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 30-letiiu Leningradskoi-Peterburgskoi shkoly politicheskoi psikhologii 'Politicheskaia psikhologiia v novoi politicheskoi real'nosti — tridtsat'letspustia' (16-17oktiabria 2019g.), ed. A. I. Iur'ev. St. Petersburg: Lema, 2021. S. 29-45.
Iur'ev, A. I. "Globalizatsiia kak novaia forma politicheskoi vlasti, izmeniaiushchaia cheloveka i miroporiadok," Rossiia. Planetarnyeprotsessy, ed. V. Iu. Bol'shakov. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 2002, pp. 235-264.
Iur'ev, A. I. "Nauchno-prakticheskaia istoriia kafedry politicheskoi psikhologii SPbGU," Peterburgskaia shkola psikhologii: proshloe, nastoiashchee, budushchee, ed. L. A. Tsvetkova, and A. A. Krylov. St. Petersburg: St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 2006, pp. 131-176.
Iur'ev, A. I. "Novye problemy psikhologii i psikhoterapii, sozdavaemye postglo-balizatsiei, i ikh reshenie," Iur'ev, A. I. Izbrannye stat'i po politicheskoi psikhologii. St. Petersburg: Pushkin LSU Press, 2021, pp. 82-96.
Iur'ev, A. I. "Strategiia politicheskoi psikhologii v novoi politicheskoi real'nosti," Materialy nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 30-letiiu Leningradskoi-Peterburgskoi shkoly politicheskoi psikhologii 'Politicheskaia psikhologiia v novoi politicheskoi real'nosti — tridtsat'letspustia' (16-17oktiabria 2019g.), ed. A. I. Iur'ev. St. Petersburg: Lema, 2021. S. 7-29.
Iur'ev, A. I. "V. A. Ganzen v moei pamiati — zagadochnyi uchenyi i gordyi chelovek," Anan'evskie chteniia: B. G. Anan'ev i kompleksnye issledovaniia cheloveka vpsikhologii: (Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii 'Anan'evskie chteniia — 2003'), ed. L. A. Tsvetkova, and L. A. Golovei. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 2003, pp. 8-9.
Iur'ev, A. I. (ed.) Strategicheskaia psikhologiia globalizatsii: Psikhologiia chel-ovecheskogo kapitala. Uchebnoeposobie. St. Petersburg: Logos, 2006.
Iur'ev, A. I. Sistemnoe opisanie politicheskoi psikhologii: [A Report as a Thesis]. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 1996.
Iur'ev, A. I. Sistemnoe opisanie politicheskoi psikhologii: [Thesis]. St. Petersburg: Plekhanov St. Petersburg State Mining Institute Press, 1996.
Iur'ev, A. I. Vvedenie vpoliticheskuiu psikhologiiu. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 1992.
Iur'ev, A. I., Burikova, I. S., and Konovalova, M. A. "Osnovnye printsipy poiska i podgotovki politikov piatogo pokoleniia," Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS, Vol. 11, No. 1, 2015, pp. 229-258.
Krylov, A. A., and Iur'ev, A. I. "Eticheskie printsipy i pravila raboty psikhologa," Praktikum po eksperimental'noi i prikladnoi psikhologii, ed. A. A. Krylov. Leningrad: LGU Press, 1990, pp. 264-271.
Rakitianskii, N. M. Mental'nye issledovaniia global'nykh politicheskikh mirov. Moscow: Moscow University Press, 2020.
Rakitianskii, N. M., and Kolesnichenko, Iu. V. "Potentsial russkoi filosofsko-psikhologicheskoi shkoly i metodologiia portretirovaniia lichnosti politika," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, No. 4, 2014, pp. 7-30.