Научная статья на тему 'Основные принципы поиска и подготовки политиков пятого поколения'

Основные принципы поиска и подготовки политиков пятого поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
992
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING FUTURE POLITICIANS / POLITICAL BEHAVIOR / POST-GLOBALIZATION / POLITICAL SCIENCE / POLITICAL PSYCHOLOGY / POLITICAL MENTALITY / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПОЛИТИКОВ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОСТГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юрьев Александр Иванович, Бурикова Инга Сергеевна, Коновалова Мария Александровна

В статье описывается опыт поиска и подготовки политиков нового поколения, которые реализуются с 1989 г. по настоящее время. Особенно важным в этой работе было сопряжение знаний психологии, политологии и реальной политики как основы для формирования научной картины мира, мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни политика нового поколения. Но главным было превращение теоретических знаний в те практические навыки и умения, которые нужны политикам в новое, постглобальное время четырех кризисов ХХI в.: интеллектуального, философского, морального и экономического. Необходимость приступить к серии публикаций с изложением этого опыта объясняется тем, что сегодня требуются профессионалы, способные работать с реальной политикой 5-го поколения. Избежать политических ошибок можно только в том случае, если политика приобретет статус профессиональной трудовой деятельности, требующей специального воспитания и образования. В статье описывается реальный опыт поиска и переподготовки политиков 5-го поколения, который строится на целостности и системности научной картины мира и кратко представлен в виде ряда последовательных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юрьев Александр Иванович, Бурикова Инга Сергеевна, Коновалова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Principles of Search and Training of 5th Generation Politicians

The article describes the experience of finding and training a new generation of politicians. This experience is taking place since 1989 to the present. Particularly important in this work was the pairing of knowledge of psychology, political science and practical politics, as the basis for the formation of a scientific world view, outlook, attitude and lifestyle of the politicians new generation. But the main thing was to turn theoretical knowledge into the practical skills that are needed to politicians in the new, post-global time of four twenty-first century crises: the intellectual, philosophical, moral and economical. The need to proceed with a series of publications describing this experience due to the fact that today require professionals who are able to work with the real politics of the 5th generation. To avoid political mistakes is possible only in that case if the policy will acquire the status of professional work, requiring special character building and education. The article describes the real experience of search and retraining politicians of 5th generation, which is built on integrity and systematic scientific world picture, and which is summarized in the form of successive principles of their training.

Текст научной работы на тему «Основные принципы поиска и подготовки политиков пятого поколения»

Дискуссионная трибуна

удк 32

А. И. Юрьев, И. С. Бурикова, М. А. Коновалова

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОИСКА И ПОДГОТОВКИ ПОЛИТИКОВ пятого ПОКОЛЕНИЯ

В статье описывается опыт поиска и подготовки политиков нового поколения, которые реализуются с 1989 г по настоящее время. Особенно важным в этой работе было сопряжение знаний психологии, политологии и реальной политики как основы для формирования научной картины мира, мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни политика нового поколения. Но главным было превращение теоретических знаний в те практические навыки и умения, которые нужны политикам в новое, постглобальное время четырех кризисов ХХ! в.: интеллектуального, философского, морального и экономического. Необходимость приступить к серии публикаций с изложением этого опыта объясняется тем, что сегодня требуются профессионалы, способные работать с реальной политикой 5-го поколения. Избежать политических ошибок можно только в том случае, если политика приобретет статус профессиональной трудовой деятельности, требующей специального воспитания и образования. В статье описывается реальный опыт поиска и переподготовки политиков 5-го поколения, который строится на целостности и системности научной картины мира и кратко представлен в виде ряда последовательных принципов.

Ключевые слова: подготовка будущих политиков, политическое поведение, постглобализация, политология, политическая психология, политический менталитет.

принцип 1: сопряжение политики, политологии и психологии

Сопряжение политики, политологии и психологии пока представляет довольно трудную задачу из-за разобщенности этих видов деятельности, каждый из которых пытается внутри себя собственными методами сделать то, что профессионально делают смежные научно-практические дисциплины. В статье речь идет о политике 5-го поколения, который оказывает свое влияние в пространстве «без границ» — Интернет и социальные сети (информация), в то время как четыре предыдущих поколения оказывали влияние в пространстве, ограниченном распространением видео и радиосигнала (ТВ-образ); в пространстве, ограниченной зоной распространения радиосигнала (радиоречь); в пространстве, ограниченном возможностями для доставки текстов (пресса, знаки) и в пределах прямой видимости и слышимости (физическое присутствие). Опыт совмещения основных знаний, формирующих политика 5-го поколения, приобретался на практике сначала при психолого-политической подготовке партийных кадров к глобальным изменениям в стране (1987 г., Дюны, СПб.), затем первых Представителей Президента РФ перед их назначением (1991 г., Осиновая Роща, СПб.) и первых назначаемых Губернаторов РФ (там же), потом при подготовке кадрового резерва регионов России и т. д. В процессе этой работы к психологам удалось присоединить юристов, экономистов, философов и др.

© А. И. Юрьев, И. С. Бурикова, М. А. Коновалова, 2015

Чтобы ясно понимать, к чему, как и кого готовить, необходимо обеспечивать этот процесс теоретически и методологически. Самая трудная задача заключалась в сопряжении реальной политики, политологии и политической психологии, их взаимодействия и распределения между ними зон ответственности. В соответствии с рекомендациями Международной организации политической психологии (International Society of Political Psychology, ISPP) было определено следующее.

А) Политическая психология — наука, изучающая связь между политическими явлениями и психологическими феноменами; она направлена на объяснение политической ситуации, порожденной психическим состоянием политического человека и общества.

Политическая психология обнаруживается в процессе прямых эмпирических исследований политического человека, порождающего политическую ситуацию. Процесс исследования идет от психологии политического человека как постоянной величины к политическим изменениям как переменной величине. Психология политического человека принимается как данность в ее реальном проявлении, а политика описывается как переменная величина, разрушаемая или поддерживаемая политическим человеком.

Цель политической психологии — обнаружение закономерностей в связях между политическими явлениями и психологическими феноменами, которые отражаются в изменениях поведения человека в отношении политики.

Задачи политической психологии — получение данных о психолого-политических особенностях субъекта политики (политических лидеров и политических партий), объекта политики (избирателей, граждан, коллективов и др.), о психологических механизмах политической деятельности (интеллектуальной экспансии, правового регулирования, экономического принуждения и физического насилия).

Предмет политической психологии — те психолого-политические особенности субъектов и объектов политики, которые определяют эффективность изучения власти, ее проектирования, формирования и применения. Кроме этого, рассматриваются все психологические инструменты, влияющие на состав, структуры, функционирование власти (психология жизненного пространства, психология массовидных явлений, место психологии политики в жизнеобеспечении общества).

Объект политической психологии — психология «политического человека», т. е. человека, чьи качества определяются взаимодействием с властью и влиянием той политической среды, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах. Под политической средой понимаются массовидные политические явления (толпа, митинг парламент, коллектив, армия, партия и т. д.), в которых оказывается политический человек.

Теоретико-методическая основа политической психологии — разработки В. М. Бехтерева, изложенные в «Коллективной рефлексологии» (1923) и других его работах (см., напр.: Бехтерев, 1911), междисциплинарный подход к изучению психики человека Б. Г. Ананьева (1968, 1977), системные описания в психо-

логии, предложенные В. А. Ганзеном (1974, 1984), анализ психологии деятельности Г. В. Суходольского (2008).

Гипотезы политической психологии:

1) политическая деятельность — профессиональная трудовая деятельность, требующая специального образования и воспитания, обеспеченного теорией и методологией изучения, проектирования, эксплуатации власти;

2) политическая деятельность — обязательная и незаменимая составная часть психологического жизнеобеспечения общества со своим предметом, средствами и содержанием труда;

3) существом психологии политики является психология власти, имеющая психологический состав, структуру, функции и психологические законы существования и применения власти;

4) человек по своей природе политичен в такой же степени, как социален, физиологичен или биологичен; взаимодействуя с властью в различных политических средах, он изменяет свои специфические психолого-политические состояния;

5) для человека характерна система психолого-политических состояний, посредством которых осуществляется достижение поставленных политических целей;

6) существует система психологических качеств информации, используемых для влияния субъекта политики на объект политики в процессе политической деятельности;

7) психолого-политические экспериментальные исследования позволяют оценивать меру политической стабильности общества.

Б) Психологические основы политологии как науки, изучающей государство, партии и другие институты власти в обществе, воздействующие на него, заключаются в измерении психологической реакции политического человека и общества на эти воздействия.

Психологические основы политологии обнаруживаются в процессе прямых эмпирических исследований политического человека в конкретной политической ситуации. Процесс исследования идет от политики как постоянной величины к психологическим изменениям человека как переменной величине. Политика принимается как данность в ее теоретическом или реальном проявлении; измеряются психологические реакции которые она порождает с точки зрения ее поддержки или сопростивления ей со стороны политического человека и общества.

Цель психологических основ политологии — измерение эмпирически установленной психологической реакции политического человека и общества на политику для корректировки ее конструкции и методов достижения искомого результата. Под измерением психологической реакции понимаются измерения психических состояний и свойств политического человека в связи с конкретными политическими акциями.

Задачи психологических основ политологии — установление закономерностей устойчивой зависимости психолого-политических особенностей субъекта политики (политических лидеров и политических партий), объекта политики

(избирателей, граждан, коллективов и др.) от политических инструментов, которые применяются для интеллектуальной экспансии, правового регулирования, экономического принуждения, физического насилия.

Предмет психологических основ политологии — психолого-политические особенности и состояния политического человека и общества, определяемые политикой и дающие возможность прогнозировать вероятность достижение запланированного результата.

Объект психологических основ политологии — субъекты и объекты политики, чьи психологические качества определяются политикой и политической средой, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах (в толпе, на митинге, в парламенте, в коллективе, в семье, в армии и т. д.).

Теоретико-методическая основа психологических основ политологии — разработки В. М. Бехтерева, изложенные в «Коллективной рефлексологии» (1923) и других его работах (см., напр.: Бехтерев, 1911), междисциплинарный подход к изучению психики человека Б. Г. Ананьева (1968, 1977), системные описания в психологии, предложенные В. А. Ганзеном (1974, 1984), системные описания политической психологии А. И. Юрьева (1996).

Гипотезы психологических основ политологии:

1) психологическая оценка состояния населения региона позволяет уверенно судить о вероятности достижения целей политики в этом регионе;

2) математическое моделирование социальных и политических процессов позволяет модифицировать политику с целью достижения ее цели;

3) эмпирические психологические исследования дают научный прогноз развития конкретных политических событий и общих политико-экономических тенденций;

4) индивидуальное психологическое тестирование и консультирование политиков — обязательное условие эффективности их политики;

5) знание о психологическом содержании смысла, целей, ценностей проводимой политики — обязательное условие успешной реализации политического проекта;

6) воплощение конкретной политики возможно только в случае специальной психологической подготовки и организации привлеченных для этого кадров в целях минимизации нежелательных реакций на проводимую политику;

7) теория и практика партийного строительства и политического управления базируются на психологических данных, полученных эмпирическим путем;

8) политика, вызывающая массовидные явления при эскалации социального напряжения, может быть правильно скорректирована только на основе данных их психологического исследования.

Все эти годы преподаватели активно работали в реальной политике (консультантами, советниками, руководителями избирательных кампаний, депутатами и т. п.), а в 2009 г. группа преподавателей кафедры политической психологии СПбГУ перешла на факультет политологии СПбГУ, где в среде профессиональных политологов все эти годы изучает политологию в процессе реального научного и учебного процесса. Сейчас это дает основание считать, что преподава-

Рис. 1. Разведение политической психологии (1), психологических основ политологии (2), реальной политики и политологии (4), исследования политического человека и политического общества (3) как самостоятельных научных проектов на пересечении политологии (изучения), реальной политики (функционирования) и психологии (коррекции) (Юрьев, 2010)

телям удалось овладеть знаниями и на позиции 3 (рис. 1), т. е. на пересечении реальной политики, политологии и психологии. С этой позиции осуществляется вся работа, которая представлена в следующих фрагментах.

принцип 2: ПОЛИТИчЕСКОЕ ПОВЕДЕнИЕ присуще политическому человеку

Понятие «политический человек» ввел в науку Сеймур Мартин Липсет (Seymour Martin Lipset) в 1960 r. (Lipset, 1960). Политический человек изучается в российской политической психологии с момента открытия первой в СССР кафедры политической психологии в Ленинградском государственном университете в 1989 г (Юрьев, 1992). Каждый человек является политическим в такой же мере, как биологическим, физиологическим, социальным, профессиональным и т. д. Особенность политического человека состоит в том, что «встреча с властью» (которая запрещает, принуждает, осуждает, наказывает, отбирает или, напротив, разрешает, освобождает, награждает) радикально модифицирует его качества для взаимодействия с ней. Он или поддерживает власть, или сопро-

тивляется ей, делая политику содержанием своих психических процессов, свойств и состояний. Его чувства, мысли, речь, поступки становятся политическими, потому что в противном случае все его личные смыслы, цели, ценности недостижимы. Отстаивая их как суть собственной жизни, политический человек обнаруживает политическое поведение (политическую активность, труд, работу, деятельность) в зависимости от того, какая роль достается ему в политике.

Политический человек осуществляет политическое поведение, используя все свои психолого-политические свойства и особенности. Психологические качества политического человека трансформируются, когда он оказывается в различных политических средах. Под политической средой понимаются мас-совидные политические явления (толпа, митинг, парламент, коллектив, армия, партия и т. д.). Когда политический человек находится в семье, а через час попадает в толпу на улице, то он обнаруживает совершенно разные чувства, мышление, речь поступки, в целом — политическое поведение, соответствующее среде, в которой он находится.

Политическое поведение человека может радикально изменяться, когда он в одних случаях оказывается на месте событий, в других ощущает себя исторически сопричастным к ним, в третьих — их соучастником и, наконец, человеком, сознательно совершающим действия по отношению к власти. Поведение политического человека формируется в одних случаях переживаниями за близких, в других — настроениями коллектива, в третьих — чувствами окружающих его людей, в четвертых — политическими страстями, которые вызывают у него власть и ее представители. Кроме того, политическое поведение человека может изменяться под влиянием то убеждения, то внушения, то принуждения, то доказательства. Однако даже в одних массовидных средах решающее влияние на поведение человека оказывает его мировоззрение, в других — картина мира, в третьих — его жизненная позиция, в четвертых — образ жизни. Поведение политического человека может определяться психическим заражением, трансформироваться подражанием, укрепляться воспитанием, модернизироваться образованием.

Политический человек использует для организации своего политического поведения классические 16 психологических качеств, но, будучи наполнены политическим содержанием, они приобретают психолого-политическую специфичность. Элементы психики остаются теми же, структура психики та же, но функции они исполняют особенные — политические. Психика политического человека воспринимает реальность в категориях отношений с властью, которая вторгается в смысл жизни человека как индивида, в ценности жизни человека как личности, в цель жизни человека как индивидуальности, в жизненную силу человека как субъекта. В столкновении с властью психологические свойства человека приобретают специфический характер, который формирует его поведение, совершенно отличное от любого иного типа и вида поведения, — политическое поведение. Это высший уровень поведения человека, который то возносит его до вершин человеческого духа, то опускает его до самых отвратительных поступков.

Теоретическую основу «российского видения» политического человека заложили основатели ленинградской психологической школы академики В. М. Бехтерев и Б. Г. Ананьев; проф. В. А. Ганзен довел их разработки до уровня современного системного целостного описания человека.

Для универсального описания психики человека В. А. Ганзен ввел пентаба-зис СПВЭИ, состоящий из четырех рядоположных понятий (пространство, время, энергия, информация) и одного объединяющего (субстрат) (Ганзен, 1984, с. 44) Тетрада ПВЭИ естественным образом распадается на две диады: пространство — время (ПВ) и энергия — информация (ЭИ). Пространство и время являются объективными формами существования материи, информация и энергия — объективными условиями существования движения.

Применив кодирование положением на плоскости, пентабазис можно представить в виде вербально-графического высказывания (рис. 2).

Энергия Информация

Субстрат

Время Пространство

Рис. 2. Пентабазис СПВЭИ (Ганзен, 1984, с. 43-44)

В. А. Ганзен исходил из того, что психика человека дифференцирована и специализирована для решения всего спектра задач в процессе адаптации к миру (рис. 3): «Функции отражения (психического отражения) и регулирования (психического регулирования) обеспечивают необходимое взаимодействие. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения... Структуры, реализующие отражение и регулирование, "пересекаются" между собой, частично взаимопроникают друг в друга. Тесная взаимосвязь функций отражения и регулирования обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию различных психических процессов. Поэтому интеграцию можно рассматривать как основную определяющую функцию психики, а отражение и регулирование — двумя ее реализациями. Человек — активная система, и живет он в активной среде. Этим определяются два основных режима его функционирования — активный и реактивный. Отсюда будем различать реактивное, преимущественно повторяющее, копирующее отражение и активное, преобразующее, в своем высшем проявлении творческое отражение и соответственно реактивное — приспособительное, и активное — приспособляющее, изменяющее среду регулирования» (Там же, с. 42-49).

Системное целостное описание психики человека Ананьева — Ганзена точно совпадает со структурой психики в общенаучных категориях:

— функция субъекта — Активное Регулирование, которое осуществляется при участии мышления, воли, перцепции и аффекта;

Рис. 3. Функциональная структура психики в общенаучных категориях

(Ганзен, 1984, с. 60)

— функция индивида — Реактивное Регулирование при участии нейродина-мических, возрастных, половых и конституционных особенностей;

— функция личности — Реактивное Отражение на основе ее темперамента, характера, направленности и способностей;

— функция индивидуальности — Активное Отражение, осуществляемое в меру ее опыта, индивидуальной истории, индивидуальных особенностей и продуктивности.

Именно эта четкая, научно-обоснованная структура, делает описание человека системным и целостным (рис. 4).

Рис. 4. Макроструктурное психологическое описание человека (Ганзен, 1984, с. 159)

В. А. Ганзен писал: «В системе как сложном, составном целом выделяются состав, структура, функции, а также процессы, акты, состояния, свойства. Каждый из этих компонентов системы можно описать в основных чертах с помощью набора характеристик» (Там же, с. 10).

Состав системы характеризуется степенью разнообразия, избыточностью, количественным соотношением различных элементов. Под разнообразием понимается степень неоднородности состава, под избыточностью — допустимые изменения состава (увеличение — уменьшение), не ведущие к изменению цело-

Структуру системы можно охарактеризовать связностью, сложностью, устойчивостью, организованностью, пластичностью. Это следует особенно под-

черкнуть, так как структура не включает в себя все связи между элементами системы. К ней относятся только инвариантные связи и отношения.

Функции системы характеризуются многообразием, связностью, организованностью, пластичностью. Связность характеризует степень взаимовлияния, взаимосвязи, взаимодействия различных функций системы. Организованность — степень упорядоченности отношений между функциями. Пластичность является мерой вариативности функций, допускаемой целым.

Такое системное целостное описание психики человека позволяет применить его в политической психологии для понимания того, как постглобализация модифицирует «доглобального» человека в «постглобального» (табл. 1). В контексте опыта переподготовки политических кадров политика определяется как синтез глобальных изменений. Постглобализация осуществила грандиозные изменения жизни и человека: 1) изменения всей современной цивилизации (системы активного и реактивного регулирования); 2) изменения мировой культуры на основе телевидения, Интернета (системы активного и реактивного отражения); 3) изменения науки, овладевшей ядерной энергией, генной инженерией (системы активного и рационального поведения); 4) изменения всех религий, проявившиеся в появлении новейших сект сайентологии, Муна и т. п., а также в политизации классических религий (системы реактивного регулирования и отражения). Иначе говоря, глобализация стала оказывать на человека и общество давление, намного превосходящее влияние политической идеологии и традиционной морали, которые и сами подверглись ее влиянию.

Таблица 1. Политика как синтез глобальных изменений, модифицирующих психологию человека и общества (Юрьев, 2006, с. 131-142)

ПОЛИТИКА - синтез глобальных изменений Изменения ЦИВИЛИЗАЦИИ Материальное регулирование поведения. Изменения КУЛЬТУРЫ Поведение как идеальное отражение.

Изменения НАУКИ Активное и рациональное поведение. СУБЪЕКТ (труда, игры, познания, общения) — носитель жизненной позиции (активное регулирование) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — носитель картины мира (активное отражение)

Изменения РЕЛИГИИ Поведение реактивное и интуитивное. ИНДИВИД — носитель образа жизни (реактивное регулирование) ЛИЧНОСТЬ — носитель мировоззрения (реактивное отражение)

Политическое поведение представляет собой структуру, элементами которой являются политическая активность как реакция на изменение образа жизни, или политическая работа как реакция на изменение мировоззрения, или политический труд как реакция на изменение жизненной позиции, или политическая деятельность как реакция на изменения картины мира. Функциями политического поведения человека выступают: самоконтроль на основе его образа жизни, саморегуляция на основе жизненной позиции, самоуправление на основе мировоззрения, самовоспитание на основе картины мира. Самоконтроль присущ человеку как индивиду (пол, возраст, свойства нервной системы, конституция); саморегуляция — человеку как субъекту (воля, мышление, аффект,

перцепция); самоуправление — человеку как личности (темперамент, характер, направленность, способности); самовоспитание — человеку как индивидуальности (индивидуальная история, индивидуальные особенности, опыт, продуктивность) (Юрьев, Коновалова, 2004).

Политическое поведение осуществляется политическим человеком в форме политической активности — сопричастности своим близким; политической работы — совместной с единомышленниками; политического труда — соучастия в реальных действиях; политической деятельности — сознательности в достижении своей цели (рис. 5).

Рис. 5. Системное целостное представление политического поведения человека и общества на основе описания психики человека Б. Г. Ананьева и В. А. Ганзена (Юрьев, 1996)

А) Политическая активность. В науке активность — это универсальное свойство, присущее всему живому, источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей человека как индивида с окружающим миром, характеризуемый спецификой его внутреннего состояния. Активность присуща человеку как индивиду, она базируется на естественной основе и диктуется природой, так как здоровый организм нуждается в прекращении покоя. Об этом пишет Маркс в «Капитале» (Маркс, 1983). Считается, что в активности присут-

ствуют безусловные рефлексы, когда она вызывается непосредственно внешним стимулом.

Политическая активность осуществляется в группе сообществ, чей удел — повиновение политике, т. е. вызывается внешним стимулом на фоне внутреннего состояния членов группы, повинующейся политике. Эта группа людей наиболее многочисленная и вместе с тем самая влиятельная в политической жизни. Во время спокойного политического цикла спектр их возможностей сводится к сопричастности политическим изменениям (для населения), к совместному обсуждению политики (для митинга), к соучастию в проявлении политических страстей (для толпы), к сознательности в согласии с политикой (для семьи). Но их политическая активность или получает право на влияние в период избирательных кампаний, или присваивает себе это право в период политического кризиса.

Б) Политический труд. Труд вообще — это волевым образом мотивированная активность человека как субъекта труда по созданию общественно-полезных продуктов. Политический труд производит потребительную стоимость: смысл и цель жизни, которые питают жизненную силу масс людей. Труд возможен, если человек способен нести физические и психические затраты с предельным напряжением своих сил, действуя согласно своей жизненной позиции. Политический труд — это юридическое, административное, экономическое, культурное убеждение масс людей принять цели и смысл проводимой политики, игнорируя сопротивление и угрозы.

Политический труд осуществляет группа сообществ, использующих для воплощении планов политики интеллектуальную экспансию — повсеместную замену старых политических идей новыми, правовое регулирование — замену устаревшего законодательства новыми правовыми актами, физическое подавление в случае открытого противодействия новой политике, экономическое принуждение, вынуждающее коллективы, людей производительного труда учиться новым профессиям, менять место работы и жительства — «изобретать себя заново». Делает это многочисленная армия работников наемного профессионального политического труда в исполнительной и представительной власти.

В) Политическая работа. «Работа» в физике — это физическая величина, равная произведению силы на путь, пройденный телом под действием этой силы. В политике роль «силы» выполняет политическая мотивация человека как личности — та высшая нравственная проблема, на решение которой направлены его усилия, а роль «пройденного пути» — приближение к тому политическому результату, ради которого личность прилагает усилия, рискуя своим социальным положением, свободой, иногда жизнью. Политическая «работа» оценивается мерой распространения в обществе тех идеологических ценностей, ради которых она выполняется.

Политическая работа производится группой сообществ, использующих для распространения новой политики косвенные и опосредованные методы влияния. В малой группе применяются методы внушения, обращенные прямо к потребностям человека, в политических партиях — методы убеждения, апелляции к морально-нравственным принципам человека, аудитория использует метод

доказательства, опираясь на научно доказанную истинность своих утверждений. На публике (масса людей на спектаклях, выставках, чтениях) используют изменение сознания человека обращением к глубинным структурам его психики методами художественного проникновения. Это не самая большая, но самая влиятельная популяция людей, политически активных, особенно подготовленных, но часто меняющих свое мнение относительно выбора союзников и оппонентов.

Г) Политическая деятельность. Деятельность вообще — это физическая и психическая активность человека, регулируемая сознательной целью, присущая человеку как индивидуальности, способной к самостоятельному целео-образованию в процессе формирования научной политической картины мира.

Группа политических сообществ производит основу любой политики и власти — целеобразование для общества на максимально возможно длительную временную перспективу. Для этого они используют научную картину мира, которая предсказывает грядущие изменения человека, общества, природы, производства и потребления и т. д. В эту группу входят: совет, парламент, нация, собрание. Их политическое восприятие, представления, память и речь производят целеобразование, сложный продукт, состоящий из: а) целеполагания — точного осознания своего места в мировой политической системе; б) целенаправленности — выбора направления изменений общества и человека; в) целеустремленности — расчета имеющихся ресурсов с точки зрения их достаточности для достижения цели; г) целесообразности — расчета фактора времени, необходимого для осуществления нужных изменений. Это самая немногочисленная популяция специалистов, имеющих исключительно высокую образовательную подготовку.

Политическое поведение — представленная вовне целостная системная динамическая реакция человека на меру гармоничности его внутреннего состояния и внешних политических условий.

В процессе подготовки к политическому поведению изменяется и в процессе осуществления политического поведения «работает» система вполне конкретных элементов, каждый из которых может иметь решающее значение для достижения поставленной политической цели. Но для этого необходимо точно и полно знать, что представляют собой эти элементы, какова их природа (рис. 6).

Психолого-политические качества человека как индивидуальности (творца политики) :

— психология политического восприятия — точность и полнота непосредственного видения политической картины мира; целенаправленное активное отражение политики как единого целого, объединенного в осмысленную систему из ее элементов, функций и отношений;

— психология политической памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение смысла политики и ее ценностей для выработки соответствующей им политической цели; обосновывает целесообразность политических изменений и переход от одного исторического этапа развития политики к другому;

Рис. 6. Психология политического человека как развитие структуры человека Ананьева — Ганзена (Юрьев, 1996)

— психология политических представлений — воспроизведение проекта, мечты новой картины политического мира как ее обобщенного образа на основании прошлого опыта, переработанного воображением; изменяет место страны в политической картине мира (целеполагание);

— психология политической речи — внушение, убеждение и доказательство в процессе речевой коммуникации и пропаганды своей политической картины мира; проявляется как целеустремленность в ходе выступления, дискуссии, интервью, беседы, в парламентской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолого-политические качества человека как субъекта (исполнителя политики):

— психология политического мышления — понимание существенных отношений и закономерностей политики для интеллектуальной экспансии ее смысла и цели; интеллектуальная экспансия проявляется в форме политической мысли, воплощенной в тексте, речи, образах, решениях;

— психология политической воли — запредельное психическое усилие при отстаивании смысла и цели своей политики в борьбе с очень сильным сопротивлением оппонентов и обстоятельств; проявляется в исключительно смелом,

решительном, неутомимом политическом поведении вопреки утомлению, стрессу, психическому напряжению и тревожности;

— психология политического аффекта — взрывное высвобождение избыточного эмоционального возбуждения людей из-за утраты смысла политики и глубокого разочарования в политической цели; проявляется в форме сильнейших политических эмоций, чувств и настроений, необходимых для преодоления растерянности;

— психология политических стереотипов — стандарты политического поведения, обязательные в коллективах, в корпорациях, в общественных местах, навязанные экономическим принуждением; ожидаемые действия и поступки, сохраняющие стабильность жизнеобеспечения, в отношениях между людьми.

Психолого-политические качества человека как личности (распространяющего политику):

— психология политического заражения — процесс неосознаваемой передачи эмоционального состояния и политического поведения от человека к человеку на психофизиологическом уровне; обеспечивает принятие политических ценностей под внушающим влиянием малой группы;

— психология политических подражания — интуитивный выбор образца политического поведения из множества вариантов, доступных для наблюдения, под влиянием близости политических ценностей; осуществляется на публичных собраниях художественного, научного, религиозного, дружеского характера, где приветствуются пропагандируемое поведение, внешний вид, высказывания;

— психология политического воспитания — целенаправленное и систематическое воздействие на развитие человека для подготовки его к выполнению определенных ролей в системе политических отношений; применяется метод убеждения для подготовки политических кадров, сознательно принимающих мировоззрение партии;

— психология политического обучения — совместная деятельность знатоков политической работы и будущих политиков, в которой первые передают политические знания, умения и навыки и руководят процессом их понимания, а вторые их усваивают; аудиторная подготовка будущих политиков осуществляется применением метода доказательства.

Психолого-политические качества человека как индивида (повинующегося политике) :

— психология политических страстей — бурная и поверхностная, плохо управляемая, эмоциональная активность человека как реакция на опасность или избавление от нее; проявляется как очень сильная любовь или ненависть к кому-то или к чему-то в процессе соучастия людей в политических событиях; из-за потери смысла происходящего утрачивается способность правильно воспринимать действительность, организовывать свое поведение.

— психология политических переживаний — вялая, сильно влияющая на все поведение человека эмоциональная активность из-за политической неопределенности, вызывающей тревожные ожидания; сознательное повиновение или неповиновение политике в зависимости от ее опасности для родных и близких;

— психология политических чувств — устойчивое, долговременное (на годы или на всю жизнь) эмоциональное отношение к политике как реакция принятия или отрицания ее смысла; появляется, когда политика становится близким, значимым явлением — возникает личная сопричастность ей; обнаруживается в форме горя или радости, любви или ненависти и др.;

— психология политического настроения — умеренные и неустойчивые проявления политических эмоций как реакция на изменения в жизнеобеспечении людей; настроения порождают социальные, экономические, культурные и иные реформы, улучшающие или ухудшающие положение людей, проживающих совместно.

Для целей совмещения психологии и политологии авторы настоящей статьи используют определение политического поведения как динамической реакции человека, связанной с адаптацией к изменениям смысла его жизни, или ценностей его жизни, или цели его жизни, или меры его жизненной силы.

принцип 3: ПОЛИТИКА - ЭТО ПРОФЕССИОнАЛьнАя трудовая деятельность

В рамках подготовки политиков 5-го поколения в политической психологии принято, что политика — это профессиональная трудовая деятельность, сопряженная с исключительным риском, огромными затратами нервно-психической энергии и требующая специального образования и воспитания. Политическая деятельность должна иметь свою психограмму и профессиограмму во избежание ошибок, которые приводят к тысячекратно более тяжелым последствиям, чем ошибка пилота самолета или оператора АЭС. Все необходимые знания и опыт сегодня есть в политологии, политической психологии и других сопредельных науках. Вместе с тем политику должно быть известно, как минимум, что является предметом его труда, какими средствами политического труда он должен владеть, каковы содержание и характер его труда. Политическая деятельность как целостная система представлена на рис. 7.

Сопряжение политики и психологии начинается с осознания того, что политика через синтез постглобальных изменений изменяет психологию человека, его состояние и поведение.

Политика имеет потребительную стоимость в своеобразной неисчисляемой экономическими методами форме. Плодом ее деятельности является нечто, в чем жизненно нуждается общество. Потребительная стоимость этого «нечто», создаваемого политикой, легко обнаруживается в непосредственно осязаемой, грубо вещественной и телесной форме. Например, повсеместные физические столкновения населения с представителями власти из-за цен, доступности питания и других благ, разорение одних стран и расцвет других в результате политических решений — факты, показывающие заинтересованность населения — потребителей продуктов труда политиков в качестве их работы.

Продукт труда политики имеет стоимость, хотя ее мера и не зафиксирована в промышленной системе нормирования труда. Как во всяком труде, в политической работе происходит огромное расходование интеллектуальной энер-

3: сопряжение технология

(политические технологии)

Рис. 7. Политическая деятельность как профессиональная трудовая деятельность:

а, б, в — элементы классической структуры производительных сил (в скобках — психологическое содержание этих элементов для случая политического труда);

1, 2, 3 — сопряжения элементов структуры политических сил, производящих продукт политического труда

гии, воли, эмоций, характера. Это расходование рабочей силы осуществляется часто на запредельном уровне возможностей человека, приводя к стрессам, срывам, депрессиям. Нередко расходование рабочей силы в политике приобретает крайние формы. Даже среди людей, которые заняты на самых опасных работах (например, взрывных и горных), нет такого высокого удельного веса смертельных случаев, как среди политиков. По классическим канонам формой проявления стоимости является способность продукта обмениваться на другие продукты в определенной пропорции. Широкая известность, популярность политиков, любовь и ненависть, которую они вызывают, комфортные условия, которыми обставляется их работа, — своеобразная форма обмена и признания исключительно высокой стоимости их труда.

Предмет труда в политике — состояние народа в психологическом, экономическом, социальном, демографическом смысле. Его исследуют: в экономических терминах — соотношение цен и доходов населения, рост инфляции и состояния безработицы; в демографических категориях — продолжительность жизни людей, уровень рождаемости и смертности, соотношение браков и разводов; в социальных — недовольство граждан в форме гражданского неповиновения, изучение их мнения с помощью социологических опросов и др. Состояние народа изучается в искусстве, которое фиксирует типичные высказывания, мысли, чувства, манеру одеваться, общаться, характерные мимику и пантоми-

мику. Общество может в большей или меньшей мере принимать практические действия, следующие из продукта деятельности политиков.

Средством труда в трудовой деятельности политика выступают различные варианты воздействия на общество и государство. К ним относятся: интеллектуальная экспансия, парламентская работа, следующие за ними экономическое принуждение и физическое подавление. Политик волен выбирать между ними, потому что это только его ответственность. Между обществом и политиком помещаются или его слова в выступлениях перед народом и в печати, или деньги, заставляющие действовать так, как он того желает, или сила оружия, разгоняющая оппонентов, или мысли, взывающие к разуму и совести. Избирая различные средства труда — от интеллектуального, морального, правового до экономического или физического средства воздействия — политический деятель рискует как ни в одном другом виде трудовой деятельности. От ответственности его освобождают только успех, победа, получение таких реакций на систему используемых стимулов, которые прогнозировались в программе общественно-политического движения. В случае поражения его ждет или прекращение карьеры (политическая смерть), осуждение или террор (физическая смерть), запрет на профессию (профессиональная смерть), дискредитация в средствах массовой информации и исторической литературе (моральная смерть). Выбор средств труда сопряжен с тяжелыми моральными переживаниями, с исключительно трудными решениями.

Содержание труда в политической деятельности составляет сопряжение предмета труда (психического, экономического, социального состояния народа) с идеей того или иного варианта переустройства общества, выработанного политической партией, изменением общественного строя, захватом рынков сбыта и источников сырья и пр. Осуществление такого сопряжения требует фундаментальных знаний, умений и навыков. Образование в области этого сопряжения необходимо для того, чтобы в процессе модификации власти не дестабилизировать, не ухудшить состояние населения. Политик должен владеть всей возможной совокупностью операций, которые разрешены конституцией, и знать, какие из них запрещены ею. Политик выполняет сопряжение своей партийной программы с общественным мнением таким образом, чтобы это мнение изменилось. Но если этого не происходит, то политика терпит крах. Ее носители уходят в отставку, свергаются. Это и есть показатель качества способа труда, создающего потребительную стоимость того, в чем люди нуждаются, того, за что они готовы платить и согласны страдать.

Характер труда политика заключается в обеспечении сопряжения населения со средствами труда политики, в качестве которых выступают интеллектуальная экспансия, правовое регулирование, экономическое принуждение и физическое подавление. Отношение к средствам политического труда, масштабам, интенсивности, формам их применения зависит от специфики региона, времени, климатических и иных обстоятельств. Политик должен помимо владения средствами глубоко понимать специфику отношений, которые могут привести к успеху за счет применения небольших объемов каких-либо средств, а могут закончиться неудачей при самых интенсивных воздействиях. Способы могут

быть весьма тонкими, а могут быть грубыми. Могут быть доказательными, а могут обеспечиваться только эмоциональным прикрытием. Доказательство может проводиться с помощью грубой силы, а может быть вполне академическим. Политик формируется не только политическим образованием, но и политическим воспитанием. Критерием удачи в выборе адекватного характера труда является стоимость — объем расходования человеческих сил и человеческого материала для достижения поставленной цели. Это — историческая цена, которую платит общество за реализацию предложений политиков — сопряжения принятой идеи и избранного метода воздействия.

Технология сопряжения средств и предметов труда относится к области по-литтехнологий — это технология сопряжения психологических характеристик общества и психологических параметров средств воздействия (за счет информации, права, экономики и силы). В большинстве случаев и политические психологи ограничивают свои интересы в данной области политики обсуждением того, что именуется интеллектуальной экспансией.

принцип 4: обязательный поиск и подбор будущих политиков

Поиск будущих политиков 5-го поколения производится на основе теории и методологии, стержнем которой является системное целостное описание политического человека, который находится в гармоничных отношениях с политикой. Для осуществления поиска будущих политиков применяется психограмма, созданная на основе опыта авторов в подборе кадров для экстремальных видов деятельности (космонавтика, сверхзвуковая авиация, операторы АЭС и др.) и 27-летнего опыта психологического тестирования действующих политиков федерального, регионального и муниципального уровня.

Для поиска будущих политиков разработан принципиально новый «Психологический метод поиска будущих политиков» как людей, которые выполняют профессиональный труд, сопряженный с большим риском катастрофической ошибки для людей и для себя. Это особенно важно, поскольку подготовка нового поколения политиков представляет собой исключительно интенсивный режим лекционной, самостоятельной и практической работы: ежедневно не менее 12 часов в сутки в течение 6 дней или 12 суток. С одной стороны, далеко не каждый человек может выдержать такую нагрузку психологически и интеллектуально в процессе подготовки, а с другой — только люди, выдерживающие ее, могут потом реально работать в политике. Абсолютная иллюзия, что любой образованный и инициативный человек может стать политиком: это трудная, тяжелая, опасная работа, не менее квалифицированная, точная, чем у пилота реактивного лайнера (Бурикова, Коновалова, Пушкина, Юрьев, 2009). Будущие пилоты обязательно проходят психологический отбор, и точно так же будущие политики и чиновники должны проходить психологический подбор, чтобы не навредить себе и другим.

На основе описанного опыта подготовлен «Психологический метод поиска будущих политиков» профессора А. И. Юрьева (табл. 2).

Таблица 2. Психологический метод поиска будущих политиков профессора А. И. Юрьева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К УСПЕШНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОПУСК К РЕЙТИНГУ ПО ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Шкала «Р» Шкала «1_» Шкала «К» «Р -К»

Возможны взволнованность, небрежность, данные могут быть недостоверны. Возможно умышленное стремление приукрасить себя, недостаточное самопонимание. Возможно стремление скрыть дефекты, проблемы, конфликты. Возможны закрытость, негативное отношение к тестированию, драматизация трудностей, нет надежности результатов.

Далее рейтинг считается в случае допуска по шкалам лжи, достоверности , коррекции

А. Уровень когнитивных процессов, необходимых для подготовки к общественной работе

Интеллект (память и внимание) 1. Равен, иссле дование одного из параметров мышления. 2. Кратковременная память. 3. Красно-черная таблица, методика на переключение, устойчивость внимания. Время исполнения. 4. Ошибки в методике «Красно-черная таблица».

Б. Предрасположенность к эффективной коммуникации в работе с людьми

Коммуникации (темперамент, характер и мера активации) 5. Айзенк, уровень нейротизма и экстраверсии, тип темперамента 6. Розенц-вейг, тест фрустрации, оценивающий особенности характера. 7. Красный цвет в тесте Люше-ра — уровень активации. 8. Зеленый цвет в тесте Люшера — напряжение воли. 9. Серый цвет в тесте Люше-ра — социальная изоляция. 10.Черный цвет в тесте Люшера — согласие с высшими ценностями.

В. Состояние, позволяющее переносить трудности общественной работы

Психическое состояние 11. Люшер СО — измерение общего психического состояния человека. 12. Утомле ние. 13. Напряженность. 14. Тревожность. 15. Стресс.

Г. Организованность и эффективность собственного поведения

Организованность поведения 16. Цель — способность ее сформулировать. 17. Средство — способность правильно их подобрать. 18. Результат — способность его достигнуть. 19. Сила воли.

Эффективность поведения 20. Агрессивность поведения, способность не попадать в конфликты. 21. Гиперсоциальность поведения, смелость, противостояние агрессии. 22. Пассивность, независимость, авторитарность. 23. Защита от агрессии, умелое ее избегание, защищенность от нее.

Д. Сила и направленность Личности:

ДОПУСК К РЕЙТИНГУ ПО ПРЕДЕЛЬНОМУ ПРОФИЛЮ СМИЛ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К УСПЕШНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 23456789 10 шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала шкала

24. Мера уравновешенность личности Социальная зависимость + Занижение оценок возможностей и перспектив, фиксирование на внешних неудачах, самокритичность, комформность, зависимость, податливость. + Обязательность и ответственность, ориентация на мнение других людей, навязчивость и избыточность действий, склонность действовать на пределе возможностей, склонность поддерживать общепринятые нормы. + Мягкость и теплота общения, яркие высказывания, живая мимика, живость эмоций, театральность жестов, услужливость, стремление быть в центре группы энтузиастов, показной альтруизм склонность преувеличивать значимость социальных ритуалов и ролей. + Догматизм, недоверие, мелочный деспотизм, избыточный контроль поведения, повышенная требовательность к себе и к другим, нетерпимое отношение к отклонениям от намеченного плана.

Враждебность + Активное жизнелюбие + Стремление доминировать, быть в центре внимания любой ценой. + Стремление заразить идеей и повести за собой. + Завоевание авторитета за счет своеобразного, необычного решения проблем.

25. Мера адекватности личности Преуменьшение собственной значимости — факторы личности и субъекта + Пассивное, созерцательное отношение к жизни. + Стремление любой ценой избежать конфликта, потребность заслужить одобрение окружающих к себе.

Переоценка собственной значимости + Активное жизнелюбие. + Стремление доминировать, быть в центре внимания любой ценой.

26. Мера интеллектуальной и лидерской активности Жалость к себе. + Завоевание симпатий и привлечение внимания к себе, потребность быть сопричастным и необходимым. + Переложить ответственность на плечи других людей.

Интеллектуальные стремления. + Стремление заразить идеей и повести за собой. + Завоевание авторитета за счет своеобразного, необычного решения проблем.

27. жизнеспособность индивида (политическая активность). Мера социальной подчиненности индивида,определяемая смыслом его жизни, исполнением его Миссии Непреодолимая приверженность идее, пренебрежение трудностями, способность ради нее не принимать во внимание ничьи интересы, сохранение конкретного мышления в ситуации конфликта и агрессивного противостояния БОЛЬШЕ, ЧЕМ Чувствительность к реакциям других людей, неустойчивость эмоций, противоречивое сочетание эгоизма и альтруизма, коллективизма и эгоизма, желания нравиться и агрессивности, склонности к самодемонстрации, перевоплощению.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К УСПЕШНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. Работоспособность субъекта (политический труд). Мера жизненной активности субъекта, необходимой для подчинения своего поведения интересам других людей, для Служения людям Активность, жизнелюбие, оптимизм, высокая мотивация достижения, уверенность в себе и в будущем, легкость в принятии решений, радость от успеха БОЛЬШЕ, ЧЕМ Пассивное, созерцательное отношение к жизни, занижение оценок, возможностей и перспектив, фиксирование на неудачах, самокритичность, комформность, зависимость, податливость.

29. Способностьк обучению лич-ности(политиче-ская работа). Сила внутреннего регулятора личности, основанного на вере в общественные ценности — сила Призвания личности Стремление к недостижимым идеалам, высокоразвитое чувство долга, обязательность и ответственность, совестливость, повышенная тревожность, зависимость от мнения других людей, склонность действовать на пределе возможностей, поддержка общепринятых норм жизни БОЛЬШЕ, ЧЕМ Избыточная независимость, неумение подчиняться, нетерпеливость, склонность к риску, раскованность, непосредственность, несдержанность, склонность к конфликтам, поверхностность суждений, неосторожность и неосмотрительность.

30. Способность к инновациям индивидуальности (политическая деятельность). Высшая абсолютная цель индивидуальности, привносящей в картину мира то, чего не было раньше, — основа Предназначения человека. Аналитический склад ума, доминирование мышления над чувствами, способность при минимальной информации создавать целостный образ, творческая ориентированность, оригинальность решений и суждений, независимость взглядов БОЛЬШЕ, ЧЕМ Догматизм, недоверие, инертный стиль мышления и принятия решений, избегание ответственности, осторожность и осмотрительность, сочетание сдержанности и раздражительности, брюзгливость и назидательность при высоких нравственных требованиях к себе и к другим.

Собеседование с консультантами От -10 до +10 баллов

Оценка эксперта От -12 до +12 баллов

БАЛЛы: макс. — 123 32 показателя

В качестве примера можно привести некоторые данные психологического тестирования конкретного реального случая поиска кандидатов для работы в области политики 5-го поколения (600 чел.). В ходе исследования авторами были обнаружены различия по части признаков между мужчинами и женщинами. Так, интеллектуальная и лидерская активность в большей степени выражена у женщин — 3,4 балла, в то время как у мужчин данный признак составляет 2,8.

Женщины обладают более высоким уровнем жизнеспособности — 3,1 балл, в то время как у мужчин уровень жизнеспособности почти на 1 балл ниже — 2,2 балла; несколько выше у женщин и способность к инновациям. По остальным параметрам существенных различий не наблюдается (Бурикова, Пушкина, Юрьев, 2009).

В итоге тестирования получается рейтинг «кандидатов в политики», который позволяет отобрать людей, психологически готовых работать в области политики 5-го поколения. Пример рейтинга кандидатов представлен в табл. 3.

Таблица 3. Рейтинг кандидатов и их оценки

№ п/п

о д

в

е

о с

Баллы по результатам психологического тестирования, собеседования и экспертной оценки

д . Ф

Я о н

ф о

0 о л 1= ср

* I °

.0 4 1

1 X ^ СО 2 ф

^ ^ Ш

н 5 I-

^ ^ о

I Ц Ф

*

-О о °

I ф ^

ф I ^

со , ^

О со са

О о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> о н

п Я

о 2

СЕ £ £ £

о о

О I

§

^ ф I

о 1= ф

ф ф £

о ню

— ^ о

о со

£ ср О

о

0

1

I

ф

Э

ф со

0

1

со

СО

ср >.

СО НЕ

и

^ £

СО 5

рГ о ф со

§ I

н я

^ о £ |р

ю о

СО

О ^

КЭ51

84

6

14

14

19

3

10

ИШц 83 8

17

5 5

5 0

10

1

3

5

5

5

0

5

2

8

9

3

3

5

5

принцип 5: ИнТЕнСИВнАя ПОДГОТОВКА будущих политиков

Подготовка политиков — это мировая практика, которая дала миру большинство выдающихся политиков и руководителей современности. Например, Президент США Билл Клинтон в своих воспоминаниях прямо пишет о годах своего отрочества: «По иронии судьбы, учитывая мою близость к католикам, моим главным помимо музыки интересом за пределами школы с девятого класса стал орден де Молле — организация мальчиков, финансируемая масонами... Цель ордена де Молле состояла в том, чтобы сплотить членов своей организации и способствовать развитию их личных и гражданских добродетелей. Мне нравился царивший там дух братства, доставляло удовольствие заучивать все части ритуалов, продвигаясь вверх до должности главного советника нашего местного отделения, и ездить на съезды штата, где кипела политическая жизнь.» и т. д. Далее он пишет: «Летом перед выпускным классом я провел неделю в лагере "Робинсон" в качестве участника ежегодного съезда юношеской секции Американского легиона штата. Это был старый армейский лагерь с плохо обустроенными деревянными казармами. Нас объединили в группы по городам и окру-

гам, разделили поровну на две политические партии и познакомили, в качестве кандидатов и избирателей, с политикой, проводимой на местном уровне, на уровне округа и штата» (Клинтон, 2005, с. 50). Именно так появляются профессиональные общественные и государственные деятели.

Во всем мире идет естественная смена поколений, а главное — смена эпох, к которой надо готовить молодых людей, будущих политиков и государственных служащих. Новый этап политической жизни в России будет не менее радикальным, чем этапы 1991-1993 гг., 2000 г.

Процесс переподготовки политиков начинается с преодоления бытовых и вульгарных мнений о политике, которая в действительности является вершиной научной мысли. Достижения политики, обеспечившей развитие наук, техники, образования, культуры, многократно больше политических неудач в виде войн, репрессий, кризисов и т. п. Без политических усилий не развивались бы наука, литература, искусство, не было бы освобождения человека от непосильного физического труда, защиты его от эпидемий, не создавались бы комфортные и невероятно интересные условия жизни. Ни один человек, презирающий политику, не согласится бы вернуться в мир без электричества, без телевидения и Интернета. Политика, как ни одна другая область человеческой деятельности, синтезирует глобальные изменения в мире, которых ждет человечество от будущего.

Методом подготовки политика 5-го поколения является интенсивная 6-, 14-, 21-дневная работа, включающая: 1) лекции по психологическим, политическим, юридическим, организационным вопросам (с 9:00 до 13:00 ежедневно); 2) инструктаж по навыкам самостоятельной подготовки к решению практических вопросов (с 14:00 до 16:00); 3) подготовку слушателей к практической работе и зачету в форме презентаций, докладов, дискуссий и др. (с 16:00 до 19:00); 4) исполнение самостоятельной работы и получение зачета по темам лекции текущего дня в форме максимально приближенных к реальности: а) докладов, б) публичных выступлений, в) интервью, г) дискуссий (с 20:00 до 24:00).

Девизом подготовки политиков 5-го поколения избрано утверждение: «Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем» (Гюйо, 2015, с. 35).

Цель подготовки политика 5-го поколения — его способность своими действиями опережать развитие событий, но для этого ему необходимо осуществлять стратегическое прогнозирование на годы и десятилетия вперед, поэтому он обязан иметь Образ того Будущего, что «идет к нему». Фактически профессиональное целеобразование — главный продукт, который ждут от политика люди, чтобы идти за ним. Образ будущего естественно следует из всей логики постглобальных изменений, и побеждает тот, у кого этот образ есть.

Подготовка начинается с анализа высшего уровня цели политической деятельности (окончательная цель по Сократу понимается как предельно мыслимое благо, являющееся основанием цели; по Канту — как нравственная проблема, определение той цели, к которой человеку следует стремиться). Это уровень политического образования, формирования целеобразования для общества, понимания, в каком направлении будут развиваться цивилизация, наука, культура, религия. Целеобразование формируется в четыре этапа: 1) целеполагание —

определение места и уровня развития общества в мировом разделении труда;

2) целенаправленность — направление, в котором будет развиваться общество;

3) целеустремленность — оценка ресурсов, которые можно и нужно задействовать для достижения нового состояния общества; 4) целесообразность — наличие достаточного времени для достижения цели.

Только после этого возможно формулирование среднего уровня цели (по Сократу — общая цель поступка, обосновывающая частную, по Канту — проблема благоразумия, которая обосновывается стремлением к благой цели). Это уровень политической профессии — умения проектировать средства достижения целей, сформулированных на высшем уровне. Для этого необходимы специальные способности и знания, необходимые для обеспечения жизни общества в узкой области политики.

И только тогда допустимо формирование «низшего уровня цели» (по Сократу — частная цель поступка) — проблемы знаний, умений и навыков. Это уже проблема логико-техническая (как и каким образом использовать их для достижения цели). Это уровень политической специальности — использование результатов политики для получения запланированного выше социального эффекта. Используются точность, безошибочность, быстрота, адаптивность будущего политика.

Эмпирически установлено, что самое эффективное средство подготовки политиков 5-го поколения — проектная деятельность (проф. К. Б. Малышев и канд. психолог. наук М. А. Коновалова). Только она обеспечивает высокий уровень вовлеченности слушателя в процесс подготовки в составе малой группы, которая ставит его перед необходимостью самому формулировать цели, планировать свою работу, разрабатывать проект, оценивать его и публично защищать.

Ежедневно каждый слушатель оценивает, что он приобрел в процессе выполнения проектной деятельности, что удалось, а что нет, как можно избежать неудачи в будущем. Выполняя проекты, слушатели осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности. Они учатся самостоятельно находить и анализировать проблемную информацию, применять знания, приобретать опыт решения задач и осуществлять компьютерную презентацию своего доклада, выступления, реплик и пр.

Метод проектов — основное средство в организации творческой самостоятельной работы слушателей. Он разнообразит формы проведения занятий, расширяет творческий потенциал слушателей и повышает их мотивацию к обучению. Проектная деятельность решает задачу индивидуализации обучения, поскольку позволяет учесть характерологические черты личности слушателя, темп его деятельности, уровень развития профессиональной готовности, личное отношение к решаемым проблемам.

Помимо политического образования идет процесс политического воспитания в лучшем смысле этого слова. От политической культуры политика зависит его эффективность в достижении поставленной цели. Но это возможно только при выполнении политиком следующих четырех условий.

1. Служить людям, а не работать и не выполнять обязанности. Под Служением политика как субъекта понимается его способность подчинить свои личные интересы труду во имя других людей с полной самоотдачей как главному делу

своей жизни. Служение дает политику жизненные силы для сохранения ясного и полного сознания, как бы трудно ему ни было отстаивать свои жизненные ценности. Служа он обретает саморегуляцию лидера, проявляющуюся в интенсивности и продолжительности психологического усилия, которые недоступны человеку, не умеющему служить людям. Служение дает человеку умение сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам — свойства, облегчающие жизнь не только им самим, но и окружающим их людям. Служение исключает неуверенность, тревожность, склонность к постоянному самоанализу и самокопанию. Таких людей не беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлять о себе.

2. Служение возможно только при осознании политиком лидером своей Миссии как индивида, которая рождается из чувства любви к людям, своей стране, она порождает смысл жизни политика. Без смысла жизни сознание человека сужается, мутнеет и практически отключается, а его поступки становятся бессмысленными. В этом случае человек утрачивает самоконтроль и действует во вред себе и окружающим. Самоконтроль устанавливает рассогласование между нормами служения политика и его реальными поступками.

3. Политик как индивидуальность успешен, если он выполняет свое Предназначение — стремление привнести в жизнь людей то, чего до него не было, что было непонятным, невозможным. Это стремление к высшей, конечной, абсолютной цели своей жизни. Предназначение порождает цель жизни человека, которая позволяет ему видеть далеко за горизонтом известного, видимого людям. Результатом формулировки своего предназначения является самовоспитание — самостоятельное развитие лидера в избранном им лично направлении.

4. Политик как Личность обладает Призванием, без которого политическая деятельность невозможна. Это непреодолимое влечение лидера к высоким политическим ценностям. В отсутствие жизненных ценностей, в которые свято верит человек, он перестает быть личностью и теряет способность к самоуправлению. Только человек, владеющий самоуправлением, может статью личностью, политиком. Самоуправление зависит от силы веры человека в ценности, имеющие для него жизненное значение. Вера человека всегда имеет формулировку, и она намного сильнее, чем его социальные роли, права и обязанности.

По окончании семинаров, каждый ее участник писал эссе «Проект выпускника семинара».

Структура эссе. Объем — 3-4 страницы, не более. Кратко, лаконично, без эмоций.

Актуальность. Краткое описание состояния одной из областей деятельности для разработки проекта ее улучшения. Использовать свои собственные наблюдения и свой личный опыт, статистические материалы, мнения людей и профессионалов, сравнение с российским и зарубежным опытом — все, что знаете. Описать самое главное: почему эта проблема актуальна сегодня? На что повлияет решение этой проблемы?

Цель проекта. Как вы представляете себе состояние описываемой вами области деятельности после того, как вам поручат ее оптимизацию, улучшение по вашему проекту? Образ Будущего.

Задачи проекта. Задачи — это то, что реально и конкретно надо сделать, чтобы осуществить ваш проект (например, изменить законодательство, финансирование, подготовку кадров, привлечение специалистов, структуру управления или что-то иное).

Методы проекта. Создание правильного отношения к решаемой проблеме в обществе, получение поддержки от руководства, используя инструменты Интернета, СМИ; поиск инициативных кадров; создание общественных организаций; реструктуризация структур управления или создание новых. Что сделать в первую очередь, что во вторую и т. д. Приблизительный план, этапы осуществления вашего проекта.

Средства и ресурсы, необходимые для реализации проекта: идеи, люди, деньги, информация, контакты; сколько, когда, как, кому, для чего, где взять?

Результат проекта — моральные и материальные выгоды, которые получит население после реализации проекта. Что улучшится для населения, экологии, культуры и т. п.? Воплощение образа будущего, к которому приведет реализация вашего проекта.

Новизна проекта. Что нового ваш проект вносит в уже ведущуюся работу по избранному вами направлению деятельности? Что вы намереваетесь делать не так, как делается сейчас? В чем современность, инновационность, конкурентоспособность, эффективность проекта?

принцип 6: классификация будущих ПОЛИТИКОВ по результатам подготовки

По результатам выполнения практических заданий (публичное поведение, оценка качества докладов, презентаций на практических занятиях, участие в круглых столах семинара, качество подготовленных эссе), индивидуального психологического консультирования все участники семинара получали рекомендации для их самостоятельного профессионального определения (М. А. Коновалова, А. И. Юрьев и др.).

Для каждого участника семинара подбиралось одно из направлений общественно-политической деятельности, соответствующее его индивидуальным особенностям. Рекомендации согласовывались с каждым участником семинара, который квалифицировался, как склонный выполнять одну-две из следующих ролей:

— «доводчик» — оценивающий обстановку, педантичный, взыскательный, любящий порядок и одержимый правильностью происходящего;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «оформитель решений» — объединяющий цели, идеи и практические соображения в единый реальный проект;

— «советник» — бесстрастно занимающийся анализом концепций, не позволяющий увлечь себя неразумным планом и выполняющий роль критика, а не творца;

— «новичок со свежим взглядом» — привносящий с собой радикальный подход к разрешению проблем, обладающий самым развитым воображением;

— «душа группы» — популярный, избегающий конфликтов, успокаивающий других и осуществляющий коммуникации;

— «председатель» — слушающий, обобщающий, формулирующий заключение, принимающий решение и комбинирующий человеческие ресурсы группы, имеющий упорядоченный подход к делу и к людям, основанный на самодисциплине;

— «разведчик ресурсов» — осуществляющий связь с реальным миром, быстро узнающий обо всем новом, легко разрешающий возникающие трудности, раскованный, общительный, вызывающий к себе расположение;

— «практик-организатор» — придающий планам реальную, выполнимую форму, преследующий достижение целей в логически рациональной последовательности, организующий практическое выполнение задания.

По окончании семинара все слушатели получали пакет учебников, материалов в электронном виде, который позволит им найти ответ на большинство вопросов, возникающих у них в процессе реальной работы.

заключение

Грандиозные постглобальные изменения предельно ожесточат политическую борьбу между людьми двух противоположных менталитетов — согласных и несогласных с прямым вмешательством человека в функции Бога, в решение о времени его жизни и смерти, модификации его качеств, врожденного внешнего вида, его образа жизни, моральных заповедей и др. История человечества до постглобализации не знала такого масштаба изменений человека, его картины мира, мировоззрения, образа жизни и жизненной позиции, как в наши дни.

Специалисты считают, что сегодня феномен менталитета стал рассматриваться заинтересованными операторами постглобальной политики и транснациональными корпорациями не только как объект изучения, но и в первую очередь как объект управления средствами информационно-психологической экспансии и их модификации (Решетников, 2012; Ракитянский, 2011; Семенов 1997; и др.).

Главной политической проблемой постглобализации стала борьба между двумя непримиримыми менталитетами:

1) менталитет демократический и либеральный, менталитет «детеминиро-ванного человека». Научное обоснование для этого менталитета создали психологи-механицисты (детерминисты) в виде «объяснительной психологии». Они отрицают проблему сознания и объясняют поведения человека на базе инстинктов и навыков. По их мнению, все, что есть в мышлении, раньше было в чувственном опыте. Большинству людей этот менталитет известен по утверждению Дж. Локка, согласно которому человеческая психика — это tabula rasa, на которой «опыт записывает свои письмена» (Локк, 1895). Механицисты не обсуждают процесс мышления и не отвечают на вопрос о том, что отличает поведение животных от сознательной деятельности человека;

2) менталитет клерикальный и патриотический — человека сознательного. Базу для этого менталитета создали психологи-идеалисты (картезианцы) в виде

«описательной психологии». Они признавали и описывали факт перехода от чувственного к рациональному, но отказывались объяснять его. Основоположники этого подхода (Р. Декарт, И. Кант, В. Г. Лейбниц и др.) положили начало нативизму, гештальтпсихологии, в которых восприятие формы и пространства считаются врожденными. В. Дильтей и Э. Шпрангер утверждали, что высший уровень абстрактного поведения (определяется отвлеченными категориями) характерен только для человека. Но этот уровень есть проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека. Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями — свойство духовного мира, имеющееся у человека, но отсутствующее у животных.

Эта борьба снова приобрела черты, сходные с противостоянием язычников и христиан, монархистов и революционеров, которые ни при каких условиях не согласятся друг с другом и готовы применять к оппоненту любые средства подавления: моральные, информационные, экономические, физические. При таком развитии политического процесса политический консенсус становится труднодостижимым. К этому должны быть готовы политики 5-го поколения.

Особая подготовка политиков 5-го поколения требуется потому, что политическая постглобальная борьба вышла за рамки рационального и противоборствующие стороны плохо понимают друг друга. Последствием ликвидации классического образование стал переход множества людей на уровень допо-нятийного мышления, которое характеризуют: эгоцентризм, псевдопонятия (несогласование формы и содержания в предпонятийных структурах), транс-дуктивная (от частного к частному) логика, синкретизм (соединение всего со всем, господство соединительных конструкций), несогласованность инвариантных и вариативных компонентов, неполнота обратных операций, нечувствительность к противоречиям и непонимание переносного смысла. Эффективная политическая деятельность требует от политика 5-го поколения понятийного мышления, т. е.: децентрации, объединения понятийных структур в логические классы, где сочетаются содержание и форма, индуктивной логики (от частного к общему) и дедуктивной (от общего к частному), иерархизованности мышления и господства конструкций подчинения, адекватного соотношения инвариантных и вариативных компонентов, сформированности обратных операций, полноты понимания.

В политическом постглобальном споре должен решиться вопрос о том, ради чего идет борьба. «Ахиллова пята» постглобализации — непонимание ее идеологами феномена счастья, переживания человеком полноты бытия, связанного с его самоосуществлением. Известно, что человек совершенно счастлив, если самоосуществляются все его высшие психические функции. Для счастья, например, должны самоосуществиться его мышление, или воля, или опыт в форме признания, принятия, применения его достижений в профессиональной, в общественной, в личной жизни. Человек счастлив, когда продукты его ума, воли, характера в виде изобретений, произведений, достижений в труде, в личных отношениях обретают потребительную стоимость: их покупают, принимают в дар, ими пользуются, за них благодарят и т. д. Человек счастлив, когда он понят, принят, признан. На вопрос о том, будет ли счастье человека главным ре-

зультатом постглобализации или нет, ответят политики 5-го поколения, решив проблемы постглобализации.

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Л.: Наука, 1977, 379 с. (Ananyev B. G. On Contemporary Human Problems. Leningrad, 1977. 379 p.).

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с. (Ananyev B. G. Man as an Object of Study. Leningrad, 1968. 339 p.).

Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921. 426 с. (Bekhterev V. М. Collective Reflexology. Petrograd, 1923. 426 р.).

Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб.: Типография «Творчество художественной печати», 1911, 22 с. (Bekhterev V. M. The Subject and Goals of Social Psychology as an Objective Science. St. Petersburg, 1911. 22 р.).

Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Психологический портрет политика по индикаторам качеств человеческого капитала // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 3, ч. 2. C. 156-164 (Burikova I. S., Konovalo-va М. А., Pushkina М. А., Yuryev А. I. The Psychological Profile of a Politician Based on the Qualities of Human Capital // Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogics. 2009. Issue 3, part 2. P. 156-164).

Бурикова И. С., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Психология глобальных изменений зрительской аудитории // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 1, ч. 2. С. 36-41 (Burikova I. S., Pushkina М. А., Yuryev А. I. The Psychology of Global Change in Audience // Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. 2009. Issue 1, part 2. P. 36-41).

Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 153 с. (Gan-sen V. А. The Perception of Holistic Objects. Leningrad, 1974. 153 p.).

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с. (Gansen V. А. System Descriptions in Psychology. Leningrad, 1984. 176 p.).

Гюйо Ж. М. Происхождение идеи времени. М.: URSS, 2015. 80 с. (GuyauJ. M. The Origin of the Idea of Time. M.: URSS, 2015. 80 p.).

Клинтон Б. Моя жизнь. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 1088 с. (Clinton B. My Life. M.: Alpina Business Books, 2005. 1088 p.).

ЛоккДж. Опыт о человеческом разумении. М.: Мысль, 1985. 623 с. (Lokk J. An Essay Concerning Human Understanding. M.: Mysl', 1985. 623 p.).

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Политиздат, 1983. 3833 с. (Marks K. Capital. Critique of Political Economy. M.: Politizdat, 1983. 3833 p.).

Ракитянский Н. М. Понятия сознания и менталитета в контексте политической психологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 6. С. 89-102 (Rak-ityanskiy N. M. The Concepts of Consciousness and Mentality in the Context of Political Psychology // Vestnik of Moscow University. Series 12. 2011. N 6. P. 89-102).

Решетников М. М. Психологические факторы развития и стагнации демократических реформ. Рукопись. 2012 (ReshetnikovM. M. Psychological Factors of Development and Stagnation of Democratic Reforms. Manuscript. 2012).

Семёнов В. Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 4. С. 59-67 (Semenov V. E. Typology of Russian Mentality and Ideology of Immanent Russia // Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 6. 1997. Issue 4. P. 59-67).

Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛКИ, 2008, 168 с. (Suhodolsky G. V. The Foundations of the Psychological Theory of Action. Leningrad: LKI, 2008. 168 p.).

Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. Л., 1992. 232 с. (YuryevA. I. An Introduction to Political Psychology. Leningrad, 1992. 232 p.).

Юрьев А. И. Психологические основы политологии // Политические институты в современном мире: матер. всерос. науч. конф. с международным участием. 10-11 декабря 2010 г СПбГУ / под общ. ред. С. Г. Еремеева, О. В. Поповой. СПб., 2010. С. 393-395 (Yuryev A. I. The Psychological Grounds of Political Science // Political Insitutes in Today's World: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with International participation. 10-11 Dec 2010. St Petersburg State University / ed. by S. G.Yeremeev, O. V. Popova. St. Petersburg, 2010. P. 393-395).

Юрьев А. И. Психолого-политические угрозы глобализации // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. Вып. 3. С. 131-142 (Yuryev A. I. Psycho-Political Threats of Globalization // Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 6. 2006. Issue 3. P. 131-142).

Юрьев А. И. Системное описание политической психологии, СПб.: СПбГИ им. Г. В. Плеханова, 1996. 166 с. (Yuryev A. I. System Description of Political Psychology. St. Petersburg: SPbGPI named after G. V. Plekhanov, 1996. 166 р.).

Юрьев А. И., Коновалова М. А. Открытие политики как предмета психологии // Матер. V междунар. науч. студенч. конф. СПб., 2004. С. 6-21 (YuryevA. I., Konovalova M. A. Discovering Politics as a Subject of Psychology // Proceedings of the V International Scientific Students' Conference. St. Peretsburg, 2004. P. 6-21).

Lipset S. M. Political Man: The Social Bases of Politics. Garden City, New York: Anchor Books, 1960. 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.