2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 6 Вып. 3
ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 35
И. С. Бурикова, М. А. Коновалова, А. И. Юрьев
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПОЛИТИКОВ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ ЧИСЛА УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ КАДРОВЫХ КЛУБОВ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье представлены теория и методология подготовки нового поколения политиков из числа молодежного кадрового резерва регионов. В теории изложена модель изменений политики под влиянием глобализации и постглобализации и предложена модель политики как профессиональной трудовой деятельности, требующей особой системы подготовки. Описана система кадрового резерва как механизм поиска потенциальных политиков. В качестве метода подготовки пятого поколения политиков используется схема реализации проектного метода для формирования необходимой структуры личности национального лидера, способного к эффективной деятельности в период глобальных изменений в мире и стране. Библиогр. 16 назв. Табл. 5. Ил. 1.
Ключевые слова: метод поиска и отбора политиков, кадровый резерв региона, модель будущего политика, пятое поколение политиков.
I. S. Burikova, M. A. Konovalova, A. I. Yuriev
EXPERIENCE OF FIFTH GENERATION POLITICIANS TRAINING AMONG THE REGIONAL YOUTH PERSONNEL CLUBS PARTICIPANTS
This paper presents the theory and methodology of training a fifth generation of politicians from among the regional youth personnel reserve. In theory, the model set out policy changes under the influence of globalization and post-globalization. Data was gathered regarding the changes necessary to train a new generation of politicians. A model policy as a professional work requiring special training system was developed along with a system of personnel reserve as a mechanism to search for potential
Бурикова Инга Сергеевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Коновалова Мария Александровна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Юрьев Александр Иванович — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Burikova Inga S. — PhD, Senior Researcher, St. Petersburg State University, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Konovalova Maria A. — PhD, Senior Researcher, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Yuriev Alexander I. — PhD, doctor of psychology Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
politicians. As a method of training a new generation of politicians, we used the design scheme of the method for forming the required personality structure of the national leader, capable of effective activity in the period of global changes in the world and in the country. Refs 16. Tables 5. Fig. 1.
Keywords: method of search and selection of politicians, the regional personnel reserve, the model of the future politician, the fifth generation of politicians.
Актуальность проблемы кадрового политического резерва для деятельности в условиях постглобализации
Во всем мире идет естественная смена поколений, а главное — смена эпох, к которой надо готовить молодых людей, будущих политиков и государственных служащих. Новый этап политической жизни в России будет более радикальным, чем этапы 1991-1993 гг., 2000 г. Сегодня «устали» и отходят от активной политической деятельности поколения, участвовавшие в перестройке, событиях путча, приватизации, штурме и защите Белого дома, уходе Ельцина и т. д. Вольно или невольно в события, которые начнутся после 2016 г., будут вовлечены молодые люди — ровесники крушения СССР, о котором они знают не больше, чем Грибоедов о «временах Очакова и покорения Крыма».
Более того, они усвоили неприязнь к политике со школьных лет в результате совершенно безобразной ее представленности в общественном мнении. Однако им не избежать включения в политику из-за грандиозных изменений, которые претерпит весь мир, и Россия в том числе. Молодым политикам придется брать на себя ответственность за жизнеобеспечение страны и свое собственное в совершенно новых обстоятельствах, в которых никто ранее не жил. Когда начнутся глобальные изменения, у них уже не будет выбора и времени чему-либо учиться, чтобы понять, как надо действовать для сохранения личной и общественной жизни. Они станут политическими и государственными лидерами, чтобы сейчас они ни думали и ни говорили по этому поводу. Но для этого они должны быть готовы предвосхищать то, что будет происходить, и уметь практически действовать в новых условиях.
Новое поколение политиков надо готовить «не вообще», а для вполне конкретных тенденций, условий и обстоятельств, которые уже «в доме», а большинство людей этого не замечают. Каждые 20-25 лет полностью обновляются как политика, так и техника, вооружение, научные знания, окружающая среда, практически все. Эти циклы мелькают, как железнодорожные станции за окном, и остаются в прошлом навсегда. Совершенно очевидно, что новизна современной политики требует радикальной переподготовки людей, которые в ней работают. Главными становятся умение работать на опережение, способность строить свою работу в настоящем, предвидя будущее, исходить из стратегического прогноза на 15-50 лет вперед, умение мечтать, представлять и проектировать будущее за десятки лет до его наступления и завершения проекта своей политической мечты. В политике, как и в шахматах, побеждает тот, кто предвидит партию на большее количество ходов. Формирование программы подготовки пятого поколения политиков строится на материалах аналитических и футурологических исследований ученых, на собственных психолого-политических исследованиях реальной политики [1], понимается с позиций школы системного целостного описания объектов Б. Г. Ананьева [2; 3] и В. А. Ганзена [4].
Необходимость: постглобальные изменения в мире, к которым надо готовить новое поколение политиков
Сегодня множество людей успешно адаптировались к изменившейся среде, с наслаждением путешествуя по миру, дегустируя невиданные фрукты и кухни разных стран и народов, загорая на недоступных раньше пляжах тропических морей, забыв о чтении книг, традициях предков. Не будучи политиками, они не замечают того, о чем пишет, например, Наоми Кляйн в книге «Доктрина шока», отмечая обратную сторону глобальных изменений: «На протяжении трех десятилетий Фридман и его влиятельные последователи оттачивали именно такую стратегию: дождаться глубокого кризиса, потом распродать обломки государства частным игрокам, пока граждане еще не пришли в себя от пережитого шока, а затем быстренько сделать эти "реформы" устойчивыми» [5, с. 8]. Она цитирует апологета глобализации Фридмана: «...только кризис — подлинный или воображаемый — ведет к реальным переменам. Когда такой кризис возникает, действия людей зависят от их представлений. И в этом, полагаю, заключается наша главная функция: создавать альтернативы существующим стратегиям, поддерживать их жизнеспособность и доступность до тех пор, пока политически невозможное не станет политически неизбежным» [5, с. 8-9]. Наоми Кляйн пишет: «Фридман предсказывал, что скорость, неожиданность и масштаб экономических сдвигов вызовут психологическую реакцию населения», которая «облегчит процесс урегулирования». Он придумал название для такой болезненной тактики: экономическая «шоковая терапия» [5, с. 9].
Глобализация выполнила свою миссию, создав мир без границ, и во все страны и концы света хлынули неуправляемые потоки информации, денег, мигрантов и туристов, дешевых товаров и формирований частных военных компаний (ЧВК). Человек буквально затоплен информацией, его жизнь заполнена встречами с людьми, товарами, возможностью добыть денег и получить все, что ему даже не снилось в его простой и ясной жизни до глобализации. Уже случилось то, чего боялись антиглобалисты. В конце ХХ в. огромные массы высокообразованных и высококвалифицированных людей в России оказались ненужными, лишними, потому что высокотехнологичные производства турбин, дизелей, материалов для ракетно-космической отрасли и др. были остановлены, распроданы, тем самым были исключены из жизни страны научно-техническое творчество и миллионы людей с исключительными талантами и блистательным образованием.
Постглобализация принялась за главное дело Новейшей истории: радикально изменять человека, сделав так, чтобы он забыл все, что было до времен постглобализации, и толерантно усваивал новое представление о себе самом, своей новой жизни, новой картине мира (см. табл. 1). В первую очередь постглобализация стирает из образования и воспитания гуманитарные знания и гуманитарные представления о человеке. Она делает из человека объект, подобный животному или техническому устройству, для того чтобы регулировать его теми же методами, что и технические системы, и лечить теми же методами, что и животных. Ни один политик и ни одна политическая сила не одобряют автоматически вычисленный вывод постглобальной экономики: уменьшение человечества вдвое или втрое ничего не ухудшит на планете, а экономически, экологически и социально только улуч-
Таблица 1. Психолого-политические изменения в жизни людей, создаваемые постглобализацией
ПОЛИТИКА — синтез постглобальных изменений Тотальный контроль над ресурсами (сокращение производства и потребления — цивилизация) Тотальный контроль над информацией (преобразование образования и воспитания — культура)
Тотальный контроль над знаниями (контролируемый допуск к открытиям и их применению — наука) — Публикация открытий, соответствующих редакционной политике изданий; — признание открытия только после его публикации в англоязычных изданиях; — управление исследованиями через избирательное выделение грантов; — выделение грантов для отвлекающих квазитем; — увод фундаментальной науки в закрытые источники; — закрытие чужих научных центров и учреждений — Перевод образования и общения во всем мире на английский язык; — разрушение классического образования (ЕГЭ, Болонский процесс); — передача ТВ и Интернету функции формирования знаний, культуры и морали; — концентрация настоящего образования в 5 % университетов мира; — массовая подготовка пользователей знаний и сокращение элиты создателей нового знания
Тотальный контроль над моралью (вытеснение социального и духовного — религия) — Переход на режим «распределительной экономики»; — квотирование пищевых и энергоресурсов; — зачистка территорий от избыточного населения; — создание трудностей для воспроизводства населения (отрицание пола, брака, семьи, понятий «отец» и «мать») — Передача воспитания из школ «коллективному педагогу» (ТВ, Интернет, масс-культура); — размывание представлений о добре и зле; — создание непреодолимого разрыва между элитами и населением; — доминирование эстетики отвратительного над эстетикой гармоничного; — подмена религии магией
шит. Тем не менее без политических деклараций об изменении статуса человека как высшей ценности «преступления против человечности» перестали замечаться («убийства, истребления, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет» — этим определением руководствовался суд в Нюрнберге) [6]. В разных точках постглобальной планеты мирных людей безжалостно массово истребляют в локальных, гибридных и других войнах с такой же жестокостью, как это делали преступники, осужденные в Нюрнберге. Мировое сообщество в лице, например, Совета Безопасности ООН лицемерно осуждает преступления против человечности, но использует этот инструмент политики в политических интересах великих государств.
Фактически в мировой политике возникло понятие «ненужных», «лишних людей», которых не жалко, которых незачем рожать, лечить, кормить, учить, давать
им работу. Через СМИ нагнетается атмосфера конкуренции между людьми и странами, конкуренции, а не сотрудничества, абсолютно во всем, даже в области искусства и науки, где талант или гениальность нельзя измерить и сравнить, в отличие, например, от результатов спортивных состязаний или соревнования по стрижке овец. Взамен дискриминации сословной, национальной, расовой, классовой появилась дискриминация по рейтингам, по эффективности или рентабельности, которая ведет к тому же, чем закончились все предыдущие попытки «сортировки» людей на «нужных» и «ненужных», «полезных» и «вредных», как в Третьем рейхе.
Теоретические предпосылки для нового опыта подготовки кадрового политического резерва Российской Федерации
В процессе ликвидации СССР была не только разрушена система политического кадрового резерва, но и сформировано крайне негативное представление о системе подготовки людей для политической деятельности как порочном явлении. Поэтому были полностью уничтожены высшие партийные школы, школы марксизма-ленинизма и всё остальное, имеющее отношение к подготовке профессиональных политиков. Однако жизнь после 1991 г. показала, что подготовка к политической деятельности необходима. Основная масса нынешних проблем современной России вызвана крайним дефицитом подготовленных политических кадров. Кадровый резерв в политике — это не носители диплома о высшем образовании, а люди, соответствующие требованиям психограммы и профессиограммы труда политика как профессиональной трудовой деятельности. На разных уровнях во многих регионах сегодня создаются совершенно разные системы подготовки кадрового резерва.
Политическая деятельность — это особая, отдельная профессиональная трудовая деятельность, требующая специальной подготовки, и начинать готовить специалистов в этой области нужно как можно раньше (см. рис.).
Есть профессиограмма политика, которая определяет все: и поиск, и подбор, и подготовку, и его деятельность. Немногие знают, что для принятия политического решения политик совершает множество операций: обнаруживает, инспектирует, наблюдает, читает, обозревает, различает, опознает, распределяет по категориям, классифицирует, анализирует, выбирает, сравнивает, оценивает, планирует, советует, отвечает, сообщает, направляет, указывает, информирует, инструктирует, запрашивает, передает, активизирует, берет ответственность на себя и т. д.
Труд политика имеет потребительную стоимость: то, в чем жизненно нуждается общество. Продукт труда политики имеет стоимость: происходит расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера на запредельном уровне возможностей человека, часто приводя к стрессам, срывам, депрессиям.
Поэтому, во избежание трагических ошибок, на основе профессиограммы делается психограмма труда политика: указание необходимых и достаточных психофизиологических, психологических, интеллектуальных затрат. Политик — прежде всего личность, которая ориентируется на ценности, за которые готова умереть. Он индивидуальность с четко сформулированными целями и ясной научной картиной мира. Он субъект труда, способный работать за пределами своих физиче-
3 сопряжение технология
(политические технологии)
Политическая деятельность как профессиональная трудовая деятельность: а, б, в — элементы классической структуры производительных сил (в скобках — психологическое содержание этих элементов для случая политического труда). 1, 2, 3 — сопряжения элементов структуры политических сил, производящих продукт политического труда.
Источник: [7]
ских и психологических возможностей. Это человек, знающий, в чем смысл жизни, и умеющий любить людей. Это все обеспечивается его необходимым и достаточным уровнем мышления, представлений, памяти, речи, воли и др.
В контексте опыта переподготовки политических кадров политика определяется как синтез глобальных изменений. Постглобализация осуществила грандиозные изменения жизни и человека: 1) изменения всей современной цивилизации (системы активного и реактивного регулирования), 2) изменения мировой культуры на основе телевидения, Интернета (системы активного и реактивного отражения), 3) изменения науки, овладевшей ядерной энергией, генной инженерией (системы активного и рационального поведения), 4) изменения всех религий, проявившиеся в появлении саентологии, мунизма и в политизации классических религий (системы реактивного регулирования и отражения). Иными словами, глобализация стала оказывать на человека и общество такое давление, которое намного превосходило влияние политической идеологии и традиционной морали, «прозевавших» своего главного противника — глобализацию [8].
Психологически это проявилось в изменении: а) жизненной позиции людей, точнее — субъектов труда, игры, познания, общения, их жизненной силы и способности к саморегуляции; б) картины мира, что существенно изменило психологию индивидуальности, цель жизни человека и его способности к самовоспитанию; в) образа жизни людей — точнее индивидов, смысла их жизни и способности к самоконтролю; г) мировоззрения, что привело к изменениям личности, жизненных ценностей и способности самоуправления (см. табл. 2).
Таблица 2. Политика как синтез глобальных изменений, модифицирующих психологию политика
ПОЛИТИКА — синтез глобальных изменений Изменения ЦИВИЛИЗАЦИИ Материальное регулирование поведения Изменения КУЛЬТУРЫ Поведение как идеальное отражение
Изменения НАУКИ Активное и рациональное поведение ПОЛИТИК КАК СУБЪЕКТ труда, игры, познания, общения Носитель жизненной позиции (активное регулирование) ПОЛИТИККАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Носитель картины мира (активное отражение)
Изменения РЕЛИГИИ Поведение реактивное и интуитивное ПОЛИТИК КАК ИНДИВИД Носитель образа жизни (реактивное регулирование) ПОЛИТИК КАК ЛИЧНОСТЬ Носитель мировоззрения (реактивное отражение)
К постглобальным изменениям люди относятся по-разному: личности формируют, творят соответствующую политику, субъекты ее исполняют, личности распространяют, индивиды ей повинуются. В результате такого неизбежного соприкосновения человека и политики естественным и непреднамеренным образом каждый человек становится «человеком политическим». Это понятие ввел С. Лип-сет [9]. Фактически каждый человек периодически «сталкивается» с политической властью, и это вызывает у него специфические мысли, чувства, переживания и побуждает его к вполне реальным поступкам, действиям, формируя специфическую психологию политического поведения. Феномен формирования политического человека и общества ранее описали В. М. Бехтерев в «Коллективной рефлексологии» [10], а до него — такие выдающиеся исследователи, как Г. Тард [11], В. К. Случевский [12], И. И. Добровольский [13], еще в 1893 г. были переведены на русский язык труды С. Сиголе «Преступная толпа», Г. Лебона «Психология народов и масс» и др. Как в инженерной психологии рассматривается «человек-оператор» — элемент системы «человек—техника—среда», так в политической психологии изучается и формируется «политический человек» — элемент системы «человек—политика—власть». Это и есть основа целостного системного формирования нового поколения политиков.
Структура психики человека очень легко совмещается со структурой политологии. Даже самый беглый взгляд показывает, что все элементы структуры политологии однозначно совпадают с соответствующими им элементами структуры психики человека. Так, государство как политический институт пересекается с властью на субъекте труда, познания, общения для его активного регулирования и адаптации к любым политическим изменениям, в том числе и к постглобальным. В системном описании психики человека В. А. Ганзена это регулирование воли субъектов, их мотивов и действий. Аналогичным образом государство и народ (социальная политика) пересекаются с индивидом для осуществления его реактивного регулирования. Точнее, регулирования его аффективного состояния, его эмоций и чувств (см. табл. 3).
В свою очередь, гражданское общество пересекается с властью на психологической категории, именуемой индивидуальностью, для активного отражения
политики теми, кто воспринимает ее, используя для этого свое мышление, речь и представления. Здесь нужны знания по психологии. А в случае, когда гражданское общество пересекается с народом, порождается психологический феномен личности — реактивно отражающей политику на основе перцепции, ощущений и восприятия политики. Именно личности формируют политические партии, общественно-политические движения, политическую культуру и др.
Связь политологии с психологией позволяет решить проблемы адаптации, потому что политика во все века имела только одно предназначение: создать политические инструменты, которые делали бы поведение человека и общества адекватным условиям жизни в конкретном месте в конкретное время. Политика обязана предложить людям смысл жизни, ценности, которые обусловливают их поведение, цель жизни; определить масштаб необходимых для достижения намеченной цели усилий.
Таблица 3. Теоретическое совмещение структуры психологии и политологии, которые порождают друг друга в процессе реального взаимодействия человека и политики
ПОЛИТОЛОГИЯ как наука об управлении поведением человека и общества ГОСУДАРСТВО как политический институт РЕГУЛИРОВАНИЯ поведения человека и общества ГРАЖД. ОБЩЕСТВО как политический институт ОТРАЖЕНИЯ политики человеком и обществом
ВЛАСТЬ (легитимность, эффективность, функции и структура, механизм, разделение властей и др.), обеспечивающая АКТИВНОСТЬ государства и гражданского общества Политика как активное регулирование субъекта (Воля: мотив и действие) Политика, как ее активное отражение индивидуальности (Мышление: речь и представление)
НАРОД (Социальные основы политики), РЕАКТИВНО реагирующий на государство и гражданское общество Политика как реактивное регулирование состояния и поведения индивида (Аффект: чувства и эмоции) Политика как ее реактивное отражение состояния и поведения личности (Перцепция: ощущения и восприятие)
Только принятый людьми смысл жизни позволяет преодолеть страх, порождающий ненависть, панику, убийства и разрушения. Только ценности жизни прорывают одиночество человека и целых групп «ненужных людей», позволяя им вернуться в общество. Только цель жизни преодолевает скуку, парализующую интерес к жизни, отбрасывающий их в пещеры. Только служение людям позволяет преодолевать человеку и обществу все трудности, препятствия и делает их все сильнее и сильнее.
Методический опыт подготовки нового поколения политиков
Девизом подготовки нового поколения политиков избрано утверждение: «Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем» [14, с. 35].
Подготовка политика предполагает преодоление бытовых и вульгарных мнений о политике «как грязном деле», в то время как в действительности она является вер-
шиной научной мысли. Достижения политики, обеспечившей развитие наук, техники, образования, культуры, многократно больше политических неудач в виде войн, репрессий, кризисов и т. п. Именно политики принимали решения о развитии литературы, искусства, освобождении человека от непосильного физического труда, защите его от эпидемий, создании комфортных и невероятно интересных условий жизни. Политика, и ни одна другая область человеческой деятельности, синтезирует глобальные изменения в мире, которых ждет человечество от будущего. Политическая борьба опирается на изменения цивилизации, культуры, науки и религии [15].
Подготовка начинается с описания высшего уровня цели политической деятельности (окончательная цель по Сократу: «Такое предельное мыслимое благо, которое является основанием цели»). По Канту, это нравственная проблема, определение той цели, к которой человеку следует стремиться. Это уровень политического образования, формирования целеобразования для общества, понимания, в каком направлении будут развиваться цивилизация, наука, культура, религия. Целеобра-зование формируется в четыре этапа. Первый этап целеобразования — целепола-гание — начинается с определения места политического общества в ряду других, уровня развития и его роли в мировом разделении труда. Второй этап целеобразо-вания — целенаправленность — выбор направления, в котором будет развиваться общество. Третий этап — целеустремленность — оценка ресурсов, которые можно и нужно задействовать для достижения нового состояния общества. И, наконец, четвертый этап — целесообразность, которая заключается в наличии достаточного времени для достижения избранной цели.
Только после этого возможно формулирование среднего уровня цели (по Сократу, общая цель поступка, обосновывающая частную). По Канту, это проблема благоразумия, которая обосновывается стремлением к благой цели. Это уровень политической профессии — умения проектировать средства достижения целей, сформулированных на высшем уровне. На этом этапе необходимы специальные способности и знания в области профессиональной политики, необходимые для обеспечения жизни общества.
И только тогда допустимо формирование «низшего уровня цели» (по Сократу, частная цель поступка), к нему относится проблема знаний, умений и навыков. Это уже проблема логико-техническая: как и каким образом использовать их для достижения цели? Это уровень политической специальности — использование результатов политики для получения запланированного социального эффекта. На этом уровне используются точность, безошибочность, быстрота, адаптивность будущего политика.
Политик отличается от других людей в первую очередь способностью своими действиями опережать развитие событий, но для этого ему необходимо осуществлять стратегическое прогнозирование на годы и десятилетия вперед, а значит он обязан иметь образ того будущего, к которому идет. Фактически это профессиональное целеобразование — главный продукт, который ждут от политика люди, чтобы идти за ним. Системный научный анализ целостных явлений позволяет создавать этот образ. Образ будущего естественно следует из всей логики постглобальных изменений, и побеждает тот, у кого этот образ есть.
Результатом подготовки человека к политике как к профессиональной трудовой деятельности являются его устойчивость к стрессам постглобализации, уме-
ние формулировать научно обоснованные цели, предвосхищать развитие политических событий и опережать их своими действиями. Но этот результат достигается в том случае, если помимо знаний в области экономики, производства, юриспруденции, философии и др. политик осуществляет свою человеческую миссию, свое призвание, предназначение и служение обществу (см. табл. 4). Причем делает это независимо от техногенных или экологических изменений на планете любого масштаба [16]. Только политика нового поколения способна удержать в повиновении колоссальные массы людей и организовать их трудовую и личную жизнь.
Таблица 4. Структура личности национального лидера, необходимая для эффективной деятельности в период глобальных изменений в мире и стране
ПОЛИТИКА — синтез глобальных изменений Изменения ЦИВИЛИЗАЦИИ Сокращение потребления и численности населения Изменения КУЛЬТУРЫ Подмена духовных ценностей телесными наслаждениями
Изменения НАУКИ Доминирование рационального над иррациональным СЛУЖЕНИЕ субъекта (саморегуляция) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ индивидуальности (самовоспитание)
Изменения РЕЛИГИИ Размывание норм жизни, созданных всеми религиями мира МИССИЯ индивида (самоконтроль) ПРИЗВАНИЕ личности (самоуправление)
Под служением политика понимается его способность подчинить свои личные интересы труду во имя других людей с полной самоотдачей, как главному делу своей жизни. Только служение дает человеку жизненные силы для сохранения ясного и полного сознания, как бы трудно ему ни было отстаивать свои жизненные ценности. В результате служения развивается саморегуляция лидера, заключающаяся в способности к интенсивному и продолжительному психологическому усилию, которое проявляется как сила воли, мышления, страстей. Служение дает человеку умение сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам — свойства, которые облегчают жизнь не только им самим, но и окружающим их людям. Служение исключает неуверенность, тревожность, склонность к постоянному самоанализу и самокопанию. Таких людей не беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлять о себе.
Служение базируется на осознании лидером своей миссии, которая основана на любви к людям, своей стране, ответственности перед ними, — это является смыслом жизни национального лидера. Без смысла жизни сознание человека сужается, мутнеет и практически отключается — и все его поступки становятся бессмысленными. В этом случае человек утрачивает самоконтроль и действует во вред себе и окружающим. Самоконтроль устраняет рассогласование между тем, что надо делать лидеру, и его реальными поступками. Без самоконтроля невозможно избежать ошибок в своей деятельности.
Чтобы выполнить свою миссию, политик понимает свое предназначение — стремление привнести в картину мира то, что до него было неизвестно, непонятно, невозможно. Это стремление к высшей, конечной, абсолютной цели своей жизни. Именно предназначение порождает цель жизни человека, которая позволяет ему видеть далеко за горизонтом известного, видимого всем, понятного другим людям. Результатом формулировки своего предназначения является самовоспитание — самостоятельное развитие лидера в избранном им лично направлении.
Политик, как Личность обладает призванием лидера, без которого служение невозможно. Это непреодолимое влечение лидера к высоким жизненным ценностям. Если ценности отсутствуют или мелки, то сознание человека сужается до животного предела. В отсутствие жизненных ценностей, в которые он свято верит, человек перестает быть личностью и теряет способность к самоуправлению. Только человек, обладающий самоуправлением, может статью личностью, политиком. Самоуправление зависит от силы веры человека в ценности, имеющие для него жизненно важное значение. Вера человека всегда имеет формулировку, и она намного сильнее, чем его социальные роли, права и обязанности.
Педагогический опыт подготовки нового поколения политиков из числа молодежного кадрового резерва
Для проведения семинаров с членами молодежного кадрового резерва (МКР) был разработан «проектный метод интенсивной подготовки кандидатов для кадрового резерва региона». Для членов МКР была разработана системная подготовка к возможному назначению на вакантные должности структурах общественной деятельности или государственной службы. Это интенсивная шестидневная подготовка, включающая: 1) лекции по психологическим, политическим, юридическим, организационным вопросам; 2) инструктаж по навыкам самостоятельной подготовки к решению практических вопросов; 3) подготовку слушателей к практической работе и зачету в форме презентаций, докладов, дискуссий и др. Исполнение самостоятельной работы и получение зачета по темам лекции текущего дня в форме максимально приближенных к реальности: а) докладов, б) публичных выступлений, в) интервью, г) дискуссий.
Наиболее эффективным средством, позволяющим обеспечить реализацию этих подходов в подготовке кадров, является проектная деятельность (по материалам ученика проф. В. А. Ганзена, проф. К. Б. Малышева, и к. пс. н. М. А. Коноваловой). Проектная деятельность обеспечивает высокий уровень вовлеченности слушателя в процесс подготовки в составе малой группы, ставит его перед необходимостью самому ставить цели, планировать свою подготовку, разрабатывать проект, оценивать его и публично защищать.
Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность. Каждый слушатель оценивает, что он приобрел в процессе выполнения проектной деятельности, что удалось, а что нет, как можно избежать неудачи в будущем. Выполняя проекты, слушатели осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности. Они учатся самостоятельно находить и анализировать проблемную информацию, применять знания, приобретать опыт решения задач, и осуществлять компьютерную презентацию своего доклада, выступления, реплик и пр.
Проектная деятельность решает задачу индивидуализации обучения, поскольку позволяет учесть характерологические черты личности слушателя, темп его деятельности, уровень профессиональной готовности, личное отношение к решаемым проблемам.
Проект предусматривает решение следующих задач:
— формирование нового взгляда на себя, свои намерения у слушателей — представителей постглобального поколения будущих общественных деятелей и государственных служащих, проектирующих свою жизнь в категориях смысла жизни, ценностей жизни и целей жизни;
— ознакомление слушателей с постглобальными изменениями в стране и в мире, влияющими на картину мира, мировоззрение, образ жизни, жизненную позицию масс людей таким образом, что для исполнения ими своих обязанностей потребуются дополнительные знания, умения и навыки;
— модификация представлений будущих общественных деятелей и государственных служащих о предстоящей работе в терминах исполнения своей миссии, осознания своего призвания, понимания своего предназначения и своего труда как служения людям и стране;
— ориентация слушателей в политической картине мира, современном российском праве, правилах техники безопасности при исполнении своих полномочий и недопущение ошибок в личной и профессиональной жизни на основе самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания;
— введение в организацию общественно-политических структур, определяющих содержание и направление жизни страны: политических партий России, их программ, идеологии, стратегии: целей, средств и результатов их деятельности;
— развитие конкурентоспособности слушателей в конкретных ситуациях публичного поведения в форме презентаций своих проектов, выступлений, докладов, интервью, дискуссий с использованием методов внушения, убеждения, доказательства и принуждения;
— развитие профессионально значимых личностных качеств слушателей для эффективной деятельности на одном из направлений общественной деятельности и государственной службы, наиболее адекватном психологическим особенностям каждого из них;
— ознакомление слушателей с максимально возможным для шестидневного семинара объемом сведений по психологии профессиональной деятельности, политической психологии, политологии, праву, основам личной и служебной безопасности, которые должны служить материалом для их проектной деятельности в процессе обучения.
Для выполнения проекта необходимо стимулировать работу слушателей методом групповой учебно-практической деятельности в процессе выполнения ежедневного конкретного проекта, избранного группой или порученного преподавателем (см. табл. 5).
Главное в семинарах — знания, умения и навыки понимать людей и мотивировать их в постглобальных условиях так, чтобы они полно и точно исполняли
Таблица 5. Дидактика вовлечения участников семинаров в творческое понимание проблем политической реальности
Этапы каждого рабочего дня семинара Деятельность слушателей семинара Деятельность преподавателя семинара Формируемые у слушателей компетентности по теме каждого преподавателя
1. Мотиваци-онно-целевой Целеобразова-ние и составление плана действий Создает проблемную ситуацию — Способность осознавать социальную значимость своей будущей деятельности с точки зрения ее смысла, ценностей и целей; — способность к устной и письменной коммуникации; — способность анализировать проблемы постглобализации, выявлять их сущность, искать их решения
2. Проектиро- вочно-иссле- довательский Формирование микрогрупп. Распределение обязанностей, планирование проектов на уровне семинара Помогает в распределении обязанностей — Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере анализируемой проблемы; — готовность решать проблему имеющимися средствами и ресурсами, формулируя свои цели, доступные средства и практические результаты своего решения
3. Практический Сбор материала по заданной теме. Оформление презентации и текста презентации Помогает в ситуациях затруднения, консультирует — Готовность к сбору, анализу и систематизации информации, анализируя постглобальную картину мира, мировоззрение, жизненную позицию и образ жизни; — способность организовывать информацию и свои решения в форме презентаций, выступлений, докладов, интервью, дискуссий; — готовность к практической работе по обсуждаемой проблеме; — способность к взаимодействию, сотрудничеству с коллегами и оппонентами по поставленной проблеме
4. Контрольный Представление каждой микро-группой презентации, доклада, выступления по заданной теме Ставит проблемные вопросы, помогает выявить проблемные вопросы — Способность осознавать значимость теоретического и методического знания для практического выполнения своей будущей службы; — способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; — способность к устной и письменной коммуникации
5. Презентационный Представление результатов групповой работы Делает акцент на наиболее интересной и важной информации — Способность к устной и письменной коммуникации; — готовность к взаимодействию с коллегами и оппонентами, к осуществлению психолого-политического понимания постглобальных процессов в регионе, стране и мире; — способность сохранять новый постглобальный стиль своей деятельности в ситуациях непонимания, отвержения, критики
Этапы каждого рабочего дня семинара Деятельность слушателей семинара Деятельность преподавателя семинара Формируемые у слушателей компетентности по теме каждого преподавателя
6. Аналитико-рефлексивный Самооценка, оценка работы членов микрогруппы, рефлексия Ставит проблемные вопросы, помогает в определении перспектив — Способность соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; — способность определять степень реализации своих возможностей; — способность объективно оценивать личностные достижения; — готовность осознавать значимость своей будущей деятельности
свой профессиональный долг, сохраняя свою честь и не вызывая упреков в потери совести. Если будет понимание того, что люди — главный инструмент в решении любых задач, то цели семинара достигнуты.
Практический опыт подготовки молодых политиков пятого поколения
1. Подготовка осуществляется в рамках молодежного кадрового резерва, т. е. состоящего из молодых людей, замеченных по их общественной активности и психологическим характеристикам, но не имеющих достаточного профессионального опыта из-за своего юного возраста. Активные люди из числа молодежи были отобраны и прошли тестирование, в результате которого обнаружены их психологические особенности и предрасположенность к разным видам политической деятельности, что необходимо учитывать при определении их дальнейшей карьеры. Отобраны для включения в кадровый резерв люди, отличающиеся достаточным уровнем интеллекта, эмоциональной устойчивости, социальной активности, умением работать в Интернете, искать информацию, ее анализировать и обобщать. Это люди разных возрастов, национальностей из разных социальных слоев: адекватные, адаптивные, творческие, коммуникабельные.
2. Целью работы являлась подготовка сплоченных групп единомышленников из числа местной молодежи, прошедшей социально-психологический отбор для включения их в политическую деятельность по мере необходимости. Цель была достигнута — группы знакомы друг с другом, обмениваются опытом, информацией и получают от преподавателей все необходимые материалы для самообразования.
3. Задачей стало создание у кандидатов мотивации для участия в политической деятельности, личных планов на будущее в рамках единой политической позиции. Задача создания мотивации выполнена, личные планы сформированы, создана единая позиция слушателей семинаров — как патриотов своего региона и России.
4. Лекции. За шесть суток работы общественно-политический кругозор участников семинаров расширен до уровня выпускников федерального университета, что позволяет им самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, сохраняя уверенность и волю к исполнению своей миссии. С помощью лекций по политологии, политической психологии, юриспруденции слушатели получили представление о функционировании государства, власти, политики.
5. Практика. Все полученные знания были проверены на ежедневных тренингах публичных выступлений, дискуссий, интервью, круглых столов. Каждый участник пять раз выступал по ходу семинара со своим сообщением перед микрофоном, телекамерой, аудиторией.
6. Единомышленники. По ходу семинаров применялся метод групповой работы, в которых слушатели учились сотрудничать для овладения опытом коллективной работы в экстремальных условиях. Каждая группа из четырех человек получает тему доклада, в кратчайшие сроки (3-4 часа) собирает нужную информацию из материалов лекций и из Интернета, формулирует текст выступления, готовит презентацию, осуществляет доклад и защищает его в дискуссии с оппонентами.
7. Сопровождение. Все слушатели получили пакет учебников, материалов в электронном виде, который позволяет найти ответ практически на любой вопрос, который у них может возникнуть в процессе реальной работы. По окончании семинара его участники получают пакет информационного обеспечения и могут рассчитывать на сопровождение преподавателей через закрытый почтовый ящик в Интернете.
Литература
1. Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Психологический портрет политика по индикаторам качеств человеческого капитала // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 3, ч. 2. C. 156-164.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 379 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
5. Кляйн Н. Доктрина шока. М.: Добрая книга, 2011. 656 с.
6. Статья 6 Устава Международного военного трибунала. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/ BOOKS/LEBEDEVA/LAW.HTM (дата обращения: 01.06.2016).
7. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 232 с.
8. Юрьев А. И. Психолого-политические угрозы глобализации // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2006. Вып. 3. С. 131-142.
9. Lipset S. M. Political Man: The Social Bases of Politics. Garden City, New York: Anchor Books, 1960. 432 p.
10. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921. 426 с.
11. Тард Г. Преступления толпы / пер. д-ра И. Ф. Иорданского, под ред. проф. А. И. Смирнова. Казань: Н. Я. Башмаков, 1893. 44 с.
12. Горбатов Д. С. Феномен толпы в отечественной психологии: концепция В. К. Случевского // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 3. С. 21-29.
13. Добровольский И. И. Психология «преступной» толпы // Русская мысль. 1894. № 12. С. 130158.
14. Гюйо Ж. М. Происхождение идеи времени. М.: URSS, 2015. 80 с.
15. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / под науч. ред. проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. 512 с.
16. Бурикова И. С., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Психология глобальных изменений зрительской аудитории // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, ч. 2. С. 36-41.
Для цитирования: Бурикова И.С., Коновалова М.А., Юрьев А.И. Опыт подготовки политиков пятого поколения из числа участников молодежных кадровых клубов регионов Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2016. Вып. 3. С. 4-19. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.301
References
1. Burikova I. S., Konovalova M. A., Pushkina M. A., Iur'ev A. I. Psikhologicheskii portret politika po indikatoram kachestv chelovecheskogo kapitala [The Psychological Profile of a Politician Based on the Qualities of Human Capital]. Vestnik of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2009, issye 3, part 2, pp. 156-164. (In Russian)
2. Anan'ev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniia [On Contemporary Human Problems]. Moscow, Nauka Publ., 1977, 379 pp. (In Russian)
3. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniia [Man as an Object of Study]. Leningrad, Leningr. un-ta Publ., 1968, 339 pp. (In Russian)
4. Ganzen V. A. Sistemnye opisaniia vpsikhologii [System descriptions in Psychology]. Leningrad, Leningr. un-ta Publ., 1984, 176 pp. (In Russian)
5. Kliain N. Doktrina shoka [The Shock Doctrine]. Moscow, Dobraia kniga Publ., 2011, 656 pp. (In Russian)
6. Stat'ia 6 Ustava Mezhdunarodnogo voennogo tribunala [Clause 6 Charter of the International Military Tribunal]. Available at: http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/LEBEDEVA/LAW.HTM (accessed 01.06.2016). (In Russian)
7. Iur'ev A. I. Vvedenie v politicheskuiu psikhologiiu [An Introduction to Political Psychology]. St. Petersburg, St. Petersb. Univ. Press, 1992, 232 pp. (In Russian)
8. Iur'ev A. I . Psikhologo-politicheskie ugrozy globalizatsii [Psycho-Political Challenges of Globalization]. Vestnik of St. Petersburg University. Series 6. Philosophy. Culture Studies. Political Science. Law. International Relations, 2006, issue 3, pp. 131-142. (In Russian)
9. Lipset S. M. Political Man: The Social Bases of Politics. Garden City, New York, Anchor Books, 1960, 432 pp.
10. Bekhterev V. M. Kollektivnaia refleksologiia [Collective Reflexology]. Petrograd, Kolos Publ., 1921, 426 pp. (In Russian)
11. Tard G. Prestupleniia tolpy [Crowd's Crime]. Transl. by Dr. I. F. Iordanskii, ed. by Prof. A. I. Smirnov. Kazan, N. Ia. Bashmakov Publ., 1893, 44 pp. (In Russian)
12. Gorbatov D. S. Fenomen tolpy v otechestvennoi psikhologii: kontseptsiia V. K. Sluchevskogo [he Phenomenon of the Crowd in the National Psychology: the Concept of V. K. Slichevski]. Sotsialnaia psikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2015, vol. 6, no. 3, pp. 21-29. (In Russian)
13. Dobrovol'skii I. I. Psikhologiia «prestupnoi» tolpy [Psychology of criminal crowd]. Russkaia mysl' [Russian Thought], 1894, no. 12, pp. 130-158. (In Russian)
14. Giuio Zh. M. Proiskhozhdenie idei vremeni [The Origin of the idea of time]. Moscow, URSS Publ., 2015, 80 pp. (In Russian)
15. Strategicheskaia psikhologiia globalizatsii: Psikhologiia chelovecheskogo kapitala [Strategic Psychology of Globalization. Psychology of Human Capital]. Ed. by Prof. A. I. Iur'ev. St. Petersburg, Logos Publ., 2006, 512 pp. (In Russian)
16. Burikova I. S., Pushkina M. A., Iur'ev A. I. Psikhologiia global'nykh izmenenii zritel'skoi auditorii [The Psychology of Audience Global Change]. Vestnik of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2009, issue 1, part 2, pp. 36-41. (In Russian)
For citation: Burikova I. S., Konovalova M. A., Yuriev A. I. Experience of fifth generation politicians training among the regional youth personnel clubs participants. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 6. Political science. International relations, 2016, issue 3, pp. 4-19. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.301
Статья поступила в редакцию 25 мая 2016 г., рекомендована в печать 2 июня 2016 г.