Гематол. и трансфузиол., 2014, т. 59, № 1
ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
© М.Ш. КНОПОВ, В.К. ТАРАНУХА, 2014 УДК 616.15:92 Максимов
ПРОФЕССОР А.А.МАКСИМОВ — ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ УЧЕНИЯ О КРОВЕТВОРЕНИИ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
М.Ш. Кнопов, В.К. Тарануха
Российская медицинская академия последипломного образования, Москва
В развитие отечественной медицинской науки весомый вклад внес видный ученый, один из основоположников учения о кроветворении, доктор медицины, профессор Александр Александрович Максимов.
А.А. Максимов родился 3 февраля 1874 г в Петербурге в семье служащего. После окончания гимназии с золотой медалью, он поступил в Военно-медицинскую академию. Еще будучи студентом, Александр Александрович проявлял большой интерес к гистологии и патологической анатомии. В 1894 г, являясь студентом 3-го курса академии, он был отмечен премией за исследование «Об ангиомах гортани», а в следующем, 1895 г, его наградили медалью за работу «Об изменениях паренхиматозных клеток печени при амилоидном перерождении». В 1896 г. А.А. Максимов с отличием окончил академию и был оставлен при кафедре патологической анатомии, которой руководил тогда известный патолог профессор К.Н. Виноградов. Свою научную деятельность Александр Александрович начинал вместе с известным впоследствии ученым Ф.Я. Чистовичем.
Уже через 2 года после окончания академии, в 1898 г., Александр Александрович защитил диссертацию «К вопросу о патологической регенерации семенной железы». В этой работе на основании экспериментов с млекопитающими и холоднокровными были выяснены происхождение и роль грануляционной ткани, возникающей в окружности поврежденного места, и установлен важный научный факт: как у млекопитающих, так и у холоднокровных не происходит восстановления утраченных частей семенной железы. К этому же времени относятся и другие работы А.А.Максимова, в частности оригинальное исследование «О строении крас-
ных кровяных телец млекопитающих и о происхождении пластинок Bizzozero», в котором он тщательно изучил строение эритроцитов человека и млекопитающих животных.
В 1903 г А.А. Максимов был избран профессором Военно-медицинской академии и возглавил кафедру гистологии и эмбриологии, где работал по 1922 г.
Диапазон научных интересов Александра Александровича был достаточно широким, но его основное внимание привлекали вопросы гистогенеза и превращений клеточных форм соединительной ткани и крови. Монографию «Экспериментальные исследования над воспалительными новообразованиями из соединительной ткани» (1902) он посвятил экспериментальному асептическому воспалению, в ней приведено морфологическое описание клеточных форм соединительной ткани, показана их роль в воспалении и установлены источники возникновения и роль свободных макрофагов, названных полибластами. Одна из основных научных заслуг А.А. Максимова заключается в том, что он четко сформулировал учение о гистогенезе соединительной ткани. Согласно этому учению, мезенхима зародышей млекопитающих состоит из совершенно одинаковых индифферентных веретенообразных и отростчатых клеток. В процессе развития часть из них уплощается и превращается в эндотелий сосудов, другая часть, изолируясь и округляясь, дает круглые блуждающие клетки — лимфоциты. Если лимфоциты находятся внутри сосудов, то они считаются клетками крови; если же они остаются вне сосудов в самой мезенхиме, то они представляют собой блуждающие элементы соединительной ткани.
Большое значение имели результаты дальнейших исследований Александра Александровича, о которых он сообщил в работе «Лимфоцит как общая постоянная клетка различных элементов крови в эмбриональном развитии и в последующей жизни млекопитающих» (1909), в цикле работ «Исследования крови и соединительной ткани» (1909—1923), в статьях «Сообщение о клетках крови, соединительной ткани и эндотелия» (1924), «О способности развития лейкоцитов крови» (1925), «О недифференцированных клетках и мезенхимных клетках зародыша во взрослом организме» (1926), «О развитии негранулярных лейкоцитов крови в полибласты (макрофаги) и фибробласты» (1927) и др. В этих исследованиях была обоснована и развита так называемая унитарная теория кроветворения.
Процесс образования, развития и созревания клеток крови пытались объяснить многие исследователи. Для различных теорий по этой проблеме был следующий общий момент — противопоставляя друг другу родоначальные формы, образующих зрелые клетки крови, они тем самым резко разграничивали и противопоставляли лимфоидное и миело-идное кроветворение. А.А. Маскимов был одним из первых, кто убедительно доказал отсутствие гистологической противоположности лимфоидной и миелоидной тканей. Он установил, что в очагах образования лимфоидной ткани, кроме лимфоцитов, в первое время возникают и другие клетки — гранулоциты, эритроциты, мегакариоциты. Исследования А.А. Максимова и других отечественных ученых, в том числе А.А. Заварзина, показали ошибочность дуалистической и
54
Гематол. и трансфузиол., 2014, т. 59, № 1
триалистической теорий кроветворения; все эти теории, по мнению современных специалистов-гематологов, представляют теперь лишь исторический интерес.
А.А. Максимов по праву считается одним из основоположников унитарной теории кроветворения. Однако следует отметить, что в формировании основ унитарной теории немалую роль сыграл выдающийся отечественный терапевт В.П. Образцов. В диссертации «К морфологии образования крови в костном мозге у млекопитающих» (1880) он предложил монистическую концепцию кроветворения, считая лимфоидно-ретикулярную клетку (названную им протолейкоцитом) основной в морфогенезе элементов крови. Важный вклад внес российский гематолог В.Н. Усков. В своей работе «Кровь как ткань» (1890) он развивал мысль о том, что зернистые лейкоциты развиваются из лимфоцитов (через мононуклеары и переходные формы Эрлиха). Однако подлинным творцом унитарной теории был все-таки А.А. Максимов. В основе выдвинутой Александром Александровичем унитарной теории было положение о том, что лимфоцит (лимфатическая, или лимфоцитоидная, блуждающая клетка) является родоначальной клеткой (стволовой кроветворной клеткой), из которой в процессе развития могут образовываться все элементы крови — лимфатического, миелоидно-го и эритробластического рядов. Связующим звеном между лимфоцитами и гранулоцитами являются переходные клетки (моноциты).
Ученый неоднократно указывал, что лимфоидная ткань не может быть резко отграничена от миелоидной, и первоисточником кроветворения является всегда одна и та же родоначальная клетка — амебоидный, индифферентный, мезенхимный элемент, который, как говорил А.А. Максимов, можно называть лимфоцитом, миелогенией или как-нибудь иначе; он может принимать весьма разнообразный гистологический вид, по существу всегда и везде одинаков, и продукты его дифференциального развития зависят исключительно от того, что он в разных местах встречает и различные внешние условия существования. В этой прекрасно сформулированной мысли заключен один из главных моментов унитарной теории кроветворения.
Следует отметить, что впервые выдвинутое А.А. Максимовым положение о развитии клеток крови в зависимости от влияния внешней среды имело огромное значение. Это положение ученый убедительно доказал оригинальными экспериментами по образованию костномозговой ткани у кролика в почке после перевязки ее кровеносных сосудов, когда из лимфоидных клеток развивались типичные миелоциты и эритробласты: в лимфатической ткани те же лимфоидные клетки размножались гомопластически и давали одни лишь лимфоциты.
Важное значение имели исследования А.А. Максимова, проведенные им с помощью тканевых культур. Еще в начале XX века он высоко оценил этот метод, который, по его мнению, дает возможность, с одной стороны, наблюдать живые клетки тела высших позвоночных в идеально простых условиях опыта, совершенно вне каких бы то ни было влияний механического, химического или нервного характера, исходящих от других элементов тела, и, с другой стороны, позволяет применять к ним любые экспериментальные воздействия.
Позднее, в 1914—1915 гг, с помощью метода тканевых культур А.А. Максимов предпринял ряд систематических экспериментальных работ по исследованию строения и развития элементов крови и соединительной ткани. Особое внимание он обратил на простейший вид соединительной ткани — неоформленную рыхлую волокнистую ткань: до этого он детально изучил ее клеточные элементы, их изменения при воспалении, регенерации и др. Ему удалось выявить, что, как писал он в своей статье «О культивировании in vitro соединительной ткани взрослых млекопитающих» (1916), соединительнотканные элементы взрослого млекопитающего растут
и размножаются в кровяной плазме in vitro, и что главное участие в этом развитии принимают фибробласты.
С помощью метода тканевых культур Александр Александрович детально проанализировал сложные превращения клеточных элементов в культурах лимфатических узлов и пр. Метод культуры тканей, позволяющий длительно наблюдать вне организма жизнь и развитие лейкоцитов, помог А.А. Максимову доказать, что именно лимфоидная клетка, обладающая полипотентными свойствами, является источником всех тех многообразных клеточных форм, которые можно обнаружить при культивировании лейкоцитов периферической крови.
В 1922—1928 гг. А.А. Максимов исследовал культуры частей тела ранних зародышей и молочной железы взрослых животных, а также изучал экспериментальный туберкулез вне организма и гистогенез in vitro туберкулезных бугорков. Эти работы он проводил в Чикагском университете, где занимал должность профессора анатомии медицинского факультета. А.А. Максимов умер 4 декабря 1928 г.
Оригинальные взгляды видного отечественного ученого, особенно выдвинутая и обоснованная им унитарная теория кроветворения, и после его смерти продолжали оставаться в центре внимания исследователей. Этот интерес значительно усилился, когда были получены новые весомые доказательства в пользу теории, рассматривающей плазматические клетки как основные продуценты антител. Одним из этих доказательств был так называемый феномен прилипания, представляющий собой избирательную адсорбцию антигена иммунокомпетентными плазматическими клетками. Согласно исследованиям А.А. Максимова, источником иммунологически компетентных клеток (их материнской стволовой клеткой) была примитивная ретикулярная клетка. В дальнейшем благодаря цитогенетическим исследованиям было установлено, что иммунологически компетентные клетки могут образовываться также из лимфоцитов, а лимфоциты в свою очередь способны развиваться из плазматических клеток.
Чрезвычайно важным стало разделяемое ныне большинством ученых мнение, что основным элементом клеточного иммунитета, играющего главную роль в трансплантационной иммунологии, являются лимфоциты и их производные. В последующем были получены новые доказательства в пользу унитарной теории. Применение современных методов исследования (например, хромосомного анализа и экспериментов по клонированию кроветворных клеток в облученном организме — трансплантации кроветворной ткани смертельно облученным животным) позволило получить убедительные доказательства того, что для всех трех рядов кроветворения — эритроцитарного, лейкоцитарного, тромбоцитарного — есть одна общая стволовая клетка (S-клетка). Что касается направления развития ее клеток-по-томков, то оно зависит от ряда внешних факторов.
Развитие исследований по клеточным основам иммунитета пробудило новый интерес к ставшим классическими трудам А.А. Максимова, особенно к унитарной теории кроветворения. Этот интерес современных исследователей (прежде всего иммунологов) к работам, выполненным 80—100 лет назад, становится понятным и оправданным, если учесть установленные недавно факты, что стволовая кроветворная клетка (малый лимфоцит по А.А. Максимову) является одновременно исходной и для клеток лимфоидной ткани — иммунологически компетентной клеточной системы организма. Выяснено, что большинство клеток в лимфоидной ткани представляют собой переходные формы (бластные клетки) между ретикулярными клетками и их производными.
Труды видного отечественного ученого А.А. Максимова, прежде всего его знаменитая унитарная теория кроветворения, блестяще выдержали проверку временем, они продолжают и сегодня служить медицинской науке.
55