Научная статья на тему 'ПРОФЕССИЯ ЮРИСТА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ПРОФЕССИЯ ЮРИСТА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
939
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Четвернина Татьяна Яковлевна, Четвернина Александра Владимировна

В статье рассматриваются некоторые направления трансформации модели предоставления юридических услуг и юридической практики за последнее десятилетие, триггером которой стало использование цифровых технологий. Анализируются влияние цифровизации на традиционные образовательные программы по юриспруденции, деятельность юристов-практиков и профессиональных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL PROFESSION: THE MAIN VECTORS OF CHANGES IN THE PERIOD OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article discusses some areas of transformation of the model of providing legal services and legal practice over the past decade, which was triggered by digital technologies. The article analyzes the impact of digitalization on traditional educational programs in law, the activities of legal practitioners and professional communities.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИЯ ЮРИСТА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 34:004 DOI: 10.312249/rgpravo/2022. 03.11

ЧЕТВЕРНИНА Т.Я.1, ЧЕТВЕРНИНА А.В.2 ПРОФЕССИЯ ЮРИСТА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. (Статья).

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые направления трансформации модели предоставления юридических услуг и юридической практики за последнее десятилетие, триггером которой стало использование цифровых технологий. Анализируются влияние цифровизации на традиционные образовательные программы по юриспруденции, деятельность юристов-практиков и профессиональных сообществ.

Ключевые слова, юридическая профессия; юридическая практика; юридическое образование; цифровые технологии.

CHETVERNINA T.Ya., CHETVERNINA A.V. The legal profession: the main vectors of changes in the period of digital transformation. (Article).

Abstract. The article discusses some areas of transformation of the model of providing legal services and legal practice over the past decade, which was triggered by digital technologies. The article analyzes the impact of digitalization on traditional educational programs in law, the activities of legal practitioners and professional communities.

Keywords: legal profession; legal practice; legal education; digital technologies.

1 © Четвернина Татьяна Яковлевна, д-р экон. наук, советник проректора НИУ ВШЭ.

2 Четвернина Александра Владимировна, научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН.

Для цитирования: Четвернина Т.Я., Четвернина А.В. Профессия юриста: основные векторы изменений в период цифровой трансформации. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 3. -С. 120-129. DOI: 10.312249/rgpravo/2022. 03.11

Введение

Рынок юридических услуг быстро меняется. Глобализация положила начало этим процессам, а технологические и цифровые инновации увеличили скорость этих изменений, причем в настоящий момент они идут невиданными темпами. Результатом стали «размывание» традиционной модели предоставления профессиональных юридических услуг, появление новых способов доступа к правовой информации, правовой поддержке и юридическим консультациям. Пандемия СOVID-19 подтолкнула и ускорила процесс разрушения традиционной модели предоставления профессиональных юридических услуг.

Первыми отреагировали на глобальные изменения профессиональные юридические сообщества, ощутившие на практике влияние цифровой трансформации на профессию юриста и отправление правосудия. Рынок юридических услуг стал быстро меняться, разрушая сложившиеся традиционные модели юридической практики. Изменяются характер взаимодействия в профессиональном юридическом сообществе, формат общения практикующих юристов с клиентами, проведения юридических консультаций и юридической экспертизы, а в конечном итоге - и управление юридической практикой. Разрешение споров онлайн становится все более предпочтительным альтернативным методом разрешения юридических споров, позволяющим сократить время и уменьшить расходы на дорогостоящие судебные разбирательства.

Цифровые технологии и основные векторы изменения правового ландшафта. Интернет и цифровые технологии стали охватывать многие аспекты юридической практики разных стран, в том числе и России.

Пока этот процесс носит фрагментарный, скорее накопительный характер, предваряя качественный прорыв в недалеком будущем.

Цифровые технологии позволяют пересмотреть и расширить доступ к правосудию, а цифровые инструменты - сократить расходы финансов и времени клиентов (населения и компаний) на разрешение юридических споров. Уже сегодня очевидно, что наиболее предпочтительным становится новый (альтернативный) способ решения юридических проблем - онлайн. Он позволяет снизить расходы клиентов на дорогостоящие судебные разбирательства, а в период пандемии - не подвергать себя риску заболевания.

Цифровые технологии изменяют форму отправления правосудия. Так, Высшие уголовные суды Англии и Уэльса в 2016 г. полностью перешли на оцифрованные файлы доказательств, а также ввели виртуальные слушания дел. В 2018 г. государство вложило 1 млрд фунтов стерлингов в программу интеграции технологий в систему правосудия, включая реформирование службы HM Courts & Tribunal Service. Программа включает 50 проектов, в том числе цифровую службу развода, онлайн-заявления о признании вины, а также создание общей платформы, доступной для всех участников уголовного процесса. Другим амбициозным проектом стал проект по созданию гражданского онлайн-суда для разрешения денежных дел (споров) на сумму до 25 тыс. фунтов стерлин-

гов1.

Пока рано утверждать, насколько предпринимаемые шаги преобразуют систему правосудия в отдельных странах, но важно то, что они обладают большим потенциалом для кардинального изменения правового ландшафта и расширения доступа к правосудию. Уже сегодня понятно, что главным позитивным результатом преобразований могут стать расширение доступа к правосудию, а также снижение расходов на юридические услуги.

Происходящие изменения пока развиваются в позитивном направлении и для практикующих юристов, и для клиентов, пользующихся юридическими услугами. Тем не менее пока преобладает фактор неопределенности или непредсказуемости развития в дальнейшем. Он связан с неустойчивостью экономической и политической ситуация в глобальном масштабе.

1 Cm.: Ryan F., McFaul H. Innovative technologies in UK legal education // Key directions in legal education. National and international perspectives. - London : New York : Routledge, 2020. - P. 68-69.

Цифровые технологии и юридическая практика: некоторые наблюдения. Такие технологии, как искусственный интеллект, онлайн-хранение данных, уже сегодня используются в разных странах, особенно в тех сферах, которые связаны с выполнением рутинных и вспомогательными операций в деятельности юристов-профессионалов. Отмечается рост числа стартапов (start-up) в области юридических технологий, а также увеличение объема инвестиций в новые юридические технологические предприятия. Но пока это все еще фрагментированный рынок с широким спектром разрабатываемых технологических приложений. Однако интересным является факт, что основателями и генеральными директорами юридических технологических стартапов часто становятся юристы (например, это касается краудфандинговой платформы для судебных исков (Crowd Justice), а также Juro-платформы для управления контрактами, на которой рабочий процесс осуществляется с помощью искусственного интеллектаНо-вые участники рынка внедряют инновации и используют технологии для перепроектирования юридических услуг с целью создания доступных решений для тех, кому не хватает средств, чтобы оплатить услуги частного адвоката, и тем самым устранить пробел в доступе к правосудию.

Цифровизация вносит серьезные коррективы в деятельность профессиональных сообществ. По некоторым оценкам, уровень проникновения технологий в практическую юриспруденцию России пока невысок. Однако российская платформа Legaltech становится одной из самых обсуждаемых тем в юридическом сообществе, равно как и тема о будущем профессии юриста в условиях глобальной цифровизации2.

Идеи цифровизации были с энтузиазмом восприняты в сфере практической юриспруденции в России. Первый опыт применения

1 См.: Ryan F., McFaul H. Innovative technologies in UK legal education // Key directions in legal education. National and international perspectives. - London : New York : Routledge, 2020. - P. 70.

2 См.: Эцкеев В. Цифровизация юридической профессии, или Юриспруденция эпохи миллениалов. - URL: https://zakon.ru/blog/2018/8/2/cifrovizaciya_yuri dicheskoj_professii_ili_yurisprudenciya_epohi_millenialov (дата обращения: 10.05.2022).

цифровых инструментов оказался уместным, ощутимым и удачным в период пандемии.

Первенство перевода в цифровой формат принадлежит системе арбитражных судов1. В настоящее время уже можно подать в суд почти все документы путем направления скан-копий, и они будут рассмотрены судом. А в случае наличия электронной цифровой подписи можно подать абсолютно все документы, ходатайства и заявления. Электронный документооборот значительно упростил жизнь юридического сообщества. Теперь нет необходимости нанимать штат помощников, чтобы они ездили из суда в суд и подавали необходимые документы, как это было раньше.

Российские арбитражные суды одними из первых ввели систему видео-конференц-связи, что позволило всем заинтересованным лицам участвовать в заседаниях, не покидая региона проживания. Если раньше привлечение квалифицированного «юриста из Москвы» было слишком дорогим «удовольствием» из-за стоимости часа его работы и командировочных расходов, то теперь это стало доступно и для жителей регионов России: такие юристы могут участвовать в судебных заседаниях и отстаивать права своего доверителя дистанционно. Это повышает качество не только оказания юридической помощи участникам судебного процесса в регионах, но и в целом работы судов в субъектах РФ.

Некоторые контролирующие и надзирающие органы частично или полностью перешли на рассмотрение дел в режиме онлайн и с присутствием всех заинтересованных сторон. К ним, например, относится ФАС России. Все заседания ФАС России в настоящее время проводятся в режиме онлайн.

Суды общей юрисдикции пока еще отстают в применении цифровых технологий от своих коллег - арбитражных судов. В суды общей юрисдикции пока можно только подать или запросить часть документов в электронной форме, но сами суды пока не адаптировались к данной цифровой системе (поданные документы могут теряться, их могут не оперативно передать судьям)2.

1 См.: Горелов А. Цифровизация в юридической практике // Предпринимательство и право : информ.-аналит. портал. - 2021. - URL: http://lexandbusiness.ru/ view-article.php?id=9575 (дата обращения: 10.05.2022).

2 См.: там же.

Использование цифровых технологий дало ощутимые положительные результаты во взаимоотношениях «юрист - клиент». Раньше обе стороны были «заточены» на личное общение, тратили многие часы и финансовые средства на очное обсуждение проблем в офисе юриста или клиента. Теперь многие встречи проводятся в режим онлайн, документы пересылаются по электронной почте или в мессенджерах, а согласованный сторонами договор все чаще направляется в отсканированном виде. Это значительно ускоряет процесс согласования важных деталей и процесс взаимодействия в целом. При личной встрече стороны обмениваются оригиналами документов.

Юридическое образование и технологии: новые вызовы.

Меняющийся цифровой ландшафт и изменения в юридической практике поставили перед юридическим образованием ряд вопросов: нужно ли выпускникам обладать чем-то большим, чем традиционная база юридических навыков, или этой базы недостаточно, чтобы ориентироваться в постоянно изменяющемся цифровом пространстве. И если это так, то какими технологическими и цифровыми навыками должные обладать выпускники, какие инновации следует включить в образовательный процесс.

При ответе на поставленные вопросы следует учитывать следующие «поколенческие» обстоятельства. Те, кто родился в период с 1995 по 2012 г. и достиг совершеннолетия в период с 2013 по 2020 г. сейчас поступают в юридические школы как «цифровые аборигены», родившиеся в эпоху мобильной революции и выросшие под воздействием высоких технологий1. Понимание мотивации и навыков этого поколения важно для того, чтобы их учитывать и адекватно использовать при внедрении технологий в новые учебные программы.

Пока еще сложно получить точную картину того, насколько технологии используются в юридическом образовании. Известно, что отдельные юридические учебные учреждения внедряют технологические модули, открывают новые дисциплины (например, цифровое право). Но очень немногие из них включают практические юридические и технические курсы. Например, Манчестерский университет предлагает студентам-юристам последнего курса

1 См.: Key directions in legal education. National and international perspectives. - London : New York : Routledge, 2020. - P. 66.

125

возможность сотрудничать с юристами, бизнесменами и учеными-компьютерщиками для разработки юридических приложений, поддерживающих доступ к правосудию1. Отчасти к таким проектам можно отнести и юридические клиники.

Студенты-юристы нуждаются в приобретении и юридических знаний, и цифровых навыков. Это становится важнейшим требованием для адекватного реагирования студентов юридических школ на технологические изменения и их подготовку к меняющемуся правовому ландшафту. Но нельзя не учитывать поко-ленческие различия между студентами и преподавателями. Преподаватели должны готовить студентов к тому, чтобы они были юристами нового тысячелетия, а не прошлого столетия. Отмечается, что юридическое образование медленно реагирует на изменения в технологиях. Новые юристы, вступающие в профессию, должны быть готовы работать (практиковать) на современном, более эффективном и технологичном рабочем месте. Однако в большинстве юридических вузов и университетов в настоящее время нет оборудования для обучения новым навыкам и технологиям.

Утверждается, что юридическое образование медленно реагирует на изменения в технологиях. Однако становится все более очевидным, что студенты-юристы нуждаются не столько в технологических навыках, сколько в «технологической хватке», выходящей за рамки обыденных повседневных навыков. Задача преподавателя состоит не в том, чтобы обучать еще студентов, но будущих юристов программированию, а в том, чтобы дать будущим юристам понимание того, как работают технологии и каким образом их можно использовать для эффективного решения юридических вопросов на практике2.

Развивающиеся технологии уже пронизывают все аспекты юридической практики, и это требует от студентов - будущих юристов работы в новой правовой парадигме. Так, в Индии крупные юридические компании предлагают рабочие места или кон-

1 Steer S., Vestbirk J. Movers and shakers : UK Lawtech start-ups. - URL: https://blogs.thomsonreuters.com/legal-uk/2017/07/05/uk-lawtech-start-ups-legal-geek/ (дата обращения: 07.05.2022).

2 Jackson D. Human-centred Legaltech: integrating design in legal education. -URL: https://www.researchgate.net/publication/301278271_Human-Centered_legal_ tech_Integrating_design_in_legal_education (дата обращения: 14.05.2022).

тракты на обучение в области юридических технологий. Предоставление студентам-юристам возможности подготовиться к технологически меняющемуся миру становится все более насущным требованием к современному юридическому образованию1.

Юридическое образование в России и перспективы трудоустройства выпускников-юристов. Поскольку российское государство по-прежнему является крупнейшим работодателем для выпускников с дипломами юриста, неудивительно, что спрос на обучение по юридическим специальностям остается высоким, а занятость после окончания фактически гарантирована. Подавляющее большинство выпускников с дипломами юриста даже в лучшие времена стремились трудоустроиться («попасть») в государственные или муниципальные учреждения. Если не получалось, то они автоматически пополняли ряды безработных. Основные преимущества занятости юристов в государственном секторе - это гарантированная стабильная занятость, стабильная оплата труда (хотя и невысокая), фиксированное рабочее время, а также наличие перспективы продвижения по карьерной лестнице.

Частные юридические компании не стремятся нанимать юристов из государственного сектора и с государственной службы, а тем более - принимать на работу выпускников с дипломами юриста, но без опыта работы. Для них интерес представляют следующие группы соискателей:

- те, кто видит себя членом профессиональной команды юридической фирмы и понимает долгосрочные тренды развития российского юридического рынка. Эта группа кандидатов представляет наибольший интерес, но она самая малочисленная, и выпускники юридических вузов туда попадают крайне редко;

- те, кто имеет опыт самостоятельной работы, но хочет за счет компании совершить «резкий рывок» в профессиональном росте или нарастить «стартовый» портфель собственных клиентов. Эта группа, средняя по размеру, представляет интерес для частных компаний. Она включает в себя кандидатов, которые имеют опыт работы, но по различным причинам не смогли ранее реализовать свои профессиональные или материальные интересы;

1 Cm.: Halder D. Legal education and legal advocacy in the age of digital technology: an Indian perspectives // Key directions in legal education. National and international perspectives. - London : New York : Routledge, 2020. - P. 82.

- те, кто не готов к самостоятельной работе и не смог устроиться на работу в госсектор. Эта группа - самая многочисленная, но она не нужна работодателям. Значительную долю этой группы составляют ранее не работавшие выпускники юридических факультетов. Среди них выделяются выпускники 2020 и 2021 гг., когда из-за пандемии СОУГО-19 процесс обучения во всех университетах был полностью переведен в дистанционный формат. В глазах работодателей дистанционное обучение равнозначно заочному обучению, которое не воспринимается как полноценное.

Выводы

1. Рынок юридических услуг в России (и не только) быстро меняется, и разрушаются сложившиеся традиционные модели юридической практики. Интернет и цифровые технологии трансформируют традиционные модели предоставления услуг или уводят их на второстепенный план. Первыми отреагировали на глобальные изменения рынка юридических услуг профессиональные юридические сообщества, ощутив на практике влияние цифровой трансформации на профессию юриста и отправление правосудия.

2. Новые формы и способы предоставления профессиональных юридических услуг (но главное - увеличение скорости их предоставления) делают их более доступными и экономически привлекательными. Постепенно изменяются формат взаимодействия юристов с клиентами, проведения юридических консультаций и юридической экспертизы, а в конечном итоге - и управление юридической практикой в целом.

3. Глобализация положила начало изменениям существующей традиционной модели предоставления профессиональных юридических услуг. Технологические и цифровые инновации заложили основу для запуска новой модели, а пандемия СОУГО-19 -подтолкнула и ускорила преобразование модели существующей.

4. Интернет и цифровые технологии стали охватывать основные аспекты юридической деятельности во многих странах, в том числе и в России. Однако этот процесс пока нельзя назвать системным, фрагментарность действий еще присутствует, равно как и имеется потенциал для цифровизации рутинных процессов.

5. Внедрение новых технологий и изменения в методах работы «новых юристов», вероятнее всего, изменят структуру спроса

128

и предложения юристов на рынке труда во многих странах. По прогнозам Юридического профессионального сообщества Великобритании, внедрение новых технологий через 15 лет (к 2025 г.) приведет к сокращению числа рабочих мест в сфере оказания юридических услуг на 20%1. С одной стороны, повышение производительности труда в ближайшие годы может привести к сокращению числа рабочих мест в юридических службах и, соответственно, к снижению спроса на юристов-практиков, которые не смогли адаптироваться к быстро меняющейся цифровой среде. С другой стороны, - вновь образующиеся области права (например, связанные с искусственным интеллектом, использованием робототехники, больших данных и др.) откроют возможности для «новых юристов» и тем самым уравновесят баланс спроса и предложения на рынках труда.

6. Изучение литературы показывает, что во многих странах связь юридического образования с юридической практикой (профессиональными юридическими сообществами) достаточно слабая. Это относится не только к России, но и ко многим странам ЕС, перешедшим на болонскую систему. Между тем некоторые исследования зарубежных ученых обнаруживают очень интересные и очень непохожие тенденции в сферах юридического образования и цифровых технологий в таких странах, как Индия и Китай. Но это уже другая история.

1 Key directions in legal education. National and international perspectives. -London : New York : Routledge, 2020. - P. 66.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.