Научная статья на тему 'Профессия учителя в системе организационной деятельности меценатов-просветителей'

Профессия учителя в системе организационной деятельности меценатов-просветителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЦЕНАТСТВО / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / PHILANTHROPY / TEACHER SEMINARY / TEACHER / TEACHER COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Григорьевич

В статье рассмотрена деятельность меценатов-просветителей в России XIX века, проанализирован вклад их работы в ход образовательной реформы. Выявлены проекты, ориентированные на профессию учителя, предпосылки их возникновения. Подробнее представлен опыт меценатской деятельности в сфере профессиональной подготовки педагогов в Смоленской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER PROFESSION IN THE ORGANIZATIONAL SYSTEM PATRONS OF ENLIGHTENMENT

The article considers the activities of patrons of enlightenment in Russia of the 19th century, analyzes the contribution of their work to the course of educational reform. Identified projects focused on the profession of a teacher, the prerequisites for their occurrence. The experience of patronage activities in the field of professional training of teachers in the Smolensk province is presented in more detail.

Текст научной работы на тему «Профессия учителя в системе организационной деятельности меценатов-просветителей»

К.Г. Петров

(г. Смоленск)

ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЦЕНАТОВ-ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

TEACHER PROFESSION IN THE ORGANIZATIONAL SYSTEM PATRONS OF ENLIGHTENMENT

В статье рассмотрена деятельность меценатов-просветителей в России XIX века, проанализирован вклад их работы в ход образовательной реформы. Выявлены проекты, ориентированные на профессию учителя, предпосылки их возникновения. Подробнее представлен опыт меценатской деятельности в сфере профессиональной подготовки педагогов в Смоленской губернии. Ключевые слова: меценатство, учительская семинария, учитель, педагогические курсы.

The article considers the activities of patrons of enlightenment in Russia of the 19th century, analyzes the contribution of their work to the course of educational reform. Identified projects focused on the profession of a teacher, the prerequisites for their occurrence. The experience of patronage activities in the field of professional training of teachers in the Smolensk province is presented in more detail. Key words: philanthropy, teacher seminary, teacher, teacher courses.

XIX век стал ключевым в истории развития отечественного образования. Постепенная эволюция, занимавшая первую половину столетия, сменилась кардинальными структурными переменами в 1860-е годы вместе с началом образовательной реформы императора Александра II. Отставание России от западных держав в экономическом и техническом отношении требовало масштабной реорганизации всех сфер жизни государства, в первую очередь образовательной. Были необходимы модернизация учебных заведений, создание новых ступеней обучения, развитие народного образования и в целом повышение грамотности населения. Кроме того, существовала актуальная проблема обучения взрослого населения, особенно в условиях активного промышленного роста и потребности в квалифицированных работниках. Данные преобразования в масштабах всей страны нуждались в колоссальных финансовых затратах, что наряду с прочими практическими недочетами реализации реформ зна-

чительно затрудняло весь ход изменений и получение качественных результатов.

Значительную помощь в реализации идей государства по реформированию образовательной системы оказали в этот период меценаты-просветители из числа помещиков, купцов и дворян. В ряде публицистических источников весь XIX век именуется золотым веком меценатства в России, что не случайно [16]. Ведь во многом течение реформы и ее успешность являются заслугами частной благотворительной инициативы. Притом само меценатство в то время качественно отличалось от современного явления спонсорской поддержки, поскольку практически никогда не давало благотворителю каких-либо финансовых преимуществ и материальной выгоды. Как отмечал Д. Толоконников, потомок династии купцов Рябушинских, «в России меценатство для предпринимателей - это был, прежде всего, патриотический долг перед Родиной. Они считали, что если Бог наградил их деньгами с какой-то целью, то целью этой была

благотворительная деятельность и помощь ближнему своему... Меценатство имело важное значение для самих предпринимателей. Русские предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы "искупить" свою жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные грехи. Обладая большой практической сметкой, предприниматели стремились направить деньги на благоугод-ное дело, также максимально целесообразно делая то, что могло бы принести пользу Отечеству или нуждающимся» [15, с. 104].

Не имея навыков педагогической деятельности и желая оказать посильную своим возможностям помощь, меценаты главным образом занимались финансированием тех или иных проектов. Как правило, сюда входили: строительство и содержание школ, чаще в уездных городах или сельской местности, оснащение учебных заведений литературой и средствами обучения, учреждение университетов и реальных училищ, попечительство и назначение стипендий учащимся, культурно-просветительская деятельность по организации общественных читален, библиотек, народных театров, выставочных залов и музеев.

Тем не менее одним из важнейших условий успеха образовательной реформы было развитие педагогического образования и подготовка квалифицированных преподавателей для новых учебных заведений. По мнению некоторых исследователей, в частности Д.И. Латышиной, до 1860-х годов педагогического образования как такового в России не существовало [8]. Отмечаются отдельные идеи по вопросу профессиональной подготовки учителей, а также создание группы «гимназических информаторов» при Московском университете, преобразованной в 1779 г. в учительскую семинарию [10]. В 1783 г. было учреждено главное народное училище в Санкт-Петербурге, готовившее будущих народных учителей, а затем указом Екатерины II в 1784 г. было велено организовать в каждом губернском городе по такому училищу для обучения школьных учителей [10].

Однако к середине XIX века нехватка педагогических кадров, особенно в сельской

местности, ощущалась достаточно остро. Обучение велось в классах по 40-50 человек, а учитель далеко не всегда имел педагогическое образование, в его роли часто выступали дьяки, отставные солдаты.

Подготовка учителей проходит при участии земств и педагогической общественности. Преподавателей начальной школы готовили учительские семинарии, институты, женские гимназии, церковно-учитель-ские школы, епархиальные училища. Учителя средней школы, гимназий и реальных училищ, помимо университетов, обучались в духовных академиях. Таким образом, забота о развитии сети педагогических учебных заведений в провинциальных и уездных городах также стала важной задачей благотворительной деятельности меценатов-просветителей. К слову, первая учительская семинария при Московском университете в 1779 г. также была открыта при содействии частной инициативы, за счет пожертвований ее первого директора, профессора И.Г. Шварца и купца П.А. Демидова, передавшего нуждам семинарии 10 тысяч рублей [9].

С 60-х годов XIX века распространение получают педагогические курсы. Широко известны Московские педагогические курсы общества воспитательниц и учительниц, открытые при поддержке Д.И. Тихомирова, В.Я. Стоюнина, В.И. Егорова. Учебное заведение было многопрофильным, готовило учителей-предметников, учителей младших классов, воспитательниц и руководителей детских садов. Также курсы оказывали помощь педагогам-практикам в овладении методами обучения и воспитания, впоследствии с 1906 г. занимались подготовкой учительниц-предметников [2].

В 1911 году открывается педагогический институт имени П.Г. Шелапутина, занимавшийся подготовкой преподавателей всех типов высших учебных заведений. Большое внимание уделялось изучению педагогики, методике преподавания, а также практическим занятиям, которые проходили на базе созданных при институте реального училища и классической гимназии. Помимо учебной деятельности институт также оказывал

консультативное содействие практикующим учителям средних школ. Важной формой взаимодействия со школами и своими выпускниками стали ежегодные педагогические съезды, на которых обсуждались достижения и доклады учителей по вопросам дидактики и методики [1].

К подобным примерам меценатской просветительской деятельности можно также отнести педагогическую академию Лиги образования, основанную в 1908 г. в Петербурге с целью подготовки квалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений [6]. Учебный курс, занимавший два года, включал педагогику, историю педагогики, педагогическую психологию, методику преподавания отдельных предметов, школоведение, а также психологию, физиологию и анатомию человека. Существуя на частные пожертвования, в военное время академия начала испытывать нехватку средств и была закрыта в 1915 году [6].

Образцы подобной просветительской деятельности встречаются и в провинциальных городах. Так, в 1878 г. во Владимирской губернии была организована учительская семинария около города Киржача на средства купца первой гильдии, гласного Покровского уезда А.А. Соловьева [7]. Учебное заведение готовило преподавателей гимназий, приходских и уездных училищ. Важное место в обучении здесь также уделялось изучению основ педагогики и методики преподавания, а также практическим занятиям, организованным в опытных школах, располагавшихся неподалеку. Примечательно, что Соловьев намеренно предложил строить здания семинарии в отдалении от станции и губернского центра в целях приобщения учащихся к сельскому быту и повышению тем самым числа выпускников, устраивавшихся на работу в сельские школы.

Таким образом, основной деятельностью меценатов-просветителей по развитию педагогического образования в стране была организация педагогических учебных заведений, что объясняется основной проблемой нехватки кадров в школах и училищах. Однако немаловажными являлись

вопросы переквалификации имеющихся кадров, повышения их профессионального мастерства, необходимости и обоснованности систематического обмена опытом, что также зачастую входило в сферу деятельности благотворителей. Тем не менее развитие профессионального педагогического образования в основном затрагивало столичный регион и крупные губернские центры. В провинции по-прежнему актуальной оставалась проблема нехватки учителей, которые, окончив педагогические институты и семинарии, далеко не всегда стремились покинуть большой город и переехать в сельскую местность. Данное обстоятельство указывало на необходимость организации квалифицированной педагогической подготовки в районах страны, что за недостаточностью государственных учебных заведений также частично вошло в сферу деятельности меценатов-просветителей.

Ярким примером заботы о народном образовании является организационно-просветительская деятельность помещика А.Н. Попова в Смоленской губернии в 18821910 гг. Будучи гласным Смоленского губернского земского Собрания, он реализует строительство новых школ в селах губернии, учреждает стипендии лучшим учащимся, занимается оснащением учебных заведений литературой. В своем имении Соболе-во-Воробьево на собственные средства он создает ремесленное училище, школу, а также совместно с супругой основывает народный театр, читальню, в которую поставляет свежие периодические издания, тем самым занимаясь просвещением не только детей, но и взрослых.

Занимаясь вопросом профессионального педагогического образования, Попов вносит предложения о повышении жалования учителям за счет оплаты летних месяцев, о награждении учителей за те или иные заслуги и достижения на профессиональном поприще. Под его руководством организуются периодические съезды учителей, летние педагогические и общеобразовательные курсы, нацеленные на обсуждение актуальных проблем преподавания и обмен опытом. Данные предложения Попова

были поддержаны земством, «по выслуша-нии мнений гласных Попова, Ельчанинова и Н. Энгельгардта постановлено: 1) признать устройство педагогических курсов для учителей земских школ целесообразным и полезным, причем сообщить Уездным Земским Собраниям те условия, при соблюдении коих со стороны Уездных Земств, могут быть Губернским Земством открыты курсы, прося постановления их по сему предмету представить для доклада будущему очередному Губернскому Собранию, и 2) предлагаемое Управою ассигнование отклонить» [13, с. 27].

При поддержке мецената решались и текущие практические проблемы сельских школ. Учитывая значительную наполняемость классов и нехватку преподавателей, Попов претворяет идею введения должности помощника учителя [12]. Для расширения просветительской работы он организует подвижной музей наглядных пособий, который пребывал в каждой школе по 2-4 недели, давая возможность и учащимся, и учителям ознакомиться с экспонатами по географии, химии, физиологии, анатомии, минералогии.

Осознавая ведущую роль учителя в развитии образования и в его реформировании, Попов всегда придерживался усиления контроля работы педагогов, предлагая снижать либо прекращать финансирование школ с низкими показателями, где дети ничего не знают, посещают школу от случая к случаю [14].

Поскольку Смоленская губерния, как и прочие, ощущала нехватку педагогических кадров и к концу XIX века здесь функционировала единственная учительская семинария, Попов многие годы занимается организацией строительства нового профессионального учебного заведения - Соболевской женской учительской семинарии. В своих воспоминаниях душеприказчик помещика Шапкин пишет: «На пути вставала непреодолимая стена - отсутствие учителей, педагогов. Надо создать кадры учителей, которые, воспитавшись в скромной сельской среде, не стремились бы из нее в город и не томились бы ее бедным однообрази-

ем, а смело бы вошли в самую гущу жизни народной, прониклись бы интересами ее, обогатив ее в то же время зачатками культуры, вынесенными из учебного заведения, устроенного среди полей и лесов, скромных медвежьих углов России. Таким образом, естественным путем пришел он к необходимости воспитывать учителей именно в той же атмосфере родных медвежьих углов, вдали от суеты и соблазнов городской жизни, дабы питомцы подобных школ чувствовали реальное биение пульса народного и не дичились бы бедноты и мрака деревенского» [11, с. 2].

Открытие семинарии состоялось в 1910 году, обеспечивая необходимыми кадрами города и села Смоленской и соседних губерний, а также внося значительный вклад в развитие женского образования [3]. И строительство, и ее содержание во многом велось на личные средства помещика, поэтому после смерти А.Н. Попова незадолго до открытия финансирование семинарии ежегодно сокращалось, принося дополнительные материальные и бытовые трудности. Однако, просуществовав до 1917 года, Соболевская семинария сохранила свою функцию, став педагогическим техникумом, а впоследствии училищем [4] и занимаясь подготовкой учительских кадров вплоть до 1956 г. [5].

Решая проблемы развивающейся системы образования, расширяя просветительскую деятельность по всей территории страны, благотворители и меценаты немаловажную роль отводили личности учителя и формированию его профессиональных навыков. Способствуя государству в претворении в жизнь образовательной реформы, они, наряду с прочими проектами, активно занимались профессией учителя. Поскольку основная задача была в наполнении открывающихся школ и училищ квалифицированными кадрами, работа преимущественно велась по учреждению новых педагогических институтов, семинарий и курсов. Но, кроме того, важное место отводилось профессиональному росту практикующих учителей, решению их методических проблем, в целях чего учреждались педагогические

советы, съезды, временные педагогические курсы, конференции и совещания, а также педагогические музеи.

Актуализируя опыт прошлого, стоит отметить ключевую роль учителя и в нынешних реалиях реформирования системы образования. Введение новых стандартов, методов обучения, средств и категорий оценивания результатов требует соответствующей подготовки молодых кадров и

переквалификации работающих учителей. В противном случае практика столкнется с проблемой несоответствия новых требований и реальных компетенций конкретного учителя, что нередко наблюдается в провинциальных школах. И в таких условиях качественный результат образовательной реформы всегда будет либо значительно ниже ожидаемого, либо фиктивным.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 192.

2. Вежлев А.М. Выдающийся русский педагог Д.И. Тихомиров. - Оренбург, 1962. - С. 56.

3. ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. № 2987. Список воспитанниц Соболево-Воробьевской женской семинарии. 3 л.

4. ГАСО. Ф. Р - 3017. Оп. 1. Д. 23. Л. 13.

5. ГАСО. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 84. Л. 11.

6. Гончаров М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России. - М.: Пробел-2000, 2015. - 480 с.

7. Кротов С.А. Киржач: Очерки истории. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. - 128 с.

8. Латышина Д.И. История педагогики: история образования и педагогической мысли: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - С. 384.

9. Педагогическое образование в России: становление и развитие: моногр. / под общ. ред. Л.Л. Редько; под науч. ред. В.В. Колпачева. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 279 с.

10. Полное собрание законов Российской Империи: Собр. 1. Т. 22. № 16057.

11. Смоленский вестник. - 1911. - № 183.

12. Смоленское губернское земское собрание. Журналы Смоленского губернского земского собрания. С приложениями. XXXII очередного с 12 по 21 декабря 1896 года и чрезвычайного с 1 по 4 марта 1897 года. - Смоленск: Паровая типо-литография Я.Н. Подзем-ского, 1897. - 1090 с.

13. Смоленское губернское земское собрание. Журналы Смоленского губернского земского собрания. С приложениями. XXXIV очередного 4-19 декабря 1898 года. - Смоленск: Паровая типо-литография Я.Н. Подземского, 1899. - 929 с.

14. Смоленское губернское земское собрание. Журналы Смоленского губернского земского собрания. С приложениями. Чрезвычайного 25-26 ноября 1905 года. - Смоленск: Ти-по-литография Я.Н. Подземского, 1905. - 27 с.

15. ТолоконниковД. Меценатство в России // Обозреватель-Observer. - 2005. - № 1. - С. 104114.

16. Яшина Г Меценатство в России: живы ли традиции прошлого? // Капитал страны. 13.07.09. URL: http://kapital-rus.ru/articles/artide/mecenatstvo_ v_rossii_zhivy_li_tradicii_ proshlogo (дата обращения: 05.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.