В.А. Абилькенова
УДК 179.1
Профессиональный успех в журналистике: трансформация смысла
Аннотация. Трансформация ценностного мира журналистской профессии в условиях корпоративизации СМИ затронула и одну из граней профессиональной этики - профессиональный успех. Критерии успеха в миссии корпорации-организации и миссии профессии нередко различаются как черное и белое. Формула успеха претерпела изменения.
Ключевые слова: профессиональный успех, профессиональная этика журналиста, корпоративная этика СМИ, дуализм.
Сегодня очень трудно согласиться с суждениями журналистов почти пятнадцатилетней давности об успехе в профессии: только если возвести эти суждения в категорию «должного».
- «Профессионал и человек, стремящийся к успеху, - это синонимы» (Л. Радзиховский) [1, 282];
- «...за уклонением от профессионального успеха стоит отсутствие профессионализма, стремление "тихой мышью" просидеть на своем месте» (В. Дымарский) [1, 282];
- «единственный показатель профессионализма - успех» (Ю. Пахотин) [1, 283].
Действительно, теоретически профессионалы «не позволяют себе быть простыми адаптантами, им не свойственна ориентация лишь на выживание, они ориентируются на успех, позволяющий подниматься по ступеням жизни, дела, профессии» [2,740]. Однако произошедшие изменения в аксиосфере журналистской профессии и современный дуализм, в котором умаляется значение профессиональной этики и чаще всего превалируют интересы корпорации-организации, с точностью до наоборот изменили «формулу успеха». Вряд ли сегодня можно ставить знак равенства между понятиями «профессионализм» и «успех», называть эти слова синонимами. Если пре-
жде между этими переменными была прямая зависимость, то сегодня - обратная.
Одна из причин подобной метаморфозы - трансформация самого понятия «профессионализм». Чтобы осмыслить суть изменений, достаточно проанализировать, как (не)соблюдаются нормы и принципы, зафиксированные в профессионально-этических документах российских СМИ. Или - сравнить универсальный «рецепт профессионализма» с реальным положением дел. По мнению Ю. В. Казакова, профессионализм в журналистике - «не просто работа в штате редакции или же способность подстраиваться под несложные интересы и незатейливые вкусы публики». Это склонность и способность журналиста:
- «отличать общественный интерес от элементарного человеческого любопытства (для начала), не поддаваться соблазну зарабатывать читательские и зрительские симпатии, «разгоняя» охлократические инстинкты; в любых ситуациях работать на культуру, а не на ее разрушение;
- последовательно, целенаправленно формировать и удерживать площадку выражения мнений, позволяющую - несмотря на смену политических и иных "ветров" - формироваться настоящей (а не имитационной, заместительной, политически-пропагандистской или задаваемой сиюминутной конъюнктурой бюрократии и бизнеса) «повестке дня» общества;
- последовательно защищать права, достоинство, репутации конкретных граждан, удерживая при этом в поле массового сознания рамочные установки международно-правового подхода к правам и свободам человека, не позволяя размыть их отсылками к национальной или религиозной «специфике» страны и ее народа;
- в случае серьезной угрозы общественной безопасности -не бояться и не лениться разгребать грязь (которую кроме журналиста в России зачастую разгребать просто некому), изо всех сил стараясь не перемазаться в ней, предохраняя доброе имя: собственное, своего издания, журналистской профессии в целом».
И вновь следует уточнить: обозначенный исследователем «рецепт профессионализма» - из разряда теории, из категории
«должного». Приметы профессионализма в современной журналистике иные. Например, - сервильность, «не скрываемая» и «воспринимаемая значительной частью молодых журналистов нормой жизни профессии» [4].
Характеризуя ситуацию в журналистике в целом, Ю. В Казаков отмечает, что журналистика как особая массовая профессия заканчивается, «схлопывается, сходит на нет или мутирует до состояния слияния с такими "смежниками" как "пиар", пропаганда, политтехнология в её массово-информационной оболочке». Редакторы при этом становятся не журналистами, а политиками. Влияние медиаменеджеров и собственников СМИ порождает конфликт корпоративных или личных интересов владельца с правом граждан на информацию, «проходит через редакцию и тяжело задевает свободу и ответственность журналиста» [5].
Такой диагноз объясняет появление в «формуле успеха» современной журналистики критерия, характерного для журналистики (и других профессий) советского периода. Сегодня этот критерий, как и много лет назад, аккумулируется «в области "государственного человека", лояльность которого к власти и господствующей идеологии была условием куда более значимым, чем любые имманентные и эксплицированные достоинства его профессиональной культуры» ... «В результате тот, кто заслуживал высокой оценки с точки зрения профессионального успеха, всячески старался свои успехи не очень-то демонстрировать, а тот, кто праведными и неправедными путями все же умудрялся снискать (объективно незаслуженно) такой оценки у власть предержащих, чаще всего не получал апробаций этой псевдооценки в своем профессиональном окружении» [2, 151].
И если «формула успеха» для миссии профессии очевидна: успех=профессионализм, то для миссии корпорации-организации характерны другие переменные: успех=лояльность, конформизм, сервильность.
Это успех «за счет подмены профессионального достоинства безропотным исполнительством, деперсонализацией и конформизмом, лояльности организации в ущерб нравственной независимости и критическому мышлению профессионала» -еще один содержательный признак трансформации ценностей
журналистской профессии в условиях корпорации как предприятия, в котором работает журналист. Напомним, что подобная подмена коснулась и других ценностей: профессионал - (стрелочка) «модульно-корпоративный человек», который «готов жертвовать своими интересами и жизненными притязаниями, а порой даже и идентичностью, во имя принадлежности к той или иной корпорации и тех выгод, которые подобная аффилиация сулит ему»; профессиональная этика - корпоративная этика; Служение Делу - «корпоративная лояльность»; миссия профессии - «выживание и динамическое развитие; профессиональные сообщества - «цеховые» союзы, организованные по разным основаниям и исповедующие весьма отличающиеся ценности и идеалы» [9, 763-769].
Итак, кризис такой ценности, как профессиональный успех, выражается в отсутствии этической идентификации, которая должна «стимулировать преодоление опасностей и соблазнов "грязной игры" и достижение желаемого успеха именно вследствие "честной игры", трудной "игры по правилам" [1, 270].
Каковы же в этой ситуации альтернативы морального выбора журналиста, «формула успеха» и критерии профессионализма которого не совпадают с ценностями корпорации-организации? Ведь, по сути, его профессиональные качества остаются невостребованными, неактуальными, не соответствующими требованиям времени, значит, и на успех он может не рассчитывать. Более того, в данном случае показателем профессионализма журналиста может быть именно не-успех, максимальная дистанция от успеха «любой ценой». Исключением, пожалуй, можно считать признание коллег, разделяющих одинаковые ценности и «правила игры» профессии - можно предположить, что эта ценность (профессиональное сообщество, «дух корпорации») в ситуации кризиса приобретает особое значение для журналиста, является своего рода поддержкой, ориентиром, позволяющим остаться в профессии, а не уйти, хлопнув дверью, тем более, что поводов для этого предостаточно. Возможно, такая стратегия поведения журналиста будет соответствовать этосу успеха, который предполагает противостояние «одновременно как модели выживания, т.е. отказу от
ориентации именно на успех, так и модели агрессивно-циничного успеха, противопоставляющей успех - этике» [2, 736].
В сети Интернет тема успеха в журналистике довольно популярна и изобилует различными рецептами, среди которых, на удивление, немало тех, что имеют этическую идентификацию (при том, что источники не являются академическими, скорее, это - случайная выборка).
Например, в статье «Как стать успешным журналистом? 6 советов начинающим» [7] находим: «Начало успеха лежит в трудолюбии и приобретении авторитета», «Не забывайте постоянно повышать свой профессиональный уровень», «Настоящий журналист - это еще и человек, который хорошо знает национальные и культурные традиции своего народа и старается их не нарушать», «Нужно быть уверенным в себе, однако, не забывать и о моральных нормах поведения и культурных ценностях».
Или - советы журналиста и фотографа, со-основателя Kloop.kg, одного из популярнейших новостных сайтов в Кыргызстане (Киргизии) Bektour Iskender в статье «Как добиться успеха в журналистике»: «Успех в журналистике может быть разным. Может быть успех в стиле Дмитрия Киселева - а он, по-своему, очень успешен, только то, чем он занимается, не называется журналистикой. Может быть успех в стиле, например, военных журналистов VICE News, которые, я уверен, сгребут не одну премию за свои репортажи из Украины. Их работа гораздо-гораздо ближе к тому, что я считаю журналистикой. Я надеюсь, что вы стремитесь к чему-то подобному. И если ваш ответ - "Да", то вам нужно запастись ещё двумя важными качествами. С одной стороны, вам нужно научиться подвергать любую информацию сомнениям и перепроверять самостоятельно. А с другой стороны - безоговорочно верить в принципы честности и беспристрастности, на которых держится качественная журналистика. Иногда одно качество противоречит другому (когда начинаешь подвергать сомнениям принципы журналистики, например), но таков парадокс нашей профессии, и вообще мир не идеален)» [6].
Свою «формулу успеха» изобрели участники Круглого стола «Молодёжная пресса XXI века: вопросы соответствия вызовам времени», организованного порталом YOJO.ru и Центром мультимедийной журналистики МГГУ им.М.А.Шолохова при поддержке Союза журналистов России: «Универсал + специалист + репутация = УСПЕШНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» [3].
Еще один совет - в статье «Курочка Ряба, или Практическая журналистика в вопросах и ответах»: «В любом случае за успехом и признанием всегда стоит конкретная журналистская работа, работа серьезная, общественно значимая и выполненная на высоком профессиональном уровне. Как показывает практика, популярными у читателей, зрителей становятся в первую очередь те журналисты, кто не боится вступить в полемику с властями, смело их критикует, кто поднимает наиболее острые и злободневные проблемы, волнующие большие группы людей. Именно на этом приобрели в свое время невероятную популярность журналисты телепрограммы «Взгляд»[8].
Этический компонент находим даже в шутливых «вредных советах» в статье «Успех к спеху, или как стать известным журналистом» [10].
- «Чем больше негатива в твоих текстах, тем более они читабельны. И плевать на резкий перевес в сторону негативной информации. Запомни! Ты - мачеха для своей родной республики и должен обо всех недостатках и проблемах (иногда мифических) трубить всем на свете. Пусть знают, какая плохая у тебя падчерица!».
- «Ты знаешь, что означает словосочетание "достоверный факт"? Если "да", то немедленно забудь! Подобные знания как лишний груз, мешающий воздушному шару подняться ввысь! Сбрось балласт! Услышав "сенсацию", озвученную пресс-службой двора, тут же напиши новость! Не стесняйся домысливать, гиперболизировать и драматизировать. Это твоя работа. Особенно эффективна фальсификация исторических фактов».
- «Очень нужные навыки в журналистике - склонность к компиляции и плагиату. Инструкция: берешь чужой текст, но "забываешь" взять фамилию автора. Зачем нам лишние хлопоты? Человек ходил, собирал информацию, расшифровывал диктофонную запись, делал фото и писал текст, а ты сидишь
на кресле-троне и легким движением меняешь черные буквы, которыми подписан материал. Соблюдение авторских прав -это пережиток старины, вчерашний день! Перед тем, как следовать этому пункту, не забудь отключить кнопочку с надписью "Совесть", а то вдруг сработает в ненужный момент и останешься ты без гонорара и известности».
- «Кроме ненужных никому правовых норм, есть в журналистике и не менее ненужные этические нормы. Представь: на сверхсерьезной конференции должностное лицо пролило на брюки минералку. Как об этом можно умолчать?! Особенно эффектно будет, если намекнешь на то, что чиновник занервничал, и у него начали трястись руки, как у страдающего болезнью Паркинсона, вследствие чего стакан выпал. А еще, обязательно носи с собой диктофон и скрытую камеру и втихаря записывай все разговоры и ситуации, вдруг пригодится! Конфиденциальность источника ты сохранять не должен, пусть даст тебе нужную информацию, потом можешь его полить бензином и сжечь».
- «Тебе не взобраться на самую высокую ступень карьерной лестницы, если будешь молча выполнять свою (а иногда бесплатным приложением и чужую) работу. Бесполезный сизифов труд. указывай на недочёты коллег. Пусть руководство знает, кто тут самый крутой стахановец, выполняющий наибольший объем работы».
- «Обязательно будь ангажированным, то есть активно лоббируй чьи-то интересы. Чьи? Безошибочный вариант - носи с собой линейку и измеряй ширину кошелька. Чем "пузатей" кошелёк, тем ближе должны быть интересы этого чувака тебе. Стань его рупором или мясорубкой в его руках. Техника не собака, верность не гарантирует, так что если кто-то решит перекупить тебя, можешь "разжевать" и руку хозяина».
- «Текст - это блюдо. Эмоции журналиста в этом случае -приправа. Приправы много не бывает! Все свои мысли и нелепые прогнозы преврати в слова, тогда тебя будут называть блестящим аналитиком, а твои тексты будут изучать на факультетах журналистики. Журналист может распространять лишь информацию, подтвержденную тремя разными источни-
ками. У тебя есть оптимальный выход - напиши "как сказал очевидец". Проблема решена. А был ли источник?».
- «Профессиональные права и обязанности, методологию работы и опыт старших коллег знать незачем. Ты умеешь пользоваться носовым платком, стучать по компьютерным клавишам и думать, что знаешь всё. Продавай совесть, предавай принципы, обменивай золото на бижутерию. Бижутерия крупней, её заметят все. Дешевое изделие будет сверкать разноцветными камушками, пока золото скромно блестит двумя бриллиантами - профессионализмом и мастерством».
- «По-прежнему хочешь стать успешным журналистом или хорошим журналистом? Найди антонимы всех 13 пунктов (не обошлось без магии чисел!) и поступи так, как вел себя в детстве, когда перебегал дорогу на красный свет, ел сладости вместо каши и втихаря смотрел "запретный" мультфильм о по-кемонах...».
Итак, успех с точки зрения миссии корпорации-организации фактически потерял свою этическую идентификацию и стал неприемлемым для журналиста, ориентирующегося в своей деятельности на профессиональную этику. Для него в ситуации ценностного кризиса успех выражается в признании его профессионализма авторитетными коллегами, пусть даже это признание - не официальное и не гласное.
Впрочем, кризис ценности успеха не такой уж безнадежный. «Формулы» и «рецепты» успеха, опубликованные в Интернете, обнадеживают: этическая природа успеха в них - не чужая.
Список литературы
1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста / Предисл. А.К. Симонова. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок / Монография. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2005.
3. ЖУРФИКС или Формула успеха молодого журналиста. [Электронный ресурс]. URL: http://yojo.ru/?p=11926 (дата обращения 14.04.16).
4. Казаков Ю.В. В России есть журналисты, но нет журналистики? // media.utmn.ru : сайт отделения журналистики ТюмГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://media.utmn.ru/Nb-rary.php?book=1423 (дата обращения: 13.06.11).
5. Казаков Ю.В. Кодекс как миф и как мир: реплики к «перезагрузке» (заметки со съезда «не победителей») // Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42 / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.
6. «Как добиться успеха в журналистике». [Электронный ресурс]. URL: http://thequestion.ru/questions/32430/kak-dobitsya-uspekha-v-zhurnalistike (дата обращения 14.04.16).
7. «Как стать успешным журналистом? 6 советов начинающим». [Электронный ресурс]. URL:http://lifelineenergy.com.u-a/rubriki/uspex/kak-stat-uspeshnym-zhurnalistom.html (дата обращения 14.04.16).
8. «Курочка Ряба, или Практическая журналистика в вопросах и ответах». [Электронный ресурс]. URL: http://www.shi-shkova-shipunova.ru/category.php?id=67 (дата обращения 14.04.16).
9. Согомонов А.Ю. Профессия и Университет как корпорации // Самоопределение университета: путь реально-должного. Коллективная монография / Под ред. В.И.Бакшта-новского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2008.
10. «Успех к спеху, или как стать известным журналистом». [Электронный ресурс]. URL: http://freelance90.livejour-nal.com/10127.html (дата обращения 14.04.16).