Научная статья на тему 'Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел'

Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / PROFESSIONAL STRESS / РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE HEADS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGY / ПСИХОДИАГНОСТИКА / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряхина М. В., Кобозев И. Ю.

В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей органов внутренних дел. На материале анализа показателей психодиагностических методик в группах руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса выделены психологические факторы, оказывающие влияние на предмет исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional stress of the heads of law-enforcement bodies

The results of the research of the intensity of professional stress of the heads of law-enforcement bodies are presented. The psychological factors influencing the object of research are singled out on the basis of the material of the analysis of the indicators of psychological diagnostics techniques in the groups of the heads with high and low intensity of professional stress.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел»

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

80

Тьютор — больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консультант, что требует больше навыков, чем знаний [3].

Полагаем необходимым предложить следующие выводы.

1. Не все слушатели, адъюнкты, соискатели, курсанты ведомственных колледжей должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, только желающие что-то узнавать самостоятельно, вне программы обучения. Мотивация к самообразованию может формироваться в условиях, в которых может проявляться самостоятельность.

2. Нецелесообразно совмещать занятия и тьюторские консультации, поскольку у слушателей, адъюнктов, соискателей, курсантов ведомственных колледжей была возможность различать образовательные пространства, где они должны обучаться и самообразовываться.

3. Тьютором может стать тот, кто не только готов поддерживать слушателя, адъюнкта, соискателя, курсанта ведомственного колледжа в разрешении интересующих их вопросов, но и вместе с ними включаться в поиск ответов.

Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

Список литературы

1. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. М., 2002.

2. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство. URL: http: //www.mioo.ru (дата обращения: 28.08.2012).

3. Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения. Томск, 1996.

4. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска. Томск, 1996.

5. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М., 2005.

E-mail: [email protected]

М.В. ПРЯХИНА,

профессор кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук, доцент

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

И.Ю. КОБОЗЕВ,

преподаватель кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

Профессиональный стресс руководителей

органов внутренних дел

В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей органов внутренних дел. На материале анализа показателей психодиагностических методик в группах руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса выделены психологические факторы, оказывающие влияние на предмет исследования.

Профессиональный стресс, руководители органов внутренних дел, копинг-поведение, копинг-стратегии, психодиагностика, механизмы психологической защиты.

Профессиональная деятельность руководителей органов внутренних дел МВД России протекает в условиях высокой психической напряженности, что способствует формированию выраженных длительных дезадаптивных состояний. Хронический стресс ведет к увеличению риска развития некоторых заболеваний стрессовой этиологии — «болезней стресса» (сердечнососудистые, язвенные болезни, невротические состояния и др.), а также влечет целый ряд социально-экономических и социально-психологических последствий: текучесть кадров, неполное и несвоевременное выполнение поставленных задач, снижение удовлет-

воренности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств руководителей [3, 8, 12]. В целом это приводит к снижению эффективности функционирования полиции как социального института.

Характер, частота и выраженность отрицательных проявлений во многом зависят от силы (интенсивности) испытываемого нервно-эмоционального напряжения и подготовленности к его преодолению. Поэтому оценка и мониторинг интенсивности профессионального стресса руководителей органов внутренних дел является одной из важнейших задач психологического обеспечения служебной деятельности.

Не существует однозначного определения понятия «профессиональный стресс», нет и четких теоретических посылок и определений базовых понятий в этой области. В международной классификации болезней (МКБ-10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику и определяется как стресс, связанный с трудностями управления своей «профессиональной жизнью» [1, 6].

В качестве основного методологического подхода к предмету нашего изучения использовался трансактный подход к исследованию профессионального стресса, предложенный Р. Лазарусом [14, р. 278—327], заключающийся в анализе субъективной значимости ситуации и способов, посредством которых личность преодолевает трудности. Трансакция между средой и индивидуумом будет восприниматься последним в качестве стрессовой в той мере, в какой он оценивает окружающую обстановку как «чреватую неприятностями» и соотносит свою способность справиться с ними.

Хроническая стрессогенность профессиональной деятельности требует от руководителя органов внутренних дел больших резервов психики, самообладания, навыков саморегуляции и налагает повышенные нагрузки на такое интегративное образование как защитно-совладающее поведение. С учетом этого представляется целесообразным совместное рассмотрение проблемы профессионального стресса и защитно-совладающего поведения руководителя органа внутренних дел.

Феноменология психологической защиты и совладания (или копинга, от англ. to cope — «совладать», «преодолевать») широко представлена в рамках зарубежных теорий личности, трансактного анализа, гуманистической психологии, социального учения, учения об общем адаптационном синдроме, когнитивной и психоэволюционной теориях стресса [5; 14, р. 278-327].

В результате теоретических и экспериментальных исследований было доказано, что

для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося личностного опыта и психологических резервов (личностных ресурсов или копинг-ресурсов) [10, с. 68—78]. Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.

Различные чрезвычайные ситуации, возникающие в работе органов внутренних дел (самоубийства, гибель личного состава, нарушение законности), и негативные проявления (психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация, низкая эффективность руководства в нестандартных, опасных для жизни ситуациях) прямо или косвенно связаны с несформиро-ванностью адаптивного копинг-поведения у руководителей органов внутренних дел, использованием ими неадекватных или деза-даптивных копинг-стратегий и «слабостью» личностно-средовых копинг-ресурсов.

В 2010—2011 гг. нами были обследованы 104 руководителя различных подразделений органов внутренних дел из 50 регионов России. Возраст, пол, стаж в должности руководителя органов внутренних дел явились объективными характеристиками, на основе которых формировалась выборка.

В состав тестов, использованных нами для проведения психодиагностического обследования руководителей органов внутренних дел, вошли психодиагностические методики исследования интенсивности профессионального стресса и стресс-факторов профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел [2, 13]; методики исследования копинг-стратегий и механизмов психологической защиты [8, 9]; методики исследования индивидуальных и профессионально-личностных особенностей руководителей органов внутренних дел [4; 7; 11, с. 260-280].

Интенсивность профессионального стресса у руководителей органов внутренних дел мы оценивали при помощи опросника ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание») [2].

Общее число руководителей органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса составило 23 % от общего числа обследованных, в то время как число руководители с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса составили 85 %. Полученные данные указывают на высокую стрессогенность профессио-

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

нальной деятельности руководителей органов внутренних дел и наличие у большинства из них профессионального стресса высокой и средней интенсивности.

Руководители органов внутренних дел с выраженной высокой интенсивностью профессионального стресса, по сравнению с руководителями, имеющими низкую интенсивность профессионального стресса, по данным опросника ОПРВ, имеют более высокие значения по шкалам «Эмоциональное истощение» и «Напряженность в работе», более высокое стремление к профессиональному развитию и самосовершенствованию, при этом меньше пользуются помощью и психологической поддержкой коллег и показывают более худшие показатели по шкалам «Общая самооценка» и «Состояние здоровья и общая адаптация». Последние показатели и определяют основные проявления высокой интенсивности профессионального стресса у руководителей органов внутренних дел.

Структуру ведущих стресс-факторов профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел, приводящих к высокой интенсивности профессионального стресса, мы классифицировали по семи группам противоречий: профессиональные, организационные, коммуникативные, креативные, материальные, социальные, этические [13]. По значимости и полноте проявления в профессиональной деятельности руководителя наиболее стрессогенными являются группы организационных, коммуникативных, креативных и этических противоречий.

Наиболее стрессогенными (по абсолютной величине) факторами профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел являются сложность деятельности (значение 7,83, группа профессиональных противоречий), нерациональная продолжительность рабочего дня (значение 8,58, группа организационных противоречий), невозможность влиять на процесс принятия важных решений в организации (значение 8,63, группа коммуникативных противоречий), подготовка и оформление большого количества ненужных бумаг и документов (значение 8,71, группа креативных противоречий), не соответствие вознаграждения за работу вознаграждениям, выплачиваемым в других организациях за ту же работу (значение 8,04, группа материальных противоречий), частичное невыполнение законодательства о труде (значение 9,63, группа социальных противоречий), направленность внешней политики руководства предприятием преследует на монополистические цели и личные интересы, а не на государственные, гуманистические, высоконравственные цели

(значение 8,83, группа этических противоречий). Указанные стресс-факторы являются ведущими в формировании высокой интенсивности профессионального стресса руководителей органов внутренних дел.

Руководители органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса показали достоверно более низкие показатели использования активной адаптивной копинг-стратегии «ассертивные действия», вместе с тем нами были отмечены достоверно более высокие показатели использования пассивных стратегий, таких как осторожные действия, избегание, мани-пулятивной стратегии «непрямые действия», а также активной дезадаптивной стратегии «асоциальные действия».

В целом подгруппа руководителей органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса достоверно отличается по 5 из 9 (55,56 %) показателей использования копинг-стратегий от руководителей органов внутренних дел с низкой интенсивностью профессионального стресса, что указывает на существенные отличия их копинг-поведения. Полученные данные позволяют предположить, что причиной высокой интенсивности стресса руководителей органов внутренних дел является преимущественное использование ими в своей профессиональной деятельности пассивных и дезадаптивных копинг-стратегий, приводящих не к решению, а к углублению имеющихся проблем.

Помимо ведущих копинг-стратегий у руководителей органов внутренних дел с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса мы исследовали особенности функционирования их механизмов психологической защиты. Полагаем, существование тесной взаимосвязи копинг-поведения руководителей органов внутренних дел и функционирования их механизмов психологической защиты очевидно, поскольку само копинг-поведение человека во многом строится на его личностных особенностях использования механизмов психологической защиты. Поэтому далее мы исследовали степень выраженности различных механизмов психологической защиты у руководителей органов внутренних дел.

Руководители с высокой интенсивностью профессионального стресса имеют показатели напряжения всех механизмов психологической защиты выше по абсолютному значению, чем руководители с низкой интенсивностью профессионального стресса, что подтверждает их дезадаптивное состояние. В профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел с низкой

Профессиональное продвижение

интенсивностью профессионального стресса в меньшей степени присутствуют такие механизмы психологической защиты, как регрессия, компенсация, проекция, замещение и реактивные образования.

По результатам теста Р. Кеттелла достоверные различия по индивидуально-личностным особенностям в подгруппе руководителей с высокой интенсивностью профессионального стресса выявлены всего по трем из 17 факторов (17,7 %), которые указывают на большую напряженность, раздражительность и фрустрированность таких руководителей в сравнении с руководителями, показывающими низкую интенсивность профессионального стресса.

Согласно данным теста «Якорь карьеры», руководители органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса имеют невысокую заинтересованность в профессиональной компетентности; ориентацию на безопасность и стабильность места службы; недостаточную интегрирован-ность различных сторон жизни (семья, карьера, саморазвитие); не стремятся искать пути решения возникающих проблем и показывают более слабое стремление к повышению уровня профессионального образования, чем руководители с низкой интенсивностью профессионального стресса.

Результаты исследования профессиональных установок руководителей органов внутренних дел показали, что высокой интенсивности их профессионального стресса способствует более слабая выраженность профессиональных установок на регулирование взаимоотношений и профессиональное совершенствование и престиж профессии по сравнению с руководителями с низкой интенсивностью профессионального стресса.

По результатам исследования профессионально важных качеств личности (ПВК), у руководителей органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса отмечается завышенная самооценка по нравственно-ценностной ориентации личности и эмоционально-волевым качествам личности, в то время как по остальным группам ПВК

отмечается адекватная самооценка. В целом, исходя из результатов сравнения оценок ПВК экспертами в различных группах руководителей, невозможно достоверно дифференцировать руководителей органов внутренних дел с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса.

Анализ гендерных различий в группе руководителей органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса позволил сделать вывод о большей подверженности профессиональному стрессу руководителей-мужчин. По остальным полученным нами психологическим показателям достоверных различий выявлено не было, что указывает на незначительные их различия у руководителей-мужчин и руководителей-женщин и позволяет не рассматривать их показатели по отдельности.

На следующем этапе нашего исследования с целью выделения психологических факторов, влияющих на интенсивность профессионального стресса руководителей органов внутренних дел, полученные психо-

Самоотождествление с управленческой деятельностью

Ответственность за дело

- ДП = 25,2 % «самореализация

через управленческую деятельность»

Доминантность

Креативность

Взаимодействие

Компетентность

Независимость

р2 - ДП = 22,2 % «творческий подход к деятельности»

/ Работа

1 на систему

Неудовлетворенность достигнутым

Прямые действия

Высокая самооценка

Рз - ДП = 14,9 % «установка на достижение успеха в деятельности»

Вызов

Самообладание

Ориентация на

успех

Интеграция стилей жизни

Самосовершенствование

Сниженная нормативность поведения

Экспрессивность

р4 - ДП = 11,7 %

«установка на интеграцию всех сторон жизни»

Ч_' _

I

Р5 - ДП = 11,1 % «готовность к реализации интуитивных решений»

Рис 1. Факторная структура психологических показателей у руководителей органов внутренних дел с низкой интенсивностью профессионального стресса

Повышенный радикализм

Импульсивность

83

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

84

Непринятие ответственности на себя

Игнорирование проблем

диагностические данные были подвергнуты математико-статистической процедуре факторного анализа.

Содержательный контекст факторов у руководителей органов внутренних дел с низкой интенсивностью профессионального стресса указывает на их личностную зрелость и стремление к самореализации в управленческой деятельности (рис. 1).

В то же время содержательный контекст факторов у руководителей органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса указывает на их личностную незрелость, агрессивное поведение, формализм в деятельности, отсутствие гибкости при решении служебных задач и неспособность к самостоятельному их решению (рис. 2). Кроме того, факторная структура у руководителей с низкой интенсивностью профессионального стресса обладает более высокой степенью ин-тегрированности структуры, что подтверждает объединение большего числа переменных в меньшее число факторов. Суммарная дисперсия пяти факторов (85,4 %), выделенных в этой группе руководителей органов внутренних дел, существенно выше суммарной дисперсии шести факторов (75 %) группы руководителей с высокой интенсивностью профессионального стресса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исходя из специфики профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел, можно выделить большое количество как общих, так и специфических стрессоров, способных держать руководителей в постоянном напряженном состоянии, приводящем к целому ряду негативных последствий и в конечном итоге существенно снижающем эффективность их управленческой деятельности. Успех деятельности правоохранительных органов в целом зависит от умения руководителей органов внутренних дел планировать свое рабочее время, их способности устанавливать приоритетность за-

Несдержанность

Непринятие ответственности за конечный результат

Осторожные действия

Отсутствие стремления к новому

Смелость

Отсутствие стремления к самостоятельному решению проблем

дач, правильно распределять усилия. Кроме того, высокую значимость в управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел имеет владение и использование в профессиональной деятельности методов диагностики, преодоления и психопрофилактики профессионального стресса. Эта способность является одной из составляющих профессионализма и в условиях реформирования должна учитываться в первую очередь при отборе кадров в резерв на выдвижение или при назначении на руководящую должность. Для формирования этой способности необходим теоретически обоснованный подход и практическая программа обучения руководителей органов внутренних дел активному адаптивному копинг-поведению и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных и нестандартных, экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.

F1 - ДП = 18,9 % «личностная незрелость» V-

г Е2 - ДП = 14,2 % «агрессивное поведение в деятельности» V У

/ Приземленность

/ Регрессия

\

Асоциальные действия

Агрессивные действия

Нежелание самосовершенствования

Е3 - ДП = 12,8 % «подозрительность и осторожность в решении служебных задач»

Подавление

Подозрительность

Пассивность

Формальное образование

Е5 - ДП = 10,8 % «отсутствие гибкости при решении служебных задач»

Е6 - ДП = 9,9 % «неспособность к самостоятельному решению служебных з адач»

Прямолинейность

Замещение

Отрицание

Рис 2. Факторная структура психологических показателей у руководителей органов внутренних дел с высокой интенсивностью профессионального стресса

Список литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и практические проблемы. М., 2006.

2. Винокур В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»). СПб., 2009.

3. Турвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

4. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2007.

5. Корытова Т. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Иркутск, 2007.

6. МКБ (10-й пересмотр). Класс Y. Психические расстройства и расстройства поведения ^00^99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть II. Перечень диагностических рубрик. Переходная таблица из МКБ-9 в МКБ-10. ВОЗ. Ростов н/Д., 1999.

7. Почебут Л.Т., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. СПб., 1997.

8. Психофизиология: учеб. для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. СПб., 2006.

9. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. проф. В.Ю. Рыбникова , проф. С.В. Чермянина. СПб., 2009.

10. Рыбников В.Ю. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Аша-нина // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008. № 1.

11. Чугунова Э.С, Багджюнене Д.М. Профессиональные установки руководителей коллективов // Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси, 1990.

12. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2008.

13. Шлыкова Н.Б. Методика-тест для оценки ценностных ориентаций и противоречий между личностью и работой. Тверь, 2001.

14. Lazarus R.S., Launier R. Stress — related transaction between person and environment // L.A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in interactional psychology. N-Y., 1978.

E-mail: [email protected]

[email protected].

В.А. РЕБРИИ,

доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

кандидат философских наук, доцент (Академия управления МВД России)

Т.А. БОНДАРЕНКО,

доцент кафедры уголовного права и криминалистики, кандидат психологических наук, доцент (Дальневосточный институт МВД России)

Престиж полиции и удовлетворенность полицейского службой: методика оценки и пути их повышения

В статье рассматриваются и сопоставляются два достаточно близких, хотя и несовпадающих понятия, относящихся к профессии полицейского - престиж службы и удовлетворенность ею самих служащих.

Престиж полиции, удовлетворенность полицейского службой, методика оценки, правоохранительная деятельность, степень удовлетворенности службой.

Согласно словарю удовлетворенность — обобщенная в сознании индивида совокупность восприятия и оценки им условий своей социальной жизни, ее качества; в отличие от этого, престиж (prestige (франц.) — обаяние, очарование) — сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов, явлений, их позиции в обществе, свойств и характеристик [7, с. 245-246, с. 417-418].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.